Статья на тему "Обучение детей с ОВЗ в детском саду".
статья по коррекционной педагогике
В Статье описаны основные направления корекционно-развивающей работы в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_detey_s_ovz_v_detskom_sadu.docx | 19.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение детей с ОВЗ в детском саду.
Количество детей с ограниченными возможностями здоровья продолжает расти. А это значит, что тысячи семей в стране нуждаются в поддержке. Поддерживать образование детей ОВЗ – значит давать детям шанс стать частью общества, развивать таланты, социализироваться.
Актуальность темы заключается в том, что дети ОВЗ должны иметь равные возможности с другими детьми в получении образования.
Дети с ограниченными возможностями — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.
К основным категориям детей с ОВЗ относятся:
1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
2.Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
3.Дети с нарушениями речи;
4.Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
5.Дети с умственной отсталостью;
6.Дети с задержкой психического развития;
7.Дети с нарушением поведения и общения.
Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья, особенно когда он подрастает, крайне важна моральная поддержка окружающих, атмосфера доброжелательности в обществе, постоянное ощущение заинтересованности в его судьбе других людей.
Эффективность коррекционно-воспитательной работы зависит от совместных усилий родителей, специалистов – дефектологов, воспитателей, педагогов-психологов, логопедов.
Модель профессиональной связи всех специалистов в работе с ребенком ОВЗ может быть следующая:
Педагог-психолог:
• организует взаимодействие педагогов;
• разрабатывает коррекционные программы индивидуального
развития ребенка;
• проводит психопрофилактическую и психодиагностическую
работу с детьми;
• организует специальную коррекционную работу с детьми,
входящими в группу риска;
• повышает уровень психологической компетентности педагогов
детского сада;
• проводит консультативную работу с родителями.
Учитель-логопед:
• диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи;
• составляет индивидуальные планы развития;
• проводит индивидуальные занятия (постановка правильного
речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация,
дифференциация и введение в самостоятельную речь),
подгрупповые занятия (формирование фонематических
процессов);
• консультирует педагогических работников и родителей о
применении логопедических методов и технологий
коррекционно-развивающей работы
Музыкальный руководитель:
• осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;
• учитывает психологическое, речевое и физическое развитие
детей при подборе материала для занятий;
• использует на занятиях элементы музыкотерапии и др.
Инструктор по физической культуре:
• осуществляет укрепление здоровья детей;
• совершенствует психомоторные способности дошкольников.
Медицинский персонал:
• проводит профилактические и оздоровительные
мероприятия;
• осуществляет контроль за состоянием здоровья детей
посредством регулярных осмотров, за соблюдением требований
санитарно-эпидемиологических норм.
Воспитатель:
• проводит занятия по основным видам деятельности
(по подгруппам и индивидуально).
•организует совместную и самостоятельную деятельность детей;
• воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает
тонкую и общую моторику;
• организует индивидуальную работу с детьми с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога);
• применяет здоровье сберегающие технологии,
•создает благоприятный микроклимат в группе;
Так же активно проводится работа с родителями, в формах:
- консультации, беседы;
-анкетирование;
-родительские собрания;
-совместные досуговые мероприятия с детьми ;
-проектная детско-родительская деятельность;
Созданные условия в ДОУ благотворно влияют на работу с детьми ОВЗ. К ним можно отнести следующие:
- соответствующее образовательное пространство (развивающая предметно-пространственная среда создана с учетом «зоны ближайшего развития» ребенка, кабинеты учителя-логопеда, физкультурный зал. музыкальный зал, индивидуальное сопровождение разными специалистами детей, которые требуют «особого внимания» (логопед, психолог, дефектолог ).
Все результаты освоения детьми образовательных программ заносятся
в карту индивидуальную развития ребёнка, с целью определения
динамики и построения дальнейшего образовательного маршрута.
Каждому ребенку с ограниченными возможностями здоровья, родители должны стать экспертами и главными педагогами.
Формирование у родителей правильной оценки физического и психического состояния, а также повышение просвещенности родителей в области воспитания ребенка с ОВЗ помогает детям лучше усваивать полученный материал, проявлять заинтересованность к новым знаниям, а близким людям принимать более активное участие в образовательной деятельности.
Таким образом, коррекционно-развивающая работа ДОУ может обеспечивать у детей с ОВЗ:
- успешную социализацию детей в детском саду, группе сверстников;
- самостоятельность;
- коммуникабельность;
- инициативность;
- уменьшение «изоляции» детей;
- самоконтроль;
-повышение самооценки;
- активизация речи, когнитивных процессов.
Список литературы:
- Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития: пособие для педагогов-психологов / Е.А. Савина. – М.:. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2008. – 223 с. – (Библиотека психолога).
- Стребелева Е.А. Коррекционно- развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для учителя-дефектолога / Е.А. Стребелева. – М.:
- Бабкина Н.В. Саморегуляция в познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития: учебное пособие / Н.В. Бабкина. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2016. – 143 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья из опыта работы на тему "Взаимодействие детского сада и семьи по художественно-эстетическому развитию детей"
В статье раскрывается модель взаимодействия педагогов и родителей по художественному развитию дошкольников....
Статья на тему: «Технология обучения пению детей дошкольного возраста в детском саду».
Пение - основное средство музыкального воспитания, занимает важное место в музыкальном развитии дошкольника....
Статья. Экологическое развитие детей в средней группе детского сада посредством экологической комнаты « Чудесница природа».
Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребёнка осознано – правильного отношения к природным явлениям и объектами, которые окружают его и с которыми он знакомится ...
Статья «Адаптация детей раннего возраста в детском саду»
Статья «Адаптация детей раннего возраста в детском саду»Гаджимагомедова А.М. воспитатель ГБДОУ д/с №? г. Санкт-Петербург Адаптация детей раннего возраста в дет...
Статья использование комплекта "Мате: плюс. Математика в детском саду" в образовательной деятельности как инструмент повышения качества образования в детском саду
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЛЕКТА «МАТЕ: ПЛЮС. МАТЕМАТИКА В ДЕТСКОМ САДУ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ....
Статья: Особенности развития детей второй младшей группы детского сада
2 младшая группа детского сада рассчитана на детей возрастом 3-4 года. В этом возрасте продолжают активно формироваться у детей многие навыки, активно развиваются и усовершенствуют...
Статья: Особенности развития детей второй младшей группы детского сада статья (младшая группа)
2 младшая группа детского сада рассчитана на детей возрастом 3-4 года. В этом возрасте продолжают активно формироваться у детей многие навыки, активно развиваются и усовершенствуют...