«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»
методическая разработка (средняя группа) на тему
«средства развития у детей дошкольного возраста речевого творчества»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
средства развития речевого творчества | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Итоговая работа на тему:
«СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА»
«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»
- Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы
- Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.
В современной тенденции общества, речь является необходимым компонентом общения, в процессе которого она формируется. Развитие речи начинается с самого рождения и интенсивно продолжается в течение всего дошкольного возраста. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном возрасте является необходимым условием решения задач умственного воспитания детей.
Проблема развития речевого творчества в системе образования детей в настоящее время становится все более актуальной. За последнее время возросло число детей имеющих недоразвитие речи, которое затрудняет общение и отрицательно влияет на мыслительную деятельность.
Ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих его взрослых, т.е. овладение речью напрямую зависит от его окружения речевой среды. Для этого, важно чтобы ребенок слышал правильную и грамотную речь.
Речевое творчество - самостоятельная деятельность детей по
построению связных высказываний, вызванных восприятием произведений
искусства, стимулирующих использование детьми разнообразных
выразительных языковых средств, передающих впечатления ребёнка от
художественной информации.
Отечественные ученные, а также педагоги Л.А.Венгер, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, Н.П.Саккулина, Е.А.Флерина и другие подчеркивали, что дошкольный возраст – это период активного творческого развития личности ребенка в целом, когда развиваются все психические процессы (восприятие, мышление, воображение), становится произвольным внимание, память, формируется связная речь.
В связи с этой проблемой в системе дошкольного образования происходят изменения в нормативно – правовых документах федерального уровня в первую очередь Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012 года и приказ Министерства образования науки России «Об утверждении и введение в действие федеральных государственных образовательных стандартов» от 17 октября 2013 года. «Федеральными государственными образовательными стандартами Российской Федерации» от 1 января 2014 года определены основные принципы дошкольного образования в дошкольных образовательных организациях. ФГОС ДО указывает необходимость включения в содержание образовательной области «Речевое развитие» развитие речевого творчества дошкольников.
У детей выявлена задержка речевого развития – в общении друг с другом мало проявляют речевую активность или совсем не вступают в разговор, словарный запас ограничен, ребенок сам не строит рассказ, а копирует с небольшими изменениями или вовсе без изменений.
В результате практической деятельности выявлен ряд недостатков.
В результатах | В основном процессе | В условиях профессиональной деятельности |
- Дети не умеют составлять небольшие творческие рассказы. - Недостаточно развита связная речь. - Недостаточно развито словотворчество, отсутствие воображения. - Дети не умеют составлять рассказы из личного опыта, придумывать концовки к сказкам. | - Недостаточно организованны формы коммуникативной деятельности. - Не учитываются индивидуальные особенности. -Не планируются в течение дня достаточное количество словесных игр. - Отсутствие системности в работе педагогов по развитию речевого творчества в течение года. | - Низкая профессиональная педагогическая компетентность в речевом развитии. - Не достаточная методическая оснащенность в доу. -Недостаточно оснащена предметно-развивающая среда, нехватка информационных технологий. |
Проанализировав можно выделить противоречия – потребность современного общества заключается в творческих личностях, развитие у дошкольников речевого творчества в области нестандартного общения и желание родителей видеть своего ребенка успешным, коммуникативным, однако для формирования такого творчества необходимо создание в ДОО оптимальных условий для реализации работы по развитию речевого творчества.
- Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.
Таким образом, была сформулирована проблема, поиск средств для развития речевых творческих способностей у детей среднего возраста и обеспечивающих реализацию коммуникативных детских деятельностей.
- Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.
Целевые ориентиры | Конкретизация с возрастом ребенка | Проявление в действии, в речи ребенка |
Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности. | Подбор синонимов и антонимов. Обогащение активного словаря. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Составление небольших творческих рассказов. | Умеет использовать в речи слова на активизацию словаря. Умеет строить речевое высказывание в ситуации общения. Сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов деятельности. Ребенок умеет составлять небольшие рассказы творческого характера. |
Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. | Развитие речевого творчества. Закрепление умения детей играть в различные игры творческого характера. Развивать умение самостоятельно организовать игры. | Ребенок способен составлять содержательные, интересные творческие рассказы. Ребенок способен предложить собственный игровой замысел и воплотить его, исполнять роль ведущего. |
У ребенка развита крупная и мелкая моторика. | Стимулировать речевое развитие путем движений кистей рук мелкой моторики. | Ребенок умеет делать пальчиковую гимнастику, соотносит движения рук с текстом в играх со словами. |
- Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).
Для развития речевого творчества необходима ежедневная, качественная работа как индивидуально, так и со всей группой. Для этого необходимо учить детей сочинять сказки, загадки, составлять творческие рассказы. Только ежедневная и систематическая работа сделает их загадки необычными, а сказки удивительными.
Для этого необходимо вести систему работы по связной речи, словарного запаса, грамматического строя речи – эти задачи можно решить в ходе режимных моментов, в совместной деятельности детей с педагогом и самостоятельной деятельности.
Для достижения результативности по развитию речевого творчества в нашей работе мы создаем определенные условия в игровой деятельности:
Использование возможностей разных видов детских игр.
В сюжетно-ролевой игре происходит быстрое и полное развитие детской фантазии.
Косвенные приемы – без непосредственного вмешательства в игру (внесение игрушек, создание игровой обстановки до начала игры).
Прямые приемы – непосредственное включение педагога в игру (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, предложение новой темы игры и др.). Воспитатель оказывает влияние и на выбор темы и на развитие ее сюжета, помогает детям распределять роли, наполняя их нравственным содержанием.
Мы наблюдаем, во что играет ребёнок, достаточно ли развиты сюжеты, проявляются ли собственные находки, фантазии. Если нет, играем вместе с ними, вместе сочиняем и придумываем.
Детям очень нравятся игры – театрализации и игры – драматизации. В этих играх есть сюжетный замысел и ролевые действия. В совместной работе с детьми даём сравнительные характеристики героев, выявляем отличительные признаки предметов, которые оживают в этих играх. Дети не только действуют как сказочные герои, но и импровизируют. Для стимуляции развития речевого творчества формируем поисковую активность детей через вопросы «Почему?», «А что будет, если…?».
Использование возможностей словарной работы коммуникативной деятельности.
В своей работе используем систему упражнений предусматривающих обогащение словаря ребёнка.
- Узнавание предметов (сочный, спелый, бархатный – что это?).
- Подбор действий к предмету (как можно играть?).
- Подбор предмета к действиям (что делает?).
- Подбор синонимов (большой, огромный…).
- Нахождение пропущенных слов
- Составление предложений с определённым словом.
Обучение детей составлению сравнений познавательно – исследовательской деятельности.
В среднем дошкольном возрасте мы отрабатываем модель составления сравнений по признаку цвета, формы, звука вкуса…Мы формируем умения детей выделять признаки объектов и сравнивать их с признаками других, составляя сравнения по какому-то признаку.
Развитие умения составлять собственные загадки. Сочиняя загадки, дети активно подбирают сравнения объектов по заданным признакам.
Используя загадки, обогащаем словарь детей, расширяем представления детей о предметах и явлениях окружающей действительности.
Также используем игры и творческие задания для развития словаря детей и развитие представлений о свойствах и признаках предметов, грамматического строя речи, наблюдательности.
Например, игра «Про кого я говорю? Узнай по описанию».
Цель игры: развитие наблюдательности, умения ориентироваться по признакам описываемого ребёнка.
Работа по формированию творческой речевой деятельности проводиться также и на материале сказок, их составлению – восприятия художественной литературы.
Дети любят слушать сказки, истории и с удовольствием придумывают новые концовки сказок, изменяют характеры героев – получая новый сюжет сказки, придумывают истории – представляют себя, в ситуациях которых никогда не были.
Также дети придумывают свои собственные сказки, затем зарисовывают при помощи средств изобразительного творчества, в результате которой ребенок создает что-то новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средства для его воплощения.
Используем возможности наглядного моделирования (развивающий потенциал).
Использование условных обозначений, чертежей, схематических рисунков дает детям возможность предвидеть возможные результаты собственных действий.
В задании «Составим рассказ вместе» дети творчески заканчивают рассказ с опорой на предметные картинки. Применение наглядных моделей в работе над монологической речью позволяет нам успешно обучить детей составлению связного речевого высказывания, а также сочинению рассказа по замыслу.
Создание благоприятных социальных, эмоционально - благополучных условий.
Понимание и принятия ребёнка на эмоциональном уровне. Понимаем проблему ребёнка, создаём условия для роста. Создаём у ребёнка чувство безопасности, когда он знает, что его речевые творческие проявления не оцениваются отрицательно.
Создание психологических условий помогает ребёнку быть раскованным и свободным за счёт поддержки взрослым его творческих начинаний. Мы не ограничиваем детей в выборе средств выражения себя в творчестве, так как творчество это спонтанный процесс, который нужно поддерживать.
В речевом творчестве дошкольников принимают участие и их родители. На протяжении всей работы мы поддерживаем тесную связь с родителями посредствам информационно рекламного обеспечения, использованием ИКТ - (сайт ДОУ личная страничка группы, общение с родителями по электронной почте, использование личной веб-страницы, создания группы «Творим вместе» в социальной сети). Показ мультимедийной игры по развитию речевого творчества «Путешествие в сказки». Зная проблему своих детей, родители откликнулись на проблему развития речи детей в целом и развития речевого творчества в частности. Родители выполняли различные задания, поручения, например, подготовка фотографий родного города, составление альбомов о любимом животном, помощь в изготовлении дидактических игр, изготовление альбома загадок. Они не отказывались от наших предложений, проявляли свою активность и заинтересованность.
Приглашали на родительские собрания и семинары психолога и логопеда, что бы они раскрыли тему «Развитие речевого творчества у дошкольников» со своей точки зрения.
Для отслеживания развития у детей дошкольного возраста речевого творчества проводилась педагогическая диагностика
Показатель | Автор | Цель |
Составление детьми творческих рассказов по картинке. | Т.А. Сидорчук С.В. Лелюк | Усвоение детьми обобщенных способов составления творческих рассказов по картинкам. |
- Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).
Кадровые | Привлечение специалистов: психолога и логопеда по развитию речевого творчества. Посещение курсов повышения квалификации, семинаров, форумов по речевому развитию дошкольников. Проведение массовых мероприятий по развитию речевого творчества у дошкольников. |
Материально-технические | Изготовления пособий и материалов для родителей по ознакомлению с речевым творчеством. Оснащение предметно – развивающей среды речевого творчества (серии сюжетных картинок, набор предметных картинок, картотеки, библиотека детских книг, тематические альбомы, детские журналы, мнемотаблицы) Разнообразие дидактических и настольных игр по развитию речевого творчества. Обеспечение мультимедийными системами. |
Информационные | Участие на сайтах для педагогов, онлайн – консультации, гостевые страницы, вебинары. |
Научно-методические | Наличие научно-методической литературы по развитию речевого творчества у детей, и ее исследования. Чтение научной и методической литературы по ознакомлению с речевым творчеством. Составление перспективных планов по развитию речевого творчества у детей. Разработка программы и методических пособий по развитию у детей речевого творчества. |
Организационные | Сотрудничество с детской библиотекой, городским музеем, школой искусств, художественной школой, центром дополнительных образований. |
Нормативно-правовые | Заключить договор с детской библиотекой и с психолого - педагогическим центром. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования
Актуальность приоритетного направления по социально-личностному развитию в работе с детьми дошкольного возраста.Модель социально-личностного развития ребенка.Цели, задачии, формы и методы социаль...
«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»
«Проектирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы»...
Педагогический проект: «Основные направления региональной образовательной политике в контексте модернизации российского образования.»
Итоговая работа на курсах павышения квалификации педагогов ДОУ....
«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»
Итоговая работа по ИОЧ...
по курсу повышения квалификации по ИОЧ «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»
Итоговая работа на тему:«Педагогические условия формирования у дошкольниковоснов безопасного поведения в социуме»...
«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»
Педагогические средства формирования у дошкольников первичных представлений о себе, других людях....
«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»
Педагогические средства формирования у дошкольников первичных представлений о себе, других людях....