«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»
учебно-методический материал (подготовительная группа) по теме
«Проектирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovaya_rabota_po_ioch_21.06.2013.docx | 35.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования
Итоговая работа
по курсу повышения квалификации по ИОЧ
«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»
на тему:
«Проектирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы»
время обучения: 1 сессия:10.06– 15.06.2013г.
2 сессия:17.06–21.06.2013 г.
Выполнила
Морозова Гулия Васыфовна
воспитатель,
МБДОУ детский сад №188
Самара, 2013
1. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы.
1.Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.
Начало обучения в школе – один из самых важных и серьезных моментов в жизни ребенка. От того, насколько у него сформирована мотивационная готовность, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе и в конечном счете благополучие в его школьной и взрослой жизни.
Формирование мотивов, побуждающих к учению, - одна из линий подготовки детей к обучению в школе. Мотив-побудитель деятельности, складывающийся под влиянием условий жизни человека и определяющий направленность его активности. В роли интересов могут выступать потребности, интересы, влечения, эмоции, установки и идеалы.
Поступление в школу знаменует собой смену социальной позиции ребенка дошкольника и принятию новой позиции - школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное, по сравнению с дошкольниками положение в обществе. Эта готовность выражается в отношении к школе, учителям, учебной деятельности. То есть происходит трансформация всей социальной ситуации развития ребенка.
Федеральные государственные требования (приказ Министерства образованияи науки РФ от 23.11.2009 №655) предусматривают «решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования». Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. То есть уходит понятие «занятия» как обязательной формы дидактической деятельности детей и ему на смену приходит понятие «непосредственной образовательной деятельности», в ходе которой воспитатель становится равноправным партнером и включается в деятельность наравне с детьми, а дети присоединяются к деятельности добровольно и работают каждый в своем темпе.
Решая задачи в данном направлении, выявлены ряд недостатков.
Недостатки в результатах.
Проанализировав, совместно с психологом, психолого-педагогическую готовность к школе по методике Д.Векслера, «Оценку мотивации учащихся начальной школы (методике Н. Лускановой), «Методику школьной мотивации М.Р. Гинзбурга и т.д пришли к выводу, что в подготовительной группе преобладают дети со средним уровнем развития мотивационной готовности к предстоящему обучению в школе, и очень мало детей с высоким уровнем мотивационной готовности.
Таким образом, можно говорить о том, что:
- мотивационная готовность к школе у детей сформирована недостаточно, что может вызвать у ребенка огромные трудности во время первого года обучения в школе, а в дальнейшем вообще вызвать стойкое нежелание учиться.
- дети не имеют конкретных представлений об учебной деятельности;
- проявляются страхи оценивания результатов.
Недостатки в основном процессе:
- недостаток четко разработанных программ, форм и методик;
- недооценка значения игровой деятельности, здоровье сберегающего фактора;
- в календарно-тематическом планировании недостаточно отражена мотивационная подготовка;
- недостаточная работа с родителями;
- необходимость создания единого образовательного пространства дошкольного и начального образования;
- отсутствие взаимосвязи со школой, учителями, недостаточная работа с психологом дошкольного учреждения
Недостатки в условиях профессиональной деятельности:
- недостаточная квалификационная деятельность педагогов;
- недостаточное знание законов РФ, ФГТ, концепции дошкольного образования;
- недостаток учебно-методических пособий, технических средств;
- отсутствие современных мультимедийных пособий.
Анализ вышеизложенных недостатков выявил следующие противоречия:
- Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, однако, при поступлении в школу дети должны не только играть, но и быть готовыми к усвоению учебной программы , обладать определенными знаниями, умениями и навыками, быть готовыми к переходу к новому статусу – статусу школьника.
- В рекомендованных программах дошкольного образования нет четко прописанных форм, средств, методов. В группах не всегда созданы соответствующие условия.
- недостаточность курсов по повышению квалификации в СИПКРО, ЦПО, ЦРО. Вследствие чего не все педагоги ознакомлены с методами и приемами работы и не готовы перестраивать свою работу.
- Главную роль в воспитании детей играют родители, но для многих главным критерием при выходе из дошкольного учреждения, является лишь умение читать и считать.
2. Формулировка проблемы на основе проведенного анализа.
Проанализировав недостатки в результатах, в основном процессе, в условиях педагогической деятельности, анализа противоречий, возникает проблема мотивационной готовности ребенка к школе, что негативно отразится на построении всего образовательного процесса.
3.Описание нового образовательного результата, сформированного у обучающегося.
В дошкольном возрасте процесс познания у детей происходит эмоционально-практическим путем. Выделяются такие виды деятельности как: игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, чтение.
В этих видах деятельности происходит интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие , способность к логическому мышлению, самоконтролю, творческому воображению, что является необходимым критерием для обучения в школе. И отказ от учебной модели на первой ступени образования, согласно ФГТ, требует новых форм работы с детьми, которые бы позволили обучать так, чтобы дети и не догадывались об этом. Педагог , работающий с дошкольниками, постоянно должен быть готов к постоянному совершенствованию своего профессионализма, способный «творить», обладать новым типом мышления, самосознания. В результате у детей не пропадает интерес к учебному процессу, а наоборот, возникает желание к познанию и изучению , чем и определяется мотивационная готовность.
Опираясь на федеральные государственные требования, при грамотном построении воспитательного процесса, где образовательная деятельность осуществляется в процессе различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения - можно развить у детей следующие качества:
- способность решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту;
- применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, поставленных как взрослым, так и самим;
- умение преобразовывать способы решения задач в зависимости от ситуации;
- способность предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.;
- формирование умений и навыков, необходимых для осуществления различных видов детской деятельности;
- развитие универсальных предпосылок учебной деятельности - умение работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
- формирование положительных представлений о школе;
- сформированная позиция школьника.
4. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля)
Для получения новых образовательных результатов, понадобится внести существенные изменения в содержание образовательного процесса.
1.В содержании:
- внести изменения в тематические недели,
- - тематические итоговые мероприятия: «Скоро в школу!»;
- развитие игровой деятельности (сюжетно-ролевые, режиссёрские, дидактические игры «Собери портфель» , «Четвертый лишний», в которых отражаются социальные представления о школе, учебной деятельности) ;
-организация прогулок в школу, школьный двор;
2. В средствах обучения и воспитания:
- чтение художественной литературы(Л.Н. Толстой «Филлипок», В.Осеева «Синие листья», «Три товарища» и т.д) ;
- использование дидактического материала;
- использованиеИКТ, мультимедийной информации (презентаций, видео, аудио, анимация);
3. В работе с родителями:
- ознакомление родителей с требованиями ФГТ, возрастными особенностями детей;
- формирование активной позиции родителей,
- родительские собрания на тему « Готовность ребенка в школу», «У школьного порога» и т.д,
- консультации для родителей «Как подготовить ребенка в школу?», « Как избежать школьных неудач?», « Психологическая готовность ребенка к школе»;
- папки-передвижки « Скоро в школу мы пойдем», «Готовимся к школе» и т.д;
- анкетирование с целью получения информации:«Ваш ребенок скоро станет школьником», «Азбука для родителей» и .т.д;
- тесты «Пирамида»(по показателям готовности к школе),
- решение педагогических ситуаций.
4. В контроле:
- наблюдения за отношением детей к школе, за умением планировать свои действия и поведение , взаимодействием со сверстниками, Желанием стать первоклассником;
- беседы «Школа – мой новый дом»-диагностировать сформированность представления о школе, взаимоотношениях со взрослыми, умение составлять рассказы о школе;
- создание альбома « Здравствуй школа»;
- выставка рисунков «Моя школа»
5.Характеристика изменения в условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные)
И для того, чтобы реализовывать задачи, поставленные перед дошкольным образованием, нужно создать условия для наиболее полного раскрытия детских возможностей и использовать при этом наиболее интересные для детей виды деятельности.
- В кадровых:
- курсы повышения квалификаций педагогов;
- информирование педагогического коллектива ДОУ о новых программах, технологиях, учебно-методических пособиях;
- педагогические советы . Выступление педагогов с целью обмена опытом и рекомендациями;
- методические объединения;
-сотрудничество с педагогом-психологом;
- сотрудничество с учителями .
От педагогического мастерства каждого воспитателя, его компетентности, профессиональности, культуры, любви к детям зависит степень мотивационной готовности ребенка к школе и обучению в целом.
2 . В научно-методических:
- создания методических копилок « Скоро в школу!»;
- доступность интернет- ресурсов;
- создание мультимедийного пособия «Скоро в школу!»
3. В материально-технических:
- оснащение игровой зоны «Школа»;
- приобретение дидактических, развивающих игр, раскрасок, раздаточный, демонстрационный материал, игрушек, школьных принадлежностей;
- приобретение интерактивной техники;
4. Информационные:
- приобретение и изучение литературы, методических пособий;
- посещение сайтов, с целью получения опыта других воспитателей;
5. В организационных:
- использование разнообразия видов детской деятельности;
- совместная деятельность педагога и детей (игры-имитации, сюжетно-ролевые);
- мероприятия, экскурсии в школу, школьную библиотеку, школьный двор;
- выставки рисунков, защита проектов «Школа будущего».
6. В нормативно-правовых:
- Закона «Об образовании» РФ.
- Конвенция ООН «О правах ребенка».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 20.07.2011г. № 2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12.09.2008г. № 666.
- Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (письмо от 21.10. 2010 г. № 03-248) .
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 22 июля 2010 г. № 03-13 «О примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования».
Соблюдение вышеперечисленных условий и внесение изменений обеспечивают достижение новых образовательных результатов в соответствии с федеральными государственными требованиями, и способствует формированию мотивационной готовности к школе.
II. Описание работы с алгоритмом использования электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессе.
Цель:
- формирование мотивационной готовности к школе через игровую деятельность.
Задачи:
- познакомить с режимными моментами в учебной деятельности;
-развивать положительные представления о школе, желание учиться , чтобы узнать и уметь много нового;
- закрепить знания в непосредственно образовательной деятельности.
Алгоритм работы со слайдами
№ слайда | Действия и возможный вариант |
№1 | Титульный лист. |
№2 | На слайде изображена школа и дети , идущие в школу. Педагог зачитывает загадку о школе. Беседует о дне знаний. |
№ 3 | На слайде появляется изображение детей идущих в школу. Педагог предлагает детям определить, кто из детей идет в школу? Обращает внимание на то, как одеты дети, что в руках, кто встречает в школе. |
№4 | Педагог предлагает детям отправиться в школу. На слайде задание «Собери портфель» . По щелчку появляется картинка мальчика и девочки с портфелем в руках. |
№ 5 | На слайде картинки с изображением школьных принадлежностей. Детям предлагается назвать , что они возьмут с собой в школу. |
№ 6 | На слайде картинка -девочка со школьным звонком, стихотворение, педагог зачитывает его. В беседе закрепляет знание детей , что в школе уроки начинаются по звонку. |
№7 №8 | Картинки с изображением детей на уроке. Предлагается выбрать , как необходимо вести себя на уроках. На слайде надпись - «Математика», картинка- мальчик с цифрами. Педагог объявляет первый урок. |
№9 | На слайде тарелочка с яблоками. Детям предлагается назвать «соседей чисел». По щелчку появляются правильные ответы. |
№ 9 | На слайде примеры, дети решают примеры, по щелчку появляются правильные ответы. |
№10 | На слайде девочка со звонком. Педагог зачитывает стихотворение-загадку о перемене. Проводится беседа . Что такое перемена? |
№ 11 | Следующий слайд- «Русский язык». Картинка с алфавитом. |
№ 12 | На слайде картинки с предметами и два домика. Задание «Рассели жильцов». В домики расселяют предметы, которые начинаются с нарисованной на крыше домика буквы. На первом этаже слова, состоящие из двух слогов, на втором – из трех. |
№ 13 | Следующий слайд «Подбери к словам подходящие схемы». Дети отгадывают, к какой картине подходят схемы. По щелчку картины соединяются со схемами и появляются названия слов. |
№ 14 | Заключительный слайд. Педагог проводит беседу о том, что в школе очень интересно, можно узнать много нового. |
№15 | Перемена – физминутка. Картинка, музыка (физминутка Железновой) |
№16 | Слайд – Окружающий мир. Картинка –природа. |
№17 | Игра «Четвертый лишний». Выбрать какая картинка лишняя (дикие- домашние животные) |
№18 | Задание – какая картинка лишняя? Перелетные и зимующие птицы. |
№19 | На слайде стихотворение «По лестнице знаний шагайте смелей!» |
№20 | Заключительный слайд - «Молодцы!» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования
Актуальность приоритетного направления по социально-личностному развитию в работе с детьми дошкольного возраста.Модель социально-личностного развития ребенка.Цели, задачии, формы и методы социаль...
Педагогический проект: «Основные направления региональной образовательной политике в контексте модернизации российского образования.»
Итоговая работа на курсах павышения квалификации педагогов ДОУ....
«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»
«средства развития у детей дошкольного возраста речевого творчества»...
«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»
Итоговая работа по ИОЧ...
по курсу повышения квалификации по ИОЧ «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»
Итоговая работа на тему:«Педагогические условия формирования у дошкольниковоснов безопасного поведения в социуме»...
«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»
Педагогические средства формирования у дошкольников первичных представлений о себе, других людях....
«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»
Педагогические средства формирования у дошкольников первичных представлений о себе, других людях....