Конспект проблемно-игровой образовательной ситуации «Если здорова будет природа-будет здоров человек»
план-конспект занятия (старшая группа)

Дедушкина Елена Сергеевна

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект проблемно-игровой образовательной ситуации

«Если здорова будет природа-будет здоров человек»

                                                                              Из опыта работы воспитателя

                                                                               МБДОУ «Детский сад № 430»

                                                          Дедушкиной Е.С.

 Цель:

- формировать у детей старшего дошкольного возраста правила экологически грамотного взаимодействия с природой.

Программное содержание:

обобщить и расширить представления детей о многообразии природы, важности ее каждого компонента и необходимости сохранения для будущих поколений;

- способствовать развитию у старших дошкольников  логического мышления, умения делать выводы, умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи;

- воспитывать в детях любовь и бережное отношение к природе, умение видеть и откликаться на красивое в природном окружении.

Предварительная работа:

Создание в группе условий для осуществления совместной деятельности по теме: «Если здорова природа – будет здоров человек»

- беседы с дошкольниками на тему «Матушка Природа», «Времена года», «Животные леса», «Пернатые друзья»;

- рассматривание сюжетных картинок «Правила поведения в природе»;

- разучивание с детьми подвижной игры «Тетери»;

- чтение стихотворений о правилах поведения в природе;

- отгадывание загадок о птицах и животных;

- заучивание стихотворений о природе;

- чтение отрывков из книги «Жалобная книга природы».

Оборудование:

- демонстрационный материал: - оформление музыкального зала «под королевство природы», аудиозапись песен, презентация, письмо, игровой модуль чудо-дом

раздаточный материал: - кружки белого, зеленого, желтого, красного цветов, карточки, медали.

Содержание непосредственно образовательной деятельности:

1. Сюрпризный момент.

Воспитатель: Ребята, я очень рада вас всех видеть. Посмотрите, как красиво вокруг! Какая удивительная природа! Настоящее королевство Природы. Хозяйка королевства – Фея Природы – прислала сегодня мне письмо. Посмотрим? (Берет конверт, читает.)

«Здравствуйте, дорогие дети детского сада № 430. Я – Фея Природы. Слышала, что вы хорошие, умные дети, я очень хочу поближе познакомиться с вами и пригласить к себе в гости. В моём природном королевстве есть «Клуб любителей природы». Хотите там побывать? Но для этого вы должны пройти испытания. Не побоитесь?» (Ответы детей).

Воспитатель: Ребята, сейчас я произнесу волшебные слова, а вы выполняйте все движения и сразу окажитесь в волшебном лесу…

2. Релаксация (под музыку).

Встали… Приготовились… Закрыли глаза…

В Королевство Природы попасть нам легко, (шагают)

Не надо ехать далеко.

Закроем глаза и сделаем шаг, (закрывают глаза, делают шаг)

Теперь в ладоши хлопнем так:

Один хлопок, ещё хлопок – (один раз хлопают, второй раз хлопают)

И вот уж виден сена стог, (показывают руками стог сена)

И вот уж поле колосится (руки сгибают в локтях, плавные движения руками вправо-влево)

Шумит-волнуется пшеница, (руки поднимают вверх, плавные движения руками вправо-влево)

Над ней синеют небеса, (показывают руками на небо)

Откройте поскорей глаза. (открывают глаза)

Воспитатель: Вот мы и попали в королевство Феи Природы. А где же она сама? Давайте поищем ее. Ребята, посмотрите на опушке леса стоит необычный сказочный домик. В этом домике спрятаны секреты природы. Но все двери и окошки в домике закрыты, а ключи спрятаны. Это сделали злые силы, которые мешают людям дружить с природой и охранять ее. Чтобы узнать секреты природы нам надо выполнить все задания, которые скрываются в сказочном домике, и тогда мы сможем отыскать и освободить Фею Природы. Посмотрите – а вот и первое задание (в одном из карманов на стене домика дети находят картинки, изображающие времена года)

1. Задание – «Назови художника».

Воспитатель:  Ребята, возьмите, пожалуйста, карточки «Времена года».    

-Каждый из вас получил кружок белого, зеленого, желтого и красного цветов. Я буду читать строчки стихотворений. Вы должны поднять нужную карточку. Если стихотворение будет о зиме, вы должны поднять белый кружок, о весне – зелёный, о лете – красный, об осени – жёлтый. Будьте внимательны!

  • Четверо художников – столько же картин.

Белой краской выкрасил всё подряд один.

Лес и поле белые, белые луга,

У осин заснеженных ветки, как рога. (Зима, (белый)).

  • У второго – синие небо и ручьи.

В синих лужах плещутся стайкой воробьи.

На снегу прозрачные льдинки – кружева.

Первые проталинки, первая трава. (Весна, (зеленый)).

  • На картине третьего красок и не счесть:

Жёлтая, зелёная, голубая есть.

Лес и поле в зелени, синяя река,

Белые пушистые в небе облака. (Лето, (красный)).

  • А четвёртый – золотом расписал сады,

Нивы урожайные, спелые плоды…

Всюду бусы – ягоды зреют по лесам,

Кто же тот художник? Догадайся сам! (Осень, (желтый)).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Хорошо знаете времена года. Мы с вами преодолели первое препятствие. Предлагаю немного отдохнуть – прогуляться по лесу. (Проводится зрительная гимнастика «Прогулка в лесу»).

Мы отправились гулять, (Шагают на месте)

Грибы - ягоды искать.    (смотрят вправо-влево, не поворачивая головы)

Как прекрасен этот лес,

Полон разных он чудес!

Светит солнце в вышине, (смотрят вверх)

Вот грибок растет на пне, (смотрят вниз)

Дрозд на дереве сидит, (смотрят вверх)

Ежик под кустом шуршит, (смотрят вниз)

Слева ель растет - старушка, (смотрят влево)

Справа сосенки - подружки. (смотрят вправо)

Где вы, ягоды, ау! (вправо-влево)

Все равно я вас найду! (вверх – вниз).

Воспитатель:  Ребята, за то, что вы так хорошо справились с заданием, вы получаете ключик от следующего окошечка. Давайте посмотрим, какое же задание скрывается там. (Дети открывают окошечко под цифрой 2 – в нем – карточки с загадками о птицах и ключ от следующего задания. Проводится викторина «Узнай птицу» с помощью компьютерной презентации. При правильном ответе на экране появляется изображение птицы).

Не сидите, не скучайте,

На вопросы отвечайте!

  • Кто из птиц подражает человеческой речи?

(Ответ: попугай, скворец).

  • Наряд какой птицы напоминает черный костюм с белой рубашкой?

(Ответ: пингвин).

  • Кто подбрасывает своих птенцов в чужие гнезда?

(Ответ: кукушка).

  • Какая птица весь день клювом стучит по дереву?

(Ответ: дятел).

  • Какая птица селится на крышах домов и по преданию приносит счастье?

(Ответ: аист).

  • У какой птицы очень длинная шея и очень длинные ноги?

(Ответ: журавль).

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием – хорошо знаете птиц. Преодолели и это препятствие и получили следующий ключ. Но сначала  я предлагаю вам поиграть в игру, в которой мы будем подражать птицам. (Проводится подвижная игра «Тетери»). Двое играющих находятся в одном углу комнаты (в домике) и изображают тетерь. Остальные дети стоят в середине комнаты в кругу и держатся за руки. Это чашка творогу. Текст читать будем хором, слегка пружинно приседая в ритм потешки.

Как на нашем на лугу

Стоит чашка творогу,

Прилетели две тетери,

Поклевали, улетели.

На слова «прилетели две тетери» тетери выпрыгивают из угла и подскоками приближаются к чашке творогу. На слова «поклевали, улетели» тетери прыгают на двух ногах возле чашки, слегка наклонив голову внутрь круга – клюют.

С окончанием потешки дети, изображающие чашу, поднимают руки вверх, вскрикивая: «Шу-у!» - как бы вспугивая тетерь, и тетери пытаются скрыться в  свой домик. Дети их ловят. Тетеря меняется местами с тем, кто ее поймал. Игра повторяется 2-3 раза.

Воспитатель: Молодцы! Весело играли. Ребята, давайте посмотрим, какое же задание в третьем окошечке. (Дети открывают следующее окошечко. В нем – сюжетные картинки – «Правила поведения в лесу». (Дети по сюжетным картинкам рассказывают о правилах поведения в лесу). 

Теперь проверим, как вы запомнили правила поведения в лесу – поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам действия, а вы отвечать, если хороший поступок, говорите «да», если плохой поступок – «нет»!

  • Если я приду в лесок и сорву ромашку? (Нет).
  • Если съем конфетку, пирожок и выброшу бумажку? (Нет).
  • Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (Да).
  • Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (Да).
  • Если разведу костер, а тушить не буду? (Нет).
  • Если сильно насорю и убрать забуду? (Нет).
  • Если лес я берегу, мусор убираю? (Да).
  • Я люблю свою природу, я ей помогаю! (Да).

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что произойдет в царстве природы, если человек не будет выполнять эти правила? Сможет ли человек оставаться здоровым, если не будет бережно относиться к природе? (ответы, рассуждения детей) Молодцы! Справились и с этим заданием. Еще одно препятствие осталось позади. Я предлагаю немного отдохнуть и прогуляться по лесу. Физминутка «Дети по лесу гуляли…» (Дети под музыку выполняют движения).

Дети по лесу гуляли, (шагают на месте)

За природой наблюдали (ладонь к глазам)

Вверх на солнце посмотрели (тянутся к солнцу)

И их лучики согрели.

Бабочки летали,

Крыльями махали (машут руками).

Дружно хлопаем (хлопают)

Дружно топаем, (топают)

Носиком подышим, (вдох-выдох 2 раза)

Шорохи услышим (слушают).

Воспитатель: Ребята, посмотрим, какое задание скрывается в четвертом окошечке. («Решение экологических задачек»).

Ребята, вам необходимо разобраться, как правильно поступить в той или иной ситуации. (Воспитатель читает задания на карточках).

  • Нашёл Лёша гнездо с яичками пеночки в траве. Маленькие яички ему очень понравились. Он их хотел взять домой. А пеночка кружилась над ними и кричала. Как правильно поступить Алёше? (Ответы детей).
  • Дети пришли с воспитателем на лесную поляну. И в изумлении остановились: «Сколько цветов! Купава, ромашки, колокольчики. Давайте нарвём большие букеты цветов», – предложили дети. А воспитатель сказала… Что сказала воспитатель? (Ответы детей).
  •  В воскресенье я решила пойти к озеру. Передо мной по тропинке шли два мальчика. Вдруг они увидели в траве маленькую лягушку. «Давай её возьмём к себе, чтобы она не заблудилась»– сказал один мальчик. «Не трогай её, лягушка сама найдёт дорогу» – сказал другой. Кто из мальчиков был прав? (Ответы детей).
  • Андрюша нашел в лесу ежа и решил подарить его своей подружке Насте. Но Настя сказала: «Отпусти его, пожалуйста!» «Ни за что! Я знаю, что некоторые люди ежей ловят и приносят домой, молоко им дают, кормят конфетами» - ответил Андрюша. «Так поступают только жестокие люди. Ежи не могут жить в неволе и часто погибают!» Почему так сказала Настя? (Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы! Надо быть другом всему живому и правильно вести себя в лесу. Вот посмотрите, и четвертое задание выполнено.

Давайте же посмотрим, что скрывается в следующем окошечке. (Дети находят картинку с изображением замусоренного леса. Воспитатель задает вопрос: Как бы вы поступили, если бы увидели такую картину в лесу?).

          Воспитатель: Ребята, я догадалась. Нам предлагают поиграть. Сейчас мы разделимся на две команды и посоревнуемся в эстафете «Кто быстрее соберет мусор?» Дети по команде воспитателя собирают мусор (бумажки, бутылочки) в корзины. Эстафета проводится 2-3 раза.

Мы получили последний ключик. Я думаю, что он нам поможет найти Фею Природы. (Дети открывают замочек на крыше домика, там – кукла в костюме феи и медали).

Фея Природы: Ребята, спасибо за то, что вы освободили меня от злых чар. Вам помогли ваши знания о природе, ваша дружба и находчивость.

 Воспитатель: Дорогая Фея, наши дети приготовили для Вас стихотворения о природе. Давайте послушаем.

Ребенок 1:   В цветах, в деревьях.

В птицах, в людях…

Природа дышит красотой.

Давайте к ней добрее будем

И сохраним ее такой.

Ребенок 2:   Дерево, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они –

На планете мы останемся одни.

Фея Природы: вы настоящие друзья и знатоки природы. Я с радостью принимаю вас в «Клуб любителей природы» и награждаю вас заслуженными медалями. (Детям вручаются медали «Знатоки природы»)



Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Как сохранить здоровье»

(для детей 6-7 лет)

                                                                             Из опыта работы воспитателя

                                                                               МБДОУ «Детский сад № 430»

                                                          Дедушкиной Е.С.

Программное содержание

- Познакомить детей с целебным воздействием природных факторов на здоровье человека;

- Продолжать знакомить детей с факторами, помогающими укреплять собственное здоровье: с элементами дыхательной гимнастики; способами формирования правильной осанки; выполнения гигиенических процедур, соблюдения правил здорового питания и др.;

- Побуждать детей к общению, умению рассуждать, применять в дальнейшем полученные знания.

Предварительная работа: беседы о факторах, полезных и вредных для сохранения здоровья человека, рассматривание иллюстраций, игры типа «Хорошо-плохо», «Полезно – вредно» и т.п.

Материал: эмблемы – подсказки с изображением солнца, воздуха, воды, движений, красивая осанка, любовь, здоровая пища; презентация «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья»; слад-шоу к стихотворению «Жил на свете мальчик странный»; карточки для игры «Хорошо - плохо»; слайд-шоу с изображением героев знакомых литературных произведений (Золушка, Гадкий утенок, Дюймовочка и др.); карточки к игре - эстафете «Что укрепляет, а что разрушает здоровье»; ауди-записи музыкального сопровождения к физминуткам. 

Ход занятия:

1. Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам поговорить об очень важной теме – о здоровье, и о том, как его беречь и сохранять. (Читает стихотворение А. Кардашовой «Врач»):

Всегда внимательно, с любовью

Наш доктор лечит вас, ребят.

Когда поправит вам здоровье

Он больше всех бывает рад.

А сколько есть еще врачей,

Которые готовы

Не отдыхать, не спать ночей,

Чтоб были вы здоровы.

Зной или стужа, день или ночь -

Доктор торопится детям помочь!

Вопросы к детям:

- О ком прочитано стихотворение?

- Как поступает доктор?

- А кто же он такой? (человек)

2. Воспитатель:

- Вот сколько сил, времени, своего здоровья тратит доктор, чтобы вам помочь, если вы заболели. Но человек и сам может позаботиться о том, чтобы быть здоровым и  меньше болеть. А помогает ему в этом матушка природа. У нее есть свои доктора, которые помогают нам укреплять здоровье ежедневно, всем сразу и даже тогда, когда мы их об этом не просим. Посмотрите на эти подсказки. Как вы думаете, что помогает нам быть здоровыми?

(Воспитатель показывает эмблемы - подсказки: солнце, воздух, вода, движение, красивая осанка, любовь, отдых, здоровая пища. Дети отвечают, что все перечисленное полезно для здоровья).

Воспитатель: Значит мы можем сделать вывод: помочь человеку быть здоровым могут не только доктора, которые лечат уже больных людей. Но и природа может быть доктором. Природа заботится о нас постоянно и делает так, чтобы мы становились сильнее и не болели. Человек может научиться использовать силы природы для укрепления своего здоровья. Вы хотите этому научиться?

- Как это? Давайте разберемся.

3. Солнце (на интерактивной доске появляется изображение солнца).

- Мы привыкли говорить: «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья»

- Почему?

- Солнце - очень полезное средство закаливания, укрепляет нервную систему, помогает в коже образовываться витамину «Д», тем самым оберегая нас от заболевания рахитом (объяснение с показом картинки). Давайте постоим под солнышком и сделаем солнечную позу: Встаньте прямо, ноги вместе. Поднимите руки вверх, ладони вперед, прогнитесь, потянитесь вверх, смотрите на ладони, дышите ровно.

- Представьте жаркий день, солнце над вами, а вы тянитесь к нему. Выше, выше, тело наливается силой, бодростью, энергией, становится сильным, стройным, гибким...

- Но! Можно ли так долго стоять? Почему? Правильно, солнце может нам и навредить. Поэтому, чтобы солнце принесло только пользу мы должны выполнять следующие правила: (дети называют, опираясь на появляющиеся на экране картинки: покрывать голову панамкой, соблюдать время нахождения на солнце, принимать свето-воздушные ванны в тени деревьев и т.д.)

4. Воспитатель:  Воздух тоже помогает нам быть здоровыми. Но ребята, как вы думаете - любой воздух полезен для здоровья? (Подвести детей к выводу, что только чистый воздух полезен для здоровья)

Воспитатель:   - Переходим скорее в лес, под сосны.

Здесь в лесу под соснами - красота.

Ну, а воздух здесь - сама чистота!

Мы не только здесь природой

Будем любоваться!

Мы дыхательной гимнастикой

Будем заниматься!

(Проводится комплекс дыхательной гимнастики)

«Дровосек»: вдох - руки вверх, выдох - резко опустить.

«Поймай комара»: вдох, выдох - з-з-з, хлопок.

«Косарь»: вдох - руки в стороны, вправо; выдох - руки влево - «жук».

«Кукушка»: вдох - присесть, выдох - «ку-ку, куку, куку»

«В лесу»: вдох, выдох - «ау»

5. Воспитатель: А теперь я предлагаю поговорить о пользе воды.

- Однажды я услышала очень странную историю. Вот послушайте: (на интерактивной доске иллюстрируется соответствующими картинками стихотворение)

Жил на свете мальчик странный -

Просыпался поутру

И бежал скорее в ванну

Умываться. Я не вру.

Руки мыл зачем - то с мылом,

А лицо мочалкой тер...

На руках все пальцы мыл он,

Щеки в дырах до сих пор.

Сыну мама запретила

Умываться по утрам,

Убрала подальше мыло

Перекрыла в ванной кран.

Мальчик этот был упрямый,

Маму слушать не хотел:

Умывался по утрам он

И, конечно, заболел.

Тут к нему позвали разных

Самых лучших докторов,

И диагноз был таков:

Если мальчик будет грязным -

Будет он всегда здоров.

- Дети, странная история? Расскажите, что здесь странного? Где здесь правда, а где нет.

Какой можно сделать вывод: обязательно нужно мыться и водой закаляться. А чтобы еще лучше запомнить все, что мы знаем о пользе воды, я предлагаю поиграть в игру «Хорошо - плохо» (Дети в ходе игры в зеленый обруч отбирают карточки, где вода используется в целях сохранения здоровья, а в красный – те, на которых изображены ситуации, вредящие здоровью и объясняют свой выбор)

6. Воспитатель: Ребята, подумайте и скажите, все ли секреты здоровья мы с вами назвали? Что еще помогает нам быть здоровыми?  (Движения).

   Совершенно верно! (Звучит призыв через микрофон: «Люди с самого рождения жить не могут без движения». Дети под музыку танцуют).

Вопросы для обсуждения:

- Расскажите, как движения помогают нам сохранять здоровье?

- Что дает нам физкультура?

- Почему так важна правильная осанка?

 (Предлагается выполнить упражнение «Красивая осанка»).

- Предлагаю вам прислониться к стене, поставить ноги вперед, затем медленно опускаться вниз. Получился «стульчик». При этом ноги прижаты к полу, стопы вместе, ноги уголком. Спина и голова прижаты к стене, а руки вперед, ладони вниз. Держите себя. Молодцы! Сделайте так несколько раз. Делайте так и дома. Будете всегда красивыми и стройными.

8. Воспитатель - Дети, присаживайтесь на стульчики, а тело держите, как при выполнении упражнения «Красивая осанка». Я расскажу вам еще об одном важном секрете здоровья. Этот секрет -  Любовь. Как вы думаете, может ли хорошо себя чувствовать человек или животное, которого не любят, не заботятся о нем? Приведите примеры из сказок, рассказов или мультфильмов, где герои встречались с таким недобрым обращением. (Дети вспоминают героев знакомых литературных произведений). Когда они становились счастливыми? (Когда встречали любовь, доброту, заботу, дружбу).

- Значит можно сделать вывод о том, что любовь – это очень важный секрет здоровья. Важно, чтобы вас любили, и чтобы вы тоже любили тех, кто с вами рядом- ваших родителей, братьев и сестер, дедушек, бабушек, своих друзей, животных.

9. Воспитатель: И еще один важный секрет здоровья – это - здоровая пища.

- Предлагаю вам перейти к столу с продуктами. Посмотрите, доктор оставил нам записку: «Прежде чем за стол вам сесть, вы подумайте, что съесть»

- Давайте мы с вами поучимся отличать здоровую пищу от неполезной.

Игра - эстафета «Что укрепляет, а что разрушает здоровье» (2 команды поочередно берут со стола только полезные продукты)

Обобщение: Питаться надо разнообразно и не увлекаться тем, что бывает очень вкусно, но не приносит пользы организму.

   Итог.

Воспитатель:

- Вот как много секретов здоровья мы сегодня узнали. Вы их запомнили? И как они лечат - знаете? Я сейчас проверю.

Игра «Встаньте те, кто любит...»

- Кто любит играть на свежем воздухе?

- Спать при закрытой форточке?

- Загорать на солнышке? С утра до вечера?

- Есть немытые овощи?

- Купаться в речке?

- Долго сидеть у телевизора?. ..

Воспитатель: Молодцы! Вы правильно думаете, и я уверена, что вы будете помнить об этих секретах, выполнять правила здорового образа жизни, а значит, будете здоровы.



Предварительный просмотр:

        Конспект проблемно-игровой образовательной ситуации

«Наши органы дыхания или Как человек дышит»

(для детей 6-7 лет)

                                                                              Из опыта работы воспитателя

                                                                               МБДОУ «Детский сад № 430»

                                                          Дедушкиной Е.С.

Цель: освоение детьми знаний о дыхательной системе человека через проведение опытов

Программное содержание:

  1. Дать детям первоначальные знания об органах дыхания человека.  Научить детей правильному дыханию
  2. Способствовать формированию понятий о зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, на конкретных примерах рассказать о том, что только чистый воздух полезен для здоровья.
  3. Продолжать развивать умение детей рассуждать, анализировать, делать выводы.
  4. Воспитывать у детей умение работать в подгруппах, в парах.
  5. Продолжать воспитывать бережное и заботливое отношение к своему организму.

Используемые приемы, методы:  

  • проблемная мотивация для активизации мыслительной деятельности детей.
  • словесные методы (вопросы проблемного характера, рассказ педагога, инструкции, указания);
  • объяснительно-иллюстрационные методы (рассматривание плаката, презентация с помощью компьютера, использование карточек-схем, схемы проведения опытов);
  • частично-поисковые (практическая деятельность детей – проведение опытов, фиксирование выводов на листе бумаги).

Оборудование: схема с изображением дыхательной системы человека; карточки с органами дыхания человека на каждого ребенка; стаканы с водой; трубочки для коктейля; ненадутые воздушные шарики; схема проведения опыта; листы бумаги, карандаши на каждого ребенка; ноутбук; диск с презентацией правильного дыхания; значки на каждого ребенка.

Ход.

1 часть – вводная (создание проблемной ситуации)

Воспитатель:

-Ребята, как вы думаете, какая сейчас погода на улице? (прохладная, морозная)

-Я согласна с вами. А как вы догадались? (Ответы детей).

-Все верно вы сказали. Вы знаете, в последнее время я стала замечать необычное явление. Выхожу утром из дома, вздохну полной грудью, выдохну, и передо мной появляется неизвестно откуда небольшое облачко. Вот и сегодня, когда я шла по улице, передо мной все время было это облачко. Как вы думаете, что это за облачко? Откуда оно взялось? (Ответы детей).

-Интересные у вас предположения. Оказывается, что внутри человека есть воздух. Как вы думаете, откуда в человеке воздух? (Ответы детей).

-Положите руку на грудь, почувствуйте свое дыхание. А теперь подумайте и ответьте мне, для чего человек дышит? (Предположения детей).

-Молодцы, правильно ответили. Человек – это живое существо, а все живое дышит. Дыхание нужно для жизни. Человеку важен кислород, который находится в воздухе. Мы дышим и вместе с воздухом получаем кислород.

-Как вы думаете, с помощью каких органов осуществляется дыхание человека? (Ответы детей). Сегодня я предлагаю вам познакомиться с тем, как дышит человек.

2 часть – основная

Воспитатель:

-Для того чтобы дышать у человека есть специальные органы. Давайте обратим внимание на плакат. Это легкие. На что они похожи? Верно, они похожи на два мешочка и находятся справа и слева. Покажите, где у вас легкие. Правильно. Когда мы с вами вдыхаем, наша грудь поднимается – легкие расширяются и свежий воздух наполняет их, и по нашему телу разносится кислород. Когда мы делаем выдох – легкие выпускают воздух и сжимаются. Легкие, как и наше сердце, работают и днем, и ночью, никогда не отдыхая.

-Как вы думаете, почему? (Ответы детей).

-Правильно. Потому что без кислорода человеческий организм не может жить. Попробуйте вдохнуть и задержать дыхание. (Дети выполняют)

- Как вы себя чувствовали, пока не дышали? (Не хватает воздуха, хочется скорее вдохнуть).

Воспитатель: Совершенно верно. Человек без воды и пищи может прожить несколько дней, а без воздуха - только несколько секунд.

- Ребята, а как вы думаете, воздух сразу попадает в легкие? (Ответы детей).

-Посмотрите, прежде всего, воздух попадает в нос. Там он очищается от пыли, грязи и согревается. Затем через горло попадает в трахею и бронхи – это специальные трубочки – и только потом попадает в легкие.

- Ребята, кто запомнил? Кто может рассказать сам о том, как воздух попадает к нам в организм?  (Рассказ ребенка).

-Молодец. Все правильно рассказал. А сейчас я предлагаю каждому разложить по порядку карточки с изображением органов дыхания.  (Индивидуальная работа детей с карточками).

Воспитатель: -Молодцы. Правильно выложили. Ребята, вместе все эти органы называются дыхательной системой человека. Как вы думаете, почему они так называются? Для чего они нам нужны? (Ответы детей).

Воспитатель: -Умницы вы мои. А сейчас я хочу пригласить вас в одно очень интересное место. Именно там ученые экспериментируют, проводят различные исследования и опыты. Как вы думаете, как называется это место? (Ответы детей).

-Правильно, это лаборатория. И сейчас мы с вами тоже будем, как настоящие ученые проводить опыты, наблюдать, делать выводы. Проходите в нашу лабораторию. У всех ученых есть отличительные значки – бейджики. Выберите себе бейджик и закрепите его. А еще в лаборатории есть правила:

- внимательно слушать

- точно выполнять все указания

- аккуратно работать с оборудованием

- в конце опыта делать выводы

- Кто запомнил правила? Повтори, пожалуйста.

- Посмотрите вокруг, что вы видите на столах? Как вы думаете, для чего нужно все это оборудование? (Ответы детей).

- Все это оборудование нужно для наших опытов. Вспомните, что происходит с легкими при дыхании? Правильно, при вдохе они наполняются воздухом и расширяются, а при выдохе воздух выходит из легких, и они сжимаются. Сейчас я вам предлагаю взять воздушные шарики и надуть их. Представьте себе, что это легкие человека. Что произошло с ними? А сейчас сдуйте шарики. Что сейчас произошло с легкими? Вывод: наши легкие, как воздушные шарики, при вдохе наполняются воздухом и становятся больше, а при выдохе воздух выходит из легких, и они сдуваются.

- Следующий опыт я предлагаю вам провести самостоятельно. У каждого из вас есть схема проведения опыта. Посмотрите на нее. Какое оборудование вам понадобится для этого опыта? Возьмите стакан с водой и трубочку. Что вы будете делать дальше? Результат опыта вам нужно будет зарисовать. (Проведение опыта детьми самостоятельно).

- Что у вас получилось? Какой можно сделать вывод? Вывод: мы выдыхаем воздух, который виден в воде в виде пузырьков.

-Как вы думаете, для чего человеку нужен воздух? Кто запомнил, как воздух попадает к нам в организм? (Ответы детей).

- Как можно еще узнать, что в нашем организме есть воздух?

Воспитатель:

- Интересные предположения. Я предлагаю вам подуть на ладошку. Что вы почувствовали? А как вы думаете, почему мы выдохнули теплый воздух, ведь мы вдыхаем холодный?

Вывод: попадая в организм, холодный воздух нагревается и, поэтому мы выдыхаем теплый воздух.

Воспитатель:

- Что мы с вами узнали с помощью опытов? Правильно, мы узнали, что наши легкие при вдохе наполняются воздухом и расширяются, а при выдохе – сжимаются; мы выдыхаем воздух, который виден в воде  в виде пузырьков; попадая в организм человека, холодный воздух нагревается.

Воспитатель:

- Ребята, а как вы думаете, какой воздух полезен для дыхания человека? Посмотрите на эти кадры (на экране слайды с изображением дымящих труб, потока машин, дым от пожаров, сцены с курением и т.п.)

Смотрим диск, тренируемся. Работа детей в парах.

- Как вы думаете, будет ли здоровой наша дыхательная система, если дышать загрязненным воздухом? Как будет чувствовать себя человек? (Предположения детей)

 -Все верно. Сейчас я предлагаю вам объединиться в команды по 4 человека по цвету ваших бейджиков. У нас получилась команда синих и команда зеленых. Перед вами на столах лежат различные картинки. Ваша задача – выбрать только те картинки, где человек заботится о своем здоровье, заботится о здоровом дыхании, укрепляет дыхательную систему. Выбранные картинки поместите на мольберт. (Работа детей в подгруппах).

-Давайте посмотрим, что у вас получилось. (Объяснения детей).

3 часть – итог занятия

Воспитатель:

- Молодцы, ребята. Что вы нового сегодня узнали? Было кому-то трудно из вас? В чем? Мне тоже понравилось с вами работать. Я вам хочу раздать схемы проведения опыта с вашими зарисовками. По этой схеме вы можете рассказать родителям и друзьям о том, какой опыт мы проводили и что узнали. Спасибо всем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий «Будь здоров, Лунтик» для детей старшего дошкольного возраста

В конспекте детям предлагается отправиться в путешествие со сказочным персонажем, чтобы узнать секреты здоровья. По пути ребята выполняют различные задания: отгадывают загадки, делают дыхательную гимн...

Конспект НОД в образовательной области «Познавательное развитие» (Мир природы и мир человека) Тема: «Весенний день - год кормит»

Конспект НОД в образовательной области «Познавательное развитие» (Мир природы и мир человека)  Тема: «Весенний день  - год кормит»...

Конспект проблемно-игрового тренинга с детьми старшего дошкольного возраста

Конспект открытого показа проблемно-игрового тренинга с детьми старшего дошкольного возраста "Дошколята в космосе"Цель: обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению ...

Методическая разработка.Конспект проблемно-игровой ситуации по математическому развитию для детей младшей группы «Весёлое путешествие»

Методическая разработка.Конспект проблемно-игровой ситуации по математическому развитию                                д...

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Человек, части тела. Здоровый образ жизни»

Цель: познакомить детей с частями тела человека.Задачи: Образовательные:- уточнить знания детей о строении человеческого тела и назначении отдельных частей тела;- учить детей видеть признаки сходства ...