«Психолого - педагогическая поддержка семьи и повышение компетентности родителей в условиях реализации развития ребенка в дошкольной организации.»
статья

Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и образовательной организации. Эти отношения определяются понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

 Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие предполагает взаимное воздействие, активность участников и обязательное прохождение этапов, на которых обеспечивается смена позиций и ролей участников общего процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodit.docx17.59 КБ

Предварительный просмотр:

«Психолого - педагогическая поддержка семьи и повышение компетентности родителей в условиях реализации развития ребенка в дошкольной организации.»

«Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.»

(С.В.Глебова)

Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и образовательной организации. Эти отношения определяются понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

 Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие предполагает взаимное воздействие, активность участников и обязательное прохождение этапов, на которых обеспечивается смена позиций и ролей участников общего процесса.

 

Задачи взаимодействия семьи и ДОУ.

 1. Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника.

 2. Объединение усилий семьи и образовательной организации для развития и воспитания детей.

3. Создание атмосферы взаимопонимания родителей (законных представителей) воспитанников и педагогов образовательной организации, общности их интересов, эмоциональной взаимоподдержки.

4. Активизация и обогащение воспитательных умений родителей (законных представителей).

5. Формирование уверенности родителей (законных представителей) в собственных педагогических возможностях.

          Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. За воспитание и образование детей несут ответственность именно родители;

Главное в контексте «семья - образовательное учреждение» - личное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье.   Поэтому в своей работе с родителями ставлю цель по следующим принципам:

 Принципы взаимодействия с родителями:

  1. Доброжелательный стиль общения. 

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагога с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагога с родителями — значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

  1. Индивидуальный подход. 

Индивидуальный подход - необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

3. Сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности воспитателя разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

4. Тщательная подготовка к каждому    мероприятию. Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут повлечь за собой такие последствия, как отказ посещать родительские собрания, незаинтересованность информацией, идущей от воспитателя.

5. Динамичность.

           Чтобы хорошо узнать родителей своих воспитанников я начинаю работу с анализа социального статуса родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Провожу анкетирование. Личные беседы, наблюдения помогают правильно выстроить работу, сделать ее более эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Для вовлечения участия родителей в образовательной деятельности использую коллективные, индивидуальные, наглядно- информационные, традиционные и не традиционные формы работы.

      Информационные стенды

      Традиционным является оформление в группах информационных стендов. На таких стендах представлены разнообразные сведения: это и режим дня, расписание организованной деятельности в группе, объявления, перспективный (комплексно-тематический план) на год – название тем каждой недели. Работая над каждой темой стараюсь спроектировать, спланировать её в соответствии с требованиями ФГОС. Разработка плана каждой темы – это своего рода проект, в котором прописаны планируемые результаты, участниками которого являются дети, родители, воспитатель, не всегда – специалисты детского сада, социум. Еженедельно родители могут познакомиться с показателями освоения темы детьми и содержанием работы по данной теме. Также есть для родителей оформляю информационный лист с просьбой принять участие в освоении данной темы, рекомендую стихи, загадки, пальчиковые игры по теме. 

                                 -  все материалы

                       должны быть эстетически

                                    оформлены;

  • содержание необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к этой информации быстро пропадет;
  • оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей (текст на цветной бумаге, картинки-символы) ;
  • содержание предполагаемого материала должно быть   действительно интересно большинству родителей.

Каждый раз по теме недели планируется итоговое мероприятие. Зачастую это оказывается результат совместной деятельности родителей и ребёнка. Например, при изучении темы «Хлеб» итоговым мероприятием стало совместное изготовление стенда «От зернышка к хлебу».

  Выставки:

Интересной формой работы является организация разнообразных выставок. Это не имеется ввиду только те уголки творчества детей, в которых регулярно размещаются работы детей в непосредственно-образовательной деятельности. А также выставки работ детей в самостоятельной деятельности, в совместной с воспитателями и родителями деятельности.

    Так, например, ко дню Отца была организована выставка портретов «Мой папа –самый лучший». Где, ребята, показали, как они видят и любят своих пап.   

   С целью разнообразить творческие фантазии детей и родителей стараюсь заинтересовать новыми видами работы, побуждать к использованию разных средств выразительности.

       

     Фотовыставки также направлены на то, чтобы ознакомить родителей поближе с жизнью дошкольного учреждения, группы, деятельностью их детей. Фотографии детей всегда привлекают внимание родителей. Фотовыставки под одноимённым названием – «Жизнь нашей группы» всегда посвящаются различным событиям – посещение детьми библиотеки, «один день жизни в группе», всевозможные мероприятия и многое другое из жизни группы.

Вывод:  

Таким образом, использование различных форм работы педагога с родителями позволяет обогащать знания родителей и применять их на практике в воспитании своих детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию по теме: "Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей»

Цель: «Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности  по вопросу психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (закон...

Родительский клуб как эффективная форма работы по обеспечению методической и психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста.

На этапе раннего развития у родителей становятся актуальными многие проблемы: чему нужно научить ребенка, как с ним играть, как справляться с его капризами и непослушанием и т.д. Где родителям детей р...

«Психолого-педагогическая поддержка семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования детей в соответствии с ФГОС»

Задача детского сада оказать семье  педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Необходимо, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг ...

«Родительский клуб как эффективная форма работы по обеспечению методической и психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста» (Обобщение опыта работы)

Создание семейного клуба «Школа молодых родителей» дает возможность перестроить традиционную систему повышения психолого-педагогического просвещения современной семьи в условиях детского с...

Психолого-педагогическая поддержка семьи и повышение компетентности родителей в условиях ФГОС

Психолого-педагогическая поддержка семьи и повышение компетентности родителей в условиях ФГОС...

«Пути и средства обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах охраны и укрепления здоровья детей».

Cовместная работа образовательного учреж­дения и семьи по воспитанию здорового ребенка и приобще­нию его к здоровому образу жизни строится на следующих основных положениях, опреде­ляющих е...