Перспективное планирование
рабочая программа (старшая группа)

Тимофеева Ольга Геннадьевна

Театрализованная деятельность

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективное планирование по театрализованной деятельности

 в старшей группе (5-6 лет)

      Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей

к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.

Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, которых каждый ребёнок мог бы

проявить свои эмоции, чувства, желания и  взгляды, причём не только в обычном разговоре, но и публично не стесняясь

присутствия посторонних слушателей. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные игры.

    Воспитательные возможности театральной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром

во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать,

анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик, персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй. Театральные  игры  развивают  эмоциональную  сферу  ребёнка,  позволяют  формировать  социально-нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.).

   Таким образом, театральные игры помогают всесторонне развивать ребёнка.

Занятия рассчитаны для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).

Цель:

развивать интонационную выразительность речи. Развивать способность воспринимать художественный образ

литературного произведения и творчески воспроизвести его в сценках, театральных действиях.

Задачи:

- Развивать у детей интонационную выразительность речи.

- Развивать умение чувствовать характер литературного произведения.

-Развивать у детей выразительность жестов, мимики.

- Развивать умение различать жанры: потешка, сказка, рассказ, выделять положительные и отрицательные качества персонажей.

- Развивать умение оценивать поступки героев, ситуации, чувствовать юмор.

- Развивать умение детей принимать участие в инсценировках по сюжетам знакомых художественных произведений.

- Поощрять инициативу, творчество.

- Развивать умение чисто и  чётко проговаривать все звуки; согласовывать слова в предложениях.  

 -Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Организация:

Проводится: одно занятие в неделю, продолжительность-25 минут.

СЕНТЯБРЬ

Тема

цели и задачи

Содержание

Материал и оборудование

1. Наш любимый театр очень рад встречать ребят

Создать эмоционально благоприятную атмосферу для дружеских взаимоотношений.

Способствовать развитию артистических навыков.

Игра «Здравствуйте!», «Назови соседа ласково»

Беседа-воспоминание о театрализованной деятельности в средней группе.

Разыгрывание знакомых сценок.

Шапочки, элементы костюмов.

2. Лесная ярмарка

Вовлечь детей в игровой сюжет. Побуждать детей к самовыражению в различных образах, фантазированию.

Способствовать развитию интонационной выразительности речи.

Игра «Ярмарка».

Хоровод «Урожайная».

Мини- сценка «Брусничка».

 

Корзины с овощами и фруктами, ягодами, бусами, маски.

3. Раз,  два, три, четыре, пять – вы хотите поиграть?

Развивать фантазию и творчество в процессе придумывания диалога к сказке.

Поощрять проявление своей индивидуальности и неповторимости.

 Игра «Театральная разминка»

Творческое задание «Превращения» (мимика и жесты).

Драматизация отрывка.

Волшебная палочка,

маски, шапочки, элементы костюмов.

4. Стрекоза и муравей

Дать интонационно - образное представление о новой сказке.

Побуждать к образному воплощению в роли. Способствовать развитию выразительных движений.

Формировать коммуникативные способности и навыки импровизации.

Чтение «Стрекоза и муравей», беседа по содержанию, обсуждение.

Пантомима «Муравей нашел былинку».

Иллюстрации к сказке, маски героев сказки.

ОКТЯБРЬ

Тема

Цели и задачи

Содержание

Материал и оборудование

1.Одну простую сказку

Способствовать объединению детей в совместной деятельности.

Расширять «словарь» мимики и жестов, передавать наиболее характерные черты персонажа сказки.

Побуждать детей к фантазированию.

Пантомима «Мухи»

Творческая игра «что за сказка».

Работа над ролью.

Музыкальное сопровождение, шапочки героев сказки.

2.Репетиция сказки

Продолжать работу над эпизодами сказки. Обратить внимание детей на использование средств выразительности при создании образа. Поощрять проявление инициативы детьми.

Скороговорка.

Игра «эхо».

Репетиция эпизодов сказки.

Атрибуты  декорации,

костюмы.

3. Спектакль

« Стрекоза и муравей».

Приобщать детей к драматизации.

Учить самостоятельно готовить всё необходимое для своего спектакля.

Способствовать развитию взаимодействия между детьми.

Драматизация сказки.

Костюмы, декорации, атрибуты,

музыкальное сопровождение.

4.Куклы  с живой рукой.

Познакомить детей с куклами с живой рукой, заинтересовать, показать способы управления.

Способствовать развитию воображения.

Знакомство с куклами.

Этюд «Я хитрая лиса».

Управление куклами.

Куклы с живой рукой, ширма.

НОЯБРЬ

Тема

Цели и задачи

Содержание

Материал и оборудование

1.Куклы с живой рукой.

Побуждать детей придумывать выразительные движения для куклы в соответствие с текстом. Способствовать развитию артикуляционного аппарата, интонационной выразительности речи.

Разыгрывание по ролям «Киска».

Расскажи руками.

Упражнение с куклами.

Декорации для кукольного театра,

куклы с живой рукой.

2.Куклы с живой рукой

Побуждать детей самостоятельно искать выразительные движения  кукол. Учить взаимодействовать с другими детьми. Побуждать детей к импровизации.

Чистоговорка « Мухи».

Расскажи стихи руками.

 Упражнения-этюды с куклами.

 Куклы с живой рукой.

3. «Теремок»

Способствовать развитию интереса к театрализованным представлениям. Поощрять творческую инициативу детей, желание взять на себя роль.

Инсценировка по сказки «Теремок»

Музыкальное сопровождение, декорации, куклы с живой рукой.

4. Наш театр

Познакомить детей с театральными профессиями гримёра и костюмера. Способствовать развитию пантомимических навыков и артикуляции. Поощрять творческую инициативу, побуждать детей к активному общению через игру.

Рассказ воспитателя, показ слайдов.

Превращение в…

Игра «Старичок - Лесовичок».

Игра на имитацию движений.

Упр. На развитие артикуляции «Немой диалог».

Зеркала, шкатулка гримёра.

ДЕКАБРЬ

Тема

Цели и задачи

Содержание

Материал и оборудование

1.Здравствуй, Зимушка-зима!

Создать атмосферу волшебства, сказочности. Развивать чувство ритма, координацию движений. Способствовать развитию творческого воображения.

Импровизация «Зимняя прогулка».

Этюд « Получился снеговик».

Хоровод «Ах ты, Зимушка-зима».

Игра – пантомима «Медвежата».

Зимние декорации.

2.Зимняя сказка

Познакомить детей с новой сказкой, обсудить характеры героев сказок, Вызвать эмоциональный отклик у детей.

Способствовать развитию у детей пантомимических навыков.

Способствовать развитию творческой инициативы.

Знакомство со сценарием.

Беседа, обсуждение героев.

Мимическая игра « Передавалки»

 Музыкальное сопровождение.

3.Зимняя сказка.

Развивать у детей выразительность жестов, мимики, голоса;  совершенствовать выразительность движений; развивать умение детей давать характеристику персонажам сказки; вызывать эмоциональный отклик на  музыкальное произведение.

Чистоговорка.

 Пантомима «Представьте себе».

 Слушание сказки с музыкальными

фрагментами.

 Репетиция сцен сказки.

Музыкальные произведения к сказке.

4. Новогодний праздник «Зимняя сказка»

Поддерживать желание активно участвовать в праздниках. Совершенствовать умение детей драматизировать сценки из сказок; учить детей коллективно и согласовано взаимодействовать.

Музыкально - ритмические композиции, драматизация отрывков сказок.

Декорация к празднику, костюмы героев.

ЯНВАРЬ

Тема

Цели и задачи

         Содержание

Материал и оборудование

1.Рождественское чудо.

Приобщать детей к русской народной культуре. Вовлечь детей в фольклорное действие. Побуждать к импровизации.

  Музыкально - ритмические композиции. Совместная театральная  постановка взрослых и детей.

Зимние декорации, костюмы.

2. 1, 2, 3, 4,5-стихи мы будем сочинять.

Познакомить с понятием «рифма».

Упражнять в придумывании рифмы к словам.  Развивать дикцию. Способствовать развитию детского творчества.

Игра «Едем на поезде».

Игра «Придумай рифму».

Придумывание стихотворения.

Книга. Музыкальное сопровождение.

Сюжетные картинки.

3.Сказки сами сочиняем, а потом мы в них играем.

Способствовать развитию творческого воображения детей. Учить играть спектакль, не заучивая специально текст.

Развивать самостоятельность, умение согласовывать действия в коллективе.

Игра «Узнай героя».

Придумывание сказки.

Драматизация сказки.  

Домовёнок Кузя, волшебный сундучок, элементы костюмов.

4. Наши эмоции.

Познакомить с понятия «Эмоция». Знакомить с пиктограммами, изображающими радость, грусть, злость  и т.д.; учить распознавать эмоциональное состояние по мимике; учить детей подбирать нужную графическую карточку с эмоциями в конкретной ситуации и  изображать соответствующую эмоцию у себя на лице.

Рассматривание сюжетных картинок. Упражнение «Изобрази эмоцию».

Этюды на изображение этих эмоций.

Рассматривание графических карточек. Беседа. Игра «Угадай эмоцию».

 Упражнения на различные эмоции.

 Сюжетные картинки, музыкальное сопровождение.

ФЕВРАЛЬ

Тема

Цели и задачи

Содержание

Материал и оборудование

1.Такое разное настроение

Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку; учить отмечать смену настроения героев; помочь детям понять и осмыслить настроение героев сказки; способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными способами.

Игровое занятие. Беседа о смене настроения героев, /радость, печаль и т.д./

Отгадывание загадок.

 Упражнения у зеркала

«Изобрази настроение»

Декорации зимние,

Зеркало, картинки, изображающие разное настроение.

2. Федорино горе

Познакомить с музыкальной сказкой «Федорино горе». Учить детей бесконфликтно распределять роли, уступая друг другу или находя другие варианты; совершенствовать средства выразительности в передаче образа

Рассматривание иллюстраций к сказке «Федорино горе». Распределение ролей. Характеристика героев сказки.

 Игра «Угадай, кто потерял».

Пантомимические  упражнения к сказке.

Иллюстрации к сказке, предметы героев сказки, маски и шапочки.

3.Наша сказка

Совершенствовать умения детей

 выразительно изображать героев сказки; работать над выразительной передачей в движении музыкального образа героев.

Пантомимическая игра «Изобрази героя».

 Творческая игра «Что такое сказка?».

Работа над ролью.

Костюмы героев сказки, маски, шапочки, музыкальное сопровождение.

4.Кто стучится в нашу дверь?

Побудить детей к сюжетно-ролевой игре; включаться в ролевой диалог; развивать образную речь. Совершенствовать навыки эмоционального чтения текста.

Игра «Кто в гости  пришел?».

Упражнения на выразительность голоса,

 мимики, жестов.

 Выбор костюмов к сказке.

Подготовка декораций.

Репетиция сказки «Федорино горе».

Декорации к сказке, костюмы, маски.

МАРТ

Тема

Цели и задачи

Содержание

Материал и оборудование

1.Постановка спектакля

Поощрять творческую активность детей; поддерживать интерес к выступлению на публике. Способствовать самовыражению ребёнка в коллективной деятельности.

Драматизация музыкальной сказки

« Федорино горе».

Декорации к сказке, костюмы, атрибуты, музыкальное сопровождение.

2. Ай да масленица!

Вызывать эмоциональный отклик детей; вовлечь в фольклорное действие; побуждать к импровизации; учить разыгрывать сценки.

Разучивание музыкальной композиции

 к сказке -  «Ярмарка»,

 /танец ложкарей,

 хоровод с платками,

 танец коробейников/.

Атрибуты для торговли товарами, ложки, платки, музыкальное сопровождение

 

3. Петрушка в гостях у ребят

Вовлечь детей в театрализованную игру. Побуждать к выразительности в этюдах. Закреплять умения управлять куклами из разных театров.

«Петрушки-пересмешники»

Этюд «Петрушка»

Этюды с куклами.

Театр Петрушки, верховые куклы, настольный театр.

Декорации и музыка в народном стиле

4.Куклы- марионетки

Познакомить детей с театром кукол- марионеток. Показать, как устроена кукла, способы управления.

 Рассказ и показ воспитателя.

Управление куклами.

Ширма, куклы- марионетки.

АПРЕЛЬ

Тема

Цели и задачи

Содержание

Материал и оборудование

1. Куклы - марионетки

Побуждать детей к поиску выразительных возможностей куклы. Развивать умение взаимодействовать с другими детьми. Способствовать развитию пантомимичесих навыков.

Игра- пантомима «Был у зайца огород»

Этюд с куклами «Лиса и заяц».

Театр Петрушки, верховые куклы, настольный театр.

Декорации и музыка в народном стиле.

2.Сказка «Красная шапочка»

Познакомить детей с новой сказкой. Побуждать детей к двигательной  импровизации; добиваться мышечной, двигательной свободы при исполнении роли.

Рассматривание иллюстраций к сказке, обсуждение героев.

Игра «Сочини свой танец».

Игра «Огонь и лед».

Декорации к сказке, музыкальное сопровождение.

3.Весна - красна

Побудить детей  включаться в ролевой диалог.  Совершенствовать навыки  эмоционального

чтения текста. Воспитывать у детей чувство коллективизма.

Упражнения на выразительность голоса,

 мимики, жестов.

 Выбор костюмов к сказке.

Репетиция сцен сказки.

Декорации к сказке, элементы костюмов, атрибуты.

4.Наша сказка

Приобщать детей к творческой работе( обсуждение замысла, подбор и изготовление атрибутов).

Побуждать детей к созданию выразительного образа.

Речевая  гимнастика «Жил был шум».            Игра « Оживи предмет»

Репетиция сцен сказки. Поменяемся ролями.

Декорации к сказке,  костюмы, атрибуты.

МАЙ

Тема,

Занятие

Цели и задачи

Методические рекомендации

Материал и оборудование

1.Обыгрывание потешки «Зайка серенький сидит»

Познакомить детей с с потешками, сказками, стихотворениями, которые будут драматизироваться ими в процессе театрализованной деятельности.

Игра: «Холодно - жарко»

Чтение потешки:«Зайка серенький сидит»

 Куклы – персонажи: зайчик, волк, медведь, лиса и др.

2.Постановка спектакля.

Поощрять творческую активность детей; поддерживать интерес к выступлению на публике.

Драматизация музыкальной сказки

« Красная шапочка»

Декорации к сказке, музыкальное сопровождение, костюмы и атрибуты

О. Ф. Васькова,А. А. Политыкина «Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста».

Л. В. Артемова «Театрализованные игры для дошкольников»

Е.И.Можгова «Театрализованные игровые занятия для детей 5 лет»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо

Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1.   «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...

Перспективный план формирования и развития временно-пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная группа) Перспективное планирован

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию перспективный план фрмирования и развития временно-пространственных представлений. В плане представлены игры на развитие понятия о времени и проствранстве ...

Перспективный план формирования и развития временно-пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная группа) Перспективное планирован

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию перспективный план фрмирования и развития временно-пространственных представлений. В плане представлены игры на развитие понятия о времени и проствранстве ...

Перспективное планирование работы в подготовительной группе Комплексно – тематическое планирование по теме «Уборка урожая» (в саду, огороде, на полях)

Перспективный  план работы в подготовительной группе на неделю.План составлен с учетом ФГТ, тема "Уборка урожая" (сад,огород, поле)....

Перспективное планирование работы в подготовительной группе. Комплексно-тематическое планирование по теме: "Новогодний калейдоскоп".

“Русские праздники и новогодние традиции” «Откуда елка в гости пришла».      Рассматривание репродукции картины В.Сурикова “Взятие снежного городка”.    П...

Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению детей с трудом взрослых во второй младшей группе и планирование работы с родителями

Подробное планирование непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с трудом взрослых во второй младшей группе и планирование работы с родителями....

Перспективное планирование воспитателя детского сада на основе комплексно-тематического планирования ОУ

Составлено с учетом возраста воспитанников, программных задач каждого направления развития и образовательных областей. Позволяет воспитателю всесторонне изучить лексическую тему, отработав её во всех ...