«Виммельбухи» как средство развития речи и социализации личности дошкольников с ОВЗ»
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Садикова Наталья Петровна

Консультация  будет  полезна  педагогам, имеющим  непосредственное  отношение к коррекционной  работе  с  детьми  с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_vimmelbuh.docx21.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида № 28 «Ромашка»

«Виммельбухи» как  средство развития  речи

 и  социализации личности  дошкольников с ОВЗ»

учитель-дефектолог:

 Садикова Н.П.

Юрга

Технология Виммельбух - интересно, весело, полезно.

Добрый день уважаемые коллеги!

Сегодня я хочу вам рассказать об интересной, полезной образовательной технологии Виммельбух. Мы ее применяем в коррекционной  работе с детьми   с ОВЗ, детьми-инвалидами.

Что такое Виммельбух?

Название происходит от немецкого словосочетания Wimmel buch, которое дословно переводится как «книга с мельтешащими картинками».

А название такое дано, потому что на страницах виммельбуха  невообразимо много героев, каждый из которых занят чем-то своим, и поначалу от такого разнообразия просто мельтешит в глазах.

Виммельбух – это, определенно, особенная часть детской библиотеки.

От других книг виммельбухи  отличает практически полное отсутствие текста.  Иллюстрации в них очень яркие, насыщенные, детализированные. Множество предметов и героев, изображенных на каждой картинке, приковывает внимание не только ребенка, но и взрослого. Виммельбух можно разглядывать часами – замечая всё новые и новые детали, фантазируя, придумывая собственные истории, происходящие с героями.

Откуда взялся такой вид книг

«Виммельбух» ― это направление в детских книгах, которое быстро завоевало любовь детей из разных стран, в том числе и из России. Такие книги впервые появились в Германии – около 40 лет тому назад  немецкий художник Али Митгуш проиллюстрировал  «Виммельбух». Его работы можно сравнить с муравейниками.

Вашему  вниманию предоставлен  фрагмент книги Али Митгуша «В деревне». На маленьком пространстве у него умещается тысяча персонажей, случается тысяча разнообразных ситуаций. Это тематические книги, состоящие из пары десятков листов плотного картона. В них либо совсем нет слов, либо беглые описания для старта полета фантазии.

Проблема социализации  дошкольников с ОВЗ  в свете реализации ФГОС дошкольного образовании является актуальной и общепризнанной в связи с изменившейся социокультурной ситуацией развития детства.

Детская книга традиционно занимает важное место в образовательном процессе дошкольных учреждений. Уголки книги являются обязательным элементом развивающей предметно-пространственной среды во всех возрастных группах компенсирующей направленности.

Вместе с тем, тенденцией современности является уменьшение времени общения дошкольника с книгой, утрате традиций семейного чтения, появлением новых, разных  источников информации (смартфон, ноутбук, компьютер).
Нельзя не отметить и то, что в изменившемся мире изменился и сам ребенок.

Какая же книга сможет увлечь ребенка с его кликовым мышлением, рекламным восприятием? Перед педагогами встает проблема поиска. Такая книга нашлась, это книги жанра Виммельбух.

Отвечая на вопрос «почему именно книга жанра Виммельбух?»,  - Виммельбух, своей особенностью  позволяет увлечь любого современного ребенка  процессом познания. Так, как это книга чаще всего без текста, ребенок - дошкольник «читает» ее по картинкам. А значит, в процессе работы с книгой он может быть ведущим, «главным». Подбором книг, педагог создает условия для самостоятельной познавательной деятельности ребёнка и поддерживает инициативу детей, что является основополагающим принципом ФГОС. Ребёнок сам может находить знания под невидимым руководством педагога, становится исследователем и первооткрывателем.

На какой возраст рассчитаны

Прелесть их в том, что ребенок практически любого возраста откроет в них что-то для себя. Подойдет виммельбух  и для самых маленьких, и для детей среднего школьного возраста,  и взрослому они могут быть интересны. Чем старше будет становиться ребенок, тем больше он начнет понимать. Дети до 3 лет наверняка заинтересуются виммельбухом, им  интересно разглядывать машинки, животных, предметы быта,  а это всегда в изобилии присутствует на страницах виммельбуха.

Если при первом знакомстве ребенок не заинтересовался, не стоит спешить с выводами. Периодически нужно пробовать опять и опять, возможно, ребенок «дорастет».

 Но одно всегда остается неизменным, ребенку всегда будет нужен слушатель и соучастник. Самым маленьким нужно все озвучивать и называть то, на что они указывают пальцем. Ребятам постарше нужен как минимум слушатель их историй, а как максимум - активный сочинитель.

 Как читать

Резонный вопрос, как же читать книгу ребенку, если там нет слов. Включить фантазию. Дошколята в большинстве своем не умеют читать, и чтобы почитать обычную книгу с текстом, им обязательно нужен взрослый, но зато книжки-картинки, они с удовольствием «почитают» сами.

Рассказчиком сначала может выступать педагог, постепенно вовлекая ребенка в свой рассказ умело поставленными вопросами. Вопросы могут быть для работы над названием книги, о происходящем на иллюстрации, о персонажах. Вопросы поискового характера (откуда, зачем, почему), требующие сопоставление фактов и простейшего вывода, заставят детей думать, размышлять, внимательно всматриваться в картину. Они требуют распространенных, а не кратких ответов, поэтому способствуют развитию речи детей.
В Виммельбухе хорошо прорисованы даже мелкие детали, в том, числе и лица персонажей. Вопросы, направленные на чувства, эмоции персонажей, помогут решить не только развивающие задачи (социально-личностного характера), но и определить психологическое состояние ребенка в данный момент.

Задания по  книге   можно  выполнять в индивидуальной  работе, а  так  же  в  подгрупповой, например:

  • находить знакомые предметы – просто так или соревноваться, кто быстрее;
  • искать на всех разворотах книги одного и того же персонажа;
  • составлять истории с персонажем – кто он, откуда и куда идет, кого встретил, что делает;
  • сравнивать изображения в книге с реальным пространством, окружающим ребенка (парк, улица, дом, искать похожие предметы ), закрыть разворот после рассматривания и предложить ребенку назвать то, что там было изображено;
  • сюжет по иллюстрациям виммельбуха можно придумывать самим.

Образовательная  технология Виммельбух   - достаточно проста, универсальна и результативна. Её  цель  - использование многосюжетных страниц книг Виммельбухов для организации образовательного процесса, построенного в игровой форме и решение задач всестороннего развития ребенка:
- развитие психических процессов - речи, мышления, памяти, воображения.
- формирование мотивов, стимулирующих работу с книгой,

- интерес к книжной информации и занятиям;
- формирование навыков сознательного, сосредоточенного изучения;
- умение формировать свое отношение к увиденному.

В зависимости от ситуации, участников и места использования, технология может быть самостоятельной единицей (например, в ситуации домашнего обучения) или являться дополнительным, вспомогательным инструментом для реализации ФГОС. Поэтому она не требует комплексного планирования и может применяться эпизодически, например, в рамках лексической темы в индивидуальной  коррекционной работе с детьми ОВЗ.
  Технология может объединять различные виды детской деятельности вокруг единой темы (книги) и интегрировать образовательные области. Например, непосредственно-образовательная  деятельность с использованием книги «Мир вокруг тебя» включал в себя разные виды детской деятельности (рассматривание, рисование, поиск, Игры, в том числе подвижные и настольные) и интеграцию всех образовательных областей.
 Технология адресована педагогам и родителям. Она проста, но требует дополнительной подготовки в плане подбора дополнительного материала. Главное условие – творческий подход.

В результате применения образовательной технологии работы с книгами жанра  Виммельбух:
• Привилась любовь к книгам. Изменилась частота самостоятельного использования книг детьми
• Сформировано отношение к книге как к способу познания мира, устройства общества, человеческих эмоций.
• Появилась положительная динамика в развитии мыслительных процессов, аналитических функций, в умении строить логические, причинно-следственные связи, в развитии свойств внимания, усидчивости, самоконтроля.

На самом деле, классический Виммельбух – настоящий учебник по социализации в картинках. В жизни людей нет чего-то отдельного, не связанного между собой. Эти книги могут научить воспринимать жизнь как единый поток, где все происходящее тесно переплетено с людьми и окружающей средой.

Таким образом, в умелых руках педагога, образовательная технология Виммельбух носит инновационный характер, и объединяет все образовательные  области   Государственного стандарта, создавая основу для мультикультурного образования, даря метапредметные интеграции, как зачин для школьного обучения.

Спасибо за внимание!

Источник

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D0%BC%D0%BC%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%B1%D1%83%D1%85 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование виммельбуха в рамках психолого-педагогического сопровождения родителей (законных представителей)

Виммельбух как средство психолого-педагогического сопровождения родителей (законных представителей)...

Буклет для педагогов - психологов "Использование виммельбуха в рамках психолого-педагогического сопровождения родителей (законных представителей)"

Краткое описание понятия "виммельбух", информация о его создателе, основные этапы мастер-класса по соданию "виммельбуха"....

Виммельбух, как универсальное средство развития речи детей дошкольного возраста

Развитие и формирование правильной устой речи одна из актуальных задач современного ДО. Для лучшего развития речи ребенка ему необходимо как можно чаще рассматривать книги, в которых абсолютно нет сло...

Виммельбух и его значение для развития ребёнка.

Виммельбух- это интересно.Значение в работе с детьми дошкольного возраста. История создания. Преимущества при работе с детьми.Творческое взаимодействие....

Мастер-класс «Знакомство с волшебной книгой Виммельбух - как инновационной технологией развития речи детей старшего дошкольного возраста ».

Мастер-класс «Знакомство с волшебной книгой Виммельбух - как инновационной технологией развития речи детей старшего дошкольного возраста ». Цель: повышение профессионального маст...

Что такое виммельбухи и как их правильно читать.

Что такое виммельбухи и как их правильно читать....

консультация "Виммельбух для развития детей"

Виммельбух -это такой жанр книг,который полностью или практически полность состоит из картинок.Как с ними работать, на какой возраст расчитаны и что они развивают у детей вы сейчас  узнаете....