Развитие вокально – певческих навыков у детей через исполнение произведений русского фольклора
статья (старшая группа) на тему

Акимова Марина Юрьевна

Пение – один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности, который может дать им очень много. В нем заключен большой потенциал эмоционального, музыкального и познавательного развития. Какую гамму чувств, палитру настроений пробуждает хорошая песня! В песне человек черпает творческие силы, веру в себя и доброту. Поистине, она поддерживает нас и в горести, и в радости. Особое волнение и трогательно-радостное ощущение вызывает песня в исполнении детей, а потому очень важно научить детей петь и полюбить песню. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx27.06 КБ

Предварительный просмотр:

М

 

Доклад на тему : 

« Развитие вокально – певческих навыков у детей через исполнение произведений русского фольклора».

 

 

Пение – один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности, который может дать им очень много. В нем заключен большой потенциал эмоционального, музыкального и познавательного развития. Какую гамму чувств, палитру настроений пробуждает хорошая песня! В песне человек черпает творческие силы, веру в себя и доброту. Поистине, она поддерживает нас и в горести, и в радости. Особое волнение и трогательно-радостное ощущение вызывает песня в исполнении детей, а потому очень важно научить детей петь и полюбить песню. 

Пение – одна из основных форм работы на музыкальных занятиях. Это фундамент для развития внутреннего слуха. Музыкальный слух есть у всех без исключения нормальных и здоровых людей, другое дело, что уровень развития музыкального слуха у всех людей разный, от очень слабого до абсолютного, а потому он поддается тренировке и развитию.

, Решающую роль в общем развитии музыкального слуха следует отвести вокальной моторике, т.е. пению. В.В. Каменский считал, что голосовой аппарат является не только исполнителем, но и в такой же мере участником формирования музыкального слуха и памяти. Дошкольники чаще всего показывают не плохой слух, а плохую координацию слуха и голоса, т.е. неправильное голосообразование. Если ребенок не проявляет ярких музыкальных способностей, то в первую очередь занятия пением более всего приносят пользу.  Пение доставляет поющему удовольствие, упражняет, развивает его слух, дыхательную систему, которая связана с сердечнососудистой, следовательно, ребенок невольно занимается дыхательной гимнастикой, укрепляя свое здоровье. Здоровое, яркое, эмоционально богатое звучание голоса выражает здоровый физический и психический тонус организма. Научно обоснованно, что регулярно занимаясь пением, человек укрепляет свое физическое и психическое здоровье, и звучание его голоса – показатель этого здоровья. 

Н.А. Ветлугина  исследовала певческие возможности голоса дошкольников, и программа по музыкальному воспитанию детей, как правило, давала установку на ограниченный диапазон детских голосов в разных возрастных группах. Распределение выглядело примерно следующим образом: дети трехлетнего возраста могут петь от ре1 до ля1, дети пятилетнего возраста – от ре1 до до2, дети шести-семилетнего возраста – от до1 до ре2. Между тем научные данные новейших исследований позволяют по-иному взглянуть на постановку и развитие певческих голосов дошкольников. Акцент делается на приоритетное использование в пении фальцетного регистра и на естественные границы этого регистра, а также на связь разработки всего звучащего диапазона.

Развитие вокальных навыков детей мы выбрали приоритетом в своей работе и поставили цель: развивать вокально-певческие навыки детей через исполнение произведений русского фольклора. Задачи:

  • Развивать умение детей исполнять вокальные произведения чистым, протяжным звуком.
  • Научить слушать музыкальный звук, воспринимать и различать его высоту, тембр, силу, продолжительность.
  • Воспитывать интерес к русским народным праздникам и традициям.

На музыкальных занятиях во всех возрастных группах обязательно включаем русский песенный фольклор – попевки, песенки, прибаутки. Интересное содержание делает их незаменимыми в работе над протяжным пением, хорошей дикцией. В ясельных группах развитие звуковысотного слуха начинаем с формирования слуховой сосредоточенности, т.е. с выработки умения вслушиваться в музыку. Проигрывая на фортепиано или металлофоне русские народные песенки, потешки («Петушок», «Ладушки» и другие плясовые мелодии), учим детей реагировать на начало и окончание музыки. «Заиграет музыка, и детки полетят как птички, а кончится – детки сядут». 

Следующий этап в работе – слушание музыки. Дети с удовольствием слушают и запоминают русские народные мелодии, что дает возможность закреплять представление детей о звучании низкого и высокого регистров. Часто вносим игрушки для создания звуковых образов: поет маленькая птичка, пищит мышка, играет дудочка, рычит медведь. Также включаем в музыкальные занятия дидактические игры, например, «На чем играем?» – звучит запись оркестра русских народных инструментов, если музыка в низком регистре, дети играют на бубнах, если в верхнем – на погремушках. Стараемся связать звучание контрастных регистров с величиной игрушек: кукла маленькая звонко поет, а волк поет грубым голосом. Предлагаем подпевать звукоподражания, используя такие игры, как «Где мои детки?», «Кто как кричит?». Одну и ту же попевку можно использовать во всех возрастных группах, усложняя музыкальное задание. Например, играя попевку «Сорока» в низком, среднем и высоком регистре, учим младших дошкольников различать звуки по высоте. Детям постарше предлагаем петь, выделяя гласную на четверть, прохлопать ритмический рисунок. В старшем возрасте эту попевку дети поют в разных тональностях и учатся играть на металлофоне. Для пения и распевания голоса берем попевку «Скок-поскок», она помогает закрепить у детей понятие о ниспадающем движении мелодии, вырабатывает легкость, подвижность голоса. Также песенки «Патока с имбирем», «Андрей-воробей», «Заинька-зайка», «Петушок», «Дождик», «Ворон» удобны для задания «пение по цепочке», когда ребенок, спев музыкальную фразу, как бы передает песню товарищу. 

Русская народная песня обладает огромной художественно-воспитательной ценностью. Родная песня обогащает детей музыкальными образами, формирует художественный вкус ребенка, обогащает речь типично народными выражениями, эпитетами, поэтическими оборотами: травушка-муравушка, трава шелковая, зимушка-зима, девицы-красавицы, ходила младешенька по борочку, брала, брала ягодку земляничку, сама в пляску я пойду, рассыплюся яблонькой.. Несмотря на то, что в песнях есть незнакомые современным детям или звучащие непривычно слова: коромысел, грать, сенички, дети проявляют живой интерес к содержанию, быстро запоминают текст, а, верно поняв смысл таких слов, быстро находят им синонимы.

Игры с использованием детского фольклора имеют важное значение в музыкальном воспитании детей: развивают устойчивость интонации в пении, умение согласовывать пение с движением. Они могут проводиться без музыкального сопровождения вне музыкальных занятий под руководством воспитателя. Все эти методические приемы помогают лучше узнать индивидуальные возможности детей. 

Фольклорные песни позволяют применять такой прием, как пение без сопровождения, что дает возможность детям вычленять слухом и свой голос, и голоса товарищей и верно подстраиваться в общее звучание. Детская народная песня обычно имеет очень простой музыкальный строй и почти не требует сопровождения инструмента. Мелодии этих песен быстро запоминаются и легко воспроизводятся, позволяя сопровождать песню танцевальными движениями. Кроме того, народную песню ребенок может использовать в игре сам, копируя действия взрослых и включаясь тем самым в систему социальных ценностей.

Русская песня и слово хорошо вписываются в любой детский утренник. В праздничные концерты к 8 марта, к 9 мая включаем в программу русские народные песни «Во деревне было в Ольховке», «Ехал казак…». Сколько радостных эмоций вызывают эти номера – зрители подпевают, скандируют, кричат «Браво!».

Основываясь на своем опыте, можем сказать, что русский фольклор близок по духу нашим детям. Русская песня, русское поэтическое слово становятся близкими им и любимыми ими, способствуют воспитанию в детях любви к Родине, к родной природе, национальному искусству, развитию интереса к истории народа, его быту.  

Таким образом, используя русский народный фольклор в своей работе с детьми, добились следующих результатов: дети исполняют произведения напевно, чистым, протяжным голосом, владеют различными средствами выразительности голоса, у детей развивается ритмический слух, гибкость голосового диапазона, артикуляционная моторика. Все это позволяет оптимизировать эмоциональное состояние детей, развивает их коммуникативные качества и творческие возможности, повышает самооценку, развивает эмпатические чувства.

,

 




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие вокально-певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста

Пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке;  обогащаются переживания ребенка, эмоциональная отзывч...

Развитие вокально-певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста

Пение является важным средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармонического развития ребенка....

Опыт работы по теме: «Развитие вокально - певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе работы по ознакомлению с произведениями русского фольклора»

Здесь представлен мой опыт работы по теме: «Развитие вокально - певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе работы по ознакомлению с произведениями русского фольклора». ...

Квалификационная работа «Развитие вокально-певческих навыков у детей дошкольного возраста» для детей 5-7 лет

Цель : развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста, овладение вокальными навыками, формирование музыкальной культуры личности как неотъемлемой части духовной культуры....

"Развитие вокально - певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста".

статья описание педагогической технологии "Развитие вокально - певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста"....