Проект Литературная неделя
проект (старшая группа)
Предварительный просмотр:
ТЕМАТИЧЕСКАЯ НЕДЕЛЯ "НЕДЕЛЯ ДЕТСКОЙ КНИГИ"
старшая группа
ТЕМАТИЧЕСКАЯ НЕДЕЛЯ "НЕДЕЛЯ ДЕТСКОЙ КНИГИ"
Социально-коммуникативное развитие
История праздника Дня детской книги
Дата празднования выбрана не случайно: 2 апреля -день рождения великого датского писателя-сказочника Ганса Христиана Андерсена (1805-1875).
Праздник впервые отмечали в 1967 г.
Эта инициатива принадлежала Международному совету по детской книге таким образом учредители праздника решили подчеркнуть важную роль детской книги в воспитании и интеллектуальном развитии юных читателей.
Детская литература появилась сравнительно недавно. До середины XVII в. дети читали примерно то же, что и родители. Например, в XVII в. детей привлекали басни Эзопа. В 1658 г. чешский педагог Я.А. Коменский опубликовал первую книгу с картинками для детей «Мир чувственных вещей в картинках».
Но в основном круг детского чтения сводился к Библии. В XVIII в. дети зачитывались «взрослыми» романами «Робинзон Крузо» Д. Дефо и «Путешествия Гулливера» Дж. Свифта.
Были популярны сборники восточных сказок, например «Занимательные арабские ночи», которые включали «Аладдина», «Али-Бабу и сорок разбойников» и «Семь путешествий Синдбада-морехода». В XIX в. детям полюбились сказки Я. и В. Гримм.
Ганс Христиан Андерсен внёс свой вклад в создание детской книги. Биография Андерсена тоже напоминает сказку. Он родился в семье сапожника и сам в раннем детстве стал подмастерьем на фабрике. В четырнадцать лет Андерсен отправился в Копенгаген и определился
ТЕМАТИЧЕСКАЯ НЕДЕЛЯ "НЕДЕЛЯ ДЕТСКОЙ КНИГИ" учеником-танцовщиком в королевский балет, а затем стал сочинять для сцены и печатать стихи в журналах.
Но прославился на весь мир он благодаря своим сказкам. В 1833 г. он получил Королевскую стипендию за свой вклад в литературу.
В память о великом сказочнике на родине Андерсена на набережной Копенгагена установили статую героини его сказки Русалочки, ставшую символом города.
В России созданию детской литературы тоже уделялось большое внимание.
Известно, что ещё в XVII в. иеромонах Савватий написал одиннадцать стихотворений специально для детей. Позднее детские книги создают учитель царевичей Алексея и Фёдора писец Московского печатного двора Карион Истомин. В XVIII—XIX вв. для детей писали С. Аксаков, А. Шишков, А. Погорельский и другие. А в начале XIX в. появляются первые детские журналы. Таким образом, взрослые постепенно поняли, что детям необходимы книги, написанные специально для них.
Обычно к этому дню во многих странах приурочивают проведение Недели детской и юношеской книги. Проводят конкурсы, выставки, конференции и фестивали, посвящённые лучшим книгам мира. Показывают спектакли по детским книгам. Программы яркие, развлекательные, запоминающиеся. И везде, у всех стран и народов, королём праздника считается Андерсен.
В России в День детской книги проводятся литературные утренники, куда
приглашаются действующие детские писатели и поэты. На утренниках авторы сами читают свои произведения, отвечают на вопросы маленьких читателей.
ТЕМАТИЧЕСКАЯ НЕДЕЛЯ "НЕДЕЛЯ ДЕТСКОЙ КНИГИ"
Длятся только день единый именины у людей, А у книжки именины целых семь веселых дней! Именины! Именины! У Володи? Шуры? Нины? У девчонок? У мальчишек? Нет!
У наших детских книжек! У стихов, рассказов, сказок И у толстых повестей… Посмотрите сколько сразу Собралось у нас гостей! Это праздник, в самом деле Как его ребята ждут! Длятся целую неделю Именины там и тут!
Игра – этюд «Герои сказок оживают».
Цель: Развивать воображение в процессе создания оригинальных образов с помощью мимики и пантомимики.
Ход игры. Дети садятся полукругом на ковер. Им предлагается выбрать себе сказочный персонаж, который изображен на картинке (Колобок, Машенька, Буратино, Мальвина, Елена Премудрая, Баба Яга). Каждый ребенок изображает выбранный персонаж, при этом наделяет его каким – либо характером (добрый, злой, вредный, веселый, неуклюжий, драчливый, трусливый и т.д.).
Остальные дети отгадывают персонаж и дают характеристику действиям героя, объясняя, почему он так поступает (Незнайка – врун или фантазер?
На самом деле Баба Яга злая, или она просто обижена на кого – то?
Всегда ли Буратино поступает правильно?
ТЕМАТИЧЕСКАЯ НЕДЕЛЯ "НЕДЕЛЯ ДЕТСКОЙ КНИГИ" Познавательное развитие
Беседа с детьми: «Какие бывают книги?»
Цели: развивать устойчивый интерес к книге, к её оформлению, иллюстрациям, обогащать представления детей о разнообразии книг, жанрах произведений, закреплять правила культурного обращения с книгами. Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку: Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает.
Посмотрите, у нас в группе очень много разных книг! Я предлагаю рассмотреть их внимательно: чем же они похожи, а чем отличаются. (На столе разложить разные по цвету, размеру, толщине книги).
- Для чего же нам нужны книги? (читать, рассматривать иллюстрации, узнавать что-то новое)
- Из чего состоит книга? (Книга состоит из листов бумаги, страниц, которые расположены в определённом порядке, на них буквы и картинки).
Воспитатель обращает внимание на страницы книг, предлагает их погладить рукой.
- Ребята, страницы книги бумажные, а какие свойства имеет бумага мы сейчас проверим. (раздать детям листы бумаги и предложить их порвать, помять и т. д.).
- Вот как легко рвётся и мнётся бумага, так же легко могут помяться страницы книги, если обращаться с ними неаккуратно, торопливо, неряшливо.
Как вы думаете, какие правила нужно знать, чтобы правильно обращаться с книгой? (дети называют и демонстрируют основные правила)
- Возьмите в руки книгу, посмотрите, что ещё есть в ней. Конечно, спереди и сзади книгу закрывает обложка. На ней можно прочитать, кто написал книгу и как она
ТЕМАТИЧЕСКАЯ НЕДЕЛЯ "НЕДЕЛЯ ДЕТСКОЙ КНИГИ"
называется. Обложки тоже бывают самые разные. (Рассматривание нескольких обложек).
- Ребята, если оставить все книги на столе, то нам будет трудно быстро найти ту, которую захочется почитать. (На полочках в книжном уголке).
Давайте расставим все книги на полки. Все сказки поставим на эту полку.
Но сначала вспомним, чем сказки отличаются от других произведений?
Верно, в сказках есть волшебство, животные умеют разговаривать, есть волшебные предметы и волшебные помощники.
(Ставим сборники сказок на одну из полок)
- А на эту полку мы поставим рассказы. Чем же они отличаются от других произведений?
(В рассказе говорится о том, что случилось в жизни, или могло случиться. В рассказе нет чудес и сказочных превращений. Рассказ можно придумать о чём угодно). Какие рассказы вы знаете?
Кто автор этих рассказов.
А какие произведения будут стоять на третьей полке? Конечно, это сборники стихов.
- Ребята, посмотрите, у нас остались книги-помощники, которые знают ответы на все вопросы.
Это справочники, словари, энциклопедии. Мы ещё не раз к ним обратимся. Сегодня мы
рассмотрели книги, выяснили, как много разных книг существует в нашей жизни, расставили их по местам, вспомнили жанры литературных произведений и закрепили правила пользования книгой.
ТЕМАТИЧЕСКАЯ НЕДЕЛЯ "НЕДЕЛЯ ДЕТСКОЙ КНИГИ"
Игровая ситуация «Береги природу»
На столе или наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта.
Например: убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т.д.
Игра «Два жадных медвежонка»
Цель: научить детей делить целое на 2, 4 части складыванием предмета пополам.
Демонстрационный материал: полоска и круг из бумаги. Раздаточный материал: у каждого ребенка - по 2 прямоугольника из бумаги и по 1 карточке. Содержание. Воспитатель: Ребята. вспомните сказку о двух медвежатах. которых перехитрила лиса. Как это произошло, почему лиса их обманула.?
Они не умели делить пополам. А я вас сегодня научу делить пополам фигуры. Внимательно слушайте и смотрите. У меня бумажная полоска, я сложу ее по полам, точно подравняю концы, проглажу линию сгиба. На сколько частей я разделила полоску?
Верно, я сложила полоску пополам и разделила на 2 равные части. Сегодня мы с вами будем делить предметы на равные части. Равны ли части? Вот одна половина, вот - другая. Сколько я половинок показала? Сколько всего половин? Что же называется половиной? Педагог уточняет: «Половина-это одна из 2-х равных частей. Половинами называются обе равные части. Это половина и это половина целой полоски. Сколько всего
ТЕМАТИЧЕСКАЯ НЕДЕЛЯ "НЕДЕЛЯ ДЕТСКОЙ КНИГИ"
таких частей в целой полоске? Как я получила 2 равные части? Что больше: целая полоска иди половина? и т.д.». Аналогично с другими фигурами.
Упражнение «Встань на место»
Цель: упражнять детей - в счете в пределах 10. Педагог говорит: «Сейчас мы поучимся подбирать карточки, на которых нарисовано поровну разных
предметов» и предлагает сосчитать, сколько предметов нарисовано у них на карточке.
Далее объясняет задание: «Я буду называть числа, дети выходят, встанут в ряд и покажут всем свои карточки, назовут, сколько предметов у них нарисовано. Вопросы: «Поскольку предметов у них нарисовано?» и т. д.
Речевое развитие
Чистоговорка
Аз-аз-аз – читаем дружно мы рассказ, Шу-шу-шу – в библиотеку я спешу, Ке-ке-ке – книги в библиотеке,
Ал-ал-ал – нам выдали журнал, Та-та-та интересная газета.
Упражнение «Кузовок»
Дидактическая задача: развивать слуховое внимание, активизировать словарь, мышление; развивать сообразительность.
Игровые правила. В кузовок можно «класть» только те слова, которые оканчиваются на -ок; назвавший слово, передает кузовок другому ребенку.
ТЕМАТИЧЕСКАЯ НЕДЕЛЯ "НЕДЕЛЯ ДЕТСКОЙ КНИГИ"
Играющие усаживаются за столом. Воспитатель ставит на стол корзинку, затем спрашивает:
- Видите, дети, этот кузовок? Знаете, что можно класть в кузовок? В этот кузовок будете класть все, что можно назвать словом, оканчивающимся на -ок.
Например: замок, платок, чулок, носок, шнурок, листок, комок, колобок, крючок. Грибок, коробок и т.д. Каждый положит в кузовок, что он хочет, согласно правилу, и передаёт своему соседу, тот тоже положит
что-нибудь из вещей, название которых оканчивается на -ок, и передаёт кузовок дальше.
Физическое развитие
Зайчики и белочки, Мальчики и девочки Утром три минутки Чистят себе зубки. Маленькие котики Открывают ротики
Зубки выстроились в ряд, Щетку с пастой ждут опять
Гимнастика для глаз по мотивам сказок Корнея Чуковского
В разных углах групповой комнаты под потолком размещены картинки с изображением героев сказок Чуковского (Мойдодыр, Федора, Муха-Цокотуха, Айболит).
Дети подходят к ним в соответствии с текстом и по показу воспитателя выполняют движения (пружинка, ковырялочка, кружение, притопы).
ТЕМАТИЧЕСКАЯ НЕДЕЛЯ "НЕДЕЛЯ ДЕТСКОЙ КНИГИ"
В гости к Мойдодыру Все скорей спешите, Вместе с Мойдодыром Весело пляшите.
Ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля. В гости к Федоре Все скорей спешите, Вместе с Федорой Весело пляшите.
Та-та-та-та-та-та-та. В гости к Цокотухе Все скорей спешите, Вместе с Мухой Весело пляшите.
Па-па-па-па-па-па-па. В гости к Айболиту Все скорей спешите, Вместе с Айболитом Весело пляшите.
Ну-ну-ну-ну-ну-ну-ну.
Настольная игра «Мой день». Оборудование: 3-4 комплекта карточек с
изображениями разных режимных моментов.
Вариант 1. Соревнование «Кто быстрее выложит ряд?». Вариант 2. «Продолжи ряд». Воспитатель начинает выкладывать последовательность, а ребёнок продолжает.
Вариант 3. «Исправь ошибку». Воспитатель выкладывает всю последовательность карточек, нарушив её в одном или нескольких местах, дети находят и исправляют ошибки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект тематической недели «Неделя здоровья» (старшая группа)
Проект тематической недели «Неделя здоровья» (старшая группа)...
Проект «Олимпийская неделя» (неделя здоровья) для детей старшего возраста.
Здоровье – главная ценность жизни, занимающая самую высокую ступень в иерархии потребностей человека. В то же время оно является одним из ведущих условий успешного социального и экономического развити...
Творческий проект на неделю в старшей группе детского сада на тему: «Книжная неделя»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №555 с углубленным изучением английского языка «Белогорье» Приморского района Санкт-Петербурга Структур...
Творческий проект «Осень золотая». Краткосрочный Продолжительность проекта: 3 недели; Вид проекта: художественно-творческий
Актуальность: Осень – одно из благоприятных времен года для наблюдений за изменениями в природе. При изучении природных явлений дошкольники обращают внимания на многие признаки этого замечательн...
Литературная неделя "По сказкам К.И.Чуковского"
Неделя игры и игрушки....
Положение о смотре-конкурсе педагогических проектов «Литературный калейдоскоп» и методические рекомендации к созданию проекта
Положение о смотре-конкурсе педагогических проектов «Литературный калейдоскоп» и методические рекомендации к созданию проекта...