Статья: Педагогическое сопровождение детей с расстройством аутистического спектра
статья по коррекционной педагогике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskoe_soprovozhdenie_detey_s_rasstroystvom_autisticheskogo_spektra.docx | 26.6 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Детский сад «Маленький принц»
Педагогическое сопровождение детей с расстройством аутистического спектра.
Учитель-логопед Сорокина А.Н.,
учитель-дефектолог Санталова Ю.Н.
В настоящее время условия дошкольного образования характеризуются внедрением в педагогический процесс на различных возрастных этапах Федерального государственного образовательного стандарта, в соответствии с которым осуществляется личностно-ориентированный подход, который характеризуется углублением ориентации на личность детей с расстройствами аутистического спектра.
С каждым годом число детей с (РАС) стремительно увеличивается. В 2022 году количество детей дошкольного возраста увеличилось на 11% по сравнению с 2021 годом и составило 8089 детей [2].
Под «расстройством аутистического спектра» (в переводе с английского языка «autism spectrum disorder» – «ASD», далее – РАС) понимается общее расстройство развития, которое характеризуется нарушением социального взаимодействия и общения, стабильными и стереотипными поведенческими моделями, а также неравномерным речевым и интеллектуальным развитием. Главным дефицитом у людей с РАС являются навыки разделенного внимания и взаимности во взаимодействии [1].
В настоящее время в разработке методов психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ все большее значение приобретает проблематика коррекционной помощи детям с расстройством аутистического спектра (РАС).
Детям с РАС трудно вписаться в современную систему образования, так как учеба для таких детей не является ведущим видом деятельности.
Коррекционная работа с аутичным ребенком будет более успешной, если ее проводить комплексно, группой специалистов: врачом-психиатром, неврологом, психологом, дефектологом, логопедом, музыкальным работником, инструктором по физической культуре, поведенческим терапевтом и, конечно, родителями. Формируемые специалистами навыки и умения ребенка должны закрепляться в повседневной систематической работе родителей с ребенком в домашних условиях.
Структура педагогического сопровождения должна строиться на следующих основных этапах:
1. Психолого-педагогическая диагностика:
- выявление причин возникновения нарушений в развитии ребенка;
- определение уровня психического развития;
- определение программы обучения в соответствии с возможностями и способностями ребенка с РАС.
2. Психологическая коррекция:
- установление контакта со взрослыми;
- смягчение общего фона сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги и страхов;
- стимуляция психической активности, направленной на взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками;
- преодоление отрицательных форм поведения;
- формирование коммуникативных навыков и социализация ребенка в обществе.
3. Педагогическая коррекция:
- формирование навыков самообслуживания;
- коррекция специфического недоразвития восприятия, моторики, внимания, речи;
- формирование навыков изобразительной и творческой деятельности;
- формирование универсальных учебных действий;
- формирование личностных, предметных и метапредметных результатов обучения;
- реализация коррекционно-развивающих задач, расширение представлений об окружающем мире.
4. Работа с семьей:
- психотерапия членов семьи;
- ознакомление родителей с особенностями психологического развития ребенка;
- составление индивидуальной программы воспитания и обучения аутичного ребенка в домашних условиях;
- обучение родителей методам воспитания аутичного ребенка, организации его режима, привития навыков самообслуживания, подготовки к школе.
Сотрудничество с семьей становится решающим фактором в коррекционной работе с аутичным ребенком. Без ежедневного закрепления полученных знаний и навыков, без отработки заданий в домашних условиях, подключения к коррекционной работе всех членов семьи психолого-педагогическая работа будет наименее эффективна.
При реализации всей этой работы эффективным будет использовать «Мобильное электронное образование» (МЭО). Именно МЭО — это экосистема цифровых образовательных ресурсов для непрерывного обучения и развития. МЭО отличается еще и тем, что в ней много авторских образовательных программ для всех и каждого. МЭО подходит и для работы с родителями, ведь это онлайн площадка, которая может дистанционно помочь каждому родителю в преодолении трудностей.
Помимо МЭО при реализации психолого-педагогической коррекции необходимо не забывать и про практические методы, которые направлены на результат.
- Для развития тонких дифференцированных движений пальцев рук использовать:
- самомассаж и пальчиковая гимнастика;
- квиллинг;
- игры с крупами (крупотерапия);
- игры с резинками;
- игры с природными материалами (камни, шишки, каштаны)
- графомоторные задания;
- пальчиковые театр.
2. Для развития социально-коммуникативных навыков использовать:
- иппотерапию;
- плавание с дельфинами;
- русский фольклор
- йогу.
3. Для развития сенсорики применять:
- раскачивание в гамаке (ориентация в пространстве);
- танцы под музыку;
- ползание в туннелях;
- перешагивание через брёвна;
- балансирование на платформах.
4. Для речевого развития возможно применять:
- карточки по методу Pecs;
- биоакустическую коррекцию;
- АВА-терапию;
- биомеханику;
- комплексные занятия по запуску речи с логопедом, дефектологом.
Литература
1. Баенская Е.Р. Дети и подростки с аутизмом: Психологическое сопровождение / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. М.: Теревинф, 2011. 224 с.
2. Федеральная служба государственной статистики России [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения 05.04.2023).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дискуссия-вертушка «Педагогическое сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра»
В статье рассматриваются условия для максимальной включенности педагогов в обсуждение всех аспектов по проблеме обучения и развития детей с расстройствами аутистического спектра...
Статья из опыта работы на тему: «Сопровождение детей с расстройством аутистического спектра в дошкольной образовательной организации»
Расстройства аутистического спектра (РАС) – это особая форма нарушения психического развития с неравномерностью формирования различных психических функций, со своеобразными эмоционально-поведенч...
Проект "Особенности коррекционно- педагогического сопровождения детей с расстройством аутистического спектра в условиях ДОУ"
ПРОЕКТТема:«Особенности коррекционно-педагогического сопровождения детей с расстройством аутистического спектра в условиях ДОУ» Направление реализации проекта:...
Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с расстройством аутистического спектра (РАС)
Особенности ораганизации обучаещего, воспитательного пространства и процесса в ДОУ детей с расстройством аутистического спектра...
Проект психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра в условиях ДОУ
Цель работы специалистов сопровождения ребенка с аутизмом состоит в том, чтобы в максимальной степени интегрировать его в коллектив сверстников и воспитательно-образовательный процесс Задачи: 1) опред...
Статья "Сопровождение детей с расстройством аутистического спектра в дошкольной образовательной организации"
Материал по работе с детьми с РПС...
Статья из опыта работы на тему: «Сопровождение детей с расстройством аутистического спектра в дошкольной образовательной организации»
В дошкольной образовательной организации сегодня оказываются не только дети с нарушениями речи, опорно-двигательной системы, снижением слуха и зрения, но и те категории детей, которые до этого практич...