Основные направления развития региональной образовательной политики в контексте российского образования
статья по аппликации, лепке (старшая группа) по теме
Формирование возможностей речевого общения дошкольников предполагает включение в жизнь ребенка в детском саду специально спроектированных ситуаций общения (индивидуальных и коллективных), в которых воспитатель ставит определенные задачи развития речи, а ребенок участвует в свободном общении. При организации совместных специальных игр ребенку обеспечены возможность выбора языковых средств, индивидуального «речевого вклада» в решении общей задачи – в таких играх у детей развивается способность выражать собственные мысли, намерения и эмоции в постоянно меняющихся ситуациях общения.
Таким образом, можно сделать вывод, что исследование развития коммуникативной компетентности не потеряло своей актуальности. Идет
активный поиск новых педагогических технологий, направленных на формирование коммуникативной компетентности у детей.
Исходя из вышеперечисленного, можно заключить, что словарь ребенка является основой развития коммуникативной компетентности детей. Формирование интеллектуальной сферы ребенка напрямую зависит от уровня развития его речевой функции.
В настоящее время высокая значимость темы заставляет по иному взглянуть на вопрос о роли дидактических игр в формировании коммуникативной компетентности детей. Считается, что формирование словаря у детей происходит наиболее продуктивно тогда, когда дидактические игры используются в различных видах деятельности (игровой, трудовой, учебной, бытовой). При организации дидактических игр со старшими дошкольниками нужно обратить особое внимание на процесс формирования словаря, активно включая в этот процесс обследовательские действия.
Научно обоснована эффективность использования дидактических игр в формировании коммуникативной компетентности, учитывающая особенности эмоционально-волевой сферы и протекания высших психических процессов у детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Самарской области
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ПОВОЛЖСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ
Итоговая работа
На курсах повышения квалификации по ИОЧ ИБ
« Основные направления развития региональной образовательной политики в контексте российского образования»
с 22.04. -13.05. 2013 года
по теме:
« Дидактические игры как средство формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста»
Выполнила: Маргун О.А.
Воспитатель МБДОУ д/с 269
Самара 2013 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
- Особенности коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста…………………………………………..................6
- Сущность ключевых понятий «игра», «дидактическая игра»………………………………………………………………………….7
ГЛАВА II. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
2.1.Содержание программы по образовательной области «Коммуникация» в соответствии с ФГТ…………………………………………….…………………10
2.2. Методы и приемы, направленные на формирование коммуникативной компетентности у старших дошкольников в процессе дидактических игр…….11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….18
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………..20
ВВЕДЕНИЕ
Существование человечества немыслимо вне коммуникативной деятельности независимо от пола, возраста, образования, социального положения и других данных, характеризующих человеческую личность. Человек постоянно запрашивает, передает и хранит информацию, т.е. активно занимается коммуникативной деятельностью. Гуманизация современного образования характеризуется переходом к личностно-ориентированным формам и методам обучения и воспитания, приоритетом общих человеческих ценностей, свободного развития личности. Реализация данных принципов приобрела особое значение для становления личности ребенка, его психического развития, которое включает в себя как развитие его деятельности, мотивационной и интеллектуальной сфер, так и коммуникативной сферы. Вместе с тем социально-экономические преобразования, происходящие в российском обществе, обусловили появление в коммуникативной сфере развития подрастающего поколения таких феноменов как социальная дезадаптация, коммуникативный дефицит и некомпетентность, что неизбежно приводит к нарушениям и отклонениям не только в коммуникативном, но и в психическом, личностном развитии в целом.
Социально-психологическая готовность к эффективному коммуникативному взаимодействию человека с людьми в настоящее время является необходимым условием развития личности уже в период дошкольного детства.
Формирование коммуникативных умений и знаний является важнейшей составляющей личностной сферы и обеспечивает необходимую социально-психологическую адаптацию ребенка в окружающем его мире. Умения вступать в контакты с другими людьми, устанавливать взаимоотношения с ними, регулировать свое поведение оказывают решающее влияние не только на позитивную совместную деятельность, но и на будущий социальный статус ребенка в современном обществе.
Проблема собственно коммуникативного развития дошкольников, ее психологическое содержание, структура достаточно глубоко разработаны в концепции генезиса общения М.И. Лисиной и ее учениками-последователями: Л.Н. Галигузовой, Д.Б. Годовиковой, Т.А. Репиной, А.Г. Рузской, Е.О. Смирновой, Р.Б. Стеркиной и др. Развитие общения в данных исследованиях рассматривалось в качестве особой, коммуникативной деятельности. Такой подход позволил изучать процесс общения как самодостаточный, саморазвивающийся процесс деятельности общения, то есть коммуникативной деятельности, формирующейся в определенных социальных условиях. Еще в 70-е годы, М.С. Каган отмечал, что «... человеческая жизнь начинается с формирования коммуникативной деятельности и овладения ее механизмами... » (М.С. Каган). Также происходит становление и формирование субъектов этой деятельности, их психическое и личностное развитие, на что указывает В.В. Давыдов: «... поскольку «ядром» психического развития является процесс формирования деятельности, то и посредством изменения деятельности формируется сознание человека» (В.В. Давыдов).
Проблема формирования коммуникативной деятельности в дошкольной сфере образования, несмотря на высокую степень разработанности многих ее психологических, социологических и педагогических аспектов, остается недостаточно изученной.
В частности, В.В. Давыдов выделял процесс возникновения, формирования и распада любого конкретного вида деятельности в качестве общей закономерности развития деятельности. Однако понятие « формирование коммуникативной деятельности» недостаточно разработано, в частности, представление о содержании этого процесса в системе дошкольного образования, а также представление об условиях, на основе и посредством которых процесс этот происходит и управляется.
Теоретические аспекты проблемы разработаны достаточно, но в практику работы ДОУ эти положения внедряются не в полном объеме. В связи с этим можно считать тему значимой. Ведь развивая коммуникативную компетентность, речевое общение, педагог не просто учит ребенка новым видам взаимодействия с другими, не просто облегчает его контакты с окружающими, но и формирует его представление о себе и о других, открывает ему новые грани внешнего и внутреннего мира.
Таким образом, формирование коммуникативной компетентности является значимой и актуальной проблемой, без этого ребенок не сможет успешно учиться в школе, общаться с окружающими его людьми. Роль слова как важнейшей единицы языка и речи, его значение в психическом развитии ребёнка определяют место словарной работы в общей системе работы по развитию речи детей в детском саду.
Цель исследования: теоретически обосновать проблему формирования коммуникативной компетентности у старших дошкольников в процессе дидактических игр.
Задачи исследования:
1) Выделить особенности формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников.
2) На основе анализа педагогической, психологической, методической литературы по проблеме формирования словаря у старших дошкольников, раскрыть суть и разработать структуру ключевых понятий: «игра», «дидактическая игра».
3) Раскрыть содержание программы по образовательной области «Коммуникация»
4) Обобщить методы и приемы организации дидактических игр со старшими дошкольниками, направленных на формирование коммуникативной компетентности.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
- Особенности формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста.
Одна из основных претензий, предъявляемых школой к качеству подготовки ребенка в ДОУ, заключается в неспособности ученика коммуникативно и адекватно организовать свою учебную деятельность.
Коммуникативные способности, культура общения – очень важные составляющие самого процесса общения, которые существенно влияют на жизнь самого человека.
Некоммуникабельный, угрюмый человек будет испытывать затруднения в общении: ему сложно устанавливать контакты с другими людьми, добиваться успехов в своей деятельности.
Компетентность – осмысленное владение теоретическими знаниями,
умениями, способами принятия решений, нравственными нормами,
ценностями, традициями, необходимыми для практической реализации
конкретных видов деятельности и наиболее полной самореализации человека;
Одной из ведущих компетентностей личности, в том числе и ребенка
дошкольного возраста, является коммуникативная компетентность, которая
многими исследователями признана стержневой, поскольку лежит в основе
других компетенций.
Коммуникативная компетентность – это совокупность языковой, речевой и социокультурной составляющих. По другой трактовке коммуникативная компетентность – это овладение всеми видами речевой деятельности и культура речи.
Коммуникативные способности позволяют ребенку решать разного рода задачи, возникающие в общении:
-преодолевать эгоцентризм (т.е. понимать позицию и состояние другого человека, несовпадающие, с его собственными)
-распознавать различные коммуникативные ситуации и правила действия в них
-выстраивать в коммуникативной ситуации свое поведение адекватно и творчески.
Успешное развитие коммуникативных способностей – это часть социальной компетентности, означающей готовность ребенка и к встрече с новыми социальными ситуациями, поведенческими проявлениями в различных областях взаимодействия.
Таким образом, мы выяснили, каковы особенности формирования коммуникативной компетентности детьми старшего дошкольного возраста.
- Сущность ключевых понятий «игра», «дидактическая игра»
В системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста важное место занимает игра – ведущий вид деятельности дошкольного периода, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка. В игре дошкольник, незаметно для себя, приобретает новые знания, умения и навыки, учится осуществлять поисковые действия, мыслить и творить.
В современной дошкольной педагогике общепринятой считается классификация игр, составленная на основе такого общего признака, как степень самостоятельности и творчества ребенка в игре. Данная классификация включает две большие группы игр:
-творческие игры (сюжетно-ролевые, режиссерские, строительно-конструктивные, театрализованные, игры с песком и водой);
игры с готовым содержанием и правилами, которые подразделяются на дидактические (с математическим и экологическим содержанием, связанные с развитием речи, изодеятельностью, сенсорикой, музыкальные), подвижные и интеллектуально-развивающие.
Среди разнообразных игр особое значение для детей дошкольного возраста имеют дидактические игры. Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально созданные взрослыми в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в тоже время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является игровым методом обучения для детей дошкольного возраста, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью и средством разностороннего воспитания личности ребенка, что подтверждено исследованиями многих отечественных педагогов (А.П. Усова, В.Н. Аванесова, З.М. Богуславская, Е О. Смирнова, А.И Сорокина, А.К. Бондаренко и др.) и психологов (Л.А. Венгер, А.Н. Леонтьев и др.).
Широкое использование дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении объясняется тем, что они наиболее соответствуют силам и возможностям дошкольников, т.к. обучение в форме игры основано на стремлении ребенка входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам.
Включение дидактических игр в педагогический процесс ДОУ обусловлено их особенностями, в них ярко проявляется взаимосвязь увлекательной игровой деятельности и процесса усвоения детьми представлений и знаний. В дидактических играх, как указывают З.М. Богуславская, Е.И. Удальцова, В.Н. Аванесова и другие, ребёнок без нажима, без нарочитой тренировки учится наблюдать, выделять особенности различных предметов.
С помощью дидактических игр решаются учебные задачи по формированию навыков умственной деятельности детей, умений использовать приобретенные знания в новых ситуациях. В условиях игры дети лучше запоминают познавательный материал, чем когда им предлагают просто запомнить. Цель игры мобилизует внимание, мышление, память. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. У дошкольников развиваются познавательные процессы и способности, они усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности.
Дидактические игры позволяют детям в живой, непосредственной форме накапливать сенсорный опыт, уточнять представления и знания о свойствах предметов (цвет, форма, величина, строение, пространственное положение), развивать умение выделять сходство и различие между предметами (чем больше свойств и качеств научатся выделять дети, тем больше предметов и их свойств смогут дифференцировать и т. д.); развивать глазомер, координацию движений рук и глаз, мелкую моторику; совершенствовать восприятие, внимание, память как произвольные, так и непроизвольные (последние особенно важны, так как не вызывают у детей напряжения, возникают по их инициативе, определяются их интересом).
Воспитательная и развивающая ценность обучения в форме дидактической игры заключается в содержании и направленности его на решение задач нравственного воспитания – воспитание положительного отношения детей к явлениям окружающей жизни, к труду, взаимоотношениям людей, воспитание уважения к семье, к старшим.
В игре формируются нравственные привычки детей, создается возможность для проявления инициативы, самостоятельности, активности при решении игровых задач, выполнении игровых действий.
Все это позволяет говорить о том, что дидактические игры предоставляют большие возможности для умственного, эстетического и нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
ГЛАВА II. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
2.1. Содержание программы по образовательной области «Коммуникация» в соответствии с ФГТ
Ведущими целями основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой являются: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
- развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
- развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
- практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Дети должны уметь:
- участвовать в беседе;
- аргументированно и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника;
-составлять по образцу рассказы по сюжетной картинке, набору картинок;
- последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения;
- определять место звука в слове;
- подбирать к существительному несколько прилагательных; заменять слово другим словом со сходным значением.
2.2. Методы и приемы, направленные на формирование коммуникативной компетентности в процессе организации дидактических игр.
Анализ содержания сборников с дидактическими играми (авторы: А.К. Бондаренко, А.И.Сорокина, Л.В.Артемова, З.М. Богуславская, Е.И.Удальцова и др.) позволяет выделить сложившуюся тенденцию деления дидактических игр на игры с опорой на наглядность (предметные, настольно - печатные) и на игры без опоры на наглядность (словесные, в которых задача решается в мыслительном плане).
Так А.К. Бондаренко все дидактические игры предлагает разделить на три основных вида:
1 - игры с предметами (игрушками, природным материалом);
2 - настольно- печатные;
3 - словесные игры.
Кроме того, каждая группа дидактических игр имеет ещё более дробную иерархичность. Например, А.И. Сорокина выделяет следующие виды дидактических игр: игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы.
Дидактическая игра имеет определенную структуру, характеризующую ее как форму обучения и игровую деятельность. Выделяют следующие структурные составляющие дидактической игры:
1)дидактические и игровые задачи;
2)игровые действия;
3) игровые правила;
4)результат.
Также можно выделить следующие отличительные особенности дидактических игр:
- они являются чаще всего совместной деятельностью;
- имеют готовое содержание и правила, носящие формализованный и обязательный характер;
- действия участников игры реальны и однозначны;
- дидактические игры имеют совершенно определенный, заранее заданный конечный результат;
- носят цикличный, повторяемый характер (цикл игры заканчивается выигрышем одной из сторон; продолжение игры есть повторение игрового цикла, вновь завершающегося выигрышем);
- тип отношений играющих - состязательный, связанный с установлением первенства в чем-либо одного из играющих.
Педагогу, использующему в своей деятельности дидактическую игру, необходимо знать её природу и возможности, ее структуру и особенности, своеобразие каждого из её компонентов и четко представлять роль дидактической игры и ее место в педагогическом процессе ДОУ.
Так дидактическая игра может быть включена в любое занятие в качестве его составной части, позволяя повысить интерес детей к нему, активизировать их деятельность. А может использоваться и как самостоятельная форма. В первом случае содержание и правила игры подчинены воспитательно-образовательным задачам и программным требованиям к тому или иному виду занятий, а инициатива в выборе и проведении игры принадлежит воспитателю. Вне занятий дидактические игры проводятся во вне учебное время (утром до завтрака, на прогулке, во второй половине дня), в группе или на участке.
В обоих случаях воспитатель руководит дидактическими играми, но по-разному: на занятиях он учит детей, как надо играть, знакомит с правилами и игровыми действиями, а в самостоятельных играх участвует в качестве партнера или арбитра, следит за взаимоотношениями между детьми, оценивает их поведение. Дидактическая игра тем и хороша, что она позволяет взрослому не предъявлять ребенку педагогическую цель в явном виде, избегать прямого формирующего воздействия на него, не демонстрировать, а наоборот, тщательно скрывать свою, безусловно, руководящую позицию в воспитании.
При отборе дидактической игры воспитатель должен четко представлять себе требования, которым она должна отвечать. Дидактические игры должны:
-отражать реальную картину окружающего мира и быть доступными дошкольникам;
-обеспечивать возможность играть как отдельному ребенку, так и не большой группе детей;
-позволять ребенку самостоятельно контролировать правильность выполнения задания;
-материалы для игры должны быть прочными, красочно оформленными, привлекательными и отвечать гигиеническим нормам.
Организация дидактических игр педагогом должна осуществляться в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.
В подготовку к проведению дидактической игры входят:
-выбор игры в соответствии с дидактическими задачами;
-определение места и роли игры в системе обучения и воспитания;
-установление взаимосвязи и взаимодействия с другими формами воспитательно-образовательной работы;
-подготовка игрового оборудования;
-определение времени игры в режиме дня;
Проведение дидактических игр включает:
-определение количества играющих;
-ознакомление детей с содержанием игры, игровыми правилами,
-игровыми действиями, дидактическим материалом;
-выработка у детей игрового настроения, желания играть;
-показ игровых действий;
-руководство ходом игры, обеспечение активности всех детей, оказание помощи нуждающимся;
-подведение итогов игры.
Подведение итогов (анализ) направлено:
-на выявление приемов ее подготовки и проведения;
-на выявление индивидуальных особенностей в поведении и характере детей;
-усложнение игры и обогащение новым материалом.
Руководство дидактическими играми в старших группах требует от педагога большой, продуманной работы в процессе их подготовки и проведения: обогащение детей соответствующими знаниями, подбор дидактического материала, а иногда и изготовление его вместе с воспитанниками, организация обстановки для игры (где будут сидеть или бегать дети, куда будут прятать предметы, куда положить весь игровой материал), определение своей роли в игре от ее начала и до конца.
При проведении дидактических игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста воспитателю необходимо соблюдать следующие условия:
-четко, эмоционально и выразительно разъяснять детям задачу и правила игры;
-занимать в игре позицию равноправного партнера, сопереживать играющим, живо и эмоционально реагировать на ход игры, поддерживать интерес к действиям каждого ребенка;
-вводить в игру элементы соревнования, веселой состязательности команд, поощрять болельщиков, которые эмоционально поддерживают играющих;
-давать возможность каждому ребенку быть в роли, как участника, так и ведущего игры; обеспечивать постоянную смену игровых ролей;
-варьировать задания и правила игры, развивая способность произвольно перестраивать свое поведение в соответствии с изменением игрового содержания;
-осуществлять индивидуально-дифференцированный подход к детям через вариативность игровых заданий и правил;
-средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач;
-используемая в дидактической игре наглядность должна быть доступной и ёмкой.
Итак, в работе со старшими дошкольниками воспитатель должен активно руководить дидактической игрой на всех ее этапах: организовывать игру и следить за ее ходом, принимать непосредственное участие в игре, наблюдать за ходом игры, при необходимости оказывать помощь играющим.
Таким образом, используя огромный воспитательно-образовательный потенциал дидактической игры, педагог может решать самые разнообразные задачи воспитания, обучения и развития детей, добиваясь высокой эффективности их реализации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Формирование возможностей речевого общения дошкольников предполагает включение в жизнь ребенка в детском саду специально спроектированных ситуаций общения (индивидуальных и коллективных), в которых воспитатель ставит определенные задачи развития речи, а ребенок участвует в свободном общении. При организации совместных специальных игр ребенку обеспечены возможность выбора языковых средств, индивидуального «речевого вклада» в решении общей задачи – в таких играх у детей развивается способность выражать собственные мысли, намерения и эмоции в постоянно меняющихся ситуациях общения.
Таким образом, можно сделать вывод, что исследование развития коммуникативной компетентности не потеряло своей актуальности. Идет
активный поиск новых педагогических технологий, направленных на формирование коммуникативной компетентности у детей.
Исходя из вышеперечисленного, можно заключить, что словарь ребенка является основой развития коммуникативной компетентности детей. Формирование интеллектуальной сферы ребенка напрямую зависит от уровня развития его речевой функции.
В настоящее время высокая значимость темы заставляет по иному взглянуть на вопрос о роли дидактических игр в формировании коммуникативной компетентности детей. Считается, что формирование словаря у детей происходит наиболее продуктивно тогда, когда дидактические игры используются в различных видах деятельности (игровой, трудовой, учебной, бытовой). При организации дидактических игр со старшими дошкольниками нужно обратить особое внимание на процесс формирования словаря, активно включая в этот процесс обследовательские действия.
Научно обоснована эффективность использования дидактических игр в формировании коммуникативной компетентности, учитывающая особенности эмоционально-волевой сферы и протекания высших психических процессов у детей.
В нашей исследовательской работе нам удалось достичь поставленной цели и решить поставленные задачи:
- выявили особенности формирования коммуникативной компетентности у старших дошкольников;
- изучили психолого-педагогическую и специальную литературу, раскрыли сущность и разработали структуру ключевых понятий «коммуникативная компетентность», «игра», «дидактическая игра»;
- раскрыли содержание программы по образовательной области «коммуникация» в соответствии с ФГТ;
- раскрыли метод дидактических игр как средства формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Агафонова, И.Н. Рисую и размышляю, играю и учусь [Текст ]: пособие для воспитателей и родителей/И.Н.Агафонова.-С-Пб,: Союз, 2008.-231с.
- Алексеева, М.Н. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников [Текст ]: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений/ М.Н.Алексеева, В.И.Яшина. – М.: Академия, 2000.-400с.
- Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей [Текст]: книга для воспитателей детского сада / А.Г.Арушанова.- М.: Мозаика – Синтез, 2005.-272с.
- Бородич, А.М. Методика развития речи детей [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности: «Дошкольная педагогика и психология» /А.М.Бородич.-2е изд., перераб.-М.:Просвещение, 1986.-249с.
- Веракса Н.Е.,Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы:примерная общеобразовательная программа дошкольного образования.-М.: Мозаика-Синтез, 2012..-336с
- Воробьева, Т.А. Мяч и речь: игры с мячом для развития речи, мелкой ручной и общей моторики [Текст]: пособие для воспитателей /Т.А.Воробьева, О.И.Крупенчук.- СПб.: Каро, 2003.-96с.
- Котикова Н.В. Развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста / http://nsportal.ru/detskii-sad/
- Михайлова, З.А. Игровые занимательные задания для дошкольников [Текст]: /З.А.Михайлова.- М., 2000.-119с.
- Новоторцева, Н.В. Развитие речи детей [Текст]: пособие для воспитателей и родителей /Н.В.Новоторцева.- М., Лайнер, 2005.-236с.
- Придумай слово: речевые игры и упражнения для дошкольников [Текст]: 2-М.: Институт Психотерапии, 2000.-240с.
- Селиверстов, В.И. Речевые игры с детьми [Текст]: пособие для воспитателей детского сада / В.И.Селиверстов.- М.: Владос, 1994.-166с.
- Скажи по-другому. Речевые игры, упражнения, ситуации, сценарии [Текст]: пособие для воспитателей детского сада.- Самара: Изд-во Самар.обл. инс-та повышения квалификации и переподготовки работников образования, 1994.-145с.
- Сохин, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст]: учебное пособие для студентов средних педагогических заведений /Ф.А.Сохин.- М.: Просвещение, 2004.-224с.
- Тихеева, Е.и. Развитие речи детей [Текст]: учебное пособие / Е.И.Тихеева.- М.: Просвещение, 1981.-275с.
- Успенский, Л.В. Культура речи [Текст]: популярное пособие для педагогов и родителей /Л.В.Успенский.-М., 2001.-197с.
- Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения по развитию речи [Текст]: пособие для воспитателей /Г.С.Швайко.-М.: Айрис –пресс, 2008.-176с.
Приложение
Дидактические игры и упражнения
«Ателье»
Цель: упражнять детей в классификации предметов одежды по сезонному признаку (зимняя – осенняя, летняя – весенняя). Активизировать в речи детей прилагательные: полосатая, клетчатая, шелковая, ситцевая, шерстяная, байковая, тонкая, толстая, гладкая, блестящая, шероховатая. Научить связно описывать предмет, изображенный на картинке.
Игровой материал: 1. Конверты из картона с прорезанными силуэтами одежды: пальто, платья, сарафана, юбки, рубашки, халата, брюк, шорт и др. 2. Лоскуты разной ткани, наклеенные на картонные прямоугольники (по количеству детей).
Ход игры. 1 вариант.
Воспитатель предлагает детям поиграть в ателье. Выставляет перед ними на доске конверты с изображениями пальто, блузки и др. и говорит, что такую одежду можно заказать в ателье. Каждый ребенок получает прямоугольник с наклеенной на него тканью.
Воспитатель объясняет: «Я пришла в ателье, чтобы сделать заказ на пошив разной одежды. Вы – работники ателье и должны предложить мне подходящую ткань для того изделия, которое я буду заказывать. Я покажу вам, что хочу сшить, а вы определите, для какого времени года это изделие предназначено, и тот, у кого есть подходящая ткань, предложит мне ее и расскажет о ней. Например, если я закажу зимнее пальто, то о ткани для него можно рассказать так: «Для вашего зимнего пальто подойдет шерстяная ткань. Она толстая, шероховатая, темно-зеленая».
А если я закажу летнее платье, о ткани для него можно рассказать так: «Для вашего нарядного летнего платья подойдет вот эта шелковая ткань. Она светлая, тонкая и блестящая».
Далее воспитатель говорит детям, что для одного и того же изделия у них есть несколько образцов ткани: «Те, у кого имеется, например, ткань для пальто, будут по очереди выходить к доске и рассказывать о ней. Я остановлю свой выбор на той ткани, о которой будет полнее рассказано».
Выбранную ткань воспитатель вставляет в конверт. Чтобы дети при описании использовали больше прилагательных, можно за удачно подобранное определение давать фишку.
2 вариант.
Воспитатель ставит на полочки доски конверты с изображениями предметов одежды, а на своем столе раскладывает образцы ткани (картонные прямоугольники с наклеенной на них тканью).
Воспитатель детям: «Теперь вы будете заказчиками, а я – работником ателье. Вы будете приходить в ателье, чтобы заказать себе одежду для теплого или холодного времени года, и сами подбирать к ней подходящую ткань. Нужно взять конверт, подобрать к своему изделию ткань и потом сделать заказ, например: «Сшейте мне, пожалуйста, рубашку для осени из теплой пушистой полосатой байки». Если вы все понятно и подробно объясните закройщику, то получите готовое изделие – конверт с вставленной в него тканью».
«Отвечай быстро»
Цель: упражнять детей в классификации, сравнении, обобщении; закреплять знания о птицах, насекомых, рыбах, животных; упражнять в согласовании числительных и прилагательных с существительными.
Игровой материал: таблица, разделенная на 9 клеток. В каждой клетке изображение птицы или животного. Например: в первом ряду – воробей, голубь, дятел; во втором ряду – оса, лиса, стрекоза, в третьем – волк, бабочка, снегирь и др.
Ход игры.
Воспитатель вывешивает перед детьми таблицу, предлагает сначала рассмотреть ее, а затем быстро отвечать на вопросы, которые он будет задавать. За правильный ответ играющий получает фишку.
Примерные вопросы:
- Как можно назвать всех, кто нарисован в первом ряду?
- Сколько всего птиц в таблице? Назовите их.
- Кого больше, зверей или насекомых?
- На сколько групп можно разделить всех, кто нарисован в таблице?
- Сравните животных первого и второго столбика. Что вы заметили общего?
- Какие животные похожи друг на друга?
- Каких птиц больше – домашних или диких?
- Какие животные проводят много времени в воде?
- Назовите рыб, птиц, морских животных и т.д.
«Кто как двигается?»
Цель: расширять словарь детей – использовать в речи глаголы, обозначающие разные движения животных (летают, бегают, ползают). Развивать умение соотносить название глагола движения с действием животного (летает – полетит, улетает - …). Научить соединять в пары одинаково передвигающихся животных. Развивать умение действовать совместно.
Игровой материал: предметные картинки с изображениями животных с разными способами передвижения (звери, птицы, рыбы, животные). Таких животных на картинках должно быть по одному на каждого играющего. Например: на пятерых детей – пять летающих животных: бабочка, орел, кукушка, стрекоза, скворец; на одного ребенка – пять по-разному передвигающихся животных: олень, колибри, морж, кенгуру, кобра; фишки.
Ход игры.
Воспитатель вперемежку раскладывает картинки посредине стола и предлагает детям взять по одной с животным, которое летает (прыгает, плавает…).
Объясняет детям игровое задание и правила игры: «Нужно про своего животного составить три предложения, в которых обязательно должны быть такие слова: прилетел, залетел, улетел». Просит нескольких детей повторить эти слова.
В качестве примера может составить 3 предложения про снегиря, а детей попросить проследить, все ли названные слова будут в предложениях:
«Зимой прилетел в наши края снегирь».
« Снегирь поклевал ягоды рябины и улетел».
« Снегирь залетел за трубу на крыше дома и спрятался там от холодного ветра».
Воспитатель говорит детям, что за каждое правильно составленное предложение ребенок получит фишку. Если ошибку заметит другой ребенок и исправит ее, то он тоже получит фишку. Играющий может также получить дополнительную фишку, если он не только правильно употребит глаголы, но и проявит хорошие знания о данном животном, его образе жизни, среде обитания (животные Севера, жарких стран, пустынь).
В одной игре можно использовать от 2-х до 4-х наборов картинок в зависимости от интереса детей и их количества. При повторном проведении игры можно изменить содержание картинок (взять других животных) или частично поменять глаголы для предложений.
В конце игры воспитатель подводит итог – дети считают полученные фишки и определяют победителей.
Правила игры:
- Выбрать животное, которое передвигается таким способом, на который указал ведущий.
- Запомнить три слова, обозначающие движения животного, и включить их в свои предложения.
«Дед Мороз»
Цель: учить детей правильно использовать в речи глаголы, обогащать их словарь.
Оборудование: маска Деда Мороза, мешок с подарками.
Ход игры.
Играющие стоят в кругу. Дед Мороз (водящий) медленно ходит по кругу:
Это я – Дед Мороз,
Бородою оброс.
Я в лесу ищу зверей.
Выходите поскорей.
Стоящие в кругу спрашивают: «А каких зверей ты ищешь?» Дед Мороз отвечает: «Зайчиков. Что делают зайчики? Где они живут?» - «Наши зайчики прыгают, они живут в лесу», - отвечают дети и прыгают, подражая зайчикам.
Затем стоящие в кругу спрашивают: «А ты зайчиков любишь?» Дед Мороз: «Люблю». – «Ты их догонишь?» Дед Мороз: «Догоню». Зайчики убегают, дед Мороз ловит кого-нибудь. Игра начинается снова, но Дед Мороз называет уже других зверей.
Самый ловкий, ни разу не попавший в руки Деду Морозу, объявляется победителем.
«Что спрятано?»
Цель: учить детей правильному употреблению нарицательных имен существительных в единственном числе, винительном падеже.
Оборудование: муляжи овощей, фруктов, цветов.
Описание игры.
На столике раскладываются цветы, овощи, фрукты. Детям предлагают внимательно посмотреть, что лежит на столе, и запомнить, где лежит. Затем ребята отворачиваются, а педагог берет какой-либо предмет со стола и прячет. Названный ребенок должен угадать, что спрятал педагог: «Вы спрятали свеклу (яблоко, гвоздику)». Ответы детей должны быть полными.
«Цепочка слов»
Цель: расширять запас существительных в активном словаре детей.
Оборудование: мяч, фишки.
Описание игры.
В этой игре надо составить цепочку из слов так, чтобы последний звук предыдущего слова совпадал с первым звуком последующего.
Играющие садятся в круг. Один из них бросает кому-нибудь мяч и говорит какое-либо слово (имя существительное), например «стакан». Получивший мяч говорит слова, начинающееся с последнего звука сказанного слова, например «нога». Следующий говорит, например, «апрель», а за ним «листок» и т.д.
Выиграет тот, кто до конца не выбыл из игры. Победителю вручается фишка.
«Что такого же цвета?»
Цель: учить детей использовать в речи прилагательные, правильно согласовывая их с существительными в роде, числе, падеже.
Оборудование: окружающие предметы, цветные квадраты бумаги.
Описание игры.
Педагог показывает детям зеленый квадрат бумаги. Дети называют его цвет, а затем предметы того же цвета: зеленый свитер, зеленая шляпа, зеленые цветы и т.д.
Выигрывает то, кто больше назовет предметов данного цвета.
«Угадай, что это?»
Цель: учить детей использовать в речи прилагательные, правильно согласовывая их с местоимениями.
Оборудование: натуральные фрукты или их муляжи по количеству детей.
Описание игры.
Педагог показывает детям фрукты, затем вызывает детей по одному. Вызванному завязывают глаза и предлагают выбрать какой-нибудь плод. Ребенок должен на ощупь угадать, что это за фрукт и какой он по форме (или определить его твердость). Тот, кто не ошибся, получает в награду этот фрукт.
Ответы детей должны быть полными.
«Холодно – жарко»
Цель: обогащать словарь детей наречиями – антонимами со значением образа действия.
Оборудование: мяч.
Описание игры.
Дети сидят по кругу. Воспитатель бросает мяч детям поочередно, произнося при этом какое-либо наречие. Получивший мяч должен быстро подобрать наречие с противоположным значением, например: «холодно – жарко», «быстро – медленно», «тихо – громко». Если получивший мяч сразу не ответил, он выходит из круга.
Игра с мячом «Скажи наоборот».
Педагог называет слово и бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, должен придумать слово, противоположное по значению, сказать это слово и бросить мяч обратно логопеду.
Одеть — (раздеть), поднять — (опустить),
бросить — (поймать),
спрятать — (найти),
положить — (убрать),
дать — (взять),
купить — (продать),
налить — (вылить).
«Отгадай-ка!»
Цель: учить детей описывать предмет, не глядя на него, выделять существенные признаки; по описанию узнавать предмет, развивать связную речь детей.
Оборудование: окружающие предметы и игрушки, фишка.
Ход игры.
Воспитатель напоминает детям, кА они на занятии рассказывали о знакомых предметах, загадывали и отгадывали загадки, и предлагает:
- Давайте поиграем. Пусть предметы нашей комнаты расскажут о себе, а мы по описанию отгадаем, какой предмет говорит. Выберите себе каждый какой-либо предмет и говорите за него. Только надо соблюдать правила игры: когда будете рассказывать о предмете, не смотрите на него, чтобы мы сразу не отгадали, и говорите только о тех предметах, которые находятся в комнате.
После небольшой паузы (дети должны выбрать предмет для описания, приготовиться к ответу) воспитатель кладет фишку в руки любому играющему. Ребенок встает и дает описание предмета, а затем передает фишку тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребенок описывает свой предмет и передает фишку следующему играющему, чтобы тот отгадал.
Игра продолжается до тех пор, пока каждый не придумает свою загадку. В процессе игры воспитатель следит за тем, чтобы дети при описании предметов называли их существенные признаки, которые помогли бы узнать предмет. Он может задать вопрос загадывающему : «Где этот предмет находится?» или: «Для чего нужен этот предмет?». Но спешить с наводящими вопросами не следует. Надо дать возможность ребенку самому припомнить предмет, его основные признаки и рассказать о них.
Дети дают такие описания предметов: «Деревянный, полированный, впереди стекло, может интересно рассказывать» (телевизор), «Железная, из прутиков, стоит на подоконнике, оттуда слышно пение птички» (клетка) и т.д.
«Наоборот»
Цель: развивать у детей сообразительность, быстроту мышления; учить быстро подбирать слова, противоположные по смыслу.
Оборудование: мяч.
Ход игры.
Дети и воспитатель садятся на стулья в кружок. Воспитатель произносит слово и бросает кому-нибудь из детей мяч. Ребенок должен поймать мяч, сказать слово, противоположное по смыслу, и снова бросить мяч воспитателю. Воспитатель говорит: «Вперед». Ребенок отвечает: «Назад» (направо – налево, вверх – вниз, далеко – близко, высоко – низко, над – под, внутри – снаружи, дальше – ближе). Можно произносить не только наречия, но и прилагательные, глаголы: далекий – близкий, верхний – нижний, правый – левый, завязать – развязать и т.д. Если тот, кому бросили мяч, затрудняется ответить, дети, по предложению воспитателя, хором произносят нужное слово.
«Скажи по-другому»
Цель: учить детей подбирать синоним – слово, близкое по значению.
Оборудование: мяч.
Ход игры.
Воспитатель говорит, что в этой игре дети должны будут вспомнить слова, похожие по смыслу на то слово, которое он назовет.
«Большой», - предлагает воспитатель. Дети называют слова: «Огромный, крупный, громадный, гигантский».
«Красивый». – «Пригожий, хороший, прекрасный, прелестный, чудесный».
«Мокрый». – «Сырой, влажный». И т.д.
Готовясь к проведению игры, воспитатель заранее подбирает слова, имеющие ряд синонимов. Эти слова лучше записать, чтобы долго не припоминать, так как игра проходит в быстром темпе.
Ребенка, который вспомнит больше слов, нужно похвалить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования
Актуальность приоритетного направления по социально-личностному развитию в работе с детьми дошкольного возраста.Модель социально-личностного развития ребенка.Цели, задачии, формы и методы социаль...
«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»
«Проектирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы»...
Педагогический проект: «Основные направления региональной образовательной политике в контексте модернизации российского образования.»
Итоговая работа на курсах павышения квалификации педагогов ДОУ....
«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»
«средства развития у детей дошкольного возраста речевого творчества»...
«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»
Итоговая работа по ИОЧ...
по курсу повышения квалификации по ИОЧ «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»
Итоговая работа на тему:«Педагогические условия формирования у дошкольниковоснов безопасного поведения в социуме»...