Проект "Особенности коррекционно- педагогического сопровождения детей с расстройством аутистического спектра в условиях ДОУ"
проект

ПРОЕКТ

Тема:
«Особенности коррекционно-педагогического сопровождения детей  с расстройством  аутистического спектра в условиях ДОУ»

 

 Направление реализации проекта:  «Современные модели организации дошкольного образования с учетом образовательных потребностей и способностей детей, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья»

 Название проекта: «Оказание коррекционной помощи детям с расстройством  аутистического спектра в условиях ДОУ»

 Срок реализации проекта (не более двух лет):  2021 – 2022 годы

 Участники проекта: Дети от6-8 лет, педагоги, специалисты, родители.

 Ключевые слова: аутизм, расстройство аутистического спектра, трудности контакта,  коррекция, индивидуальный маршрут, социализация, специальные индивидуальные программы развития (СИПР)

 Основная идея проекта:

     Преодоление аутистических тенденций и постепенное  вхождение ребенка с  РАС    в социум возможно в результате  своевременно начатой упорной коррекционно – педагогической работы.

     Идею проекта нам подсказала жизнь: с каждым годом увеличивается  число детей с выраженными  особенностями эмоционально – волевой сферы.

        Ведущей идеей создания проекта является понимание того, что при относительно достаточном числе коррекционных учреждений в Бурятии остается практически неразрешенным вопрос оказания консультативной и коррекционной  помощи родителям и их детям с РАС.

    Разработка, апробация и внедрение новых форм, методов, приемов, нацеленных на повышение компетенции родителей, имеющих детей с РАС, в вопросах психолого-педагогической поддержки будет способствовать соединению интересов специалистов ДОУ и семьи, увеличение числа родителей компетентных в вопросах коррекционной работы с детьми с РАС.

 

 Актуальность проблемы:

    Аутизм.  Несколько лет назад значение этого слова мало кто знал. Зато теперь с ним знакомы не только педагоги и врачи, но и некоторые родители. Ведь ставить такой диагноз детям стали всё чаще. Например: 20 – 30 лет назад распространенность детей с РАС 1 случай на 5 тысяч человек, в настоящее время 1 случай на 160 человек. Поэтому актуальным становится поиск новых форм оказания коррекционной психолого – педагогической помощи. Одной из  проблем в жизни таких детей и  родителей  является  изоляция их  от общественной жизни, трудности социальной адаптации.

    На данный момент можно наблюдать серьезные изменения в системе образования. Прежде всего - это связано с введением инклюзивного образования, обеспечивающего нахождение в одном образовательном пространстве детей с ограниченными возможностями здоровья и детей без ограничений. В таких условиях педагогам сложно работать, поскольку нахождение детей с абсолютно разными   особенностями развития  в одном образовательном пространстве затрудняет процесс социализации.

 

 Обоснование значимости проекта для развития системы образования:

    В данное время происходит  переосмысление   содержания коррекционной работы с  детьми с особенностями развития, в соответствии:

 с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»№273 –ФЗ от 21.12. 2012г.

Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от17.10.2013г №1155).

 Эти документы  учитывают образовательные потребности и особенности детей с ограниченными возможностями здоровья.

    В настоящее время существуют разные формы оказания коррекционной помощи детям с РАС. Однако остается актуальным вопрос интеграции таких детей в  группу дошкольного учреждения.  Данную задачу можно решить  только  при полипрофессиональном взаимодействии и междисциплинарном подходе. Поэтому возникает необходимость создания новых инновационных   подходов  в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра.

     Новизна проекта:

Новизна проекта  состоит в сбалансированном комплексном взаимодействии   педагогов.  В основе совместной работы  педагогов лежит принцип мультидисциплинарности. С ребенком работает команда  педагогов по индивидуально разработанной программе. Основываясь на комплексе методик, позволяющих пройти первичную социализацию, педагоги помогают  особым детям получить опыт социального взаимодействия со сверстниками, навыки самоидентификации и самообслуживания, научиться  соблюдать режим.

Совершенствовать  систему работы с детьми с РАС и их родителями.

Внедрение адаптированной коррекционной программы

Подготовить дополнительные методические рекомендации для педагогов и родителей детей с РАС.

 Цель проекта:

  Социальная адаптация детей с РАС путем максимального расширения их социальных связей.

 

 Ключевые задачи проекта:

Совершенствовать развивающую предметно - пространственную среду через создание сенсорной комнаты и  дополнительных сенсорных зон в группах и на участках детского сада.

Формировать социально – бытовые навыки у детей с РАС (навыки самообслуживания).

Формировать игровые умения

Привлечь максимальное количество родителей к участию в коррекционно – развивающих мероприятиях.

 Ожидаемые результаты проекта:

Преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком.

Развитие познавательных навыков.

Смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта.

Повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми.

Преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.

 

 Ожидаемые эффекты проекта:

Создание специальных условий: сенсорной комнаты, дополнительных сенсорных зон в группах и на участках

Оказание психолого-педагогической поддержки семье (мастер-классы, семинары - практикумы, развлечения, совместные занятия с детьми, тренинги, родительские дни, дни самоуправления, выезды в музеи, проведения дней здоровья, совместные чаепития, конкурсы, консультации через онлайн).

Охрана физического и психического здоровья детей с РАС.

Обеспечение вариативности образовательных программ и содержания занятий

  Ожидаемая практическая значимость предлагаемого проекта: Повышение уровня профессиональной компетентности педагогических работников по проблеме психолого – педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Обогащение практики предоставления эффективных мер индивидуальной поддержки детей с РАС в условиях ДОУ.

Разработка методических рекомендаций психолого – педагогического сопровождения детей с РАС в условиях ДОУ.

Распространение инновационного опыта работы на различных образовательных площадках Бурятии.

 

Краткое описание проекта:

 С каждым годом увеличивается число детей с выраженными особенностями эмоционально-волевой сферы.  Одной из  проблем в жизни таких детей и  родителей  является  изоляция их  от общественной жизни, трудности социальной адаптации, поэтому возникла необходимость разработать проект по оказанию им коррекционной помощи. Описанные в проекте инновационные подходы могут помочь этим  детям  адаптироваться к новым условиям и способствуют взаимодействию их с окружающими людьми, поскольку будущее ребенка с РАС во многом зависит от правильно подобранного  целенаправленного, комплексного подхода, индивидуального маршрута сопровождения.

Результаты и эффекты реализации проекта:

Создание специальных условий: сенсорной комнаты, дополнительных сенсорных зон в группах и на участках

Оказание психолого-педагогической поддержки семье (мастер-классы, семинары - практикумы, развлечения, совместные занятия с детьми, тренинги).

Обеспечение вариативности образовательных программ и содержания занятий

Готовый инновационный продукт:

- Модель психолого-педагогической поддержки и социализации детей с РАС.

- Система мероприятий, направленных на повышение педагогических компетенций родителей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дискуссия-вертушка «Педагогическое сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра»

В статье рассматриваются условия для максимальной включенности педагогов в обсуждение всех аспектов по проблеме обучения и развития детей с расстройствами аутистического спектра...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В УСЛОВИЯХ ДОУ.

Инклюзивное образование в дошкольном образовательном учреждении направлено на реализацию гарантированного права обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – с ОВЗ), на получение к...

Особенности сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра в условиях ДОУ

На сегодняшний день наблюдается увеличение количества детей с диагнозом «аутизм» и «расстройства аутистического спектра» (РАС). В статье представлена психолого-педагогичес...

Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с расстройством аутистического спектра (РАС)

Особенности ораганизации обучаещего, воспитательного пространства и процесса в ДОУ детей с расстройством аутистического спектра...

Проект психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра в условиях ДОУ

Цель работы специалистов сопровождения ребенка с аутизмом состоит в том, чтобы в максимальной степени интегрировать его в коллектив сверстников и воспитательно-образовательный процесс Задачи: 1) опред...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ БУЧАЮЩЕГОСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Программа разработана в соответствии: - с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО); - с Порядком организации и осуществлением образовательной ...

Статья: Педагогическое сопровождение детей с расстройством аутистического спектра

https://fgosonline.ru/vyisshee/pedagogicheskoe-soprovozhdenie-detej-s-rasstrojstvom-autisticheskogo-spektra/  переход по ссылке...