«Родительский клуб как эффективная форма работы по обеспечению методической и психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста» (Обобщение опыта работы)
материал (младшая группа)
Создание семейного клуба «Школа молодых родителей» дает возможность перестроить традиционную систему повышения психолого-педагогического просвещения современной семьи в условиях детского сада и придать ей направление, необходимое для удовлетворения запросов нового современного родителя, а главное – работа в клубе помогает родителям преодолеть барьер недоверия к детскому саду и заложить прочный фундамент сотрудничества детского сада и семьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_pedsovet.docx | 18.78 КБ |
Предварительный просмотр:
«Родительский клуб как эффективная форма работы по обеспечению методической и психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста»
(Выступление из опыта работы)
Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 34
«Соловушка» г. Воркуты
Федорова Е.Н.
Изменения, происходящие в обществе, влекут за собой изменения в работе дошкольных образовательных организаций.
Детский сад сегодня – это сложный организм, стремящийся к развитию, ищущий новые возможности, создающий необходимые условия для удовлетворения потребностей ребенка, семьи и общества, обеспечивающий условия для творческой, профессиональной работы педагогов, отвечающий самым современным требованиям.
В Законе РФ «Об образовании», «Концепции дошкольного воспитания» говорится, что родители являются первыми педагогами. Современная семья нуждается в разнообразных знаниях: медицинских, педагогических, психологических, и др. Большинство родителей традиционно доверяют своему жизненному опыту, опирающемуся на опыт их собственных родителей. И нередко возникновение в семье задач, которых не было в их родительской семье, приводит к семейной дисгармонии: нет образцов того, как справляться с проблемой. В этом случае непрерывное образование взрослых выступает фактором поддержки социальной грамотности и компетентности. Деятельность педагогического коллектива детского сада не может оставаться в стороне от изменяющейся ситуации в социуме.
Сотрудничество с родителями – это процесс многоуровневый и сложный. Чтобы выйти на высокий уровень сотрудничества специалистам образовательного учреждения необходимо создать для этого необходимые условия. Одним из условий эффективного сотрудничества является повышение уровня педагогической компетенции родителей.
Комплексной формой такого взаимодействия с родителями в нашем ДОУ стал семейный клуб «Школа молодых родителей».
Целью работы клуба стало повышение родительской компетентности через освоение системы психолого-педагогических знаний по вопросам воспитания и развития детей раннего возраста.
Осуществить эту непростую миссию помогает последовательное решение следующих задач:
1. Оказать психолого-педагогическую помощь родителям (законным представителям) во всестороннем гармоничном развитии детей.
2. Повысить степень осознанности родителей в вопросах развития и воспитания детей, учитывая индивидуальные способности, возможности и потребности семей.
3. Гармонизировать детско-родительские отношений через анализ и оценку родителями способов взаимодействия и общения с детьми.
В работе с родителями мы использовали различные виды и формы проведения занятий:
семинары – практикумы: «Секреты успешной адаптации», «Особенности детей раннего возраста», «В здоровом теле – здоровый дух»;
мастер – классы: «Ладушки-ладошки», «Игры, которые всегда под рукой», (изготовление игр своими руками);
игровые тренинги: «Семья в моих ладошках», «Играя, развиваемся» «В гости с клоуном Клепой» и др.
Данные формы взаимодействия направлены на формирование у родителей ценностного отношения к ребенку и своим воспитательным функциям, знаний о развитии ребенка раннего возраста, способов взаимодействия и общения с ним и способности к их анализу и оценке.
В содержание работы включали следующие эффективные методы:
- метод игрового моделирования родительского поведения. Он побуждает родителей к поиску более подходящего способа родительского поведения, упражняет в логичности и доказательности рассуждений, развивает чувство такта, способствует обогащению арсенала способов родительского поведения и взаимодействия с ребенком.
- методы телесно-ориентированной терапии. Они способствуют осознанию телесной активности в процессе межличностного взаимодействия, установлению различных способов контакта.
- методы игровой терапии (психогимнастические упражнения, игровые задания).
Работа Клуба строилась на основе календарно-тематического планирования на учебный год с учётом интересов родителей по результатам анкетирования. Заседания Клуба проводились 1 раз в 3 месяца в вечернее время. Продолжительность заседания определялась тематикой встречи и не превышала 30-40 минут. Заседания проходили на базе МБДОУ №34. Подготовкой и проведением заседаний занимался старший воспитатель совместно со специалистами и воспитателями ДОО, ответственными за данное мероприятие (в соответствии с перспективным планом работы Клуба).
Каждая встреча была посвящена работе над определенной проблемой. Основная форма проведения встреч – практическая работа, во время которой отрабатывались конкретные навыки взаимодействия с детьми.
Эффективность работы определяли с помощью рефлексии каждого мероприятия, листов отзывов, опросов, анкетирования, индивидуальных бесед. Кроме того, об эффективности можно было говорить по результатам численности посещения и активности родителей на мероприятиях, по уровню родительской удовлетворенности.
И в заключение хочется отметить, что работа клуба в целом является шагом в направлении формирования психолого-педагогической культуры родителей. Традиционно психолого-педагогическая помощь семье оказывается в рамках индивидуальной консультации. Новые социально-экономические условия в стране, отразившиеся и на работе дошкольных образовательных организаций, требуют новых подходов и методов работы с родителями. Создание семейного клуба «Школа молодых родителей» дает возможность перестроить традиционную систему повышения психолого-педагогического просвещения современной семьи в условиях детского сада и придать ей направление, необходимое для удовлетворения запросов нового современного родителя, а главное – работа в клубе помогает родителям преодолеть барьер недоверия к детскому саду и заложить прочный фундамент сотрудничества детского сада и семьи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поддержка семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования детей в соответствии с ФГОС
Данная презентация для педагогов-психологов ДО...
План по самообразованию по теме: "Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей»
Цель: «Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по вопросу психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (закон...
Психолого-педагогическая поддержка семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей в соответствии с ФГОС ДО
Прилагаются презентации мастер-классов на моем сайте...
Родительский клуб как эффективная форма работы по обеспечению методической и психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста.
На этапе раннего развития у родителей становятся актуальными многие проблемы: чему нужно научить ребенка, как с ним играть, как справляться с его капризами и непослушанием и т.д. Где родителям детей р...
«Психолого-педагогическая поддержка семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования детей в соответствии с ФГОС»
Задача детского сада оказать семье педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Необходимо, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг ...
«Пути и средства обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах охраны и укрепления здоровья детей».
Cовместная работа образовательного учреждения и семьи по воспитанию здорового ребенка и приобщению его к здоровому образу жизни строится на следующих основных положениях, определяющих е...
Психолого-педагогическое сопровождение семей и повышение компетентности родителей в вопросах развития и воспитания детей с ОВЗ
Проблема психологического сопровождения детей с ОВЗ является неотъемлемой частью комплексного сопровождения и оказывает непосредственное влияние на личностное развитие ребёнка, процесс его адаптации и...