Отчет по самообразованию Тема «Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования» 2020-2021г.
материал (средняя группа)
Повышение своего уровня профессионального мастерства и компетентности по вопросу развития у детей дошкольного возраста художественного творчества и активизации творческого потенциала посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_po_samoobrazovaniyu_2020-2021g.docx | 26.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Лесовичок»
«Отчет по самообразованию»
Тема: «Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»
Педагога дополнительного образования
Игнатовой Татьяны Васильевны
гп. Пойковский
2020 -2021
Цель: Повышение своего уровня профессионального мастерства и компетентности по вопросу развития у детей дошкольного возраста художественного творчества и активизации творческого потенциала посредством использования нетрадиционных техник рисования и различного неизвестного для детей материала.
Задачи:
- Повысить свой уровень самообразования путём изучения новой нормативно-правовой, научной, организационно-методической литературы, Интернет- источников по вопросу использования рисования нетрадиционными методами как средства развития творческих способностей детей дошкольного возраста;
- Изучение опыта педагогов новаторов;
- Участие в конкурсах и фестивалях по использованию нетрадиционной техники рисования в ДОУ;
- Расширить свои знания о разнообразных методах нетрадиционного рисования и применять их на практике;
- Закреплять умение моделировать работу на основе изученных видов, приемов и способов;
- Повысить заинтересованность воспитанников к нетрадиционным методам рисования;
- Привлечь родителей воспитанников к активному взаимодействию и разработать модель взаимодействия с родителями;
- Активизировать взаимодействие в системе «педагог-ребёнок-родитель», используя нетрадиционные формы в работе с родителями для повышения компетентности в вопросах воспитания детей;
- Подготовить методический материал, картотеку «Нетрадиционные техники и методы рисования»; разработать перспективный план работы с детьми, план самообразовании.
- Обобщение опыта работы по теме самообразования.
Формы проведения занятий были различны. Проводились как теоретические - рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия,- так и практические: подготовка и проведение выставок детских и взрослых работ, вручение готовых работ родителям, малышам в качестве подарков.
Работа с детьми строилась как фронтальная (одновременная работа со всеми детьми, групповая (организация работы в группах) и индивидуальная (индивидуальное выполнение заданий, решение проблем).
Использовала нетрадиционные виды рисования:
- Рисование отпечатками ладошек, ватными палочками, тычком, вилкой;
- Отпечаток листьями растений, штампами;
- Рисование губкой.
В работе также прослеживалась интеграция образовательных областей.
Задачи по образовательным областям:
«Художественно – эстетическое развитие»
1. Формировать умения следовать устным инструкциям.
2. Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
«Познавательное развитие»
1. Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
2. Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
3. Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
4. Развивать пространственное воображение.
«Социально – коммуникативное развитие»
1. Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
2. Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
3. Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Работа по использованию детьми нетрадиционных видов рисования строилась на основе следующих методов и приемов:
• словесный (беседа, рассказ)
• наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу)
• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Большое внимание было уделено созданию развивающей среды. В группе был оформлен творческий уголок, где в свободном доступе для детей размещены краски, кисти, карандаши, фломастеры, мелки, различная бумага и трафареты для рисования, раскраски и альбомы с образцами жанров живописи. А также размещена литература с пошаговыми инструкциями рисования, с которыми дети могли ознакомиться самостоятельно.
Приготовила и разместила в уголке рисования следующие игры:
- «Соедини по линиям и раскрась», «Какое настроение?»
- «Составь композицию», «Составь фигуру»
- «Преврати пятно во что хочешь», «Угадай животное»
- Лото «Узнай элемент узора».
Моя работа проходила в тесном сотрудничестве с родителями. Для того, чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых, поэтому считаю немаловажным совместную работу с родителями. Считаю своей задачей оказывать содействие знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования, стимулировать совместное творчество с детьми. Важно вовремя раскрыть перед родителями творческие способности их детей и дать соответствующие рекомендации, которые помогут их развивать. Решения задач добивалась через:
-индивидуальные консультации по вопросам развития у детей графо моторных навыков;
-оформление папок-передвижек на темы «Роль рисования в развитии детей», «Зачем детям рисовать? Советы родителям».
-оформление консультаций «Приемы и методы нетрадиционного рисования», «Как правильно похвалить ребенка?», «Роль нетрадиционного рисования в развитии мелкой моторики и речи»;
-подготовку и проведение родительского собрания на тему «Роль нетрадиционных техник рисования в развитии ребенка»;
-подготовка и проведение мастер-класса для родителей «Развитие воображения у старших дошкольников»;
-подбор картотеки игр на развитие творческого воображения «Как привлечь детей к рисованию».
Мною были подготовлены следующие выставки детских рисунков для родителей:
«Волшебные узоры», «Коллаж, нетрадиционные техники!»
Совместная работа сплотила наш «маленький коллектив», состоящий из детей, родителей и педагога. Большинство детей избавились от напряжения и страха ошибиться при рисовании, раскрепостились и, как следствие, научились создавать свои собственные неповторимые, оригинальные образы и композиции различными изобразительно-выразительными средствами, свободно выражая свой творческий замысел, а это, несомненно, положительно влияет на развитие мышления, пространственного воображения, творческого воображения и мелкой моторики. Кроме того, у детей улучшилось световосприятие, они научились проявлять фантазию в художественном творчестве, их художественный опыт обогатился и расширился. Уровень воображения и самооценки большинства детей повысился, у них появилось стремление развиваться дальше и достигать еще больших успехов в области рисования.
Список литературы:
- Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду –СПб: "КАРО” 2007.
- Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М., Слепцова В.Ю., Смагина Т.В. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М: ТЦ Сфера, 2004.
- Никитина А.В. Казакова Р.Г., Нетрадиционные техники рисования в детском саду: планирование, конспекты занятий: пособие для воспитателей и заинтересованных родителей.– СПБ.: КАРО, 2008.– 90 с.
- Нетрадиционные художественные техники в творчестве дошкольников: Учеб-метод. пособие под ред. Коротких О.В. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2008. – 320 с
- Пищикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – М: ООО "Скрипторий 2003” 2006.
- Тюфанова И.В. » Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников», Санкт-Петербург, изд-во «Детство- Пресс», 2004 г.
- Нетрадиционные художественные техники в творчестве дошкольников: Учеб-метод. пособие под ред. Коротких О.В. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2008. – 320 с.
- Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки», Ярославль , изд-во «Академия развития-Академия холдинг».
- Р.Г. Казакова «Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий»
- О.В. Шклярова -Рисуйте в нетрадиционной форме // Дошкольное воспитание. – 1995. - №11
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию педагога Тема: «Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»
Цель: Повышение своего теоретического уровня профессионального мастерства и компетентности по вопросу развития у детей дошкольного возраста художественного творчества и активизации творческого потенци...
Самообразование на тему:"Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования"
План по самообразованию...
План по самообразованию педагога Тема: «Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»
Самообразование...
План по самообразованию Тема «Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования» 2020-2021г.
Использование нетрадиционных техник рисования демонстрирующие необычное сочетание материалов и инструментов, несомненным достоинством которых является универсальность использования....
План по самообразованию педагога Тема: «Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»
План по самообразованию педагогаТема: «Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»Цель: Повышение своего теоретическог...