"Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра"
статья по психологии

Сидорова Татьяна Владимировна

  Материал для педагогов-психологов по работе с детьми с РАС. Раскрывает: Причины возникновения /Главные признаки аутизма/ Основные направления коррекционно-развивающей работы с аутичными детьми/Этапы коррекционно-развивающей работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад по работе с детьми с РАС27.83 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Образовательный комплекс им. Владимира Храброго»

Сообщение на тему:

«Психолого-педагогическое

сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра»

Подготовила педагог-психолог

Сидорова Т.В.

«Психолого-педагогическое сопровождение детей

с расстройствами аутистического спектра»

 Что такое аутизм?

Аутичность(от греческого -"сам") -обозначает крайние формы нарушения контактов, уход от реальности в мир собственных переживаний. Этот термин, впервые введенный швейцарским психиатром и психологом Э.Блейлеромв 1911 году, обозначает целый комплекс психических и поведенческих расстройств.

Впервые о раннем детском аутизме заговорили в 1943 году. Именно тогда американский детский психиатр Лео Каннерввел термин «ранний детский аутизм» и дал его клиническое описание. Это заболевание и по сегодняшний день называют синдромом Каннера.

Причины возникновения

Точные причины возникновения РДА до настоящего времени неизвестны. Существуют различные мнения:

- Аутизм вызывается повреждениями головного мозга, как врожденного, так и приобретенного характера.

- Некоторые ученые считают, что аутизм встречается при различных метаболических и хромосомных заболеваниях, например, при фенилкетонурии, синдроме Дауна, туберозном склерозе и т.д.

- Доказано, что большая часть случаев аутизма наследственно обусловлена, однако точные механизмы наследования до настоящего времени неизвестны.

Нередко появлению признаков аутизма в возрасте до 2-2,5 лет предшествуют самые различные события: родовые травмы, природоваяасфиксия и другие нарушения беременности и родов, а также различные факторы, действующие уже после рождения.

Главные признаки аутизма

Существует три главных признака аутизма у детей, которые проявляются в той или иной степени:

  1. Нарушение социального поведения.
  2. Нарушение коммуникации.
  3. Стереотипное поведение.

Следует отметить, что для аутизма характерно аномальное развитие всех областей психики: интеллектуальной и эмоциональной сфер, восприятия, моторики, внимания, памяти, речи.

Нарушение социального взаимодействия:

-Отсутствует или резко нарушен контакт глаза-в-глаза. Ребенок-аутистне воспринимает образ собеседника целостным, поэтому часто смотрит «сквозь» человека.

-Скудная мимика, часто не адекватная ситуации. Лицо аутиста обычно маскообразное, с периодическими гримасами.

-Жесты используются лишь для обозначения нужд

-Неспособность понять эмоции окружающих.

-Отсутствие интереса к ровесникам. (Если аутист и обращает внимание на детей, то воспринимает их как неживые объекты)

- Трудности в играх с применением воображения и знанием социальных ролей. (Аутичный ребенок не понимает социальные роли в игре. Более того, аутист не воспринимает игрушку как предмет в целом. Он может найти у машинки колесо и крутить его несколько часов)

- Нет ответа на общение и проявление эмоций родителями.

Нарушение коммуникации

- Выраженная задержка речи или ее отсутствие (мутизм). При тяжелом аутизме дети не овладевают речью. Они употребляют несколько слов для обозначения потребностей, употребляя их в одной форме (пить, есть, спать). Если речь и появляется, то она носит бессвязный характер, не нацелена на понимание другими людьми. Дети могут часами повторять одну и ту же фразу, часто лишенную смысловой нагрузки. О себе аутисты говорят во втором и третьем лице (Коля хочет пить.)

 

- Аномальный характер речи (повторы, эхолалии). При ответе на вопрос больной ребенок повторяет всю фразу или часть ее. Взрослый спрашивает: Ты хочешь пить ? Ребенок отвечает: Ты хочешь пить?

Слишком громкая или тихая речь, неправильные интонации

Отсутствует реакция на собственное имя

Не наступает или задерживается «возраст вопросов».

Стереотипное поведение

- Зацикленность на определенном занятии с невозможностью переключиться. Ребенок может часами строить башни или сортировать кубики по цветам. Выдернуть его из этого состояния бывает очень тяжело.

-Выполнение ежедневных ритуалов. Аутисты чувствуют себя комфортно только в привычной им обстановке. Если поменять распорядок дня, маршрут прогулки или расстановку вещей в комнате – можно добиться ухода в себя или агрессивной реакции больного малыша.

- Многократные повторения движений, лишенных смысловой нагрузки . Для детей-аутистов характерны эпизоды самостимуляции. Это стереотипные повторяющиеся движения, которые малыш использует в пугающей или непривычной обстановке.

хлопанье в ладоши

щелканье пальцами

покачивание головой

Другие однообразные движения.

 

-Характерны навязчивые идеи, страхи.

- В пугающих ситуациях возможны приступы агрессии и самоагрессии.

Специфические интересы

     Аутичные дети часто проявляют необыкновенную музыкальную одаренность. Кроме того, в них возможен интерес и способность к очень специфическим вещам, например, нередко такой ребенок с легкостью заучивает наизусть несколько страниц из телефонной книги, и вместе с тем он не может поддержать обыкновенный разговор о погоде или других повседневных вещах.

 

Уровень интеллекта при аутизме.

       Большинство детей с аутизмом имеют легкую или умеренную степень умственной отсталости.

       Если болезнь сочетается с микроцефалией, эпилепсией и хромосомными аномалиями, то уровень интеллекта соответствует глубокой умственной отсталости.

      При легких формах болезни и динамичном развитии речи интеллект может быть нормальным или даже выше среднего.

Главной особенностью аутизма является избирательный интеллект. То есть дети могут быть сильны в математике, музыке, рисовании, но при этом намного отставать от сверстников по остальным параметрам.

Явление, когда аутист чрезвычайно одарен в какой-либо области, называют савантизмом.  Саванты могут сыграть мелодию, услышав ее всего один раз. Или нарисовать картину, увиденную единожды, с точностью до полутонов. Или держать в голове столбики цифр, производя сложнейшие вычислительные операции без дополнительных средств.

Восприятие мира аутичным ребенком

  Принято полагать, что этот синдром ведет к тому, что малыш не может объединить в единственный образ все детали.

- Болезнь проявляется тем, что ребенок воспринимает человека, как «набор» не связанных между собой частей тела.

- Больной почти не отличает неодушевленные предметы от одушевленных.

- Все внешние влияния – прикосновения, свет, звук –провоцируют дискомфортное состояние.

- Ребенок старается уйти внутрь себя от мира, который его окружает.

Для успешной коррекционной работы с детьми с аутизмом необходимо:

-Осознание и понимание черт аутизма

-Изучение ребенка, его интересов, сильных сторон и затруднений

- Выстраивание взаимоотношений с ребенком на основе уважения и эмпатии

Цель коррекционной работы.

Исправление или ослабление имеющихся проявлений аутизма и вызванных им нарушений, стимуляция дальнейшего продвижения ребенка посредством совершенствования приобретаемых в дошкольном возрасте умений и содействие всестороннему максимально возможному его развитию.

Задачи

• воспитание интереса к окружающему миру, потребности в общении, расширение круга увлечений;

• развитие и обогащение эмоционального опыта ребенка;

• формирование коммуникативных умений;

• сенсорное развитие;

• повышение двигательной активности ребенка;

• формирование социально-бытовых умений и навыков самообслуживания;

     • стимуляция звуковой и речевой активности.

Основные направления коррекционно-развивающей работы с аутичными детьми

Приоритетными для детей с проявлениями аутизма являются следующие направления:

коррекция эмоциональной сферы

формирование поведения

  социально-бытовая адаптация

Этапы коррекционно-развивающей работы.

Первый этап направлен на развитие взаимодействия с ребенком и включает работу по установлению эмоционального контакта и развитию эмоциональной сферы, развитию предметно - манипулятивной деятельности и развитию речи.

Второй этап отражает работу по формированию разнообразных видов само обслуживающего труда, а также по формированию умений и навыков приема пищи, культурно-гигиенических умений и навыков, умений и навыков самообслуживания и навыков самоорганизации.

Коррекция эмоциональной сферы ребенка предполагает работу по следующим направлениям:

- обучение умению фиксировать свое внимание на эмоциональномсостоянии других людей;

- обучение правильному распознаванию эмоционального состояния другого человека по внешним признакам того или иного чувства;

- обучение поведенческой этике на эмоциональной основе.

Коррекция предметно-манипулятивной деятельности ребенка:

    Работа по развитию восприятия и формированию сенсомоторной деятельности, адекватному использованию сенсорных анализаторов:

1-этап-отрабатывается реакция оживления и слеживания (умение взглядом следить за движением собственной руки, за предметом).

2-этап – тактильный контакт (поглаживание, прикасание).

3-этап – предмет обводят указательным пальцем ребенка и дают словесную квалификацию.

Формирование имитационных способностей.

Способность к подражанию, является предпосылкой для всех естественных учебных и воспитательных процессов. Без имитации ребенок не может изучить ни язык, ни другой образец поведения.

Развитие общей и мелкой моторики.

В процессе занятий с детьми с РАС следует придерживаться некоторых общих рекомендаций:

- необходимо хвалить ребенка за участие и внимание независимо от результатов, создавая тем самым предпосылки к дальнейшей положительной коммуникации;

- по возможности разъяснять задание не с помощью словесной инструкции, а жестами; избегать резких движений, повышенного тона в разговоре, беспорядка на рабочем месте;

- учитывать в занятиях доминирующие для ребенка интересы, использовать для контактов его стереотипные пристрастия;

- помнить о том, что неадекватная реакция ребенка может означать переутомление либо недопонимание задания. В таком случае достаточно сократить или упростить задание для упорядочения поведения.

     Хочется пожелать всем, кто хочет помочь аутичным детям терпения в понимании тех, кто так не похож на нас.

Ведь в нашу с вами жизнь «эти дети приходят проверить нас с вами на человечность»

(Р. Шнайдер – педагог и философ).

А так же помните, что «Сражение выигрывает тот, кто твердо решил выиграть... Л.Н.Толстой»

Литература:

«Психолого-педагогическая характеристика детей с ранним детским аутизмом» http://autist-ru.narod.ru/stati/konflikt_megdu_genami.html

Гаврилова Т. Р. «Проблема реабилитации детей с аутизмом» https://infourok.ru/korrekcionnaya-rabota-s-detmi-s-rda-499772.html

«Ранний детский аутизм (РДА)»http://www.xn----8sbhee6acfvbl4aa.xn--p1ai/index.php/vidy-rechevyh-narusheniy/61-ranniy-detskiy-autizm.html

Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого

/ 1 П Корр. пед-ка с оснспец. псих_1 / Лекции /http://www.studfiles.ru/preview/2379770/page:3/

Анисимова Н.Л. ЗащиринскаяО.В. «Лекции –Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сфера и поведения (РДА)»

Донна Уильямс «Никто Нигде» Москва «Теревинф» 2013г.

БаенскаяЕ. Р. Особенности раннего аффективного развития аутичного ребенка в возрасте от 0 до 1,5 // Дефектология. —1995. —№ 5. —С. 76—84.

Гилберт К., Питере Т. Аутизм: Медицинское и педагогическое воздействие: Книга для педагогов-дефектологов / Пер. с англ.

О. В. Деряевой; Научн. ред. Л. М. Шипициной, Д. Н. Исаева. —М.: ВЛАДОС, 2002. —144 с.

Лебединская К. С, Никольская О. С. Диагностика раннего детского аутизма: На-чальные проявления. —М.: Просвещение, 1991. —97 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сопровождение детей, имеющих расстройства аутистического спектра в дошкольном образовательном учреждении»

Одной из приоритетных задач современной образовательной политики нашего государства является развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих равную доступность услуг ...

EduQuest (ЭдуКвест) технология как ресурс повышения качества сопровождения детей с расстройством аутистического спектра в дошкольном образовании

В статье описана современная технология EduQuest (ЭдуКвест), используемая при оказании психолого-педагогической поддержки детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра (далее &nda...

Дискуссия-вертушка «Педагогическое сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра»

В статье рассматриваются условия для максимальной включенности педагогов в обсуждение всех аспектов по проблеме обучения и развития детей с расстройствами аутистического спектра...

Статья из опыта работы на тему: «Сопровождение детей с расстройством аутистического спектра в дошкольной образовательной организации»

Расстройства аутистического спектра (РАС) – это особая форма нарушения психического развития с неравномерностью формирования различных психических функций, со своеобразными эмоционально-поведенч...

Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с расстройством аутистического спектра (РАС)

Особенности ораганизации обучаещего, воспитательного пространства и процесса в ДОУ детей с расстройством аутистического спектра...

Проект психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра в условиях ДОУ

Цель работы специалистов сопровождения ребенка с аутизмом состоит в том, чтобы в максимальной степени интегрировать его в коллектив сверстников и воспитательно-образовательный процесс Задачи: 1) опред...