Конспект проблемно-игрового тренинга с детьми старшего дошкольного возраста
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Куликова Юлия Булатовна

Конспект открытого показа проблемно-игрового тренинга с детьми старшего дошкольного возраста "Дошколята в космосе"

Цель: обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений о мире.

Задачи:

Образовательные:

  1. расширять представления детей о космических полетах;
  2. закреплять знания детей о российских ученых, стоявших у истоков развития российской космонавтики;

Развивающие:

  1. расширять кругозор детей через использование проблемно-игрового тренинга;
  2. закреплять название планет солнечной системы с помощью считалки.

Воспитательные:

  1. способствовать формированию коммуникативных навыков, любви к родной стране, чувства гордости успехами нашей Родины в области освоения космоса;
  2. создавать условия для формирования коллективизма, взаимопомощи.

Используемые технологии: коммуникативная, игровая, личностно-ориентированная, информационно-коммуникативная, здоровьесберегающая, технология сотрудничества.

Материалы: глобус, презентация «История космонавтики», модели планет, маршрутный лист, бланк радиограммы, объемный конструктор, Блоки Дьенеша (схемы), картинки на космическую тему с 10 отличиями, предложения с перепутанными словами, посылка, «указ президента», золотые медали, видеозапись робота «Умник».

Оборудование: мультимедийное оборудование, портативная колонка, ширма с изображением модели Солнечной системы, мольберт, подушки.

Предварительная работа: рассматривание планет Солнечной системы, знакомство с портретами: Пифагора, древнегреческого ученого математика, основателя космонавтики К.Э. Циолковского, ученого-конструктора С.П. Королева, первого космонавта Ю.А. Гагарина, А.А. Леонова, первой женщины-космонавта В.В. Терешковой, С.Е. Савицкой – первой женщины-космонавта, вышедшей в открытый космос; дидактические игры «Планеты, стройтесь!», «Назови соседей», игровые упражнения на развитие зрительного внимания, игровые упражнения на образование родственных слов, составление предложений из «перепутанных слов»; чтение стихотворений о космосе, планетах Солнечной системы, загадывание загадок, разучивание игротренинга «Космонавт»; рисование, лепка, аппликация на тему космоса; выкладывание планет в нужной последовательности.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Куликова Юлия Булатовна, старший воспитатель, ГБДОУ детский сад № 4 комбинированного вида Пушкинского района Санкт-Петербурга

Конспект

открытого показа проблемно-игрового тренинга с детьми старшего дошкольного возраста

Тема: «Дошколята в космосе»

Цель: Цель: обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений о мире.

Задачи:

Образовательные:

  1. расширять представления детей о космических полетах;
  2. закреплять знания детей о российских ученых, стоявших у истоков развития российской космонавтики;

Развивающие:

  1. расширять кругозор детей через использование проблемно-игрового тренинга;
  2. закреплять название планет солнечной системы с помощью считалки.

Воспитательные:

  1. способствовать формированию коммуникативных навыков, любви к родной стране, чувства гордости успехами нашей Родины в области освоения космоса;
  2. создавать условия для формирования коллективизма, взаимопомощи.

Используемые технологии: коммуникативная, игровая, личностно-ориентированная, информационно-коммуникативная, здоровьесберегающая, технология сотрудничества.

Материалы: глобус, презентация «История космонавтики», модели планет, маршрутный лист, бланк радиограммы, объемный конструктор, Блоки Дьенеша (схемы), картинки на космическую тему с 10 отличиями, предложения с перепутанными словами, посылка, «указ президента», золотые медали, видеозапись робота «Умник».

Оборудование: мультимедийное оборудование, портативная колонка, ширма с изображением модели Солнечной системы, мольберт, подушки.

Предварительная работа: рассматривание планет Солнечной системы, знакомство с портретами: Пифагора, древнегреческого ученого математика, основателя космонавтики К.Э. Циолковского, ученого-конструктора С.П. Королева, первого космонавта Ю.А. Гагарина, А.А. Леонова, первой женщины-космонавта В.В. Терешковой, С.Е. Савицкой – первой женщины-космонавта, вышедшей в открытый космос; дидактические игры «Планеты, стройтесь!», «Назови соседей», игровые упражнения на развитие зрительного внимания, игровые упражнения на образование родственных слов, составление предложений из «перепутанных слов»; чтение стихотворений о космосе, планетах Солнечной системы, загадывание загадок, разучивание игротренинга «Космонавт»; рисование, лепка, аппликация на тему космоса; выкладывание планет в нужной последовательности.

Ход занятия

Под фонограмму космической музыки дети входят в зал и здороваются с гостями.

Воспитатель: «Ребята, как выдумаете, куда мы с вами попали, чем мы будем с вами заниматься?

(Предположения детей)

Вы догадались, мы попали в космическую лабораторию. Каждый год 12 апреля мы отмечаем День Космонавтики. А в этом году мы уделяем космосу особое внимание. И это не случайно. Как вы думаете, почему?»

(Ответы детей)

Воспитатель: «Правильно, молодцы!»

Показывает глобус.

Воспитатель: «Ребята, что у меня в руках?

(Ответы детей)

Воспитатель: Верно! Это модель планеты Земля. За ее пределами – космос. Люди всегда мечтали взлететь в небо, как птицы, даже придумывали сказки о коврах-самолетах. С тех пор прошло много-много лет, и люди давным-давно научились летать. Не только на Земле, но и за ее пределы.

Воспитатель: В нашей космической лаборатории есть робот «Умник» ему очень интересно, что вы знаете об истории космонавтики.

Воспитатель включает видеозапись с изображением робота «Умника».

Робот «Умник»: «Здравствуйте, ребята! Проверим, что вы помните об истории космонавтики. Я задам вам вопросы, а вы постарайтесь ответить».

Воспитатель включает презентацию «История космонавтики».

(Слайды с анимацией)

1: С древних времен люди верили, что Земля (квадратная, круглая, плоская, треугольная) и стоит на трех (слоны, верблюды, бегемоты, жирафы) подскажите правильный ответ. (Ответы детей)

Правильно. Люди верили, что Земля плоская и стоит на трех слонах и черепахе.

2. Древнегреческий ученый, математик первым предположил, что Земля имеет форму шара. Как звали этого ученого? (портрет ученого) Пифагор. (Ответы детей) Молодцы!

3: Разработал теорию ракеты, продумал ее устройство и вывел основную формулу движения замечательный ученый. Кто помнит, как звали ученого? (портрет ученого). (Ответы детей) Верно! Константин Эдуардович Циолковский.

4: Для исследования Космоса первыми отправили в полет собак. Подскажите какие клички были у первых, животных, полетевших в космос? (Ответы детей). Белка и Стрелка после полета благополучно вернулись на Землю.

5: 2 апреля 1961 года впервые в космос полетел человек (портрет космонавта). Подскажите, как звали этого космонавта? (Ответы детей. Юрий Алексеевич Гагарин - первый космонавт, гражданин нашей страны.

6: Первым человеком, который вышел в открытый космос (портрет космонавта). Подскажите, как звали этого космонавта? (Ответы детей). Алексей Архипович Леонов в 1965 году совершил первый в истории космонавтики выход в открытый космос продолжительностью 12 минут 9 секунд.

7: Среди российских космонавтов были и женщины-космонавты. Первую женщину-космонавта звали (портрет космонавта) (Ответы детей). Валентина Владимировна Терешкова.

Воспитатель включает видеоролик с записью робота «Умника».

Робот «Умник»: на все вопросы ответили правильно! Ребята, чтобы стать космонавтом, надо быть очень образованным и здоровым человеком. Нужно пройти специальную подготовку. Я верю, что из вас получатся настоящие космонавты. Удачи!»

Воспитатель: Спасибо «Умник». Ребята…

Звуковой сигнал. Сотрудник детского сада приносит бланк радиограммы. «Простите, вам срочная радиограмма…из Космоса!».

Воспитатель: Из космоса? Большое спасибо. Странно, что бы это значило?

Читает вслух: «Дорогие ребята! В космосе произошло невероятное: все планеты Солнечной системы сошли со своих орбит и потерялись. Я сбился с курса и не могу вернуться на Землю. Срочно нужна ваша помощь: нужно преодолеть все препятствия, найти все планеты и расставить их по местам, чтобы восстановить порядок в Солнечной системе. Посылаю вам космическую карту с маршрутом. Если вы не боитесь трудностей, то поспешите на помощь.

Заблудившийся космонавт».

Воспитатель и дети рассматривают маршрутную карту.

«Ребята, что будем делать? Поможем?»

(Ответы детей)

Но у нас нет корабля. Дети давайте построим корабль? Я предлагаю построить два корабля. Для этого мне нужно две команды конструкторов.

Игра «Постройка ракеты».

В постройке корабля принимают участие две команды по 3 ребенка.

Члены каждой команды поочерёдно добегают до ориентира, берут по одной детали напольного конструктора и устанавливают ее в соответствии со схемой космического корабля, закреплённого на мольберте. Побеждает команда, быстрее всех собравшая космический корабль.

Воспитатель: «Но для того, чтобы ракета взлетела, нам нужно узнать пароль. Если вы правильно ответите на все вопросы, мы сможем полететь в космос».

Игра «Прохождение пароля».

Цель: закрепить знания детей о космосе, космонавтах.

Ход игры: дети выстраиваются друг за другом и поочередно отвечают на вопросы воспитателя.

Как называется площадка для взлета космических ракет? (Космодром).

Как называется одежда космонавта для выхода в открытый космос? (Скафандр).

Как называется окно в самолете или в ракете? (Иллюминатор).

Сколько планет в Солнечной системе? (9).

Как называется третья планета от Солнца? (Земля).

Как называется спутник планеты Земля? (Луна).

Воспитатель: «Молодцы, ребята! Робот «Умник» отправил нам пароль. Прошу занять места в ракетах. Всем приготовиться к взлету! Пароль «Поехали!» 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, взлет!»

Звучат космические сигналы взлета ракеты и звуки космоса.

Воспитатель: «Вот мы с вами и в космосе. Ребята, путь к сбившимся планетам будет нелегким. Нас ожидает множество препятствий. Чтобы их преодолеть, мы должны быть предельно внимательными и сообразительными. А вот и первое препятствие».

Игра «Найди отличия»

На столике 2 картинки о Космосе с отличиями. На экране те же картинки.

Дети отмечают фломастерами отличия. Воспитатель спрашивает, сколько они нашли отличий?

Цель: развитие зрительного внимания

Ход игры: детям предлагается рассмотреть две картинки на космическую тему и найти 10 отличий.

Воспитатель: Ребята, космонавты не только умные, но и тренированные. Предлагаю вам потренироваться, присаживайтесь на ковер.

Дети сидят в кругу на ковре.

Пальчиковая гимнастика

Игротренинг «Космонавт».

Цель: закреплять умение детей сочетать слова с действиями.

В тёмном небе звёзды светят. Сжимают, разжимают кулачки.

Космонавт летит в ракете. Ладони соединены под острым углом.

День летит и ночь летит

И на Землю вниз глядит. Указательным и большим пальцем делают

«очки» возле глаз.

Видит сверху он поля, Загибают по одному пальцу.

Горы, реки и моря.

Видит он весь шар земной,

Шар земной - наш дом родной. Ладонями изображают шар.

Воспитатель: «Молодцы, ребята, отлично справились и с препятствием».

Звучит тревожная музыка. Что же происходит?  

Игра «Метеоритный дождь»

Воспитатель: Облетев почти всю галактику, мы опустились на неизвестную планету. Поступило сообщение: ожидается метеоритный дождь. Метеориты могут повредить ракеты, поэтому необходимо их быстро собрать в ловушки.

На полу лежат обручи – ловушки. В каждый обруч должны попасть метеориты. В красный обруч – квадратные метеориты, в синий обруч – круглые метеориты, в желтый обруч – треугольные метеориты, в зелёный обруч – прямоугольные метеориты.

(Звучит космическая музыка, дети собирают метеориты, и кладут их в соответствующие обручи).

Воспитатель: Метеоритный дождь перепутал слова. Пожалуйста, помогите, поменяйте местами слова, чтобы получились правильные предложения.

Игра «Составь предложение».

Цель: развивать связную речь, закреплять умение правильно строить предложение.

Ход игры: воспитатель предлагает детям предложения, в которых все слова поменялись местами, и построить правильные предложения.

Слова: в, космонавт, ракете, летит; звезды, на, светят, небе; в, корабль, полет, отправляется, космический; падает, с, комета, неба, хвостатая.

Воспитатель: «Молодцы, ребята! И это сложное препятствие вы смогли преодолеть.

Воспитатель: Ребята, мы приближаемся к огромной космической черной дыре. Нужно срочно спасать планеты. В этом нам поможет стихотворение Аркадия Хайта «По порядку все планеты».

Воспитатель: «Ребята, настало время выполнить наше главное задание. Давайте расставим планеты, каждую на свое место».

Дидактические игра «Планеты, стройтесь!»

Цель: закреплять знания детей о планетах Солнечной системы, знать их названия, последовательность.

Ход игры: Дети берут модели планет, выстраиваются по порядку и читают стихотворение А. Хайта:

«По порядку все планеты

Назовет любой из нас.

Раз – Меркурий

Два – Венера,

Три – Земля,

Четыре – Марс.

Пять – Юпитер,

Шесть – Сатурн,

Семь – Уран,

За ним – Нептун.

Он восьмым идет по счету.

А за ним уже потом,

И девятая планета

Под названием Плутон».

Воспитатель: «Молодцы, ребята! Вы прекрасно справились с нашей главной задачей, все планеты на своих местах! Теперь в Солнечной системе полный порядок!». Проверим космическую карту, все ли мы выполнили. Да, это было последнее задание.

Воспитатель: «Интересно, как дела на нашей планете?». Занимайте свои места в ракетах.

Упражнение на релаксацию.

Земля Слайды красивые места нашей планеты, звучит космическая музыка.

Воспитатель: «Вот мы снова и дома, на Земле, в нашей космической лаборатории детского сада. Скажите, ребята, были трудные задания в космосе?». Что вы запомнили больше всего? Какое у вас настроение после путешествия?

(Ответы детей)

Сотрудник детского сада: «Простите, вам просили передать».

Протягивает радиограмму и небольшую посылку. В посылке «Указ Президента», медали «Юному космонавту».

Воспитатель: «Радиограмма? Интересно, от кого?».

Читает вслух: «Дорогие ребята! Пишет вам заблудившийся космонавт. Огромное вам спасибо за помощь! Вы совершили героический поступок: теперь в космосе полный порядок – все планеты на своих местах, а я благополучно вернулся на родную Землю. Ваш друг, заблудившийся космонавт».

Воспитатель: «Вот видите, ребята? Значит, мы не зря старались! А это что такое? Указ Президента!»

Читает: «За проявленное мужество, героизм, смекалку, умение прийти на помощь, награждаются медалями «Юному космонавту» дети подготовительной группы № 8 «Яблонька».

Воспитатель: «Да, ребята, все космонавты являются героями своей страны и имеют правительственные награды. Теперь вы тоже герои нашего детского сада».

Воспитатель: «Ну, вот и все, мои юные космонавты, наше космическое путешествие окончено! Благодарю всех за участие».

Литература:

  1. Т. Н. Вострухина, Л. А. Кондрыкинская «Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет» - М.: «Сфера», 2020.  – 192 с.;
  2. И. А. Михеева, С. В. Чешева «Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя-логопеда» - «Каро», 2009.  – 256 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста с поведенческими проблемами «Волшебный цветок»

Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с поведенческими проблемами "Волшебный цветок", цель: коррекция двигательной расторможенности, агрессивных проявлений, психического напряжения, раз...

МАСТЕР КЛАСС из опыта работы Тема Проблемно – игровые ситуации применяемые с детьми старшего дошкольного возраста»

МАСТЕР КЛАССиз опыта работыТема: Проблемно – игровые ситуации применяемые с детьми старшего дошкольного возраста»...

Конспект Конспект Непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста « Удивительный мир космоса »

Цель:Познакомить детей с историей возникновения праздника День космонавтики.Дать первоначальные сведения о планетах, Солнце, Луне.Словарь: космос, планеты, космический корабль, Юрий Гагарин.Развивать ...

Тренинг с детьми старшего дошкольного возраста по правилам дорожного движения «Шагаем вместе по безопасной дороге в безопасный мир»

Тренинг был проведен с детьми подготовительной к школе группы в рамках городской акции "Зелёный огонёк". По результатам оценки материалов акции коллектив дошкольной образовательной организац...

Конспект эколого-психологического тренинга для детей старшего дошкольного возраста на тему «Природа»

Цель тренинга: формирование у детей целостного взгляда на природу и место человека в ней, а также развитие бережливого отношения к окружающей среде....