Календарно-тематический план на тему "Народная культура и традиции" в старшей группе.
календарно-тематическое планирование (старшая группа)
Способствовать развитию потребности детей к познанию народной культуры, традиций русского народа, восприятия красивых предметов быта, произведений народного, декоративно-прикладного и изобразительного искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_nardnye_traditsii.docx | 45.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематический план на тему «Народная культура и традиции» (старшая группа,5-6 лет) (20.03.- 25.03)
Утренняя гимнастика ежедневно 8.10.-8.20.;гимнастика после дневного сна 15.00.(комплекс упражнений №11(см.приложение)
Итоговое мероприятие –Создание мини-музея «Народная игрушка»(25.03)
Образовательная область | Задачи |
Социально-коммуника тивное развитие | Создавать условия развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации и личностного развития. Способствовать становлению сознания, формированию первичных представлений о народной культуре и традициях, культурных ценностях нашего народа. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам Формирование у детей мотивации к взаимодействию и общению; своего образа через игровое взаимодействие с детьми и взрослыми. Продолжать учить детей анализировать свои поступки и поступки сверстников. |
Познавательное развитие | Познакомить с разнообразием народных промыслов России. Расширить представление детей о традициях своего народа. Продолжать знакомить с делением круга на 4 равные части,учить называть части и сравнивать целое и часть.Совершенствовать навыки счета в пределах 10,умение обозначать число цифрами; представления о треугольниках и четырехугольника. Развитие познавательной активности,способности к мыслительной деятельности. Формирование представлений об окружающем мире,предпосылки исследовательских умений и навыков. |
Речевое развитие | Развивать монологическую и диалогическую речь детей, учить составлять описательные рассказы по народным игрушкам. Упражнять в правильном использовании грамматических форм. Объяснять значение таких слов, как: традиции, обычаи, культура . Знакомить с детской литературой, развивать понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. |
Художественно-эстетическое развитие | Формировать элементарные представления о видах искусства. Развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений народного изобразительного искусства,способствовать становлению эстетического отношения к окружающему миру. Обучать детей изготовлению игрушек по мотивам дымковской, филимоновской народных игрушек. Учить составлять декоративные композиции по мотивам народных орнаментов. Создавать условия для реализации самостоятельной творческой изобразительной деятельности детей. |
Физическое развитие | Развивать навыки ежедневной двигательной активности. Способствовать правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук. Формировать привычку сохранять правильную осанку в различных видах деятельности. Формировать интерес к спорту и начальные представления о некоторых видах спорта. Воспитывать привычки быстро и правильно одеваться. Воспитывать опрятность, привычку следить за своим внешним видом. Способствовать формированию ориентации детей на здоровый образ жизни,сохранение и укрепление их здоровья, повышение стрессоустойчивости. |
День недели | Режим | Образовательная деятельность в режимных моментах в течении дня (культурные практики) | Организация РПС предметно пространственная развивающая среда для поддержки детской инициативы в самостоятельной деятельности | |
(Индивидуальная) поддержка индивидуальности ребенка | (групповая, подгрупповая) | |||
Понедельник 20 марта | Утро | Игра МП «Будь внимательным» - формировать положительные эмоции, активность в самостоятельной деятельности, закреплять умение справедливо оценивать результаты игры. (Саша,Артем,Матвей) Работа с календарем природы (Дамир,Настя) Игра «Добрый взгляд»-упражнение на развитие положительной самооценки (я могу) (Саша,Ваня,Богдан,Гриша) | Утренняя гимнастика. Беседа» Русские народные промыслы»(деревянная, глиняная игрушки) Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, культурой родного края. Русская народная игра «Зайчик» - закреплять умение использовать в самостоятельной деятельности разнообразные по содержанию игры. Разучивание заклички «Приходи весна» Утреннее приветствие» Собрались все дети в круг..» П.Г.»Фруктовая ладошка» -развитие мелкой моторики рук. | Внести фотографии русского народного костюма, русских музыкальных инструментов, народной игрушки. Прослушивание русской народной музыки с целью знакомства, развития интереса к русской народной музыке. |
ООД | Развитие речи.Пересказ рассказов из книги Г.Снегирева «Про пингвинов» Цель:Учить детей свободно без повторов и ненужных (мешающих восприятию слов )пересказывать эпизоды из книги Г.Снегирева»Про пингвинов» В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду»,стр.95 Музыка.(см.приложение)Программное содержание:Музыкально-ритмические движения: «Шаг с притопом. Осторожная ходьба». Развитие чувства ритма, умение ориентироваться в пространстве. Развитие умения реагировать на смену звучания музыки и быстро менять движения. Развитие чувства ритма: «Комар». Формирование ритмического, звуковысотногослухаРазвитие умения петь согласованно, правильно интонировать интервалы. Пляска, игра: «Как на тоненький ледок». Развивать коммуникативные навыки, творчество в движении. Формировать выдержку и умение быстро реагировать на смену музыки Ознакомление с окружающим»Органы чувств»(с использованием здоровье сберегающих технологий) 15.20.-15.45. Программное содержание:Формировать осознание у детей необходимости каждого органа чувств при восприятиии окружающего мира,приобщать детей к ценностям здорового образа жизни,расширять понятия о значении для человека слуха,зрения,вкуса,обояния.Развивать интерес к исследовательской деятельности,умения обобщать ,делать выводы.Воспитыватьлюбознательность,потребность быть здоровым. Конспект занятия | |||
Прогулка | И. работа – элементы хоккея – учить прокатывать шайбу в заданном направлении, закатывать в ворота (Арина,Ульяна,Матвей) П.И «Затейники» - закреплять умение бегать, увертываться от ловушки, пролезать под препятствием.(Гриша,Глеб) Разучивание скороговорки »От топота копыт пыль по полю летит» (Майя,Глеб) | Наблюдение за воробьем – закреплять знания о зимующих птицах, формировать представления об особенностях поведения птиц в весеннее время Труд.поручения: предложить ребятам посыпать корм в кормушки П. И «Пожарные на учениях» закреплять умение бегать, увертываться от ловушки, пролезать под препятствием. П.И. Васька кот»-познакомить детей с правилами русской народной игры,развивать ловкость,быстроту. | Игры с выносным материалом –для формирования у детей коммуникативных навыков Эксперименты с водой с целью развития экспериментальной деятельности | |
Вечер | ДИ «Найди слово со звуком «р» - совершенствовать фонематический слух, учить называть слова с определенным звуком, находить эти слова в предложении, определять место звука в слове. (Настя,Матвей) ПИ «Кто где живет?» - формировать положительные эмоции, активность в самостоятельной деятельности, закреплять умение справедливо оценивать результат игры. (Аня,Дамир) | Гимнастика после дневного сна,ходьба по массажным дорожкам.Дыхательные упражнения. Тема»Гуляй,да присматривайся» Беседа о характерных признаках весны.Разучивание заклички о весне»Жаворонки прилетите» М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»,стр.78 Строительные игры»Русская печь»-учить детей из деталей конструктора сооружать русскую печь.Систематизировать знания о русской печи и быте русского народа. Вечерний круг-обсудить с детьми что сегодня получилось,что не получилось,чтодля этого нужно сделать завтра. | Создать условия для самостоятельной конструктивной деятельности - предложить детям кубики, конструктор – закрепить умение подбирать детали для элементарных построек. | |
Вечерняя прогулка | И. работа: упражнение «Назови правильно» - развивать грамматический строй речи, внимание. (Ульяна,Саша) П.И «Бездомный заяц» - учить действовать по сигналу воспитателя, соблюдать правила игры. (Глеб,Богдан,Ваня) | С.Р.игра «Мы спортсмены»-продолжать учить детей развивать сюжет игры,умение распределять роли . П.И «Кто скорее добежит до флажка?» - отрабатывать навыки подлезания под дугу. | Внести спортивный инвентарь для самостоятельных игр детей |
-
День недели | Режим | Образовательная деятельность в режимных моментах в течении дня (культурные практики) | Организация РПС предметно пространственная развивающая среда для поддержки детской инициативы в самостоятельной деятельности | |||
(Индивидуальная) поддержка индивидуальности ребенка | (групповая, подгрупповая) | |||||
Вторник 21 марта | Утро | П.И. «Пронеси мяч не задев кеглю»-развивать координацию движения,ловкость и быстроту (Матвей,Гриша) П.Г. «Мы играем»-развитие мелкой моторики рук (Настя,Катя,Саша,Богдан) | Утренняя гимнастика Беседа о сиволике красного и черного цвета в узорах русского народного костюма Просмотр слайдов «Русский народный костюм» Утренний круг-формирование у детей мотивации к взаимодействию и общению. | Внести фотоальбом с русскими народными костюмами для самостоятельного рассматривания | ||
ООД | Лепка»Птицы прилетели» (с использованием слайдов «Птицы на кормушке») Программное содержание:Учить лепить птицу по частям ;передавать форму и относительную величину туловища и головы,различие в величине птиц разных пород;правильное положение головы,крыльев,хвоста.Развивать умение оценивать результаты лепки,радоваться созданным изображениям. Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду»,стр.87 Физкультура(см.приложение) Задачи:Учить прыгать через скамейку,соблюдать правила игры;развивать координацию ловкость.Упражнять в прыжках. в метании. | |||||
Прогулка | Т.П. в уборке детской веранды -развивать необходимые навыки в разных видах труда (Ваня,Дамир,Артем) Проблемная ситуация (в квартире пожар,что ты будешь делать?)-развитие познавательной активности,умения рассуждать. (Глеб,Аня,Настя,Ульяна) | Наблюдение за капелью-закрепить представление детей о сезонных изменениях в природе. П.И. «Ловишки»-развивать быстроту ,умение увертываться от других играющих. Эксперименты со снегом –закрепить знания детей о свойствах снега П.И. по желанию детей-предоставить детям право самостоятельного выбора игры | Выносной материал(лопаты для разбрасывания снега, метелки) | |||
Вечер | Д.игра «Выбери нужное»-упражнять в умении находить нужный ответ. (Катя,Марина,Арина) Разучивание заклички «Приходи весна» (Ульяна,Артем) | Гимнастика после дневного сна. Ходьба по тропе «здоровья».Дыхательные упражнения.Просмотр мультфильма «Дымковские кони»-расширить представление детей о многообразии окружающего мира; развивать умение поддерживать беседу. Хоровая игра с пением «Чики-чики-чикалочки»-воспитывать интерес к народным играм Вечерний круг-обсудить с детьми наиболее важные моменты прошедшего дня. | Внести музыкально-дидактические игры. Создать игровое поле для развития сюжета игры «Музыкальный магазин» | |||
Вечерняя прогулка | Конструирование из конструктора «Лего» на тему «Дом моей мечты»-развивать у детей фантазию,конструктивные навыки (Дамир,Матвей,Саша) | П.И. по выбору детей-развивать быстроту и ловкость,умение договариваться с партнерами по игре,учить проявлять честность и справедливость. | Внести атрибуты для подвижных игр. Конструктор «Лего» | |||
День недели | Режим | Образовательная деятельность в режимных моментах в течении дня (культурные практики) | Организация РПС предметно пространственная развивающая среда для поддержки детской инициативы в самостоятельной деятельности | |||
(Индивидуальная) поддержка индивидуальности ребенка | (групповая, подгрупповая) | |||||
Среда 22 марта | Утро | И.Р. «Укрась народный костюм»-развивать художественный вкус при подборе и расположении элементов (Артем,Ваня,Ульяна,Майя) Решение проблемной ситуации(у слоненка заболела бабушка,надо вызвать доктора.но он не знает как) (Ульяна,Дамир,Арина,Саша) | Утренняя гимнастика Беседа «Необыкновенная история о чудо-самоварах»-раскрыть значимость самоварной традиции для русского народа;рассказать об истории возникновения самоваров в разных странах. Просмотр слайдов «Русский самовар» Утреннее приветствие «Настал день,я улыбаюсь вам…» П.Г.»Фруктовая ладошка»-развитие мелкой моторики рук | Подготовить новые игрушки и оборудование , а также предметы-заместители для с.р.игры «Шоферы» с целью развития сюжетной игры. | ||
ООД | Математика Программное содержание:Учить делить квадрат на две равные части,называть части и сравнивать целое и часть.Совершенствовать навыки счета в пределах 10,умение обозначать число цифрами.Развивать представление о том,что результат счета не зависит от его направлении И.А. Помораева «Ф.Э.М.П.»,стр.130 Физкультура на прогулке(см.приложение) Задачи:Развивать координацию движений,ловкость,быстроту,силу,бороться за достижение своей цели. Рисование(15.20.-15.45)»Была у зайчика избушка лубяная ,у лисы ледяная»(ИКТ) Программное содержание: Продолжать развивать у детей образные представления,воображение.Формировать умение передавать в рисунке образы сказок.строить сюжетную композицию,изображая основные объекты изображения. Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду»,стр.86 | |||||
Прогулка | Беседа о свойствах воды-продолжать учить вести диалог с взрослыми и сверстниками. (Матвей,Богдан) П.Г.»Моя семья»-развитие мелкой моторики рук (Саша,Гриша) | Наблюдение за ветром-учить определять направление ветраи его силу.Закреплять умение наблюдать за неживой природой.. Беседа о зимующих и перелетных птицах.Закреплять умение наблюдать за повадками птиц. П.И. «Гуси-Лебеди»-воспитывать желание участвовать в играх с элементами бега. | Картинки с изображением ветряной погоды,флюгера,вертушки. | |||
Вечер | Упражнение «Повтори ритм»-развивать слуховые анализаторы. (Глб,Гриша,Марина,Аня) | Гимнастика после дневного сна. Ходьба по тропе «здоровья».Дыхательные упражнения. С.Р.И. «На праздничной ярмарке» -формировать желание организовывать С.Р.И. «Русские посиделки»-воспитывать интерес к русским песням,хороводам Вечерний круг-обсудить с детьми.что у нас сегодня получилось.что не получилось.почему,как в дальнейшем нужно поступить?) | Внести атрибуты к С.Р.И., вывеска «Ярмарка» | |||
Вечерняя прогулка | И.Р. по обучению лазанию(Ульяна, Арина, Матвей ,Катя)) | П.И. «Хвост дракона»-познакомить детей с новой игрой, упражнять в ловкости ,быстроте бега. П.И. по желанию-предоставить детям право самостоятельного выбора | Самостоятельные игры детей со спортивным оборудованием. |
День недели | Режим | Образовательная деятельность в режимных моментах в течении дня (культурные практики) | Организация РПС предметно пространственная развивающая среда для поддержки детской инициативы в самостоятельной деятельности | |
(Индивидуальная) поддержка индивидуальности ребенка | (групповая, подгрупповая) | |||
Четверг 24 марта | Утро | Труд в уголке природы по уходу за растениями(Саша,Матвей)-учить с небольшой помощью взрослого выполнять необходимые трудовые процессы. Работа с календарем погоды (Майя,Артем) П.Г.»Раз,два,три,четыре,пять..»-развитие мелкой моторики рук (Гриша,Богдан) | Утренняя гимнастика. Презентация о предметах быта прошлого-знакомство детей с предметами быта прошлого. Игровая ситуация «Мы встречаем гостей,угощаем их блинами»-продолжать знакомить с народными традициями и обычаями,культурой родного края.. Утренний круг.Обсуждение проблемной ситуации»Майя пришла в новом платье»-учить детей высказывать свое мнеие,как нужно правильно поступить в этой ситуации. | Внести в центр конструктор «Автодорога»-развитие пространственного воображения,умение работать по схеме |
ООД | Рисование «Была у зайчика избушка лубяная ,а у лисы ледяная»(2 занятие по теме) Программное содержание:Продолжать развивать у детей образные представления.воображения.Формировать умения передавать в рисунке образы сказок,строить сюжетную композицию,изображая основные объекты произведения. . Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду»,стр.88 Физкультура(см.приложение) Задачи:Учить прыгать через большой обруч;упражнять в равновесии,лазанье;развивать координацию движений,ловкость. | |||
Прогулка | П.И. «Сделай фигуру»-знакомить с новыми играми,учить проявлять честность и соблюдать правила игры. (Ульяна,Аня,Майя)) | Наблюдение за деревьями-продолжать формировать у детей знания об отличиях деревьев в холодное и теплое время года. Труд(помощь в уборке веранды)-воспитывать трудолюбие П.И. «Ловишки»-развивать двигательную активность детей в разных видах деятельности. П.И. по желанию детей с целью самостоятельного выбора детей. | Вынести лопатки,метелки,совки,формочки для самостоятельной деятельности детей. | |
Вечер | С.Р.И. «Ждем гостей»-учить разворачивать содержание игры в зависимости от количества играющих,развивать положительную самооценку у детей (Настя,Аня,Арина,Катя) | Гимнастика после дневного сна. Ходьба по «тропе здоровья».Дыхательные упражнения. Проблемная игровая ситуация для развития взаимоотношений детей Инсценировка «Я собрался в гости к Мальвине» с целью развития дружеских взаимоотношений между детьми Вечерний круг-продолжать учить осознавать и анализировать свои поступки | Внести раскраски с изображением предметов гжельской росписи. | |
Вечерняя прогулка | П.И. «Кто дальше прыгнет?»-воспитывать у детей желание участвовать в играх с элементами соревнования (Саша,Матвей,Дамир) | П.И. «Хитрая лиса»,»Затейники»-развивать двигательную активность детей. | Внести спортивный инвентарь для самостоятельной деятельности детей. |
День недели | Режим | Образовательная деятельность в режимных моментах в течении дня (культурные практики) | Организация РПС предметно пространственная развивающая среда для поддержки детской инициативы в самостоятельной деятельности | |
(Индивидуальная) поддержка индивидуальности ребенка | (групповая, подгрупповая) | |||
Пятница 25 марта | Утро | Д.И. «Музыкальный домик»-способствовать различению тембра музыкальных инструментов. (Катя,Майя,Аня,Ульяна) П.Г.»Ярмарка»-развитие мелкой моторики рук (Саша,Богдан,Артем) | Утренняя гимнастика Рассматривание альбома «Декоративно-прикладные изделия».Способствовать формированию интереса к декоративно-прикладным изделиям. Д.И. «Подбери узор для сарафана,кушака» Закреплять название деталей русского костюма. Утреннее приветствие детей» С добрым утром, с новым днем».. | Внести альбом для самостоятельного рассматривания «Хохломская роспись» |
ООД | Развитие речи.Чтение сказки «Сивка-Бурка» Цель:Помочь детям вспомнить содержание знакомых волшебных р.н.сказок,познакомить со сказкой «Сивка-Бурка»(обработка М.Булатова) . В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду»,стр.97 Музыка(см.приложение) Задачи:Развитие чувства ритма,умениеориенироваться в пространстве;развитие умения реагировать на смену звучания музыки и быстро менять движения. | |||
Прогулка | Развитие движений- закрепление техники метания мешочков в даль. (Дамир,Ваня,Гриша) | Наблюдение за солнцем- уточнить знание детей о влиянии солнца на жизнь человека ,развивать наблюдательность. Д.И. «Части света»-закрепление знаний детей о частях света(север,юг,запад,восток) П.И. по желанию детей- развитие двигательной активности детей,предоставить детям право самостоятельного выбора игры | Игры со спортивным оборудованием (мячи,скакалки,обручи) | |
Вечер | И.Р. «Угадай сказку»- развитие наблюдательности, внимания, аналитических способностей. (Арина,Гриша,Саша,Матвей,Майя) Упражнение на развитие положительной самооценки-»Пожелания» (Саша,Артем,Катя,Гриша) | Гимнастика после дневного сна. Ходьба по «тропе здоровья».Дыхательные упражнения. Итоговое мероприятие-Создание мини-музея «Народная игрушка» Цель:Создать условия для расширения кругозора детей о народной игрушке(глиняной,деревянной,берестовой) Развивать познавательный интерес к ее истории, культуре,быту. Воспитывать интерес к русской народной игрушке, играм,традициям. Просмотр любимых мультфильмов-предоставить детям право самостоятельного выбора Вечерний круг-обсуждение с детьми важных моментов прошедшего дня,чем хотели бы заняться завтра? | Игры детей в театрализованном уголке Игры со строительным материалом «Постройка русской избы» | |
Вечерняя прогулка | И. «Логические концовки»-развивать логическое мышление,воображение (Глеб,Богдан,Артем,Саша) | П.И. «Кто самый меткий?»-развивать выносливость, смекалку. | Самостоятельные игры детей |
Взаимодействие с родителями;
1.Папка «Приобщаем детей к русской народной культуре»; »Русские народные игры с детьми дома и на прогулке»
2.Консультация «Сказка ложь, да в ней намек»
3.Чтение художественной и познавательно-энциклопедической литературы «Народная культура и традиции»
4.Выставка народных промыслов(вязание,вышивание,плетение)
5.Создание мини-музея «Народная игрушка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по теме "Народная культура и традиции"
Знакомить детей с народными традициями и обычаями. Знакомить детей с народными песнями , плясками.Расширять представления о разнообраз...
Календарно -тематическое планирование на тему "Народная культура и традиции"
Ознакомление детей с игрушками народных промыслов....
Календарно-тематическое планирование по теме "Народная культура и традиции" в подготовительной группе
Цель: расширять представления детей об искусстве, традициях и обычаях народов России; продолжать знакомить с народными промыслами, обрядами, календарными праздниками, приметами, пословицами, поговорка...
Календарно -тематическое планирование по теме "Народная культура и традиции" в подготовительной к школе группе
Знакомство детей с народными традициями и обычаями, с народным декоративно-прикладным искусством. Расширение представлений о народных игрушках. Знакомство с национальным декоративно-прикладным и...
Календарно-тематическое планирование по теме "Народная культура и традиции"
Календарно-тематическое планирование по теме "Народная культура и традиции"...
Календарно - тематическое планирование "Знакомство с народной культурой и традициями".
Календарно-тематический план в средней группе детского сада по знакомству детей с народной игрушкой....