Конспект занятия в подготовительной логопедической группе «Как появилась книга»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Познакомить детей с историей возникновения письменности, бумаги, книги
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_kak_poyavilas_kniga.docx | 18.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
в подготовительной логопедической группе
«Как появилась книга»
Цель: Познакомить детей с историей возникновения письменности, бумаги, книги.
Материал и оборудование. Муляжи плоских камней с надписями – пиктограммами; сырая глина ( в коробках) с выдавленными на ее поверхности знаками клинообразной формы; материалы, имитирующие папирус в свитке и кусок пергамента; береста, бумага.
Оформление группы. Дверь, ведущая в группу, оформлена в виде старинных ворот. В комнате три стола: на одном расположены «камни» с пиктограммами, на другом – коробки с глиной и палочки для письма, на третьем – книги и бумага ( писчая ватман, калька и т.д.), накрытые тканью. На доске – иллюстрация с изображением египетского писца со свитком пергамента в руках.
Ход занятия:
Воспитатель: Сегодня вы узнаете, как люди научились писать, как выглядели первые книги. Для этого мы совершим путешествие по стране Читалии. Чтобы открыть ворота в эту страну, нужно отгадать несколько загадок.
Кто говорит молча? /Книга/
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. /Книга/
После того как дети отгадают все загадки, воспитатель открывает дверь.
Воспитатель. Вот мы и попали в Читалию. Но я не вижу книг – жителей этой страны. ( Подводит детей к первому столу). Вместо них лежат необычные камни. Что на них изображено? (Дети рассматривают «камни», обмениваются мнениями.) Правильно, какие-то знаки. С помощью таких знаков-рисунков на камне писали древние люди. Археологи находят пещеры, стены которых покрыты подобными надписями-рисунками. Ученые расшифровали их: они рассказывают об условиях жизни, охоты первобытных людей.
(Педагог подводит детей ко второму столу, вынимает из коробки плоский кусок глины с выдавленными на не знаками.) Из какого материала сделан этот плоский кирпичик? (Ответы детей) Правильно, из глины. Посмотрите, он покрыт Знаками, похожими на клинья. Этот вид письма получил название клинопись. Значки выдавливали острой палочкой на сырой глине, а затем для лучшей сохранности кирпичики-таблички обжигали или высушивали на солнце. Однажды во время археологических раскопок ученые обнаружили целую библиотеку глиняных «книг». Каждая состояла из отдельных «листов»-табличек одинакового размера. На каждой табличке было указано название книги, номер «листа» и стояла печать древней библиотеки. Вот какими были первые книги!
А теперь попробуйте написать или нарисовать на глиняном кирпичике знаки, с помощью которых вы хотели бы передать какое-нибудь сообщение.
(Дети берут коробочки с глиной, острые палочки и выполняют задание. Затем объясняют, что они изобразили).
Древние люди писали не только на камне. Они использовали и другие природные материалы, например пальмовые листья, бамбуковые дощечки.
А в древнем Новгороде входу была береста – березовая кора.(Воспитатель раздает детям кусочки бересты и продолжает объяснение). На такой берестовой коре в древней Руси писали письма, которые называли берестяными грамотами.
Отправимся дальше в путешествие по стране Читалии.(Приглашает детей подойти к иллюстрации с изображением египетского писца). По берегам египетской реки Нил в изобилии растет тростник. В древности стебли этого растения особым образом обрабатывали разрезали на тонкие полоски и склеивали. Получался хороший материал для письма – папирус. Писали на нем краской с помощью тонкой палочки. Длинные листы папируса сворачивали в трубку – свиток.( Педагог передает детям свиток «папирус» с написанными на нем иероглифами, предлагает рассмотреть его).
Вспомните, как называется письмо на глиняных дощечках? (Ответы детей) А что было изображено на камнях?(Ответы детей) На папирусе, который вы держите в руках, написаны иероглифы. Этим видом письма пользовались в Египте. В наше время иероглифы используют для письма в Китае и Японии.
Древние виды письма – иероглифы, клинопись – были очень сложными, обучение им занимало много времени. Вот и придумали древние финикийцы – отличные мореплаватели и купцы – буквенное письмо. На его основе были созданы многие алфавиты, в том числе и русский.
Давайте немного отдохнем на полянке Читалии.(Дети садятся на стулья, поставленные полукругом). Пока мы будем отдыхать, я расскажу вам о древнем государстве Пергам, которое прославилось 2000 лет назад. В этом государстве люди сначала писали на папирусе, который привозили из Египта. Но листы папируса высыхали, крошились, портились. Тогда жители Пергама
Решили использовать обработанную кожу овец и коз. Такой материал стали называть пергаментом – по названию самого государства. На нем можно было писать с обеих сторон, листы хорошо сгибались – в отличие от папируса пергамент не ломался. (Дети рассматривают «пергамент» с иероглифами. Воспитатель предлагает подойти к третьему столу и заглянуть под кусок ткани, наброшенной на книги и бумагу.)
А вот и наши любимые жители страны – Читалии – книги! Какой материал используется в наше время для создания книг? (Ответы детей) Правильно, бумага. Много лет назад ее изобрели в Китае. Для получения бумаги сначала долго варили растения , добавляли к ним глину, клей, и все это раскатывали тонким слоем на особой сетке. Бумага получалась тонкая, гибкая и ее требовалось все больше и больше. И тогда люди научились делать ее из древесины. Посмотрите, какая разная бумага производится на фабриках. (Дети рассматривают листы, разложенные на столе, и описывают цвет, толщину, прозрачность, формат разных видов бумаги). На бумаге печатают стихи, сказки, рассказы, иллюстрации.
Я надеюсь, вам понравилось путешествие по стране Читалии. Вы были прекрасными попутчиками: с интересом слушали рассказ о том, как появилась книга, дружно отвечали на вопросы. Давайте скажем друг другу : «Спасибо!»
Длительность занятия :30 минут
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект-занятия в подготовительной логопедической группе "Весенние цветы"
Конспект-занятия в подготовительной логопедической группеТема: «Весенние цветы» Программные задачи:Уточнить и расширить представления о весенних цветах. Расширить словарь детей через речевые игры...
конспект занятия в подготовительной логопедической группе по знакомству с искусством. Картина В. М. Васнецова "Богатыри"
Рассматривание картины В. М. Васнецова "Богатыри"....
"Поможем ежонку" конспект занятия в подготовительной логопедической группе
Конспект открытого мероприятия:непосредственная образовательная,коррекционная деятельность (фронтальное занятие в подготовительной группе) "Поможем ежонку" (интеграция образовательных областей "...
Конспект занятия в подготовительной логопедической группе "Волшебная кухня"
Программное содержание:Закрепление представлений о правилах поведения, нравтсвенных нормах, лежащих в основе культурно-гигиенических навыков.Развивать зрительное, слуховое воспириятие, память, произво...
Конспект занятия в подготовительной логопедической группе ДОУ по теме "Семья"
Фронтальное логопедическое занятие в подготовительной группе ДОУ направлено на актуализацию словаря и грамматических категорий по теме "Семья" у старших дошкольников, формирование...
Конспект занятия в подготовительной логопедической группе "Речевые олимпийские игры"
Авторская работа...
Конспект занятия в подготовительной логопедической группе. Логопедическое занятие по теме «Кошкин дом»
Уважаемые родители, мы пригласили вас принять активное участие в коррекционной работе с вашими детьми на занятие на тему «Кошкин дом». Используемые игры и упражнения помогают развивать у ваших д...