«Виммельбухи» как средство развития речи и социализации личности дошкольников с ОВЗ»
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Консультация будет полезна педагогам, имеющим непосредственное отношение к коррекционной работе с детьми с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_vimmelbuh.docx | 21.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад компенсирующего вида № 28 «Ромашка»
«Виммельбухи» как средство развития речи
и социализации личности дошкольников с ОВЗ»
учитель-дефектолог:
Садикова Н.П.
Юрга
Технология Виммельбух - интересно, весело, полезно.
Добрый день уважаемые коллеги!
Сегодня я хочу вам рассказать об интересной, полезной образовательной технологии Виммельбух. Мы ее применяем в коррекционной работе с детьми с ОВЗ, детьми-инвалидами.
Что такое Виммельбух?
Название происходит от немецкого словосочетания Wimmel buch, которое дословно переводится как «книга с мельтешащими картинками».
А название такое дано, потому что на страницах виммельбуха невообразимо много героев, каждый из которых занят чем-то своим, и поначалу от такого разнообразия просто мельтешит в глазах.
Виммельбух – это, определенно, особенная часть детской библиотеки.
От других книг виммельбухи отличает практически полное отсутствие текста. Иллюстрации в них очень яркие, насыщенные, детализированные. Множество предметов и героев, изображенных на каждой картинке, приковывает внимание не только ребенка, но и взрослого. Виммельбух можно разглядывать часами – замечая всё новые и новые детали, фантазируя, придумывая собственные истории, происходящие с героями.
Откуда взялся такой вид книг
«Виммельбух» ― это направление в детских книгах, которое быстро завоевало любовь детей из разных стран, в том числе и из России. Такие книги впервые появились в Германии – около 40 лет тому назад немецкий художник Али Митгуш проиллюстрировал «Виммельбух». Его работы можно сравнить с муравейниками.
Вашему вниманию предоставлен фрагмент книги Али Митгуша «В деревне». На маленьком пространстве у него умещается тысяча персонажей, случается тысяча разнообразных ситуаций. Это тематические книги, состоящие из пары десятков листов плотного картона. В них либо совсем нет слов, либо беглые описания для старта полета фантазии.
Проблема социализации дошкольников с ОВЗ в свете реализации ФГОС дошкольного образовании является актуальной и общепризнанной в связи с изменившейся социокультурной ситуацией развития детства.
Детская книга традиционно занимает важное место в образовательном процессе дошкольных учреждений. Уголки книги являются обязательным элементом развивающей предметно-пространственной среды во всех возрастных группах компенсирующей направленности.
Вместе с тем, тенденцией современности является уменьшение времени общения дошкольника с книгой, утрате традиций семейного чтения, появлением новых, разных источников информации (смартфон, ноутбук, компьютер).
Нельзя не отметить и то, что в изменившемся мире изменился и сам ребенок.
Какая же книга сможет увлечь ребенка с его кликовым мышлением, рекламным восприятием? Перед педагогами встает проблема поиска. Такая книга нашлась, это книги жанра Виммельбух.
Отвечая на вопрос «почему именно книга жанра Виммельбух?», - Виммельбух, своей особенностью позволяет увлечь любого современного ребенка процессом познания. Так, как это книга чаще всего без текста, ребенок - дошкольник «читает» ее по картинкам. А значит, в процессе работы с книгой он может быть ведущим, «главным». Подбором книг, педагог создает условия для самостоятельной познавательной деятельности ребёнка и поддерживает инициативу детей, что является основополагающим принципом ФГОС. Ребёнок сам может находить знания под невидимым руководством педагога, становится исследователем и первооткрывателем.
На какой возраст рассчитаны
Прелесть их в том, что ребенок практически любого возраста откроет в них что-то для себя. Подойдет виммельбух и для самых маленьких, и для детей среднего школьного возраста, и взрослому они могут быть интересны. Чем старше будет становиться ребенок, тем больше он начнет понимать. Дети до 3 лет наверняка заинтересуются виммельбухом, им интересно разглядывать машинки, животных, предметы быта, а это всегда в изобилии присутствует на страницах виммельбуха.
Если при первом знакомстве ребенок не заинтересовался, не стоит спешить с выводами. Периодически нужно пробовать опять и опять, возможно, ребенок «дорастет».
Но одно всегда остается неизменным, ребенку всегда будет нужен слушатель и соучастник. Самым маленьким нужно все озвучивать и называть то, на что они указывают пальцем. Ребятам постарше нужен как минимум слушатель их историй, а как максимум - активный сочинитель.
Как читать
Резонный вопрос, как же читать книгу ребенку, если там нет слов. Включить фантазию. Дошколята в большинстве своем не умеют читать, и чтобы почитать обычную книгу с текстом, им обязательно нужен взрослый, но зато книжки-картинки, они с удовольствием «почитают» сами.
Рассказчиком сначала может выступать педагог, постепенно вовлекая ребенка в свой рассказ умело поставленными вопросами. Вопросы могут быть для работы над названием книги, о происходящем на иллюстрации, о персонажах. Вопросы поискового характера (откуда, зачем, почему), требующие сопоставление фактов и простейшего вывода, заставят детей думать, размышлять, внимательно всматриваться в картину. Они требуют распространенных, а не кратких ответов, поэтому способствуют развитию речи детей.
В Виммельбухе хорошо прорисованы даже мелкие детали, в том, числе и лица персонажей. Вопросы, направленные на чувства, эмоции персонажей, помогут решить не только развивающие задачи (социально-личностного характера), но и определить психологическое состояние ребенка в данный момент.
Задания по книге можно выполнять в индивидуальной работе, а так же в подгрупповой, например:
- находить знакомые предметы – просто так или соревноваться, кто быстрее;
- искать на всех разворотах книги одного и того же персонажа;
- составлять истории с персонажем – кто он, откуда и куда идет, кого встретил, что делает;
- сравнивать изображения в книге с реальным пространством, окружающим ребенка (парк, улица, дом, искать похожие предметы ), закрыть разворот после рассматривания и предложить ребенку назвать то, что там было изображено;
- сюжет по иллюстрациям виммельбуха можно придумывать самим.
Образовательная технология Виммельбух - достаточно проста, универсальна и результативна. Её цель - использование многосюжетных страниц книг Виммельбухов для организации образовательного процесса, построенного в игровой форме и решение задач всестороннего развития ребенка:
- развитие психических процессов - речи, мышления, памяти, воображения.
- формирование мотивов, стимулирующих работу с книгой,
- интерес к книжной информации и занятиям;
- формирование навыков сознательного, сосредоточенного изучения;
- умение формировать свое отношение к увиденному.
В зависимости от ситуации, участников и места использования, технология может быть самостоятельной единицей (например, в ситуации домашнего обучения) или являться дополнительным, вспомогательным инструментом для реализации ФГОС. Поэтому она не требует комплексного планирования и может применяться эпизодически, например, в рамках лексической темы в индивидуальной коррекционной работе с детьми ОВЗ.
Технология может объединять различные виды детской деятельности вокруг единой темы (книги) и интегрировать образовательные области. Например, непосредственно-образовательная деятельность с использованием книги «Мир вокруг тебя» включал в себя разные виды детской деятельности (рассматривание, рисование, поиск, Игры, в том числе подвижные и настольные) и интеграцию всех образовательных областей.
Технология адресована педагогам и родителям. Она проста, но требует дополнительной подготовки в плане подбора дополнительного материала. Главное условие – творческий подход.
В результате применения образовательной технологии работы с книгами жанра Виммельбух:
• Привилась любовь к книгам. Изменилась частота самостоятельного использования книг детьми
• Сформировано отношение к книге как к способу познания мира, устройства общества, человеческих эмоций.
• Появилась положительная динамика в развитии мыслительных процессов, аналитических функций, в умении строить логические, причинно-следственные связи, в развитии свойств внимания, усидчивости, самоконтроля.
На самом деле, классический Виммельбух – настоящий учебник по социализации в картинках. В жизни людей нет чего-то отдельного, не связанного между собой. Эти книги могут научить воспринимать жизнь как единый поток, где все происходящее тесно переплетено с людьми и окружающей средой.
Таким образом, в умелых руках педагога, образовательная технология Виммельбух носит инновационный характер, и объединяет все образовательные области Государственного стандарта, создавая основу для мультикультурного образования, даря метапредметные интеграции, как зачин для школьного обучения.
Спасибо за внимание!
Источник
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D0%BC%D0%BC%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%B1%D1%83%D1%85
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование виммельбуха в рамках психолого-педагогического сопровождения родителей (законных представителей)
Виммельбух как средство психолого-педагогического сопровождения родителей (законных представителей)...
Буклет для педагогов - психологов "Использование виммельбуха в рамках психолого-педагогического сопровождения родителей (законных представителей)"
Краткое описание понятия "виммельбух", информация о его создателе, основные этапы мастер-класса по соданию "виммельбуха"....
Виммельбух, как универсальное средство развития речи детей дошкольного возраста
Развитие и формирование правильной устой речи одна из актуальных задач современного ДО. Для лучшего развития речи ребенка ему необходимо как можно чаще рассматривать книги, в которых абсолютно нет сло...
Виммельбух и его значение для развития ребёнка.
Виммельбух- это интересно.Значение в работе с детьми дошкольного возраста. История создания. Преимущества при работе с детьми.Творческое взаимодействие....
Мастер-класс «Знакомство с волшебной книгой Виммельбух - как инновационной технологией развития речи детей старшего дошкольного возраста ».
Мастер-класс «Знакомство с волшебной книгой Виммельбух - как инновационной технологией развития речи детей старшего дошкольного возраста ». Цель: повышение профессионального маст...
Что такое виммельбухи и как их правильно читать.
Что такое виммельбухи и как их правильно читать....
консультация "Виммельбух для развития детей"
Виммельбух -это такой жанр книг,который полностью или практически полность состоит из картинок.Как с ними работать, на какой возраст расчитаны и что они развивают у детей вы сейчас узнаете....