Консультация для педагогов. Тема: «Реализация интегративного подхода к решению задач образовательных областей «художественного творчества и познания в ДОУ»
консультация на тему

Чекулаева Галина Ивановна

Консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_3.docx20.32 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов.

Тема: «Реализация интегративного подхода к решению задач образовательных областей «художественного творчества

 и познания в ДОУ»

Модернизация образовательного процесса, в соответствии с современными требованиями, предполагает интеграцию образовательных областей. Возможности интеграции весьма обширны, ведь она помогает ребенку увидеть целостный образ предмета или явления, применить в необычной ситуации имеющиеся умения. Интеграция «Художественное творчество» и «Познание»  позволяют ребенку познать действительность более обширно, разносторонне.

Актуальность интегрированного подхода объясняется целым рядом причин:

1. Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве. Происходит формирование у детей целостной картины мира, появляется возможность реализовать творческие способности.

2.  Развивается  познание окружающей действительности, осмыслениеи нахождению причинно-следственных связей, развитие логики, мышления, коммуникативных качеств.

3. Использование различных видов деятельности  поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне.

4.Интеграция дает возможность самореализации, самовыражения,   раскрытия  способностей.

В результате освоения Программы ребенок может приобрести различные интегративные качества, такие как: любознательный, активный, самостоятельный, ориентированный на сотрудничество, овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности, креативный.

Для реализации интегративного подхода «Художественного творчества» и «Познания» работа  выстраивается на следующих принципах:

•Связь творчества с приобретенным опытом ребенка, что способствует обогащению содержания детской творческой деятельности.

•Вариативность содержания форм и методов творческой деятельности. При выполнении работы используются как традиционные, так и нетрадиционные (оригинальные) техники рисования, аппликативных работ, конструирования из бумаги («оригами», «квилинг», «декупаж» и т.д.), которые включены в общую программу по изобразительной деятельности и усовершенствуются по нарастающей от младшей возрастной группы к подготовительной. Так реализация интегративного подхода   художественного творчества и познания может осуществляться в течении дня. В утренние часы, в свободное от занятий время планируется рассматривание тематических альбомов, дидактических, настольных игр познавательного характера. Необходимо создание условий для художественного творчества. Они включают в себя различные средства художественной изобразительной деятельности (цветные карандаши, фломастеры, краски, гуашь, трафареты, цветная бумага, клей, кисти  разного размера, картон, ножницы, пластилин, сундучок с бросовым материалом (пуговицы, бусины и т . д) ; различные альбомы типа: «Машинки из бумаги», «Необыкновенное рисование», «Цветочные узоры», «Оригами»…Все альбомы должны быть с пошаговыми инструкциями доступные для детей.  

Воспитатель управляет процессом развития детей. Дети и сами любят художественную деятельность, и часто по собственной инициативе занимаются ею. Нельзя сказать, что самостоятельная художественная деятельность полностью осуществляется без руководства взрослого. Просто характер этого руководства косвенный. Воспитатель заботится о накоплении ребенком опыта, впечатлений, которые потом отразятся в самостоятельном рисовании, лепке, рассказах, музыкальной деятельности; обучает изобразительным способам и приемам.

Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность детей, протекающая в форме экспериментальных действий. В результате познавательной деятельности:

•  дети  способны видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

• развивается собственный познавательный опыт  с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);

• поддерживается  инициатива детей, сообразительность, пытливость, критичность.

Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Кроме того, дидактический материал обеспечивает развитие двух типов детской активности: собственной активности ребёнка, полностью определяемой им самим, и активности, стимулируемой взрослым. Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде. Собственная активность детей, так или иначе, связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка, так как он воспринимает и применяет их как собственные. Детей необходимо знакомить с информацией и технологиями, которые пригодятся им в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать, осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения, помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Приобретаемый поисковый опыт поможет в дальнейшем успешно развивать творческие способности. Когда мы побуждаем детей к исследовательской деятельности, даем им возможность экспериментировать, мы помогаем  выявить их реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениями с другими объектами и со средой обитания. В процессе исследовательской деятельности идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Нельзя не отметить положительного влияния исследовательской деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепления здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Излишняя опека вредна - дети должны понимать, что надо рассчитывать на свои собственные силы, самостоятельно придумывать, как и что сделать, что  зачем выполнять. Воспитатель должен быть готов помочь, но не опекать детей тогда, когда они в этом не нуждаются. Вместе с тем следует помнить, что даже старшие дошкольники не могут быть во всем активными и последовательно деятельными без поддержки воспитателя. Обогащая опыт детей наблюдениями окружающего, следует неуклонно заботиться об эстетических впечатлениях, показывать детям красоту в окружающей их жизни; организуя занятия, обращать внимание на то, чтобы дети получали возможность выразить полученные ими эстетические впечатления, внимательно относиться к подбору соответствующего материала. Самостоятельная художественная  и познавательная деятельность тесно связана с той работой, которую целенаправленно и в разных формах проводит воспитатель. Это могут быть организованная непосредственная деятельность по познавательному развитию, коммуникации, изобразительной деятельности. Они входят в обязательную «сетку» недельных занятий, проводятся систематически по заранее разработанному содержанию и в порядке нарастания сложности.Каждый ребенок заслуживает внимательного, тактичного отношения, уважения к его творчеству и к результатам деятельности. Поэтому следует создавать творческую доброжелательную атмосферу на каждом занятии и формировать такой же подход к детскому творчеству и его результатам у родителей. Воспитатель должен демонстрировать доверие к ребенку, исключить излишнюю опеку. Все это будет способствовать максимальной активизации опыта, навыков и умений детей.

 Китайская пословица гласит:

«Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать и я пойму». Из этого следует, что усваивается все крепко и надолго, когда ребенок не только услышит и увидит, но сделает сам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегративный подход в решении задач образовательных областей "Физическая культура", "Познание"

Использование физминуток на занятиях по математике, окружающему миру, конструированию....

Открытое занятие Непосредственно Образовательной Деятельности по реализации образовательных областей «Художественное творчество» (лепка), «Познание» (Формирование целостности картины мира), «Коммуникация» (развитие речи) с использованием ИКТ в средней гру

Открытое занятие Непосредственно Образовательной Деятельности по реализации образовательных областей «Художественное творчество» (лепка), «Познание» (Формирование целостности картины мира), «Коммуника...

Конспект ОД по реализации образовательных областей "Художественное творчество" (лепка), "Познание" (ознакомление с окружающим миром), "Коммуникация" (Развитие речи) с использованием ИКТ в средней группе.

Представляю конспект ОД с использованием ИКТ технологий, в конспекте активно используется ИКТ, что на сегодняшний день необходимо  в образовательном процессе.  Поэтапно раскрыта схема лепки ...

Методическая разработка на тему: «Решение задач образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» средствами ИКТ на музыкальных занятиях».

Мультимедийные презентации, виртуальные экскурсии, видеофильмы, интерактивные игры  оказывающие неоценимую помощь в художественно – эстетическом развитии детей.   А ведь именно ху...