Использование метода моделирования для реализации задач области «Художественное творчество»
учебно-методический материал по аппликации, лепке (младшая группа) на тему
В статье описано, как применять метод моделирования на занятиях по художественному творчеству. Также приведен пример фрагмента занятия и его самоанализ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_1.docx | 22.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование метода моделирования для реализации задач области «Художественное творчество»
Воспитатель 1 кв.категории Л.Л.Губаева
В дошкольном детстве ребёнку приходится разрешать всё более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями.
По мере развития любознательности, познавательных интересов мышления детей, освоения ими окружающего мира всё чаше прибегаем к использованию моделей, схем, мнемотаблиц и т.д. Ребёнок ставит перед собой познавательные задачи, ищет объяснения замеченным явлениям, рассуждает о них и делает выводы.
Используя метод моделирование в художественном творчестве (лепке, рисовании, аппликации), он в доступной и понятной форме, шаг за шагом дает понять ребенку, как нужно выполнять то или иное действие т.к не перегружен излишней информацией. А еще метод моделирования широко используется в конструировании оригами.
Во время обучения детей оригами я использую следующие методы и приёмы: показ с проговариванием действий, устную инструкцию, демонстрацию схемы выполнения поделки. Важно во время применения любого из приёмов использовать правильную общепринятую терминологию. Даже при обучении детей младшего возраста нужно оперировать такими терминами как: угол (называя его пространственное расположение), сторона, центр, линия, диагональ. В младшем возрасте эти понятия накапливаются в пассивном словаре, что в последующем облегчает раскрыть понятийную сторону терминов и их усвоение и умение применять в деятельности.
Для создания мотивации использую игровые приёмы, проблемные ситуации, ролевые игры. Для создания творческой атмосферы применяю художественное слово.
Хочу поделиться с коллегами эффективным приемам работы на основе наглядного моделирования в НОД в художественном творчестве .
Фрагмент НОД . Область «Художественное творчество»
Задачи:
1.Помочь детям в упорядочивании и систематизации познавательной информации об окружающем;
- Учить последовательности, логичности при выполнении работы;
- Развивать мышление, внимание, воображение и зрительную память;
- Развивать мелкую моторику у детей;
- Формировать навыки адаптации в современном обществе.
Приветствие: Здравствуйте ручки хлоп, хлоп, хлоп.
Здравствуйте ножки хлоп, хлоп, хлоп.
Здравствуйте гости (машут рукой)
Часть I. Введение в игровую ситуацию.
Воспитатель (с игрушкой) : «Ребята, посмотрите, сегодня я пригласила к нам в гости моего друга - Лунтика. Лунтик очень любит играть с пирамидкой. И сегодня он пришёл к нам поиграть в эту игрушку».
- Ребят смотрите пока нас не было Лунтик разобрал пирамидку, пойдемте ему поможем собрать.
(Дети с помощью воспитателя собирают пирамидку, вспоминая основные цвета).
Часть II. Изготовление аппликации.
Воспитатель: «Сегодня мы с вами сделаем пирамидки для Лунтика из цветной бумаги.
Объяснение этапов изготовления работы.
Воспитатель: «А теперь давайте разберём как мы будем делать подарки нашему гостю-Лунтику. Для этого подойдём к магнитной доске». Мы рассмотрим схему последовательности изготовления пирамидки, что сначала, что потом.
- Какого цвета кольцо мы будем клеить первым?.....
(Воспитатель рассматривает вместе с детьми пирамидку, уточняем форму и величину её частей. Называем цвета элементов пирамидки. Вместе с детьми определяет последовательность наклеивания деталей.)
Изготовление аппликации. (музыка)
Дети приступают к изготовлению аппликации.
В процессе работы воспитатель направляет действия детей, задавая вопросы о порядке наклеивания, помогает некоторым детям правильно расположить и наклеить фигуры.
Воспитатель: «Какие вы молодцы, ребята! Смотрите, а какой Лунтик у нас весёлый! Какие замечательные подарки вы ему сделали! Он говорит вам:
«Спасибо! »
Ребята, давайте, и мы похлопаем сами себе! Вы, молодцы! »
Самоанализ фрагмента НОД . Область «Художественное творчество»
НОД проводилась с подгруппой детей 2 младшей группы. Данная НОД является комплексной.
При планировании НОД учитывались возрастные особенности детей (небольшой словарный запас, неустойчивое внимание, непроизвольная память).
НОД разработано для реализации лексической темы «Мой детский сад».
Цель НОД – Обобщение и систематизация знаний об игрушках, в которые играют дети в детском саду.
Цель достигалась с помощью следующих задач:
1.Помочь детям в упорядочивании и систематизации познавательной информации об окружающем;
2.Учить последовательности, логичности при выполнении работы;
3.Развивать мышление, внимание, воображение и зрительную память;
4.Развивать мелкую моторику у детей;
5.Формировать навыки адаптации в современном обществе.
Ход занятия соответствовал запланированному..
Использовались следующие методы и приёмы: игровой- использование динамических, музыкально-дидактических игр; наглядный – в виде иллюстраций, демонстрационного материала, показа движений; словесный -в виде объяснения, инструктажа; практический -использование упражнений, приём голосовой и эмоциональной модуляции (изменение интонации, высоты, тембра, громкости голоса)
На занятии реализовывались дидактические принципы обучения и воспитания: наглядности, системности, доступности.
На протяжении всего занятия особое внимание уделялось сохранению и укреплению здоровья детей, особенно голосового аппарата для этого использовала: различные виды гимнастик: дыхательная, артикуляционная, пальчиковая, психогимнастика; самомассаж, релаксацию, интонационно-фонетические упражнения, упражнения доречевой коммуникации. В течение занятия поддерживалась атмосфера доброжелательности, что положительно влияло на эмоциональный настрой детей.
Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем - моделей удаётся достичь следующих результатов:
- у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией;
- последовательности, логичности при выполнении работы;
- развивается мышление, внимание, воображение и зрительная память;
Считаю, чем раньше будем использовать моделирование, тем лучше подготовим их к школе и адаптации в современном обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс " Реализация образовательной области " Художественное творчество" в старшем дошкольном возрасте, с использованием социоигровой технологии".
Применение социо-игровой технологии способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников. ...
Методическая разработка для воспитателей дошкольных учреждений «Использование нетрадиционной техники рисования в рамках образовательной области «Художественное творчество» с учётом ФГТ»
С введением ФГТ к общеобразовательной программе дошкольного образования существенно изменились подходы к организации деятельности воспитателя и детей....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей младшей группы (3-4 года) по художественно-эстетическому развитию развитию область «Художественное творчество» (Рисование) с использованием здоровьесберегающих технологий (физкультурная минут
Уважаемые коллеги! Представляю вниманию конспект по рисованию с использованием нетрадиционной техники "тычок" для детей младшего дошкольного возраста....
Методическая разработка НОД по художественно-эстетическому развитию,область"Художественное творчество" с использованием здоровьесберегающих технологий.Тема "Разноцветные пузырики"
Учить детей рисовать предметы круглой формы с помощью штампа.Систематизировать у детей понятия "один-много" , "большой-маленький".Упражнять в названии основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый ...
Содержание и задачи образовательной области «Художественное творчество».
Содержание и задачи образовательной области «Художественное творчество»....
Направление : художественно–эстетическое развитие. Образовательная область: художественное творчество. Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, безопасность, познание, физкультура, художественное творчество, художественное слово.
Направление : художественно–эстетическое развитие.Образовательная область: художественное творчество.Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, безопасность, познание, физк...