Дискуссия-вертушка «Педагогическое сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра»
методическая разработка по коррекционной педагогике
В статье рассматриваются условия для максимальной включенности педагогов в обсуждение всех аспектов по проблеме обучения и развития детей с расстройствами аутистического спектра
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дискуссия-вертушка | 50.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Дискуссия-вертушка «Педагогическое сопровождение детей
с расстройствами аутистического спектра»
Цель: создание условий для максимальной активности и включенности педагогов в обсуждение всех аспектов по проблеме воспитания и обучения детей с расстройствами аутистического спектра.
Задачи:
- Обсуждение актуальной проблемы воспитания и обучения детей с расстройствами аутистического спектра, требующей всестороннего анализа.
- Обеспечение интенсивного и разностороннего анализа обсуждаемой проблемы каждым участником.
- Формирование коммуникативных и организаторских умений и навыков педагогов, за счет обсуждения проблемы в разном составе участников.
- Проведение подготовительной работы для создания методических материалов в помощь педагогам и родителям для взаимодействия с детьми с расстройствами аутистического спектра.
- Обмен опытом взаимодействия с детьми с расстройствами аутистического спектра.
- Формирование соответствия педагогов требованиям Профстандарта (ТФ «Развивающая деятельность») в области взаимодействия с детьми с особыми образовательными потребностями (аутисты).
Участники дискуссии:
- Ведущие: 1 человек – Зайцева А.В.
- Ассистент: 1 человек (время)
- Эксперты: 2 человека (педагоги, обучающиеся в рамках программы раннего вмешательства по сопровождению детей с РАС, фонда «Обнаженные сердца»: Блохина Л.С., Смирнова Е.А., Морозова О.В.)
- Участники: 16/20/24/28 человек.
Организация помещения:
Готовятся 4 стола для работы групп, на каждый ставится табличка с одной из букв (“А”, “В”, “С”, “D”) и кладутся большие листы бумаги с одним из вопросов обсуждаемой темы (лист А, лист В, лист С, лист D).
Каждому участнику выдается карточка с номером (А1, А2…; В1, В2….; С1, С2….; D1, D2…) и маршрутный лист (Приложение № 1).
Ситуации для решения в процессе дискуссии:
- Мальчик 4 лет на занятии у специалиста все время выбирает одну деятельность. На слова взрослого не реагирует. Другие игры, пособия и книги не берет. Как переключить ребенка на другую деятельность? (Дима, Ева, Даня)
- Мальчик 6 лет отказывается одеваться на прогулку, все время отвлекается, проявляет негативизм к процессу одевания. Как помочь ребенку одеться на прогулку? (Федя)
- Мальчик 5 лет не может найти себе занятие, ходит по группе бесцельно, наблюдается полевое поведение. Как занять ребенка? (Серафим)
- Девочка 5 лет, не говорит. Как научить ребенка просить желаемое приемлемым способом (без крика)? (Милана, Эмма)
5. Ребенок кричит, падает на пол, бьется головой без видимых для окружающих причин. Как остановить приступ агрессии? (презентация)
Этап 1-й, подготовительный:
Ведущий: (дает вводную информацию, определяет проблему или обозначает тему обсуждения).
Уважаемые участники. Сегодня мы обсуждаем проблему взаимодействия с детьми с расстройствами аутистического спектра.
Актуальность проведения тренинга вызвана особенностями контингента воспитанников ГБДОУ, недостаточностью опыта сопровождения детей с РАС, необходимостью подготовки педагогов к введению профессионального стандарта «Педагог».
Документ: ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель). Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н.
Трудовая функция «Развивающая деятельность» (3.1.3.):
трудовые действия: Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью.
Трудность выполнения вышеназванных трудовых действий обусловлена возросшим количеством детей с расстройствами аутистического спектра (каждый 68 ребенок), недостаточностью специализированной помощи детям: отсутствие специальных учреждений и недостаточная профессиональная подготовка педагогических кадров.
Просьба, вопросы задавать в конце дискуссии.
Для того чтобы вы смогли погрузиться в проблему, предлагаем вам посмотреть презентацию.
Демонстрация презентации
Педагог-психолог Блохина Л.С.
Ведущий: Предлагаю рассмотреть 4-5 проблемных ситуаций, возникших у нас при работе с детьми с расстройствами аутистического спектра и решить их в процессе групповой работы (Каждая ситуация записана на листе бумаге на столах для групповой работы)
Правила поведения в дискуссии (на стенде/ мольберте)
- Я критикую идеи, а не людей.
- Моя цель не в том, чтобы “победить”, а в том, чтобы прийти к наилучшему решению.
- Я побуждаю каждого из участников к тому, чтобы участвовать в обсуждении.
- Я выслушиваю соображения каждого, даже если я с ними не согласен.
- Я сначала выясняю все идеи и факты, относящиеся к разным позициям.
- Я стремлюсь осмыслить и понять разные взгляды на проблему.
- Я изменяю свою точку зрения под воздействием фактов и убедительных аргументов.
Ведущий: предлагаю Вам поделится на 4 (5) подгрупп по принципу “лотереи”, (раздает маршрутные листы - приложение 1);
Ведущий объясняет правила проведения дискуссии-вертушки:
- Первый тур: участники занимают исходное положение в соответствии с маршрутным листом (т.е. стол А, В, С, D, Е), читают предложенную ситуацию и в течение 5-10 минут обсуждают варианты решения ситуации, при этом каждый высказывается по порядку, определенному в маршрутном листе (роль, № выступления). Записывают лучший вариант (или несколько вариантов) на листе бумаги. Заканчивается обсуждение оценкой каждым работы участников, которая записывается в маршрутном листе в колонке “Лучшее выступление”; (Имя)
- по сигналу (музыка) участники групп расходятся по другим столам в соответствии с маршрутом перемещения каждого участника. При этом второй тур дискуссии включает обсуждение другой ситуации и проводится в новом составе участников;
- следующие туры повторяют предыдущие и осуществляются по тому же алгоритму, что и первые два.
Ведущий руководит размещением участников за столами.
Этап 2-й, проведение дискуссии:
- Участники занимают исходное положение и начинают обсуждение ситуаций в течение 5-10 минут в соответствии с правилами проведения дискуссии-вертушки.
- По сигналу участники перемещаются за другой стол в соответствии с маршрутным листом. (Приложение 2)
Этап 3-й, подведение итогов дискуссии:
Ведущий: предлагаем всем участникам вернуться на исходное место (стол), обсудить и обобщить предложения и мнения всех групп по обсуждаемой ситуации, прокомментировать решение ситуаций, сделать выводы и подготовиться к выступлению перед всей группой.
Ассистент собирает маршрутные листы и определяет тех, чьи выступления отметило большинство участников;
Микрогруппы представляют свои выводы по каждой ситуации.
Демонстрация видеофрагментов ситуаций, в том числе предложенных для решения в процессе дискуссии, с комментариями специалистов.
Эксперты проводят коллективный анализ результатов дискуссии, отмечают тех участников, чьи выступления были наиболее интересны и содержательны (анализ маршрутных листов).
Рефлексия.
По окончании дискуссии участники собираются в круг.
Ведущий предлагает ответить на вопросы (письменно и устно)
(Приложение 3).
- Насколько Вы удовлетворены такой формой подготовки педагогов к введению профессионального стандарта педагога, а именно, выполнение трудовой функции «Развивающая деятельность», как Дискуссия «Вертушка»?
- Отметьте уровень Вашей активности на Дискуссии «Вертушка».
Приложение № 1
Маршрутный лист ведущего на 20 человек.
№ | стол А | стол В | стол С | стол D |
1 | А1 А2 А3 А4 А5 | В1 В2 В3 В4 В5 | С1 С2 С3 С4 С5 | D1D2D3D4D5 |
2 | В1 В2 С5 С2 D1 | А1 А4 С3 D2D3 | А2А5 В4 D4D5 | А3 В3 В5 С1 С4 |
3 | В3 В4 С4 D5 D3 | А2 А3 С1 С2 D4 | А4 В5 В2 D1D2 | А5 А1 В1 С5 С3 |
4 | В5 С1 С3 D2 D4 | А5 С5 С4 D5 D1 | А3 А1 В1 В3 D3 | А2 А4 В2 В4 С2 |
Маршрутный лист участника А1
тур | стол | роль (№ выступления) | лучшее выступление (фамилия участника) |
1 | А | 1 | |
2 | В | 1 | |
3 | D | 2 | |
4 | С | 2 |
Маршрутный лист ведущего на 25 человек.
№ | стол А | стол В | стол С | стол D | Стол Е |
1 | А1А2А3А4А5 | В1В2В3В4В5 | С1С2С3С4С5 | D1D2D3D4D5 | Е1Е2Е3Е4Е5 |
2 | В2С5С2D1Е1 | С3D3 А1D4Е2 | В4 А2 А5D5 Е3 | В3В5С4 Е4Е5 | В1А4С1 D2 А3 |
3 | В4С4 D2 Е2Е4 | А3С1С2 D5 Е1 | А4В2D1D3Е5 | С5А5 А1Е3В1 | В5 С3 D4 А2 В3 |
4 | В5С1С3D4 Е5 | А5D1 D2Е3Е4 | А1 Е1А3В1В3 | А4В2С2 А2Е2 | В4 С4 С5 D3D5 |
5 | В3D5В1D3Е3 | А2А4С4Е5С5 | В5 Е4 D2D4 Е2 | А3С1 В4С3Е1 | А5В2D1А1С2 |
Маршрутный лист участника А1
тур | стол | роль (№ выступления) | лучшее выступление (фамилия участника) |
1 | А | 1 | |
2 | В | 3 | |
3 | D | 3 | |
4 | С | 1 | |
5 | А | 1 |
Приложение № 2
Приложение № 3
Насколько Вы удовлетворены такой формой подготовки педагогов к введению профессионального стандарта педагога, а именно выполнение трудовой функции «Развивающая деятельность» (Отметьте на шкале)
Отметьте уровень Вашей активности на Дискуссии «Вертушка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Театрализованная деятельность, как средство коррекции нарушений у детей с расстройством аутистического спектра", в журнале "Педагогическая позиция" № 34; Статья в Методическом вестнике ДАЙДЖЕСТ-Сопровождение "особого ребенка" в СРП, 2017г.
Зная особенности детей в группе и изучив возможности настольной театральной деятельности, я решила использовать ее на своих занятиях. Это оказалось одним из самых эффективных способов воздействия на д...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В УСЛОВИЯХ ДОУ.
Инклюзивное образование в дошкольном образовательном учреждении направлено на реализацию гарантированного права обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – с ОВЗ), на получение к...
Коррекционно-педагогическая работа при расстройствах аутистического спектра
Коррекционно-педагогическая работа при расстройствах аутистического спектра...
Проект "Особенности коррекционно- педагогического сопровождения детей с расстройством аутистического спектра в условиях ДОУ"
ПРОЕКТТема:«Особенности коррекционно-педагогического сопровождения детей с расстройством аутистического спектра в условиях ДОУ» Направление реализации проекта:...
Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с расстройством аутистического спектра (РАС)
Особенности ораганизации обучаещего, воспитательного пространства и процесса в ДОУ детей с расстройством аутистического спектра...
Консультация для родителей "Психолого-педагогическое сопровождение образования детей с расстройством аутистического спектра"
В консультации для родителей дается описание технологий и приемов работы с детьми с расстройством аутистического спектра....
Проект психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра в условиях ДОУ
Цель работы специалистов сопровождения ребенка с аутизмом состоит в том, чтобы в максимальной степени интегрировать его в коллектив сверстников и воспитательно-образовательный процесс Задачи: 1) опред...