Положение о смотре-конкурсе педагогических проектов «Литературный калейдоскоп» и методические рекомендации к созданию проекта
методическая разработка по развитию речи
Положение о смотре-конкурсе педагогических проектов
«Литературный калейдоскоп» и методические рекомендации к созданию проекта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnyy_kaleydoskop.doc | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Положение о смотре-конкурсе педагогических проектов
«Литературный калейдоскоп»
1. Цель:
1.1. реализация современных требований к организации образовательного процесса в ДОУ;
1.2. расширение знаний и словарного запаса детей по лексической теме через приобщение их к богатству художественной литературы;
1.3. повышение творческой активности педагогов;
1.4. обобщение опыта работы и участия педагогов в инновационной деятельности ДОУ.
2. Участники конкурса: педагоги, дети, родители, иные участники
3. Порядок проведения конкурса:
3.1. Время проведения: с 12.10.2015г. по 30.10.2015г.
3.2. Презентация: 26.11.2015 г.
3.3. Подведение итогов 27.11.2015 г.
4. Критерии оценки:
1. Безопасность и сохранение здоровья детей.
2. Логическая согласованность всех разделов педагогического проекта.
3. Проработанность основных понятий, используемых в тексте.
4. Направленность педагогического проекта на решение конкретной деятельностной педагогической проблемы.
5. Соответствие масштаба реализации проекта реальной ситуации, педагогическим и управленческим возможностям автора.
6. Наличие четких критериев реализации проектной идеи, возможности их диагностического использования.
7. Перспективность и практическая значимость работы.
8. Стиль, грамотность изложения
9. Качество оформления работы.
10. Сюжетно - игровое содержание.
11. Разнообразие видов деятельности
12. Занимательность, увлекательность.
13. Индивидуальность, неповторимость.
5. Жюри конкурса. Комиссия в составе: председатель – заведующий Бурашникова Н.А.;
Члены: заместитель заведующего Жарикова Г.И., музыкальный руководитель Загидуллина З.С.
6. Подведение итогов.
Итоги подводятся по результатам оценки по 5-ти балльной системе.
Победители награждаются дипломами.
Методические рекомендации к созданию
Педагогического проекта
«Литературный калейдоскоп»
Тема: «Литературный калейдоскоп»
Направленность: воспитание любви и интереса к художественному слову и развитие речи.
Предпосылки:
- проблема художественно-речевого развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
- обогащение литературно-речевой среды группы (оформление речевого центра, Центра книги или Библиотеки);
- расширение возможностей содержательного характера конкретной лексической темы;
- возможность активного включения в социум воспитанников
Тип проекта: практико-ориентированный
Вид проекта: творческий
по продолжительности – краткосрочный
по числу участников - групповой
Предназначение: для детей с ограниченными возможностями здоровья
(для всех видов нарушений в развитии детей).
Участники: педагоги, дети, родители (конкретно по группам).
Характер участия: сотрудничество.
Продолжительность: с 12.10.2015г. по 30.10.2015г.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое и физическое развитие.
Актуальность:
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница жизни, а впереди – взросление и самостоятельная жизнь. Педагоги стремятся помочь детям войти в реальный современный мир и познать его, приобщить к общечеловеческим ценностям, научить быть умелыми, способными войти в реальные деловые связи со взрослыми и сверстниками, используя книги и художественную литературу, также организовать детей, побуждать и руководить речевым общением между ними.
Развитие речи, обучение родному языку – главная задача интеллекта развития ребенка. Работа по развитию речи занимает большое место в системе дошкольного образования.
Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих взрослых. В настоящее время в силу занятости родителей дети все больше времени проводят за компьютером и телевизором, редко слышат от них чтение художественных произведений. В связи с этим возникают трудности в развитии образности речи.
А ведь речь – средство уникальное и незаменимое – развивается как основа многих видов человеческой деятельности.
Актуально звучат слова русского писателя Ф.М. Достоевского: «В процессе общения с литературными произведениями художественные впечатления мало-помалу накапливаются, пробивают с развитием сердечную кору, проникают в самое сердце, самую суть и формируют человека».
С восприятием произведений художественной литературы расширяется осмысленное восприятие и понимание содержание, а также нравственного смысла и произведения, формируется культура речи в широком смысле этого слова.
Чтение художественной литературы занимает важное место в дошкольной педагогике, оно выделено в отдельную образовательную область. Это объясняется тем, что литература является транслятором социального опыта, норм и ценностей общества. Поэтому восприятие (чтение и слушание) ребенком произведений художественной литературы в педагогике рассматривают как деятельность, направленную на преобразование социокультурного опыта, заложенного в литературные произведения, в личный опыт читателя (слушателя).
В круг детского чтения входят произведения классической, современной, русской и зарубежной литературы, произведения устного творчества русского народа и народов мира, книги природоведческой и дидактической направленности.
Известно, что художественная литература - это и волшебный мир, в который с удовольствием погружается ребенок, и источник информации об окружающем мире, и необходимое условие нормального речевого развития. Художественное слово вызывает глубокие чувства и эмоции. Напевность, ритмичность, лаконичность, выразительность, музыкальность, красочность стихотворений всегда находит отклик в душе как взрослого, так и ребенка.
Художественная литература – неисчерпаемый источник обогащения эмоциональной культуры детей дошкольного возраста. Благодаря особым, свойственным ей содержательным возможностям, художественным средствам, этот вид искусства привносит в жизнь детей свое индивидуально-самобытное видение окружающего мира и отношение к нему, развивает восприимчивость и чуткость к художественному слову, позволяет понимать прекрасное не только умом, но и сердцем.
Особое место в процессе развития речи отводится использованию художественных текстов: потешек, колыбельных песен, сказок, детских стихов, пословиц и поговорок и т.д. Это бесценный материал, который позволяет ребенку «почувствовать» язык, ощутить его мелодичность и ритм, проникнуться народным духом, очистить свою речь от сленговых словечек. Они обогащают словарь и кругозор детей, обучают образовывать однокоренные слова (например, котя, котенька, коток; коза, козонька и т.д.), позволяют запоминать слова и формы слов и словосочетаний. Положительная эмоциональная окраска делает освоение речи более успешным; повторяющиеся звукосочетания, фразы, звукоподражания развивают фонематический слух. Роль фольклора – хранитель народной мудрости, духовности и нравственности.
Выготский Л.С. считал, что биологическое и культурное при развитии нормальных и отсталых детей сплавлены в высший синтез. Культура, по его мнению, видоизменяет природные данные. В процессе культурного развития у ребенка происходит замещение одной функции другими, прокладывание обходных путей, и это открывает совершенно новые возможности в развитии детей с проблемами.
Для детей с ограниченными возможностями характерны: позднее речевое развитие, ограниченность словаря как пассивного, так и активного, отсутствие фразовой речи или, если она есть, аграмматизм; несформированность связной речи, неумение подобрать синоним, назвать признак предмета, неспособность грамотно сформулировать вопрос, отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов, нежелание и неумение объяснить свою позицию, точку зрения, обосновать просьбу, выразить протест, отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи, способность концентрировать внимание лишь на короткий период времени
и т.д.
В психолого-педагогической работе с детьми с ОВЗ целесообразно использовать новые нетрадиционные способы и формы обучения, максимально приближающие к действительности, к культурному наследию, взаимодействию в разных видах деятельности. Практическая совместная деятельность взрослых и детей приближает обучение к окружающей действительности, способствует включению детей в социум, раскрывает личностный потенциал.
Речь и общение, художественное слово сопровождают все виды детской деятельности – игровую, трудовую, познавательную, продуктивную, музыкально-художественную. Чтение художественной литературы является их неотъемлемой частью.
Детей отличает особая наглядность и живость восприятия, иными словами эмоциональная непосредственность. Именно она служит основным каналом, через который дети постигают содержание, идейный смысл произведения. Ребенок долго помнит то, что окрашено сильным чувством и образом.
Обращение к проектной деятельности как средству речевого развития дошкольников отвечает социокультурная ситуация сложившаяся в современном обществе. Педагоги все чаще сталкиваются с фактами отставания, задержек и нарушений в развитии речи детей от возрастных норм. У большого количества детей наблюдается повышенная агрессия, эмоциональная глухота, гиперактивность, пассивность, замкнутость в себе и др. Компенсировать проблему дефицита общения, стать эффективным средством речевого развития может метод проекта, используемый в современной педагогике с систематическим предметным обучением. Использование метода проектов в дошкольном образовании отвечает методике интегрированного обучения.
В условиях специального (коррекционного) учреждения метод проекта можно представить как способ организации образовательного процесса, основанный на взаимодействиях педагогов ДОУ, воспитанников и их родителей. Данная деятельность - это целостный процесс, приводящий в действие все свойства личности ребенка, в том числе познавательный интерес и речевое взаимодействие.
Цель: расширение знаний и словарного запаса детей по теме «…….» через приобщение их к богатству художественной литературы.
Задачи:
В работе с педагогами:
- формировать навыки сотрудничества между специалистами ДОУ, а также другими участниками проекта;
- активизировать инновационную деятельность, творческий потенциал педагогов;
- способствовать расширению рамок педагогического опыта;
- активизировать современные формы работы с воспитанниками и их родителями;
- обогащать образовательные практические материалы интерактивным содержанием;
- расширять базу педагогического мастерства.
В работе с родителями:
- создавать благоприятные условия в семье для речевого развития детей с учетом приобретенного ими опыта в детском саду;
- повышать заинтересованность родителей жизнью и практикой ДОУ, активизируя их участие в проекте;
- развивать у родителей способности видеть возможности своего ребенка и привлекать их к повышению личностного уровня развития;
- побуждать родителей использовать «семейные чтения» для обогащения знаний и культуры.
В работе с детьми:
- знакомить с произведениями литературных жанров …;
- расширять знания детей о творчестве писателей и поэтов;
- способствовать формированию у детей интереса к книгам, литературным произведениям;
- расширять представление детей о мире по теме….;
- развивать общение детей, развивать все стороны речи, практическое овладение нормами речи;
- формировать грамматические категории речи - согласование существительных с прилагательными, местоимениями, числительными;
- формировать падежные формы, сложные синтаксические конструкции, использовать предлоги, усваивать языковые закономерности и овладевать ими;
- способствовать автоматизации звуков, совершенствовать произношение связной речи и выразительность языка;
- обогащать, активизировать и актуализировать словарь…
- приобщать детей к литературному богатству нашего народа и зарубежного искусства;
- воспитывать умение слушать, понимать литературное произведение, эмоционально откликаться на них;
- формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать потешки, эпизоды сказок;
- развивать образное мышление, фантазию, творческие способности, накопление эстетического опыта;
- развивать познавательный интерес, социально-коммуникативные навыки;
- способствовать формированию социально-нравственных норм поведения.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
Этапы | Содержание работы | Предполагаемые результаты |
I этап – подготовительный 12.10.2015г.- 16.10.2015г. | - Выбор темы, обозначение проблемы. - Диагностика воспитанников по разделу «Речевое развитие». - Определение цели и задач проекта, его мотивации. - Составление плана работы над проектом. - Изучение информационных источников. - Сбор и систематизация материалов. | - Наличие представлений о целях и задачах проекта у его участниках. - Выявление уровня развития детей по теме. - Накопление информации по теме. - Подбор художественно-литературного материала, его структурирование и систематизирование по теме. - Наличие четкого плана работы. - Вовлечение родителей в процесс. |
II этап – основной 19.10.202015г. – 23.10.2015г. | - Проведение различных форм работы с детьми в ходе реализации проекта. - Осуществление взаимодействия между участниками проекта. - Изготовление продуктов проекта - Оформление материалов - Проведение итогового мероприятия проекта (С целью распространения опыта взаимопосещение итоговых мероприятий) | - Совместная работа участников проекта. - Организованная познавательная , игровая, речевая, двигательная, коммуникативная, музыкально-художественная, продуктивная, трудовая деятельность детей. - Наличие методических разработок, игр, альбомов, схем, картотек и др. по теме. |
III этап – заключительный 26.10.2015г. – 30.10.2015г. | - Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов. - Доработка материалов проекта. - Подготовка к защите проекта. - Мультимедийная презентация проекта. | - Наличие методических материалов и продуктов проекта. - Значительно улучшенный уровень знаний и умений детей. - Педагогическая грамотность и активность родителей воспитанников. |
Ожидаемый результат:
- создание в группе условий для чтения (восприятия) художественной литературы и обогащение предметно-речевой среды;
- организация активных форм взаимодействия с детьми в процессе знакомства с художественной литературой и формирования интереса и потребности в чтении (восприятии книг);
- привитие интереса детей к различным видам игр;
- развитие познавательной активности детей;
- активизация словаря детей;
- развитие внимания, произвольности, памяти, восприятия, речи …
- совершенствование моторики…
- развитие коммуникативных и навыков совместной деятельности;
- углубление знаний об окружающей действительности, развитие способности устанавливать простейшие связи;
- усвоение детьми практического опыта и возможных способов решения проблем и выходов из ситуаций;
- вовлечение родителей в воспитательный процесс.
- активизация инновационной деятельности в ДОУ, повышение творческого потенциала педагогов.
Виды детской деятельности: чтение (восприятие) художественной литературы, познавательная, двигательная, игровая, коммуникативная, музыкально-художественная, продуктивная.
Возможные формы и методы работы:
создание игровых или проблемных ситуаций, режимные моменты, утренняя гимнастика, НОД, чтение художественной литературы и малых фольклорных жанров: потешки, поговорки, сказки, загадки и др., драматизация, театрализованная деятельность, беседы, тематические картинки и альбомы, предметные и сюжетные картинки, открытки к литературным произведениям, нетрадиционные книги (книги-ширмы, книги-игрушки, музыкальные книги, книги с разным тактильным материалом), использование Портрета детского писателя и книг в его произведениями, присутствие постоянного персонажа – «жителя» книжного уголка, рисунки и аппликативные работы детей, раскраски, разрезные картинки, игры (настольно-печатные, дидактические, пальчиковые, подвижные, сюжетно-ролевые), схемы, картотека речевых игр, картотеки с физкультминутками, артикуляционной и пальчиковой гимнастикой, работа в «Аптечке для книг», книги-самоделки, фото- и иллюстративный материалы, консультации для родителей и т.д.
Составляющие элементы:
- тематический план на неделю;
- список используемой литературы;
- приложение (конспекты НОД, фотоматериалы, художественное слово, работы детей и т.д.)
Основные достоинства:
- поддержание Традиций ДОУ;
- речевое содержание;
- разнообразие форм и видов деятельности;
- занимательность, увлекательность;
- эмоциональный позитивный настрой;
- удовлетворение естественной потребности ребенка
Тематический план на неделю
День недели | Время проведения | Формы и методы проведения |
Понедельник | I Половина дня Утро НОД Прогулка II Половина дня НОД | (см.выше) |
Вторник | ||
Среда | ||
Четверг | ||
Пятница |
Литература
Приложение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Положение о смотре-конкурсе природоведческих коллекций и гербариев в ДОУ и методические рекомендации к нему
Положение о смотре-конкурсе природоведческих коллекций и гербариев в ДОУ и методические рекомендации к нему...
Положение о смотре- конкурсе "Лучший педагогический проект в ДОУ"
Настоящее положение разработано в целях повышения значимости проектной деятельности как средства воспитания и образования воспитанников МБДОУ...
Положение о смотре-конкурсе «Тематический модуль «Все профессии нужны, все профессии важны» и методические рекомендации к созданию и разработке тематического модуля
Положение о смотре-конкурсе «Тематический модуль «Все профессии нужны, все профессии важны» и методические рекомендации к созданию и разработке тематического модуля...
Положение о смотре-конкурсе проектов «Программа психолого-педагогического сопровождения семей воспитанников» Тема: Мой ребенок. Я могу ему помочь! и методические рекомендации к созданию проекта
Положение о смотре-конкурсе проектов «Программа психолого-педагогического сопровождения семей воспитанников» Тема: Мой ребенок. Я могу ему помочь!...
Положение о смотре-конкурсе педагогических проектов «Цветок для мамочки» и методические рекомендации к созданию проекта
Положение о смотре-конкурсе педагогических проектов «Цветок для мамочки» и методические рекомендации к созданию проекта...
Положение о смотре-конкурсе «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ» и методические рекомендации к созданию учебно-методического пособия
Положение о...
Положение о смотре-конкурсе проектов для воспитателей «Мы играем» и методические рекомендации к созданию проекта
Положение о смотре-конкурсе проектов для воспитателей «Мы играем» и методические рекомендации к созданию проекта...