Отчет по теме самообразования: «Экологическое воспитание в дошкольном возрасте»
материал (подготовительная группа)

Худотеплова Оксана Владимировна

Целью моего самообразования было - формирование у воспитанников экологических знаний и представлений, развитие экологической воспитанности дошкольников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu_2021-22.docx17.62 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет по теме самообразования: «Экологическое воспитание в дошкольном возрасте»

Экологическое состояние нашей планеты и тенденции к его ухудшению требуют от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения.

Поэтому экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.

Целью моего самообразования было - формирование у воспитанников экологических знаний и представлений, развитие экологической воспитанности дошкольников.

Работа по самообразованию строилась через следующую систему педагогического взаимодействия: организованное обучение; совместная деятельность взрослого и ребенка; самостоятельная деятельность детей.

Мною был сделан акцент на комплексно - интегрированный подход, который заключается в привнесении экологии во все образовательные области:

  1. Речевое развитие.
  2. Познавательное развитие.
  3. Художественно-эстетическое развитие.
  4. Социально-коммуникативное развитие.
  5. Физическое развитие.

В начале работы над темой самообразования мною была изучена методическая литература и нормативно-правовые документы:

• Федеральный закон от 29.12.12 №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

• Закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124 - ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155)

Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! Дидактический материал для работы с детьми 4-5 лет. Средняя группа / О. А. Воронкевич. - М. : Детство-Пресс, 2011. - 762 c.

Журавлева, Л. С. Солнечная тропинка. Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром / Л. С. Журавлева. - М. : Мозаика-Синтез, 2014. - 471 c.

Занятия по экологическому образованию строились с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира. Были проведены циклы занятий, направленных на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

Большое значение придавалось ведущей форме деятельности дошкольников - игре (сюжетно-ролевые, подвижные, самостоятельные игры экологического и природоведческого содержания).

Дидактические игры:

Д/и «Что общего?»

Д/и «Кто где живет?»

Д/и «Собираем урожай».

Д/и «Зимующие или перелетные птицы?»

Д/и «Чудесный мешочек»

Д/и «Времена года»

Д/и «Скажи наоборот»

Д/и «Кто сильнее и быстрее?»

 Развить положительные эмоции по отношению к природе помогали игры-превращения, направленные на возникновение у ребенка эмпатии к животным, растениям, объектам неживой природы.

Формы совместной деятельности взрослого и детей были разнообразны: экологические досуги и праздники;диагностика экологической воспитанности детей; игры; рассказы воспитателя, чтение художественной литературы; беседы и разговоры с детьми на экологические темы; различные виды изодеятельности на экологические темы; труд в природе; рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе.

В средней группе дети  не обладают некоторыми знаниями и опытом, поэтому в экологическом воспитании больше времени отводится для групповой и индивидуальной деятельности детей: создание проблемных ситуаций; задания для групповых наблюдений; разные виды игр, где ведущая роль отводится ребенку.

Большую помощь в работе по экологии нам оказали книги. Это рассказы Т. В. Зотова «Азбука природолюбия», сказки Сутеева о растениях и животных, рассказы В. Бианки и М. Пришвина, «Алёнушкины сказки» Мамин – Сибиряк Д. Н., рассказы Н. Чарушина и В Пермяка, а также Георгия Скребицкого.

На протяжении всего периода работы организовывалась работа с родителями, с целью повышения их профессиональной компетенции в области экологического образования: консультирование, беседы, наглядное информирование, акции. Дети вместе с родителями подготавливали поделки на осеннею тематику из природного материала, а также на зимнею, на Пасхальную тему и к празднику 9 мая.

Активное участие принимали в конкурсах. В ноябре 2020г. и 2021 г. проводился конкурс «Синичкин день». Дети вместе со своими родителями создавали кормушки для зимующих птиц. Дети заняли призовые места.

Ко дню рождения Ростовского заповедника в 2020 году был снят поздравительный видеоролик с участием всей группы. В данном конкурсе мы получили диплом II степени.

В

В декабре 2020 г. и 2021 г.  дети вместе с родителями принимали участие в конкурсе прикладного искусства «Мастерская Деда Мороза». Ребята получила грамоты с призовыми местами как на базе детского сада, так и на районном уровне.

Перед новогодними каникулами 2020 года с детьми были проведены интерактивные беседы и акции на тему «Берегите елки!», после чего мы с ребятами украсили искусственную, групповую ёлку.

В феврале 2021 наша группа участвовала в конкурсе «Волшебный мир сказок», в котором заняла 3 место. Была постановка русской народной сказки «Теремок».

Результаты проведенной работы говорят о том, что методы и приемы, используемые мною, поддерживают и развивают интерес дошкольников к получению новых знаний. У детей сформированы эмоциональные проявления: радость от общения с животными и растениями. Сформирован интерес к познанию живой и неживой природы. Дети проявляют сочувствие к попавшим в беду, стремление самостоятельно помочь, проявляя осознанность, правильно определяют объект, устанавливают необходимые связи. Проявляют гуманные чувства к живой природе. Имеют навыки правильного поведения в природе. Любят трудиться в цветниках и огородах. Дети стали более бережно относиться к природному окружению, стали задавать больше вопросов, в самостоятельной деятельности детей появились игры с экологическим содержанием.

Все это послужило поводом сделать вывод о том, что проделанная мной работа принесла положительные результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по теме самообразования «Экологическое воспитание дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи через дидактические игры и упражнения».

Ссмообразование  предусматривает расширенрие и углубление профессионально-методических знаний и умений, совершенствует уровень профессиональной подготовки.На основании выбранной темы  я разр...

Отчет по теме самообразования "Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края"

Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Зеленые луга и леса, ярки...

Тема. Самообразование. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

Формировать у детей интерес к выращиванию культурных ростений в комнотных условиях. Разширять знания детей о культурных и дикоративных растениях. Спасобствовать развитию творческих способностей...

Отчет по теме самообразования: «Экологическое воспитание как средство ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края»

Отчет по теме самообразования "Экологическое воспитание как средство ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края" в отчете подробно расписаны цели и задачи на весь учебный год кото...

тема самообразования:" Экологическое воспитание детей дошкольного возраста".

Проблема.     Научить воспитанников не уничтожать собственную среду обитания, задумываться над простыми вопросами «Как сохранить природу? Как обрести истинную культуру мышлен...

Отчет по теме самообразования «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста в процессе игры» воспитателя Остапкевич О. Ф.2020 - 2021 учебный год.

Отчет по теме самообразования "Нравственное воспитание детей дошкольного возраста в процессе игры"....

Отчет по самообразованию «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»

Экологическое воспитание - это уникальное  воздействие на детей, которое охватывает все психические процессы детского развития. Это и развитие памяти, различных видов мышления, речи, внимания, во...