Перспективное планирование по аппликации в старшей группе в соответствиис ФГОС
календарно-тематическое планирование по аппликации, лепке (старшая группа) на тему
Составила перспективное планирование по разделу апликация в соответствии с требованиями ФГОС. В занятия включила физминутки в соответствии с тематическим планированием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatiya_po_applikatsii_v_starshey_gruppe.docx | 49.09 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» направлено на проявление активности и творчества детей шестого года жизни..
Основными её задачами являются:
Закреплять умение создавать изображения (разрезать бумагу на короткие и длинные полоски; вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат —в два-четыре треугольника, прямоугольник —в полоски, квадраты или маленькие прямоугольники), создавать из этих фигур изображения разных предметов или декоративные композиции.
Учить вырезать одинаковые фигуры или их детали из бумаги, сложенной гармошкой, а симметричные изображения — из бумаги, сложенной пополам (стакан, ваза, цветок и др.). С целью создания выразительного образа учить приему обрывания.
Побуждать создавать предметные и сюжетные композиции, дополнять их деталями, обогащающими изображения.
Формировать аккуратное и бережное отношение к материалам.
Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности.
Развивать чувство формы, цвета, пропорций.
Рабочая программа по реализации «Художественно-эстетического развития» составлена на основе основной общеобразовательной программы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №32, в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Количество занятий по разделу «Аппликация » составляет 18 занятий (1 раз в 2 недели, продолжительность 25 минут). Форма организации образовательного процесса- фронтально.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:
1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2015г.
2. «Изобразительная деятельность в детском саду» старшая группа. Т.С.Комарова,2015г.
Занятие №1
Тема «На лесной полянке выросли грибы».
Программное содержание.
Учить вырезать большие и маленькие грибы по частям, составлять несложную красивую композицию. Учить разрывать неширокую полосу бумаги мелкими движениями пальцев для изображения травы, мха около грибов. Закреплять умение вырезать предметы и их части круглой и овальной формы. Упражнять в закруглении углов у прямоугольника, треугольника. Развивать образные представления детей.
Воспитывать у детей интерес к занятию аппликацией.
Словарная работа: грибы, трава, мох, шляпка, ножка, прямоугольник, овал, резать, отрывать, наклеивать, закруглять, коричневый, зелёный.
Материалы. Картинки с изображением разных грибов. Бумага разных цветов для грибов, 1/2 альбомного листа для наклеивания изображений (желательно использовать бумагу зеленого цвета — получится полянка), неширокие полоски бумаги зеленого цвета, ножницы, клей, салфетка, клееночки (на каждого ребенка).
Предварительная работа. Беседы о летних занятиях и развлечениях. Лепка грибов. Рассматривание иллюстраций в книгах, художественных открыток.
Ход занятия.
Вспомнить с детьми о сборе грибов, о том, как они недавно лепили грибы. Уточнить форму шляпок, ножек (используя обследование картинок, игрушек). Спросить у детей о приемах вырезывания частей грибов (овальных форм из прямоугольников). Показать (вызвать для показа детей) прием закругления углов у прямоугольника с целью вырезывания шляпок, ножек. Вопросы к детям:
-что мы с вами лепили на прошлом занятии?
-из каких частей состоит гриб?
-какой формы шляпка гриба, ножка?
-какого цвета бывают грибы?
-как с помощью ножниц из прямоугольника получить овал?
Показать, как, закругляя углы, можно вырезать шляпку из треугольника (мухомор). Обращать внимание на то, чтобы дети использовали правильные приемы работы ножницами и аккуратного наклеивания.
Физкультминутка «Грибок№1.
Гриша шёл- шёл –шёл – ходьба на месте
Белый гриб нашёл.-наклоны корпуса вперёд
Раз грибок,
Два грибок,
Три грибок,
Положил их в кузовок.
Когда дети вырежут и наклеят грибы, показать им, как можно от неширокой полосы аккуратно пальчиками оторвать маленькие кусочки, полоски для изображения травки, мха.
Поощрять создание нескольких изображений (больших и маленьких грибов), красивое расположение их на листе.
Занятие №2
Тема «Огурцы и помидоры лежат на тарелке».
Программное содержание.
Продолжать отрабатывать умение детей вырезывать предметы круглой и овальной формы из квадратов и прямоугольников, срезая углы способом закругления. Закреплять умение аккуратно наклеивать изображения. Развивать координацию движений обеих рук. Воспитывать у детей привычку наводить порядок на своём рабочем месте.
Материалы. Овощи для рассматривания. Круг из белой бумаги диаметром 18 см; заготовки из цветной бумаги для вырезывания овощей, ножницы, клей, кисть для клея, салфетка (на каждого ребенка).
Предварительная работа. Беседа об уборке овощей на огороде. Лепка овощей. Дидактические игры с овощами («Чудесный мешочек).
Ход занятия.
Рассмотреть с детьми овощи, спросить об их форме. Уточнить приемы их вырезывания. Предложить каждому ребенку вырезать несколько помидоров и огурцов. Вопросы к детям:
-какие овощи вы знаете?
-где они растут?
-какой формы огурец, помидор?
-какого цвета эти овощи?
-как из прямоугольника получить овал?
-как из квадрата с помощью ножниц сделать круг?
В процессе занятия следить за правильным использованием ножниц, добиваться плавной линии закругления. Обращать внимание детей на угловатые срезы; объяснить, что так получается потому, что ребенок поворачивает бумагу не плавно, а толчками, резко сжимает ножницы. Применять индивидуальный показ.
Физкультминутка «Цветок».№3
Спал цветок и вдруг проснулся,-туловище вправо, влево
Больше спать не захотел, - туловище вперёд, назад
Шевельнулся , потянулся,- руки вверх, потянуться
Взвился вверх и полетел.-руки вверх, вправо , влево
В конце занятия рассмотреть все работы, отметить наиболее удачные.
Занятие №3(коллективная работа)
Тема «Блюдо с фруктами и ягодами».
Программное содержание. Учить детей делать ножницами на глаз небольшие выемки для передачи характерных особенностей предметов. Продолжать отрабатывать приемы вырезывания предметов круглой и овальной формы. Закреплять приемы аккуратного наклеивания. навыки Развивать чувство композиции. Воспитывать у детей умение создавать коллективную работу.
Словарная работа: фрукты, яблоко, груша, слива, персик, виноград, сад, растут, висят, вырезать, наклеивать, красное, жёлтая, синяя.
Материалы. Большой лист бумаги в форме круга диаметром 50 см любого мягкого тона. Наборы цветной бумаги, ножницы, клей, кисть для клея, салфетка (на каждого ребенка).
Предварительная работа. Беседы о сборе урожая, об участии в нем детей. Лепка овощей и фруктов. Дидактические игры.
Ход занятия.
Рассмотреть с детьми фрукты (яблоки, груши, сливы, персики, виноград). Уточнить их форму и характерные особенности. Спросить, как можно вырезать яблоко, грушу. Вопросы к детям:
-какие фрукты вы знаете?
-где они растут?
-какое по форме яблоко, груша, слива, персик?
-какого цвета эти фрукты?
-как из квадрата получить круглое яблоко?
Вызвать кого-либо из ребят для показа к доске.
На вырезанном ребенком изображении показать, как можно придать яблоку большее сходство, сделав ножницами небольшое углубление снизу и более глубокое сверху.
Физкультминутка «А теперь на месте шаг»№5
А теперь на месте шаг
Выше ноги! Стой, раз, два-ходьба на месте.
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем-поднимать и опускать плечи.
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем-руки перед грудью, рывки руками.
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно-прыжки на месте
Мы колени поднимаем –
Шаг на месте выполняем-ходьба на месте.
От души мы потянулись-потягивания руки вверх и в стороны.
И на место вновь вернулись-дети садятся.
В конце занятия полюбоваться коллективной работой.
Занятие №4
Тема «Наш любимый мишка и его друзья».
Программное содержание. Учить детей создавать изображение любимой игрушки из частей, правильно передавая их форму и относительную величину. Закреплять умение вырезывать части круглой и овальной формы, аккуратно наклеивать и изображение, красиво располагать его на листе бумаги. Развивать чувство композиции. Воспитывать у детей чувство сопереживания и желание помочь.
Словарная работа: мишка, друг, друзья, грустит, играть, коричневый, круглая, голова, туловище, лапы.
Материалы. Бумага белая размером 1/2 альбомного листа для фона, цветная бумага для вырезывания фигуры мишки (игрушечные мишки бывают разных цветов), ножницы, клей, кисть для клея, салфетка (на каждого ребенка).
Предварительная работа. Игры детей с куклами в игровом уголке. Лепка Мишутки по сказке «Три медведя». Чтение сказок «Три медведя», «Медведь и девочка».
Ход занятия.
Воспитатель показывает детям знакомую им игрушку мишку и говорит: «Ребята, наш Мишка сказал мне, что ему очень грустно, потому что его не навещают друзья и ему не с кем поговорить. Как же нам помочь ему?» Если дети не догадаются о возможности сделать ему друзей, то воспитатель предлагает: «А можете вы сделать ему друзей? Я вам помогу. Давайте внимательно рассмотрим Мишутку».
Рассмотрев с детьми игрушечного мишку, спросить о форме частей его тела, об их величине и расположении. Уточнить приемы вырезывания. Вопросы к детям:
-какой величины медведь?
-какого он цвета?
-из каких частей состоит игрушка медведя?
-какой формы голова мишки, туловище, лапы?
Предложить детям рассказать порядок выполнения аппликации и приступить к работе.
Физкультминутка «Жил да был весёлый гном№7»
Жил да был весёлый гном
С круглыми ушами-описывают круги вокруг ушей
Он на сахарной горе –складывают руки горкой
Спал под воротами-пальцами изображают ворота.
Вдруг откуда ни возьмись великан явился-руки высоко над головой
Скушать гору он хотел -Делают движения руками , как будто едят
только подавился-хватают ртом воздух, надувают щёки
Ну а что весёлый гном?
Так и спит глубоким сном-руки под щё, глазки закрыты..
В конце занятия предложить рассказать ребятам о друзьях мишки.
Занятие №5
Тема «Троллейбус».
Программное содержание. Учить детей передавать характерные особенности формы троллейбуса (закругление углов вагона). Закреплять умение разрезать полоску на одинаковые прямоугольники-окна, срезать углы, вырезывать колеса из квадратов, дополнять изображение характерными деталями (штанги). Развивать умение оценивать свою работу. Воспитывать у детей интерес к занятиям аппликацией.
Словарная работа: троллейбус, вагон, колёса, окна, углы, закруглённые, круглые, прямоугольник, едет, люди, спешат, транспорт, штанги.
Материалы. Игрушка или картинка—троллейбус. Бумага размером 1/2 альбомного листа для фона, набор цветной бумаги, ножницы, клей, кисть для клея, салфетка (на каждого ребенка).
Предварительная работа. Наблюдения за транспортом на прогулках, рассматривание иллюстраций, использование игрушечного транспорта в играх.
Ход занятия.
Рассмотреть с детьми игрушку или картинку, изображающую троллейбус, уточнить его форму, ее особенности (скругленные углы), предложить обвести форму руками по контуру. Спросить о приемах вырезывания. Уточнить последовательность работы. Вопросы к детям:
-какие виды транспорта вы знаете?
-к какому виду транспорта относится троллейбус?
-какие части у троллейбуса вы можете мне назвать?
-какой формы вагон, окна, колёса?
В процессе выполнения изображения следить за правильными приемами работы ножницами. Добиваться более точной передачи формы и пропорций частей. Направлять внимание детей на передачу характерных деталей.
Физкультминутка «Зарядка»№9
Каждый день по утрам
Делаем зарядку.
Очень нравиться нам делать по порядку:
Весело шагать
Весело шагать
Руки поднимать,
Руки опускать.
Приседать и вставать
Приседать и вставать.
Прыгать и скакать
Прыгать и скакать..
Тем, кто раньше других закончит работу, предложить дополнить изображение (сделать дорогу, остановку и др.).
Занятие №6
Тема «Дома на нашей улице». (коллективная работа)
Программное содержание. Учить детей передавать в аппликации образ сельской (городской) улицы. Уточнять представления о величине предметов: высокий, низкий, большой, маленький. Упражнять в приемах вырезывания по прямой и по косой. Развивать умение аккуратно пользоваться ножницами, кисточкой, клеем. Воспитывать навыки коллективной работы. Вызывать удовольствие и радость от созданной вместе картины.
Словарная работа: дом, стены, окна, двери, крыша, улица, большой, маленький, много, прямоугольник, треугольник.
Материалы. Половина большого листа бумаги (разрезанного по горизонтали), бумага цветная мягких тонов для домов, серая бумага для окон, ножницы, клей, кисть для клея, салфетка (на каждого ребенка).
Предварительная работа. Наблюдения на прогулках, экскурсиях. Рассматривание иллюстраций, игрушек.
Ход занятия.
Вспомнить с детьми, какие дома они видели на улице. Спросить об их форме, расположении в пространстве. Уточнить форму, величину и расположение частей (окна, двери, крыши, балконы). Вопросы к детям:
-какие дома мы видели с вами на прогулке?
-из каких частей состоит дом?
-какой формы стена, крыша, окно, дверь?
-какой по величине одноэтажный дом, многоэтажный?
-как назвать несколько домов, стоящих рядом?
Предложить детям показать на фланелеграфе возможное расположение домов на улице. Затем предложить каждому ребенку выбрать прямоугольник для стены дома, наклеить крышу, окна, двери.
Физкультминутка «Девочки и мальчики»№11
Девочки и мальчики,
Представьте, что вы зайчики- сделать ушки над головой.
Раз, два ,три, четыре ,пять,
Начал заинька скакать-скачут на двух ногах.
Прыгал заинька весь день,
Прыгать заиньке не лень..
Вместе с детьми найти место каждого дома в общей композиции (в верхней половине листа), предложить внести соответствующие дополнения. Сказать детям, что на следующем занятии по аппликации они вырежут машины, которые едут по улице, и наклеят их на этой картине.
Занятие №7
Тема «Машины едут по улице».
Программное содержание. Учить детей передавать форму и взаимное расположение частей разных машин. Закреплять разнообразные приемы вырезывания по прямой, по кругу; приемы аккуратного наклеивания. Развивать образное мышление, воображение. Воспитывать навыки создания коллективной композиции.
Словарная работа: машина, улица, дома, кузов, кабина, колёса, мотор, едут, сигналят, перевозят, быстрые, легковые, грузовые.
Материалы. Набор цветной бумаги, ножницы, клей, кисть для клея, салфетка (на каждого ребенка).
Предварительная работа. Наблюдения на улицах, рассматривание иллюстраций. Изготовление аппликации «Дома на нашей улице».
Ход занятия.
Это занятие является продолжением коллективной работы «Дома на нашей улице» (занятие 6). Повесить сделанную ребятами ранее коллективную работу, спросить, чего еще не хватает на улице. Предложить вырезать и наклеить машины, которые едут по улице. Вопросы к детям:
-что не хватает на нашей картине?
-где едут машины?
-какие вы знаете машины?
-из каких частей состоит машина?
-что нужно взять, чтобы вырезать кузов машины, колёса?
Уточнить, как можно вырезать машины.
Физкультминутка «Бегал по двору щеночек» №13
Бегал по двору щеночек-медленный бег на месте.
Видит пирога кусочек-наклон вперёд, руки в стороны.
Под крыльцо залез и съел,-присесть руки ко рту.
Развалился , засопел.-руки в стороны ,голову набок..
Каждый ребенок сам склеивает изображение, затем вместе с педагогом находит ему место в общей композиции.
Всем вместе рассмотреть картину, подумать, чем еще ее можно дополнить (трава, деревья, солнце и т.п.). Композицию повесить в группе.
Занятие №8
Тема «Большой и маленький бокальчики».
Программное содержание. Учить детей вырезывать симметричные предметы из бумаги, сложенной вдвое, срезая расширяющуюся книзу полоску. Закреплять умение аккуратно наклеивать. Вызывать желание дополнять композицию соответствующими предметами, деталями. Развивать умение оценивать свои работы и работы других ребят. Воспитывать интерес к самостоятельному созданию полезных вещей.
Словарная работа: бокал, бокальчик, большой, маленький, вдвое, пополам, середина, половина.
Материалы. Бокальчик. Бумага для упражнения, бумажные прямоугольники разных цветов для вырезывания бокальчиков, ножницы.
Предварительная работа. Рассматривание бокальчика, расширяющегося кверху. Беседа о посуде.
Ход занятия.
Рассмотреть с детьми бокальчик, расширяющийся кверху. Показать, что с двух сторон он одинаковый (можно поставить посередине карандаш и показать каждому ряду отдельно) (если дети сидят за двухместными столами, стоящими в 2-3 ряда друг за другом). Объяснить, что предметы, одинаковые с двух сторон, можно вырезывать из бумаги, сложенной вдвое. Закрыв листком бумаги половину бокальчика (слева или справа), обвести по контуру вторую, видимую всем половину.
Показать детям прием вырезывания. Объяснить, что держать листок бумаги надо за сложенную середину и вырезывать лишь половину предмета. Дать детям возможность поупражняться сначала на простой тонкой бумаге, а затем предложить вырезывать бокальчик из цветной бумаги.
Физкультминутка «Весёлые прыжки» №15
Раз, два – стоит ракета.
Три, четыре- самолёт.
Раз, два-хлопок в ладоши,-прыжки на одной и двух ногах.
А потом на каждый счёт.
Раз, два, три, четыре-
Руки выше, плечи шире.
Раз, два ,три, четыре и на месте походили.
Оказывать индивидуальную помощь: показ, напоминание, поощрение. Если дети успешно справятся с заданием, предложить им подумать, что может стоять в бокальчике.
Занятие №9
Тема «Новогодняя поздравительная открытка».
Программное содержание. Учить детей делать поздравительные открытки, подбирая и создавая соответствующее празднику изображение. Продолжать учить вырезывать одинаковые части из бумаги, сложенной гармошкой, а симметричные — из бумаги, сложенной вдвое. Закреплять приемы вырезывания и наклеивания. Развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение. Воспитывать у детей желание сделать подарок близким и родным своими руками.
Словарная работа: новый год, праздник, ёлка, подарки, открытка, почта, почтальон, украшать, дарить, радовать.
Материалы. 3—4 новогодние открытки. Половина альбомного листа, согнутая пополам, — открытка, белого или любого мягкого тона (на выбор), наборы цветной бумаги.
Предварительная работа. Подготовка к новогоднему празднику. Украшение елки. Рассматривание елочных украшений. Организация выставки новогодних открыток с сюжетами, доступными детям для изображения (воспитатель не должен ориентировать детей на прямое копирование этих открыток).
Ход занятия.
Предложить детям подумать, как можно украсить поздравительную открытку к Новому году. Похвалить за интересные ответы. Показать 3—4 новогодние открытки с простыми изображениями. Вопросы к детям:
-какой скоро будет праздник?
-какое главное украшение новогоднего праздника?
-какого цвета ёлка?
-чем её украшают люди?
-зачем людям открытки?
-кому их можно дарить?
-что на них принято рисовать?
Предложить ребятам самим сделать поздравительную открытку. Подходя к детям в процессе рисования, спрашивать, что ребенок собирается нарисовать на открытке; в случае необходимости помочь советом, напоминанием.
Физкультминутка «Солнце вышло» №17
Солнце вышло из-за тучки,
Мы протянем к солнцу ручки-потягивания, руки вверх
Мы пошире разведём-руки в стороны.
Мы закончили разминку,
Отдохнули ручки, спинки..
В конце занятия все открытки рассмотреть, предложить каждому ребенку выбрать ту открытку, которую ему хотелось бы получить; объяснить свой выбор.
Занятие №10
Тема «Петрушка на ёлке».
Программное содержание. Учить детей создавать изображения из бумаги. Закреплять умение вырезывать части овальной формы. Упражнять в вырезывании симметричных частей одежды из бумаги, сложенной вдвое (рукава, штаны Петрушки). Закреплять умение вырезывать на глаз мелкие детали (шапка, пуговицы и др.), аккуратно наклеивать изображения на большой лист. Развивать чувство цвета, композиции. Воспитывать навыки коллективной работы.
Словарная работа: ёлка, праздник, хоровод, игрушки, шары, огни, гирлянды, танцевать, водить хоровод, играть, яркие, разноцветные.
Материалы. Бумага разных цветов для костюмов Петрушек, ножницы, клей, кисть для клея, салфетка (на каждого ребенка). Большой лист бумаги с наклеенной или нарисованной елкой, на который дети будут наклеивать изображения.
Предварительная работа. Подготовка к новогоднему празднику, участие в утреннике в детском саду, разговоры о елке.
Ход занятия.
Вспомнить с детьми нарядных, весёлых Петрушек, которых они видели на празднике. Предложить вырезать и наклеить разных веселых Петрушек у елки. Уточнить части тела Петрушки (по игрушке или образцу). Вопросы к детям:
-какой утренник был недавно у нас в детском саду?
-что мы с вами делали на этом празднике?
-в какой одежде мы там были?
-какие костюмы были у мальчиков?
-из каких частей состоит игрушка Петрушки?
-какая по форме голова, туловище, ноги, руки?
-какие по цвету костюмы у Петрушек?
Вызвать кого-либо из ребят к доске для показа приема вырезывания одинаковых частей из бумаги, сложенной вдвое. Напомнить, что показывать надо медленно, сопровождая действия объяснением.
Физкультминутка «Дружно встали»№19
Дружно встали Раз! Два! Три!
Мы теперь богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И на право , и еще
Через левое плечо.
Буквой «Л» расставим ноги.
Точно в танце – руки в брюки.
Наклонились влево, вправо,
Получается на славу!
.
При наклеивании изображений на общий лист советоваться с ребятами: обсуждать, красиво ли сочетаются костюмы Петрушек по цвету.
Занятие №11
Тема «Красивые рыбки в аквариуме». (Коллективная композиция)
Программное содержание. Упражнять детей в подборе разных оттенков одного цвета. Закреплять приемы вырезывания и аккуратного наклеивания. Развивать чувство композиции (учить красиво располагать рыбок по цвету друг за другом по принципу высветления или усиления цвета). Продолжать развивать умение рассматривать и оценивать созданные изображения. Воспитывать навыки коллективной работы.
Словарная работа: аквариум, рыбки, водоросли, туловище, плавники, хвост, голова, глаза, плавает, виляет, прячется, красная, бордовая, розовая.
Материалы. Цветная бумага, альбомные листы, ножницы, клей, кисть для клея, салфетка (на каждого ребенка).
Предварительная работа. Знакомство с оттенками цветов в одежде, игрушках, в окружающей обстановке.
Ход занятия.
Уточнить с детьми названия цветов и оттенков. Предложить вырезать стайку красивых рыбок разных оттенков одного цвета (выбрав цвет по желанию) и красиво их наклеить, расположив в определенной системе по цвету. Вопросы к детям:
-кто живёт у нас в аквариуме?
-сколько там рыбок?
-какого они размера?
-какого цвета?
-из каких частей состоит тело рыбки?
Ребятам, быстро справившимся с работой, можно предложить выполнить еще одну картину.
Физкультминутка «Начинается разминка» №21
Начинается разминка.
Встали, выровняли спинки.
Вправо – влево наклонились
И ещё раз повторили.
Это нужная работа -
Мышцы ног тренировать (Приседания)
А теперь рывки руками
Выполняем вместе с нами. (Рывки руками)
По окончании занятия рассмотреть все готовые работы, предложить назвать понравившиеся, объяснить свой выбор.
Занятие №12
Тема «Матрос с сигнальными флажками».
Программное содержание. Учить передавать в аппликации простейшие движения фигуры человека (руки внизу, руки вверху, одна рука вверху, другая внизу и т.п.). Упражнять детей в изображении человека; в вырезывании частей костюма, рук, ног, головы. Закреплять умение вырезывать симметричные части из бумаги, сложенной вдвое (брюки), красиво располагать изображение на листе. Развивать чувство ритма, эстетическое восприятие. Воспитывать любовь и уважение к Российской армии.
Словарная работа: праздник, армия, солдат, матрос, корабль, флажок, защищает, подаёт сигнал, смелый, сильный, руки, туловище, ноги, голова.
Материалы. Альбомные листы, цветная бумага, ножницы, клей,кисть для клея, салфетка (на каждого ребенка).
Предварительная работа. Беседы о Российской армии, рассматривание иллюстраций
Ход занятия.
Рассмотреть с детьми картинку или игрушку, изображающую матроса. Уточнить форму и расположение частей. Вопросы к детям:
-кто охраняет нашу Родину от врагов?
-как называют солдата, который служит на корабле?
-какие части тела у человека?
-какой формы голова, туловище, ноги, руки?
-как и чем матрос подаёт сигналы?
Уточнить приёмы вырезывания, последовательность создания изображения (по частям).В процессе занятия помогать затрудняющимся
детям, напоминать последовательность работы, приемы вырезывания.
Физкультминутка «Нам пора передохнуть» №23
Нам пора передохнуть,
Потянуться и вздохнуть. (Глубокий вдох и выдох)
Покрутили головой, И усталость вся долой!
Раз- два- три- четыре- пять шею надо разминать.
(Вращения головой)
Встали ровно. Наклонились. Раз – вперед, а два – назад.
Потянулись. Распрямились. Повторяем всё подряд.
(Наклоны вперед и назад)
А потом мы приседаем. Это важно, сами знаем.
Мы колени разминаем, наши ноги упражняем.
(Приседания)
В конце занятия готовые работы рассмотреть и проанализировать.
Занятие №13
Тема «Пароход».
Программное содержание. Учить детей создавать образную картину, применяя полученные ранее навыки: срезание углов у прямоугольников, вырезывание других частей корабля и деталей разнообразной формы (круглой, прямоугольной и др.). Упражнять в вырезывании одинаковых частей из бумаги, сложенной гармошкой. Закреплять умение красиво располагать изображения на листе. Развивать воображение. Воспитывать у детей желание создавать работы по аппликации.
Словарная работа: море, корабль, мачта, корма, каюты, капитан, плывёт, гудит, везёт, синее, большой.
Материалы. Цветная бумага для вырезывания кораблей, бумага разного цвета для моря (оттенки на выбор), ножницы, клей, кисть для клея, салфетка (на каждого ребенка).
Предварительная работа. Рассматривание картинок с изображением пароходов. Чтение стихотворений, рассказов о кораблях.
Ход занятия.
Предложить детям подумать, в какую погоду и в какое время года плавают корабли и как это можно изобразить в аппликации; выбрать фон для работы. Вопросы к детям:
-где плавают корабли?
-к какому виду транспорта относится корабль?
-для чего людям он нужен?
-какого цвета нужно взять бумагу, чтобы изобразить море?
-какой формы корпус корабля?
Предложить подумать, как можно вырезать корабль.
Вызвать кого-либо из ребят к доске для показа приемов вырезывания. Назвать форму (трапеция), объяснить, что это за форма (две стороны прямые, две косые). Спросить у детей, какие еще предметы бывают такой формы.
Физкультминутка «Разминка»№25
Чтоб головка не болела,
Ей вращаем вправо – влево. (вращение головой)
А теперь руками крутим –
И для них разминка будет. (вращение рук вперед и назад)
Тянем наши ручки к небу,
В стороны разводим. (руки вверх и в стороны)
Повороты вправо – влево,
Плавно производим. (повороты влево и вправо)
Наклоняемся легко,
Достаем руками пол. (наклоны вперед)
Потянули плечи, спинки
А теперь конец разминке. (дети садятся на места)
В конце занятия попросить детей выбрать наиболее выразительные.
Занятие №14
Тема «Сказочная птица».
Программное содержание. Учить передавать образ сказочной птицы, украшать отдельные части и детали изображения. Закреплять умение вырезать симметричные части из бумаги, сложенной вдвое (хвосты разной конфигурации). Закреплять умение детей вырезать части предмета разной формы и составлять из них изображение. Развивать воображение, активность, творчество, умение выделять красивые работы, рассказывать о них. Воспитывать интерес и любовь к народному творчеству.
Словарная работа: птица, туловище, голова, хвост, крылья, сказочная, настоящая, яркая, летит, машет, поёт, дымковская, гжельская.
Материалы. Бумага для фона бледного тона, наборы разной цветной бумаги, включая золотую и серебряную, конверты с обрезками, ножницы, клей, кисть для клея, салфетка (на каждого ребенка).
Предварительная работа. Наблюдение за птицами на прогулке. Лепка больших и маленьких птиц. Рассматривание иллюстраций; дымковских глиняных птиц, гжельских, городецких и других изделий.
Ход занятия.
Поговорить с детьми о том, какие бывают сказочные птицы. Рассмотреть изображение различных сказочных птиц в изделиях народных мастеров: дымковская игрушка, гжельский фарфор (малая скульптура), мезенская роспись, городецкая роспись и др. Предложить назвать сказки, в которых рассказывается о сказочных птицах. Отметить, что общего у всех птиц (у настоящих и у сказочных), сравнить их. Уточнить, какие части птицы надо вырезать. Вопросы к детям:
-в каких сказках рассказывается о сказочных птицах?
-что общего у сказочной и настоящей птицы?
-из каких частей состоит птица?
-какой формы голова, туловище, хвост?
-какого цвета вам понадобиться бумага?
Показать, разные варианты вырезывания красивого хвоста из бумаги, сложенной вдвое. (Хвост можно изобразить путем составления из отдельных перьев.) Поощрять украшение птицы.
Физкультминутка «Буратино».№27
Буратино потянулся,
Раз — нагнулся,
Два — нагнулся,
Три — нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
В конце занятия все работы выставить на доске, рассмотреть. Предложить детям выбрать самых красивых сказочных птиц, объяснить свой выбор. Вызвать чувство радости от создания ярких, нарядных, красивых сказочных птиц.
Занятие №15
Тема «Вырежи и наклей какую хочешь картинку».
Программное содержание. Учить детей задумывать несложный сюжет для передачи в аппликации. Закреплять усвоенные ранее приемы вырезывания. Развивать умение выбирать наиболее интересные, выразительные работы, объяснять свой выбор. Воспитывать активность, самостоятельность, творчество.
Словарная работа: дом, цветы, пароход, дерево, солнышко, самолёты, сказочные птицы, красивое, яркое, летят, идут, стоят, солнечный.
Материалы. Листы цветной (мягкого тона) бумаги для фона, наборы цветной бумаги, ножницы, клей, кисть для клея, салфетка (на каждого ребенка).
Предварительная работа. Игры и занятия в детском саду. Наблюдения на прогулках. Рассматривание иллюстраций.
Ход занятия.
Поговорить с детьми о том, какую картинку они могли бы вырезать и наклеить. Если они будут затрудняться, назвать 2—3 несложных сюжета (например, домик, около него растет дерево, цветок; цветы красиво расцвели в траве, светит солнышко, самолеты летят по небу и др.). Называются лишь примерные темы, поэтому обязательно нужно сказать детям, что картинки могут быть и другие - каждый ребенок сам выбирает и придумывает картинку. Вопросы к детям:
-что бы вы хотели сегодня вырезать на занятии?
-какого цвета бумага вам для этого понадобиться?
-какой формы?
-в какой последовательности будете наклеивать вырезанные детали?
В процессе работы поощрять самостоятельность и активность, правильное вырезывание, аккуратное наклеивание, красивое расположение деталей на листе.
Физкультминутка «Две лягушки »№29
На балконе две подружки,
Две зеленые лягушки,
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались,
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
.
По окончании занятия все работы выставить на доске и рассмотреть, выбрать наиболее интересные, красивые. Отметить оригинальность замысла, творческое решение.
Занятие №16
Тема «Наша новая кукла».
Программное содержание. Учить вырезывать платье из бумаги, сложенной вдвое. Закреплять умение детей создавать в аппликации образ куклы, передавая форму и пропорции частей. Упражнять в аккуратном вырезывании и наклеивании. Развивать умение оценивать созданные изображения. Воспитывать у детей интерес к новым игрушкам.
Словарная работа: кукла, голова, туловище, руки, ноги, платье, нарядное, красивое, яркое, длинное, короткое, наклеивать.
Материалы. Кукла в простом по форме платье. Белая бумага размером в 1/2 альбомного листа для наклеивания изображения, наборы цветной бумаги, ножницы, клей, кисть для клея, салфетка (на каждого ребенка).
Предварительная работа. Игры с куклами. Рассматривание новой куклы, выделение ее красивого платья (показывая движением рук его форму, расположение других частей).
Ход занятия.
Рассмотреть с детьми новую куклу. Определить форму основных частей. Предложить вспомнить приемы вырезывания; вызвать ребенка к доске для показа приема вырезывания платья из бумаги, сложенной вдвое (в случае затруднения сначала показывает педагог, а затем вызывает ребенка). Спросить, как лучше расположить изображение на листе. Вопросы к детям:
-какую новую игрушку мы свами рассматривали?
-во что одета кукла?
-какие части куклы вы можете мне назвать?
-какой формы голова?
-какого цвета платье?
-какой оно формы?
Предложить детям вырезать кукле нарядное красивое платье. Поощрять интересные дополнения (украшение платья).
Физкультминутка «Отдых наш физминутка».№31
Отдых наш – физкультминутка,
Занимай свои места.
Раз – присели, два – привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали,
Ванькой – Встанькой словно стали,
А потом пустились вскачь
Будто мой упругий мяч.
В конце занятия рассмотреть с детьми все работы, предложить выбрать наиболее выразительные решения. Можно разложить работы на столе в виде хоровода.
Занятие №17
Тема «Поезд».
Программное содержание. Закреплять умение детей вырезывать основную часть предмета прямоугольной формы с характерными признаками (закруглённые углы), вырезывать и наклеивать части разной формы. Упражнять в вырезывании предметом одинаковой формы из бумаги, сложенной гармошкой. Развивать умение оценивать свои рисунки. Воспитывать навыки коллективной работы.
Материалы. Цветная бумага, ножницы, кисть для клея, клей, салфетка (на каждого ребенка). Большой удлиненный лист бумаги для наклеивания прикалывается к доске.
Предварительная работа. Рассматривание иллюстрации. Разучивание песни о поезде. Беседа о железной дороге. Чтение сказки Дж. Родари «Голубая стрела».
Ход занятия.
Сказать детям, что сегодня они будут наклеивать общую картину «Поезд». Каждый ребенок вырезает и склеивает вагон. Потом из вагонов дети все вместе составят поезд. Уточнить форму основной и более мелких частей вагона, приемы вырезывания. Вызвать детей для показа к доске. Напомнить, что одинаковые по форме и величине части надо вырезывать из бумаги, сложенной гармошкой (колеса). Вопросы к детям:
-какой по форме вагон?
-сколько вагонов в поезде?
-для чего людям нужен поезд?
-какие по форме колёса у вагона?
-как нужно вырезывать одинаковые по форме и величине части?
Физкультминутка «Мы ногами топ- топ».№33
Мы ногами топ-топ!
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.
Раз - сюда, два - туда,
Повернись вокруг себя.
Раз - присели, два - привстали.
Руки кверху все подняли.
Раз-два, раз-два,
Заниматься нам пора.
По окончании работы рассмотреть с детьми получившуюся картину, вместе порадоваться общему результату. Спросить у детей, что бы им хотелось добавить, чтобы картина стала еще красивее, предложить сделать это в свободное время.
Занятие №18
Тема «Пригласительный билет родителям на празднование Дня Победы».
Программное содержание. Учить красиво подбирать цвета, правильно передавать соотношения по величине. Закреплять умение детей задумывать содержание своей работы. Упражнять в использовании знакомых способов работы ножницами. Развивать эстетические чувства, воображение. Воспитывать у детей чувство гордости за свою Родину и своих дедов.
Словарная работа: праздник, День Победы, открытка, дедушка, бабушка, защищать, освобождать, Родина, цветы, флаг, салют.
Материалы. Разнообразные поздравительные открытки с простыми, доступными детям изображениями. Цветная бумага, нарезанная прямоугольниками и полосками, ножницы, клей, кисть для клея, салфетка (на каждого ребенка).
Предварительная работа. Разучивание стихотворений и песен. Организация выставки праздничных открыток в группе. Чтение произведений художественной литературы по теме. Участие детей в подготовке к празднику.
Ход занятия.
Выставить на доску 10—12 разных поздравительных открыток. Сказать, что к каждому празднику выпускается много красивых открыток, которые всем приятно получать. Рассмотреть с детьми открытки, предложить им рассказать об украшениях открыток. Дополнить высказывания ребят, выделив доступное для изображения содержание. Вопросы к детям:
-к какому празднику мы свами готовимся на музыкальном занятии?
-кто освободил нашу Родину от врагов?
-что нарисовано на этих открытках?
-что бы вы хотели изобразить на своих открытках?
-кому вы подарите их?
Предложить каждому ребенку подумать, какую он сделает поздравительную открытку. Спросить у нескольких ребят, какие открытки они будут делать.
Физкультминутка «На зарядку солнышко» №35
На зарядку солнышко поднимает нас.
Поднимаем руки мы по команде — раз!
А над нами весело шелестит листва.
Опускаем руки мы по команде — два!
Тем ребятам, которые быстро вырежут и наклеят открытку, посоветовать сделать еще одну открытку (для бабушки, дедушки и других членов семьи).
Все открытки рассмотреть и оценить.
Используемая литература. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. – Мозаика-Синтез
Москва 2015
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование по аппликации в подготовительной группе
Перспективное планирование по аппликации в подготовительной группе, проводится 1 раз в 2 недели, по лексическим темам....
перспективное планирование по аппликации в средней группе по программе "Радуга". Автор Чекалина Л.В.
В Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) к структуре основной Образовательной программы дошкольного образования определены подходы и принципы построения образовательного процесс...
перспективное планирование по аппликации в подготовительной группе
перспективное планирование в подготовительной группе...
перспективное планирование Лепка/аппликация в младшей группе на 2015-2016 учебный год
перспективное планирование по образовательным областям лепка/аппликация. Занятия каждую среду....
Перспективное планирование по аппликации в старшей группе
Перспективное планирование по аппликации в старшей группе Цель: изображать предметы и создавать несложные композиции, используя разнообразные приёмы вырезания, а также обрывания бумаги....
Перспективное планирование по аппликации в старшей группе.
Этот материал будет полезен воспитателям старших групп.Составлен в соответствии с ФГОС....
Перспективное планирование по аппликации в старшей группе
Перспективное планирование по программе "Мир открытия"...