Родительский клуб как эффективная форма работы по обеспечению методической и психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста.
статья
На этапе раннего развития у родителей становятся актуальными многие проблемы: чему нужно научить ребенка, как с ним играть, как справляться с его капризами и непослушанием и т.д. Где родителям детей раннего возраста, не посещающих дошкольные образовательные организации получить методическую, психолого-педагогическую поддержку, а также ответы на все интересующие их вопросы? Родительский клуб «Семейная игротека» дает возможность перестроить традиционную систему повышения психолого-педагогического просвещения современной семьи в условиях детского сада и придать ей направление, необходимое для удовлетворения запросов нового современного родителя.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Родительский клуб как эффективная форма работы по обеспечению методической и психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста.
Подготовила: педагог-психолог МБДОУ№ 37
г. Ачинска
Красноярского края
Юсупова М.М.
«Лучше всего можно помочь детям, помогая их родителям»
Т.Харрис
Изменения, происходящие в обществе, влекут за собой изменения в работе дошкольных образовательных организаций. Детский сад сегодня – это сложный организм, стремящийся к развитию, ищущий новые возможности, создающий необходимые условия для удовлетворения потребностей ребенка, семьи, общества, обеспечивающий условия для творческой, профессиональной работы педагогов, отвечающий самым современным требованиям.
В Законе РФ «Об образовании», «Концепции дошкольного воспитания» говорится, что родители являются первыми педагогами. Современная семья нуждается в разнообразных знаниях: медицинских, педагогических, психологических, и др. Большинство родителей традиционно доверяют своему жизненному опыту, опирающемуся на опыт их собственных родителей. И нередко возникновение в семье задач, которых не было в их родительской семье, приводит к семейной дисгармонии: нет образцов того, как справляться с проблемой. В этом случае непрерывное образование взрослых выступает фактором поддержки социальной грамотности и компетентности. Деятельность педагогического коллектива детского сада не может оставаться в стороне от изменяющейся ситуации в социуме. В процессе наших наблюдений за детьми, бесед с родителями, по данным результатов анкетирования в рамках консультационного пункта, мы пришли к выводу, что у большинства (83%) современных родителей из года в год появляются все новые и новые проблемы, связанные с воспитанием и развитием ребенка раннего возраста. Именно на этапе раннего развития у родителей становятся актуальными многие проблемы: чему нужно научить ребенка, как с ним играть, как справляться с его капризами и непослушанием и т.д. Где родителям детей раннего возраста, не посещающих дошкольные образовательные организации получить методическую, психолого-педагогическую поддержку, а также ответы на все интересующие их вопросы?
Таким центром может стать детский сад. В детском саду характер воспитания целенаправленный, в семье – зачастую стихийный, с использованием отдельных семейных традиций. В этой непохожести заложен главный смысл сотрудничества и взаимодействия.
Именно это и послужило толчком создания родительского клуба «Семейная игротека» на базе МБДОУ №37. Работа клуба «Семейная игротека» - это не просто форма связи семьи и дошкольной образовательной организации, это университет педагогической информации.
Поэтому целью своей работы определили повышение родительской компетентности через освоение системы психолого-педагогических знаний по вопросам воспитания и развития детей раннего возраста.
Осуществить эту непростую миссию помогает последовательное решение следующих задач:
1. Оказать психолого-педагогическую помощь родителям (законным представителям) во всестороннем гармоничном развитии детей.
2. Повысить степень осознанности родителей в вопросах развития и воспитания детей, учитывая индивидуальные способности, возможности и потребности семей.
3. Гармонизировать детско-родительские отношений через анализ и оценку родителями способов взаимодействия и общения с детьми.
В работе с родителями использовали различные виды и формы проведения занятий: семинары – практикумы: «Особенности детей раннего возраста», «С радостью в детский сад»; мастер – классы: «Ладушки, ладушки», «Очумелые ручки» (игры своими руками); обучающие занятия: «Игры, которые всегда под рукой», «Домашняя игротека. Знакомимся с цветом»; игровые тренинги: «Семья в моих ладошках», «Играя, развиваемся» и др..
Данные формы взаимодействия направлены на формирование у родителей ценностного отношения к ребенку и своим воспитательным функциям, знаний о развитии ребенка раннего возраста, способов взаимодействия и общения с ним и способности к их анализу и оценке.
В содержание работы включали следующие эффективные методы:
∙ метод игрового моделирования родительского поведения. Он побуждает родителей к поиску более подходящего способа родительского поведения, упражняет в логичности и доказательности рассуждений, развивает чувство такта, способствует обогащению арсенала способов родительского поведения и взаимодействия с ребенком.
∙ методы телесно-ориентированной терапии. Они способствуют осознанию телесной активности в процессе межличностного взаимодействия, установлению различных способов контакта.
∙ методы игровой терапии (психогимнастические упражнения, игровые задания).
∙ ведение родителями дневников
Деятельность Клуба осуществляли в соответствии с Положением о родительском клубе «Семейная игротека» и не противоречит действующим нормативно – правовым актам. Общий контроль над деятельностью Клуба осуществляла заведующий МБДОУ №37.
Подготовкой и проведением заседаний занимался старший воспитатель совместно со специалистами или воспитателями ДОО, ответственными за данное мероприятие (в соответствии с перспективным планом работы Клуба). Работа Клуба строилась на основе календарно-тематического планирования на учебный год с учётом интересов родителей по результатам анкетирования. Заседания Клуба проводились 1 раз в 2 месяца в вечернее время. Продолжительность заседания определялась тематикой встречи и не превышала 60 минут. Заседания проходили на базе МБДОУ №37.
Программа Клуба предусматривала 4 (5) занятия в год. Группа формировалась на свободной основе. Избираемая для обсуждения на заседании клуба тема не бывала случайной. Ее выбор, как правило, соответствовал определенным критериям:
- темы занятия соответствовали потребностям и интересам большинства родителей. Это в свою очередь требовало большой гибкости при планировании.
- родители принимали участие в отборе и разработке тематики занятий.
- выбранная тема должна быть достаточно серьезной, чтобы гарантировать заинтересованность. Наиболее важные темы те, которые облегчают понимание вопросов, представляющих интерес для всех.
Каждая встреча была посвящена работе над определенной проблемой. Основная форма проведения встреч – практическая работа, во время которой отрабатывались конкретные навыки взаимодействия с детьми.
Эффективность работы определяли с помощью рефлексии каждого мероприятия, листов отзывов, опросов, анкетирования, индивидуальных бесед. Кроме того, об эффективности можно было говорить по результатам численности посещения и активности родителей на мероприятиях, по уровню родительской удовлетворенности и эффективности используемых форм работы.
Но несмотря на высокий педагогический потенциал такой формы взаимодействия с родителями как родительский клуб «Семейная игротека» мы столкнулись и с определенными трудностями. Они заключались в организации первых встреч с родителями, но все трудности были ликвидированы за счет информирования родителей о данной форме работы с семьей в сети интернет, СМИ.
Несмотря на возникающие трудности родительский клуб «Семейная игротека» дал следующие результаты:
→ по данным анкетирования и итоговых детско-родительских занятий: у 93% родителей наблюдается повышение родительской компетентности в вопросах благополучного воспитания и развития своего ребенка, расширение возможности понимания собственного ребенка, улучшение рефлексии своих взаимоотношений с ребенком.
→ у 80 % родителей пришло осознание значимости своей педагогической деятельности, актуализация позиции родителей, которая способна оказать влияние на формирование личности ребенка.
И в заключение хочется отметить, что работа клуба в целом является шагом в направлении формирования психолого-педагогической культуры родителей. Традиционно психолого-педагогическая помощь семье оказывается в рамках индивидуальной консультации. Новые социально-экономические условия в стране, отразившиеся и на работе дошкольных образовательных организаций, требуют новых подходов и методов работы с родителями. Создание родительского клуба «Семейная игротека» дает возможность перестроить традиционную систему повышения психолого-педагогического просвещения современной семьи в условиях детского сада и придать ей направление, необходимое для удовлетворения запросов нового современного родителя, а также служить основой для создания новой услуги в системе ДОО, для оказания практической и психолого-педагогической помощи родителям детей, не посещающих дошкольную образовательную организацию.
Приложение 1
Примерное планирование работы клуба «Семейная игротека»
№ | Тематика заседаний | Форма проведения | Сроки |
1. | «Особенности развития детей раннего возраста. Игра в жизни ребенка» | Консультация | август |
2. | «Домашняя игротека. Знакомимся с цветом» | Практикум | сентябрь |
3. | «Ладушки-ладошки» | Мастер - класс | октябрь |
4. | «Играя, развиваемся» | Игровой тренинг | ноябрь |
5. | «Домашняя игротека. Игры, которые всегда под рукой» | Тренинг | январь |
6. | «Игра в жизни ребенка раннего возраста» | Практикум | февраль |
7. | «Ладушки-ладушки» (о развитии мелкой моторики) | Интерактивные формы. « Развиваемся вместе « | март |
8. | Творческая мастерская «Оч. умелые ручки» (игры своими руками) | Мастер – класс | апрель |
9. | «Семья в моих ладошках» | Детско – родительское занятие | май |
10. | Итоговое заседание (эффективность деятельности, анализ работы клуба, планирование на следующий год) | Круглый стол | июнь |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультирование как форма работы по обеспечению психологической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развитию и образования детей
Одной из актуальных проблем дошкольного образования является взаимодействие семьи и ДОУ. Эффективной формой взаимодействия с родителями является консультирование....
Психолого-педагогическая поддержка семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей в соответствии с ФГОС ДО
Прилагаются презентации мастер-классов на моем сайте...
«Психолого-педагогическая поддержка семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования детей в соответствии с ФГОС»
Задача детского сада оказать семье педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Необходимо, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг ...
Об обеспечении педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей в условиях реализации ФГОС ДО.
Опыт работы с родителями....
"Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста посредством ИКТ"
Взаимодействие детского сада с семьями воспитанников является одним из важнейших условий формирования личности ребёнка, положительных результатов в воспитании, которого можно достичь при согласованнос...
«Родительский клуб как эффективная форма работы по обеспечению методической и психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста» (Обобщение опыта работы)
Создание семейного клуба «Школа молодых родителей» дает возможность перестроить традиционную систему повышения психолого-педагогического просвещения современной семьи в условиях детского с...
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ И ПОВЫШЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В ВОПРОСАХ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье рассматривается проблема гендерного воспитания детей дошкольного возраста. Особое внимание уделяется сотрудничеству педагогов дошкольных образовательных учреждений и родителей. Представлены с...