Коррекционно-развивающие игры как средство развития речи дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи
консультация по логопедии (старшая группа)

Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.

В игре явно проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающая потребность в общении. Выдающийся исследователь Л.С.Выготский подчеркивал неповторимую специфику дошкольной игры. Она заключается в том, что свобода и самостоятельность играющих сочетается со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры. Но добровольное подчинение этим правилам происходит в том случае, когда они не навязываются извне, а вытекают из содержания игры, её задач, когда их выполнение составляет главную её прелесть.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionno.docx22.02 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающие игры как средство развития речи дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи

Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.

В игре явно проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающая потребность в общении. Выдающийся исследователь Л.С.Выготский подчеркивал неповторимую специфику дошкольной игры. Она заключается в том, что свобода и самостоятельность играющих сочетается со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры. Но добровольное подчинение этим правилам происходит в том случае, когда они не навязываются извне, а вытекают из содержания игры, её задач, когда их выполнение составляет главную её прелесть.

Л.С.Выготский называл игру «школой» произвольного поведения. В работах педагогов в результате исследований по проблемам игры появляются данные, подтверждающие, что игра возникает не самопроизвольно, как продукт чисто индивидуального творчества, а под влиянием социального окружения, в результате освоения ребенком социального опыта. В исследованиях Д.В.Менджерицкой, Р.И.Жер-ковской большое внимание уделяется происхождению детской игры, обсуждаются вопросы целенаправленности и общественной мотивированности этой деятельности. В отечественной психологии наиболее ярким теоретиком и исследователем детской игры является Д.Б.Эльконин, который в своих работах продолжал и развивал традиции Л.С.Выготского.

Д.Б.Эльконин как одно из главных положений концепции игры рассматривал её социальную природу. Выдающийся теоретик и исследователь игровой деятельности детей многократно подчеркивал особую чувствительность игры в сфере человеческих отношений. Он считал, что игра возникает из условий жизни ребенка в обществе и отражает эти условия.  Положения, выдвинутые Д.Б.Элькониным, стали класси-ческими для отечественной психологии и являются традиционной основой для понимания природы игровой деятельности. Однако следует помнить, что исследования Д.Б.Эльконин проводил в 60-70-е годы XX века. С тех пор в  обществе в отношениях между людьми, в условиях жизни детей произошли значительные изменения, что не могло отразиться на игре.

        Характер этих изменений важно понять по следующим причинам:

•  Игры современных дошкольников отражают своеобразие их психологического развития, например, интересы, ценности и представления;

• Игра, в силу особой чувствительности к сфере человеческих отношений, отражает положение ребенка в обществе и специфику самого общества;

• Анализ современного состояния игровой деятельности ребенка чрезвычайно важен для решения вопросов дошкольного воспитания, для построения новых методов педагогики игры.

Игра в дошкольном возрасте – ведущая деятельность детей. Она пронизывает всю их жизнь, способствует физическому и духовному здоровью, является источником информации, методом воспитания, обучения и развития дошкольников. С помощью игры создаются условия для развития творческих способностей, воспитания и обучения ребенка. Исследованиями установлено, что магистральная линия развития дошкольника проходит через игру, в игре ребенок может решать более сложные задачи, как практические, так и умственные.

В игре, как ведущей деятельности детей дошкольного возраста, создаются наиболее благоприятные предпосылки для формирования разнообразных психических свойств и качеств личности. В связи с этим, в отечественной психологии и педагогике огромное значение придается реализации развивающего характера игры при обучении детей (Л.С.Выготский, Е.А.Аркин, А.И.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и другие).

У детей с нарушением речи отмечается специфика игровой деятельности. Один из важных видов работы с детьми – логопатами – это коррекционно - развивающие игры (далее КРИ). Значение КРИ огромно:  через КРИ воспитатель активно решает коррекционные задачи. В современной коррекционной педагогике накоплен значительный материал по КРИ. Использование игр и игровых упражнений дает большие возможности для психоречевой компенсации детей с речевой недостаточностью, а именно:

- быстрее автоматизируются звуки в спонтанной речи;

- успешно развивается речевая сноровка;

- обеспечивается психологический комфорт во время занятий;

- дети запоминают большое количество речевого материала, в котором

  успешно закрепляются исправленные звуки речи;

- активизируются и восстанавливаются высшие психические функции (память, внимание, восприятие, мышление).

Представляет интерес опыт работы И.Лопухиной, ведущего специалиста Санкт-Петербургского психолого-педагогического центра социальной адаптации детей с нарушениями речи; Л.Смирновой, логопеда Московского детского сада. И.С.Лопухина разработала специальные КРИ по развитию речи, которые служат для выработки правильного произношения, помогают детям размышлять над звуковым, смысловым, грамматическим содержанием слова. Благодаря этим играм ребенок учится различать звуки речи (фонемы) на слух, выделять их из слова, сравнивать между собой. А это – главное условие не только формирования правильного произношения, но и успешного обучения чтению и письму.

В своей работе с детьми мы успешно применяем КРИ, предложенные И.Лопухиной. Оформили картотеку речевых игр, распределив их по звуковому принципу. КРИ используем в индивидуальной, подгрупповой и фронтальной работе с детьми. По заданию логопеда активно применяем их на занятиях по развитию речи в различных режимных моментах. При проведении коррекционно-развивающих игр мы проявляем дружелюбие и уважение к каждому ребенку. Дети должны чувствовать, что речевые игры – это интересное, увлекательное дело, в котором он принимает активное участие. Во время игр мы поощряем малейшие успехи детей, ободряем их при неудачах.

Дети очень любят играть в такие КРИ как «Замени звук», «Повтори слова из пары слов только с заданным звуком», «Повтори слова парами», «Закончи предложение», «Небылицы», «Слоговые загадки» и другие. Слоговые загадки даются нелегко детям, но они их очень любят. И.Лопухина предлагает следующий вариант игры: детям дается задание- «Составить слово из перепутанных слогов»: зе-ре-да; бё-ре-нок; ше-ре-то; ни-рес-цы. В помощь детям предлагаются картинки, которые помогают быстрее отгадать загадки и найти отгадку на картинке.

Но в таких КРИ не все дети могут решать поставленные задачи. Мы разработали свою систему работы со слоговыми загадками:

1.        Деление слова на слоги (2-х сложные слова).

2.        Слоговой анализ слов.

3.        Объясняется принцип построения слоговой загадки – перестановка слогов.

4.        Предлагается 2-3 картинки, дается загадка, дети находят картинку – отгадку.

5.        Загадывание загадок без картинок.

6.        Дети составляют самостоятельно слоговые загадки.

По такой же системе проводится работа  с 3-х сложными и 4-х сложными словами. К концу 2-го года обучения все дети умеют отгадывать слоговые загадки, а также составлять их.

Дети очень любят небылицы. В этих играх они проявляют активность, смеются, у них радостный эмоциональный настрой. Они быстро запоминают стихи – небылицы, например, такую:

Все уселись мы на … песенку

И поём мы хором …лесенку.

Не заставить нашу … пенку

Вместе с молоком съесть… Ленку.

Далеко идти мне … пень

Лучше сяду я на … лень.

В работе с детьми мы используем КРИ, разработанные Л.Смирновой - логопедом московского детского сада. Игры представляют собой варианты упражнений на автоматизацию звуков, осложненные лексико-грамматическими и психологическими заданиями. КРИ имеют сугубо вербальный характер, при этом их речевой материал максимально насыщается автоматизированным звуком.

        КРИ Л.Смирновой мы применяем в индивидуально – подгрупповой работе по заданию логопеда, используя, в основном, с детьми, которым уже поставлены звуки. Ценность КРИ в том, что на одном материале в комплексе решается несколько задач: по произношению, формированию грамматически правильной речи, развитию психических процессов (памяти, внимания), активизации и обогащению словаря. КРИ Л.Смирновой представлены цветными таблицами с опорными картинками, лексическим материалом в виде рифмованных миниатюр, стихов, заданий, максимально насыщенных автоматизируемым звуком. Большое количество опорных картинок облегчает усвоение и запоминание материала, делает занятие наглядным и интересным.

В коррекционно-развивающей игре «Измени слово» перед ребенком ставится задача: назови картинку так, чтобы появился звук «ш». Решая поставленную задачу, у ребенка закрепляется поставленный звук в словах, он упражняется в словообразовании, у него развивается логическое мышление, обогащается словарный запас.

Работая в течение нескольких лет с детьми, имеющими речевые нарушения, мы разработали авторские КРИ. КРИ «Пирамида» состоит из модели пирамиды, набора предметных картинок по цвету, форме, размеру на все группы звуков; набора предметных картинок по лексическим темам: «Игрушки», «Посуда», «Мебель», «Растения», «Транспорт», «Времена года» другие. В дидактический материал входит картотека заданий, упражнений, игр.

В КРИ «Пирамида» решаются следующие коррекционные задачи:

1. Автоматизация звуков.

2. Классификация предметов.

3. Развитие цветового восприятия.

4. Звуковой анализ, синтез слов.

5. Слоговой анализ слов.

6. Употребление предлогов над, под, между, за, перед.

7. Развитие памяти, внимания.

8. Составление распространенных предложений.

9. Развитие мелкой моторики.

10. Упражнение в счете до 10.

11. Согласование числительных с существительными.

Примерный перечень игр, игровых упражнений к наглядно-дидактическому пособию «Пирамида»:

  • Игра «Подбери картинки»:

На желтое поле – что бывает осенью;

На красное поле – что бывает летом;

На зеленое поле – что бывает весной;

На белое поле – что бывает зимой.

(лексическая тема «Времена года»)

  • Игры на внимание, память и практическое освоение предлогов: «Какая картинка была между сливой и грушей; над яблоком; за яблоком; под яблоком, перед яблоком?»
  • Посчитай, сколько картинок на синем поле, зеленом поле. На каком поле больше картинок? На сколько?
  • Назови, каких предметов на пирамиде по 1, по 2, по 3 (развитие памяти, согласование числительных с существительными);

КРИ «Пирамида» используется с детьми в течение всего года; модель остается та же, в зависимости от лексической темы и этапа работы над звуком меняются предметные картинки, лексический материал, игровые упражнения.

  • Подбери картинки по цвету к цветовым полям пирамиды;
  • Поставь картинки на синюю часть пирамиды - на звук «С»; на зеленую – на звук «З», на желтую – на звук «Ж»;
  • Назови картинки, которые находятся между яблоком (юлой и т.д.), над яблоком, под яблоком, за яблоком, перед яблоком.

Серия КРИ проходит через наглядно-дидактическое пособие «Зазеркалье». Наглядно-дидактическое пособие состоит из сюжетного панно, зеркальных листьев, цветов, облаков, солнышка, зеркальных фигурок животных (лиса, ёж, белка и др.) зеркальных сказочных героев (кот Леопольд, Чебурашка, Карандаш и др.), зеркал разных геометрических форм, ручного зеркальца, зеркальных книжек.

У детей вызывает большой интерес путешествие в «Зазеркалье». В этой сказочной стране дошкольники могут перевоплощаться в любой образ, разговаривать, рассказывать, петь песенки. Зеркальные фигурки способствуют развитию у детей воображения, творчества, связной речи, умения входить в образ героя, передавать его чувства (сопереживание, радость и т.д.). У них развивается диалогическая, монологическая речь, автоматизируются поставленные звуки.

В результате всей коррекционной работы КРИ дают возможность:

  • обеспечить психологический комфорт и развитие эмоционально-волевой сферы детей во время занятий;
  •  повысить речевую мотивацию;
  • компенсировать недостаточность фонематического слуха;
  • повысить скорость и объём запоминания и улучшить речевое продуцирование;
  • активизировать и восстанавливать высшие психические функции;
  • автоматизировать необходимые звуки в результате запоминания большого количества речевого материала.

Использование коррекционно-развивающих игр в работе с детьми, имеющими недоразвитие речи дает хорошие результаты.

Активно используя в работе коррекционно-развивающие игры, мы констатируем высокую их результативность и эффективность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие «Умелые пальчики» по развитию речи дошкольников с общим недоразвитием речи через формирование мелкой моторики

Раскрыть взаимосвязь развития речи у дошкольников с ОНР и мелкой моторики, и разработать практические рекомендации по формированию мелкой моторики рук....

Влияния ручной моторики на развитие речи дошкольника с общим недоразвитием речи как одной из предпосылок письма.

В данной статье рассматривается проблема влияния ручной моторики на развитие речи дошкольника с общим недоразвитием речи как одной из предпосылок письма связана с увеличением числа школьников страдающ...

Дидактическая игра, как средство развития речи детей с общим недоразвитием речи

Дидактическая игра, как средство развития речи детей с общим недоразвитием речи...

Проект "Игра в кроссенс, как средство развития речи дошкольников с общим недоразвитием речи".

Проект реализуется в старшей группе компенсирующего вида для детей с общим недоразвитием речи. Рабочая программа, составленная с учетом рекомендаций Н.В Нищевой, имеет раздел коррекционно-развивающей ...

Кинезиология, как средство развития речи детей с общим недоразвитием речи

Коррекция речевых нарушений методами кинезиологии у детей дошкольного возраста, путём развития межполушарного взаимодействия, которое способствует активизации мыслительной и речевой деятельности....

СТАТЬЯ "АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА С БИОНЕРГОПЛАСТИКОЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ"

Данная статья посвящена изучению артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой как средства для развития речи дошкольников с общим недоразвитием речи....

Опыт работы "Лэпбук", как средство развития речи обучающихся с общим недоразвитие речи"

Материал содержит опыт работы по премининению "Лэпбуков"....