Дискуссия-вертушка «Педагогическое сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра»
методическая разработка по коррекционной педагогике

В статье рассматриваются условия для максимальной включенности педагогов в обсуждение всех аспектов по проблеме обучения и развития детей с расстройствами аутистического спектра

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Дискуссия-вертушка50.42 КБ

Предварительный просмотр:

Дискуссия-вертушка «Педагогическое сопровождение детей

с расстройствами аутистического спектра»

Цель: создание условий для максимальной активности и включенности педагогов в обсуждение всех аспектов по проблеме воспитания и обучения детей с расстройствами аутистического спектра.

Задачи:

  • Обсуждение актуальной проблемы воспитания и обучения детей с расстройствами аутистического спектра, требующей всестороннего анализа.
  • Обеспечение интенсивного и разностороннего анализа обсуждаемой проблемы каждым участником.
  • Формирование коммуникативных и организаторских умений и навыков педагогов, за счет обсуждения проблемы в разном составе участников.
  • Проведение подготовительной работы для создания методических материалов в помощь педагогам и родителям для взаимодействия с детьми с расстройствами аутистического спектра.
  • Обмен опытом взаимодействия с детьми с расстройствами аутистического спектра.
  • Формирование соответствия педагогов требованиям Профстандарта (ТФ «Развивающая деятельность») в области взаимодействия с детьми с особыми образовательными потребностями (аутисты).

Участники дискуссии:

  • Ведущие: 1 человек – Зайцева А.В.
  • Ассистент: 1 человек (время)
  • Эксперты: 2 человека (педагоги, обучающиеся в рамках программы раннего вмешательства по сопровождению детей с РАС, фонда «Обнаженные сердца»: Блохина Л.С., Смирнова Е.А., Морозова О.В.)
  • Участники: 16/20/24/28 человек.

Организация помещения:

Готовятся 4 стола для работы групп, на каждый ставится табличка с одной из букв (“А”, “В”, “С”, “D”) и кладутся большие листы бумаги с одним из вопросов обсуждаемой темы (лист А, лист В, лист С, лист D).

Каждому участнику выдается карточка с номером (А1, А2…; В1, В2….; С1, С2….; D1, D2…) и маршрутный лист (Приложение № 1).

Ситуации для решения в процессе дискуссии:

  1. Мальчик 4 лет на занятии у специалиста все время выбирает одну деятельность. На слова взрослого не реагирует. Другие игры, пособия и книги не берет.  Как переключить ребенка на другую деятельность? (Дима, Ева, Даня)
  2. Мальчик 6 лет отказывается одеваться на прогулку, все время отвлекается, проявляет негативизм к процессу одевания. Как помочь ребенку одеться на прогулку? (Федя)
  3. Мальчик 5 лет не может найти себе занятие, ходит по группе бесцельно, наблюдается полевое поведение. Как занять ребенка? (Серафим)
  4. Девочка 5 лет, не говорит. Как научить ребенка просить желаемое приемлемым способом (без крика)? (Милана, Эмма)

5. Ребенок кричит, падает на пол, бьется головой без видимых для окружающих причин. Как остановить приступ агрессии? (презентация)

Этап 1-й, подготовительный:

Ведущий: (дает вводную информацию, определяет проблему или обозначает тему обсуждения).

Уважаемые участники. Сегодня мы обсуждаем проблему взаимодействия с детьми с расстройствами аутистического спектра.

Актуальность проведения тренинга вызвана особенностями контингента воспитанников ГБДОУ, недостаточностью опыта сопровождения детей с РАС, необходимостью подготовки педагогов к введению профессионального стандарта «Педагог».

Документ: ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель). Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н.

Трудовая функция «Развивающая деятельность» (3.1.3.):

трудовые действия: Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью.

Трудность выполнения вышеназванных трудовых действий обусловлена возросшим количеством детей с расстройствами аутистического спектра (каждый 68 ребенок), недостаточностью специализированной помощи детям: отсутствие специальных учреждений и недостаточная профессиональная подготовка педагогических кадров.

Просьба, вопросы задавать в конце дискуссии.

Для того чтобы вы смогли погрузиться в проблему, предлагаем вам посмотреть презентацию.

Демонстрация презентации

Педагог-психолог Блохина Л.С.

Ведущий: Предлагаю рассмотреть 4-5 проблемных ситуаций, возникших у нас при работе с детьми с расстройствами аутистического спектра и решить их в процессе групповой работы (Каждая ситуация записана на листе бумаге на столах для групповой работы)

Правила поведения в дискуссии (на стенде/ мольберте)

  • Я критикую идеи, а не людей.
  • Моя цель не в том, чтобы “победить”, а в том, чтобы прийти к наилучшему решению.
  • Я побуждаю каждого из участников к тому, чтобы участвовать в обсуждении.
  • Я выслушиваю соображения каждого, даже если я с ними не согласен.
  • Я сначала выясняю все идеи и факты, относящиеся к разным позициям.
  • Я стремлюсь осмыслить и понять разные взгляды на проблему.
  • Я изменяю свою точку зрения под воздействием фактов и убедительных аргументов.

Ведущий: предлагаю Вам поделится на 4 (5) подгрупп по принципу “лотереи”, (раздает маршрутные листы - приложение 1);

Ведущий объясняет правила проведения дискуссии-вертушки:

  • Первый тур: участники занимают исходное положение в соответствии с маршрутным листом (т.е. стол А, В, С, D, Е), читают предложенную ситуацию и в течение 5-10 минут обсуждают варианты решения ситуации, при этом каждый высказывается по порядку, определенному в маршрутном листе (роль, № выступления). Записывают лучший вариант (или несколько вариантов) на листе бумаги. Заканчивается обсуждение оценкой каждым работы участников, которая записывается в маршрутном листе в колонке “Лучшее выступление”; (Имя)
  • по сигналу (музыка) участники групп расходятся по другим столам в соответствии с маршрутом перемещения каждого участника. При этом второй тур дискуссии включает обсуждение другой ситуации и проводится в новом составе участников;
  • следующие туры повторяют предыдущие и осуществляются по тому же алгоритму, что и первые два.

Ведущий руководит размещением участников за столами.

Этап 2-й, проведение дискуссии:

  • Участники занимают исходное положение и начинают обсуждение ситуаций в течение 5-10 минут в соответствии с правилами проведения дискуссии-вертушки.
  • По сигналу участники перемещаются за другой стол в соответствии с маршрутным листом. (Приложение 2)

Этап 3-й, подведение итогов дискуссии:

Ведущий: предлагаем всем участникам вернуться на исходное место (стол), обсудить и обобщить предложения и мнения всех групп по обсуждаемой ситуации, прокомментировать решение ситуаций, сделать выводы и подготовиться к выступлению перед всей группой.

Ассистент собирает маршрутные листы и определяет тех, чьи выступления отметило большинство участников;

Микрогруппы представляют свои выводы по каждой ситуации.

Демонстрация видеофрагментов ситуаций, в том числе предложенных для решения в процессе дискуссии, с комментариями специалистов.

Эксперты проводят коллективный анализ результатов дискуссии, отмечают тех участников, чьи выступления были наиболее интересны и содержательны (анализ маршрутных листов).

Рефлексия.

По окончании дискуссии участники собираются в круг.

Ведущий предлагает ответить на вопросы (письменно и устно)

(Приложение 3).

  • Насколько Вы удовлетворены такой формой подготовки педагогов к введению профессионального стандарта педагога, а именно, выполнение трудовой функции «Развивающая деятельность», как Дискуссия «Вертушка»?
  • Отметьте уровень Вашей активности на Дискуссии «Вертушка».


Приложение № 1

Маршрутный лист ведущего на 20 человек.

стол А

стол В

стол С

стол D

1

А1 А2 А3 А4 А5

В1 В2 В3 В4 В5

С1 С2 С3 С4 С5

D1D2D3D4D5

2

В1 В2 С5 С2 D1

А1 А4 С3 D2D3

А2А5 В4 D4D5

А3 В3 В5 С1 С4

3

В3 В4 С4 D5 D3

А2 А3 С1 С2 D4

А4 В5 В2 D1D2

А5 А1 В1 С5 С3

4

В5 С1 С3 D2 D4

А5 С5 С4 D5 D1

А3 А1 В1 В3 D3

А2 А4 В2 В4 С2

Маршрутный лист участника А1

тур

стол

роль

(№ выступления)

лучшее выступление

(фамилия участника)

1

А

1

2

В

1

3

D

2

4

С

2

Маршрутный лист ведущего на 25 человек.

стол А

стол В

стол С

стол D

Стол Е

1

А1А2А3А4А5

В1В2В3В4В5

С1С2С3С4С5

D1D2D3D4D5

Е1Е2Е3Е4Е5

2

В2С5С2D1Е1

С3D3 А1D4Е2

В4 А2 А5D5 Е3

В3В5С4 Е4Е5

В1А4С1 D2 А3

3

В4С4 D2 Е2Е4

А3С1С2 D5 Е1

А4В2D1D3Е5

С5А5 А1Е3В1

В5 С3 D4 А2 В3

4

В5С1С3D4 Е5

А5D1 D2Е3Е4

А1 Е1А3В1В3

А4В2С2 А2Е2

В4 С4 С5 D3D5

5

В3D5В1D3Е3

А2А4С4Е5С5

В5 Е4 D2D4 Е2

А3С1 В4С3Е1

А5В2D1А1С2

Маршрутный лист участника А1

тур

стол

роль

(№ выступления)

лучшее выступление

(фамилия участника)

1

А

1

2

В

3

3

D

3

4

С

1

5

А

1

Приложение № 2


Приложение № 3

Насколько Вы удовлетворены такой формой подготовки педагогов к введению профессионального стандарта педагога, а именно выполнение трудовой функции  «Развивающая деятельность» (Отметьте на шкале)

Отметьте уровень Вашей активности на Дискуссии «Вертушка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Театрализованная деятельность, как средство коррекции нарушений у детей с расстройством аутистического спектра", в журнале "Педагогическая позиция" № 34; Статья в Методическом вестнике ДАЙДЖЕСТ-Сопровождение "особого ребенка" в СРП, 2017г.

Зная особенности детей в группе и изучив возможности настольной театральной деятельности, я решила использовать ее на своих занятиях. Это оказалось одним из самых эффективных способов воздействия на д...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В УСЛОВИЯХ ДОУ.

Инклюзивное образование в дошкольном образовательном учреждении направлено на реализацию гарантированного права обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – с ОВЗ), на получение к...

Коррекционно-педагогическая работа при расстройствах аутистического спектра

Коррекционно-педагогическая работа при расстройствах аутистического спектра...

Проект "Особенности коррекционно- педагогического сопровождения детей с расстройством аутистического спектра в условиях ДОУ"

ПРОЕКТТема:«Особенности коррекционно-педагогического сопровождения детей  с расстройством  аутистического спектра в условиях ДОУ»  Направление реализации проекта:...

Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с расстройством аутистического спектра (РАС)

Особенности ораганизации обучаещего, воспитательного пространства и процесса в ДОУ детей с расстройством аутистического спектра...

Консультация для родителей "Психолого-педагогическое сопровождение образования детей с расстройством аутистического спектра"

В консультации для родителей дается описание технологий и приемов работы с  детьми с расстройством аутистического спектра....

Проект психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра в условиях ДОУ

Цель работы специалистов сопровождения ребенка с аутизмом состоит в том, чтобы в максимальной степени интегрировать его в коллектив сверстников и воспитательно-образовательный процесс Задачи: 1) опред...