Основные направления развития региональной образовательной политики в контексте российского образования
статья по аппликации, лепке (старшая группа) по теме

Маргун Ольга Анатольевна

 

Формирование возможностей речевого общения дошкольников предполагает включение в жизнь ребенка в детском саду специально спроектированных ситуаций общения (индивидуальных и коллективных), в которых воспитатель ставит определенные задачи развития речи, а ребенок участвует в свободном общении. При организации совместных специальных игр ребенку обеспечены возможность выбора языковых средств, индивидуального «речевого вклада» в решении общей задачи – в таких играх у детей развивается способность выражать собственные мысли, намерения и эмоции в постоянно меняющихся ситуациях общения.

Таким образом, можно сделать вывод, что исследование развития коммуникативной компетентности не потеряло своей актуальности. Идет

активный поиск новых педагогических технологий, направленных на  формирование коммуникативной компетентности у детей.

                Исходя из вышеперечисленного, можно заключить, что словарь ребенка является основой развития коммуникативной компетентности детей. Формирование интеллектуальной сферы ребенка напрямую зависит от уровня развития его речевой функции.

                В настоящее время высокая значимость темы заставляет по иному взглянуть на вопрос о роли дидактических игр в формировании коммуникативной компетентности  детей. Считается, что формирование словаря  у детей происходит наиболее продуктивно тогда, когда дидактические игры используются в различных видах деятельности (игровой, трудовой, учебной, бытовой). При организации дидактических игр со старшими дошкольниками нужно обратить особое внимание на процесс формирования словаря, активно включая в этот процесс обследовательские действия.

         Научно обоснована  эффективность использования дидактических игр в формировании коммуникативной компетентности, учитывающая особенности эмоционально-волевой сферы и протекания высших психических процессов у детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

ПОВОЛЖСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ

Итоговая работа

На курсах повышения квалификации по ИОЧ ИБ

« Основные направления развития региональной образовательной политики в контексте российского образования»

                                            с 22.04. -13.05.  2013 года

по теме:

« Дидактические игры как средство формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста»

Выполнила: Маргун О.А.

Воспитатель МБДОУ д/с 269

   

                                                             Самара 2013 г.


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

  1. Особенности коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста…………………………………………..................6
  2. Сущность ключевых понятий «игра», «дидактическая игра»………………………………………………………………………….7

ГЛАВА II. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

2.1.Содержание программы по образовательной области «Коммуникация» в соответствии с ФГТ…………………………………………….…………………10

2.2. Методы и приемы, направленные на формирование коммуникативной компетентности у старших дошкольников в процессе дидактических игр…….11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….18

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………..20

ВВЕДЕНИЕ

          Существование человечества немыслимо вне коммуникативной деятельности независимо от пола, возраста, образования, социального положения и других данных, характеризующих человеческую личность. Человек постоянно запрашивает, передает и хранит информацию, т.е. активно занимается коммуникативной деятельностью. Гуманизация современного образования характеризуется переходом к личностно-ориентированным формам и методам обучения и воспитания, приоритетом общих человеческих ценностей, свободного развития личности. Реализация данных принципов приобрела особое значение для становления личности ребенка, его психического развития, которое включает в себя как развитие его деятельности, мотивационной и интеллектуальной сфер, так и коммуникативной сферы. Вместе с тем социально-экономические преобразования, происходящие в российском обществе, обусловили появление в коммуникативной сфере развития подрастающего поколения таких феноменов как социальная дезадаптация, коммуникативный дефицит и некомпетентность, что неизбежно приводит к нарушениям и отклонениям не только в коммуникативном, но и в психическом, личностном развитии в целом.

              Социально-психологическая готовность к эффективному коммуникативному взаимодействию человека с людьми в настоящее время является необходимым условием развития личности уже в период дошкольного детства.

              Формирование коммуникативных умений и знаний является важнейшей составляющей личностной сферы и обеспечивает необходимую социально-психологическую адаптацию ребенка в окружающем его мире. Умения вступать в контакты с другими людьми, устанавливать взаимоотношения с ними, регулировать свое поведение оказывают решающее влияние не только на позитивную совместную деятельность, но и на будущий социальный статус ребенка в современном обществе.



             Проблема собственно коммуникативного развития дошкольников, ее психологическое содержание, структура достаточно глубоко разработаны в концепции генезиса общения М.И. Лисиной и ее учениками-последователями: Л.Н. Галигузовой, Д.Б. Годовиковой, Т.А. Репиной, А.Г. Рузской, Е.О. Смирновой, Р.Б. Стеркиной и др. Развитие общения в данных исследованиях рассматривалось в качестве особой, коммуникативной деятельности. Такой подход позволил изучать процесс общения как самодостаточный, саморазвивающийся процесс деятельности общения, то есть коммуникативной деятельности, формирующейся в определенных социальных условиях. Еще в 70-е годы, М.С. Каган отмечал, что «... человеческая жизнь начинается с формирования коммуникативной деятельности и овладения ее механизмами... » (М.С. Каган). Также происходит становление и формирование субъектов этой деятельности, их психическое и личностное развитие, на что указывает В.В. Давыдов: «... поскольку «ядром» психического развития является процесс формирования деятельности, то и посредством изменения деятельности формируется сознание человека» (В.В. Давыдов).

                Проблема формирования коммуникативной деятельности в дошкольной сфере образования, несмотря на высокую степень разработанности многих ее психологических, социологических и педагогических аспектов, остается недостаточно изученной.

                 В частности, В.В. Давыдов выделял процесс возникновения, формирования и распада любого конкретного вида деятельности в качестве общей закономерности развития деятельности. Однако понятие « формирование коммуникативной деятельности» недостаточно разработано, в частности, представление о содержании этого процесса в системе дошкольного образования, а также представление об условиях, на основе и посредством которых процесс этот происходит и управляется.


          Теоретические аспекты проблемы разработаны достаточно, но в практику работы ДОУ эти положения внедряются не в полном объеме. В связи с этим можно считать тему значимой. Ведь развивая коммуникативную компетентность, речевое общение, педагог не просто учит ребенка новым видам взаимодействия с другими, не просто облегчает его контакты с окружающими, но и формирует его представление о себе и о других, открывает ему новые грани внешнего и внутреннего мира.

             Таким образом, формирование коммуникативной компетентности является значимой и актуальной проблемой, без этого ребенок не сможет успешно учиться в школе, общаться с окружающими его людьми. Роль слова как важнейшей единицы языка и речи, его значение в психическом развитии ребёнка определяют место словарной работы в общей системе работы по развитию речи детей в детском саду.

     Цель исследования: теоретически обосновать проблему формирования коммуникативной компетентности у старших дошкольников в процессе дидактических игр.

    Задачи исследования:

     1)  Выделить особенности формирования коммуникативной компетентности  старших дошкольников.

    2) На основе анализа педагогической, психологической, методической литературы по проблеме формирования словаря у старших дошкольников, раскрыть суть и разработать структуру ключевых понятий: «игра», «дидактическая игра».

    3) Раскрыть содержание программы по образовательной области «Коммуникация»

    4)  Обобщить  методы и приемы организации дидактических игр со старшими дошкольниками, направленных на формирование коммуникативной компетентности. 

   ГЛАВА I.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

  1. Особенности формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста.

           Одна из основных претензий, предъявляемых школой к качеству подготовки ребенка в ДОУ, заключается в неспособности ученика коммуникативно и адекватно организовать свою учебную деятельность.

           Коммуникативные  способности, культура общения – очень важные составляющие самого процесса общения, которые существенно влияют на жизнь самого человека.

           Некоммуникабельный, угрюмый человек будет испытывать затруднения в общении: ему сложно устанавливать контакты с другими людьми, добиваться успехов в своей деятельности.

          Компетентность – осмысленное владение теоретическими знаниями,

умениями, способами принятия решений, нравственными нормами,

ценностями, традициями, необходимыми для практической реализации

конкретных видов деятельности и наиболее полной самореализации человека;

           Одной из ведущих компетентностей личности, в том числе и ребенка

дошкольного возраста, является коммуникативная компетентность, которая

многими исследователями признана стержневой, поскольку лежит в основе

других компетенций.

         Коммуникативная компетентность – это совокупность языковой, речевой и социокультурной составляющих. По другой трактовке коммуникативная компетентность – это овладение всеми видами речевой деятельности и культура речи.

         Коммуникативные   способности позволяют ребенку решать разного рода задачи, возникающие в общении:

 -преодолевать эгоцентризм (т.е. понимать позицию и состояние другого человека, несовпадающие, с его собственными)

-распознавать  различные  коммуникативные  ситуации и правила действия в них

-выстраивать в коммуникативной ситуации свое поведение адекватно и творчески.

           Успешное развитие  коммуникативных   способностей  – это часть социальной компетентности, означающей готовность ребенка и к встрече с новыми социальными ситуациями, поведенческими проявлениями в различных областях взаимодействия.

            Таким образом, мы выяснили, каковы особенности формирования коммуникативной компетентности детьми старшего дошкольного возраста.

  1. Сущность ключевых понятий  «игра»,  «дидактическая игра»  

              В системе  воспитания и обучения детей дошкольного возраста важное место  занимает  игра – ведущий вид деятельности дошкольного периода, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка. В игре дошкольник, незаметно для себя, приобретает новые знания, умения и навыки, учится осуществлять поисковые действия, мыслить и творить.

             В современной дошкольной педагогике общепринятой считается классификация игр, составленная на основе такого общего признака, как степень самостоятельности и творчества ребенка в игре. Данная классификация включает две большие группы игр:

-творческие игры (сюжетно-ролевые, режиссерские, строительно-конструктивные, театрализованные,  игры с песком и водой);

 игры с готовым содержанием и правилами, которые подразделяются на дидактические (с математическим  и  экологическим содержанием, связанные с развитием речи, изодеятельностью, сенсорикой, музыкальные), подвижные и интеллектуально-развивающие.  

     Среди разнообразных игр особое значение для детей дошкольного возраста имеют дидактические игры. Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально созданные взрослыми  в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в тоже время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является игровым методом обучения для детей дошкольного возраста, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью и средством разностороннего воспитания личности ребенка, что подтверждено исследованиями многих отечественных педагогов (А.П. Усова, В.Н. Аванесова, З.М. Богуславская, Е О. Смирнова, А.И Сорокина, А.К. Бондаренко и др.) и психологов (Л.А. Венгер, А.Н. Леонтьев и др.).

      Широкое использование дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении объясняется тем, что они наиболее соответствуют силам и возможностям дошкольников, т.к. обучение в форме игры основано на стремлении ребенка входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам.

       Включение дидактических игр в педагогический процесс ДОУ обусловлено их особенностями, в них ярко проявляется взаимосвязь увлекательной игровой деятельности и процесса усвоения детьми представлений и знаний. В дидактических играх, как указывают З.М. Богуславская, Е.И. Удальцова, В.Н. Аванесова и другие, ребёнок без нажима, без нарочитой тренировки учится наблюдать, выделять особенности различных предметов.

       С помощью дидактических игр решаются учебные задачи по формированию навыков умственной деятельности детей, умений использовать приобретенные знания в новых ситуациях. В условиях игры дети лучше запоминают познавательный материал, чем когда им предлагают просто запомнить. Цель игры мобилизует внимание, мышление, память. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. У дошкольников развиваются познавательные процессы и способности, они усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности.

     Дидактические игры позволяют детям в живой, непосредственной форме накапливать сенсорный опыт, уточнять представления и знания о свойствах предметов (цвет, форма, величина, строение, пространственное положение), развивать умение выделять сходство и различие между предметами (чем больше свойств и качеств научатся выделять дети, тем больше   предметов  и  их   свойств   смогут  дифференцировать   и   т. д.); развивать глазомер, координацию движений рук и глаз, мелкую моторику; совершенствовать восприятие, внимание, память как произвольные, так и непроизвольные (последние особенно важны, так как не вызывают у детей напряжения,  возникают   по  их  инициативе,  определяются  их  интересом).

      Воспитательная и развивающая ценность обучения в форме дидактической игры заключается в содержании и направленности его на решение задач нравственного воспитания – воспитание положительного отношения детей к явлениям окружающей жизни, к труду, взаимоотношениям людей, воспитание уважения к семье, к старшим.

      В игре  формируются нравственные привычки детей, создается возможность для проявления инициативы, самостоятельности, активности при решении игровых  задач, выполнении игровых действий.

Все это позволяет говорить о том, что дидактические игры предоставляют большие возможности для умственного, эстетического и нравственного воспитания детей дошкольного возраста.         

     

          ГЛАВА II. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

       2.1. Содержание программы по образовательной области «Коммуникация» в соответствии с ФГТ

       Ведущими целями основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой являются: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.

         Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

  1. развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
  2. развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
  3. практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Дети должны уметь:        

- участвовать в беседе;

- аргументированно и  доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника;

-составлять по образцу рассказы по сюжетной картинке, набору картинок;

- последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения;

- определять место звука в слове;

- подбирать к существительному несколько прилагательных; заменять слово другим словом со сходным значением.

        2.2. Методы и приемы, направленные на формирование коммуникативной компетентности в процессе организации дидактических игр.

        Анализ содержания сборников с дидактическими играми (авторы: А.К. Бондаренко, А.И.Сорокина, Л.В.Артемова, З.М. Богуславская, Е.И.Удальцова и др.) позволяет выделить сложившуюся тенденцию деления дидактических игр на игры с опорой на наглядность (предметные, настольно - печатные) и на игры без опоры на наглядность (словесные, в которых задача решается в мыслительном плане).

Так А.К. Бондаренко  все дидактические игры предлагает разделить на три основных вида:

1 - игры с предметами (игрушками, природным материалом);

2 - настольно- печатные;

3 - словесные игры.

Кроме того, каждая группа дидактических игр имеет ещё более дробную иерархичность. Например,  А.И. Сорокина выделяет следующие виды дидактических игр: игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы.

Дидактическая игра имеет определенную структуру, характеризующую ее как форму обучения и игровую деятельность. Выделяют следующие структурные составляющие дидактической игры:

1)дидактические и игровые задачи;

2)игровые действия;

3) игровые правила;

4)результат.

Также можно выделить следующие отличительные особенности дидактических игр:

  • они являются чаще всего совместной деятельностью;
  • имеют готовое содержание и правила, носящие формализованный и обязательный характер;
  • действия участников игры реальны и однозначны;
  • дидактические игры имеют совершенно определенный, заранее заданный конечный результат;
  • носят цикличный, повторяемый характер (цикл игры заканчивается выигрышем одной из сторон; продолжение игры есть повторение игрового цикла, вновь завершающегося выигрышем);
  • тип отношений играющих - состязательный, связанный с установлением первенства в чем-либо одного из играющих.

           Педагогу, использующему в своей деятельности дидактическую игру, необходимо знать её природу и возможности, ее структуру и особенности, своеобразие каждого из её компонентов и четко представлять роль дидактической игры и ее место в педагогическом процессе ДОУ.

            Так дидактическая игра может быть включена в любое занятие в качестве его составной части, позволяя повысить интерес детей к нему, активизировать их деятельность. А может использоваться и как самостоятельная форма.  В первом случае содержание и правила игры подчинены воспитательно-образовательным задачам и программным требованиям к тому или иному виду занятий, а инициатива в выборе и проведении игры принадлежит воспитателю. Вне занятий   дидактические игры проводятся во вне учебное время (утром до завтрака, на прогулке,  во второй половине дня), в группе или на участке.

В обоих случаях воспитатель руководит дидактическими играми, но по-разному: на занятиях он учит детей, как надо играть, знакомит с правилами и игровыми действиями, а в самостоятельных играх участвует в качестве партнера или арбитра, следит за взаимоотношениями между детьми, оценивает их поведение. Дидактическая игра тем и хороша, что она позволяет взрослому не предъявлять ребенку педагогическую цель в явном виде, избегать прямого формирующего воздействия на него, не демонстрировать, а наоборот, тщательно скрывать свою, безусловно, руководящую позицию в воспитании.

При отборе дидактической игры воспитатель должен  четко представлять себе требования, которым она должна отвечать. Дидактические игры должны:

-отражать реальную  картину  окружающего  мира  и  быть  доступными дошкольникам;

-обеспечивать  возможность  играть  как отдельному ребенку, так и не большой группе детей;

-позволять   ребенку    самостоятельно    контролировать    правильность выполнения задания;

-материалы для игры должны быть прочными, красочно оформленными, привлекательными и отвечать гигиеническим нормам.

Организация дидактических игр педагогом должна осуществляться в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.

В подготовку к проведению дидактической игры входят:

-выбор игры в соответствии с дидактическими задачами;

-определение места и роли игры в системе обучения и воспитания;

-установление  взаимосвязи  и  взаимодействия  с другими формами воспитательно-образовательной работы;

-подготовка игрового оборудования;

-определение времени игры в режиме дня;

Проведение дидактических игр  включает:

-определение количества играющих;

-ознакомление детей с содержанием игры, игровыми правилами,  

-игровыми действиями, дидактическим материалом;

-выработка у детей игрового настроения, желания играть;

-показ игровых действий;

-руководство ходом игры, обеспечение активности всех детей, оказание помощи нуждающимся;

-подведение итогов игры.

Подведение итогов (анализ) направлено:

-на выявление приемов ее подготовки и проведения;

-на выявление индивидуальных особенностей в поведении и характере детей;

-усложнение игры и обогащение новым материалом.

Руководство дидактическими играми в старших группах требует от педагога большой, продуманной работы в процессе их подготовки и проведения: обогащение детей соответствующими знаниями, подбор дидактического материала, а иногда    и изготовление  его вместе с воспитанниками, организация  обстановки для игры (где будут сидеть или бегать дети, куда будут прятать предметы, куда положить весь игровой материал), определение своей роли в игре от ее начала и до конца.

При проведении дидактических игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста воспитателю необходимо соблюдать следующие условия:  

-четко, эмоционально и выразительно разъяснять детям задачу и правила игры;

-занимать в игре позицию равноправного партнера, сопереживать  играющим,  живо  и эмоционально  реагировать на ход игры, поддерживать интерес к действиям каждого ребенка;

-вводить в игру элементы соревнования, веселой состязательности команд, поощрять болельщиков, которые эмоционально поддерживают играющих;

-давать возможность каждому ребенку быть в роли, как участника, так и ведущего игры; обеспечивать постоянную смену игровых ролей;

-варьировать задания и правила игры, развивая способность произвольно перестраивать свое поведение в соответствии с изменением игрового содержания;

-осуществлять индивидуально-дифференцированный подход к детям через вариативность игровых заданий и правил;

-средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач;

-используемая в дидактической игре наглядность должна быть доступной и ёмкой.

Итак, в работе со старшими дошкольниками воспитатель должен активно руководить дидактической игрой на всех ее этапах: организовывать игру и следить за ее ходом, принимать непосредственное участие в игре, наблюдать за ходом игры, при необходимости оказывать помощь играющим.

Таким образом, используя огромный воспитательно-образовательный потенциал дидактической игры, педагог может решать самые разнообразные задачи воспитания, обучения и развития детей, добиваясь высокой эффективности их реализации.

                                           ЗАКЛЮЧЕНИЕ

             Формирование возможностей речевого общения дошкольников предполагает включение в жизнь ребенка в детском саду специально спроектированных ситуаций общения (индивидуальных и коллективных), в которых воспитатель ставит определенные задачи развития речи, а ребенок участвует в свободном общении. При организации совместных специальных игр ребенку обеспечены возможность выбора языковых средств, индивидуального «речевого вклада» в решении общей задачи – в таких играх у детей развивается способность выражать собственные мысли, намерения и эмоции в постоянно меняющихся ситуациях общения.

Таким образом, можно сделать вывод, что исследование развития коммуникативной компетентности не потеряло своей актуальности. Идет

активный поиск новых педагогических технологий, направленных на  формирование коммуникативной компетентности у детей.

                Исходя из вышеперечисленного, можно заключить, что словарь ребенка является основой развития коммуникативной компетентности детей. Формирование интеллектуальной сферы ребенка напрямую зависит от уровня развития его речевой функции.

                В настоящее время высокая значимость темы заставляет по иному взглянуть на вопрос о роли дидактических игр в формировании коммуникативной компетентности  детей. Считается, что формирование словаря  у детей происходит наиболее продуктивно тогда, когда дидактические игры используются в различных видах деятельности (игровой, трудовой, учебной, бытовой). При организации дидактических игр со старшими дошкольниками нужно обратить особое внимание на процесс формирования словаря, активно включая в этот процесс обследовательские действия.

         Научно обоснована  эффективность использования дидактических игр в формировании коммуникативной компетентности, учитывающая особенности эмоционально-волевой сферы и протекания высших психических процессов у детей.

          В нашей исследовательской работе нам удалось достичь поставленной цели и  решить поставленные задачи:

 -   выявили особенности формирования коммуникативной компетентности у старших дошкольников;  

-    изучили     психолого-педагогическую     и     специальную     литературу, раскрыли сущность и разработали структуру ключевых понятий  «коммуникативная компетентность», «игра», «дидактическая игра»;

  - раскрыли содержание программы по образовательной области «коммуникация» в соответствии с ФГТ;

- раскрыли метод дидактических игр как средства формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников.

                СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Агафонова, И.Н. Рисую и размышляю, играю и учусь [Текст ]: пособие для воспитателей и родителей/И.Н.Агафонова.-С-Пб,: Союз, 2008.-231с.
  2. Алексеева, М.Н. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников [Текст ]: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений/ М.Н.Алексеева, В.И.Яшина. – М.: Академия, 2000.-400с.
  3. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей [Текст]: книга для воспитателей детского сада / А.Г.Арушанова.- М.: Мозаика – Синтез, 2005.-272с.
  4. Бородич, А.М. Методика развития речи детей [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности: «Дошкольная педагогика и психология» /А.М.Бородич.-2е изд., перераб.-М.:Просвещение, 1986.-249с.
  5. Веракса Н.Е.,Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы:примерная общеобразовательная программа дошкольного образования.-М.: Мозаика-Синтез, 2012..-336с
  6. Воробьева, Т.А. Мяч и речь: игры с мячом для развития речи, мелкой ручной и общей моторики [Текст]: пособие для воспитателей /Т.А.Воробьева, О.И.Крупенчук.- СПб.: Каро, 2003.-96с.
  7. Котикова Н.В. Развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста / http://nsportal.ru/detskii-sad/
  8. Михайлова, З.А. Игровые занимательные задания для дошкольников [Текст]: /З.А.Михайлова.- М., 2000.-119с.
  9.  Новоторцева, Н.В. Развитие речи детей [Текст]: пособие для воспитателей и родителей /Н.В.Новоторцева.- М., Лайнер, 2005.-236с.
  10.  Придумай слово: речевые игры и упражнения для дошкольников [Текст]: 2-М.: Институт Психотерапии, 2000.-240с.
  11.  Селиверстов, В.И. Речевые игры с детьми [Текст]: пособие для воспитателей детского сада / В.И.Селиверстов.- М.: Владос, 1994.-166с.
  12.  Скажи по-другому. Речевые игры, упражнения, ситуации, сценарии [Текст]: пособие для воспитателей детского сада.- Самара: Изд-во Самар.обл. инс-та повышения квалификации и переподготовки работников образования, 1994.-145с.
  13.  Сохин, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст]: учебное пособие для студентов средних педагогических заведений /Ф.А.Сохин.- М.: Просвещение, 2004.-224с.
  14.  Тихеева, Е.и. Развитие речи детей [Текст]: учебное пособие / Е.И.Тихеева.- М.: Просвещение, 1981.-275с.
  15.  Успенский, Л.В. Культура речи [Текст]: популярное пособие для педагогов и родителей /Л.В.Успенский.-М., 2001.-197с.
  16. Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения по развитию речи [Текст]: пособие для воспитателей /Г.С.Швайко.-М.: Айрис –пресс, 2008.-176с.

Приложение

                  Дидактические игры и упражнения

                                       «Ателье»

     Цель: упражнять детей в классификации предметов одежды по сезонному признаку (зимняя – осенняя, летняя – весенняя). Активизировать в речи детей прилагательные: полосатая, клетчатая, шелковая, ситцевая, шерстяная, байковая, тонкая, толстая, гладкая, блестящая, шероховатая. Научить связно описывать предмет, изображенный на картинке.

     Игровой материал: 1. Конверты из картона с прорезанными силуэтами одежды: пальто, платья, сарафана, юбки, рубашки, халата, брюк, шорт и др. 2. Лоскуты разной ткани, наклеенные на картонные прямоугольники (по количеству детей).

     Ход игры. 1 вариант.

     Воспитатель предлагает детям поиграть в ателье. Выставляет перед ними на доске конверты с изображениями пальто, блузки и др. и говорит, что такую одежду можно заказать в ателье. Каждый ребенок  получает прямоугольник с наклеенной на него тканью.

     Воспитатель объясняет: «Я пришла в ателье, чтобы сделать заказ на пошив разной одежды. Вы – работники ателье и должны предложить мне подходящую ткань для того изделия, которое я буду заказывать. Я покажу вам, что хочу сшить, а вы определите, для какого времени года это изделие предназначено, и тот, у кого есть подходящая ткань, предложит мне ее и расскажет о ней. Например, если я закажу зимнее пальто, то о ткани для него можно рассказать так: «Для вашего зимнего пальто подойдет шерстяная ткань. Она толстая, шероховатая, темно-зеленая».

     А если я закажу летнее платье, о ткани для него можно рассказать так: «Для вашего нарядного летнего платья подойдет вот эта шелковая ткань. Она светлая, тонкая и блестящая».

     Далее воспитатель говорит детям, что для одного и того же изделия у них есть несколько образцов ткани: «Те, у кого имеется, например, ткань для пальто, будут по очереди выходить к доске и рассказывать о ней. Я остановлю свой выбор на той ткани, о которой будет полнее рассказано».

     Выбранную ткань воспитатель вставляет в конверт. Чтобы дети при описании использовали больше прилагательных, можно за удачно подобранное определение давать фишку.

                        2 вариант.

     Воспитатель ставит на полочки доски конверты с изображениями предметов одежды, а на своем столе раскладывает образцы ткани (картонные прямоугольники с наклеенной на них тканью).

     Воспитатель детям: «Теперь вы будете заказчиками, а я – работником ателье. Вы будете приходить в ателье, чтобы заказать себе одежду для теплого или холодного времени года, и сами подбирать к ней подходящую ткань. Нужно взять конверт, подобрать к своему изделию ткань и потом сделать заказ, например: «Сшейте мне, пожалуйста, рубашку для осени из теплой пушистой полосатой байки». Если вы все понятно и подробно объясните закройщику, то получите готовое изделие – конверт с вставленной в него тканью».

                         «Отвечай быстро»

     Цель: упражнять детей в классификации, сравнении, обобщении; закреплять знания о птицах, насекомых, рыбах, животных; упражнять в согласовании числительных и прилагательных с существительными.

     Игровой материал: таблица, разделенная на 9 клеток. В каждой клетке изображение птицы или животного. Например: в первом ряду – воробей, голубь, дятел; во втором ряду – оса, лиса, стрекоза, в третьем – волк, бабочка, снегирь и др.

     Ход игры.

      Воспитатель вывешивает перед детьми таблицу, предлагает сначала рассмотреть ее, а затем быстро отвечать на вопросы, которые он будет задавать. За правильный ответ играющий получает фишку.

Примерные вопросы:

  1. Как можно назвать всех, кто нарисован в первом ряду?
  2. Сколько всего птиц в таблице? Назовите их.
  3. Кого больше, зверей или насекомых?
  4. На сколько групп можно разделить всех, кто нарисован в таблице?
  5. Сравните животных первого и второго столбика. Что вы заметили общего?
  6. Какие животные похожи друг на друга?
  7. Каких птиц больше – домашних или диких?
  8. Какие животные проводят много времени в воде?
  9. Назовите рыб, птиц, морских животных и т.д.

               «Кто как двигается?»

     Цель: расширять словарь детей – использовать в речи глаголы, обозначающие разные движения животных (летают, бегают, ползают). Развивать умение соотносить название глагола движения с действием животного (летает – полетит, улетает - …). Научить соединять в пары одинаково передвигающихся животных. Развивать умение действовать совместно.

     Игровой материал: предметные картинки с изображениями животных с разными способами передвижения (звери, птицы, рыбы, животные). Таких животных на картинках  должно быть по одному на каждого играющего. Например: на пятерых детей – пять летающих животных: бабочка, орел, кукушка, стрекоза, скворец; на одного ребенка – пять по-разному передвигающихся животных: олень, колибри, морж, кенгуру, кобра; фишки.

     Ход игры.

     Воспитатель вперемежку раскладывает картинки посредине стола и предлагает детям взять по одной с животным, которое летает (прыгает, плавает…).

   Объясняет детям игровое задание и правила игры: «Нужно про своего животного составить три предложения, в которых обязательно должны быть такие слова: прилетел, залетел, улетел». Просит нескольких детей повторить эти слова.

     В качестве примера может составить 3 предложения про снегиря, а детей попросить проследить, все ли названные слова будут в предложениях:

«Зимой прилетел в наши края снегирь».

 « Снегирь поклевал ягоды рябины и улетел».

« Снегирь залетел за трубу на крыше дома и спрятался там от холодного ветра».

     Воспитатель говорит детям, что за каждое правильно составленное предложение ребенок получит фишку. Если ошибку заметит другой ребенок и исправит ее, то он тоже получит фишку. Играющий может также получить дополнительную фишку, если он не только правильно употребит глаголы, но и проявит хорошие знания о данном животном, его образе жизни, среде обитания (животные Севера, жарких стран, пустынь).

     В одной игре можно использовать от 2-х до 4-х наборов картинок в зависимости от интереса детей и их количества. При повторном проведении игры можно изменить содержание картинок (взять других животных) или частично поменять глаголы для предложений.

     В конце игры воспитатель подводит итог – дети считают полученные фишки и определяют победителей.

     Правила игры:

  1. Выбрать животное, которое передвигается таким способом, на который указал ведущий.
  2. Запомнить три слова, обозначающие движения животного, и включить их в свои предложения.

                               «Дед Мороз»

          Цель: учить детей правильно использовать в речи глаголы, обогащать их словарь.

     Оборудование: маска Деда Мороза, мешок с подарками.

     Ход игры.

Играющие стоят в кругу. Дед Мороз (водящий) медленно ходит по кругу:

                 Это я – Дед Мороз,

                 Бородою оброс.

                 Я в лесу ищу зверей.

                 Выходите поскорей.

     Стоящие в кругу спрашивают: «А каких зверей ты ищешь?» Дед Мороз отвечает: «Зайчиков. Что делают зайчики? Где они живут?» - «Наши зайчики прыгают, они живут в лесу», - отвечают дети и прыгают, подражая зайчикам.

     Затем стоящие в кругу спрашивают: «А ты зайчиков любишь?» Дед Мороз: «Люблю». – «Ты их догонишь?» Дед Мороз: «Догоню». Зайчики убегают, дед Мороз ловит кого-нибудь. Игра начинается снова, но Дед Мороз называет уже других зверей.

     Самый ловкий, ни разу не попавший в руки Деду Морозу, объявляется победителем.

                                      «Что спрятано?»

     Цель: учить детей правильному употреблению нарицательных имен существительных в единственном числе, винительном падеже.

     Оборудование: муляжи овощей, фруктов, цветов.

     Описание игры.

     На столике раскладываются цветы, овощи, фрукты. Детям предлагают внимательно посмотреть, что лежит на столе, и запомнить, где лежит. Затем ребята отворачиваются, а педагог берет какой-либо предмет со стола и прячет. Названный ребенок должен угадать, что спрятал педагог: «Вы спрятали свеклу (яблоко, гвоздику)». Ответы детей должны быть полными.

                                   «Цепочка слов»

     Цель: расширять запас существительных в активном словаре детей.

     Оборудование: мяч, фишки.

     Описание игры.

      В этой игре надо составить цепочку из слов так, чтобы последний звук предыдущего слова совпадал с первым звуком последующего.

     Играющие садятся в круг. Один из них бросает кому-нибудь мяч и говорит какое-либо слово (имя существительное), например «стакан». Получивший мяч говорит слова, начинающееся с последнего звука сказанного слова, например «нога». Следующий говорит, например, «апрель», а за ним «листок» и т.д.

     Выиграет тот, кто до конца не выбыл из игры. Победителю вручается фишка.  

                         «Что такого же цвета?»   

     Цель: учить детей использовать в речи прилагательные, правильно согласовывая их с существительными в роде, числе, падеже.

     Оборудование: окружающие предметы, цветные квадраты бумаги.

     Описание игры.

     Педагог показывает детям зеленый квадрат бумаги. Дети называют его цвет, а затем предметы того же цвета:  зеленый свитер, зеленая шляпа, зеленые цветы и т.д.

     Выигрывает то, кто больше назовет предметов данного цвета.

                         «Угадай, что это?»

     Цель: учить детей использовать в речи прилагательные, правильно согласовывая их с местоимениями.

     Оборудование: натуральные фрукты или их муляжи по количеству детей.

     Описание игры.

     Педагог показывает детям фрукты, затем вызывает детей по одному. Вызванному завязывают глаза и предлагают выбрать какой-нибудь плод. Ребенок должен на ощупь угадать, что это за фрукт и какой он по форме (или определить его твердость). Тот, кто не ошибся, получает в награду этот фрукт.

     Ответы детей должны быть полными.

                           «Холодно – жарко»

     Цель: обогащать словарь детей наречиями – антонимами со значением образа действия.

     Оборудование: мяч.

     Описание игры.

     Дети сидят по кругу. Воспитатель бросает мяч детям поочередно, произнося при этом какое-либо наречие. Получивший мяч должен быстро подобрать наречие с противоположным значением, например: «холодно – жарко», «быстро – медленно», «тихо – громко». Если получивший мяч сразу не ответил, он выходит из круга.

Игра с мячом «Скажи наоборот».

Педагог называет слово и бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, должен придумать слово, противоположное по значению, сказать это слово и бросить мяч обратно логопеду.

Одеть — (раздеть), поднять — (опустить),

бросить — (поймать),

спрятать — (найти),

положить — (убрать),

дать — (взять),

купить — (продать),

налить — (вылить).

                           «Отгадай-ка!»

     Цель: учить детей описывать предмет, не глядя на него, выделять существенные признаки; по описанию узнавать предмет, развивать связную речь детей.

     Оборудование: окружающие предметы и игрушки, фишка.

     Ход игры.

     Воспитатель напоминает детям, кА они на занятии рассказывали о знакомых предметах, загадывали и отгадывали загадки, и предлагает:

- Давайте поиграем. Пусть предметы нашей комнаты расскажут о себе, а мы по описанию отгадаем, какой предмет говорит. Выберите себе каждый какой-либо предмет и говорите за него. Только надо соблюдать правила игры: когда будете рассказывать о предмете, не смотрите на него, чтобы мы сразу не отгадали, и говорите только о тех предметах, которые находятся в комнате.

     После небольшой паузы (дети должны выбрать предмет для описания, приготовиться к ответу) воспитатель кладет фишку в руки любому играющему. Ребенок встает и дает описание предмета, а затем передает фишку тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребенок описывает свой предмет и передает фишку следующему играющему, чтобы тот отгадал.

     Игра продолжается до тех пор, пока каждый не придумает свою загадку. В процессе игры воспитатель следит за тем, чтобы дети при описании предметов называли их существенные признаки, которые помогли бы узнать предмет. Он может задать вопрос загадывающему : «Где этот предмет находится?» или: «Для чего нужен этот предмет?». Но спешить с наводящими вопросами не следует. Надо дать возможность ребенку самому припомнить предмет, его основные признаки и рассказать о них.

     Дети дают такие описания предметов: «Деревянный, полированный, впереди стекло, может интересно рассказывать» (телевизор), «Железная, из прутиков, стоит на подоконнике, оттуда слышно пение птички» (клетка) и т.д.

                             «Наоборот»

     Цель: развивать у детей сообразительность, быстроту мышления; учить быстро подбирать слова, противоположные по смыслу.

    Оборудование: мяч.

     Ход игры.

     Дети и воспитатель садятся на стулья в кружок. Воспитатель произносит слово и бросает кому-нибудь из детей мяч. Ребенок должен поймать мяч, сказать слово, противоположное по смыслу, и снова бросить мяч воспитателю. Воспитатель говорит: «Вперед». Ребенок отвечает: «Назад» (направо – налево, вверх – вниз, далеко – близко, высоко – низко, над – под, внутри – снаружи, дальше – ближе). Можно произносить не только наречия, но и прилагательные, глаголы: далекий – близкий, верхний – нижний, правый – левый, завязать – развязать и т.д. Если тот,  кому бросили мяч, затрудняется ответить, дети, по предложению воспитателя, хором произносят нужное слово.

                     «Скажи по-другому»

     Цель: учить детей подбирать синоним – слово, близкое по значению.

     Оборудование: мяч.

     Ход игры.

     Воспитатель говорит, что в этой игре дети должны будут вспомнить слова, похожие по смыслу на то слово, которое он назовет.

     «Большой», - предлагает воспитатель. Дети называют слова: «Огромный, крупный, громадный, гигантский».

     «Красивый». – «Пригожий, хороший, прекрасный, прелестный, чудесный».

     «Мокрый». – «Сырой, влажный». И т.д.

     Готовясь к проведению игры, воспитатель заранее подбирает слова, имеющие ряд синонимов. Эти слова лучше записать, чтобы долго не припоминать, так как игра проходит в быстром темпе.

     Ребенка, который вспомнит больше слов, нужно похвалить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования

Актуальность приоритетного направления по социально-личностному развитию в работе с детьми дошкольного возраста.Модель социально-личностного развития ребенка.Цели, задачии, формы и методы социаль...

«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»

«Проектирование системы деятельности педагога, направленной   на решение профессиональной проблемы»...

по курсу повышения квалификации по ИОЧ «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»

Итоговая работа на тему:«Педагогические условия формирования у дошкольниковоснов безопасного поведения в социуме»...