Проектная работа ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
проект (средняя группа)

Актуальность данной темы заключается в том, что сегодня для России нет более важной идеи, чем патриотизм. Историческая память важна и необходима – во все времена и в любом государстве, особенно в трудные, переломные моменты истории. Именно такой период переживает сегодня Россия, когда вопросы патриотического воспитания, исторической памяти вышли на первый план. С помощью инновационных технологий воспитатель может более доступно для дошкольников представить эту серьезную тему в более красочной, интересной, увлекательной и познавательной форме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                        Министерство образования Московской  области      

     Государственное образовательное учреждение высшего образования

                                                    Московской области

            «Государственный гуманитарно-технологический университет»

                                     Гуманитарно-педагогический колледж                                                                                                                

Итоговая проектная работа по вариативному модулю

«Современные стратегии реализации дошкольного образования.

внедрение федерального государственного образовательного

стандарта дошкольного образования»

на тему:

«ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Подготовила воспитатель

Чеснокова Наталья Юрьевна

Место работы г. Люберцы

Московская область МОУ гимназия №5 ДО

2022 г


              Развитие – неотъемлемая часть любой человеческой деятельности. Накапливая опыт, совершенствуя способы, методы действий, расширяя свои умственные возможности, человек тем самым постоянно развивается.

              Этот  же процесс применим к любой человеческой деятельности, в том числе и педагогической. На разных стадиях своего развития общество предъявляло всё более новые стандарты, требования к рабочей силе. Это обусловило необходимость развития системы образования. Для     проектирования была взята именно эта тема, так как она является наиболее важной в наше время, введение инновационных технологий позволяет более полно понять любой предоставленный для детей материал.

             Одним из средств такого развития являются инновационные   технологии, то есть это принципиально новые способы, методы взаимодействия воспитателей и дошкольников, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельности. В образовании инновационные технологии призваны, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Одним из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные технологии.

             Педагогическая инновация – это нововведение в области педагогики, целенаправленное прогрессивное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики, как отдельных ее компонентов, так и самой образовательной системы в целом.                        

             Объектом   данного проекта является процесс развития образования как целостной педагогической системы, а предметом исследования – инновационные педагогические технологии, как составная часть объекта исследования.

              Актуальность данной темы заключается в том, что сегодня для России нет более важной идеи, чем патриотизм. Историческая память важна и необходима – во все времена и в любом государстве, особенно в трудные, переломные моменты истории. Именно такой период переживает сегодня Россия, когда вопросы патриотического воспитания, исторической памяти вышли на первый план. С помощью инновационных технологий воспитатель может более доступно для дошкольников представить эту серьезную тему в более красочной, интересной, увлекательной и познавательной форме. Знакомясь с темой патриотизма с помощью мультимедийных слайдов, ребенок более восприимчив, внимателен к предоставленной ему информации.

               Применение информационно – коммуникационных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме, достигнуть нового качества знаний, развивает логическое мышление детей, усиливает творческую составляющую   учебного труда, максимально способствуя повышению качества образования среди дошкольников.

               В настоящее время многие педагоги в своей практике активно применяют информационно – коммуникационные технологии – технологии доступа к различным информационным источникам, помогающим в решении многих задач: в воспитательно – образовательной, коррекционно – развивающей работе с детьми, работе с педагогами, родителями и, наконец, в саморазвитии.

               В данной работе применяются информационно – коммуникативные технологии для ознакомления дошкольников с социальным миром, работая по всем направлениям дошкольного обучения.

               Цель данной работы показать, как это «выгодно», уметь, использовать и совершенствовать свои умения компьютерной грамотности в деятельности педагога дошкольного образования, на примере конспекта интегрированной непосредственно – образовательной деятельности «Растим  патриотов» для детей старшего дошкольного возраста, ведущей педагогической идеей, которой является привить любовь к Родине, к ее славным страницам прошлого и настоящего, чувство гордости за соотечественников, повлиявших на ход истории, служивших Родине и желание быть защитником своей Отчизны, используя ИКТ – технологии.

                Продукт проектной деятельности:

  1. Оформление проектной папки;
  2. Презентация проекта;
  3. Выставки совместной продуктивной деятельности детей и родителей (поделки, рисунки);
  4. Совместные досуги (вечера поэзии, спортивные праздники, викторины, развлечения) с использованием мультимедийной презентации.

Тип проекта: информационно – практико – ориентированный.

По числу участников: групповой.

По времени проведения: долгосрочный

                При подготовке, были учтены санитарно – эпидемиологические правила, по которым общая продолжительность ООД составляет 15-20 минут с детьми среднего дошкольного возраста, из которых 5-7 минут дети находятся непосредственно за компьютером.

                Для развития у детей устойчивого познавательного интереса к учению перед педагогом стоит задача: сделать занятие интересным, насыщенным и занимательным, то есть материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающего интерес у дошкольников к учебному процессу и способствующие созданию положительной эмоциональной обстановки учения, а также развитию мыслительных способностей.

                Ведь именно процесс удивления ведет за собой процесс понимания. Поэтому в данном проекте используются мультимедийные презентации, которые построены с учетом возрастных  особенностей дошкольников, с включением в них занимательных вопросов, игр, красочных анимированных слайдов, как на занятиях в детском саду, так и на образовательных экскурсиях (посещение краеведческих музеев).

                Для проведения ООД «Растим патриотов» была проделана большая подготовительная работа: подобран материал (были использованы ресурсы интернета, литературные источники, поход в музеи), продуман вид занятия, его методические принципы и приемы, выполнены авторские иллюстрации, подобран музыкальный материал. Поэтому ООД, на наш взгляд, получилась не только воспитывающей и познавательной, но и интересной, творческой, пронизанной фантазией и воображением воспитателей и детей.

               В данной ООД дети знакомятся с историей нашей страны с опорой на наглядность, где компьютер дополняет воспитателя, а не заменяет его. Это наглядность дала возможность объяснить детям материал логично и научно. При объяснении нового материала изображение выводятся на экран при помощи мультимедийного проектора – яркие иллюстрации, познавательные изображения героев «прошлого» и «настоящего». Также на экран выводится слайд с загадкой и стихотворением, что позволяет ребенку «увидеть» их, прочитать (ведь некоторые дети уже это умеют), а отгадав загадку, дошколята могут проверить себя, щелкнув кнопкой и увидев правильный ответ. С использованием, данного вида наглядности, дети лучше поняли, что это такое время, происхождение данного слова, и его значения.

             С использованием средств ИКТ дети совершили путешествие из древней Руси, познакомились с великими людьми, которые прославили СССР и встретились с нынешними героями, прославляющие нашу Отчизну. Ребята познакомились с одним из героев великой страны – Дмитрием Донским, памятник которому находится в городе Коломна. Видя перед собой мультимедийную презентацию с изображением патриотов страны с интересом, слушают рассказ воспитателя. Потом для закрепления материала, дети пробуют себя в роли богатырей (игры – эстафеты).

             В конце ООД дети получают интересное задание – нарисовать и слепить богатырей. Нарисовав дома рисунки, дети приносят их в детский сад. При помощи сканера делаем новое - слайд – шоу. При просмотре презентации дети узнают свои работы.

             Итак, привлекая детей непосредственно к созданию разного рода мультимедиа ресурсов, происходит превращение их из объекта наших педагогических усилий в субъект образовательной деятельности, особенно это актуально для детей старшего дошкольного возраста, которые уже могут почти самостоятельно или с помощью родителей создать свою презентацию.

              Чередование демонстрации теоретического материала и беседы с детьми помогают добиться поставленной цели. Презентация сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие трудной для детей информации. Презентация напоминает детскую книжку, где на каждом листе – большая яркая картинка с подписью – обозначением, а дети и воспитатель только листает слайды (электронные страницы).

              Просматривая презентацию, дети быстрее и лучше запоминают информацию, учатся объединять изображение и звук в одно целое. Электронные презентации с успехом используются во время групповой ООД. Грамотно подобранный материал помогает отследить уровень знаний детей и спланировать дальнейшую работу. ИКТ, это наглядность, дающая возможность нам выстроить объяснение познавательного материала логично, научно, с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения. Использование анимационных эффектов способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу.

              Задача разного рода слайд–шоу и видеофрагментов – показать детям те моменты из истории страны и своего города, наблюдение которых непосредственно вызывает затруднения. Вот и познавательная активность и, как результат, вариативность наглядного ряда.

              Использование ИКТ многое даёт и самим педагогам: значительно сокращается работа с бумажными носителями, так как почти вся текстовая информация составляется и хранится в электронном виде; меньше уходит сил и времени при подготовке наглядно – дидактического сопровождения к НОД. Наконец, с помощью ИКТ создаются условия для профессионального саморазвития: используются электронные учебники, статьи; в сети Интернет можно знакомиться с периодикой, обмениваться информацией с коллегами посредством электронной почты и многое другое. Таким образом, благодаря использованию информационно – коммуникационных технологий в работе с детьми достигаются высокие результаты:

  • Развитие интереса к истории с помощью мультимедийных слайдов и представленных на них иллюстраций и материала по данной теме;
  • Историческая преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры;
  • Воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;
  • Приобщение к общечеловеческим ценностям;
  • Разностороннее развитие детей дошкольного возраста;
  • Повышение социальной компетентности дошкольников;
  • Расширение кругозора воспитанников;
  • Развитие творческого мышления у детей;
  • Преобразование предметно – развивающей среды группы;
  • Оптимизация сотрудничества с родителями;

               Вовлечение родителей в педагогический процесс в ДОУ, помощь в формирование правильного отношения родителей к развитию своего ребенка, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом.

               У детей повышается мотивация к познавательной деятельности, формируется активная позиция субъекта обучения.  Дети с помощью мультимедийной презентации легче усваивают понятие время, патриотизм.

              Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей имеют следующие достоинства:

  • осуществление полисенсорного восприятия материала;
  • возможность демонстрации различных объектов с помощью                                                                              мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;
  • активизация зрительных функций, глазомерных возможностей      ребенка;
  • компьютерные презентационные слайд – фильмы удобно использовать для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в качестве раздаточного материала для ООД.

             По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников работа по внедрению ИКТ в воспитательно – образовательный процесс детского сада был отмечен ряд преимуществ:   

                         -  предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

                         -  проблемные задачи, поощрение при их правильном решении самим компьютером являются стимулом к познавательной активности детей;

                         - ИКТ дает возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее, чем при использовании традиционных средств;

                         - с помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной жизни;

                         - высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.

             Однако хочется отметить, что любая, даже самая совершенная компьютерная программа, не может заменить высококвалифицированного специалиста. Это лишь средства, вспомогательный обучающий материал. Они не заменяют традиционные методы и технологии, а являются дополнительным рациональным и удобным источником информации, наглядности. НОД с использованием компьютерных технологий являются комплексными  и сочетают в себе как традиционные, так и компьютерные средства воспитания обучения.

             Таким образом, можно считать, что этот опыт работы можно использовать и в дальнейшем как самим (введение нового материала, закрепление старого, контроль знаний, на родительских собраниях), так и другим педагогам ДОУ. ООД «Растим патриотов» с использованием информационно – коммуникационных технологий, успешно входит в практику, так как в век всеобщей компьютеризации воспитатель не может отставать в своем развитии, потому представленное занятие далеко не первый в работе с детьми.

              И, в заключение, хотелось бы сказать, что использование компьютерных технологий в деятельности педагога ДОУ позволяет внедрять инновационные процессы в дошкольном образовании, совершенствовать все звенья управления в сфере образования, расширяя возможности доступа к информационным ресурсам, помогает развивать навыки работы на компьютере и повышать творческую фантазию и воображение.

       


                                          Список использованной литературы:

  1. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников – «Перспектива», 2008 год;
  2. Баранникова О. Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду – М.: АРКТИ, 2007 год;
  3. Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. Сфера, 2004 год;
  4. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Москва. Мозаика – Синтез, 2008 год;
  5. Виноградова Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. Айрис – пресс, 2008 год;
  6. Гигиенические требования к ПЭВМ и организации работы. По нормам СанПин 2.2.2\2.4.1340;
  7. Зацепина М. Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет - М.: Мозаика – Синтез, 2008 год;
  8. Значение использования информационно – коммуникационных технологий в воспитательно - образовательном  процессе ДОУ;
  9. Никитина М. «Ребенок за компьютером» М., Эксмо, 2006 год;
  10.  Ресурсы интернета.
  11.  Фомичева О. С. Воспитание успешного ребенка в компьютерном веке. М.: «Гелиос АРВ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа патриотической направленности «Моя малая родина - Каменка»

Проектная работа патриотической направленности «Моя малая родина - Каменка» помогает воспитывать у детей чувство гордости, любви и уважения к культурным традициям, историческому прошл...

Статья по проектной деятельности: Патриотическое воспитание детей 6 – 7 дет

Статья по проектной деятельности: Патриотическое воспитание детей 6 – 7 дет...

Проектная работа по воспитанию патриотических чувств и формированию физических качеств у дошкольников «Сильные и смелые!»

Проектная работа по воспитанию патриотических чувств и формированию физических качеств у дошкольников «Сильные и смелые!»...

Опыт работы "Патриотическое воспитание дошкольников через эффективное использование проектной деятельности".

Опыт работы "Патриотическое воспитание дошкольников через эффективное использование проектной деятельности"....

Отчет по проектной деятельности "Патриотическое воспитание дошкольников в процессе различных видов деятельности"

Отчет по проектной деятельности "Патриотическое воспитание дошкольников в процессе различных видов деятельности"...