Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования
методическая разработка по теме
Актуальность приоритетного направления по социально-личностному развитию в работе с детьми дошкольного возраста.
Модель социально-личностного развития ребенка.
Цели, задачии, формы и методы социально-личностного развития ребенка.
Модель современного ребенка-дошкольника и "успешного" человека, которого мы хотим воспитать.
Этапы осуществления пед.процесса.
Современные проблемы наших детей.
Выбор современных обучающих образовательных программ.
Формы работы и возникающие проблемы в работе с родителями.
Итоговые результаты образовательного процесса.
Необходимое оборудование (по ФГТ).
Используемая литература.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektirovanie_sistemy_deyatelnosti_pedagoga.docx | 27.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 335
городского округа Самара
«Основные направления региональной образовательной политики
в контексте модернизации российского образования»
(доклад на педсовете)
Выполнила: Федосова Елена
Владимировна, инструктор по
физической культуре, МБДОУ
№ 335 Промышленного района
Самара, 2013г.
I. Пояснительная записка.
Сегодня в мировой образовательной практике дошкольное детство рассматривается как один из главных образовательных резервов. Легкомысленное отношение к дошкольному детству оборачивается для детей в лучшем случае безвозвратно упущенными возможностями, в худшем - деформацией всего последующего жизненного пути. Изменения произошедшие в сфере дошкольного образования за последние 15 лет приобрели обширный и во многом необратимый характер. Однако все эти изменения пока не привели к структурированию системы дошкольного воспитания и к преобразованию ее в новую систему дошкольного образования. У нас до сих пор отсутствует развернутое обоснование самой идеи - цели дошкольного образования. В проекте образовательного кодекса написано: "Дошкольное образование осуществляется в помощь родителям". как видим, речь идет не об образовательных государственных ориентирах. Если переходить на такую позицию и развивать дошкольное образование, руководствуясь интересами родителей, то система дошкольного образования неизбежно превратится в сферу услуг. Недостаточно разработанным остается вопрос о целях и степени воздействия рынка на функционирование сферы образования. Актуальна проблема управления в сфере образовательных услуг, особенно на региональном и муниципальном уровнях в условиях рынка. В связи с изменениями нормативно-правовой базы возникла необходимость в разработке разнообразных программ, которые наряду с Типовой могли быть предложены практике. Необходимы единые стандарты дошкольного образования. Иными словами - документ, фиксирующий научные основы дошкольного образования, его специфику, основные направления, общую модель образовательного процесса, условия, а также примерный круг культурно-образовательных услуг. Этот документ должен включать также возрастные нормативы, возможные и желательные достижения по основным направлениям развития. Расширение организационных форм образования должно повлечь за собой кардинальный пересмотр существующих СанПиНов, не соответствующих принципу вариативности дошкольного образования. Система отношений воспитателя с детьми продолжает носить формальный характер, работа строится все по той же учебно-дисциплинарной модели воспитания. В воспитательной работе продолжается акцент на фронтальные занятия, которые делают невозможной педагогику сотрудничества, ставят воспитателя в позицию оценивающего. При этом налаживание доверительных отношений с ребенком затруднено. Воспитатели, привыкшие работать по готовым конспектам и хорошо владеющие фронтальными формами работы с детьми, испытывают затруднения при переходе на новые формы работы с детьми. Кроме того, администрации проще осуществлять проверку четко зафиксированных в расписании занятий. Игра, самообслуживание, эстетическая деятельность недостаточно используются для полноценного развития ребенка. Однообразная обстановка в группе со стандартным размещением «уголков», расположение детских столов по типу школьного класса, письменный стол воспитателя усиливают формализованные отношения.
Итак, современное состояние системы дошкольного образования нуждается в рассмотрении следующих аспектов: финансирование, механизмы распределения финансов; общедоступность; единые требования к программам; содержание; качество; условия реализации программ; повышение квалификации работников; общественное восприятие; общественное участие.
На основании проведенного анализа недостатков в результатах, в основном процессе, в условиях реализации модернизации региональной системы дошкольного образования, мы можем сформулировать проблему: «Необходимость нахождения способа усиления вариативности дошкольного образования с учетом финансово-экономических, материально-технических, демографических и национально-культурных условий».
Для этого нам нужно решить следующие задачи:
- изучить теоретические источники в реформировании отечественного образования для того, чтобы иметь адекватное представление о его предыстории и современном состоянии и не повторять старых ошибок;
- определить содержание вариативных программ дошкольного образования, которые ДОУ могут реализовать в рамках 20% времени, отпущенного на воспитательно-образовательную деятельность;
- обеспечить овладение педагогами ДОУ перспективными технологиями дошкольного образования («Детский сад 2100», технологиями развивающего, дифференцированного и продуктивного обучения, «ТРИЗ», проектированное обучение и др.);
- прояснить содержание новых форм оценки результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
В центре проводимых изменений - воспитание «успешного дошкольника», который может стать таковым при создании качественно новой образовательной среды и использовании эффективных методов воспитания. В ФГТ определены конкретные характеристики и 35 качеств личности, желательные для идеального социального портрета ребенка-дошкольника (6,5-7 лет) как целевого ориентира системы дошкольного образования.
В результате освоения каждой образовательной области должны быть сформированы и определены физические, личностные и интеллектуальные качества (в различном сочетании).
Личностные качества - качества, характеризующие развитие личностной сферы (мотивации, произвольности, воли, эмоций, самосознания), в том числе его морально-нравственное развитие.
Физические качества - силовые, выносливость, скоростные, координационные, гибкость, а также антропометрические и физиометрические показатели.
Интеллектуальные качества - формирование высших психических функций, накопление знаний, социального опыта.
Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования подразделяются на итоговые и промежуточные.
Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования должны описывать интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы:
- физически развитый, овладевший основными культурно- гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни;
- любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;
- эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;
- овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;
- способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.);
- способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.;
- имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире;
- овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
- овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Промежуточные результаты освоения Программы раскрывают динамику формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения Программы по всем направлениям развития детей.
Закон РФ «Об образовании» закрепил право дошкольных учреждений работать по разнообразным программам. Обращение к личностно-ориентированной педагогике, отход от жестко регламентированных форм воспитания и обучения детей характеризуют общие тенденции перестройки дошкольного образования. Изменилось отношение к воспитанию, в центре которого находится ребенок. Переход от единообразия типов дошкольных учреждений к созданию системы новых видов государственных и негосударственных образовательных учреждений, позволяет удовлетворить разнообразные образовательные потребности населения, обеспечивая широкие образовательные услуги. Произошли существенные изменения и в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).
- изменение форм общения с детьми (переход от авторитарных форм воздействия к общению, ориентированному на личностное своеобразие каждого ребенка, на установление доверительных, партнерских отношений воспитателя с детьми;
- отказ от преподнесения детям политико-идеологизированных конкретных сведений при ознакомлении с окружающим;
- изменение формы и содержания обучающих занятий, сокращение их числа (переход от фронтальных занятий к занятиям с небольшими подгруппами детей, сокращение числа занятий за счет отбора наиболее эффективного для развития детей содержания;
- насыщение жизни детей классической современной музыкой, произведениями изобразительного искусства, использование лучших образцов детской литературы, ориентирующих на общечеловеческие нравственные ценности, расширяющих кругозор ребенка;
- изменение организации предметной среды и жизненного пространства в групповой комнате с целью обеспечения свободной самостоятельной деятельности и творчества детей в соответствии с их желаниями и склонностями, выбора детьми вида деятельности и ее формы - совместной со сверстниками или индивидуальной;
- проведение НОД с небольшими подгруппами детей, обеспечивающим наибольшую познавательную активность каждого воспитанника, помогающего установить обратную связь и учитывать продвижение детей.
Результатом основной общеобразовательной программы дошкольного образования будет являться конечный итог, следствие воспитательной деятельности ДОУ:
1. Текущие (промежуточные) результаты освоения программы - качества, формируемые в течение всего периода дошкольного образования, оценка которых осуществляется с определенной периодичностью, знания, умения и навыки, способы овладения ребенком той или иной деятельностью.
2. Итоговый результат освоения программы - физическая и психологическая готовность к школе, оценка которой осуществляется при переходе ребенка с уровня дошкольного образования на начальное.
3. Новые и «относительно новые» формы оценки результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования (мониторинг, схемы наблюдения за ребенком, критериально-ориентированное тестирование и критериально-ориентированные методики не тестового типа: скрининг тесты и др.)
Периодичность мониторинга устанавливается образовательным учреждением и должна обеспечивать возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводить к переутомлению воспитанников и не нарушать ход образовательного процесса.
Содержание мониторинга должно быть тесно связано с образовательными программами обучения и воспитания детей.
Обязательным требованием к построению системы мониторинга является использование только тех методов, применение которых позволяет получить необходимый объем информации в оптимальные сроки.
В случае невозможности комплексного усвоения воспитанником Программы из-за тяжести физических и (или) психических нарушений, подтвержденных в установленном порядке психолого-медико- педагогической комиссией, содержание коррекционной работы формируется с акцентом на социализацию воспитанника и формирование практически-ориентированных навыков.
Для достижения новых образовательных результатов необходимо изменить условия, обеспечивающие их достижение:
- кадровые - повышение профессиональной компетентности педагогов через курсовую подготовку, семинары-практикумы, круглые столы по данной проблеме (наличие педагогов, способных реализовать ООП (по квалификации, по опыту, наличию званий, победителей профессиональных конкурсов, участие педагогов в проектах, грантах и т.д.);
- учебно-методические - разработка методических рекомендаций для педагогов ДОУ, в которых раскрывалась бы суть проблемы, методы и пути ее реализации; поддержка инновационных форм работы, инновационных программ в обозначенном направлении, поддержка инициативы педагогов, оказание им методической помощи в разработке собственного методического пакета для программ, не обеспеченных конкретными материалами в настоящий момент (обоснование использования списка учебной литературы для реализации ООП, наличие и оптимальность других учебных и диагностических материалов, частота их использования на индивидуальном уровне) ;
- организационные - организация тренингов и семинаров для педагогов ДОУ, обмена опытом работы между дошкольными учреждениями (образование образовательным процессом) - наличие баланса между внешней и внутренней самооценкой деятельности всех субъектов образовательного процесса при реализации ООП, участие общественности (в том числе родительской) в управлении образовательным процессом;
- материально-технические - обоснованность использования помещений и оборудования для реализации ООП;
- нормативно-правовые - наличие локальных нормативно-правовых актов и их использование всеми субъектами образовательного процесса;
- информационные - информирование педагогических коллективов ДОУ о новых программах, технологиях, учебно-методических пособиях и ознакомление с ними по запросам. Создание информационного банка данных по обозначенной проблеме, включая опыт различных образовательных учреждений города (дошкольных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, начального звена средних образовательных школ. Распространение передового педагогического опыта в сети Интернет, передовой печати. (Одним из условий и действенных средств повышения эффективности управления образовательного процесса является совершенствование информационной службы, создание информационно-аналитического центра образовательного учреждения (сайта), предоставляющего детям, педагогам и родителям всю необходимую и достаточную информацию на разных носителях, мобильные компьютерные классы, Владение педагогами информационными технологиями, наличие цифровых образовательных ресурсов).
На августовской конференции работников образования, которая прошла 16 августа в г. Чапаевске в 2012 году, министр образования и науки Самарской области Д. Е. Овчинников выступил с докладом о результатах и перспективах модернизации системы образования Самарской области. В своем выступлении он затронул такие важные аспекты, как: роль государства в образовании, результатах мероприятий по обеспечению доступности, создании комфортных условий обучающимся, обновление содержания, о развитии кадрового потенциала, о создании современной системы оценки качества образования, о развитии системы воспитания (социализации), о создании системы поддерживающего обучения, материально-технической базе и одним из самых злободневных вопросов - охвате детей в возрасте от 1 до 7 лет системой дошкольного воспитания. К 2020 году запланировано:
- Увеличение охвата детей в возрасте от 1 до 7 лет с 64,4% до 75%
- Увеличение охвата детей в возрасте от 3 до 7 лет с 79,5% до 95%
- Уменьшение числа детей в возрасте от 3 до 7 лет, стоящих в очереди на поступление в детские сады, с 14216 чел. до 0 чел.
- Увеличение доли детей в возрасте от 0 до 3 лет, охваченных программами поддержки раннего развития, с 22% до 30%
- Увеличение числа мест, приходящихся на 1000 детей в возрасте от 1 до 7 лет, с 529 до 750
- Отношение средней заработной платы педагогов к уровню средней заработной платы в системе общего образования с 0,8 до 1
- Увеличение доли воспитанников, обучающихся в современных условиях, с 32,4% до 75%
Увеличение доли молодых педагогов, имеющих стаж работы до 5 лет, с 14,4% до 17%
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»
«Проектирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы»...
Педагогический проект: «Основные направления региональной образовательной политике в контексте модернизации российского образования.»
Итоговая работа на курсах павышения квалификации педагогов ДОУ....
«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»
«средства развития у детей дошкольного возраста речевого творчества»...
«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»
Итоговая работа по ИОЧ...
по курсу повышения квалификации по ИОЧ «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»
Итоговая работа на тему:«Педагогические условия формирования у дошкольниковоснов безопасного поведения в социуме»...
«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»
Педагогические средства формирования у дошкольников первичных представлений о себе, других людях....
«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»
Педагогические средства формирования у дошкольников первичных представлений о себе, других людях....