Перспективный план формирования и развития временно-пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная группа) Перспективное планирован
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию перспективный план фрмирования и развития временно-пространственных представлений. В плане представлены игры на развитие понятия о времени и проствранстве в соответсвии с  лексическими темами.Приятного просмотра!

Скачать:


Предварительный просмотр:

   

п/п

Лексическая тема

Методы и приемы

Цели и задачи

1

Овощи.

Д/и «Из чего приготовим?»

Д/и «Вершки-корешки».

Д/и «Назови день недели».

  1. Усвоение категорий Р.п. с предлогом ИЗ.
  2. Закрепление правильного понимания и употребления в речи предлогов  В, НА.
  3. Закрепление названий дней недели.

2

Фрукты.

Д/и «Где растёт?»

Д/и «Один-много».

Д/и «Неделька, стройся».

  1. Закрепление правильного понимания и употребления в речи предлога  НА.
  2. Закрепление названий дней недели.

3

Грибы. Ягоды.

Д/и «Подскажи словечки».

Д/и «Назови соседей».

  1. Закрепление правильного понимания и употребления в речи предлогов  В, НА, С, ПОД, ЗА, К, ИЗ-ЗА.
  1. Закрепление последовательности времён года.

4

Осень. Деревья

Д/и «Корень и макушка».

Д/и «Что напутал художник?»

  1. Закрепление понятий «верх», «низ», «середина».
  1.  Закрепление названий времён года и их признаков.

5

Одежда. Обувь. Головные уборы.

Д/и «Скажи наоборот».

Д/и «Помоги Незнайке».

Д/и «Куда пойдём?»

  1. Подбор слов с противоположным значением.
  2. Закрепление правильного понимания и употребления   в речи предлогов  ИЗ, ПОД, ИЗ-ПОД.
  3. Совершенствование умения свободно ориентироваться в окружающем пространстве.

6

Моё тело. Предметы гигиены.

Д/и «Скажи где?»

Д/и «Веревка с узлами».

  1. Формирование умения ориентироваться в собственном теле.
  1. Закрепление названий дней недели.

7

Я и моя семья

Д/и «Семейный вечер».

Д/и «Какой был мой дедушка?»

  1. Закрепление правильного понимания и употребления предлогов в речи.
  1. Показ изменений внешности человека в разные  периоды жизни

8

Дом. Квартира.

Мебель.

Д/и  «Мой день».

Д/и «Короткое слово».

  1. Закрепление последовательности частей суток.
  2. Закрепление понимания и  употребления в речи предлогов В, НА, ЗА, ИЗ, ПОД, НАД, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД, ОКОЛО, МЕЖДУ.

9.

Бытовая техника

Д/и «Бытовая техника».

Чтение стихотворения  «Емелина неделя».

  1. Развитие навыка ориентировки на плоскости (на листе бумаги).
  2. Закрепление названий дней недели.

10

Комнатные растения. Цветы.

Д/и «Нарисуй по точкам».

Д/и «Спереди-сзади».

  1. Закрепление правильного понимания и употребления в речи предлогов  В, НА, ПОД, МЕЖДУ.
  1. Усвоение телесного пространства.

11

Наш детский сад. Игрушки.

Д/и «Расставь игрушки по полкам».

Д/и «Куда пойдешь, то найдёшь».

Д/и «Живая неделя».

  1. Закрепление правильного понимания и употребления  в речи предлогов В, НА, ПОД.
  2. Закрепление понятий «право-лево».
  1. Закрепление названий дней недели

12

Зима.

Д/и «Эстафета».

Д/и «Правая и левая сторона».

  1. Закрепление знаний о временах года, совершенствование умения строить простое предложение.
  2. Закрепление понятий «правая сторона», «левая сторона».

13

Зимующие и перелётные птицы.

Д/и «Где птичка?»

Д/и «Где мне остаться?»

  1. Закрепление понимания и употребления в речи  предлогов В, НА, НАД, ПОД, ОКОЛО, ПЕРЕД, ЗА.
  2. Закрепление знаний о прилёте, отлёте, зимовье птиц в соответствии с временем года.

14

 Временные отношения.

Д/и «Календарь».

Загадки, логические задачи.

  1. Закрепление названий и последовательности времён года, месяцев, дней недели.
  2. Закрепление временных представлений.

15

Пространственные представления.

Д/и «Кубики предлогов».

«Д/и «Игры с мячом».

  1. Закрепление понимания предлогов, составление предложений с предлогами.
  2. Освоение телесного пространства (левая и правая стороны).

16

Зимние забавы. Новый год.

Д/и «Совмещение понятий».

Д/и «Раньше-позже».

  1. Закрепление умения ориентироваться в собственном теле.
  2. Закрепление последовательности времени суток, понятий «раньше», «позже».

17

Домашние и дикие птицы.

Д/и «Кто где живет?»

Д/и «Кто лишний?»

  1. Закрепление названий жилищ птиц.
  2. Закрепление правильного понимания и употребления предлогов НА, ОКОЛО, У, С (СО), МЕЖДУ, ЗА.

18

Домашние животные. Дикие животные наших лесов.

Д/и «Где жилище?»

Д/и «Верно-неверно».

  1. Закрепление знаний о жилищах животных, их расположении.
  1. Закрепление представлений о частях суток.

19

Животные жарких и холодных стран.

Д/и «Царство зверей».

Д/и «Наоборот».

  1. Формирование навыка ориентации во внешнем пространстве (средняя зона)
  2. Подбор слов с противоположным значением.

20

Спорт.

Д/и «Спортсмены».

Д/и «Уром, днём, вечером».

  1. Дифференциация понятий «право», «лево».
  1. Практическое употребление в речи наречий, обозначающих время. Дифференциация этих понятий.

21

Транспорт. ПДД.

Д/и «Рисуем по клеточкам».

Д/и «Исправь ошибку».

  1. Развитие навыка ориентировки в пространстве, на листе бумаги.
  2. Закрепление знаний и представлений о временных отношениях.

22

Профессии.

Д/и «Водитель».

Составление кроссворда на тему «Месяца года».

  1. Закрепление пространственных представлений.
  1. Закрепление знаний о месяцах и их последовательности.

23

Наши Защитники

День победы.

Д/и «Солдат».

Чтение пословиц  о временах года.

  1. Закрепление понятий «право» - «лево».
  1. Закрепление знаний о временах года.

24

Весна.

Д/и «Художники».

Д/и «Слушай внимательно».

  1. Закрепление ориентации на плоскости.
  1. Закрепление признаков времени года.

25

Женский день

Д/и «Далеко или близко, высоко или низко».

Д/и «Может быть или нет?»

  1. Формирование умения ориентироваться в пространстве, изменяя положение тела в пространстве.
  1. Формирование и закрепление  представлений о возрасте человека.

26

Театр.

Д/и «Части тела».

Викторина на закрепление временных представлений.

  1. Закрепление пространственных представлений.
  2. Закрепление понятий о днях недели, частях суток.  Уточнение понятий «вчера», «сегодня», «завтра».

27

Посуда. Продукты питания.

Д/и «Составь рассказ».

Д/и «Когда это бывает?»

  1. Установление причинно-следственных связей.
  1. Закрепление названия и последовательности частей суток.

28

Детская книга

Д/и «Я положу…»

 

Чтение произведений, стихотворений направленных на развитие временно-пространственных представлений.

  1. Практическое употребление предлогов в речи.
  1. Формирование и закрепление временно-пространственных представлений.

29

Космос

Логические задания на ориентировку в пространстве.

Д/и «Назови пропущенное слово».

  1. Освоение логико-грамматических конструкций

  1. Закрепление названий и последовательности частей суток.

30

Растительный и животный мир весной

Д/и «Рисуем картинку».

Д/и «Четыре времени года».

  1. Закрепление  умения ориентирования  на листе бумаги.
  1. Закрепление признаков времен года.

31

Моя Родина

Д/и «Левее-правее».

 

Д/и «Запомни».

  1. Закрепление навыка ориентации в пространстве.
  2. Закрепление понятий «быстро-медленно (долго)», всегда – никогда», «рано – поздно».

32

Насекомые.

Д/и «Муха».

Д/и «Лишнее слово».

  1. Закрепление умения ориентироваться  на листе бумаги.
  2. Закрепление представлений о временных отношениях.

33

Школа. Школьные принадлежности.

Д/и «Собери портфель».

Д/и «Исправь ошибку»

  1. Закрепление навыка практического употребления предлогов.
  2. Закрепление признаков частей суток.

34

Лето

Д/и «Лето»

Д/и «Какое оно, это время года?»

  1. Составление рассказа по картине с употреблением предлогов.
  1. Закрепление признаков времён года.

Методическое обеспечение

Игры, задания и упражнения на  развитие и уточнение временно-пространственных представлений.

Д/и «Из чего приготовим?»

Цель:  Усвоение категорий Р.п. с предлогом ИЗ.

Описание: Педагог предлагает детям закончить следующие предложения.

Салат приготовим из……

Борщ приготовим из ….

Пиццу приготовим из….

Д/ и «Вершки-корешки».

Цель: Закрепление правильного понимания и употребления в речи предлогов  В, НА.

Описание: Педагог задает детям вопрос: «Какие овощи растут в земле (корешки), а какие на земле (вершки)?». Дети называют подходящий овощ, употребляя правильно предлог.

Д/и «Назови день недели».

Цель: Закрепление названий и последовательности дней недели.

Описание: Логопед называет день недели и бросает мяч ребенку, тот ловит мяч, называет следующий день и передает мяч другому. И так далее.

Д/и «Один много», «Где растёт?»

Цель: Закрепление правильного понимания и употребления в речи предлога  НА.

Описание: Логопед выставляет схему предложений, а дети должны по этим схемам составить предложения с союзом А.. Например: На ветке выросло яблоко, а на дереве – много яблок.

 

Д/и «Неделька, стройся».

Цель: Закрепление названий дней недели.

Описание: На столе лежат перевёрнутые  карточки с цифрами, обозначающими дни недели. Дети по сигналу берут карточки со стола, выстраиваются по порядку.

Д/и «Подскажи словечки».

Цель:  Закрепление правильного понимания и употребления в речи предлогов  В, НА, С, ПОД, ЗА, К, ИЗ-ЗА.

Описание: Логопед  говорит детям предложения  и пропускает предлоги. Дети вставляют нужный предлог.

Д/и «Назови соседей».

Цель: Закрепление последовательности времён года.

Описание: Педагог выкладывает карточки с временами года, пропуская одно. Дети должны угадать, какое время года было пропущено.

Д/и «Корень-макушка».

Цель: Закрепление понятий  «верх», «низ», «середина».

Описание: Дети называют части дерева, его строение. Рассматривают,  что находится наверху, внизу, посередине.

Д/и «Что напутал художник?».

Цель: Закрепление названий времён года и их признаков.

Описание: Педагог показывает картинки с перепутанным сюжетом. Например: на картине нарисовано время года – поздняя осень, а на снегу нарисованы цветы.

Д/и  «Скажи наоборот».

Цель: Подбор слов с противоположным значением.

Описание: Логопед начинает говорить предложения, а ребёнок заканчивает предложение словом противоположного значения. (Можно использовать картинки).

Например: У туфлей высокий каблук, а у ботинок…. (маленький).

Босоножки на тонкой подошве, а кроссовки на …   и т.д.

Д/и «Помоги Незнайке».

Цель: Закрепление правильного понимания и употребления  в речи предлогов  ИЗ, ПОД, ИЗ-ПОД.

Описание: Логопед выставляет картину с изображением квартирной мебели. В разных местах, которой расположены  шляпы. Просит составить предложения.

Друзья подарили Незнайке много разноцветных шляп. Но он носил только голубую, а остальные просто разбрасывал по комнате. Однажды он решил собрать все шляпы, но не смог. Помоги Незнайке. Рассмотри картинку, найди все шляпы в комнате и составь предложения по образцу: «Красная шляпа под столом. Незнайка достал из-под стола красную шляпу».

Д/и «Куда пойдём?»

Цель: Совершенствование умения свободно ориентироваться в окружающем пространстве; закрепление знаний о сезонной одежде; развитие связной речи.

Описание: На каждом столе одежда для разных сезонов на одном подносе, предметы для разных дел – на другом. Дети делятся на две команды. Педагог советует детям выбрать сезон и вид занятия. Потом дети начинают одевать кукол или одну из них соответственно выбранному сезону. Если задание выполнено правильно, куклу выставляют на демонстрационный стол. Команды рассказывают каждая о своей кукле.

Д/и «Скажи где?»

Цель: Формирование умения ориентироваться в собственном теле.

Описание: Педагог дотрагивается до разных частей тела ребёнка, надо назвать часть тела и сказать, где она расположена (спереди или сзади).

Д/и «Веревка с узлами».

Цель: Закрепление названий  дней недели.

Описание: На верёвке каждый будний день (начиная с понедельника) завязывать по одному узелку. 5 узелков в детском саду. Затем можно продолжить дома (2 узелка дома). Сложить количество узлов, получиться неделя, выяснить, что рабочих день дней 5, а выходных 2.

Д/и «Семейный вечер».

Цель: Закрепление правильного понимания и употребления предлогов в речи.

Описание: Перед  детьми выставляется картина с изображением семьи. Дети должны составить рассказ-описание  по картине, употребляя предлоги. (Например: Родители пришли С работы.  Дочь сидит ЗА  столом и делает уроки. Дедушка сидит НА диване.

Д/и «Какой был мой душка?»

Цель: Показ изменений внешности человека в разные  периоды жизни

Описание: Рассмотреть картинки с человеком от рождения до старости. Выявить особенности изменения во внешности, теле и возрасте человека. Предложить ребёнку разложить картинки в правильной хронологической последовательности.

Д/и «Мой день».

Цель: Закрепление последовательности частей суток.

Описание: Педагог показывает ребенку картинку со схематичным изображением времён суток. Ребенок,  молча, показывает действия, которые он обычно выполняет в это время суток. Затем педагог  выполняет действие, а ребёнок угадывает время суток (потягивается – утро, ест ложкой – день, зевает – вечер, спит – ночь).

Д/и «Короткое слово».

Цель: Закрепление понимания и  употребления в речи предлогов  В, НА, ЗА, ИЗ, ПОД, НАД, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД, ОКОЛО, МЕЖДУ.

Описание: Педагог знакомит детей с предлогами и со схемами их обозначения. На доске висит плакат с изображением комнаты и плоскостное изображение котёнка. Логопед перемешает котёнка относительно мебели и спрашивает:

- Где котенок? (На кровати, а кресле, под столом, за шкафом и т.д.)

Затем дети передвигают котёнка по инструкции логопеда (прыгнул на кровать, сидит под столом и т.д.)

Д/и «Бытовая техника».

Цель: Развитие навыка ориентировки на плоскости (на листе бумаги).

Описание: Педагог предлагает детям нарисовать на листе бумаги в разных углах предметы бытовой техники. Например: В верхнем левом углу – пылесос, в нижнем правом – телефон, в нижнем левом – телевизор, в верхнем правом – электрическая плита, в центре – компьютер.

Стихотворение «Емелина неделя».

Цель: Закрепление названий дней недели.

 Мы спросили у Емели:                                         В пятницу дразнил собаку,

- Назови нам дни недели,                                     Изорвал себе рубаху.

Стал Емеля вспоминать,                    

Стал Емеля называть:                                           А в субботу – вот потеха!

                                                                                На свинье верхом поехал.

- Дядька крикнул мне «Бездельник!» -

Это было в понедельник.                                    А в воскресенье отдыхал –

                                                                                 На мосту сидел, дремал.

На забор я влез, и дворник                                   Да с моста свалился в реку.

Гнал метлой меня во вторник.                            Не везёт же человеку!

В среду я ловил жука                                             Так у нашего Емели

И свалился с чердака.                                            Дни недели пролетели.

Воевал в четверг с котами

И застрял под воротами.

                                                               

Д/и «Нарисуй по точкам».

Цель:  Закрепление правильного понимания и употребления в речи предлогов  В, НА, ПОД, МЕЖДУ.

Описание: Дети должны по точкам нарисовать  цветков, раскрасить их. Далее дети дорисовывают: над вторым цветком идёт дождь, между 4 и 5 летает бабочка, на первый – сел жук, в первый залетела пчела.

Д/и  «Спереди-сзади».

Цель: Усвоение телесного пространства.

Описание: Условно поделить вместе с ребёнком его тело на переднюю и заднюю части. Детально разобрать с ним у  зеркала, какие части тела находятся у него спереди и сзади.

Д/и «Расставь игрушки по полкам».

Цель: Закрепление правильного понимания и употребления  в речи предлогов В, НА, ПОД.

Описание: У детей в тетрадях нарисован шкаф. Педагог просит заполнить его игрушками, используя предлоги В, НА, ПОД. Например: на верхней полке дети рисуют куклу, в шкафу – машину, пирамидку, а под шкафом – закатившейся туда мяч.

Д/и «Куда пойдёшь, то и найдёшь».

Цель: Закрепление понятиё «право» - «лево».

Описание: Педагог прячет игрушки под бумажные колпаки по 4 стороны от ребёнка и говорит: «Направо пойдёшь – мишку, налево пойдёшь – зайца найдёшь. Куда хочешь пойти, что хочешь найти?».

Д/и «Живая неделя».

Цель: Закрепить названия дней недели.

Описание:

Вариант 1. Семь детей сроятся у доски и пересчитываются по порядку. Первый ребенок делает шаг вперед и говорит: «Я понедельник. Какой день следующий?», «Я – вторник. Какой день следующий?» и т.д.

Вариант 2. (продолжение первого). Остальные дети  задают «дням неделям» вопросы: «А когда будет выходной?», «Какой день находиться между вторником и четвергом, после понедельника?», «Какие дни выходные?», «В какие дни дети ходят в детский сад?» и т. д.

Вариант 3. Семи детям надеваются шапочки с названием или числом дня недели. Задание: дни недели перепутались, им нужно выстроиться в правильном порядке.

Д/и «Эстафета».

Цель: Закрепление знания о временах года, совершенствовать умения строить простое предложение.

Описание: Педагог называет какое-либо время года и отдает палочку одному из детей. Получивший палочку должен назвать какой-либо признак этого времени года и передать эстафету другому. Тот указывает другой признак этого же времени года. Правильное название признака и оформление предложения оценивается фишкой. В конце игры подсчитывается количество фишек и объявляется победитель.

Д/и «Правая  и левая сторона».

Цель: Закрепление понятий «правая сторона», «левая сторона».

Описание: Педагог предлагает детям назвать все предметы, которые находятся с правой стороны, с левой стороны.

Д/и «Где птичка?»

Цель: Закрепление понимания и употребления в речи  предлогов В, НА, НАД, ПОД, ОКОЛО, ПЕРЕД, ЗА.

Описание: Перед детьми картины с изображением природы (зимний, весенний и осенний пейзажи) и плоскостные птицы.  Дети должны выбрать соответствующую пейзажу птицу и перемещать её по картине  согласно  заданиям педагога. Педагог дает задания: «Птица (грач, синица, снегирь и т. п.) села НА ветку. Птица слетела С кормушки. Птица сидит ОКОЛО дерева и т.д.»

Д/и «Где мне остаться?»

Цель: Закрепление знаний о прилёте, отлёте, зимовье птиц в соответствии с временем года.

Описание: Перед детьми картины с изображением природы (зимний, весенний и осенний пейзажи) и плоскостные птицы.  Дети должны выбрать птицу и поместить её на нужную картинку.

Д/и «Календарь».

Цель: Закрепление названий и последовательности времён года, месяцев, дней недели.

Описание: Составить таблицу-календарь из названий или изображений времён года и месяцев.

Логические задачи.

  1. Назови 3 дня недели без их названия  (завтра, вчера, сегодня).
  2. Петя пошёл на рыбалку утром, а Коля – вечером. Кто из ребят пошёл на рыбалку раньше.
  3. У трёх братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье?
  4. Может ли дождь идти два дня подряд? (Не может.  Ночь разделяет дни)
  5. Одного человека спросили, сколько у него детей.  Ответ был такой: У меня 6 сыновей, а у каждого есть родная сестра» (7).

Загадки.

  1. Снег на полях, лёд на реках, ветер гуляет. Когда это бывает? (Зимой)
  2. Нас 7 братьев, летами все равные, а именем разные? (Дни недели)
  3. В году у дедушки 4 имени. Кто это? (Времена года)
  4. 12 братьев друг за другом ходят, друг друга не находят (Месяцы)
  5. Кто в год 4 раза переодевается? (Земля)

Д/и «Кубики предлогов».

Цель: Закрепление понимания предлогов, составление предложений с предлогами.

Описание: Ребёнку предлагается «бросить» кубик, на гранях которого изображены символы предлогов. Затем составить предложение с «выпавшим» предлогом.

Д/и «Игры с мячом».

Цель: Освоение телесного пространства (левая и правая стороны).

Описание: (Начинать лучше с мяча большого диаметра, затем постепенно вводить в игру мячики меньшего размера): броски правой, левой рукой; постукивание мячом о пол правой, левой рукой; отбивание мяча правой, левой ногой, коленом, локтём, бедром и т.д. Поймать, отбить мяч правой (левой) рукой, затем ногой.

Д/и «Совмещение понятий».

Цель: Закрепление умения ориентироваться в собственном теле.

Описание: Педагог дотрагивается до любой части тела ребенка и просит его определить, где она находиться: ухо – вверху слева, колено – внизу справа, спереди и т.д.

Д/и «Раньше-позже».

Цель: Закрепление последовательности времени суток, понятий «раньше», «позже».

Описание: Используя полоску, обсудите с ребёнком, какое время суток раньше, какое позже. Рассмотрите картинки со схематичным изображением времён суток, режимных моментов. Попросите ребёнка определить, что где нарисовано, разложить картинки по порядку.

Д/и «Кто где живет?»

Цель: Закрепление названий жилищ птиц.

Описание: Перед детьми с одной стороны выставляются картинки с изображением домашних животных и птиц, а с другой стороны их  жилища. Дети должны поместить птиц и животных в своё жилище, составляя при этом предложение. Например: Корова живёт в коровнике. Курица живёт в курятнике. Жеребёнок живёт в конюшне.

 

Д/и «Кто лишний?»

Цель: Закрепление правильного понимания и употребления предлогов НА, ОКОЛО, У, С (СО), МЕЖДУ, ЗА.

Описание: Перед детьми выставляется картина и изображением птиц (куры, петухи, утки, гуси, голуби, воробьи) в курятнике. Предлагается посмотреть на картину,  и сказать, какие птицы не живут в курятнике? Рассказать, где находиться каждая птица и как расположены предметы в курятнике, используя предлоги НА, ОКОЛО, У, С (СО), МЕЖДУ, ЗА.

Д/и «Где жилище?»

Цель: Закрепление знаний о жилищах животных, их расположении.

Описание: Дети должны рассказать, где живут животные, употребляя в речи предлоги.

Например: «Белка живёт В дупле НА дереве. Заяц живёт ПОД кустом. Собака живет в конуре и т.д.»

Д/и «Верно-неверно».

Цель: Закрепление представлений о частях суток и деятельности человека в разное время суток.

Описание: Педагог читает детям стих. Дети должны хлопать в ладоши, если услышат что-то верное и не хлопать – если что-то неверное.

Утром солнышко встаёт.

Утром люди ужинают.

По утрам нужно делать зарядку.

Утром дети иду в детский сад.

Нельзя умываться по утрам.

Петушок-петушок, что т поздно встаешь, тихо песни поешь.

День наступает вслед за утром.

Днем в небе ярко светит луна. Днём люди обедают.

Днём взрослые работают, а школьники учатся.

Днём на улицах светя фонари.

Ночью люди обеда.

Утро начинается с зарядки.

Вечером солнце всходит.

Днем люди спешат с работы домой.

Утро наступает после ночи, перед ним.

Д/и «Царство зверей».

Цель: Формирование навыка ориентации во внешнем пространстве (средняя зона)

Описание: Вспомнить животных живущих в жарких и холодных странах. Имитировать их движения, соя на четвереньках, - средняя зона. Упражнение выполняется с опорой на картинки.

Д/и «Наоборот».

Цель: Подбор слов с противоположным значением.

Описание: Педагог предлагает детям сказать «слова наоборот».

Вчера - …, прошлое - …; утро - … ; медленно -…, лето- …. .

Д/и «Спортсмены».

Цель: Дифференциация понятий «право», «лево».

Детям предлагается поиграть с мячом. (Начинать лучше с мяча большого диаметра, зетам постепенно вводить в игру мячики меньшего размера): броски правой, левой рукой; постукивание мячом о пол правой, левой рукой; отбивание мяча правой, левой ногой, коленом, локтём, бедром и т.д. Поймать  и отбить мяч правой (левой) рукой, затем ногой.

Д/и «Утром, днём, вечером».

Цель: Практическое  употребление в речи наречий, обозначающих время. Дифференциация этих понятий.

Описание: Каждый ребёнок рассказывает, как он провёл выходной день: что он делал утром, днём и вечером. При  необходимости педагог помогает. (Утром я завтракал, играл с игрушками. Днём ходил гулять, а вечером смотрел мультфильмы. Утром я читала с мамой книжку. Днём ходила в гости к Кате, а вечером играла с куклами).

Д/и «Рисуем по клеточкам».

Цель: Развитие навыка ориентировки в пространстве, на листе бумаги.

Описание: На листе бумаги педагог предварительно рисует любой вид транспорта (по клеточкам). Затем  говорит детям направление маршрута (например: одна клеточка вперед, она – назад, три клетки вправо и т.д.). Если ребёнок соблюдает направление маршрута, ориентируется на плоскости, то в результате у него должен получиться задуманный рисунок.

Д/и «Исправь ошибку».

Цель: Закрепление знаний и представлений о временных отношениях.

Описание: Исправить замеченную ошибку в перечне дней недели, летних месяцев и других рядах, диктуемых педагогом с намеренной перестановкой или пропуском.

 

Д/и «Водитель».

Цель: Закрепление пространственных представлений.

Описание: Рассмотрите вместе с ребенком план улиц. Поставьте на дорогу нарисованную или игрушечную машинку, предложите проехать из одной части города в другую по вашей команде, затем самостоятельно, комментируя свои действия.

Кроссворд.

Цель: Закрепление знаний о месяцах и их последовательности.

Описание: Отгадайте кроссворд и вы узнаете, что написано в выделенных клетках.

       

1)

о

К

т

я

б

р

ь

2)

я

н

в

А

р

ь

3)

и

ю

Л

Ь

4)

а

п

р

Е

л

ь

5)

с

е

Н

т

я

б

р

ь

6)

Д

е

к

а

б

р

ь

7)

м

А

Й

8)

м

а

Р

т

9)

и

ю

н

Ь

1) Второй месяц осени.        2) Первый месяц года.       3) Второй месяц лета.    

4) Второй месяц осени.        5) Первый месяц осени.       6) Последний месяц года.     7) Последний месяц весны.   8) Первый месяц весны.       9) Первый месяц лета.

Д/и «Солдат».

Цель: Закрепление понятий «право» - «лево».

Описание: Ребёнок выполняет команды логопеда: один шаг налево, два вперёд, три направо, один назад и т.д. Затем ребёнок и логопед меняются ролями.

Пословицы.

Цель: Закрепление знаний о временах года.

Зима – не лето, в шубу одета.

Декабрём год кончается – зима начинается.

Январь – где начало, зиме – середина.

Февраль – месяц лютый, спрашивает, как обуты.

Весна – цветами красна.

Апрель теплый, май холодный – год хлебородный.

Март с водой, апрель с травой, а май с цветами.

Худо лето, когда солнца нету.

Весна дает цветы, а осень – плоды.

Д/и «Художники».

Цель: Закрепление ориентации на плоскости.

Описание: Дети рисуют весну. По инструкции педагога  они размещают в середине листа дом, в правом верхнем углу – облако, в левом нижнем – елку, в левом верхнем – солнышко, в правом нижнем углу – подснежник, между солнцем и облаком летят птицы.

Д/и  «Слушай внимательно».

Цель: Закрепление признаков времени года.

Описание: Педагог читаем сочинение Незнайки, и предлагает детям найти сделанные им ошибки в тексте:

   «Наступила весна. Затрещали сильные морозы. Прилетели грачи. Река покрылась льдом. Дети надели тёплые шубы. Побежали звонкие ручьи».

Д/и «Далеко или близко, высоко или низко».

Цель: Формирование умения ориентироваться в пространстве, изменяя положение тела в пространстве.

Описание:

Вариант 1. Стоя на одном месте, назвать предметы, которые расположены далеко (близко). Повторить это же упражнение, изменяя реально и мысленно положение тела в пространстве.

Вариант 2. Стоя на одном мессе, назвать предметы, которые расположены высоко (низко). Повторить это же упражнение, изменяя реально и мысленно положение тела в пространстве (подняться на стол, стул, подоконник и т.д.).

Д/и «Может быть или нет?».

Цель: Формирование и закрепление представлений о возрасте человека.

Описание: Педагог предлагает рассмотреть картинки, на которых изображены бабушки и дедушки, передвигающиеся  на самокате, в детской коляске,  прыгающие через скакалку и т.д. Задать вопросы:

- Что делают бабушки и дедушки?

- Соответствует ли их поведение возрасту?

- Должны ли пожилые люди играть в подвижные игры? Почему?

- Что можно сказать об их поведении?

Д/и «Части тела».

Цель: Закрепление пространственных представлений.

Описание: Педагог даёт задания детям:

- Определить правый и левый глаз, правую и левую руку, правое и левое ухо.

- Дотронуться правой рукой до левого уха.

- Прикоснуться левой рукой до правой коленки.

- Повернуться к двери левым плечом.

- Выставить вперед правую ногу. и т.д.

Викторина.

Цель: Закрепление понятий о днях недели, частях суток.  Уточнение понятий «вчера», «сегодня», «завтра».

Описание: Детям предлагается ответить на вопросы:

- Какой день недели наступает после четверга?

- Какой день предшествует вторнику?

- Назови одним словом ночь, утро, день, вечер (сутки).

- Как называется третий день недели?

- Назови смежные части суток (ночь-утро, утро-день, день-вечер, вечер-ночь).

- Какой день недели сегодня?

- Как называются сутки, которые прошли? (вчера)

- Какой день недели был вчера?

- Как называются сутки, в которых мы живём в настоящий момент? (сегодня)

- Какой день недели будет завтра?

- Как называются сутки, которые скоро наступят? (завтра)

Д/и «Составь рассказ».

Цель: Установление причинно-следственных связей.

Описание: Необходимо объяснить ребенку, что разрезные картинки -  это фрагменты одного и того же рассказа. Ему требуется внимательно рассмотреть каждый фрагмент, подумать какой из них является начальным, какие следует за ним по порядку. Разложить  фрагменты, начиная слева по порядку, составить цельный рассказ, связывая фрагменты друг с другом. Одновременно ведётся работа по уточнению (расширению) лексики, обучению правильному употреблению предлогов, при необходимости проводиться коррекция грамматической стороны речи. Выкладывать необходимо слева направо.

 

Д/и «Когда это бывает?».

Цель: Закрепление названия и последовательности частей суток.

Описание: Педагог показывает картинки, на которых изображены смежные части суток (утро-день, вечер-ночь):

- Что нарисовано на картинке?

-Когда это бывает?

-Что вы делаете утром?  А днем?

-Как вы узнали, что утро (вечер) кончилось, а наступил день (ночь)?

-Какое время суток вам больше нравиться? Почему?

Для усложнения заданий можно использовать набор картинок, содержание которых связано с деятельностью взрослых в разное время суток.

Д/и «Я положу…»

Цель:  Практическое употребление предлогов в речи.

Описание: Педагог даёт детям книгу и предлагает проделать с ней какое-либо действие (проговаривая его) употребляя при этом различные предлоги.

Логические задания на ориентировку в пространстве.

Цель: Освоение логико-грамматических конструкций.

Описание: Педагог задаёт детям задания. В начале работа проводиться с опорой на наглядный материал (игрушки, картинки, реальных людей), затем без опоры.

Д/и «Назови пропущенное слово».

Цель: Закрепление названий и последовательности частей суток.

Описание: Педагог говорит предложение, пропуская названия частей суток: Мы завтракаем утром, а обедаем…», «мы пойдём гулять…» и т.д.

Дети называют части суток, за каждый правильный ответ – награда, например, картинка с изображение названной части суток.

Д/и «Рисуем картинку».

Цель: Закрепление  умения ориентирования  на листе бумаги.

Описание: Педагог учить детей располагать предметы на листе бумаги (вверху, внизу, посередине, с одной стороны, с другой стороны, около)

Д/и «Четыре времени года».

Цель: Закрепление признаков времен года.

Описание: Дети должны разделить схематичные изображения деревьев, солнца, неба, земли в зависимости от цвета на четыре времени года и рассказать о них (весной -  оранжевое солнце, зелёные деревья, чёрная земля, голубые облака и т.д.).

Д/и «Левее–правее».

Цель: Закрепление навыка ориентации в пространстве.

Описание: Вариант игры «Горячо–холодно». Педагог прячет в группе какой-нибудь предмет, а ребёнок должен его найти. Наряду со словами «горячо–холодно» говорим «левее–правее», пока ребенок ищет спрятанный сюрприз.

Д/и «Запомни».

Цель:  Закрепление понятий «быстро – медленно (долго)», всегда – никогда», «рано – поздно».

Описание: Педагог проводит с детьми беседу, уточняя понятия.

Быстро-медленно.   Строить домик из кубиков долго, а разрушить его можно быстро.

Рано-поздно. Летом солнышко встаёт рано и заходи поздно.

Всегда-никогда.  «Летом листочки на деревьях всегда зелёные». «Я всегда чищу зубы перед сном». «Корова никогда не ест мяса». «Собаки никогда не летают».

Д/и «Муха».

Цель: Закрепление умения ориентироваться  на листе бумаги.

Описание: Педагог кладёт перед ребёнком квадрат, разделённый на 9-25 одинаковых частей. В центральную часть квадрата поместите рисунок мухи. По команде ребёнок должен передвигать мух по квадрату. После того как ребёнок полностью освоит упражнение, предложить ему передвигать муху мысленно.

Д/и «Лишнее слово».

Цель: Закрепление представлений о временных отношениях.

Описание: Педагог предлагает детям найти лишнее слово:

Вчера, завтра, пятница, сегодня.

Ночь, зима, утро, вечер.

Природа, осень, весна, лето.

Июнь, июль, август, лето.

Скоро, минута, секунда, час.

Д/и «Собери портфель».

Цель: Закрепление навыка практического употребления предлогов.

Описание: Педагог предлагает рассказать ребёнку, о том, что он возьмёт в школу и положит в портфель, употребляя предлоги.

Д/и «Исправь ошибку».

Цель: Закрепление признаков частей суток.

Описание: Педагог читает предложения. Дети должны исправить ошибки.

Ночью девочка идёт в школу. Уром девочка обедала. НА уроке девочка проснулась и снова улеглась в постель. Ночью девочка учила уроки. Вечером девочка завтракала.

Д/и «Лето».

Цель: Составление рассказа по картине с употреблением предлогов.

Описание:  Педагог выставляет картину «Лето» и предлагает детям составить рассказ с использованием предлогов.

Д/и «Какое оно, это время года?»

Цель: Закрепление признаков времён года.

Описание: Педагог выставляет 2 картинки с изображение зимы и лета. Дети должны назвать предметы этих времен года и составить сравнительный рассказ.

Список литературы.

  1. Костикова Д. А. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. – Новокузнецк: МАОУ ДПО ИПК, 2010. – 221 с.
  2. Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий. Первый год обучения. – М.: Ц Сфера, 2009. – 128 с.
  3. Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий. Второй  год обучения. – М.: Ц Сфера, 2009. – 176 с.
  4. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий 1 периода обучения в старшей логогруппе. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009. – 128 с.
  5. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий 2 периода обучения в старшей логогруппе. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009. – 128 с.
  6. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий 3 периода обучения в старшей логогруппе. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009. – 160 с.
  7. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты фронтальных занятий 1 периода обучения в старшей логогруппе. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009. – 128 с.
  8. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты фронтальных занятий 2 периода обучения в старшей логогруппе. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009. – 128 с.
  9. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты фронтальных занятий 3 периода обучения в старшей логогруппе. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009. – 160 с.
  10. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 1. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. – 48 с.
  11. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 2. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. – 32 с.
  12. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 3. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. – 32 с.
  13. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 4. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. – 32 с.
  14. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет с ОНР. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 72 с.

МДОУ  «Центр развития ребёнка – детский сад №179»

Перспективный план

формирования и развития

временно-пространственных представлений

у детей старшего дошкольного возраста

(старшая и подготовительная группа)

(Методическая разработка)

                                                                                                   

                                                         Автор-составитель:

Учитель-логопед:  Шаляпина Анастасия Викторовна

Новокузнецк 2010

Методическое обеспечение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план формирования и развития временно-пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная группа) Перспективное планирован

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию перспективный план фрмирования и развития временно-пространственных представлений. В плане представлены игры на развитие понятия о времени и проствранстве ...

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная группа) «Правила дорожные знать каждому положено»

Улица для ребёнка – это яркий мир, полный разнообразных, привлекательных для него явлений, ярких событий, участником которых может быть он сам. Но здесь как раз и подстерегает его опасность. По статис...

Рабочая программа «Развитие связной речи с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ у детей старшего дошкольного возраста». (старшая группа, возраст детей 5-7 лет).

Данная программа описывает содержание образовательной деятельности по развитию связной речи детей старшей группы в процессе совместной и самостоятельной деятельности с использованием игровых методов и...

Конспект спортивного досуга «Зима для сильных, ловких, смелых». Для детей старшего дошкольного возраста (старшие и подготовительные возрастные группы).

Конспект спортивного досуга для старших и подготовительных групп, приуроченный к неделе зимних игр и забав.Разработала : Лоскутова Алина Вадимовна , инструктор по физической культуре (плавние)...