Перспективное планирование по аппликации
методическая разработка по аппликации, лепке (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Утверждена на
педагогическом совете
протокол № 1
от 28.09.2010 г.
Рабочая программа
по учебной дисциплине
«Изобразительная деятельность – Аппликация»
Группа: Старшая разновозрастная
(средняя, подготовительная)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения. Основой художественного воспитания и развития ребенка является искусство. Освоение этой области знаний – часть формирования эстетической культуры личности. Изобразительная деятельность помогает усвоению искусствоведческих знаний, умений, навыков, развивает способности к изобразительному творчеству.
Настоящая программа описывает курс подготовки по изобразительной деятельности «Аппликации», детей дошкольного возраста 4-5, 6-7 лет (средняя, подготовительная группы)
Цель: Формирование у детей умений и навыков в аппликации, развитие творческих способностей, фантазии, воображения.
Задачи:
- Развивать творческие способности детей
- Подводить детей к созданию выразительного образа.
- Продолжать формировать умение рассматривать и обследовать предметы, в том числе с помощью рук.
- Обогащать представление об искусстве (скульптура малых форм)
- Формировать умение оценивать свои работы и работы других детей
- Воспитывать интерес к аппликации.
- Учить использовать средства выразительности в аппликации.
- Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
- Приучать детей быть аккуратными: сохранять свое рабочее место в порядке, по окончании работы убирать все со стола.
Программа предполагает проведение двух занятий в месяц в средней и подготовительной группе в первую половину дня. Продолжительность занятия 15-20 мин (средняя), 25-30 мин (подготовительная). Общее количество учебных занятий в год – 18. Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей (диагностика) проводится 1 раз в год, в мае.
Программа составлена в соответствии с тематическими циклами, что создает основу для развития познавательных и творческих способностей детей. И межпредметных связей по разделам:
«Развитие речи» и «Ознакомление с художественной литературой». Аппликация по впечатлениям прочитанных сказок, литературных произведений. Развитие монологической речи при описании своих работ.
«Ознакомление с окружающим». Расширение кругозора в процессе различных наблюдений, занятий по ознакомлению с окружающим (люди, природа, мир), а также знакомство со строением предметов, объектов.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Средняя группа | Подготовительная группа |
Воспитывать интерес к аппликации, усложняя ее содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений. Формировать умение правильно держать ножницы и пользоваться ими. Обучать вырезыванию, начиная с коротких полос, а затем длинных. Учить создавать из полос изображения разных предметов. Учить вырезать круглые формы из квадрата и овальные из прямоугольника путем скругления углов; Продолжать расширять количество изображаемых в аппликации предметов из готовых форм. Учить преобразовывать эти формы, разрезая их на две или четыре части. Закреплять навыки аккуратного вырезания и наклеивания. Поощрять проявление активности и творчества. | Продолжать учить создавать предметные и сюжетные изображения с натуры и по представлению: развивать чувство композиции (учить красиво располагать фигуры на листе бумаги формата, соответствующего пропорциям изображаемых предметов). Развивать умение составлять узоры и декоративные композиции из геометрических и растительных элементов на листах бумаги разной формы; изображать птиц, животных по замыслу и по мотивам народного искусства. Закреплять приемы вырезания симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое; несколько предметов или их частей из бумаги, сложенной гармошкой. При создании образов поощрять применение разных приемов вырезания, обрывания бумаги, наклеивания изображений; учить мозаичному способу изображения с предварительным легким обозначением карандашом формы частей и деталей картинки. Продолжать развивать чувство цвета, колорита, композиции. Поощрять проявления творчества. |
Тематический план
(средняя группа)
Месяц | Тема недели | Тема занятия | Содержание занятия | ||
Базовая программа | Национально-региональный компонент | Компонент ДОУ | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Сентябрь | «Ягоды и фрукты» | «Что нам осень принесла» | Учить вырезать круглые формы из квадрата и овальные из прямоугольника путем скругления углов | Овощи Саянского района | Согласованно работать |
«Золотая осень» | «Роняет лес Осенний свой убор…»(Коллективная работа) | Воспитывать интерес к аппликации | Красота окружающей природы | Работать коллективно распределяя работу между собой | |
Октябрь | «Хлеб» | «Колосок» | Вырезание коротких полосок | ||
«Домашние животные» | «Мой кролик» | Продолжать учить вырезать круг из квадрата, овал из четырехугольника | Раскладывать и наклеивать изображение кролика | ||
Ноябрь | «Животный мир жарких стран» | «Хищные кошки Африки» | Воспитывать аккуратность в работе | Создание композиции из разноцветных ниток | |
«Наземный транспорт» | «Машина и светофор» | Продолжать учить вырезать из квадрата круг. | Составлять и наклеивать изображение светофора | ||
Декабрь | «Воздушный транспорт» | «Парад воздушных шаров» | Вырезание круга из квадрата | Самостоятельно украшать свою работу | |
«Народные праздники на Руси. Русский фольклор» | «Узоры на стекле» | Составление узора | Развитие фантазии и воображения | ||
Январь | «Как звери в лесу зимуют» | «Рукавички» | Создание композиции по замыслу | Сочувствие к животным | Развивать воображение |
«Наша родина - Россия» | «Кремль» (Обрывание) | Развивать навыки аккуратного наклеивания | Наша родина | Воспитывать любовь к родине | |
Февраль | «Народные праздники на Руси. Масленица» | «Дымковский петушок» | Развитие мелкой моторики | Народные праздники | Развитие умения работать коллективно |
«Детям об огне и пожаре» | «Пожар» | Оформление аппликации из готовых силуэтов | Развитие чувства композиции | ||
Март | «Что нам стоит дом построить» | «Строим дом» | Развивать умение составлять изображение дома из геометрических фигур. Вырезание полосок для забора. | Дома на улице | Использование всей площади листа |
Апрель | «Мебель» | «Кукольный уголок» | Гармоничное размещение деталей композиции на листе | Развитие чувства композиции | |
«Цветущая весна» | «Цветущая весна» | Создание композиции используя всю площадь листа | Знакомство с первыми весенними цветами региона | Уточнить знания о строении дерева | |
Май | «Насекомые» | «В гостях у Мухи - цокотухи» | Закреплять навыки аккуратного вырезания и наклеивания | Развивать чувство композиции | |
«Россия моя мастеровая» | «Матрешки в хороводе» | Развитие творческой фантазии | Свобода выбора изобразительных средств и способа выполнения аппликации | ||
«Дружба» | «Открытка» | Продолжать развивать навыки работы с ножницами и клеем | Развитие творческой активности |
Тематический план
(подготовительная группа)
Месяц | Тема | Содержание занятия | |||
Базовая программа | Национально-региональный компонент | Компонент ДОУ | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Сентябрь | «Ягоды и фрукты» | «Что нам осень принесла» | Вырезать симметричные формы из бумаги, сложенной гармошкой | Овощи Саянского района | Согласованно работать, правильно располагать композицию |
«Золотая осень» | «Роняет лес Осенний свой убор…»(Коллективная работа) | Развивать навыки работы с кистью и клеем | Красота окружающей природы | Сочетать метод обрывания с контурным вырезыванием | |
Октябрь | «Хлеб» | «Колосок» | Продолжать учить вырезать симметричные формы из бумаги сложенной гармошкой | Злаки с полей Саянского района | Воспитывать уважение к труду людей выращивающих хлеб |
«Домашние животные» | «Мой кролик» | Развивать чувство композиции | Сочетание приема вырезания ножницами с приемом обрывания | ||
Ноябрь | «Животный мир жарких стран» | «Хищные кошки Африки» | Создавать выразительный образ, дополняя деталями | Нетрадиционная техника- мелко нарезанные шерстяные нитки | |
«Наземный транспорт» | «Машина и светофор» | Вырезание из бумаги сложенной вдвое | Наблюдение за транспортом на улицах родного села | Выполнение аппликации с натуры (игрушка - автомобиль) | |
Декабрь | «Воздушный транспорт» | «Парад воздушных шаров» | Силуэтное вырезание фигур круглой и каплевидной формы | Учить работе в коллективе | |
«Народные праздники на Руси. Русский фольклор» | «Узоры на стекле» | Развивать навыки выполнения аппликации методом обрывания | Народные праздники | Совмещать обрывание с вырезанием для получения красивого узора | |
Январь | «Как звери в лесу зимуют» | «Рукавички» | Создание композиции по замыслу, а не по образцу | Сочувствие к животным | Развитие воображения |
«Наша родина - Россия» | «Кремль» (Обрывание) | Развивать умение делать аппликацию методом обрывания | Наша родина | Воспитывать любовь к родине | |
Февраль | «Народные праздники на Руси. Масленица» | «Дымковский петушок» | Развитие цветоощущения | Уважение к творчеству народных мастеров | |
«Детям об огне и пожаре» | «Пожар» | Продолжать учить вырезать симметричные формы из бумаги сложенной гармошкой | Развитие чувства композиции | ||
Март | «Что нам стоит дом построить» | «Строим дом» | Развивать умение составлять изображение дома из геометрических фигур | Дома на улице родного села | Учить украшать поделку деталями выполненными из бросового материала |
Апрель | «Мебель» | «Кукольный уголок» | Развивать навыки симметричного вырезания по контуру | Развитие чувства композиции | |
«Цветущая весна» | «Цветущая весна» | Гармонично размещать детали аппликации с соблюдением перспективы | Знакомство с первыми весенними цветами региона | Создание изображения с помощью ткани | |
Май | «Насекомые» | «В гостях у Мухи - цокотухи» | Совершенствовать приемы выполнения аппликации методом симметричного вырезания | Применение полученных ранее знаний | |
«Россия моя мастеровая» | «Матрешки в хороводе» | Закреплять навыки симметричного вырезания. | Свобода выбора изобразительных средств и способа выполнения аппликации | ||
«Дружба» | «Открытка» | Продолжать учить сочетать различные приемы выполнения аппликации для создания красивой и гармоничной композиции | Применение полученных ранее знаний |
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ
Требования к уровню подготовки детей по учебной дисциплине «Аппликация»
Воспитанник должен | Базовая программа | Компонент ДОУ | Национально-региональный компонент |
1 | 2 | 3 | 4 |
Знать | Различные методы выполнения аппликации | ||
Уметь | Средняя группа. Правильно держать ножницы и резать ими по прямой, по диагонали; вырезать круг из квадрата, овал – из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы. Аккуратно наклеивать изображения предметов, состоящих из нескольких частей. Составлять узоры из растительных форм и геометрических фигур. Подготовительная гр. Создавать изображения различных предметов, используя бумагу разной фактуры и способы вырезания и обрывания. Создавать сюжетные и декоративные композиции. | Пользоваться различными методами выполнения аппликации. Использовать различные материалы. Использовать бумагу нужных оттенков, определенную цветовую гамму в соответствии с настроением, временем года, суток. Проявлять самостоятельность. | Передавать особенности внешнего вида животных. Передавать особенности строения растительности и сезонные изменения в природе. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 208 с.
- Богатеева З.А. Аппликация по мотивам народного орнамента в детском саду: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1982. – 175 с. ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование по аппликации в младшей и средней группах
Это одно из моих приложений к опыту работы по аппликации с использованием нетрадиционных материалов (фантиков, дисков, пуговиц и т.д.) А также, кого заинтересует, можете посмотреть перспективное план...
Перспективное планирование по аппликации в подготовительной группе
Перспективное планирование по аппликации в подготовительной группе, проводится 1 раз в 2 недели, по лексическим темам....
перспективное планирование по аппликации в средней группе по программе "Радуга". Автор Чекалина Л.В.
В Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) к структуре основной Образовательной программы дошкольного образования определены подходы и принципы построения образовательного процесс...
Перспективное планирование по аппликации в подготовительной к школе группе
На мой взгляд, в данном перспективном плане представлены наиболее удачные занятия по аппликации....
Перспективное планирование по аппликации в старшей группе в соответствиис ФГОС
Составила перспективное планирование по разделу апликация в соответствии с требованиями ФГОС. В занятия включила физминутки в соответствии с тематическим планированием....
перспективное планирование по аппликации в подготовительной группе
перспективное планирование в подготовительной группе...
перспективное планирование Лепка/аппликация в младшей группе на 2015-2016 учебный год
перспективное планирование по образовательным областям лепка/аппликация. Занятия каждую среду....