Проект "Особенности коррекционно- педагогического сопровождения детей с расстройством аутистического спектра в условиях ДОУ"
проект
ПРОЕКТ
Тема:
«Особенности коррекционно-педагогического сопровождения детей с расстройством аутистического спектра в условиях ДОУ»
Направление реализации проекта: «Современные модели организации дошкольного образования с учетом образовательных потребностей и способностей детей, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья»
Название проекта: «Оказание коррекционной помощи детям с расстройством аутистического спектра в условиях ДОУ»
Срок реализации проекта (не более двух лет): 2021 – 2022 годы
Участники проекта: Дети от6-8 лет, педагоги, специалисты, родители.
Ключевые слова: аутизм, расстройство аутистического спектра, трудности контакта, коррекция, индивидуальный маршрут, социализация, специальные индивидуальные программы развития (СИПР)
Основная идея проекта:
Преодоление аутистических тенденций и постепенное вхождение ребенка с РАС в социум возможно в результате своевременно начатой упорной коррекционно – педагогической работы.
Идею проекта нам подсказала жизнь: с каждым годом увеличивается число детей с выраженными особенностями эмоционально – волевой сферы.
Ведущей идеей создания проекта является понимание того, что при относительно достаточном числе коррекционных учреждений в Бурятии остается практически неразрешенным вопрос оказания консультативной и коррекционной помощи родителям и их детям с РАС.
Разработка, апробация и внедрение новых форм, методов, приемов, нацеленных на повышение компетенции родителей, имеющих детей с РАС, в вопросах психолого-педагогической поддержки будет способствовать соединению интересов специалистов ДОУ и семьи, увеличение числа родителей компетентных в вопросах коррекционной работы с детьми с РАС.
Актуальность проблемы:
Аутизм. Несколько лет назад значение этого слова мало кто знал. Зато теперь с ним знакомы не только педагоги и врачи, но и некоторые родители. Ведь ставить такой диагноз детям стали всё чаще. Например: 20 – 30 лет назад распространенность детей с РАС 1 случай на 5 тысяч человек, в настоящее время 1 случай на 160 человек. Поэтому актуальным становится поиск новых форм оказания коррекционной психолого – педагогической помощи. Одной из проблем в жизни таких детей и родителей является изоляция их от общественной жизни, трудности социальной адаптации.
На данный момент можно наблюдать серьезные изменения в системе образования. Прежде всего - это связано с введением инклюзивного образования, обеспечивающего нахождение в одном образовательном пространстве детей с ограниченными возможностями здоровья и детей без ограничений. В таких условиях педагогам сложно работать, поскольку нахождение детей с абсолютно разными особенностями развития в одном образовательном пространстве затрудняет процесс социализации.
Обоснование значимости проекта для развития системы образования:
В данное время происходит переосмысление содержания коррекционной работы с детьми с особенностями развития, в соответствии:
с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»№273 –ФЗ от 21.12. 2012г.
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от17.10.2013г №1155).
Эти документы учитывают образовательные потребности и особенности детей с ограниченными возможностями здоровья.
В настоящее время существуют разные формы оказания коррекционной помощи детям с РАС. Однако остается актуальным вопрос интеграции таких детей в группу дошкольного учреждения. Данную задачу можно решить только при полипрофессиональном взаимодействии и междисциплинарном подходе. Поэтому возникает необходимость создания новых инновационных подходов в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра.
Новизна проекта:
Новизна проекта состоит в сбалансированном комплексном взаимодействии педагогов. В основе совместной работы педагогов лежит принцип мультидисциплинарности. С ребенком работает команда педагогов по индивидуально разработанной программе. Основываясь на комплексе методик, позволяющих пройти первичную социализацию, педагоги помогают особым детям получить опыт социального взаимодействия со сверстниками, навыки самоидентификации и самообслуживания, научиться соблюдать режим.
Совершенствовать систему работы с детьми с РАС и их родителями.
Внедрение адаптированной коррекционной программы
Подготовить дополнительные методические рекомендации для педагогов и родителей детей с РАС.
Цель проекта:
Социальная адаптация детей с РАС путем максимального расширения их социальных связей.
Ключевые задачи проекта:
Совершенствовать развивающую предметно - пространственную среду через создание сенсорной комнаты и дополнительных сенсорных зон в группах и на участках детского сада.
Формировать социально – бытовые навыки у детей с РАС (навыки самообслуживания).
Формировать игровые умения
Привлечь максимальное количество родителей к участию в коррекционно – развивающих мероприятиях.
Ожидаемые результаты проекта:
Преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком.
Развитие познавательных навыков.
Смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта.
Повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми.
Преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.
Ожидаемые эффекты проекта:
Создание специальных условий: сенсорной комнаты, дополнительных сенсорных зон в группах и на участках
Оказание психолого-педагогической поддержки семье (мастер-классы, семинары - практикумы, развлечения, совместные занятия с детьми, тренинги, родительские дни, дни самоуправления, выезды в музеи, проведения дней здоровья, совместные чаепития, конкурсы, консультации через онлайн).
Охрана физического и психического здоровья детей с РАС.
Обеспечение вариативности образовательных программ и содержания занятий
Ожидаемая практическая значимость предлагаемого проекта: Повышение уровня профессиональной компетентности педагогических работников по проблеме психолого – педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Обогащение практики предоставления эффективных мер индивидуальной поддержки детей с РАС в условиях ДОУ.
Разработка методических рекомендаций психолого – педагогического сопровождения детей с РАС в условиях ДОУ.
Распространение инновационного опыта работы на различных образовательных площадках Бурятии.
Краткое описание проекта:
С каждым годом увеличивается число детей с выраженными особенностями эмоционально-волевой сферы. Одной из проблем в жизни таких детей и родителей является изоляция их от общественной жизни, трудности социальной адаптации, поэтому возникла необходимость разработать проект по оказанию им коррекционной помощи. Описанные в проекте инновационные подходы могут помочь этим детям адаптироваться к новым условиям и способствуют взаимодействию их с окружающими людьми, поскольку будущее ребенка с РАС во многом зависит от правильно подобранного целенаправленного, комплексного подхода, индивидуального маршрута сопровождения.
Результаты и эффекты реализации проекта:
Создание специальных условий: сенсорной комнаты, дополнительных сенсорных зон в группах и на участках
Оказание психолого-педагогической поддержки семье (мастер-классы, семинары - практикумы, развлечения, совместные занятия с детьми, тренинги).
Обеспечение вариативности образовательных программ и содержания занятий
Готовый инновационный продукт:
- Модель психолого-педагогической поддержки и социализации детей с РАС.
- Система мероприятий, направленных на повышение педагогических компетенций родителей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дискуссия-вертушка «Педагогическое сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра»
В статье рассматриваются условия для максимальной включенности педагогов в обсуждение всех аспектов по проблеме обучения и развития детей с расстройствами аутистического спектра...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В УСЛОВИЯХ ДОУ.
Инклюзивное образование в дошкольном образовательном учреждении направлено на реализацию гарантированного права обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – с ОВЗ), на получение к...
Особенности сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра в условиях ДОУ
На сегодняшний день наблюдается увеличение количества детей с диагнозом «аутизм» и «расстройства аутистического спектра» (РАС). В статье представлена психолого-педагогичес...
Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с расстройством аутистического спектра (РАС)
Особенности ораганизации обучаещего, воспитательного пространства и процесса в ДОУ детей с расстройством аутистического спектра...
Проект психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра в условиях ДОУ
Цель работы специалистов сопровождения ребенка с аутизмом состоит в том, чтобы в максимальной степени интегрировать его в коллектив сверстников и воспитательно-образовательный процесс Задачи: 1) опред...
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ БУЧАЮЩЕГОСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Программа разработана в соответствии: - с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО); - с Порядком организации и осуществлением образовательной ...
Статья: Педагогическое сопровождение детей с расстройством аутистического спектра
https://fgosonline.ru/vyisshee/pedagogicheskoe-soprovozhdenie-detej-s-rasstrojstvom-autisticheskogo-spektra/ переход по ссылке...