«Виммельбух как средство развития речи дошкольников»
методическая разработка (средняя группа)
Цель: ознакомление родителей с использованием виммельбухов в развитии речи дошкольников.
Задачи:
- Познакомить родителей с технологиями, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей;
- Распространение личного педагогического опыта родителям по использованию виммельбухов для развития речи дошкольников.
Обоснование необходимости внедрения новых технологий:
ФГОС ДО определяет систему новых стандартов к структуре, результатам, условиям реализации образовательной программы ДОУ.
В работе по речевому развитию необходимо использовать технологии, приёмы и методы которые способствуют совершенствованию мыслительных и познавательных способностей, формированию лексико-грамматического строя и связной речи.
Цель использования виммельбухов - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, которые тесно связаны с полноценным развитием речи, а также непосредственно развитие речи (обогащение словаря, формирование лексико-грамматического строя речи, развитие связной речи).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master.docx | 20.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс на тему:
«Виммельбух как средство развития речи дошкольников»
Цель: ознакомление родителей с использованием виммельбухов в развитии речи дошкольников.
Задачи:
- Познакомить родителей с технологиями, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей;
- Распространение личного педагогического опыта родителям по использованию виммельбухов для развития речи дошкольников.
Обоснование необходимости внедрения новых технологий:
ФГОС ДО определяет систему новых стандартов к структуре, результатам, условиям реализации образовательной программы ДОУ.
В работе по речевому развитию необходимо использовать технологии, приёмы и методы которые способствуют совершенствованию мыслительных и познавательных способностей, формированию лексико-грамматического строя и связной речи.
Цель использования виммельбухов - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, которые тесно связаны с полноценным развитием речи, а также непосредственно развитие речи (обогащение словаря, формирование лексико-грамматического строя речи, развитие связной речи).
Теоретическая часть
Здравствуйте уважаемые родителей.
Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне развития речи детей. Это показывает и мой опыт педагогической деятельности. Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической и диалогической речи.
Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, составление рассказов по картине, создание разных видов творческих рассказов. Все названные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. Но чтобы достигнуть высоких результатов, я решила использовать нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи.
Сегодня очень популярны так называемые виммельбухи - книги для разглядывания. Предлагаю вам познакомиться с вариантом использования таких книг для развития речи дошкольников.
Для начала выясним, что же такое виммельбух?
Такие книги впервые появились в Германии. Первый виммельбух создал около 40 лет тому назад немецкий художник Али Митгуш. После кругосветного путешествия он пытался собрать все впечатления и понял, что максимально точно может сделать это не словами, а множеством зарисовок. Из - под его пера вышли виммельбухи - «В деревне», «Пиратская книга», «Корабли» и другие. Эти книги сразу завоевали любовь немецких детишек и их родителей. А потом они распространились по Европе и по всему миру.
Виммельбухи имеют свои отличительные особенности. «Классический» виммельбух достаточно большой, формата А2, однако существуют и более компактные варианты, которые удобно брать с собой в дорогу или на прогулку. Как правило, количество разворотов небольшое — от 5 до 10, напечатанных на плотном картоне. Количество деталей на страницах просто зашкаливает, буквально каждый сантиметр пространства задействован художником и может принимать участие в какой-то истории. Здесь нет единого смыслового центра, сюжетные линии разворачиваются одновременно. В таких книгах совсем нет текста, или же его очень мало – чаще всего предлагаются различные задания (отыскать какого-либо персонажа или предмет, сосчитать их и т.п.).
Виммельбухи, несмотря на минимальное содержание текста, а точнее, благодаря этой особенности, замечательно развивают связную речь ребенка и обогащают его словарный запас.
Предлагаю вам несколько советов по организации работы с виммельбухом для развития речи дошкольников:
находить знакомые предметы – просто так или соревноваться, кто быстрее;
искать на всех разворотах книги одного и того же персонажа;
составлять истории с персонажем – кто он, откуда и куда идет, кого встретил, что делает;
сравнивать изображения в книге с реальным пространством, окружающим ребенка (парк, улица, дом), искать похожие предметы;
закрыть разворот после рассматривания и предложить малышу назвать то, что там было изображено. Если ребенок еще не говорит, пусть выберет нужные карточки из заранее приготовленных вами.
Сначала в нашей стране были лишь виммельбухи, привезённые из-за границы, но затем русские художники тоже подхватили это веяние. Например, Багин Петр Иванович создал виммельбух «В лесу». Благодаря тому, что художник русский, в книге изображена природа России, которая намного ближе и понятнее нашим детям. В нём описано, как на протяжении 12 месяце меняется лес. Существуют виммельбухи и других наших авторов, например «Русские сказки» - художника Тамары Александровны Саввушкиной, «Увлекательные истории в картинках» Елены Алексеевны Запесочной и другие.
На какой возраст рассчитаны?
Ребенок практически любого возраста откроет в них что-то для себя. Подойдут виммельбухи и для самых маленьких, и для детей среднего школьного возраста, да что там, и взрослому они могут быть интересны. Чем старше будет становиться ребенок, тем больше он начнет понимать. Но даже дети до 3 лет наверняка заинтересуются виммельбухами. Малыши любят разглядывать машинки, технику, предметы быта, животных, а это всегда в изобилии присутствует на страницах виммельбухов. Не все малыши сразу проявляют интерес к подобному роду книг. Но если при первом знакомстве ребенок не заинтересовался, не стоит спешить с выводами. Периодически нужно пробовать ещё, возможно, ребенок «дорастет».
Где купить?
Купить их сейчас - не проблема, так как их популярность зашкаливает. Сначала русскоязычные пользователи привозили их с собой из поездок за границу, благо, что слов там почти нет, и это снимает языковой барьер. Сегодня их можно купить в книжных магазинах или заказать на сайтах издательств.
А можно и сделать самим. За основу берётся заламинированный фон и к нему прилагаются множество тематических наклеек – будь то растения, насекомые, транспорт и многое другое. Вашему вниманию представлен вариант для создания самодельного виммельбуха «Времена года», который состоит из папки, 4 фоновых разворотов и 4 комплектов с наклейками – по временам года.
Практическая часть – МАСТЕР-КЛАСС
Цель :
Познакомить родителей с некоторыми приёмами работы по развитию речи дошкольников с использованием виммельбухов.
Материалы:
Копия первого разворота книги-виммельбуха «Увлекательные истории в картинках из жизни маленького городка Мирославля» на каждый стол (4 шт.).
Ход практической части:
Предлагаю вам один из вариантов работы с детьми по первому развороту книги Виммельбух «Увлекательные истории в картинках из жизни маленького городка Мирославля». (Автор Запесочная Елена Алексеевна)
- Я предлагаю вам познакомиться с новой необычной книгой. А точнее – с одной из её страниц.
— Какое время года здесь изображено? (Зима)
— Как вы догадались, что это зима? (Всё покрыто снегом. На деревьях нет листьев. Люди тепло одеты и т.д.)
— Скажите, как называется здание, которое находится в центре? (Дом)
— Почему вы так решили? (Потому что там расположены комнаты – кухня, спальня, гостиная, есть лестницы и балконы.)
- Чем занимаются люди в доме? (Делают уборку, наряжают ёлку и т.д.)
— Чем занимаются дети на улице? (Они играют, мальчик гуляет собакой…)
— А чем заняты взрослые? (Общаются с другими людьми, идут гулять с детьми, ожидают транспорт на остановке ….)
- Каких животных вы заметили? (Кошка, собака, лошадь, белки...)
- Какие птицы здесь изображены? (Голуби, вороны, дятел, сороки, синицы, снегири)
- Найдите и сосчитайте транспорт на этой странице.
- Что ещё интересного вы здесь увидели?
Спасибо за ответы.
А теперь с помощью опорной таблицы давайте попробуем придумать интересную историю по этой странице.
Родителям предлагается придумать рассказ по опорной таблице (даётся 1-2 минуты), затем предоставляется слово представителю каждой группы. В результате должен получиться связный рассказ.
Всем остальным родителям я предлагаю подумать, какие задачи может решить педагог в ходе выполнения подобных заданий с детьми.
(Обсуждение, дать слово 2-3 человекам).
Цели работы с детьми:
- обогащение словаря (прилагательных и глагольного),
- развитие лексико-грамматического строя речи,
- развитие связной речи.
Большое спасибо за активное участие.
Рефлексия
А сейчас пришло время подвести итоги нашей работы.
У каждого из участников имеются красные и синие камушки. Если вы считаете, что материал, представленный на мастер-классе оказался интересным, полезным и Вам захотелось использовать его в работе по развитию связной речи дошкольников, то положите в шкатулку красный камушек, а если нет - то синий.
Открываем шкатулку и делаем выводы. Предлагаю желающим высказать своё мнение о представленной технологии.
Заключительное слово:
Виммельбухи развивают связную речь, учат составлять рассказы, вести диалоги. Таким образом, виммельбухи являются гениальной находкой и для педагогов, и для родителей. Желаю вам много интересных моментов и удивительных открытий в очень нужной и важной работе по развитию речи у детей.
Благодарю за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Средства развития речи дошкольников (общение взрослых и детей; культурная языковая среда, речь воспитателя; художественная литература; искусство)
Презентация родительского собрания" Средства развития речи дошкольников (общение взрослых и детей; культурная языковая среда, речь воспитателя; художественная литература; искусство)"...
Коррекционно-развивающие игры как средство развития речи дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи
Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.В игре явно проявляются особенности мышления и воображения ребенка, ег...
«Виммельбухи» как средство развития речи и социализации личности дошкольников с ОВЗ»
Консультация будет полезна педагогам, имеющим непосредственное отношение к коррекционной работе с детьми с ОВЗ....
Методическое объединение "Игра как приоритетное средство развитие речи дошкольников" Мастер-класс "Дидактические игры по развитию речи"
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету&raqu...
«Виммельбух как средство развития речи дошкольников»
В статье раскрывается значение книг "Виммельбух" в развитии связной речи у дошкольников....
Виммельбух как средство развитие речи дошкольников
Данная презентация раскрывает суть развития речи через такую методику, как книгу Виммельбух. Данный материал будет полезен ,как воспитателям, логопедам и родителям, так и детям средних, старших ...
Мастер-класс на тему: «Виммельбух как средство развития речи дошкольников»
Цель: ознакомление родителей с использованием виммельбухов в развитии речи дошкольников.Задачи:- Познакомить родителей с технологиями, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие д...