Отчет по теме самообразования «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста в процессе игры» воспитателя Остапкевич О. Ф.2020 - 2021 учебный год.
учебно-методический материал
Отчет по теме самообразования "Нравственное воспитание детей дошкольного возраста в процессе игры".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_samoobrazovanie_ostapkevich_o.f.docx | 326.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчет по теме самообразования
«Нравственное воспитание детей дошкольного возраста в процессе игры» воспитателя Остапкевич О. Ф.2020 - 2021 учебный год.
Цель: формирование у детей значимости нравственных ценностей через игры с учетом ГОС дошкольного образования.
Задачи:
изучить и проанализировать научную литературу по проблеме нравственного воспитания и ролевых игр дошкольников;
• охарактеризовать значение и сущность игры в дошкольном возрасте;
• выявить значимое социальное окружение в нравственном воспитании дошкольника;
• рассмотреть педагогические условия эффективного использования ролевой игры в процессе нравственного воспитания детей.
• формировать представление дошкольников о честности, справедливости, доброте, воспитание отрицательного отношения к жестокости, хитрости, трусости;
• развивать чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям, умения проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту.
Актуальность проблемы воспитания культуры поведения обусловлена следующими причинами: Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества.
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о духовных и нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал, поэтому уже с самого младшего возраста необходимо показать нравственную и духовную суть каждого поступка. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно формировать как своим примером, а также с помощью чтения художественной литературы.
К.Д. Ушинский писал: учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Предварительная работа перед началом работы по теме самообразования.
Подобрав и проанализировав методическую литературу по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности, я разработала перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста, а также план взаимодействия с родителями воспитанников. Составлялись картотеки игр, бесед, консультации и рекомендации для родителей воспитанников.
Изучение методической литературы:
Подбор и изучение научно-методической литературы по данной теме сбор информации, материала для реализации идеи;
- Майданкина Н.Ю. Войди в мир игры. Формирование у детей дошкольного возраста социальных навыков. – Ульяновск: УИПК ПРО, 2013.
Планирование игровой деятельности. «Управление ДОУ, №2, 2013.
Пантелеева Н. Г. Знакомим детей с малой Родиной. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2015. Шорыгина Т. А. Моя семья. Методическое пособие. - Москва.: Творческий центр «Сфера», 2015.
Шорыгина Т. А. Литературные сказки. Беседы с детьми о прозе, поэзии и фольклоре. – Москва.: Творческий центр «Сфера», 2015.
Шорыгина Т. А. Общительные сказки. Беседы с детьми о вежливости и культуре общения. - Москва.: Творческий центр «Сфера», 2015.
Шорыгина Т. А. Мудрые сказки. Беседы с детьми о пословицах и крылатых выражениях - Москва.: Творческий центр «Сфера», 2015
Поиск материалов в Интернете.
Сайты для воспитателей детских садов:
http://www. maam. Ru
www. Дошколёнок.ру
Социальная сеть работников
образования nsportal.ru
Электронные версии журналов:
- журнал «Дошкольное образование» http://dob.1september.ru/
журнал Дошкольное воспитание http://www.dovosp.ru/;
журнал Детский сад: теория и практика http://www.editionpress.ru
журнал «Педагогический мир» http://pedmir.ru/homepages.php
Российское педагогическое издание «Вестник просвещения»
Конференция zoom для родителей на тему: «Использование интерактивных игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста».
Участие в семинарах, курсах, вебинарах.
Мастер – класс на тему: «Социализация дошкольников через игру, тактика взаимодействия воспитателя с детьми в игре старшего возраста».
Способы практического применения теоретического материала.
- формировать навыки культуры поведения в повседневной жизни;
- учить видеть свои недостатки в поведении и уметь их исправлять;
- познакомить с правилами культуры поведения;
- воспитывать любовь и уважительное отношение к близким и окружающим людям;
- научить относиться к окружающим с заботой и терпением, но при этом проявлять нетерпимость к дурным поступкам людей.
- Увеличить количества родителей - участников совместных мероприятиях, в конкурсах.
Ближайшие перспективы
- Целенаправленное оказание консультативной и практической помощи родителям детей посещающих ДОУ
- достижение единства в решении воспитательных задач, в использовании средств, методов влияния на детей и оказание большой помощи в формировании культуры поведения у дошкольников.
Основные приоритеты программы:
- Единство в работе детского сада и семьи по воспитанию культуры поведения у детей дошкольного возраста
- Взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями и понимание нужд и интересов ребенка
- Взаимопомощь в совместной работе по воспитанию дошкольников
- Создание благоприятных условий для повышения педагогической и психологической грамотности родителей в воспитании культуры поведения у детей дошкольного возраста при взаимодействии с семьей
- Установление партнерских взаимоотношений на основе доброжелательной критики и самокритики.
Основными формами работы стали: тематические беседы, дидактические, настольные, сюжетно-ролевые игры, чтение стихов, сказок, заучивание пословиц и поговорок. Особый интерес вызывали развивающие, интерактивные игры.
В течение года с детьми проведены беседы на темы: «Что такое труд?», «Продукты труда», «Все профессии важны», «Профессии моих родителей», «Беседы о рекламе», «Дом, в котором «живут» и др.
Дидактические игры: Нравственно-этические беседы. Игры по нравственному воспитанию дошкольников.
«Волшебный шар», «Розовые очки», «Кому что нужно?», «Мы вежливые дети»,
«Ласковое имя»
Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Кафе», «Ярмарка цветов».
Также проведены викторины: «В мире профессий»,.
Игра — наиболее приемлемый способ обучения для дошкольника. Знания ему не навязываются: путём проб и ошибок ребёнок делает для себя выводы. В своей работе я использовала интерактивные игры. Играя в игры, дети с интересом получали новые знания.
Работа с родителями.
Консультация для родителей «Роль игры в жизни ребенка», «Как воспитать доброго ребенка»
Выявление сложившихся в семье духовно-нравственных приоритетов. Сбор пожеланий, идей для корректировки плана работы с родителями. Смотр среди родителей «Делай добро птицам» Анкетирование «Духовно-нравственное воспитание дошкольников». Консультация для родителей «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста». Оформление выставки «Дидактические игры для детей»; приобщение родителей к организации игр, в семье и в детском саду. Папки-передвижки: «Социально-коммуникативное развитие ребенка в ДОУ и семьи»; «Игровая терапия дома».
Выводы по теме.
В результате моей работе можно сделать вывод: с дошкольниками достигнуты следующие результаты:
- дети договариваются, приходят к согласию;
- у детей развито речевое взаимодействие;
- сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам;
- у детей нет чувства страха за ошибку.
Я стараюсь поддерживать дружеские связи детей, не мешаю проявлять самостоятельность, создаю условия для общения детей друг с другом.
Учить управлять своим поведением, оценивать свои поступки и поступки сверстников, определять мотивы поступков;
Формировать представления о добре, дружбе, справедливости, правдивости, смелости;
Совершенствовать навыки вежливого обращения детей к взрослым, продолжать работу по формированию доброжелательного отношения между детьми; напомнить о необходимости здороваться, прощаться, называть работников детского сада по имени и отчеству, не вмешиваться в разговор взрослых, вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу;
Способствовать формированию личного отношения ребенка к соблюдению моральных норм, развитию индивидуальных качеств личности: скромности, отзывчивости, желанию быть справедливым, сильным и смелым, сопереживанию и милосердию; учить испытывать чувство стыда за неблаговидный поступок;
Воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом; закрепить навыки бережного отношения к вещам;
Совершенствовать навыки аккуратного приема пищи, закреплять правила поведения за столом;
Развивать умение в свободное время занимать себя интересной деятельностью;
Учить объединять в игре, стремиться к согласованности действий; закреплять правила поведения в среде детей: быть вежливыми, внимательными, делиться игрушками; учить устанавливать связь между поведением в группе сверстников и ответного отношения других детей;
Учить правилам общения, умению ласково обращаться с младшими, проявлять терпение, ласку; учить замечать состояние и настроение окружающих и правильно реагировать на него.
Таким образом, проведя целенаправленную работу, я убедилась, нравственное воспитание играет важную роль в развитие детей дошкольного возраста.
Результаты профессиональной деятельности:
Всероссийский конкурс | |||
1. | Сертификат Всероссийского вебинара на тему: «Новые подходы к обучению чтению детей с ОВЗ с помощью интерактивных и настольных игр» | 03.03.21г. | |
2. | Сертификат Всероссийского вебинара на тему: «Формирование собственной базы и дидактических пособий с помощью специальных компьютерных программ: «Конструктор картинок», «Генератор логических задач» | 31.03.21г. | |
3. | Сертификат Всероссийского вебинара на тему: «Конструктор рабочих программ для воспитателей и специалистов работающих с детьми дошкольного возраста» | 24.02.21г | |
4. | Прослушала вебинар на тему: «Как быть востребованным педагогом, обучая детей чтению» | Март 2021г. | |
Международный конкурс | |||
5. | Опубликовала в Международном сетевом издании «Солнечный свет» статью: «Социально – коммуникативное развитие в режимных моментах» | 01.03.21г. | |
6. | Опубликовала в Международном сетевом издании «Солнечный свет» статью: «Формирование социокультурной образовательной среды в группе» | 24.02.21г. | |
7. | Видеозапись в контакте | ||
Участие детей в ДОУ | |||
8. | Копил В. Победитель в номинации «За артистизм» в конкурсе чтецов «Хочу все знать» | Грамота | Пр.10.03.21г.№102 |
9. | Михаличенко Дарья победитель в номинации «За искренность исполнения» в конкурсе чтецов «Хочу все знать» | Грамота | Пр.10.03.21г.№102 |
10. | Мокичева Варя победитель в номинации «За самое лирическое исполнение» в конкурсе чтецов «Хочу все знать» | Грамота | Пр.10.03.21г.№102 |
11. | Лагуточкин Саша 2 место в конкурсе чтецов «Хочу все знать» | Грамота | Пр.10.03.21г.№102 |
Всероссийский конкурс | |||
12. | Всероссийский творческий конкурс «Мир заповедной природы Летягин Глеб 3 место в номинации «Заповедные дни» |
| 2021г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад по теме по самообразования «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
Доклад отражает этапы работы по теме самообразования «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»...
Отчет по самообразованию.«Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».
Период старшего дошкольного возраста благоприятствует воспитанию патриотических чувств, так как именно в это время происходит формирование духовно-нравственных основ личности ребенка....
Рабочая программа группы общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста 6л. и до окончания образовательных отношений на 2020-2021 учебный год
Дошкольное образование является уровнем общего образования наряду с начальным общим, основным общим и средним общим образованием (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» ...
Перспективное планирование по самообразованию по теме: «Развитие представлений об окружающем мире через сенсорные способности у детей дошкольного возраста с нарушение зрения и речи» Подготовительная группа 2020-2021 учебный год
Перспективный план по теме: Развитие представлений об окружающем мире через сенсорные способности у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи" Подготовительная группа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для детей дошкольного возраста с 6 до 7 лет «Б» на 2020 – 2021 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по реализации образовательной программы дошкольного образования группы общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста с 6 до 7 лет «Б» на 2020 – 2021...
Отчет по теме самообразования «Нравственно - патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через истоки русской народной культуры».
Уважаемые коллеги! Я хотела бы поделится опытом работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста....
План по теме самообразования «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством создания мини-музеев в группе» на 2023-2024 уч.год
План по теме самообразования «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством создания мини-музеев в группе»...