Обучение детей с ОВЗ в детском саду
статья

Абрамова Наталья Михайловна

Каждый ребенок, вне зависимости от психического и физического состояния здоровья, имеет право на получение полноценного образования.

Поддерживать образование детей ОВЗ – значит давать детям шанс стать частью общества, развивать таланты, социализироваться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Обучение детей с ОВЗ19.13 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение детей с ОВЗ в детском саду.

Количество детей с ограниченными возможностями здоровья продолжает расти. А это значит, что тысячи семей в стране нуждаются в поддержке. Поддерживать образование детей ОВЗ – значит давать детям шанс стать частью общества, развивать таланты, социализироваться.

Актуальность темы заключена в том, что дети ОВЗ должны иметь равные возможности с другими детьми в получении образования. Уже сегодня существует потребность во внедрении такой формы обучения, которая создаст детям с ограниченными возможностями оптимальные условия.

Каждый ребенок, вне зависимости от психического и физического состояния здоровья, имеет право на получение полноценного образования. Дети с ограниченными возможностями — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. К основным категориям детей с ОВЗ относятся:

1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);

3. Дети с нарушениями речи;

4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;

5. Дети с умственной отсталостью;

6. Дети с задержкой психического развития;

7. Дети с нарушением поведения и общения.

В нашем детском саду функционируют 2 группы компенсирующей направленности для детей 5-7 лет с задержкой психического развития (ЗПР), с тяжелыми нарушениями речи(ТНР). При обучении и воспитании детей 5-7 лет с ограниченными возможностями здоровья в МДОАУ по заключению ТПМПК в группах компенсирующей направленности разрабатывается воспитателями, педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом специальная программа развития, учитывающая индивидуальные особенности ребенка (адаптированная основная образовательная программа). При обучении и воспитании детей старшего возраста с ограниченными возможностями здоровья в рамках инклюзивного образования в группах общеразвивающей направленности разрабатывается воспитателями и узкими специалистами программа, учитывающая индивидуальные особенности ребенка (адаптированная образовательная программа).

Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья, особенно когда он подрастает, крайне важна моральная поддержка окружающих, атмосфера доброжелательности в обществе, постоянное ощущение заинтересованности в его судьбе других людей. Результат коррекционно-воспитательной работы зависит от совместных усилий родителей, специалистов – дефектологов, воспитателей, педагогов-психологов, логопедов.

План изучения индивидуальных особенностей ребенка с ОВЗ включает такие мероприятия как:

- беседа с родителями,

- изучение медицинской карты ребенка,

- обследование физического развития,

- обследование психического развития,

- мониторинг развития детских видов деятельности, познавательных способностей, речи.

Модель профессиональной связи всех специалистов МДОАУ в работе с ребенком с особыми возможностями здоровья следующая:

Педагог-психолог:

• организует взаимодействие педагогов;

• разрабатывает коррекционные программы индивидуального развития ребенка;

• проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми;

• организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими в группу риска;

• повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада;

• проводит консультативную работу с родителями.

Учитель-логопед:

• диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи;

• составляет индивидуальные планы развития;

• проводит индивидуальные занятия (постановка правильного

речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация,

дифференциация и введение в самостоятельную речь),

подгрупповые занятия (формирование фонематических

процессов);

• консультирует педагогических работников и родителей о

применении логопедических методов и технологий

коррекционно-развивающей работы

Учитель музыки:

• осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;

• учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий;

• использует на занятиях элементы музыкотерапии и др.

Учитель по физической культуре:

• осуществляет укрепление здоровья детей;

• совершенствует психомоторные способности дошкольников.

Медицинский персонал:

• проводит профилактические и оздоровительные мероприятия;

• осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных осмотров, за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм.

Воспитатель:

• проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально.

•организует совместную и самостоятельную деятельность детей;

• воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;

• организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);

• применяет здоровье сберегающие технологии,

•создает благоприятный микроклимат в группе;

• консультирует родителей о формировании культурно-

гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях

ребенка, об уровне развития мелкой моторики.

Также обязательно проводится работа с родителями, в формах:

- консультации, беседы;

- анкетирование;

- родительские собрания;

- открытые занятия с детьми;

- проектная детско-родительская деятельность;

- создание портфолио ребенка;

- участие родителей в организации участия детей в городских фестивалях, конкурсах.

Каждому ребенку с ограниченными возможностями здоровья, родители должны стать еще и экспертами и главными педагогами.

Формирование у родителей правильной оценки физического и психического состояния, а также повышение просвещенности родителей в области воспитания ребенка с ОВЗ помогает детям лучше усваивать полученный на занятиях материал, проявлять заинтересованность к новым знаниям, а близким людям принимать более активное участие в образовательной деятельности.

Все результаты освоения детьми образовательных программ заносятся

в карту индивидуальную развития ребёнка, с целью определения

динамики и построения дальнейшего образовательного маршрута.

Итогом работы по воспитанию детей с ОВЗ планируется следующий результат:

- успешная социализация детей с ОВЗ в детском саду, группе сверстников;

- самостоятельность;

- коммуникабельность;

- инициативность;

- уменьшение «изоляции» детей;

- самоконтроль;

- повышение самооценки;

- активизация речи, когнитивных процессов.

Для достижения планируемого результата в нашем МДОАУ созданы следующие условия:

- соответствующее образовательное пространство (развивающая предметно-пространственная среда создана с учетом «зоны ближайшего развития» ребенка, кабинеты учителя-логопеда, физкультурный зал, кабинет педагога-психолога, индивидуальное сопровождение разными специалистами детей, которые требуют «особого внимания» (логопед, психолог, дефектолог, воспитатель), комплект пособий по Монтессори который можно отнести к 3 блокам направленные на обучение представлений окружающей среды и развития речи (вкладыши, ботанический комод), развитие математических представлений (геометрический комод, геометрические фигуры, счеты), развитие мелкой моторики.

- наличие программно-методического обеспечения;

- в МДОАУ работает психолого-педагогический консилиум, оказывающий консультационное, диагностическое и методическое обеспечение. Основными задачами ППК МДОАУ являются:

-своевременное выявление и комплексное обследование детей, имеющих те или иные отклонения в психофизическом развитии;

- установление характера и причин выявленных отклонений (девиантное поведение, конфликтные ситуации во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, снижение успеваемости и т.п.);

- выявление актуальных и резервных возможностей ребенка;

- составление оптимальной для развития ребенка индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения;

- организация здоровьесберегающего образовательного пространства с целью профилактики физических интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и срывов;

- разработка рекомендаций по оптимизации учебно-воспитательного процесса;

- отслеживание динамики развития и эффективности индивидуализированных коррекционно-развивающих программ;

- подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, перспективное планирование коррекционно-развивающей работы, оценку ее эффективности;

- консультирование педагогов и родителей (законных представителей) в решении сложных или конфликтных ситуаций;

- организация профессионального взаимодействия между педагогами образовательной организации и специалистами других учреждений, в том числе и специалистами психолого-медико-педагогической комиссии;

- содействие в развитии профессиональной среды общения, направленной на повышение психолого-педагогической компетентности (психологической  культуры) субъектов воспитательно-образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение детей плаванию в условиях детского сада.

Эта статья для наших уважаемых родителей, где выделено несколько этапов обучения детей плаванию в детском саду....

Конспект родительского собрания "Задачи развивающего обучения детей в младшей группе детского сада".

Тема:Задачи развивающего обучения детей младшей группы. Цель: расширение контакта между педагогами и родителями, моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год, повышение педагогиче...

КОНСПЕКТ по обучению детей второй младшей группы детского сада чтению

Закрепить знание печатных букв А, О, У, П, М. Учить детей находить буквы «спрятавшиеся» в картинках, находить заданную букву в словах.Развивающие. Развивать интеллектуальную деятельность (...

"Обучение детей плаванию в условиях детского сада"

laquo;Обучение детей плаванию в условиях детского сада».          Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для активного всестороннего ра...

Применение современных образовательных технологий в рамках реализации образовательных программ дошкольного образования. Личностно-ориентированный подход в обучении детей основам хореографии в детском саду.

Краткое описание применения современнных образовательных технологий(личностного подхода) при обучении детей основам хореографии в детском саду....

Статья на тему "Обучение детей с ОВЗ в детском саду".

В Статье описаны основные направления корекционно-развивающей работы в детском саду....

Рабочая программа по обучению детей бурятскому языку в детском саду

Настоящая рабочая программа разработана на основе  общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство». / Под ред. Т. И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайловой, Образ...