Итоговая работа по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования» по теме: «Развитие коммуникативных компетенций у дошкольников»
материал по теме

Оглавление

I. Вводная часть                                                                  

         II. Основная часть  

1. Теоретические аспекты проблемы формирования навыков общения в дошкольном возрасте

1.1. Понятие и структура общения                                                        

1.2. Этапы развития общения ребёнка со взрослыми и особенности
         общения  со сверстниками                                                                         

1.3. Игра как метод развития отношений

2. Развитие межличностного общения детей в условиях ДОУ

2.1. Обучение детей навыкам общения в процессе игры

2.2. Рекомендации по использованию коммуникативных игр с детьми

III. Заключение

IV. Информационные источники  (основные, нормативно-правовые)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovaya_rabota.docx46.62 КБ

Предварительный просмотр:


Оглавление

I. Вводная часть                                                                                                     3

II. Основная часть  

1. Теоретические аспекты проблемы формирования навыков общения в
   дошкольном возрасте

1.1. Понятие и структура общения                                                                       6

1.2. Этапы развития общения ребёнка со взрослыми и особенности              8
        общения  со сверстниками                    

1.3. Игра как метод развития отношений                                                          10

2. Развитие межличностного общения детей в условиях ДОУ

2.1. Обучение детей навыкам общения в процессе игры                                12

2.2. Рекомендации по использованию коммуникативных игр с детьми         13

III. Заключение15

IV. Информационные источники  (основные, 16
нормативно-правовые)

Приложения                                                                    

Вводная часть

Человек, являясь социальным существом, с первых месяцев жизни испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается – от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству.

Общение, являясь сложной и многогранной деятельностью, требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта, накопленного предыдущими поколениями. Высокий уровень  коммуникативности выступает залогом успешной адаптации человека в любой социального среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных умений с самого раннего детства. Признание самоценности дошкольного возраста и отношение к нему как уникальному периоду развития личности определило задачу расширения возможностей каждого ребёнка для компетентного выбора своего жизненного пути, который будет определяться личностной ориентированностью на другого человека, осведомлённостью в правилах осуществления общения, активностью в разных видах деятельности.

Данное обстоятельство определяет актуальность исследования, т.к. потенциальная непрерывность общения – необходимое условие жизнедеятельности.

Современная педагогическая практика опирается на психолого- педагогические исследования, теоретически обосновывающие сущность и значение формирования коммуникатвных умений в развитии ребёнка дошкольного возраста. В основе многочисленных публикаций лежит концепция деятельности, разработанная А.Н. Леонтьевым, В.В. Давыдовым, Д.Б. Элькониным, А.В. Запорожцем и др. Основываясь на ней, М.И. Лисина, А.Г. Рузская, Т.А. Репина рассматривали общение как коммуникативную деятельность. В ряде исследований отмечается,  что коммуникативные умения способствуют психическому развитию дошкольника, влияют на общий уровень его деятельности.

Изменение отношения к дошкольному детству потребовало пересмотра содержания, форм и методов работы, создания педагогических технологий, отвечающих требованиям гуманизации образовательного процесс а, личностноориентированной модели взаимодействия взрослого с ребёнком. Современные педагогические технологии направлены на обеспечение такого уровня развития ребёнка, который помог бы ему осознать себя субъектом деятельности, ощутить чувство психологической защищённости.

Характеризуя состояние изученности проблемы применительно к дошкольному возрасту, приходится констатировать, что в психологопедагогической литературе многие аспекты формирования коммуникативных умений остаются мало разработанными. Недостаточно раскрыты содержание коммуникативных умений, критерии и показатели их сформированности у детей дошкольного возраста, не определена последовательность включения дошкольников в процесс их формирования, формы организации деятельности детей вне занятий.

Имеющиеся исследования позволяют выделить противоречие между признанием значимости коммуникативных умений в воспитании личности ребёнка как субъекта коммуникативной деятельности и неразработанностью педагогической технологии и методического инструментария формирования данных умений, в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования.

Это противоречие позволило следующим образом сформулировать проблему исследования: как в современном дошкольном учреждении в соответствии с обозначенной в педагогике и психологии значимостью общения в развитии личности дошкольника сделать процесс формирования коммуникативных умений наиболее успешным, отвечающим требованиям

практики?

       С учётом теоретической и практической значимости данной проблемы была определена тема исследования: «Развитие коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста через специально организованную игровую деятельность».

Объектом исследования является процесс формирования коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста.

Предметом исследования – игра как средство развития коммуникативных навыков у ребенка.

Цель исследования – выявить значимость (эффективность) специально организованной игровой деятельности в формировании коммуникативных компетенций у дошкольников.

В соответствии с целью поставлены следующие задачи:

  • изучить и проанализировать теоретические и экспериментальные  работы по данной теме;
  • конкретизировать понятие и структуру общения, этапы развития общения ребёнка со взрослыми и сверстниками;
  • выявить значение специально подобранных игр как метода развития коммуникативных компетенций у дошкольников;
  • организовать и провести исследование по выявлению уровня развития коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

При проведении исследования я ожидала получить  определённые положительные результаты, а именно: формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста будет происходить наиболее успешно, если содержание формируемых коммуникативных умений будет определяться с учётом функций и структуры коммуникативной деятельности; средством формирования коммуникативных умений будут выступать специальные игры коммуникативного содержания, сходство которых позволяет использовать единые приёмы руководства, акцентирующие внимание ребёнка на компонентах коммуникативной деятельности.

1. Теоретические аспекты проблемы формирования навыков общения в дошкольном возрасте

1.1. Понятие и структура общения

Общение и совместная деятельность - важные составляющие жизни дошкольника. Благодаря им ребёнок познаёт мир, учится строить отношения с другими людьми, личностно развивается. Умение общаться положительно влияет не только на взаимодействие с окружающими, но и на самооценку ребёнка, его внутренние характеристики: адекватность представлений о себе и своих возможностях, уверенность в собственных силах, эмоциональную комфортность. Современная педагогическая практика опирается на психолого-педагогические исследования, теоретически обосновывающие сущность и значение формирования коммуникативных умений в развитии ребёнка дошкольного возраста. В основе многочисленных публикаций лежит концепция деятельности, разработанная А.Н. Леонтьевым, В.В. Давыдовым, Д.Б. Элькониным, АВ. Запорожцем и др. Основываясь на ней, М.И. Лисина,  АГ. Рузская, Т.А Репина рассматривали общение как коммуникативную деятельность.В ряде исследований отмечается, что коммуникативные умения способствуют психическому развитию дошкольника (АВ.Запорожец, М.И. Лисина, А.Г. Рузская), влияют на общий уровень его деятельности (3.М. Богуславская, Д.Б. Эльконин). Общение - взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата  [5]. Необходимыми условиями, подтверждающими наличие настоящего общения, являются: способность к сопереживанию, умение отождествить себя с другим человеком, готовность принять другую точку зрения. Общение подразумевает включённость каждого участника в диалог. Важной характеристикой общения служит активность каждого участника общения (субъектность).

Исследователи выделяют в общении три взаимосвязанных компонента: коммуникативная сторона общения (состоит в обмене информацией между людьми); интерактивная сторона общения (заключается в организации взаимодействия между людьми); перцептивная сторона общения (процесс восприятия друг друга партнёрами по общению). Как любая деятельность, общение имеет свою структуру. Предмет общения - это другой человек, партнёр по совместной деятельности как субъект. Продукт общения - качества и свойства партнёра и свои, проявляющиеся при взаимодействии. Одним из значимых компонентов коммуникативной деятельности является потребность в общении. Мотивом деятельности общения является партнёр по общению. Мотивы побуждающие ребёнка вступать в общение, связаны с тремя его главными потребностями: потребностью во впечатлениях; в активной деятельности, в признании и поддержке. Потребность в новых впечатлениях побуждает детей вступить в контакт со взрослыми - появляются познавательные мотивы общения.

Деловые мотивы общения появляются у детей в ходе удовлетворения потребности в активной деятельности, как результат необходимости, где нужны помощь и участие взрослых. Потребность детей в признании и поддержке (материнской заботе и любви, ласке) обуславливает сосредоточенность на личности, тем самым определяет появление личностных мотивов общения. Действие общения характеризуется целью, на достижение которой оно направлено, и задачей, которую оно решает. Две основные категории действий общения - это инициативные акты и ответные действия. Действие общения включает в себя средства общения. Среди них можно выделить три основные категории: экспрессивно-мимические средства общения (улыбка,, взгляд, мимика и др.); предметно-действенные средства общения (позы, предметные движения и др.); речевые средства общения (вопросы, ответы, реплики и др.) [5].

Определяя функции общения можно классифицировать их следующим образом. Это: организация совместной деятельности людей; формирование и развитие межличностных отношений; познание людьми друг друга. Способность к общению включает в себя: желание вступать в контакт с окружающими; умение организовывать общение (умение слушать, сопереживать, решать конфликтные ситуации); знание норм и правил, каким необходимо следовать при общении с окружающими [ 2 ].

1.2. Этапы развития общения ребёнка со взрослыми и особенности общения со сверстниками

В дошкольном возрасте существуют две сферы общения - со взрослыми и со сверстниками, при чём обе необходимы для нормального развития личности ребёнка. Известный отечественный психолог М.И. Лисина выделяет несколько этапов в развитии общения, включающие в себя: потребности, мотивы и средства общения. Совокупность данных составляющих представляет собой определённую форму общения. На протяжении детства складываются и развиваются четыре различные формы общения, по которым можно достоверно судить о характере происходящего психического развития ребёнка:

  • ситуативно-личностная форма общения (в возрасте 2-3 мес.), в основе которой лежит потребность ребёнка в доброжелательном внимании взрослых;
  • ситуативно-деловая форма общения (от 6 мес. до 3 лет), в основе которой выступает потребность в сотрудничестве, в рамках ведущей деятельности периода раннего детства - предметно-манипулятивной деятельности. В рамках такой формы общения со взрослым, действуя по его образцу, в условиях практического сотрудничества с ним, дети овладевают и речью [7];
  • внеситуативно-познавательная форма общения (от 3 до 5 лет) - в основе её лежит потребность в уважительном отношении взрослого;
  • внеситуативно-личностная форма общения (от 5 до 7 лет) - в её основе лежит потребность во взаимопонимании и сопереживании.

В дошкольном детстве впервые возникает деятельность, свободная от влияния взрослых - общение со сверстниками. Основное отличие от общения со взрослыми состоит в разнообразии коммуникативных действий и их широком диапазоне. В общении со сверстником можно наблюдать множество действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах со взрослыми. Оно более многопланово (проявляются такие качества и личностные характеристики, которые не всегда раскрываются в общении со взрослыми).

 Общению детей присуща яркая эмоциональная насыщенность. Все формы обращения к сверстникам гораздо менее нормативны и регламентированы [8].Непосредственность и нерегламентированность общения, использование не стандартных средств - отличительная черта детского общения. Ещё одна особенность общения сверстников - преобладание инициативных действий над ответными. Общение дошкольников охватывает целый спектр функций: это и управление действиями партнёра, и контроль его действий, и навязывание собственных образцов, совместная игра, постоянное сравнение возможностей [ 1 ].

Очевидно, что общение со сверстниками занимает важное место в жизни ребёнка: от того, насколько успешно складывается это общение зависит темп развития ребёнка, его самоощущение и самооценка, отношение к другим людям. В последнее время как в зарубежной, так и в отечественной психологии достижения человека в сфере отношений с другими людьми всё чаще отражаются в понятии «коммуникативной компетентности». Данное понятие включает следующие компоненты:

  • эмоциональный - включающие эмоциональную отзывчивость, эмпатию, чувствительность к другому, способность к сопереживанию;
  • когнитивный - связанный с познанием другого человека. Включает в себя способность встать на точку зрения другого, предвидеть его поведение, эффективно решать различные проблемы;
  • поведенческий - отражающий способность к сотрудничеству, совместной деятельности, инициативность, адекватность в общении и др.

1.3. Игра как метод развития отношений

В дошкольном  возрасте сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью, а общение становится её частью и условием. В контексте сюжетно-ролевой игры возникают и совершенствуются другие виды игр: дидактические, игры с правилами, игры - драматизации, результативные игры [2]. Сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте определяет всестороннее развитие личности ребёнка и создаёт зону ближайшего развития. Д.Б. Эльконин выделяет четыре линии влияния игры на психическое развитие ребёнка.

  • Развитие мотивационно-потребностной сферы. Возникает иерархия мотивов, где социальные мотивы делаются более значимыми для ребёнка, нежели личностные. Важнейшими для ребёнка мотивами становятся стремление к социально значимой и социально оцениваемой деятельности, а также мотив занять новую социальную позицию.
  • Преодоление познавательного и эмоционального эгоцентризма. Ребёнок, принимая роль какого-либо персонажа, героя и т.п., учитывает особенности его поведения, его позицию. Ребёнку необходимо согласовывать свои действия с действиями персонажа, а также с позицией партнёра по игре. Это помогает ориентироваться во взаимоотношениях между людьми, способствует развитию самосознания и самооценки.у дошкольника.
  • Развитие произвольности поведения. Воспроизводя типичные ситуации взаимоотношений людей в социальном мире, дошкольник подчиняет свои собственные желания, импульсы и действует в соответствии с социальными образцами. Это помогает ребёнку постигать и учитывать нормы и правила поведения, соотносить с ними своё поведение, контролировать выполнение игровых ролей другими участниками игры. Таким образом, развивается произвольная регуляция поведения.
  • Развитие умственных действий. Формируется план представлений, развиваются способности и творческие возможности ребёнка.

В игре ребёнок получает огромные возможности для самовыражения, исследования собственных чувств и переживаний. Игра позволяет ребёнку освободиться от эмоциональной напряжённости и является оптимальным средством для решения как развивающих, так и коррекционных задач. Содержание, сюжеты игры, предпочитаемые ребёнком, особенности его речи позволяют предположить характер общения дошкольника в семье, внутрисемейные ценности и отношения. В условиях игрового и реального общения со сверстниками ребёнок вынужден применять на практике социальные нормы поведения, использовать их в различных ситуациях. Игровое сотрудничество требует от детей согласованности действий, умения договариваться, проявлять симпатию и сочувствие. Поиск ответов на возникающие игровые проблемы повышает социальную компетентность, познавательную активность детей и в реальной жизни. Достигнутый в игре прогресс психического развития ребёнка существенно влияет на возможности его обучения на занятиях, способствует совершенствованию реальной позиции в среде сверстников и взрослых. Обучение детей осознанию и выражению своих чувств, создание проблемных ситуаций и, конечно, предоставление творческой инициативы позволяют детям чувствовать себя более уверенными, успешно адаптироваться и демонстрировать адекватное поведение.

2. Развитие межличностного общения детей в условиях ДОУ

2.1. Обучение детей навыкам общения

 Общение между детьми и потребность в нём возникают на третьем году жизни ребёнка. Два основных фактора доминируют в становлении коммуникативной потребности, это - предметное взаимодействие детей и влияние взрослого. Предметное взаимодействие выдвигается на первый план по той причине, что это ведущая деятельность в раннем возрасте и может служить основой для общения детей.для младших дошкольников предметное взаимодействие оказывается малоэффективным. В 3-4 года ребёнок может заниматься индивидуальной игрой, не обращая ни на кого внимания. Он может наблюдать за другими, подражать играющему рядом ребёнку, но не вступать в контакт. Инициативные обращения к другим детям зачастую сводятся к попытке отобрать привлекательную игрушку. Без влияния взрослого контакты детей быстро распадаются. Значительно более эффективным является вариант, при котором взрослый налаживает отношения между детьми, привлекает их внимание к личностным качествам друг друга: демонстрирует достоинство сверстника, ласково называет его по имени, хвалит партнёра по игре. При таком поведении взрослого возникает интерес детей друг к другу, появляются эмоционально окрашенные действия, адресованные сверстнику, возникает эмоционально-практическое общение. Именно такую целенаправленнуюорганизацию детского общения помогут осуществить педагоги детского сада. Воспитатели научат ребёнка высказывать свои желания, задавая ему стимулирующие вопросы, побудят его выразить свои потребности. Поскольку у ребёнка ещё недостаточно социального опыта, взрослый должен предлагать ему различные варианты поведения (делится игрушками или дать возможность наиграться, прежде чем отдать другому). Очень важно научить ребёнка выражать свои чувства, как положительные, так и отрицательные. На первых порах процесс выражения ребёнком позитивных чувств должен проходить под чутким наблюдением взрослого. Также можно развивать в ребёнке способность к сопереживанию. В этом возрасте запрет и порицание не эффективны для развития личности: запрещая что-то, необходимо предложить ребёнку альтернативный вариант. Желательные формы поведения малыша должны подкрепляться поощрением. Педагогическое воздействие может быть как прямым, так и косвенным. В старшем возрасте ребёнок, с опорой на поддержку взрослого, может решать, как ему поступить, предвосхищая последствия собственных действий. Огромное значение для развития навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия является умение детей уважительно и неконфликтно выражать собственные мысли и желание. Поэтому детей надо последовательно, планомерно и настойчиво учить правильно строить свои высказывания. Основное правило такого обучения: обращение должно отражать чувства и желания ребёнка и при этом не ущемлять достоинство и интересы другой стороны. Педагогу следует не только учить детей корректно выражать свои мысли, но и говорить от своего имени. Всякий раз, когда воспитатель слышит, что ребёнок пытается говорить от имени своих товарищей, необходимо спросить его, узнавал ли он мнение тех, от имени которых говорит, и просили ли они его выступить от их имени. Если это не так, надо заметить, что другие дети могут иметь своё мнение, которое они при желании выскажут сами [5]. Одной из наиболее эффективных форм развития субъектного взаимодействия детей в условиях детского сада является игровая деятельность.

2.2. Рекомендации по использованию коммуникативных игр с детьми

Приступая к подбору коммуникативных игр, сформулируйте свои цели: каких результатов вы планируете достигнуть в определённый отрезок времени. Следующий шаг состоит в подборе игр, заданий и упражнений, соответствующих вашим целям. При этом необходимо также учитывать:

  • взаимосвязь и последовательность выбранного материала;
  • постепенное усложнение;
  • разнообразие, чередование различных видов активности;
  • участие определённого количества детей в игре (группа или подгруппа);
  • временные рамки.

Планирование использования коммуникативных игр должно быть гибким. Эта гибкость предполагает уникальную возможность для участников взаимодействия и исключает стандартность и соответствие обязательным правилам. Когда дети имеют возможность высказать своё мнение, возрастает их заинтересованность и формируется атмосфера доверия. Основные принципы проведения игр и упражнений: свободного участия (играют те, кто хочет, остальные занимаются чем-то в другой части комнаты); взаимного уважения (высказывают свои мысли, должны быть выслушанными, имеют право выбора, споры решаются жеребьёвкой или голосованием); осознанности (объясняется цель и структура игры); рефлексии (оценка понравившегося и непонравившегося).

В игровой деятельности детей взрослый выполняет сопровождающую функцию. Однако порой его вмешательство необходимо - в конфликтной ситуации, представляющей угрозу физическому здоровью детей, либо несущей эмоциональной дискомфорт. Хороший эффект даёт обучение детей некоторым приемам, призванным регулировать отношения с сохранением интересов обеих сторон в спорных ситуациях.

Заключение

Каждый человек уникален и неповторим. Способность к общению не является врождённой, она формируется в процессе приобретения жизненного опыта, контактов с другими людьми. Ведущую роль в накоплении этого опыта играет взрослый, передающий ребёнку свои знания и мудрость. Взаимодействие со сверстниками составляет вторую сферу контактов ребёнка с окружающими людьми, которая также важна для детей. В период дошкольного детства малыш получает основные уроки взаимодействия с другими людьми. Грамотное общение взрослых с детьми во многом определяет эмоциональное самочувствие детей, способствует раскрытию внутреннего потенциала ребёнка, влияет на характер его взаимоотношений со сверстниками. Использование специально разработанного методического материала педагогами и родителями поможет научить детей вступать в мир новых взаимоотношений и адаптироваться в нём, приобретать новых друзей, находить выход из сложных ситуаций.

Поэтому, учитывая всё выше сказанное, необходимо выделить определённые условия, которые должен знать любой взрослый, серьёзно занимающийся воспитанием ребёнка: формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста будет происходить наиболее успешно, если содержание формируемых коммуникативных умений будут выступать специальные игры коммуникативного содержания, сходство которых позволяет использовать единые приёмы руководства, акцентирующие внимание ребёнка на компонентах коммуникативной деятельности.

Научная новизна и теоретическая значимость работы заключается в том, что конкретизировано содержание коммуникативных умений детей дошкольного возраста в совместной взросло-детской (партнёрской) деятельности с учётом функции и структуры коммуникативной деятельности; определены приёмы, способствующие формированию коммуникативных умений у детей.

Информационные источники

Основные источники

  1. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. – М., 2002.
  2. Дубина Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: Сборник игр и упражнений. – М.: Книголюб, 2006.
  3. Карабанова О.А. Игра в коррекции психологического развития ребёнка – М.: ТЦ Сфера, 2007.
  4. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 2004.
  5. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб., 2000.
  6. Панфилова М.А. Игротерапия общения. – М., 2000.
  7. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет/Под ред. Дыбиной О.В. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  8. Развитие общения дошкольников со сверстниками./Под ред. Рузской А.Г. – М., 2005.
  9. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. – М., 2000.
  10. Чернецкая Л.В. Психологические игры и тренинги в детском саду. – Ростов-на-Дону, 2005.
  11. Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2005.

Нормативные документы

  1. Закон РФ об образовании
  2. Конституция Российской Федерации. М., 1996. - 80 с.
  3. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос.акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008.

  1. Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.  (Приказ № 2151  Министерства образования и науки  Российской федерации от 20 июля 2011 г. Зарегистрировано в Минюсте: Регистрационный №  22303  от 14 ноября 2011)
  2. Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.07.2010 № 03-13 «О примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования»
  3. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189
  4. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.4.1.2660-10. ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 22 июля 2010 г. N 91
  5. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
  6. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников: утв. приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106.
  7. СанПиН 2.4.1.1249-03 (2.4.1. Гигиена детей и подростков, Детские дошкольные учреждения. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству. Содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений).

Интернет ресурсы:

  1. http://www.mon.gov.ru – cайт Министерства образования и науки РФ
  2. http://samregion.edu.ru  - cайт Министерства образования и науки Самарской области

Приложение№1

Конспекты игр, направленных на развитие толерантного отношения к окружающим

1. Игра «Узнай по голосам» .

Игра способствует более глубокому знакомству друг с другом, расширению представлений друг о друге и о себе, создает условия для развития наблюдательности, внимания, памяти, дает участникам возможность саморазвиться и самопроявиться. Размещение произвольное. Должно быть место для 3 человек. Во время игры участники могут находиться в более или менее активной позиции. Самая активная позиция - у водящего.им чаще всего становится тот из участников, кто хочет проверить свою слуховую память, внимание, наблюдательность. Другой тип активности - "эхо". Эту роль исполняют те из ребят, которые хотят, чтобы их услышали.

Ход игры:

Сначала выбирается водящий. Он становится спиной к детям. В это время ведущий по желанию детей указывает на одного игрока, который должен один раз повторить фразу «Я говорю». Водящий должен повернуться ко всем лицом и узнать говорящего. За правильный ответ водящий получает 1 балл. Затем из группы выбираются уже два человека, которые говорят «Мы говорим четыре слова». Если водящий ответил верно, он получает еще 2 балла. Когда из группы выбираются три человека, то водящий может заработать еще 3 балла. Общий самый высокий результат - 6 баллов. Особенностью игры является то, что очень многие ребята могут побывать в активной роли, кроме того, они сами оценивают свою наблюдательность, память, внимание, они учатся слушать и

слышать друг друга.

2. Игра «Волшебный магазин».

Эта игра позволяет ребятам задуматься над жизненными ценностями, сравнить свои ценности с ценностями других. Кроме того, ребята могут поделиться своими радостями и огорчениями. Дети учатся понимать, что люди могут иметь разные ценности в жизни, разные человеческие качества, а также, что те или иные качества оказывают определенное влияние на формирование характера, личности.

Ход игры:

Ведущий предлагает детям подумать, какими личными качествами они обладают. Затем просит представить волшебный магазин, где каждый является продавцом. В обмен на свои качества (ум, смелость, равнодушие, трудолюбие и т. д.), которых, как он считает, у него в избытке, или те, от которых он хотел бы избавиться, можно получить другие личные качества, нужные для себя. «Покупатель» сдает свои качества, «продавец» говорит, есть ли то, что требуется, сколько он мог бы дать взамен и т.д. Все желающие могут побывать в любой из ролей. Самым главным в этой игре является этап обсуждения. В дискуссии участники делятся своими переживаниями от игры, обсуждают, любое ли человеческое качество ценно. В процессе обсуждения ребята учатся не только анализировать свои качества, но также учатся выражать свои мысли, доказывать свое мнение, слушать и слышать друг друга, быть терпимее друг к другу. Важная роль отводится ведущему, так как его главная задача направляющая и анализирующая. Ребята, открывая у себя наличие переживаний, начинают осмысленно ориентироваться в них, благодаря чему возникает новое отношение к себе и окружающим.

Приложение №2

Конспекты игр, направленные на развитие навыков взаимодействия

1. «Сороконожка».

Цель: научить детей взаимодействию со сверстниками, способствовать сплочению детского коллектива.

Ход игры:

Воспитатель рассаживает детей на полу и говорит: «Представляете, как сложно жить сороконожке, ведь у неё целых 40 ножек! Всегда есть опасность запутаться. Давайте поиграем в сороконожку. Встаньте друг за другом на четвереньки и положите руки на плечи соседа. Теперь начинаем двигаться вперёд. Сначала медленно, чтобы не запутаться. А теперь быстрее».

2. «Охота на динозавриков».

Цель: обучение взаимодействию различными способами (вербальными и невербальными). Игра способствует формированию умения фиксировать малейшие изменения в мимике партнёра по общению.

Ход игры:

Группа участников встаёт в круг. Водящий выходит за круг, становится спиной к группе и начинает громко считать до 10. В это время участники передают друг другу маленького игрушечного динозаврика. По окончанию счёта тот, у кого находится зверёк, вытягивая руки вперёд, закрывает его ладошками. Остальные участники повторяют этот жест. Задача водящего найти, у кого в руках динозаврик

Приложение №3.         

Конспекты игр, направленные на создание положительных эмоций,

        развитие эмпатии        

1. «Ласковое имя».         

Цель: помочь детям запомнить имена друг друга, способствовать созданию комфортной обстановки для каждого участника.         

Ход игры.                 

«Вспомните, как вас ласково зовут дома. Мы будем бросать друг другу мячик. И тот, к кому мячик попадёт, называет одно или несколько своих ласковых имён».


2. «Передача чувств».         

Цель: научить детей передавать различные эмоциональные состояния

невербальным способом.                 

Ход игры.         

Ребёнку даётся задание передать «по цепочке» определённое чувство с помощью мимики, жестов, прикосновений. Когда дети передали его по кругу, можно обсудить, какое именно настроение было загадано. Если кто-то из детей хочет быть ведущем, но не знает, какое настроение загадать, воспитатель может помочь ему, подойдя и подсказав ему на yшко какое-нибудь настроение



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования

Актуальность приоритетного направления по социально-личностному развитию в работе с детьми дошкольного возраста.Модель социально-личностного развития ребенка.Цели, задачии, формы и методы социаль...

«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»

«Проектирование системы деятельности педагога, направленной   на решение профессиональной проблемы»...

по курсу повышения квалификации по ИОЧ «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»

Итоговая работа на тему:«Педагогические условия формирования у дошкольниковоснов безопасного поведения в социуме»...

«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»

Педагогические средства формирования у дошкольников первичных представлений о себе,  других людях....