Статья: Педагогическое сопровождение детей с расстройством аутистического спектра
статья по коррекционной педагогике

Санталова Юлия Николаевна

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад «Маленький принц»

Педагогическое сопровождение детей с расстройством аутистического спектра.

Учитель-логопед Сорокина А.Н.,

учитель-дефектолог Санталова Ю.Н.

В настоящее время условия дошкольного образования характеризуются внедрением в педагогический процесс на различных возрастных этапах Федерального государственного образовательного стандарта, в соответствии с которым осуществляется личностно-ориентированный подход, который характеризуется углублением ориентации на личность детей с расстройствами аутистического спектра.

С каждым годом число детей с (РАС) стремительно увеличивается. В 2022 году количество детей дошкольного возраста увеличилось на 11% по сравнению с 2021 годом и составило 8089 детей [2].

Под «расстройством аутистического спектра» (в переводе с английского языка «autism spectrum disorder» – «ASD», далее – РАС) понимается общее расстройство развития, которое характеризуется нарушением социального взаимодействия и общения, стабильными и стереотипными поведенческими моделями, а также неравномерным речевым и интеллектуальным развитием. Главным дефицитом у людей с РАС являются навыки разделенного внимания и взаимности во взаимодействии [1].

В настоящее время в разработке методов психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ все большее значение приобретает проблематика коррекционной помощи детям с расстройством аутистического спектра (РАС).

Детям с РАС трудно вписаться в современную систему образования, так как учеба для таких детей не является ведущим видом деятельности.

Коррекционная работа с аутичным ребенком будет более успешной, если ее проводить комплексно, группой специалистов: врачом-психиатром, неврологом, психологом, дефектологом, логопедом, музыкальным работником, инструктором по физической культуре, поведенческим терапевтом и, конечно, родителями. Формируемые специалистами навыки и умения ребенка должны закрепляться в повседневной систематической работе родителей с ребенком в домашних условиях.

Структура педагогического сопровождения должна строиться на следующих основных этапах:

1.  Психолого-педагогическая диагностика:

  • выявление причин возникновения нарушений в развитии ребенка;
  • определение уровня психического развития;
  • определение программы обучения в соответствии с возможностями и способностями ребенка с РАС.

2. Психологическая коррекция:

  • установление контакта со взрослыми;
  • смягчение общего фона сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги и страхов;
  • стимуляция психической активности, направленной на взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками;
  • преодоление отрицательных форм поведения;
  • формирование коммуникативных навыков и социализация ребенка в обществе.

3. Педагогическая коррекция:

  • формирование навыков самообслуживания;
  • коррекция специфического недоразвития восприятия, моторики, внимания, речи;
  • формирование навыков изобразительной и творческой деятельности;
  • формирование универсальных учебных действий;
  • формирование личностных, предметных и метапредметных результатов обучения;
  • реализация коррекционно-развивающих задач, расширение представлений об окружающем мире.

4. Работа с семьей:

  • психотерапия членов семьи;
  • ознакомление родителей с особенностями психологического развития ребенка;
  • составление индивидуальной программы воспитания и обучения аутичного ребенка в домашних условиях;
  • обучение родителей методам воспитания аутичного ребенка, организации его режима, привития навыков самообслуживания, подготовки к школе.

Сотрудничество с семьей становится решающим фактором в коррекционной работе с аутичным ребенком. Без ежедневного закрепления полученных знаний и навыков, без отработки заданий в домашних условиях, подключения к коррекционной работе всех членов семьи психолого-педагогическая работа будет наименее эффективна.

При реализации всей этой работы эффективным будет использовать «Мобильное электронное образование» (МЭО).  Именно МЭО — это экосистема цифровых образовательных ресурсов для непрерывного обучения и развития. МЭО отличается еще и тем, что в ней много авторских образовательных программ для всех и каждого. МЭО подходит и для работы с родителями, ведь это онлайн площадка, которая может дистанционно помочь каждому родителю в преодолении трудностей.

Помимо МЭО при реализации психолого-педагогической коррекции необходимо не забывать и про практические методы, которые направлены на результат.

  1. Для развития тонких дифференцированных движений пальцев рук использовать:
  • самомассаж и пальчиковая гимнастика;
  • квиллинг;
  • игры с крупами (крупотерапия);
  • игры с резинками;
  • игры с природными материалами (камни, шишки, каштаны)
  • графомоторные задания;
  • пальчиковые театр.

2. Для развития социально-коммуникативных навыков использовать:

  • иппотерапию;
  • плавание с дельфинами;
  • русский фольклор
  • йогу.

3. Для развития сенсорики применять:

  • раскачивание в гамаке (ориентация в пространстве);
  • танцы под музыку;
  • ползание в туннелях;
  • перешагивание через брёвна;
  • балансирование на платформах.

4. Для речевого развития возможно применять:

  • карточки по методу Pecs;
  • биоакустическую коррекцию;
  • АВА-терапию;
  • биомеханику;
  • комплексные занятия по запуску речи с логопедом, дефектологом.

Литература

1. Баенская Е.Р. Дети и подростки с аутизмом: Психологическое сопровождение / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. М.: Теревинф, 2011. 224 с.

2. Федеральная служба государственной статистики России [Электронный ресурс].  Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения 05.04.2023).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дискуссия-вертушка «Педагогическое сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра»

В статье рассматриваются условия для максимальной включенности педагогов в обсуждение всех аспектов по проблеме обучения и развития детей с расстройствами аутистического спектра...

Статья из опыта работы на тему: «Сопровождение детей с расстройством аутистического спектра в дошкольной образовательной организации»

Расстройства аутистического спектра (РАС) – это особая форма нарушения психического развития с неравномерностью формирования различных психических функций, со своеобразными эмоционально-поведенч...

Проект "Особенности коррекционно- педагогического сопровождения детей с расстройством аутистического спектра в условиях ДОУ"

ПРОЕКТТема:«Особенности коррекционно-педагогического сопровождения детей  с расстройством  аутистического спектра в условиях ДОУ»  Направление реализации проекта:...

Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с расстройством аутистического спектра (РАС)

Особенности ораганизации обучаещего, воспитательного пространства и процесса в ДОУ детей с расстройством аутистического спектра...

Проект психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра в условиях ДОУ

Цель работы специалистов сопровождения ребенка с аутизмом состоит в том, чтобы в максимальной степени интегрировать его в коллектив сверстников и воспитательно-образовательный процесс Задачи: 1) опред...

Статья из опыта работы на тему: «Сопровождение детей с расстройством аутистического спектра в дошкольной образовательной организации»

В дошкольной образовательной организации сегодня оказываются не только дети с нарушениями речи, опорно-двигательной системы, снижением слуха и зрения, но и те категории детей, которые до этого практич...