Отчет по самообразованию «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»
проект (старшая группа)

Градусова Татьяна Викторовна

Экологическое воспитание - это уникальное  воздействие на детей, которое охватывает все психические процессы детского развития. Это и развитие памяти, различных видов мышления, речи, внимания, восприятия, воображения, творчества и т. д.

Самой основной целью экологического воспитания является приобщение детей к общечеловеческим ценностям - любовь, доверие, дружба, гуманность, сочувствие, миролюбие. Как же сформировать у детей эти качества? Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку взглянуть на жизнь других живых существ изнутри.

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Поэтому я взяла тему по самообразованию «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu_2022.docx20.33 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет по самообразованию «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»

Экологическое воспитание - это уникальное  воздействие на детей, которое охватывает все психические процессы детского развития. Это и развитие памяти, различных видов мышления, речи, внимания, восприятия, воображения, творчества и т. д.

Самой основной целью экологического воспитания является приобщение детей к общечеловеческим ценностям - любовь, доверие, дружба, гуманность, сочувствие, миролюбие. Как же сформировать у детей эти качества? Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку взглянуть на жизнь других живых существ изнутри.

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Поэтому я взяла тему по самообразованию «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»

Дата начала работы над темой: октябрь 2021год

Дата окончания работы над темой: май 2022 года

Цель: формирование положительного отношения к природе, воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, фауну, по-хозяйски, а значит, бережно распоряжаться её богатствами.

Перед собой я ставлю следующие задачи:

- изучить особенности познавательной активности через игровую деятельность, а именно экологические игры;

- развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента;

- воспитывать экологическую грамотность дошкольника.

Работу веду по трем направлениям:

• Повышение собственной квалификации;

• Экологическое воспитание детей;

• Пропаганда экологических знаний для родителей.

В своей работе я использую следующие формы и методы работы:

- наблюдение в природе;

- работа в уголке природы

- экскурсии ;

- НОД;

- дидактические игры;

- ознакомление с художественной литературой;

- участие в конкурсах;

- работа с родителями;

-опытно-экспериментальная деятельность

- методическая деятельность.

Одним из важнейших условий решения задач экологического образования на мой взгляд, является организация развивающей предметной среды.

В нашей группе экологически развивающая среда организована как традиционный Уголок природы и Лаборатория природы.

Главная особенность уголка природы – его непосредственная близость к детям, что позволяет организовать различную деятельность на протяжение всего учебного года. В нашем уголке природы собраны комнатные растения, дети знакомятся со специфическими потребностями растений в разных климатических зонах, учатся находить существенные признаки их приспособления к жизни, определяют способы ухода за ними, также в уголке природе есть календарь погоды со схемами изображений. На протяжении всего учебного года проводился ежедневный уход за и наблюдение за комнатными растениями. В группе был создан огород на подоконнике, и мы наблюдали за ростом лука на подоконнике, редиса, за ветками деревьев в вазе (март– апрель, за пробуждениями одуванчиков на участке (май). Проращивали зерна ячменя. Дети принесли из дома, красиво украшенные, вместе с родителями «грядочки» с посеянными растениями, за которыми ухаживали в детском саду. Систематически проводятся наблюдения за погодой –одну неделю в месяц ежедневно ребята рассматривают небо, уточняют характер осадков. Регулярно фиксируем погоду и состояние живой природы.

Так же в группе организован игровой уголок: здесь дети играют в настольно-печатные, сюжетно-ролевые, дидактические и другие развивающие экологические игры. Использование развивающих игр помогает мне развивать в детях умение систематизации представлений о живой природе, понять многие экологические закономерности; воспитывать эмоционально бережное отношение к живому, сопереживать всем живым существам и желание защищать их.

Большую помощь в работе по экологии оказывают книги:

Нравятся детям рассказы Э. Шума, Константина Паустовского, Георгия Скребицкого, Виталия Бианки, в которых идёт интересный разговор о растениях, о животных, о природе, об отношении к ним. Дети с большим удовольствием слушают и заучивают стихи. Описание русской природы можно найти в стихотворениях Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Фета, Сурикова, Бунина, Тютчева, Блока. Помогают в работе демонстрационные материалы.

В детском саду проводятся конкурсы детских рисунков « Времена года», «Листопад», «Зимушка- зима». Или такой конкурс «Лучшая поделка из природного материала». Дети стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовление поделок.

Также была проведена следующая работа:

1. НОД по теме: "Как живут наши пернатые зимой " развлечение «Как март с февралем поссорились», викторина «Знатоки природы»

2. в течении года знакомились с «Красной книгой»

3. «Птичья столовая» (изготовление кормушек)

4 Проводила беседы с детьми: «Что спряталось под сугробами». «У кого какие шубки», «Зимние забавы». «Холодно ли птицам зимой». «Новогодний праздник дома». «Если не хочешь заболеть». (знакомство с лекарственными растениями). Рассматривали иллюстрации; с изображением различных растений, животных, деревьев и цветов.

5. подготовила родительское собрание «Не навреди себе и природе».

6. Проект «Птицы – наши друзья»

7. Просмотр презентации «Космос», викторина «Что мы знаем о космосе».

8.Приняли участие в конкурсе  «Юный эколог».

В результате проделанной работы:

• у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;

• сформировано осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы;

• сформированы начала экологической культуры детей;

• дети получают практические знания по охране природы;

• развиваются речевые навыки детей;

• дети учатся экспериментировать, анализировать, делать выводы.

Перспективы: продолжить работу по этой теме, на основе анализа деятельности в данном направлении откорректировать задачи на следующий учебный год, обновить развивающую предметно – пространственную среду в группе по данной теме, спланировать совместную работу с педагогами, родителями, детьми по данному направлению.

Список литературы:

1. Л. И. Егоренков. Экологическое воспитание дошкольников. М. 1999г

2. О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в эколгию!». - М. : 2002 г.

3. С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры ы дошкольном детстве». - М. : Новая школа, 1995.

4. С. И Николаева. Методика экологического воспитания в детском саду. М. 2002г

5. Е. А. Свешникова «Использование занимательного материала по экологическому воспитанию дошкольников» (Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных учреждений, Саранск, 1995 г.

6. Т. Зерщикова. Т. Ярошевич. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим. :Дошкольное воспитание. 2005.№7.

7. Н. Рыжова «Наш дом- природа» Программа экологического воспитания дошкольниковДошкольное воспитание. 1998 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста"

Тема самообразования «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»Цель: Изучение особенностей экологического воспитания детей в детском саду.Задачи:-Овладение методами экологического восп...

Тема. Самообразование. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

Формировать у детей интерес к выращиванию культурных ростений в комнотных условиях. Разширять знания детей о культурных и дикоративных растениях. Спасобствовать развитию творческих способностей...

ОТЧЕТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ«Правовое воспитание детей дошкольного возраста»

Отчёт по самообразованию"Правовое воспитание детей дошкольного возраста"...

Отчет по самообразованию : " Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"

Патриотическое воспитание дошкольников на сегодняшний день является одним из приоритетных направлений в области образования. Чувство любви к Родине должно воспитываться не только опираясь на  про...

Отчет по теме: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста».

Все хорошее из детства!Как истоки добра пробудить?Прикоснуться к природе всем сердцем:Удивиться, узнать, полюбить!Мы хотим, чтоб Земля расцветала,И росли, как цветы, малыши,Чтоб для них экология стала...