Педагогический проект: «Основные направления региональной образовательной политике в контексте модернизации российского образования.»
проект по теме

Итоговая работа на курсах павышения квалификации педагогов ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_proekt.doc109 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»

Итоговая работа

по инвариантному блоку

 «Основные направления региональной образовательной политике в контексте модернизации российского образования.»  

с 7.10.2013 г. по 18.10.2013 г.

Выполнила: Аглиева Алия Халимовна

воспитатель, МБДОУ д/с № 186 г.о. Самара

Самара, 2013 г.

Педагогический проект

на тему: «Формирование патриотического воспитания у дошкольников на примере ознакомления с улицами города Самары».

Аннотация проекта:                                                                                        

  1. Актуальность.
  2. Цель.
  3. Задачи.
  4. Ресурсы: материальные, социальные.
  5. Время реализации проекта.
  6. Вид проекта.
  7. Участники.
  8. Ожидаемые результаты.
  9. Мероприятия.
  10. Этапы: подготовительный, основной, итоговый.
  11. Вывод.
  12. Литература.
  13. Приложение: конспект занятия, консультация для родителей, презентация педагогического проекта.

Актуальность: Воспитание гражданственности, любви к окружающей природе, Родине, семье – один из основополагающих принципов государственной политики в области образования. В настоящее время патриотическое воспитание становится важным звеном российского образования. Его задачи выдвигаются самой жизнью и признаются актуальными и государством, и обществом. Сегодня, о необходимости возрождения патриотического воспитания заговорили на государственном уровне. Дети, начиная с дошкольного возраста, испытывают дефицит знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Недостаточно сформирована система работы с семьями воспитанников по проблеме нравственно-патриотического воспитания.

Цель: Воспитывать чувство гордости, уважения и любви к родному городу через знакомство с улицами города их историей и значимостью для жителей Самары.  

Задачи:

  • Расширять представления детей об истории родного города.
  • Познакомить с различными источниками получения информации.
  • Развивать самостоятельность, коммуникативные качества, память, мышление, творческое воображение.
  • Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и ДОУ.
  • Обогащение детско-родительских отношений опытом совместной деятельности через формирование представлений о родном городе.
  • Формирование чувства сопричастности к родному краю, семье.

Материальные ресурсы:

  • В нашей группе созданы здоровье сберегающие условия. Интерьер группы оформлен в соответствии с санитарно – гигиеническими требованиями. Группа оснащена телевизором, DVD–комплексом, магнитофоном.
  • Нами созданы дидактические игры, которые позволяют решать ряд познавательных задач.
  • Видеофильм о Самаре.
  • Книги о Самаре, наборы открыток и фотографий с видами нашего города.

Социальные ресурсы:

Взаимодействие участников проекта на договорной основе со следующими организациями:

  • Школа №53.
  • Краеведческий музей.

Время реализации проекта: Октябрь 2013 года – апрель 2014года.

Вид проекта: творческий, долгосрочный, семейно – групповой.

Участники проекта: воспитатели, дошкольники, родители.

Ожидаемые результаты:

  • Для детей:

-ответственное отношение к общественно-значимым заданиям;

-развитие у детей инициативы, активности, самостоятельности;

-расширение знаний об истории родного города;

-самореализация.

  • Для педагога:

-повышение профессионализма;

-внедрение новых методов в работе с детьми и родителями;

     -личностный и профессиональный рост;

     -самореализация.

  • Для родителей:

-повышение уровня личностного сознания;

-укрепление взаимоотношений между детьми и родителями;

-самореализация.

Мероприятия:

  • Родительское собрание.
  • Консультация для родителей «Воспитание гражданственности через знакомство с историей родного города».
  • Опрос и беседы, выявляющие знания и представления дошкольников и родителей о том, в честь кого названа улица, на которой они живут.

  • Круглый стол для родителей по результатам анкетирования, диагностики, бесед по проблеме.

  • Оформление родительского уголка с рекомендациями по теме проекта.

  • Подбор дидактических пособий, демонстрационного материала, методической литературы, книг по теме проекта.

Этапы:

  • 1 этап – подготовительный:

-Вызвать у родителей интерес к проекту «Улицы нашего города».

-Побудить у мам и пап желание участвовать в создании альбома «Мой город - Самара».

-Поддерживать интерес у родителей и детей к участию в проекте. 10 октября.

  • 2 этап – основной:

1. Сбор фотографий, иллюстраций, книг, календарей, открыток с видами улиц города.

-Познакомить детей с проектом «Улицы нашего города».

-Беседа о истории некоторых и их значимости.

-Побудить детей собрать о своем городе как можно больше информации через фотографии города, книги, разучивание стихов. Октябрь – январь.

2. Музыкальное занятие «Экскурсия по улицам города».

-Развивать интерес к родному городу через разучивание песен.

-Закрепить знания детей об улицах города.

-Поддерживать познавательный интерес к истории родного города. Октябрь.

3. Экскурсия по близлежащим улицам.

-Закрепить знания детей о природе, о составных частях улицы (проезжая часть, тротуар, здания, палисадники), о местоположении улицы, о ее названии. Октябрь.4. Занятия «Чьи имена носят наши улицы». Просмотр видеофильмов, фотографий.

-Закрепить знания детей о городе.

Познакомить детей с историей самарских улиц.

-Прививать любовь к своему городу, чувство гордости за своих земляков. Ноябрь, декабрь.

5. Дидактические игры: «Экскурсия по городу» (на материале фотовыставке). «Вот моя улица, вот мой дом» (на материале фотографий, рисунков и карты города).

-Закреплять навыки ориентировки, знания административных и культурных зданий, жилых кварталов.

-Закреплять знания детьми улиц ближайшего окружения, в честь кого они названы. Ноябрь.

6. Посещение краеведческого музея.

-Вовлечение детей в активную познавательную деятельность.

-Поддержание интереса к проекту.

-Развитие умения слушать и запоминать информацию. Декабрь.

8. Игра «Путешествие по городу».

-Закрепить знания детей по теме «Улицы города».

-Вызвать интерес у детей путешествовать по карте. Февраль.

9. Занятие – путешествие «Что было раньше, что сейчас».

-Используя фотографии, открытки, показать разницу, как выглядел город раньше и как выглядит сейчас.

-Привить любовь к родному краю, воспитывать чувство гордости за свой город. Февраль.

10. Рисование «Улицы нашего города».

-Закрепить навыки композиционного построения рисунка, смешивания красок.

-Воспитание интереса к рисованию. Март.

11. Вечер стихов о Самаре.

-Воспитывать интерес о литературе, поэзии, стихам о родном городе;

-Закреплять умение слушать, запоминать, понимать стихи. Март.

12. Викторина «Город на Волге».

-Обобщить знания детей о своем городе, о его улицах.

-Вызвать желание соревнования у детей и родителей. Апрель.

  • 3 этап – итоговый:

14. Презентация проекта на итоговом педсовете:

-Познакомить детей с историческими местами, достопримечательностями, красотами нашего города.

-Побудить детей и их родителей принять участие в оформлении уголка.

-Воспитывать интерес к истории своего города. Апрель.

15. Презентация альбома «Мой город Самара».

-Побудить детей и родителей принять самое активное участие в создании альбома.

-Уметь рассказать о своей улице.

-Воспитывать у детей чувство гражданственности, нравственности. Апрель.

16. Презентация выставки рисунков «Улицы нашего города».

17. Презентация рукописной книги «Мой любимый город».

-Побудить детей и их родителей принять участие в оформлении.

-Привить любовь к родному краю, воспитывать чувство гордости за свой город.

-Побудить детей и родителей принять самое активное участие в создании книги рукописной.

-Уметь рассказать о своей страничке в книге. Апрель.

Вывод:

Знания, полученные во время проекта, помогли повысить значимость патриотического воспитания детей, формированию патриотических чувств у дошкольников. Родители и воспитатели убедились в том, насколько актуальна тема изучения родного города. Проект заинтересовал детей и взрослых, сплотил родителей и детей в воспитании будущих граждан своего города и страны. Родители вместе с детьми представили очень интересные проекты по теме «Улицы нашего города». Интересно вели рассказ, сопровождая показом фотографий. Все этапы проекта прошли через разные виды деятельности, использовался развивающий, дифференцированный подход к каждому ребёнку. В дальнейшем мы планируем продолжить работу по этой теме и создать банк данных по истории улиц нашего города.

Литература:

  • Позднякова Е.А. «Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении».
  • Липатова А.М. «Самарских улиц имена»- Самара, 2003.
  • Каркарьян В.Г. «По улицам старой Самары».
  • Суровников Е.А. «Улицы Самары»- Самара, 2001. 
  • Ковалева Г.А. «Воспитывая маленького гражданина». Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений.
  • Кодрыкинская Л.А. «С чего начинается Родина».

Приложение:

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности «Улицы нашего города».

Образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Безопасность», «Чтение художественной литературы», «Здоровье».

Задачи:

  • Закреплять знания детей названия нашего города.
  • Воспитывать интерес к своему городу, ближайшему окружению.
  •  Познакомить детей с названием улицы, на которой находится наш детский сад.
  • Обогатить знания детей о человеке в честь которого названа улица.
  • Учить ориентироваться в ближайшем окружении (называть здания, которые находятся на улице, учить классифицировать объекты, находить объект по заданным свойствам).
  • Закрепить знания детей об улицах микрорайона и его объектах, ориентироваться в ближайшем окружении, пользоваться планом-картой.
  • Развивать воображение и стремление изобразить в рисунках свой город; учить самостоятельно выбирать материалы и способы изображения, находить композиционные решения сюжета.
  • Развивать связную речь, поощряя полные, развернутые ответы детей, активизировать и обогащать словарь детей.
  • Знакомить детей с загадками и стихотворениями о городе.

Методические приёмы: проблемные ситуации, ситуативный разговор, дидактические игры, дидактические упражнения, игровые ситуации, беседа-рассуждение, беседа, физ.минутки, составление рассказов по опорным картинкам, объяснение воспитателя.

Ход занятия:

     В группу входит Незнайка.

Незнайка: -Ой, где это я, куда попал? Сколько ребят! Я — Незнайка из Цветочного города. Вместе со своими друзьями – малышами я путешествовал на воздушном шаре. Но он потерпел аварию, и мы потерялись в незнакомом городе. Я отстал от друзей, заблудился, не могу понять, где я оказался.

Педагог: -Здравствуй, Незнайка, не волнуйся. Мы тебе сейчас все объясним. Скажите, ребята, как называется наш город? (Самара) Правильно. Ты Незнайка сейчас в Самаре, в нашем детском саду. Ребята, давайте скажем Незнайке, как называется наш детский сад? («Ромашка») Ребята вы знаете на какой улице находится наш детский сад? Да правильно, на улице Московское шоссе.

Составление творческих рассказов: «Моя улица» Дети вместе с воспитателем составляют небольшие рассказы об улице на которой находится детский сад.

Затем идёт ситуативный разговор: «Улицы города» Дети рассматривают фотографии с изображением улиц города. Делятся своими впечатлениями.  

Физкультминутка: «Путешествуем по улицам города».

Ходьба по узкой улочке по одному, по широкому проспекту в колонне по двое, по трое, по площади — по кругу; ходьба на носочках с вытянутыми вверх руками — высотные дома; подметаем улицы, катаемся на велосипедах в сквере, на лодках в пруду парка, качаемся на качелях, прыгаем на батуте в цирке, идем скользящим шагом, как трамвай по рельсам, разбегаемся в разные стороны, как транспорт по своим маршрутам, застываем на месте по сигналу светофора и т.п.

Дидактическая игра: «Узнай улицу по описанию».

Воспитатель показывает картинки с изображением улиц города, рассказывает о них. Дети с помощью воспитателя отгадывают название улицы.

Воспитатель собирает детей возле себя в круг и предлагает: « Давайте улыбнемся друг другу. Я предлагаю вам найти в группе что-то необычное. А в каком направлении идти, я вам буду подсказывать. (Дети идут по указателям — следы на полу).

-Прямо пойдешь – ничего не найдешь. Налево пойдешь – гостей найдешь. Направо пойдешь – что-то необычное найдешь! (Дети находят большой конверт).

В конверте находятся загадки о городе. Ребята отгадайте мои загадки, найдите отгадки на доске (на доске расположены картинки с изображением города). Отгадывание загадок:

Соревнованья там проводят,

В футбол играют и хоккей.

Там занимаются спортсмены,

И ты спеши туда скорей. (Стадион.)

Кассы в нем и кинозал.

Это вовсе не спортзал.

Здесь экран и стулья есть,

Можно всем удобно сесть. (Кинотеатр.)

Здесь покупают и продают,

Здесь на витринах всё люди найдут.

Могут продукты любые купить

И для детей что-нибудь не забыть.

Могут одежду себе присмотреть,

Обувь, посуду и ткань приглядеть. (Магазин.)

В этом доме только книги.

Здесь их можно взять домой.

И в читальном зале тихом

Почитать журнал любой. (Библиотека.)

Много деревьев и много цветов.

И отдохнуть здесь каждый готов.

Мчится по кругу с детьми карусель,

В центре фонтан, здесь встречают друзей.

В тихих аллеях — прохлада и тень.

Можно гулять и кататься весь день. (Парк отдыха.)

Электрички, поезда приезжают все сюда.

Пассажиров доставляют,

Расписанье они знают.

Здесь билеты продают,

Приезжающих здесь ждут.

Пассажиры все в дорогу

Чемодан большой берут. (Вокзал.)

Можно здесь купить таблетки

И микстуру заказать.

Витамины выбрать можно,

По рецепту мази взять. (Аптека.)

Чтобы детишки здоровыми были,

Нужно, чтоб где-то врачи их лечили,

Чтоб за здоровьем следили всегда.

С мамами ходят детишки куда? (Поликлиника.)

Сочинение историй «Город, в котором живут дети». Педагог начинает сочинять историю, описывая детский сад, в котором находятся дети. Затем каждый ребенок что-то добавляет к рассказу. Педагог активизирует детей уточняющими вопросами.

-А на какой улице располагался детский сад, в котором жили дети? Что было особенного на этой улице? Чем она отличалась от других? Какие улицы были ее соседями? Чем они отличались от нее? В каком месте города дети любили отдыхать? Куда чаще всего дети ходили с родителями? Что детям особенно нравилось в своем городе? Что огорчало? Если бы они были волшебниками, что бы изменили? И т.д.

Беседа «Что такое улица и по каким правилам она живет?» Педагог задает детям вопросы по своему выбору.

-Назовите улицу, на которой вы живете; на которой стоит детский сад Что есть на улице? (Здания, дорога, тротуар, дворы.) Вы утром умываетесь, причесываетесь, одеваетесь. Кто убирает и моет утром улицу? Какие машины помогают человеку убирать мусор, мыть, поливать улицы? Ваши мамы следят за тем, чтобы ваша одежда была не только чистой, но и. красивой. Кто следит за красотой зданий, состоянием дорог, тротуаров, дворов? Какие постройки, сооружения есть в вашем дворе? Как он озеленен? Удобно ли в нем играть, гулять? Ремонтируют ли оборудование детской площадки? Ваша мама следит за тем, чтобы ваша прическа была аккуратной, красивой, а волосы чистыми. А кто ухаживает за зелеными насаждениями: деревьями, кустарниками, цветами, газоном на улице? Какие работы проводятся весной, летом, осенью, зимой? За вашим поведением, поступками следят ваши родители. А кто следит за порядком на улице? Кто обеспечивает порядок на дороге? Кто приходит на помощь, если случилась авария, беда? В семье и в детском саду вас учат правилам поведения. А какие правила поведения на улице вы знаете?

Подвижная игра: «Машины на нашей улице».

Правила. Педагог жезлом указывает направление движения транспорта, показывает определенный цвет сигнала светофора, на который дети-машины должны реагировать правильно, дает команды «Легковой транспорт», «Грузовой транспорт», на которые дети перемещаются то по одному, то по двое, цепляясь за отведенные за спину руки ребенка, стоящего впереди. Выбывает тот, кто нарушил правила дорожного движения и кто не успел среагировать на команду педагога.

Дидактическое упражнение «Ответь на вопрос». Педагог задает детям вопросы:

-В городе один дом? (В городе много домов.) В городе одна аптека? В городе один магазин? В городе одна улица? В городе одна площадь? В городе один светофор? В городе один перекресток?

Игра на слуховое внимание: «Звуки улицы».

Звучит шум проезжающих машин. Воспитатель спрашивает детей:

-«Как вы думаете, что это? (Это едут машины. Что это пищит? Это пищит сигнал светофора и т.д.)

Дети определяют на слух тот или иной звук улицы.

Труд: «Домик» (техника оригами) Дети вместе с воспитателем складывают домик из бумаги в технике оригами.

Коллективная работа: «Улицы нашего города». Дети с помощью воспитателя берут домики сделанные в технике оригами, обыгрывают сюжет, затем приклеивают домики на ватман. Далее дополняют свою работу по желанию, изображают улицу нашего города.

Подведение итогов:

-Ребята, что вам понравилось в нашем путешествии? А хотели бы вы отправиться в путешествие завтра или на следующей неделе? Чтобы вы ещё хотели узнать о нашем городе?

Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним не сводится. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Россия - родина для многих. Но для того чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры. Национализм же ведет к взаимной ненависти, обособлению, культурному застою.

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний».

Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они — часть великого русского народа.

2. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресование детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

3. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

4. Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

Обобщая сказанное, можно заключить, что образовательная цель программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. Именно такой представляется нам стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине.

Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования

Актуальность приоритетного направления по социально-личностному развитию в работе с детьми дошкольного возраста.Модель социально-личностного развития ребенка.Цели, задачии, формы и методы социаль...

«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»

«Проектирование системы деятельности педагога, направленной   на решение профессиональной проблемы»...

по курсу повышения квалификации по ИОЧ «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»

Итоговая работа на тему:«Педагогические условия формирования у дошкольниковоснов безопасного поведения в социуме»...

«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»

Педагогические средства формирования у дошкольников первичных представлений о себе,  других людях....

«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»

Педагогические средства формирования у дошкольников первичных представлений о себе,  других людях....