Психолого-педагогическая поддержка семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей в соответствии с ФГОС ДО
консультация
Прилагаются презентации мастер-классов на моем сайте
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pps_semi_i_povyshenie_kompetentnosti_roditeley.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Мастер-классы для родителей,
организованные как культурные практики
с использованием ИКТ
в контексте ФГОС»
Психолого-педагогическая поддержка семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей в соответствии с ФГОС ДО
Особенности современного родительства:
- ориентация на материальные ценности и обеспечение материальных условий для семьи;
- стараются быть родителями для своих детей, но не всегда получается, не хватает компетентности, осмысления роли родителя для ребенка и того, что в этой роли делать;
- не всегда понимают, кто их ребенок, каковы его переживания и чувства, каковы его интересы и инициативы.
Представления детей о семье, родителях и доме:
Для детей семья, родители являются самыми важными, значимыми людьми. Именно к ним, в первую очередь, будет обращаться ребенок за помощью.
На первом месте по значимости – родственные отношения (42%):
дети радуются тому, «что есть мама, папа», «есть бабуля, Настя», «есть брат Ваня», «что семья большая», «что есть Кактус – кот такой», «что у меня хорошие родители и брат, он меня не бьет», «что мама и папа любят животных», «что папа умеет играть на трубе», «что дома хорошо» и просто тому «что семья у меня есть».
Материальные и эстетические характеристики, связанные с домом, выделяют
35% детей: «у меня игрушки есть», «цветочки красивые», «телевизор большой», «всякие ленточки, бутылочки».
Отношение близких к ребенку важно для 14% дошкольников: «что меня любят», «все дружат», «папа с мамой добрые, они меня любят», «моя семья меня уважает», «мне нравится доброта, игрушки покупают», «мне нравится, что мне готовят. Мама научилась хорошо готовить», «культурные, любезные папа с мамой».
Совместная деятельность и досуг с близкими привлекает 9% детей:
«ну, мы всегда вместе играем, кушаем, гуляем…», «телевизор смотрим, играем», «когда все вместе пьем чай», «играть с Максимом (брат) хорошо», «когда папа, мама, бабушка и брат – все дома», «они со мной занимаются, играют», «мы вместе гуляем», «мы любим приключения».
Игры и развлечения, связанные с телевизором и компьютером, занимают в жизни современного ребенка почти столько же места и времени, сколько и традиционные виды детской деятельности.
Опрос: «Зачем нужны родители?»
Для воспитания (40%): «ухаживать за детьми, воспитывать меня», «чтобы воспитывать детишек», «чтобы учили нас, воспитывали, растили», «чтобы ребёнок не был глупый».
Для удовлетворения материальных потребностей (30%): «Еду покупать, готовить», «чтобы покупать разное», «готовить обед», «кормили», «чтобы зарабатывали деньги, а потом что-нибудь покупали»
Для удовлетворения эмоциональных потребностей (20%): «что бы было веселее», «что бы обо мне заботились», «чтобы одной не жить», «без родителей скучно».
Для удовлетворения социальных потребностей (10%): «Защищали ребенка», «чтобы не потеряться», «чтобы бандиты не украли меня», «чтобы не потерялись дети».
Проблема одиночества ребенка в семье: большинство детей отмечают, что родители чаще заняты своими делами без ребенка:
«Они заняты, а я играю одна»
«Я играю в игрушки, мама в Интернете, а папа по делам»
«Они все время работают»
«Они работают, пишут на компьютере письма»
«Уборкой и Интернетом»
«Мама и папа больше занимаются с маленьким братом»
«Мама смотрит телевизор, а папа работает, читает, по телефону разговаривает»
«Уборкой, а вечером где-нибудь шастают в гостях»
По ответам детей выявляется неравномерность трудовых нагрузок на мужчину и женщину: чаще заняты мамы, а папы отдыхают:
«мама готовит еду, а папа смотрит телевизор», «мама шьет, а папа смотрит футбол», «мама готовит еду, убирает, а папа читает газету», «мама шьет одежду, а папа все время свой телевизор смотрит!!!»
Наверное, так воспитываются стереотипы мужского и женского поведения у следующих поколений.
Современная семья значительно ориентирована на материальные ценности, потому и работают родители много, и времени на магазины тратят тоже много. Дети это замечают, и на вопрос Чего не хватает твоим родителям? – чаще всего указывают нехватку материальных благ: «денег», «денег на компьютер», «продуктов», «яблок и апельсинов», «нового дома», «они хотят быть богатыми», «машины, они ее большую хотят», «маме машины не хватает. А у папы все есть».
Современные формы работы с семьей:
- совместная деятельность родителей и детей в ДОУ (занятия, конкурсы, фестивали, досуги, праздники, прогулки, проекты и пр.);
- консультации по родительским запросам (по мотивам изучения родительских вопросов и инициатив в образовании);
- устный педагогический журнал;
- издание тематической газеты (печатный или электронный вариант);
- вебинары и др. формы виртуального взаимодействия:
- мастер-классы для родителей, организованные как культурные практики.
МАСТЕР-КЛАССЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ,
ОРГАНИЗОВАННЫЕ КАК КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ
- Являются действенным средством обеспечения органической связи и единства в работе детского сада и семьи, поддерживает интерес родителей к педагогическому процессу в ДОУ.
- Помогают родителям овладеть навыками взаимодействия с ребенком на основе общих интересов, совместной продуктивной деятельности.
- Позволяют родителям выявить свои таланты, распространить лучший опыт семейного воспитания.
- Укрепляют доверительные отношения между педагогами и родителями.
- Знакомят родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения, популяризируют деятельность ДОУ среди населения микрорайона.
Результативность внедрения данной формы работы:
1. Участие родителей в воспитательно-образовательном процессе детского сада.
2. Повышение педагогической культуры родителей.
3. Объединение интересов семьи и ДОУ в вопросах воспитания и развития детей в условиях детского сада.
4. Происходят качественные изменения содержания и форм сотрудничества между родителями и работниками дошкольного учреждения, повышается ответственность родителей за воспитание детей в семье, постоянно совершенствуются педагогические знания родителей; создается атмосфера взаимопонимания и доверительных отношений между родителями, педагогами и детьми; происходит обмен передовым опытом семейного воспитания между родителями; создается благоприятная эмоциональная атмосфера между родителями и педагогами; обеспечивается совместный успех в деле воспитания и обучения детей.
Главный результат - нейтрализация развития неблагополучия семьи. Непосредственная продуктивная деятельность позволяет заинтересовать пед. процессом всех участников. А самое ценное, что родители после проведенных мастер-классов используют свои новые знания, организуя с детьми игры и занятия. Совместное взаимодействие укрепляет семью, являясь профилактикой неблагополучия в семейных отношениях.
Для мониторинга результативности проведения мастер-классов, как нетрадиционных форм работы с родителями, в конце года – в мае - рекомендуется провести ярмарку «Семейных талантов» (выставку поделок), организовав ее так, чтобы каждая семья-участник смогла представить свое хобби выигрышно, интересно. Это можно будет считать своеобразным мастер-классом, подготовленный самими родителями.
ПРИМЕРЫ МАСТЕР-КЛАССОВ:
- Пейзаж на осенних листьях
- Открытка своими руками «Тюльпан» (оригами)
- Новогодняя открытка
- Объемная снежинка
- Основы торцевания
- Торцевание на пластилине «Букет цветов»
- Основы квиллинга
- Рисование крупой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поддержка семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования детей в соответствии с ФГОС
Данная презентация для педагогов-психологов ДО...
План по самообразованию по теме: "Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей»
Цель: «Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по вопросу психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (закон...
Консультирование как форма работы по обеспечению психологической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развитию и образования детей
Одной из актуальных проблем дошкольного образования является взаимодействие семьи и ДОУ. Эффективной формой взаимодействия с родителями является консультирование....
Опыт работы по теме: "«Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей, направленные на повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей с ОВЗ».
Одним из важных направлений своей работы считаю именно работу с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает рол...
«Психолого-педагогическая поддержка семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования детей в соответствии с ФГОС»
Задача детского сада оказать семье педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Необходимо, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг ...
Об обеспечении педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей в условиях реализации ФГОС ДО.
Опыт работы с родителями....
«Родительский университет» программа целевой поддержки семей воспитанников ДОУ и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей
Программа представляет собой один из возможных вариантов работы с семьей и направлена на укрепление не только внутренних детско-родительских отношений, но и на объединение усилий семьи и дошкольного у...