ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В УСЛОВИЯХ ДОУ.
статья по коррекционной педагогике

Лебедь Марина Сергеевна

Инклюзивное образование в дошкольном образовательном учреждении направлено на реализацию гарантированного права обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – с ОВЗ), на получение качественных образовательных услуг. Среди различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья особое место занимают дети срасстройствами аутистического спектра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologo-pedagogicheskoe_soprovozhdenie.docx20.99 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

РЕБЕНКА  С  РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В УСЛОВИЯХ ДОУ.

Инклюзивное образование в дошкольном образовательном учреждениинаправлено на реализацию гарантированного права обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – с ОВЗ), на получение качественных образовательных услуг. Для созданиябез барьерной образовательной среды,коррекции нарушений развития и успешной социальной адаптации. В первую очередьнеобходимо создание новых форм, условий и способов организации образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей детей.

Среди различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья особое место занимают дети срасстройствами аутистического спектра.Сложность включения детей в инклюзивное пространство зависит от тяжести заболевания. В нашей практике у детей с расстройствами аутистического  спектра наблюдаются проблемы в эмоциональной сфере, отмечаются нарушения социального взаимодействия и способности к общению. Характерно явное стремление к одиночеству, ритуальные, стереотипно повторяющиеся формы поведения, имеются трудности в усвоении социальных навыков, грубые нарушения познавательной деятельности, полное отсутствие речи (мутизм),  характерно полевое поведение (бесцельное перемещение по комнате).Такая категориядетей нуждается в постоянном контроле и  сопровождении взрослых в любом виде деятельности.

Выстраивание коррекционно-развивающей работы началось с консультаций с родителями и педагогами, которые уже работали с такими детьми на протяжении нескольких лет. Наблюдая за детьми в разные режимные моменты, проходит  знакомство с «особенными детьми».  Дети с РАС сначала долгое время пытаются осваивать пространство  кабинета, группы. Наши совместные с педагогами и тьюторамистарания привлечь ребенка к деятельности не приводили к успеху.

Изучая особенности детей с расстройством аутистического спектра, и опыт работы специалистов дефектологов, логопедов и психологов была разработана система занятий и организована предметно-развивающая среда.

Приоритетная цель реализуемой коррекционно-развивающей работы: формирование навыков самостоятельной целенаправленной деятельности у детей с расстройством аутистического спектра.

Занятия с детьми проводятся индивидуально с каждым ребенком, до четырех раз в неделю (по возможности), продолжительность в среднем 20 минут. Во-первых, для ребенка с РАС необходимо организовать рабочее место.Стол необходиморасположить таким образом, чтобы ребенок не мог покинуть его без разрешения. В зоне досягаемости ребенка располагаются только те материалы, которые будут использованы во время организованной деятельности, чтобы не отвлекать внимание ребенка. При организации рабочего места ребенка материалы упражнений, которые необходимо выполнить, размещать слева на стеллаже, каждое в отдельном прозрачном боксе с крышкой. На боковой поверхности бокса размещена карточка с изображением упражнения, такая же карточка размещается на лицевой странице альбома, выполняющего роль плана упражнений на определенное коррекционное занятие. Ребенок с РАС самостоятельно определяет, в какой последовательности будет выполнять упражнения, выбирает карточку, берет со стеллажа соответствующий бокс с заданием, ставит его перед собой на стол, карточка помещается ребенком самостоятельно внутрь альбома. Выполнив задание, материалы возвращаются снова в бокс, который убирается в корзину.

Упражнения подбираются индивидуально для каждого ребенка, многие из них имеют возможность усложняться, например, сортировка по двум цветам, далее по трем и т.д. Упражнения имеют различную направленность: сортировка, установление соответствия, соотнесение, зрительно-моторная координация, развитие моторики, звукоподражания и т.д.

Начиная деятельность с ребенком, можно использовать прямые указания, чтобы научить, как действовать: как открыть бокс, как выполнять упражнение, куда положить использованные материалы и карточку с изображением  выполненного упражнения, как получить стимул-поощрение и т.д.Необходимо всегда придерживаться последовательности в своих требованиях. Если во время выполнения упражнения  ребенок демонстрирует  нежелательное поведение,  немедленно нужно вмешаться и направить на продолжение целенаправленной деятельности, если это не возможно, лучше закончить занятие.

Для закрепления успеха используется стимул-поощрение, который подбирается индивидуально. Это может быть как любимое лакомство, так и любимое занятие, игрушка и т.д. Отмечая успех ребенка,взрослый обязательно находитсяк нему лицом, чтобы он видел взгляд педагога. Такое общение способствует зрительному контакту и развитию коммуникативных способностей детей с РАС.

Дети с расстройством аутистического спектра показывают хорошие результаты при многократном повторении, им необходима последовательность в действиях и наличие четких ожиданий. Задача боксов обеспечить  визуальные подсказки, которые позволяют по определенному плану получить задание, выполнить его, получить ожидаемое поощрение.Поэтому очень важно соблюдать систематичность занятий в течение длительного времени.

При работе с данной категорией детей очень важным условием является отслеживания динамики в выполнении упражнений. Как выполнил ребенок задание самостоятельно или ему потребовался определенный вид помощи. Это может быть прямая помощь, то есть, держа руки ребенка и, выполняя действие его руками. Помощь может быть направляющая – помогать только при затруднении. Помощь в виде показа образца действия и другие виды помощи. Данная форма работы помогает корректировать подбор и усложнение упражнений в дальнейшем.

На консультациях и при посещении коррекционных занятий педагоги, работающие в инклюзивных группах, получают практические навыки взаимодействия с ребенком. Они приобретают не только опыт коррекционной работы с детьми,но и знают, какие виды заданий дети умеют выполнять, как объяснять ребенку выполнения тех или иных упражнений, как дать инструкцию при освоении детьми тех или иных действий и т.д.

ЛИТЕРАТУРА

1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е Вераксы, Т.С Комаровой, М.А Васильевой.

2.Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи, Т.Б Филичева, Г.В Чиркина.

3. Коррекционно – развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта: Методические рекомендации, Екжанова Е.А., Стребелева Е.А.

4. Мамайчук И. И доктор психологических наук, профессор кафедры медицинской психологии и психофизиологии «Помощь психолога детям с аутизмом»;

 5. Кэтрин Морис, Джина Грин, Стивен К. Льюс«Занятия по модификации поведения для аутичных детей: руководство для родителей и специалистов/ Пер. с англ. Колс Е.К., Кимберли А. Хенри«Как мне учить этого малыша?».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-образовательная работа с детьми дошкольного возраста, имеющими расстройство аутистического спектра в условиях ППМС ЦДК "Шанс"

По данным Института коррекционной педагогики РАО, при своевременной правильной коррекционной работе 60% аутичных детей получают возможность учиться по программе массовой школы, 30% — по программе спец...

Особенности организации работы по развитию речевых навыков у детей с расстройством аутистического спектра в условиях детского сада.

Педагоги-дефектологи,учителя логопеды в ходе своей работы нередко встречаются с детьми, которые не используют активную речь как средством общения....

Консультация для воспитателей "Коррекционно-развивающая работа с детьми с расстройствами аутистического спектра в условиях дошкольного образовательного учреждения"

Особенности поведения аутичного ребенка предполагают особую организацию проведения его психолого-педагогического сопровождения в условиях ДОО. Конечной целью оказания помощи детям с РАС является повыш...

Работа учителя-логопеда с ребёнком с расстройствами аутистического спектра в условиях инклюзивного пространства в ДОУ

Представлен опыт работы учителя-логопеда с дошкольниками с РАС в условиях инклюзивного образования. Деятельность учителя-логопеда в инклюзивном образовательном пространстве имеет свою специфику, ори...

Проект "Особенности коррекционно- педагогического сопровождения детей с расстройством аутистического спектра в условиях ДОУ"

ПРОЕКТТема:«Особенности коррекционно-педагогического сопровождения детей  с расстройством  аутистического спектра в условиях ДОУ»  Направление реализации проекта:...

Особенности сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра в условиях ДОУ

На сегодняшний день наблюдается увеличение количества детей с диагнозом «аутизм» и «расстройства аутистического спектра» (РАС). В статье представлена психолого-педагогичес...

Проект психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра в условиях ДОУ

Цель работы специалистов сопровождения ребенка с аутизмом состоит в том, чтобы в максимальной степени интегрировать его в коллектив сверстников и воспитательно-образовательный процесс Задачи: 1) опред...