«Виммельбух как средство развития речи дошкольников»
методическая разработка (средняя группа)

Цель: ознакомление родителей с использованием виммельбухов в развитии речи дошкольников.

Задачи:

- Познакомить родителей с технологиями, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей;

- Распространение личного педагогического опыта родителям по использованию виммельбухов для развития речи дошкольников.

 

Обоснование необходимости внедрения новых технологий:

ФГОС ДО определяет систему новых стандартов к структуре, результатам, условиям реализации образовательной программы ДОУ.

В работе по речевому развитию необходимо использовать технологии, приёмы и методы которые способствуют совершенствованию мыслительных и познавательных способностей, формированию лексико-грамматического строя и связной речи.

Цель использования виммельбухов развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, которые тесно связаны с полноценным развитием речи, а также непосредственно развитие речи (обогащение словаря, формирование лексико-грамматического строя речи, развитие связной речи).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master.docx20.57 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс на тему:

«Виммельбух как средство развития речи дошкольников»

 

Цель: ознакомление родителей с использованием виммельбухов в развитии речи дошкольников.

Задачи:

- Познакомить родителей с технологиями, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей;

- Распространение личного педагогического опыта родителям по использованию виммельбухов для развития речи дошкольников.

 

Обоснование необходимости внедрения новых технологий:

ФГОС ДО определяет систему новых стандартов к структуре, результатам, условиям реализации образовательной программы ДОУ.

В работе по речевому развитию необходимо использовать технологии, приёмы и методы которые способствуют совершенствованию мыслительных и познавательных способностей, формированию лексико-грамматического строя и связной речи.

Цель использования виммельбухов развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, которые тесно связаны с полноценным развитием речи, а также непосредственно развитие речи (обогащение словаря, формирование лексико-грамматического строя речи, развитие связной речи).

 

Теоретическая часть

 

Здравствуйте уважаемые родителей.

 

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне развития речи детей. Это показывает и мой опыт педагогической деятельности. Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической и диалогической речи.

 

Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, составление рассказов по картине, создание разных видов творческих рассказов. Все названные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. Но чтобы достигнуть высоких результатов, я решила использовать нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи.

 

Сегодня очень популярны так называемые виммельбухи - книги для разглядывания. Предлагаю вам познакомиться с вариантом использования таких книг для развития речи дошкольников.

 

Для начала выясним, что же такое виммельбух?

 

Такие книги впервые появились в Германии. Первый виммельбух создал около 40 лет тому назад немецкий художник Али Митгуш. После кругосветного путешествия он пытался собрать все впечатления и понял, что максимально точно может сделать это не словами, а множеством зарисовок. Из - под его пера вышли виммельбухи - «В деревне», «Пиратская книга», «Корабли» и другие. Эти книги сразу завоевали любовь немецких детишек и их родителей. А потом они распространились по Европе и по всему миру.

 

Виммельбухи имеют свои отличительные особенности. «Классический» виммельбух достаточно большой, формата А2, однако существуют и более компактные варианты, которые удобно брать с собой в дорогу или на прогулку. Как правило, количество разворотов небольшое — от 5 до 10, напечатанных на плотном картоне. Количество деталей на страницах просто зашкаливает, буквально каждый сантиметр пространства задействован художником и может принимать участие в какой-то истории. Здесь нет единого смыслового центра, сюжетные линии разворачиваются одновременно. В таких книгах совсем нет текста, или же его очень мало – чаще всего предлагаются различные задания (отыскать какого-либо персонажа или предмет, сосчитать их и т.п.).

 

Виммельбухи, несмотря на минимальное содержание текста, а точнее, благодаря этой особенности, замечательно развивают связную речь ребенка и обогащают его словарный запас.

 

Предлагаю вам несколько советов по организации работы с виммельбухом для развития речи дошкольников:

 

находить знакомые предметы – просто так или соревноваться, кто быстрее;

искать на всех разворотах книги одного и того же персонажа;

составлять истории с персонажем – кто он, откуда и куда идет, кого встретил, что делает;

сравнивать изображения в книге с реальным пространством, окружающим ребенка (парк, улица, дом), искать похожие предметы;

закрыть разворот после рассматривания и предложить малышу назвать то, что там было изображено. Если ребенок еще не говорит, пусть выберет нужные карточки из заранее приготовленных вами.

Сначала в нашей стране были лишь виммельбухи, привезённые из-за границы, но затем русские художники тоже подхватили это веяние. Например, Багин Петр Иванович создал виммельбух «В лесу». Благодаря тому, что художник русский, в книге изображена природа России, которая намного ближе и понятнее нашим детям. В нём описано, как на протяжении 12 месяце меняется лес. Существуют виммельбухи и других наших авторов, например «Русские сказки» - художника Тамары Александровны Саввушкиной, «Увлекательные истории в картинках» Елены Алексеевны Запесочной и другие.

 

На какой возраст рассчитаны?

 

Ребенок практически любого возраста откроет в них что-то для себя. Подойдут виммельбухи и для самых маленьких, и для детей среднего школьного возраста, да что там, и взрослому они могут быть интересны. Чем старше будет становиться ребенок, тем больше он начнет понимать. Но даже дети до 3 лет наверняка заинтересуются виммельбухами. Малыши любят разглядывать машинки, технику, предметы быта, животных, а это всегда в изобилии присутствует на страницах виммельбухов. Не все малыши сразу проявляют интерес к подобному роду книг. Но если при первом знакомстве ребенок не заинтересовался, не стоит спешить с выводами. Периодически нужно пробовать ещё, возможно, ребенок «дорастет».

 

Где купить?

 

Купить их сейчас - не проблема, так как их популярность зашкаливает. Сначала русскоязычные пользователи привозили их с собой из поездок за границу, благо, что слов там почти нет, и это снимает языковой барьер. Сегодня их можно купить в книжных магазинах или заказать на сайтах издательств.

 

А можно и сделать самим. За основу берётся заламинированный фон и к нему прилагаются множество тематических наклеек – будь то растения, насекомые, транспорт и многое другое. Вашему вниманию представлен вариант для создания самодельного виммельбуха «Времена года», который состоит из папки, 4 фоновых разворотов и 4 комплектов с наклейками – по временам года.

 

Практическая часть – МАСТЕР-КЛАСС

 

Цель :

 

Познакомить родителей с некоторыми приёмами работы по развитию речи дошкольников с использованием виммельбухов.

 

Материалы:

 

Копия первого разворота книги-виммельбуха «Увлекательные истории в картинках из жизни маленького городка Мирославля» на каждый стол (4 шт.).

 

Ход практической части:

 

Предлагаю вам один из вариантов работы с детьми по первому развороту книги Виммельбух «Увлекательные истории в картинках из жизни маленького городка Мирославля». (Автор Запесочная Елена Алексеевна)

 

- Я предлагаю вам познакомиться с новой необычной книгой. А точнее – с одной из её страниц.

 

— Какое время года здесь изображено? (Зима)

 

— Как вы догадались, что это зима? (Всё покрыто снегом. На деревьях нет листьев. Люди тепло одеты и т.д.)

 

— Скажите, как называется здание, которое находится в центре? (Дом)

 

— Почему вы так решили? (Потому что там расположены комнаты – кухня, спальня, гостиная, есть лестницы и балконы.)

 

- Чем занимаются люди в доме? (Делают уборку, наряжают ёлку и т.д.)

 

— Чем занимаются дети на улице? (Они играют, мальчик гуляет собакой…)

 

— А чем заняты взрослые? (Общаются с другими людьми, идут гулять с детьми, ожидают транспорт на остановке ….)

 

- Каких животных вы заметили? (Кошка, собака, лошадь, белки...)

 

- Какие птицы здесь изображены? (Голуби, вороны, дятел, сороки, синицы, снегири)

 

- Найдите и сосчитайте транспорт на этой странице.

 

- Что ещё интересного вы здесь увидели?

 

Спасибо за ответы.

 

А теперь с помощью опорной таблицы давайте попробуем придумать интересную историю по этой странице.

 

Родителям предлагается придумать рассказ по опорной таблице (даётся 1-2 минуты), затем предоставляется слово представителю каждой группы. В результате должен получиться связный рассказ.

 

Всем остальным родителям я предлагаю подумать, какие задачи может решить педагог в ходе выполнения подобных заданий с детьми.

 

(Обсуждение, дать слово 2-3 человекам).

 

Цели работы с детьми:

 

- обогащение словаря (прилагательных и глагольного),

 

- развитие лексико-грамматического строя речи,

 

- развитие связной речи.

 

Большое спасибо за активное участие.

 

Рефлексия

 

А сейчас пришло время подвести итоги нашей работы.

 

У каждого из участников имеются красные и синие камушки. Если вы считаете, что материал, представленный на мастер-классе оказался интересным, полезным и Вам захотелось использовать его в работе по развитию связной речи дошкольников, то положите в шкатулку красный камушек, а если нет - то синий.

 

Открываем шкатулку и делаем выводы. Предлагаю желающим высказать своё мнение о представленной технологии.

 

Заключительное слово:

 

Виммельбухи развивают связную речь, учат составлять рассказы, вести диалоги. Таким образом, виммельбухи являются гениальной находкой и для педагогов, и для родителей. Желаю вам много интересных моментов и удивительных открытий в очень нужной и важной работе по развитию речи у детей.

 

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Средства развития речи дошкольников (общение взрослых и детей; культурная языковая среда, речь воспитателя; художественная литература; искусство)

Презентация родительского собрания" Средства развития речи дошкольников (общение взрослых и детей; культурная языковая среда, речь воспитателя; художественная литература; искусство)"...

Коррекционно-развивающие игры как средство развития речи дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи

Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.В игре явно проявляются особенности мышления и воображения ребенка, ег...

«Виммельбухи» как средство развития речи и социализации личности дошкольников с ОВЗ»

Консультация  будет  полезна  педагогам, имеющим  непосредственное  отношение к коррекционной  работе  с  детьми  с ОВЗ....

Методическое объединение "Игра как приоритетное средство развитие речи дошкольников" Мастер-класс "Дидактические игры по развитию речи"

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету&raqu...

«Виммельбух как средство развития речи дошкольников»

В статье раскрывается значение книг "Виммельбух"  в развитии связной речи у дошкольников....

Виммельбух как средство развитие речи дошкольников

Данная презентация раскрывает суть развития речи через такую методику, как книгу Виммельбух. Данный материал будет полезен ,как воспитателям, логопедам и родителям, так и детям  средних, старших ...

Мастер-класс на тему: «Виммельбух как средство развития речи дошкольников»

Цель: ознакомление родителей с использованием виммельбухов в развитии речи дошкольников.Задачи:- Познакомить родителей с технологиями, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие д...