ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы»
методическая разработка
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 240» городского округа Самара
ИНН 6318207777 КПП 631801001
Россия, 443063, г. Самара, Балхашский проезд, д. 4, тел. 951-23-63
ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
«Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы»
(Название темы)
г.о.Самара
«Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы»
Испокон века книга растит человека.
(Русский народный фольклор.)
Актуальность выбранной мной темы:
Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.
Период дошкольного детства наиболее благоприятен для осуществления духовно-нравственного воспитания ребёнка. Конечно, первые уроки нравственности ребёнок получает в семье. Именно в семье у ребёнка начинает формироваться отношение к окружающему миру, другим людям, любовь к родным. Задача взрослых - указать направление развития и помочь развить высокие нравственные качества у ребёнка.
Ребёнок 4-5 лет становится способен сочувствовать, сопереживать. Развитие наглядно-образного мышления служит основой для формирования представлений о последствиях того или иного поступка. Кроме этого, наглядно-образное мышление позволяет детям удерживать в сознании представления о правилах поведения.
Художественное слово – хороший помощник в формировании правильных установок в поведении ребёнка. С помощью сказок ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем, у маленького человека начинает складываться представление о добре и зле. Не только сказки, но и рассказы, стихи могут помочь в воспитании духовно-нравственной личности.
Воспитателям, также, как и родителям, важно осознавать, насколько велико значение чтения ребёнку художественной литературы, обсуждение с детьми прочитанных произведений. Ведь зачастую правильно подобранные произведения помогают формированию у детей представлений о том, как нужно заботиться о своих близких, как дружить, как быть вежливым и т.д.
Цель работы по теме самообразования: способствовать формированию духовно-нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством чтения художественных произведений.
Задачи:
- проанализировать методическую литературу, другие источники и повысить свой уровень знаний по данной теме;
- подобрать художественную литературу, способствующую духовно-нравственному воспитанию детей;
- развивать у детей умение думать, сравнивать, анализировать поступки литературных героев, учить давать оценку своему поведению;
- вызвать интерес у родителей к совместной работе в данном направлении.
Предполагаемый результат:
- Формирование у детей ценностного отношения к книге.
- Развитие у детей интереса к чтению художественной литературы.
- Позитивное отношение детей к окружающему миру, другим людям и
самому себе; потребность и готовность проявлять сострадание и
сорадование.
- Семьи воспитанников начинают уделять больше внимания чтению
художественной литературы дома.
Срок реализации: 1 год (2021-2022 учебный год)
Содержание работы по самообразованию.
Сроки | Тема | Содержание | Практический выход |
сентябрь | Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач. | Цель работы по самообразованию: повышение своего теоретического уровня профессионального мастерства и компетентности.
|
|
сентябрь | Планирование работы по самообразованию, изучение проблемы, постановка цели, задач, предполагаемого результата. | Планирование работы по следующим разделам: -изучение методической литературы; -работа с детьми; -работа с семьёй; -самореализация.
| Составление плана самообразования по теме с внедрением в практику ДОУ.
|
В течение года
| Теоретическое изучение проблемы.
| 1. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками, Творческий центр Сфера, Москва, 2003. 2. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Весёлый этикет, Екатеринбург, 1996. 3. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет, Москва, 1992. 4. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду, Мозаика-Синтез, Москва 2008. 5. Торшилова Е.М. Шалун или мир дому твоему. Программа и методика эстетического развития дошкольника. Москва, 1998. 6. Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. 7. Куцакова Л. В. «Нравственно - трудовое воспитание в детском саду». 8. Зацепина М.Б. «Народные праздники в детском саду». 9. Интернет-ресурсы. | Изучение литературы по теме.
|
В течение года
| Практическая деятельность.
| 1. Изучение опыта педагогов в ДОУ. 2. Использование методики на ООД, в свободной деятельнос- ти, в игре, в индивидуальной работе с детьми. 3. Изучение методик и техноло-гий в интернете. 4. Консультация для родителей «Роль книги в нравственном воспитании детей», «Роль и влияние общения в семье на развитие ребенка». 5. Выставка книг для родителей. 6. Консультация для педагогов «Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы». 7. Составление картотеки игр по духовно-нравственному воспитанию. 8. Создание картотеки игр-драматизаций с использованием художественных текстов. 9. Отчёт по теме самообразования.
| Консультации для родителей, консультация для воспитате-лей; составле-ние картотек игр, драматиза-ций- игр; офор-мление выстав-ки для родите-лей.
|
май | Подведение итогов самообразования. | В результате работы по теме самообразования ожидаются следующие результаты: - у детей формируется ценностное отношение к книге; - у детей развивается интерес к чтению художественной литера-туры; - у детей формируется позитив-ное отношение детей к окружа-ющему миру, другим людям и самому себе; потребность и го-товность проявлять сострадание и сорадование; - формирование у родителей осознания важности и необходи-мости в чтении художественной литературы детям дома.
| отчёт |
ЛИЧНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
Месяц | Направления работы | Способы достижения |
Сентябрь | Работа с документацией. Самостоятельное изучение методической литературы по самообразованию.
| Изучение литературы по теме. |
Планирование работы по самообразованию, изучение проблемы, постановка цели, задач, предполагаемого результата. | Составление плана самооб-разования по теме с внедре-нием в практику ДОУ. | |
Работа с родителями
| Анкетирование родителей «Роль книги в вашем доме»
| |
| Работа с детьми: Литературная гостиная (в совместной деятельности по вечерам). | Чтение детям книг, беседы о прочитанном по теме: «Дары осени», «Наш ого-род», «Золотая осень», «Осень в лесу». |
Октябрь | Изучение темы: «Духовно-нравственной развитие детей посредством книги» | Изучение литературы по проблеме.
|
Работа с детьми: Литературная гостиная (в совместной деятельности по вечерам). | Чтение произведений по темам «Родная земля – кормилица – хлеб», «В гостях у бабушки Ульяны», «Домашние животные». | |
Работа с родителями | Консультация для родите-лей «Роль книги в нравст-венном воспитании детей».
| |
Ноябрь | Посещение занятий воспитателей по раз-витию речи (Ознакомление с художествен-ной литературой).
| Обмен опытом по проблеме. |
Работа с детьми: Литературная гостиная (в совместной деятельности по вечерам). | Чтение произведений по темам «Труд взрослых в детском саду», «Поздняя осень», «Я и моя семья», «Уроки Здоровейки».
| |
Работа с родителями | Индивидуальная работа с родителями: Практические советы «Как подружить ре-бёнка с книгой». | |
Декабрь
| Изучение темы: «Устное народное творче-ство как средство духовно-нравственного развития личности ребенка».
| Знакомство с литературой. |
Работа с детьми: Литературная гостиная (в совместной деятельности по вечерам). | Чтение произведений по темам: «Начало зимы», «Новый год», «Бытовая техника». | |
| Работа с родителями
| Оформление выставки для родителей: Выставка книг.
|
Январь
| Изучение темы: «Использование фольклора в работе с детьми». Составле-ние картотеки игр по нравственному вос-питанию.
| Подбор материала по теме. |
Работа с детьми: Литературная гостиная (в совместной деятельности по вечерам). | Чтение произведений по темам: «Дикие животные зимой», «Зимующие птицы», «Предметы быта: посуда». Дидактическая игра «Расск-ажи, дружок, потешку», «Угадай, из какой потешки прочитан отрывок?», насто-льно-печатные игры по мотивам потешек (разрез-ные картинки, лото). | |
Работа с родителями - сбор информации, подготовка памяток.
| Памятка «С какими книгами лучше дружить дошколятам». | |
Февраль | Изучение темы: "Роль сказки в воспитании детей».
| Изучение литературы.
|
Работа с детьми: Литературная гостиная (в совместной деятельности по вечерам). | Чтение произведений по темам: «Транспорт», «Наша Армия», «Наши папы». Чтение детям русских наро-дных сказок. Прослушива-ние аудиозаписей сказок.
| |
Подготовка к открытому занятию: составление конспекта, подбор наглядного материала. | Открытое занятие для педагогов «Дорога добра». | |
Март | Составление картотеки игр-драматизаций для детей (по знакомым сказкам)
| Изучение и подбор литературы. |
Работа с детьми: Литературная гостиная (в совместной деятельности по вечерам). | Чтение произведений по темам: «Праздник мам», «Наши добрые дела», « Вежливость», «Ранняя весна и её признаки». Дидактические игры «Угадай сказку», «Из какой сказки герой». Настольно – печатные игры по русским народным сказкам (разрезные картинки, лото) | |
Работа с родителями | Приобрести в группу рас-краски по русским народ-ным сказкам. | |
| Консультация для педагогов (выступление на педсовете).
| Консультация «Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литерату-ры». |
Апрель | Подготовка к открытому занятию: составление конспекта, подбор наглядного материала. | Открытое занятие для роди-телей на тему «В гостях у сказки». |
Работа с детьми: Литературная гостиная (в совместной деятельности по вечерам). | Изучение правил поведения по книге А.Усачёва «Уроки вежливости». Чтение произведений по темам: «Уроки Здоровей-ки», «Космос». | |
Работа с родителями | Конкурс совместных твор-ческих работ родителей и детей на тему «Моя люби-мая сказка». | |
Май | Самоанализ плана самообразования.
| Обобщение опыта |
Работа с детьми: Литературная гостиная (в совместной деятельности по вечерам). | Чтение произведений по темам: «Мой город», «Дома-шние животные». Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры-драматизации). | |
Подготовка отчёта о проделанной работе за учебный год. | Презентация для родителей (на родительском собрании) «Мы читали, мы читали, очень многое узнали!» |
План работы с детьми. Литература для чтения художественных произведений.
Месяц | Тема | Произведения для чтения | Задачи |
Сентябрь | «Дары осени»
| Ю. Тувим «Овощи»; Т. Егорова «Редиска. Тыква. Морковка».
| - ознакомление детей с видами овощей; -развитие памяти; -привитие навыков трудового воспитания.
|
| «Наш город»
| С. Михалков «Овощи»; Ш. Галиев «Три копейки на покупку»; Сказка «Лисичка со скалочкой».
| -развитие воображения детей; -воспитание ответственности и порядочности.
|
| «Золотая осень»
| С. Михалков «Веселый турист»; «Осень в лесу».
| -ознакомление детей с описанием красоты природы через прозу; -развитие воображения детей; -воспитание желания оберегать окружающую природу.
|
Октябрь | «Родная земля – кормилица – хлеб»
| Сказка «Колосок»; А. Мусатов «Откуда хлеб пришел»; Я. Таяц «Все здесь», «Моя мама пахнет хлебом».
| -ознакомление детей с процессом изготовления хлебобулочной продукции; -способствование развития положительных эмоций путем сопоставления произведений с реальностью; -воспитание желания трудиться.
|
| «В гостях у бабушки Ульяны»
| Сказка «Жихарка»; Ш. Перро «Красная Шапочка».
| -ознакомление с русскими народ-ными и авторскими сказками; -развитие эмоционального отношения детей к сказочным персонажам; -воспитание культуры поведения с незнакомцами
|
| «Домашние животные»
| Сказка «Три поросенка», Т. Шорыгина «Домашние животные. Какие они?», М. Пришвин «Журка», К. Ушинский «Бишка», «Васька», «Коровка».
| -ознакомление детей с рассказами о животных; - развитие памяти; -воспитание желания заботиться о братьях наших меньших.
|
Ноябрь | «Труд взрослых в детском саду» | А. Карандашова «Большая стирка», Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться»; А. Фомин «Подружки».
| -ознакомление детей с трудом взрослых; - развитие умения делать выводы; -содействование трудовому вос-питанию.
|
| Поздняя осень (живая и неживая природа)
| С. Воронин «Трусишка».
| -углубление представлений о жизни животных; -развитие эмоционального отно-шения детей к сказочным персо-нажам; -воспитание в детях единства слова и дела.
|
| «Я и моя семья»
| В.Осеева «Волшебное слово».
| -подвести воспитанников к пониманию правил культурного поведения; -развитие умений делать выводы; -воспитание чувства гордости за свои поступки.
|
| Уроки Здоровейки
| К. Чуковский «Айболит», Е. Зайцев «Уроки Айболита».
| -продолжение ознакомления детей с произведениями К. Чуковский; -развитие памяти; -воспитание желания помогать другим.
|
Декбрь | «Начало зимы (неживая природа, растительный мир)»
| Л. Воронкова «Хитрый снеговик», И. Суриков «Зима», А. Барто «Елка», Н. Некрасов «Мороз – воевода», З. Александрова «Птичья елка», А. Фет «Мама, глянь-ка из окошка», Я. Аким «Первый снег», И.С. Никитин «Встреча зимы».
| -продолжение формирования у детей понятий смены времен года; -способствование развитию произвольного внимания; -воспитание желания вести себя в соответствии с нормами морали и нравственности.
|
| «Бытовая техника» | К. Чуковский «Федорино горе», «Телефон». | -ознакомление детей с произведениями К. Чуковского; -развитие эмоционального отношения детей к персонажам; -воспитание желания делать рабо-ту самостоятельно и своевремен-но.
|
| «В мире сказок»
| «Лисичка – сестричка и серый волк», «Лиса и козел», «Про Иванушку дурачка». С. Козлов «Зимняя сказка», А,И. Одоевский «Мороз Иванович».
| -углубление представлений детей об авторских и русских народных сказках; -способствование развитию поло-жительных эмоций путем сопере-живания сказочным персонажам; -разъяснение сущности моральных норм.
|
| «Новый год»
| С. Дрожжина «Улицей гуляет Дедушка Мороз».
| -расширение представлений детей о праздновании Нового года; -развитие эмоционального отно-шения детей к наступающим праздникам; -обеспечение нравственного воспитания.
|
Январь | «Дикие животные зимой»
| С. Маршак «Детки в клетке», «Где обедал воробей», Е. И. Чарушин «Что за зверь».
| -обучение детей слушанию стихо-творного текста; -способствование развитию прои-звольного внимания; -воспитание желания бережно относиться к живым существам. |
| «Предметы быта: посуда»
| С. Могилевская «Поваре-нок Люли», Е. Благинина «То-то горе наше», «Почему они серые», «Обедать»; С. Капутикян «Маша обедает».
| -выявление специфики работы с посудой; -закрепление у воспитанников культуры поведения за столом.
|
| «Зимующие птицы»
| М. Пришвин «Лесные хоромы», В. Бианки «Бесплатные столовые», Горький «Воробьишко», З. Александрова «Птичья елка», «Мы кормушку смастерили».
| -подвести воспитанников к пони-манию необходимости подкормки птиц зимой; -развитие эмоционального отно-шения к проблемам нехватки корма в зимнее время года; -воспитание чувства сопережи-вания пернатым, желания помочь им в трудную минуту.
|
Февраль | «Транспорт»
| Б. Житков «Что я видел», З. Александрова «Светофорчик», «Маша и медведь».
| -обучение детей внимательности и аккуратности через произведе-ния; -развитие самостоятельности мышления; -воспитание культуры поведения.
|
| «Наша армия»
| В. Маяковский «Вот какой рассеянный», З. Александрова «Дозор», А. Барто «На заставе».
| -ознакомление детей с произведениями на военную тематику; -развитие воображения детей с помощью иллюстраций по теме недели; -воспитание чувства гордости за свою страну.
|
| «Наши папы»
| А. Барто «Есть такие мальчишки», С. Сахарнов «Самый лучший пароход».
| -ознакомление с проявлениями мужества у людей разного воз-раста; -развитие умения слушать не пе-ребивая; -воспитание патриотизма и ответ-ственности за себя и других.
|
Март | «Праздник мам»
| Л. Квитко «Бабушкины руки», С. Михалков «А что у вас?», Е. Благинина «Вот какая мама», М. Карим «Эту песню мама пела», А. Аким «Кто кому кто?» Г. Бойко «Март», С. Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке».
| -расширение представления детей о празднике 8 марта; -развитие желания помогать свои-м мамам; -воспитание чувства гордости за свою маму.
|
| «Наши добрые дела»
| В. Осеева «Хорошее», А. Барто «Медвежонок – невежа», сказка «Два жадных медвежонка».
| -продолжение формирования у детей нравственных представле-ний о хорошем и плохом; -развитие умений детей выражать свои эмоции; -воспитание чувства коллективиз-ма.
|
| «Вежливость»
| В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», А. Барто «Младший брат», К. Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно».
| -обучение детей понятиям вежли-вости и гуманизма; -развивать у воспитанников жела-ние помогать другим в сложных ситуациях; -воспитывать желание поступать в соответствии с нормами морали.
|
| «Ранняя весна и ее признаки»
| И. Соколова – Микитина «Весна – красна».
| -ознакомление детей с описанием природных явлений в произведе-ниях российских авторов; -развитие фантазии воспитанни-ков; -воспитание желания оберегать природу.
|
Апрель | «Уроки Здоровейки»
| Р. Ротенберг «Расти здоровым», В. И. Мирясова «Таня и мячик».
| - продолжать знакомить детей с необходимостью ведения здоро-вого образа жизни; -развитие желания заниматься спортом; -воспитание чувства ответствен-ности за свое здоровье.
|
| «Космос»
| И. Левитан «Малышам о звездах и планетах», Е. Баруздин «Как мы на ракете летали», Д. Биссет «Про поросенка, который учился летать», «Жил был звездочет».
| -продолжение ознакомления детей с космосом; -развитие желания узнать поболь-ше о других планетах; -воспитание чувства гордости за Ю. Гагарина.
|
Май | «Мой город»
| В. Маяковский «Кем быть», С. Михалков «Дело было вечером».
| -ознакомление детей с новыми профессиями; -развивать желание трудиться; -воспитание чувства патриотизма.
|
| «Домашние животные»
| Т. Шорыгина «Моя корова», Е. Чарушин «Собака», Е. Благинина «Щенок», Л. Толстой «Котенок», В. А. Сухомлинский «Старый пес», С. Маршак «Усатый – полосатый».
| - ознакомление детей с жизнью животных; -развитие желания помогать и защищать домашних животных; -воспитание бережного отноше-ния ко всему живому.
|
Алгоритм работы с книгой
- Внесение книги в уголок книги для самостоятельного рассматривания
иллюстраций.
2. Чтение книги.
3. Беседа и рассматривание иллюстраций в книге.
4. Игра-драматизация или рисование иллюстраций к произведению
Анализ выполнения программы (диагностика)
Как отслеживается результат работы по теме? (Диагностика: таблицы, результаты работы, в %.)
Выводы по теме. Есть ли положительный результат? (Приложить диаграммы, сравнительный анализ)
4.Представление опыта работы по теме.
- способ демонстрации результата проделанной работы
- форма отчета по проделанной работе
Как работает выбранная тема под цель и задачи Вашего ГОУ?
Проекция на будущее (предполагаемый результат). Что можно сделать еще, чтобы эта работа была более эффективной? Какие формы, методы работы применить?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
papka_po_samoobrazovaniyu_1.docx | 39.76 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 240» городского округа Самара
ИНН 6318207777 КПП 631801001
Россия, 443063, г. Самара, Балхашский проезд, д. 4, тел. 951-23-63
ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
«Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы»
(Название темы)
г.о.Самара
«Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы»
Испокон века книга растит человека.
(Русский народный фольклор.)
Актуальность выбранной мной темы:
Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.
Период дошкольного детства наиболее благоприятен для осуществления духовно-нравственного воспитания ребёнка. Конечно, первые уроки нравственности ребёнок получает в семье. Именно в семье у ребёнка начинает формироваться отношение к окружающему миру, другим людям, любовь к родным. Задача взрослых - указать направление развития и помочь развить высокие нравственные качества у ребёнка.
Ребёнок 4-5 лет становится способен сочувствовать, сопереживать. Развитие наглядно-образного мышления служит основой для формирования представлений о последствиях того или иного поступка. Кроме этого, наглядно-образное мышление позволяет детям удерживать в сознании представления о правилах поведения.
Художественное слово – хороший помощник в формировании правильных установок в поведении ребёнка. С помощью сказок ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем, у маленького человека начинает складываться представление о добре и зле. Не только сказки, но и рассказы, стихи могут помочь в воспитании духовно-нравственной личности.
Воспитателям, также, как и родителям, важно осознавать, насколько велико значение чтения ребёнку художественной литературы, обсуждение с детьми прочитанных произведений. Ведь зачастую правильно подобранные произведения помогают формированию у детей представлений о том, как нужно заботиться о своих близких, как дружить, как быть вежливым и т.д.
Цель работы по теме самообразования: способствовать формированию духовно-нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством чтения художественных произведений.
Задачи:
- проанализировать методическую литературу, другие источники и повысить свой уровень знаний по данной теме;
- подобрать художественную литературу, способствующую духовно-нравственному воспитанию детей;
- развивать у детей умение думать, сравнивать, анализировать поступки литературных героев, учить давать оценку своему поведению;
- вызвать интерес у родителей к совместной работе в данном направлении.
Предполагаемый результат:
- Формирование у детей ценностного отношения к книге.
- Развитие у детей интереса к чтению художественной литературы.
- Позитивное отношение детей к окружающему миру, другим людям и
самому себе; потребность и готовность проявлять сострадание и
сорадование.
- Семьи воспитанников начинают уделять больше внимания чтению
художественной литературы дома.
Срок реализации: 1 год (2021-2022 учебный год)
Содержание работы по самообразованию.
Сроки | Тема | Содержание | Практический выход |
сентябрь | Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач. | Цель работы по самообразованию: повышение своего теоретического уровня профессионального мастерства и компетентности. | |
сентябрь | Планирование работы по самообразованию, изучение проблемы, постановка цели, задач, предполагаемого результата. | Планирование работы по следующим разделам: -изучение методической литературы; -работа с детьми; -работа с семьёй; -самореализация. | Составление плана самообразования по теме с внедрением в практику ДОУ. |
В течение года | Теоретическое изучение проблемы. | 1. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками, Творческий центр Сфера, Москва, 2003. 2. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Весёлый этикет, Екатеринбург, 1996. 3. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет, Москва, 1992. 4. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду, Мозаика-Синтез, Москва 2008. 5. Торшилова Е.М. Шалун или мир дому твоему. Программа и методика эстетического развития дошкольника. Москва, 1998. 6. Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. 7. Куцакова Л. В. «Нравственно - трудовое воспитание в детском саду». 8. Зацепина М.Б. «Народные праздники в детском саду». 9. Интернет-ресурсы. | Изучение литературы по теме. |
В течение года | Практическая деятельность. | 1. Изучение опыта педагогов в ДОУ. 2. Использование методики на ООД, в свободной деятельнос- ти, в игре, в индивидуальной работе с детьми. 3. Изучение методик и техноло-гий в интернете. 4. Консультация для родителей «Роль книги в нравственном воспитании детей», «Роль и влияние общения в семье на развитие ребенка». 5. Выставка книг для родителей. 6. Консультация для педагогов «Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы». 7. Составление картотеки игр по духовно-нравственному воспитанию. 8. Создание картотеки игр-драматизаций с использованием художественных текстов. 9. Отчёт по теме самообразования. | Консультации для родителей, консультация для воспитате-лей; составле-ние картотек игр, драматиза-ций- игр; офор-мление выстав-ки для родите-лей. |
май | Подведение итогов самообразования. | В результате работы по теме самообразования ожидаются следующие результаты: - у детей формируется ценностное отношение к книге; - у детей развивается интерес к чтению художественной литера-туры; - у детей формируется позитив-ное отношение детей к окружа-ющему миру, другим людям и самому себе; потребность и го-товность проявлять сострадание и сорадование; - формирование у родителей осознания важности и необходи-мости в чтении художественной литературы детям дома. | отчёт |
ЛИЧНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
Месяц | Направления работы | Способы достижения |
Сентябрь | Работа с документацией. Самостоятельное изучение методической литературы по самообразованию. | Изучение литературы по теме. |
Планирование работы по самообразованию, изучение проблемы, постановка цели, задач, предполагаемого результата. | Составление плана самооб-разования по теме с внедре-нием в практику ДОУ. | |
Работа с родителями | Анкетирование родителей «Роль книги в вашем доме» | |
Работа с детьми: Литературная гостиная (в совместной деятельности по вечерам). | Чтение детям книг, беседы о прочитанном по теме: «Дары осени», «Наш ого-род», «Золотая осень», «Осень в лесу». | |
Октябрь | Изучение темы: «Духовно-нравственной развитие детей посредством книги» | Изучение литературы по проблеме. |
Работа с детьми: Литературная гостиная (в совместной деятельности по вечерам). | Чтение произведений по темам «Родная земля – кормилица – хлеб», «В гостях у бабушки Ульяны», «Домашние животные». | |
Работа с родителями | Консультация для родите-лей «Роль книги в нравст-венном воспитании детей». | |
Ноябрь | Посещение занятий воспитателей по раз-витию речи (Ознакомление с художествен-ной литературой). | Обмен опытом по проблеме. |
Работа с детьми: Литературная гостиная (в совместной деятельности по вечерам). | Чтение произведений по темам «Труд взрослых в детском саду», «Поздняя осень», «Я и моя семья», «Уроки Здоровейки». | |
Работа с родителями | Индивидуальная работа с родителями: Практические советы «Как подружить ре-бёнка с книгой». | |
Декабрь | Изучение темы: «Устное народное творче-ство как средство духовно-нравственного развития личности ребенка». | Знакомство с литературой. |
Работа с детьми: Литературная гостиная (в совместной деятельности по вечерам). | Чтение произведений по темам: «Начало зимы», «Новый год», «Бытовая техника». | |
Работа с родителями
| Оформление выставки для родителей: Выставка книг. | |
Январь | Изучение темы: «Использование фольклора в работе с детьми». Составле-ние картотеки игр по нравственному вос-питанию. | Подбор материала по теме. |
Работа с детьми: Литературная гостиная (в совместной деятельности по вечерам). | Чтение произведений по темам: «Дикие животные зимой», «Зимующие птицы», «Предметы быта: посуда». Дидактическая игра «Расск-ажи, дружок, потешку», «Угадай, из какой потешки прочитан отрывок?», насто-льно-печатные игры по мотивам потешек (разрез-ные картинки, лото). | |
Работа с родителями - сбор информации, подготовка памяток. | Памятка «С какими книгами лучше дружить дошколятам». | |
Февраль | Изучение темы: «Роль сказки в воспита-нии детей». | Изучение литературы.
|
Работа с детьми: Литературная гостиная (в совместной деятельности по вечерам). | Чтение произведений по темам: «Транспорт», «Наша Армия», «Наши папы». Чтение детям русских наро-дных сказок. Прослушива-ние аудиозаписей сказок. | |
Подготовка к открытому занятию: составление конспекта, подбор наглядного материала. | Открытое занятие для педагогов «Дорога добра». | |
Март | Составление картотеки игр-драматизаций для детей (по знакомым сказкам) | Изучение и подбор литературы. |
Работа с детьми: Литературная гостиная (в совместной деятельности по вечерам). | Чтение произведений по темам: «Праздник мам», «Наши добрые дела», « Вежливость», «Ранняя весна и её признаки». Дидактические игры «Угадай сказку», «Из какой сказки герой». Настольно – печатные игры по русским народным сказкам (разрезные картинки, лото) | |
Работа с родителями | Приобрести в группу рас-краски по русским народ-ным сказкам. | |
Консультация для педагогов (выступление на педсовете). | Консультация «Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литерату-ры». | |
Апрель | Подготовка к открытому занятию: составление конспекта, подбор наглядного материала. | Открытое занятие для роди-телей на тему «В гостях у сказки». |
Работа с детьми: Литературная гостиная (в совместной деятельности по вечерам). | Изучение правил поведения по книге А.Усачёва «Уроки вежливости». Чтение произведений по темам: «Уроки Здоровей-ки», «Космос». | |
Работа с родителями | Конкурс совместных твор-ческих работ родителей и детей на тему «Моя люби-мая сказка». | |
Май | Самоанализ плана самообразования. | Обобщение опыта |
Работа с детьми: Литературная гостиная (в совместной деятельности по вечерам). | Чтение произведений по темам: «Мой город», «Дома-шние животные». Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры-драматизации). | |
Подготовка отчёта о проделанной работе за учебный год. | Презентация для родителей (на родительском собрании) «Мы читали, мы читали, очень многое узнали!» |
План работы с детьми. Литература для чтения художественных произведений.
Месяц | Тема | Произведения для чтения | Задачи |
Сентябрь | «Дары осени» | Ю. Тувим «Овощи»; Т. Егорова «Редиска. Тыква. Морковка». | - ознакомление детей с видами овощей; -развитие памяти; -привитие навыков трудового воспитания. |
«Наш город» | С. Михалков «Овощи»; Ш. Галиев «Три копейки на покупку»; Сказка «Лисичка со скалочкой». | -развитие воображения детей; -воспитание ответственности и порядочности. | |
«Золотая осень» | С. Михалков «Веселый турист»; «Осень в лесу». | -ознакомление детей с описанием красоты природы через прозу; -развитие воображения детей; -воспитание желания оберегать окружающую природу. | |
Октябрь | «Родная земля – кормилица – хлеб» | Сказка «Колосок»; А. Мусатов «Откуда хлеб пришел»; Я. Таяц «Все здесь», «Моя мама пахнет хлебом». | -ознакомление детей с процессом изготовления хлебобулочной продукции; -способствование развития положительных эмоций путем сопоставления произведений с реальностью; -воспитание желания трудиться. |
«В гостях у бабушки Ульяны» | Сказка «Жихарка»; Ш. Перро «Красная Шапочка». | -ознакомление с русскими народ-ными и авторскими сказками; -развитие эмоционального отношения детей к сказочным персонажам; -воспитание культуры поведения с незнакомцами | |
«Домашние животные» | Сказка «Три поросенка», Т. Шорыгина «Домашние животные. Какие они?», М. Пришвин «Журка», К. Ушинский «Бишка», «Васька», «Коровка». | -ознакомление детей с рассказами о животных; - развитие памяти; -воспитание желания заботиться о братьях наших меньших. | |
Ноябрь | «Труд взрослых в детском саду» | А. Карандашова «Большая стирка», Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться»; А. Фомин «Подружки». | -ознакомление детей с трудом взрослых; - развитие умения делать выводы; -содействование трудовому вос-питанию. |
Поздняя осень (живая и неживая природа) | С. Воронин «Трусишка». | -углубление представлений о жизни животных; -развитие эмоционального отно-шения детей к сказочным персо-нажам; -воспитание в детях единства слова и дела. | |
«Я и моя семья» | В.Осеева «Волшебное слово». | -подвести воспитанников к пониманию правил культурного поведения; -развитие умений делать выводы; -воспитание чувства гордости за свои поступки. | |
Уроки Здоровейки | К. Чуковский «Айболит», Е. Зайцев «Уроки Айболита». | -продолжение ознакомления детей с произведениями К. Чуковский; -развитие памяти; -воспитание желания помогать другим. | |
Декбрь | «Начало зимы (неживая природа, растительный мир)» | Л. Воронкова «Хитрый снеговик», И. Суриков «Зима», А. Барто «Елка», Н. Некрасов «Мороз – воевода», З. Александрова «Птичья елка», А. Фет «Мама, глянь-ка из окошка», Я. Аким «Первый снег», И.С. Никитин «Встреча зимы». | -продолжение формирования у детей понятий смены времен года; -способствование развитию произвольного внимания; -воспитание желания вести себя в соответствии с нормами морали и нравственности. |
«Бытовая техника» | К. Чуковский «Федорино горе», «Телефон». | -ознакомление детей с произведениями К. Чуковского; -развитие эмоционального отношения детей к персонажам; -воспитание желания делать рабо-ту самостоятельно и своевремен-но. | |
«В мире сказок» | «Лисичка – сестричка и серый волк», «Лиса и козел», «Про Иванушку дурачка». С. Козлов «Зимняя сказка», А,И. Одоевский «Мороз Иванович». | -углубление представлений детей об авторских и русских народных сказках; -способствование развитию поло-жительных эмоций путем сопере-живания сказочным персонажам; -разъяснение сущности моральных норм. | |
«Новый год» | С. Дрожжина «Улицей гуляет Дедушка Мороз». | -расширение представлений детей о праздновании Нового года; -развитие эмоционального отно-шения детей к наступающим праздникам; -обеспечение нравственного воспитания. | |
Январь | «Дикие животные зимой» | С. Маршак «Детки в клетке», «Где обедал воробей», Е. И. Чарушин «Что за зверь». | -обучение детей слушанию стихо-творного текста; -способствование развитию прои-звольного внимания; -воспитание желания бережно относиться к живым существам. |
«Предметы быта: посуда» | С. Могилевская «Поваре-нок Люли», Е. Благинина «То-то горе наше», «Почему они серые», «Обедать»; С. Капутикян «Маша обедает». | -выявление специфики работы с посудой; -закрепление у воспитанников культуры поведения за столом. | |
«Зимующие птицы» | М. Пришвин «Лесные хоромы», В. Бианки «Бесплатные столовые», Горький «Воробьишко», З. Александрова «Птичья елка», «Мы кормушку смастерили». | -подвести воспитанников к пони-манию необходимости подкормки птиц зимой; -развитие эмоционального отно-шения к проблемам нехватки корма в зимнее время года; -воспитание чувства сопережи-вания пернатым, желания помочь им в трудную минуту. | |
Февраль | «Транспорт» | Б. Житков «Что я видел», З. Александрова «Светофорчик», «Маша и медведь». | -обучение детей внимательности и аккуратности через произведе-ния; -развитие самостоятельности мышления; -воспитание культуры поведения. |
«Наша армия» | В. Маяковский «Вот какой рассеянный», З. Александрова «Дозор», А. Барто «На заставе». | -ознакомление детей с произведениями на военную тематику; -развитие воображения детей с помощью иллюстраций по теме недели; -воспитание чувства гордости за свою страну. | |
«Наши папы» | А. Барто «Есть такие мальчишки», С. Сахарнов «Самый лучший пароход». | -ознакомление с проявлениями мужества у людей разного воз-раста; -развитие умения слушать не пе-ребивая; -воспитание патриотизма и ответ-ственности за себя и других. | |
Март | «Праздник мам» | Л. Квитко «Бабушкины руки», С. Михалков «А что у вас?», Е. Благинина «Вот какая мама», М. Карим «Эту песню мама пела», А. Аким «Кто кому кто?» Г. Бойко «Март», С. Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке». | -расширение представления детей о празднике 8 марта; -развитие желания помогать свои-м мамам; -воспитание чувства гордости за свою маму. |
«Наши добрые дела» | В. Осеева «Хорошее», А. Барто «Медвежонок – невежа», сказка «Два жадных медвежонка». | -продолжение формирования у детей нравственных представле-ний о хорошем и плохом; -развитие умений детей выражать свои эмоции; -воспитание чувства коллективиз-ма. | |
«Вежливость» | В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», А. Барто «Младший брат», К. Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно». | -обучение детей понятиям вежли-вости и гуманизма; -развивать у воспитанников жела-ние помогать другим в сложных ситуациях; -воспитывать желание поступать в соответствии с нормами морали. | |
«Ранняя весна и ее признаки» | И. Соколова – Микитина «Весна – красна». | -ознакомление детей с описанием природных явлений в произведе-ниях российских авторов; -развитие фантазии воспитанни-ков; -воспитание желания оберегать природу. | |
Апрель | «Уроки Здоровейки» | Р. Ротенберг «Расти здоровым», В. И. Мирясова «Таня и мячик». | - продолжать знакомить детей с необходимостью ведения здоро-вого образа жизни; -развитие желания заниматься спортом; -воспитание чувства ответствен-ности за свое здоровье. |
«Космос» | И. Левитан «Малышам о звездах и планетах», Е. Баруздин «Как мы на ракете летали», Д. Биссет «Про поросенка, который учился летать», «Жил был звездочет». | -продолжение ознакомления детей с космосом; -развитие желания узнать поболь-ше о других планетах; -воспитание чувства гордости за Ю. Гагарина. | |
Май | «Мой город» | В. Маяковский «Кем быть», С. Михалков «Дело было вечером». | -ознакомление детей с новыми профессиями; -развивать желание трудиться; -воспитание чувства патриотизма. |
«Домашние животные» | Т. Шорыгина «Моя корова», Е. Чарушин «Собака», Е. Благинина «Щенок», Л. Толстой «Котенок», В. А. Сухомлинский «Старый пес», С. Маршак «Усатый – полосатый». | - ознакомление детей с жизнью животных; -развитие желания помогать и защищать домашних животных; -воспитание бережного отноше-ния ко всему живому. |
Алгоритм работы с книгой
- Внесение книги в уголок книги для самостоятельного рассматривания
иллюстраций.
2. Чтение книги.
3. Беседа и рассматривание иллюстраций в книге.
4. Игра-драматизация или рисование иллюстраций к произведению
Анализ выполнения программы (диагностика)
Как отслеживается результат работы по теме? (Диагностика: таблицы, результаты работы, в %.)
Выводы по теме. Есть ли положительный результат? (Приложить диаграммы, сравнительный анализ)
4.Представление опыта работы по теме.
- способ демонстрации результата проделанной работы
- форма отчета по проделанной работе
Как работает выбранная тема под цель и задачи Вашего ГОУ?
Проекция на будущее (предполагаемый результат). Что можно сделать еще, чтобы эта работа была более эффективной? Какие формы, методы работы применить?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы»
Период дошкольного детства наиболее благоприятен для осуществления духовно-нравственного воспитания ребёнка. Конечно, первые уроки нравственности ребёнок получает в семье. Именно в семье у ребёнка нач...
план по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы»
Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспыта...
План по самообразовани:«Духовно – нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы"
Через литературу ребенок познает не только мир вокруг, но и себя в этом мире, сферу социальных отношений людей, нравственных основ жизни. Именно коллизии многих художественных произведений помогают им...
Папка воспитателя по самообразованию "Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы"
Развивать у детей умение думать, сравнивать, анализировать поступки литературных героев, учить давать оценку своему поведению.Способствовать формированию духовно-нравственных качеств у детей младшего ...
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ «Духовно-нравственное развитие детей подготовительной группы посредством чтения художественной литературы» на 2024-2025 учебный год
Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы (взрослые) заложим в душу ребенка сейчас, проявится...
План по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы» 2024-2025 уч. год
Испокон века книга растит человека.(Русский народный фольклор.)Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развити...