Отчет по самообразованию "Поддержка инициативы детей среднего дошкольного возраста посредством технологии макетирования"
методическая разработка (средняя группа)

Василенко Елена Геннадьевна

Детская инициатива – это самостоятельное внутреннее побуждение ребенка к деятельности, к познанию окружающего мира. Поддержка детской инициативы – это создание условий для   оказания помощи ребёнку, используя разные способы и средства в принятии решения заниматься той или иной деятельностью.К 5 годам, освоив условное действие с предметами и ролевое поведение, ребенок переходит на следующую ступень игры - он может строить множество игровых "миров", воплощая их в предметной форме (в виде своеобразных макетов), придумывая и комбинируя различные сюжетные события, проявляя свою инициативу. Одной из современных технологий поддержки инициативы является макетирование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отчет по самообразованию

Воспитатель: Василенко Е.Г.

Тема: «Поддержка инициативы детей среднего дошкольного возраста посредством технологии макетирования»

 Развитие инициативности – одна из целей, поставленных образованием перед его образовательными институтами. База инициативности должна формироваться на самых ранних этапах развития личности – в дошкольном детстве – периоде приобщения ребенка к окружающему миру, его начальной социализации.

 В соответствии с ФГОС ДО в образовательной программе каждого дошкольного учреждения появился такой раздел как: «Поддержка детской инициативы». 

Особенностью  Программы  ДО является то, что новая организация образовательного процесса позволяет существенно сместить акцент в сторону развития  детской инициативы  и самостоятельности:  «инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов».

На этапе завершения ДОУ целевыми ориентирами, определенными ФГОС, предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности детей: «проявлять инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности; проявлять способность к волевым усилиям; самостоятельно придумывать объяснения природы, поступкам людей; проявлять способность к принятию собственных решений»

Детская инициатива – это самостоятельное внутреннее побуждение ребенка к деятельности, к познанию окружающего мира.

Поддержка детской инициативы – это создание условий для   оказания помощи ребёнку, используя разные способы и средства в принятии решения заниматься той или иной деятельностью.

Проведя диагностические исследования по выявлению уровня сформированности инициативности, самостоятельности, ответственности дошкольников в начале учебного года обозначились  следующие  проблемы развития инициативности дошкольников:

  • НЕ  умеет сам найти себе занятие и организовать свою деятельность;
  • НЕ может отстоять свое мнение;
  • НЕ применяет выработанные способы самостоятельного поведения в новых условиях;
  • НЕ проявляет творчество, выдумку;
  • Не участвует в осуществлении хорошего начинания, исходящего от других
  • Не активен в поддерживании коллективной деятельности;
  • Не проявляет решительное действие в непривычной обстановке;
  • НЕ доводит начатое дело до конца;
  • НЕ способен к самоанализу, самоконтролю, самооценке;
  • НЕ выполняет свои обязанности (дома, в группе);
  • Не способен предвидеть последствия своих действий.

В педагогике выявлены причины нарушения уровня  развития инициативности:

 

  • слабая мотивация и организация  игровых действий детей  в образовательной деятельности;

•обеспечение игрового времени и пространства;

  • организация педагогической поддержки самодеятельных детских игр;
  • соответствие возрасту воспитанников;
  • отсутствие новизны продукта детской деятельности;
  • создание условий для свобрдного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности.

Инициативность выступает как важнейший показатель развития детского интеллекта и рассматривается как непременное условие совершенствования всей познавательной деятельности ребёнка, особенно творческой. Л.С. Выготский  определил необходимые условия для поддержки детской инициативы:

1.Развивающая предметно-пространственная среда разнообразна по своему содержанию, учитывает индивидуальные особенности и интересы детей конкретной группы.

2.Стимулирование любознательности детей, побуждение их задавать вопросы взрослым, и поощрение стремления детей находить ответы самостоятельно.

3.  В группе преобладает демократический стиль общения воспитателей с детьми.

4. Воспитатели и родители развивают умения детей осуществлять выбор деятельности и отношений в соответствии со своими интересами. Родители в курсе всего, что происходит в жизни ребенка: чем он занимался, что нового узнал, чем ему нужно помочь в поиске нового и т.д.

5. Применение современных педагогических технологий

К 5 годам, освоив условное действие с предметами и ролевое поведение, ребенок переходит на следующую ступень игры - он может строить множество игровых "миров", воплощая их в предметной форме (в виде своеобразных макетов), придумывая и комбинируя различные сюжетные события, проявляя свою инициативу. Одной из современных технологий поддержки инициативы является макетирование.

Цель: создание условий для развития и поддержки инициативы  дошкольников среднего возраста посредством технологии макетирования.

Задачи:

1.Изучить методическую литературу, Интернет – ресурсы по вопросам поддержки и развития инициативы у детей дошкольного возраста.

2.Совершенствовать и углубить свои знания в данной области.

3. Определить основные методы, формы использования макетирования в  процессе развития инициативы и самостоятельности детей и разработать систему  их комплексного применения.

4. Обеспечить предметно-развивающую среду для свободного выбора ребенком разнообразия макетных основ; предметов-маркеров пространства и предметов тематически определенных, неопределенных и многозначных.

5. Обеспечить совместное с взрослым вариативное обыгрывание макета в стиле партнерского взаимодействия и для свободной детской активности.

6. Внедрить в педагогическую практику технологию макетирования, обеспечивающую повышение качества ВОП.

Предполагаемый результат:
 
Для воспитателя: получены   новые знания о поддержке и развития инициативы  детей среднего возраста с применением технологии макетирования.

Для дошкольников: положительная тенденция по  развитию инициативы и самостоятельности детей в динамике на начало и конец года.

 Для родителей:   родители вовлечены в воспитательно-образовательный процесс как партнеры.

Для  группы: создание предметно-развивающей среды для поддержки и развития инициативы детей.

Этапы работы

I. Информационно – подготовительный этап

  • Изучение методической литературы, Интернет- ресурсов.
  • Знакомство с работами других педагогов.
  • Ведение собственной картотеки литературы по теме.
  • Подбор дидактического материала, игрового оборудования.

II. Практический этап.

1. Работа с детьми

2. Методическая копилка

  • Составление перспективного плана по теме самообразования
  • Составление картотеки игр и упражнений по теме.
  • Разработка алгоритма игрового занятия с макетом.
  • Разработка конспектов занятий.
  • Разработка консультаций, рекомендаций для педагогов и родителей.

3. Развивающая среда

4.Работа с родителями

5. Участие в работе МО, конференций, семинаров.

III. Итоговый этап (отчет).

Макеты — это модели, представляющие собой уменьшенные объекты. Макетирование — это творческая конструктивная деятельность детей, создание специального игрового пространства. Использование макетов в предметно-пространственной среде отвечает принципу интеграции образовательных областей. Через любой игровой макет решаются цели и задачи из различных областей: «Речевого развития», «Познавательного развития», «Социально-коммуникативного развития », «Художественно-эстетического развития ».

Использование игровых макетов соответствует принципам создания предметно-развивающей среды группы в соответствии с ФГОС.

Макеты должны быть устойчивы и легко перемещаться с места на место; удобным в обращении, доступны дошкольникам для свободного выбора и игры; должны быть эстетически оформлены; служить длительное время и в любой момент быть доступен дошкольникам для игры.                                                       По Н. А. Коротковой, макеты  бывают:

Напольным (макет имеет более крупные конструкционные объемы);

Настольным (размер ограничивается размером стола или его части);

Подиумным (на специальных подставках-подиумах);

Настенным (макеты в виде объемных предметных картин с передним предметным планом, а задний — картина).

Макеты условно делятся на два типа: макеты-модели, представляют собой уменьшенные целостные объекты, направляющие воображение ребенка в основном на события, происходящие «внутри» этих объектов на небольшой плоскости с закрепленным на ней устойчивым сооружением-зданием («Теремок», «Сказочная избушка», «Русская изба» и т.д.)                                                                                                            Макеты-карты, это плоскости  с планом — схемой и объектами-маркерами пространства, отображающие определенную территорию, направляют ребенка на развертывание сюжетных событий, «снаружи», вокруг оформляющих эту территорию объектов («Насекомые», «Животные Африки» и др.)         Универсальный макет — это всего лишь знак, «наводящий» детей на возможную воображаемую ситуацию, объединяющий участников совместной игры, очерчивая границы игрового пространства, в рамках которого осуществляется «сборка» игровых замыслов в общем сюжетном движении. Универсальные макеты служат основой для организации сюжетной игры дошкольников с мелкими игрушками. Достоинство универсального макета в том, что он дает возможность вариативного использования игрушек и может быть дополнен разнообразным предметным материалом. В процессе игр с универсальными макетами развивается творческая инициатива детей, возникают разнообразные игровые замыслы. Они меняются, дополняются предметами, могут соединяться два или три макета. Однажды у нас в городе появились динозавры и мы поместили их в зоопарк.            Любой вид образовательной деятельности с детьми на всех ее этапах требует от педагога грамотной организации и руководства. Макетирование не является исключением. Я  выделила основные этапы работы по созданию и применению того или иного макета.                                                                         Этапы работы по созданию макета:

Первый этап – предварительная работа – включает в себя: обогащение личного опыта детей по определенной теме(проведение бесед, рассматривание картин и иллюстраций, прогулки и экскурсии, чтение художественной литературы и т.д.); подготовка и сбор материла для конструирования макета. Это могут быть самые разнообразные материалы – природный, бросовый материал, сделанный своими руками или приобретенный в магазине.

Основной этап – это изготовление основы макета и наполнение его предметным материалом. Работа на данном этапе включает элементы конструирования и художественно — изобразительного творчества. Персонажи, дополнительные элементы, антураж, которые являются неотъемлемой частью макета и позволяют превратить его в игровое пространство, изготавливаются в процессе совместной продуктивной деятельности воспитанников и воспитателей из бумаги, картона, пластилина, соленого теста, природного и бросового материалов. Можно отметить, что на этом этапе уже начинается процесс игры с макетом.

Работа по созданию макетов так же предполагает взаимодействие с родителями воспитанников, подбору материалов и изготовлению макетов в домашних условиях.

Важно, чтобы результаты совместного творчества не пылились на полках, а использовались как в самостоятельной детской игре, так и в процессе непосредственно образовательной деятельности. Поэтому на третьем этапе – в процессе развития и активации игры с макетом – созданное игровое пространство дополняется новым предметным материалом, используются предметы – заместители, педагоги совместно с детьми придумывают рассказы или сказки, которые в дальнейшем служат игровыми сюжетами. 

Рекомендации по созданию игровых макетов:

Основа макета может быть выполнена из картона, пластика, дерева, пенопласта. металла.

В игру входят предметы, выполняющие следующие сюжетообразующие функции:

  • предметы-фигурки персонажей : люди, животные, сказочные персонажи.
  • маркеры пространства (строения, деревья,  и др.);
  • предметы, связанные с событиями или действиями – транспорт, сказочные  (дополняется детьми по желанию бросовый материал).

Работу с макетами я начала со 2  младшей группы, когда у детей только начинают формироваться представления о живой природе. Знакомя детей с домашними животными, изготовила макет «Сельское подворье». Мы рассматривали готовую продукцию, дети манипулировали с ним.  На познавательных занятиях беседовали о животных, описывали их, отгадывали загадки, называли детенышей зверей, считали и т.д. Применение дидактических игр «Найди и назови», «Кто в домике живет», «Кто, где живет», «Где спряталось животное»  и др. повысило интерес к макету. Значимость макета оказалась большой.

Начиная со средней группы, стала привлекать детей к изготовлению макетов. Так, после ознакомления с  насекомыми мы  попытались сами воссоздать макет «Насекомые». Это был элементарный макет из подручных материалов.

Я заметила, что играя с макетом, ребёнок создаёт игровые ситуации с игрушками, предметами – заместителями, импровизирует, что способствует развитию режиссерской игры, позволяет ребенку принимать на себя одну или несколько ролей, моделировать социальные отношения, реальные или воображаемые ситуации, комбинировать разные события, создавать их новые сочетания, дает широкие возможности для реализации детских замыслов. Режиссерская игра требует от ребенка максимальной степени проявления его инициативы, фантазии, творчества.

Для того чтобы игра на макетной основе получила свое развитие в образовательном процессе ДУ, необходимо совершенствование методики ее реализации в содержании любого тематического комплекса. Структура режиссерской игры основана на развитии сюжетосложения у детей, распределением ролей между игрушками,  моделированием условных игровых действий и результатом успеха ребенка.

Таким образом, режиссерская игра стала важнейшим фактором в работе с макетом.

Работа по использованию макетов стала носить тематическую направленность. На познавательных занятиях знакомила детей с данной тематикой, затем на занятиях по ручному труду и конструированию дети создавали макеты своими руками и выносили в игровую деятельность. Макет словно оживает, наполняется и дополняется разнообразным предметным материалом в зависимости от игровых замыслов детей, их индивидуальных особенностей. В процессе таких игр развивается творческая инициатива детей, возникают разнообразные игровые замыслы. Дети придумывают сюжеты, соединяя реальные , сказочные, фантастические события. Так  в группе появились макеты: «Осенняя пора», «Морские обитатели», «Русская изба», «Животные Африки», «Животные леса», «Осторожно-лед на реке!», «Сказочная избушка», «Зоопарк», «Космос», «Планета динозавров», «Теремок», «Насекомые», «ПДД».

ДОУ были закуплены для группы деревянные конструкторы «Город», «Село», «Транспорт». В игру входят: предметы-фигурки (люди, животные);маркеры пространства (железная дорога, строения, деревья, дорожные знаки, светофор, жилые городские и сельские дома, бытовые объекты); предметы, обозначающие события (модели автомобилей, бензовоз, пожарная машина, скорая помощь и тд.).

Все предметы переставляются легко, меняется расположение маркеров.

Играя с макетами дети с удовольствием передвигались по  городским улицам и селу на разном транспорте, посещая почту, поликлинику, театр, парикмахерскую и т.д.

Изготовление макетов адвент-календарей позволило детям незатейливо скрасить ожидание последних предпраздничных новогодних дней и день защитника Отечества.

Для поддержки инициативы и самостоятельности изготовила  макет «Развивающая стена»  с экраном, конвертиками, магнитной доской. В зависимости от тематической недели на «стене»  менялись картинки , задания. Ребенок, проявляя собственную инициативу, работал с разными интересными заданиями.

В работе с родителями

  • Анкетирование «Что мы знаем о детской инициативе? Технология макетирования»
  • Консультации:  «Макетирование как способ поддержки инициативы детей», «Семейный праздник по новому.  Адвент- календарь»
  • Буклет «Макет развивает творческую личность ребенка»
  • Показ родителям  ролика «Макет в жизни нашей группы»
  • Презентация проекта «Поддержка инициативы детей среднего дошкольного возраста посредством технологии макетирования» на итоговом родительском собрании
  • Пополнение  ППРС (изготовление макетов, приобретение игрушек, муляжей фруктов и овощей и др.)

 Методическая копилка по данной теме:

  • Составление картотеки режиссерских игр макетами.
  •   Мастер-класс для педагогов «Создание макета адвент-календаря ко Дню защитника Отечества»
  •   Участие во всероссийской конференции СМИ «Время знаний» по теме «Поддержка инициативы детей среднего дошкольного возраста посредством технологии макетирования»
  • Рекомендации по созданию игровых макетов.
  • ПополнеиеППРС:
    -Создание макетов
    - Составление картотеки режиссерских игр макетами.
    - Пополнение папок сюжетных картинок: «Времена года», «Части суток», «Береги свое здоровье», «В мире спорта»
    - Изготовление д/и: «Собери макет» , «Найди овощи и фрукты», «Кто где живет», « Расположи правильно»,  «Справа – слева», «Правильно-неправильно», «Найди детеныша», «Поставь на место» и др.
    - Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр с макетом.

По результатам диагностического исследования видна положительная тенденция по  развитию инициативы и самостоятельности детей в динамике на начало и конец года.

Дети самостоятельно входят в игровые ситуации и инициируют их сами,  могут развивать игровой сюжет, применяя для этого знания, полученные из различных источников.

Дети стали мыслить и действовать креативно в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы.

Проявляют интерес к работе с  макетами.

Некоторые дети овладели умением самостоятельно собирать макет.

Конечно, на этом наша работа только начинается. И в планах у нас с родителями макетирование по следующим темам и совершенствование уже имеющихся макетов в соответствии с новыми требованиями

Таким образом, макет – это форма организации образовательного пространства, которая способствует развитию творческого познавательного мышления, поисковой деятельности и познавательной активности каждого ребенка, это настоящий кладезь для развития речетворчества как для самых маленьких, начиная с 3-4 лет, так и для детей более старшего возраста. Ребенок становится инициатором  в игре. Главное, чтобы работа с макетами стала увлекательной игрой, продолжение которой дети бы ждали с нетерпением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие детской инициативы и самостоятельности у детей среднего дошкольного возраста средствами технологии «ТВИГИС»

Vасштабные изменения, реализуемые в системе образования с учетом и соблюдением ФГОС, обуславливают необходимость отказа от стандартных и привычных практик в пользу инновационных технологий, которые по...

Отчет по самообразованию Тема «Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования» 2020-2021г.

Повышение своего уровня профессионального мастерства и компетентности по вопросу развития у детей дошкольного возраста художественного творчества и активизации творческого потенциала посредством испол...

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами технологии макетирования.

В методической разработке представлен опыт работы развития речи детей средствами технологии макетирования.Материал адресован воспитателям и специалистам дошкольных учреждений....

Отчет по работе по самообразованию "Сенсорное развитие детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр"

Сенсорное развитие (от лат. sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Человек р...