Развитие детской инициативы и самостоятельности у детей среднего дошкольного возраста средствами технологии «ТВИГИС»
проект по окружающему миру (средняя группа)
Vасштабные изменения, реализуемые в системе образования с учетом и соблюдением ФГОС, обуславливают необходимость отказа от стандартных и привычных практик в пользу инновационных технологий, которые помогут педагогам раскрыть потенциал и индивидуальность каждого ребенка. Основываясь на характеристиках среднего дошкольного возраста и требованиях ФГОС для меня актуальным стал поиск новых интересных форм организации детской деятельности. Большую заинтересованность вызвала технология ТВИГИС, которая была создана для детей дошкольного возраста с целью развития любознательности, активности, инициативности.
ТВИГИС (ТВорчество, ИГра и ИСследовательская деятельность) – три кита разработанной педагогической технологии, которые способствуют развитию у детей инициативы и самостоятельности, естественным образом стимулируют их проявление и рост. Алгоритм данной технологии, организацию и проведение различных видов детской деятельности, результаты проведенной работы представлены на примере реализации тематического планирования - темы недели «Аквариум и его обитатели».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие детской инициативы и самостоятельности у детей
среднего дошкольного возраста средствами технологии «ТВИГИС»
Ребенок дошкольного возраста является субъектом образовательной деятельности и его самыми главными характеристиками, в соответствии с ФГОС ДО, как субъекта становятся самостоятельность, активность, инициативность, проявление творчества в познании, игре, исследовании окружающего мира, посильном труде.
Опыт профессиональной деятельности показывает, что дети среднего дошкольного возраста отличаются повышенной познавательной активностью, с развитым воображением, пробуют строить первые умозаключения, интересуются окружающим миром, у них появляется осознанность собственных действий, способны долго и увлеченно заниматься тем, что нравится.
Кроме того, масштабные изменения, реализуемые в системе образования с учетом и соблюдением ФГОС, обуславливают необходимость отказа от стандартных и привычных практик, в пользу инновационных технологий, которые помогут педагогам раскрыть потенциал и индивидуальность каждого ребенка.
Основываясь на характеристиках данного возраста и требованиях ФГОС для меня актуальным стал поиск новых интересных форм организации детской деятельности. Большую заинтересованность вызвала технология ТВИГИС, которая была создана для детей дошкольного возраста с целью развития любознательности, активности, инициативности.
Необходимо отметить, что при внедрении и использовании данной технологии передо мной, как педагогом, ставились такие задачи:
- выявление и развитие индивидуальных способностей воспитанников;
- формирование способности к творческому самовыражению;
- стимулирование активности воспитанников к различным видам деятельности (творческой, игровой, познавательной).
Причем, важным акцентом при внедрении данной технологии являлось то, что педагог не выполняет роль наставника, а сливается с детьми в единое целое в рамках реализации какой-либо задачи. Тем самым ребенку предоставляется больше свободы, что побуждало к большей творческой активности и меня, как педагога, и воспитанников.
ТВИГИС (ТВорчество, ИГра и ИСследовательская деятельность) – три кита разработанной педагогической технологии, которые способствуют развитию у детей инициативы и самостоятельности, естественным образом стимулируют их проявление и рост.
Алгоритм данной технологии, организацию и проведение различных видов детской деятельности, результаты проведенной работы хочется представить вашему вниманию на примере реализации тематического планирования - темы недели «Аквариум и его обитатели».
Цель: формирование у детей представлений об аквариумных рыбках и других обитателях аквариума.
Задачи:
Образовательные:
- совершенствовать умение детей находить отличительные признаки разных видов аквариумных рыб;
- познакомить с правилами ухода за аквариумом и его обитателями.
Развивающие:
- развивать умение логически и последовательно размышлять над проблемными ситуациями;
- развивать интерес к познанию окружающего мира;
- развивать познавательные процессы (память, воображение, логическое мышление, наблюдательность, любознательность, творческие способности);
- развивать речь, активизируя и обогащая словарный запас детей.
Воспитательные:
- воспитывать чувство любви к природе, бережного отношения к ней;
- прививать чувство прекрасного при рассматривании красивых аквариумных пейзажей;
- формировать навык выбора партнера и продуктивного взаимодействия с ним;
- способствовать становлению инициативности, целенаправленности и самостоятельности в собственных действиях.
Практическая ценность проекта заключается в том, что дети получат новые представления о разнообразии аквариумных рыб и других его обитателей, о характерных особенностях строения, внешнем виде, о питании и уходе; наладится продуктивное взаимодействие педагога, родителей и детей в процессе совместной деятельности, будут созданы условия для становления детской инициативности, целенаправленности и самостоятельности в собственных действиях.
Предполагаемый результат:
Для детей:
- развитие познавательной деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с педагогами и родителями;
- расширение кругозора детей и закрепление их представлений о рыбах;
- развитие связной речи, обогащение активного словаря детей образными выражениями, стихами;
- развитие детского творчества в разных направлениях (рисунки, аппликация, моделирование из бумаги и природных материалов, лепка).
Для педагога:
- повышение уровня представлений детей по теме «Аквариумные рыбки».
- пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы.
Для родителей:
- установление эмоционального контакта с детьми;
-продуктивное взаимодействие родителей с детьми в процессе совместной деятельности.
Методика работы применения этой технологии очень проста и очень продуктивна. Технология «ТВИГИС» состоит из модели шести вопросов, которые носят конструктивно-поисковый характер, позволяющий ребенку самостоятельно планировать свои действия для достижения цели, определенной первыми тремя вопросами. Для воспитанников главными помощниками являются картинки- смайлики, причем, каждая картинка-смайлик символизирует определенный вопрос. Смайлики помогают воспитанникам запомнить вопросы и алгоритм действий.
Пример проблемной ситуации с применением технологии «ТВИГИС» для развития детского творчества, инициативы и самостоятельности «Загадочный мир аквариума»
На первом этапе педагог работает совместно с воспитанниками: создает проблемную ситуацию, в ходе беседы помогает поставить цель и сформировать картину происходящего действия. Для реализации этих целей детям была предложена сказка, которая вызывала у них интерес и неподдельное желание помочь маленькой рыбке.
Сказка «Новые друзья для Гуппи»
В аквариуме жила-была маленькая рыбка Гуппи. Больше всего на свете малышка-рыбка любила плавать. Её привезли из зоомагазина. Пузырьки воздуха, прорывавшиеся в воду словно из-под земли, радовали маленькую рыбку, которой ещё долгое время предстояло быть верной подружкой для девочки Ларисы. Она помнила, как еще совсем недавно она вместе со своими братьями и сестрами, а также другими рыбками, стайкой резвилась в большом аквариуме. Играя с другими рыбками в догонялки, она старалась быстро махать плавничками, преодолевая толщу воды. Любила прятаться в водорослях, хватать корм с поверхности воды или подбирать его среди камешков. В новом жилище Гуппи очень нравилось, но сейчас она в большом аквариуме оказалась совсем одна. И от этого ей часто становилось очень грустно. Когда наступала ночь, она пряталась в водорослях и мечтала о том, что совсем скоро наступит время, когда она встретит новых друзей. Ребята! Как вы думаете, мы можем помочь маленькой рыбке обрести новых друзей?
Модель 6 вопросов:
- Что мы знаем об аквариумных рыбках? Ответы детей: они плавают, булькают; они милые, никого не кусают; рыбки разных цветов; они едят корм и рот открывают; рыбки хвостиком виляют.
- Что мы хотим узнать об аквариумных рыбках? Ответы детей: я хочу узнать, как они плавают; мне интересно, как их кормят; почему они прыгают.
- Что нам сделать, чтобы узнать информацию об аквариумных рыбках? Ответы детей: можно изучить рыбок; еще надо их исследовать; думаю, следует посмотреть картинки.
- Чему мы хотим научиться? Ответы детей: хочу знать названия рыбок; я хочу научиться ухаживать за рыбками; а у меня дома есть аквариум, но там нет рыбок, я хочу научиться ухаживать за ними, чтобы можно было поселить живых рыбок.
- С кем вы хотите узнать больше о рыбках аквариума? Ответы детей: я хочу с воспитателем; я бы хотела с родителями; а я хочу со своим братом, мамой и папой.
- Как у нас это получилось сделать? Ответы детей: очень здорово; обязательно расскажем друзьям, родителям, как помогли найти новых друзей для Гуппи.
Процесс реализации проекта состоял из нескольких этапов, которые нами условно были разделены на подготовительный, деятельностный, завершающий. Основное содержание данных этапов представлено в таблице:
1 этап - подготовительный | ||
1. Мотивация - возникает проблемно-игровая ситуация, которую предлагают сказочные персонажи (надо кому-то помочь, я хочу помочь). | 1. Что мы знаем об аквариумных рыбках? | Дети: осознают и личностно воспринимают проблему, эмоционально реагируют на проблемные вопросы. Педагог: активизирует познавательный интерес к рыбам; создает проблемную ситуацию и описывает ее; формулирует проблемные вопросы. |
2. Стимуляция к выдвижению идей - проблему необходимо решить, поиск решения (как помочь, что для этого сделать). | 2. Что я хочу узнать об аквариумных рыбках? | Дети: выдвигают идеи, решения, мнения, предложения по проблеме; предлагают варианты решения проблемы. Педагог: поощряет навыки поисковой деятельности воспитанников; обогащает речь детей; формирует бережное отношение к природе. |
3. Развитие инициативы – выбор, с помощью чего я буду решать проблему, проявление инициативы, самостоятельности и творческого подхода. | 3. Что сделать, чтобы узнать информацию об аквариумных рыбках? | Дети: принимают задачи проекта; прогнозируют результаты проекта. Педагог: делает объявление для родителей с целью привлечения их к участию в проекте; создает проблему для родителей с целью осуществления проекта. Родители: принимают проблему; беседуют с детьми о рыбках и помогают им в решении проблемной ситуации. |
4. Достижение в деятельности - развитие игрового действия, после положительного решения проблемы дети объединяются в один игровой сюжет. | 4. Чему вы хотите научиться? | Дети: планируют деятельность при помощи педагога и определяют средства реализации проекта. Педагог: определяет задачи, собирает литературу (стихи, загадки, поговорки, сказки, рассказы); планирует предстоящую деятельность. Родители: собирают литературу, подбирают видеоролики по теме. |
2 этап – деятельностный | ||
5. Выбор партнера по деятельности -осуществляется по желанию ребенка; возможна индивидуальная деятельность, без партнера. | 5. С кем вы хотите это сделать? | Дети: систематизируют предложенную информацию, придумывают небольшие рассказы (словотворчество); выполняют проект (игры, продуктивную деятельность) при дифференцированной помощи взрослых; готовятся к итоговой выставке творческих работ. Педагог: организует совместную деятельность с детьми в соответствии с содержательным планом деятельности по реализации проекта; проводит пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы; помогает в изготовлении атрибутов и игровых пособий детям и родителям; оказывает дифференцированную помощь детям при проведении проектной деятельности; собирает творческие работы детей. Родители: оформляют совместно с детьми книжки-малышки по теме; беседуют с детьми об аквариумных рыбках и помогают детям в решении проблемной ситуации. |
3 этап - завершающий | ||
6. Рефлексия, демонстрация достижения -получилось ли то, что я делал и для чего. | 6. Как у меня это получилось? | Дети: участвуют в обсуждении результатов проектной деятельности; помогают в организации итоговой выставки творческих работ. Педагог: обсуждает результаты проектной деятельности, выясняет причины успехов и неудач; определяет перспективы в данном направлении; совместно с детьми определяет перспективы развития проекта; организует итоговую выставку творческих работ, презентацию проекта. Родители: помогают в организации итоговой выставки творческих работ, делают фотоколлаж или видеоролик по теме (по желанию). |
Проведение работы по технологии развития инициативы и самостоятельности «ТВИГИС» у детей средней группы включало организацию и проведение различных мероприятий в соответствии с содержательным планом деятельности по реализации проекта, представленным в таблице:
Содержательный план деятельности по реализации проекта
Познание | Чтение художественной литературы | Коммуникация |
Ведущая деятельность – познавательно-исследовательская 1. Беседы: «Кто живет в воде?», «Что мы знаем о рыбах», «Что такое аквариум», «Чем питаются рыбки», «Разнообразие аквариумных рыб», «Чем дышат в воде рыбки». 2. Виртуальная экскурсия с использованием моноблока – видеоролик «Аквариумный мир». 3. Цикл виртуальных наблюдений «Как плавают рыбы», «Как питаются рыбы». 4. Компьютерная презентация «Аквариум и его обитатели». 5. Рассматривание иллюстраций «Загадочный мир аквариума». | Ведущая деятельность – чтение 1. Стихи, загадки про рыбок. 2. Пословицы «Без труда не выловишь рыбку из пруда», «Нем как рыба». 3. Чтение книги «Озеро сказок» Ю. Раенко («Два телескопика», «Гуппяшки», «Меченосики»). 4. Чтение рассказа А. Фомина «Про мальчика Алешу и его аквариум». | Ведущая деятельность – коммуникативная 1. Игровые упражнения «Опиши рыбку», «Отгадай загадку». 2. Рассматривание альбома «Аквариум и его обитатели». 3. Игры «Чудесный мешочек», «Интересные загадки». 4. Дидактическое упражнение «Назови, какая рыбка», «Один – много», «Чья, чьё, чьи», «Доскажи словечко», «Есть – нет». 5. Этюд «Рыбки плавают в воде». |
Развитие речи | Социализация | Труд |
Ведущая деятельность – связная речь 1. Ситуативный разговор «Если бы не было рыб, то…». 2. Речевые игры «Опиши рыбку», «Отгадай загадку», «Какой, какая, какие?», «О ком расскажу», «Посчитай рыбок», «Большой – маленький». 3. Беседы по иллюстрациям про рыб. | Ведущая деятельность – игровая 1. Сюжетно-ролевая игра «Зоомагазин» (сюжет – покупаем рыбок, заводим аквариум). 2. Игра с правилами «Поймай рыбку по двум признакам», «Найди рыбку по правилу», «Найди лишнюю рыбку». 3. Дидактические игры «Чей силуэт», «Кто где живет», «Чья тень?», «Собери рыбу», «Расколдуй картинку», «Волшебный аквариум». 4. Настольно-печатные игры «Парные картинки», «Узнай, что изменилось», «Найди такую же», «Домино с рыбами», «Мемори аквариум», «Какой рыбки не хватает». | Ведущая деятельность – трудовая 1. Беседа и практические приемы «Чем можно помочь рыбкам», «Как ухаживать за аквариумом». |
Безопасность | Здоровье | Физическая культура |
Интеграция разных видов деятельности 1. Логические рассуждения: «Что будет, если не будет рыб в реках и морях». 2. Ситуативная беседа «Рыбка зовет на помощь». | Интеграция разных видов деятельности 1. Дыхательная гимнастика «Листок на воде». 2. Пальчиковая гимнастика «Рыбки», «Рыбки под водой резвятся». | Ведущая деятельность – двигательная 1. Подвижные игры «Самый внимательный», «Собери рыбок», «Аквариум и его обитатели». 2. Игра – эстафета «Кто быстрее», «»Поймай рыбку». 3. Упражнение «Пять маленьких рыбок». |
Музыка | Художественное творчество | Продукты проекта |
Ведущая деятельность – музыкально-художественная 1. Ритмические движения «На дне аквариума» (муз. Л. Бражниковой). 2. Песня «Рыбки в аквариуме». 3. Восприятие музыки К. Сен - Санс «Аквариум». | Ведущая деятельность – продуктивная 1. Рисование «Рыбки плавают в аквариуме». 2. Лепка «Разноцветные рыбки». 3. Конструирование «Домик для рыбок». 4. Аппликация «Рыбки в аквариуме». 4. Самостоятельная художественная деятельность: раскрашивание раскрасок, вырезание рыбок по силуэту. 5. Рассматривание иллюстраций. | Для детей: рисунки, поделки, выставка творческих работ. Для педагога: изготовление дидактических игр по теме. Для родителей: совместное изготовление детьми книжек-малышек. |
Основными результатами проведенной работы по реализации технологии развития инициативы и самостоятельности «ТВИГИС» у детей дошкольного возраста можно отметить следующие:
- у детей сформировались представления о разнообразии аквариумных рыб и других его обитателей, о характерных особенностях строения, внешнем виде, о питании и уходе;
- у воспитанников средней группы активизировался и обогатился словарный запас по теме;
- отмечался рост любознательности и познавательной мотивации, активной деятельностной позиции;
- вырос интерес дошкольников к познанию окружающего мира;
- активизировались навыки позитивного взаимодействии с партнерами по деятельности, повысилась уверенности в себе, самооценка, инициативность в разных видах деятельности;
- пополнилась развивающая среда группы;
- родители воспитанников были вовлечены к участию в проектной деятельности:
- отмечалось активное сотрудничество всех субъектов образовательного процесса при взаимодействии по теме недели – педагога, детей и родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие инициативы и самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста через системное введение театрально-игровых технологий
Опыт по созданию системы театрализованной деятельности с включением интерактивных приёмов....
«Развитие инициативы и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО через волонтёрское движение в детском саду».
Цель волонтерского движения «Кто, если не я»:- воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничн...
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Развитие детской инициативы и самостоятельной активности детей дошкольного возраста»
laquo;Свобода и самостоятельность, индивидуальность и инициативность – это не вседозволенность и анархия, а раскованность, открытость, не обыденность, неразрывно связаны с кул...
Презентация Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Развитие детской инициативы и самостоятельной активности детей дошкольного возраста»
Семинар-практикум для педагогов ДОУ«Развитие детской инициативы и самостоятельной активности детейдошкольного возраста»...
Статья "Развитие детской инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста с ЗПР"
В статье представлен опыт работы по развитию детской инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития на основе Федеральной образовательной программы ...
Дидактические игры на развитие детской инициативы и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Что такое детская инициатива? Инициативный ребенок стремится к организации различных продуктивных видов самостоятельной деятельности, игр, такой ребенок умеет найти занятие по жела...
Блочно-модульное планирование по развитию инициативы и самостоятельности, активности детей старшего дошкольного возраста в ходе использования технологии познавательно-исследовательской деятельности.
Блочно-модульное планирование в познавательно-исследовательской деятельности....