Дополнительная общеразвивающая программа
рабочая программа
Образовательная программа «Солнышко» - это дополнительная образовательная программа музыкально-эстетической направленности. Она способствует музыкальному развитию дошкольников, решению проблем их социальной адаптации, предоставляет детям новые возможности взаимодействия в пространстве детского сада как одной из моделей социума, где они учатся жить в мире ценностей, познают окружающую действительность и развиваются.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnaya_obshcherazvivayushchaya_programma.docx | 45.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеразвивающая программа
«Солнышко»
Подготовила музыкальный руководитель МБДОУ ЦРРд/c №2
Трапезникова М.А
Содержание дополнительной образовательной программы
- Календарно-тематический план
- Список литературы
- Приложение
Пояснительная записка
Образовательная программа «Солнышко» - это дополнительная образовательная программа музыкально-эстетической направленности. Она способствует музыкальному развитию дошкольников, решению проблем их социальной адаптации, предоставляет детям новые возможности взаимодействия в пространстве детского сада как одной из моделей социума, где они учатся жить в мире ценностей, познают окружающую действительность и развиваются.
Программа предусматривает возрастной подход, учитывает диапазон интересов и потребностей детей, ориентирована на приобщение их к ценностям гуманитарной и духовной культуры, искусства; предполагает включение детей в творческую активность и диалоговое общение.
Программа направлена на поэтапное формирование интереса дошкольников к музыкальной культуре и обеспечивает их эстетическое, физическое, нравственное, интеллектуальное развитие. В течение занятий дети активно вовлекаются в разнообразную игровую деятельность, которая выступает в качестве инструмента, с помощью которого осуществляется переход от простейшего желания детей участвовать в совместных игровых действиях к серьезной творческой музыкальной деятельности.
Ценностное содержание знаний, умений и навыков, заложенное в программе, способствует сознанию и пониманию каждым ребенком себя и своего места в общем культурном пространстве.
Актуальность данной программы по музыкально-эстетическому образованию детей заключается в том, что она направлена на удовлетворение социального заказа родителей и потребностей детей в этом виде деятельности.
Новизна дополнительной образовательной программы «Солнышко» заключается в ведении активного музицирования на различных видах музыкальных инструментов, привитии детям навыков сольного и ансамблевого исполнительства как в пении, так и при игре на инструменте.
Цель данной программы – гармоничное музыкально-эстетическое развитие личности каждого ребенка, формирование эстрадных навыков, привитие интереса к занятиям музыкальным искусством.
Задачи программы:
- формирование навыков игры на музыкальных инструментах (в том числе, фортепиано);
- развитие навыков сольного и ансамблевого исполнительства (как на инструменте, так и при пении);
- помощь в преодолении страха сцены, развитие сценической культуры;
- создание условий для формирования и развития певческого голоса, музыкального слуха;
-формирование творческих проявлений при импровизации несложных пьес и песен.
В соответствии с СаН ПиН занятия проводятся 2 раза в неделю продолжительностью 25-30 мин. Первое занятие в неделю – групповое, второе – индивидуальное. Программой предусмотрено 70 занятий в год. Занятия проводятся во вторую половину дня, после основных видов деятельности и режимных моментов. В конце года предусмотрен отчетный концерт для родителей.
Содержание дополнительной программы
Содержание программы «Солнышко» строится на основе принципа креативности, предполагающего духовное становление личности ребенка и формирование его творческого потенциала.
Отбор содержания программы проводится по принципу наглядности и доступности, с учетом познавательных и коммуникативных потребностей дошкольников, психологических особенностей данной возрастной категории (острота восприятия, любознательность, пытливость ума, способность анализировать и обобщать), с учетом ведущей игровой деятельности.
Реализация программы «Солнышко» предполагает последовательное, систематическое и разностороннее взаимодействие дошкольников с окружающим миром на базе деятельностного подхода и эмоционального восприятия. Отбор содержания программы основывается на следующих принципах:
- целостности – в программе соблюдены единство обучения, воспитания и развития с одной стороны и системность, с другой;
- гуманизации – личностно-ориентированный подход в воспитании, учет возрастных и индивидуальных особенностей, атмосфера доброжелательности и взаимопонимания;
- деятельностного подхода – любые знания приобретаются ребенком в процессе активной деятельности;
- интеграции – этот принцип позволяет совместить в одной программе аспекты таких научных и общечеловеческих знаний, как музыка, слово, движение, игра;
- возрастного и индивидуального подходов, предполагающий выбор тематики, приемов работы в соответствии с субъективным оптом и возрастом детей.
Активное освоение мира культуры, общения, игры способствует формированию нравственных ценностей ребенка. Содержание программы ориентировано на развитие личностно-смысловой сферы детей (отношение к действительности, переживание, взаимопомощь, взаимодействие).
Все разделы программы включают материал, близкий и доступный детям, обуславливают естественное развитие дошкольника в учреждении дополнительного образования.
Дополнительная образовательная программа «Солнышко» включает два основных вида музыкальной деятельности – игра на музыкальных инструментах и пение. Они реализуются как в коллективной, так и в индивидуальной работе. Поэтому программа построена таким образом, что одно занятие в неделю проводится с группой детей, а второе – индивидуально.
Содержание групповых занятий:
- привитие навыков ансамблевого музицирования;
- метро-ритмичексая организация (развитие ритмического слуха);
- игра на детских музыкальных инструментах;
- игры на развитие умения работать в команде;
- дидактические игры на освоение элементов музыкальной грамоты;
- слушание музыки;
- просмотр видеопрезентаций с целью расширения кругозора, ознакомления с многообразием музыкального мира;
- пение детских песен.
При переходе с одного вида деятельности на другой предусмотрены активные физкультминутки либо пальчиковые игры. В завершение занятия проводится своеобразное подведение итогов занятия и релаксация.
Содержание индивидуальных занятий:
- углубленная работа по развитию навыков вокального и инструментального исполнительства;
- упражнения для постановки голоса;
- упражнения для постановки игрового аппарата;
- игры на развитие чувства ритма за фортепиано и вне его;
- разучивание пьес за фортепиано соответственно возрасту;
- разучивание песен соответственно возрасту;
- игра на фортепиано в ансамбле с педагогом;
- работа с микрофоном, привитие сценической культуры.
Каждый из видов искусства способен воздействовать на определенную сторону духовного состояния человека. Музыка является искусством, которое обладает удивительной силой эмоционального воздействия и тем самым служит одним из важных средств формирования личности.
Знакомство детей с музыкальной культурой способствует воспитанию любви к прекрасному, обогащению их духовного мира, развитию воображения, чувств.
Восприятие музыки является одним из ведущих видов деятельности, так как и исполнительство и творчество детей базируются на ярких музыкальных впечатлениях. Сведения о музыке даются в опоре на «живое» ее звучание.
Неотъемлемой частью детского музыкального воспитания является пение. Для детей песня – неиссякаемый источник представлений о жизни, истории страны, нравственно-эстетических идеалах.
Детское хоровое пение справедливо считается основой музыкально-эстетического воспитания. Никакой другой вид искусства не обладает такой доступностью, массовостью и активностью творческого и исполнительского процесса, как хоровое пение, так как оно активно вовлекает ребенка в процесс исполнения музыки, развивает умение слушать и слышать других. Разучивание песен обогащает лексический запас ребенка, помогает закрепить его.
Большое место на музыкальных занятиях занимают музыкально-дидактические игры, упражнения. Они заставляют детей думать, решать, ставят в поисковую ситуацию, развивают музыкальные способности, помогают более успешно усваивать певческие навыки и умения, делая их устойчивыми. Игровое действие помогает ребенку выполнить задание и способствует развитию музыкального слуха
Учитывая возрастные и индивидуальные особенности музыкального развития детей каждого периода дошкольного детства, предусматривается отбор методов, используемых в процессе музыкальной деятельности детей: наглядно-слуховой, наглядно-зрительный,; художественно-практический.
В музыкальном воспитании наглядный метод имеет две разновидности: наглядно-слуховой (исполнение музыки) и наглядно-зрительный (показ иллюстраций, картинок, применение наглядных пособий). Наглядно-слуховой – важнейший метод музыкального воспитания.
Для более глубокого восприятия музыкального произведения велико значение словесного метода. С помощью яркого исполнения и умело проведенной беседы педагог не только прививает детям любовь к музыке, но и расширяет их представления о некоторых явлениях действительности, обогащает их внутренний мир, чувства.
В качестве основного метода, определяющего особый, инициативный, деятельно-творческий характер программы, выступает игра, которая требует целостного психолого-педагогического подхода и помогает сформировать внутренний ценностный мир ребенка.
Среди средств обучения немаловажную роль играют:
- специально подобранный музыкальный материал;
- игрушки, иллюстрации;
- работа над дикцией, ролевая игра, коллективно-творческая игра;
- разучивание считалок, потешек, прибауток, песен, хороводов, хоровое и сольное пение;
- инсценирование песен, хороводов;
- индивидуальная работа по развитию исполнительских навыков.
В процессе овладения некоторыми знаниями, умениями и навыками на музыкальных занятиях используются и другие методы, позволяющие влиять на содержание и характер деятельности детей: метод прямого воздействия, метод опосредованного воздействия, метод проблемного воспитания и обучения.
Основная форма организации музыкального воспитания – это занятие, которое включает в себя различные виды музыкальной деятельности: пение, музыкально-ритмические движения, слушание музыки, игру на детских музыкальных инструментах. Для разучивания песни, танца, игры или слушания музыкального произведения требуется несколько занятий, поэтому на одном и том же занятии происходит знакомство с новыми произведениями, продолжение разучивания частично усвоенных ранее, повторение пройденного.
Для музыкальных занятий характерна особая эмоциональная атмосфера, так как музыка – «язык чувств»: она волнует, вызывает у ребят определенные настроения и переживания. Полученные впечатления усиливаются под воздействием педагога, который передает свои чувства не только в выразительном исполнении произведения, но и в слове, мимике, жестах. Концентрируя внимание детей на звучании музыки, и развивая их воображение, педагог помогает им войти в мир музыкальных образов, ярко ощущать их выразительность.
Несмотря на общие черты, каждое занятие отличают своеобразие и неповторимость, которые заложены уже в замысле.
В содержание занятия входят произведения, различные по характеру, настроению, поэтому для достижения его целостности важно определить структуру: последовательность различных видов музыкальной деятельности. При построении занятия, структура которого гибкая и вариативная, учитываются степень умственной и эмоциональной нагрузки детей. Из-за непродолжительного сосредоточенного внимания дошкольников своевременно меняются виды их деятельности, что способствует их постоянному интересу и увлеченности
Занятия строятся на индивидуальном и личностно-ориентированном подходах. Дифференцированные задания пробуждают интерес, а их успешное выполнение способствуют музыкальному развитию ребенка. Оценивая результаты, помогая чище спеть или правильно исполнить ритмическое сопровождение, педагог развивает у ребенка самоконтроль.
Для проведения музыкальных занятий необходимо специальное оборудование:
- фортепиано;
- детские музыкальные инструменты (бубен, погремушки, маракасы, бубенцы, колокольца, трещетка, барабан, металлофоны, кастаньеты, ложки, треугольник);
- дидактические музыкальные игры, наглядные пособия, игрушки;
- видео- и звуковоспроизводящая аппаратура;
- подготовленный музыкальный материал на флэшке, ноты.
Использование на занятии разнообразных наглядных средств: портретов композиторов, иллюстраций, репродукций картин, созвучных теме занятия, образному содержанию музыкальных произведений способствуют созданию определенного настроения, пробуждению у детей эмоциональной отзывчивости, необходимых для восприятия музыки.
В процессе занятий сочетаются фронтальная, групповая и индивидуальная работа.
Средства, необходимые для реализации программы:
- технические средства: фортепиано, музыкальный центр, аудио- и видеодиски, видеопроектор (ноутбук).
- информационные средства: книги, аудио- и видеозаписи, нотный материал, дидактический материал.
- музыкальные инструменты (фортепиано, марокассо, трещотки, погремушки, ксилофоны, металлофоны, триолы и т.д.).
- вспомогательные средства: игрушки, сенсорные дорожки и другие предметы для проведения физкультминуток.
Формы и методы реализации программы:
- коллективная работа;
- индивидуальная работа;
- беседа;
- распевание;
- упражнения, формирующие правильную певческую осанку;
- упражнения, формирующие верную постановку игрового аппарата;
- дыхательная звуковая гимнастика;
- артикуляционные упражнения;
- игра на детских музыкальных инструментах, фортепиано в ансамбле с педагогом и сольно;
- музыкально-дидактические игры и упражнения.
Прогнозируемые результаты музыкальных занятий по программе
клуба «Солнышко» у детей 5- 7 лет
Ребенок может:
- петь без напряжения, естественным светлым звуком, во время пения сохранять правильную позу;
- петь с педагогом без музыкального сопровождения и самостоятельно в сопровождении музыкального инструмента;
- различать на слух правильное и неправильное пение, различать звуки по высоте и длительности;
- различать на слух звучание различных музыкальных инструментов;
- музицировать в ансамбле с педагогом, исполняя простейшие ритмические аккомпанементы на ДМИ.
Формы подведения итогов.
Отчетный концерт перед родителями в конце года, участие в мероприятиях детского сада.
Календарный план работы клуба « Солнышко»»
9 | 10 | 11 | 12 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
8 | 8 | 8 | 8 | 6 | 8 | 8 | 8 | 8 |
Всего: 70 занятий в год.
Календарно-тематический план работы клуба «Солнышко»
Программное содержание | Репертуар |
Сентябрь - Октябрь | |
- Развивать эмоциональную отзывчивость на песни разнообразного характера; - упражнять детей в различении звуков по высоте; - закреплять у детей умение точно передавать простой ритмический рисунок; - брать правильно певческое дыхание; - брать дыхание после вступления и между музыкальными фразами; - учить детей своевременно начинать и заканчивать песню; - учить исполнять песни легким звуком; - закреплять умение у детей петь естественным звуком, выразительно; - формировать правильную певческую установку; - отчетливо произносить гласные в словах; согласные в конце слов; -различать звучание детских музыкальных инструментов – металлофона и ксилофона; -поощрять творческие проявления при игре на ДМИ; - вырабатывать ощущение «пульса» в музыке. | Диагностика музыкальных способностей детей |
1. круговой массаж; 2. упражнения для головы и шеи, «Пирамидка»; 3. Разминка «Осень по дорожке», «Маятник»; 4. Дыхательная гимнастика:«Цветочек», «Ладошка»; «Поездка на поезде», «Лес»; «Кулачки», «Дверца»; 5. Осенние распевки «Листики», «Дождик», 6. распевание по голосам: «Я пою, хорошо пою», на одном звуке «А-о-у», «Имя», «Два кота»; 7. Игра «Ритмическое эхо»; 8. Логопед. распевки «Это я», «Умывалочка»; 9. Песни А.Кудряшов «Гав-гав»(повтор), Е.Тиличеева «Кукушка», П.И.Ермолаев «Осень золотая». 10. Игра на ДМИ «Капельки», «Осень пришла» 11. Введение понятий «нота», «матрица», «тутти», «соло» 12. Знакомство с инструментами детского оркестра | |
Ноябрь-Декабрь | |
- Развивать эмоциональную отзывчивость на песни различного характера; - отличать на слух правильное и неправильное пение товарищей; - закреплять у детей умение чисто интонировать мелодию, удерживать интонацию на одном звуке; - точно интонировать большую и малую терцию, секунду, скачки на кварту; - упражнять в точной передаче ритмического рисунка; - учить детей петь легким звуком; - добиваться слаженного пения; учить вместе начинать и заканчивать песню; - правильно и отчетливо произносить гласные в словах; - развивать ладотональный слух, активизировать внутренний слух; - формировать навык игры в ритмическом ансамбле на ударных детских инструментах; - формировать умение работать в ансамбле, прислушиваясь к звучанию инструментов другого ребенка; -развивать творческую инициативу. | 1. Круговой массаж; 2. Упражнения для головы и шеи, «Пирамидка», «Я пеку»; 3. Дыхательная гимнастика: «Ладошка», «Паутинка» в парах, «Поездка на поезде», «Луг», «Белочка», «Часы», «Клоун», «Петушок»; 4. Ритмическое упражнение «Кто я?»; 5. распевание по голосам «Я пою, хорошо пою», на одном звуке «А-о-у», методом «Эхо»-«На птичьем дворе»; 6. Попевки «Паровоз», «Дождик», «Два кота»; 7. Артикуляционная гимнастика; 8. Игры «Насос и надувная кукла», «Ежик», «Змеи»; 9. Песни: А.Кудряшов «Гав-гав», «О маме», П.И.Ермолаев «Дед Мороз-красный нос», «В зоопарке» 10. Игра на ДМИ «Сосулька», «Саночки» |
Январь-Февраль | |
- Способствовать развитию у детей эмоциональной отзывчивости на песни различного характера; - учить различать, называть отдельные части музыкального произведения: вступление, заключение, припев; - совершенствовать у детей умение чисто интонировать поступенное и скачкообразное движение мелодии; - закреплять умение самостоятельно начинать пение после вступления; - уметь точно воспроизводить ритмический рисунок мелодии; - уметь петь без крика, естественным голосом, легким звуком; - правильно произносить гласные и согласные в конце слов; - формировать звуковысотный слух при игре на ксилофоне, металлофоне. | 1. Круговой массаж под песню «От улыбки!»; 2. Упражнения для головы и шеи, «Пирамидка», «Я пеку»; «Стихотворения». 3. дыхательная гимнастика: «Ладошка», «Паутинка» в парах, «Насос», «Резиновый мяч», «Лягушки на болоте», «Змейки», «Прилетел комарик», «Звоночек»; 4. Распевание методом Эхо, на одном звуке, «Имя», «Баю, бай», «Ку-ку». 5. Игры со словом «Андрей-воробей», «Мостик», «Курицы»; 6. Логопедические распевки «Гуси», «Пароход», «Овечка», «Цыплятки» и др. 7. Песни: «Маме в день 8 Марта» Е.Тиличеевой, «Как прекрасен мир поющий», Л.Абелян «Я красиво петь могу», С.Крупа-Шушарина «Влюбленный слон», «Про папу». 8. Игра на ДМИ «Первый лучик», «Привет, Масленица!» |
Март-Апрель | |
- Продолжать развивать эмоциональную отзывчивость на песни разного характера; - уметь дослушать песню до конца, не отвлекаясь; - упражнять детей в чистом интонировании секунды, кварты; - учить воспринимать звуки, чувствуя их различие по протяженности; - уметь точно воспроизводить простой ритмический рисунок; - продолжать работать над навыком чистого интонирования мелодии; - уметь точно воспроизводить ритмический рисунок мелодии; - уметь петь без крика, естественным голосом, легким звуком; - правильно произносить гласные и согласные в конце слов; - следить за правильной певческой осанкой детей; - развивать ансамблевые навыки; - способствовать развитию музыкального вкуса. | 1. Круговой массаж; 2. Упражнения для головы и шеи, «Пирамидка», «Я пеку»; 3. дыхательная гимнастика: «Ладошка», «Паутинка» в парах, «Поездка на болото», «Собачка», «Лыжник», «Горнолыжник», «Греемя» и др.; 4. звуковая гимнастика «Дятел», «Белочка», «На лугу», «Озорной язычок»; 5. Ритмические упражнения «Гуси, гуси», «Баба сеяла горох», «Эхо»; 6. Распевание «Звукоряд 5 нот», «Ду-ду», закрытый рот, «А-о-у»; 7. Артикуляционная гимнастика; 8. Ритмические речевые игры по Т.Тютюнниковой «Белки и ежиха», «Веселые инструменты», «Лиса» и др. 9. Песни «Песенка о весне» Г.Фрида, «Солнечная капель», С.Крупа-Шушарина «Мечта цапли», П.Ермолаев «Лесной хоровод»; 10. Игра на ДМИ «Весенняя капель» |
Май | |
- Обогащать музыкальные впечатления детей, развивая их эмоциональную отзывчивость на песни разного характера; - упражнять детей в чистом пропевании секунд, терций, кварты и квинты; - закреплять умение детей различать звуки по высоте, слышать движение мелодий вверх-вниз, поступенное и скачкообразное; - точно воспроизводить и передавать ритмический рисунок хлопками или игрой на детских музыкальных инструментах; - проверять умение детей контролировать слухом качество пения товарищей; - закреплять умение детей самостоятельно начинать и заканчивать песни; - уметь петь естественным голосом, без напряжения; - брать дыхание между музыкальными фразами; -продолжать петь выразительно, передавая разнообразный характер песен; - закреплять у детей умение сохранять правильную певческую осанку; - разнообразить творческие проявления детей при пении попевок; - закрепить навык игры на ДМИ. | 1. Круговой массаж; 2. Упражнения для головы и шеи, «Пирамидка», «Я пеку»; 3. Дыхательная гимнастика: «Ладошка», «Паутинка» в парах, «Поездка на болото», «Собачка», «Ныряльщик», «Мяч», «Цветочек»; 4. Звуковая гимнастика «Машина», «Магазин»,«Дятел», «Белочка», «На лугу», «Озорной язычок», «Зоопарк»; 5. Скороговорки; 6. Распевание методом эхо, закрытым ртом, «Я пою, хорошо пою», «Ку-ку», на одном звуке, «Птички»; 7. Ритмические упражнения «Бояре», «Плетень»; 8. Игры со словом «Радуга», «Дуйте ветры», «Шалтай-болтай»; 9. Звуковая гимнастика по Т.Тютюнниковой «Тарарам-шурум-бурум», «Терпение-кипение», «Тишина» и др. 10. Логоритмические распевки «Песок», «Коза», «Овечки»; 11. Песни «Лучик солнца», «Детский сад», «Про лето!»; 12. Игра на ДМИ «С солнышком друзья!» |
Отчетный концерт |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Алпарова А. Музыкально-игровой материал для дошкольников: На лугу. М.: ВЛАДОС, 2000 г.
- Алпарова А. Музыкально-игровой материал для дошкольников: Осень золотая. В 2 ч.М.: ВЛАДОС, 2000 г.
- Альбом ученика-пианиста: Учебно-методическое пособие/ Подготовительный класс. Автор-состовитель Г.Г. Цыганова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005г.
- Анисимова Г.И. Сто музыкальных игр для развития дошкольников. Ярославль: Академия развития, 2007 г.
- Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. М.: Советский композитор», 1988 г.
- Боромыкова О.С. Музыкально-ритмические движения с пением.
- Бекина С.И. Музыка и движение: упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет. М.: «Просвещение», 1994 г.
- Бергер Н.А. Современная концепция и методика обучения музыки. С.-П.: «Каро», 2004г.
- Ветлугина Н. Теория и методика музыкального воспитания дошкольников. М.: «Просвещение», 1998 г.
- Воронова А.Е. Логоритмика для детей 4-7 лет.
- Горшкова Е.В. От жеста к танцу. Методика и конспекты занятий по развитию у детей творчества в танце.
- Пособие для музыкальных руководителей детских садов. – М,: Издательство «Гном и Д», 2004 г.
Давыдова М.А. Музыкальное воспитание в детском саду: средняя, старшая и подготовительная группы. – М.: ВАКО,2006 г. - «Дошкольное воспитание» / Журналы 1998 – 2006 г.
- Дубровская Е.В. Теория и методика музыкального воспитания детей. М.: «Просвещение», 1991 г.
- Железновы Сергей и Екатерина. Абсолютный слух от 1 до 5/ Серия аудиодисков «Развивалочки от 1до 5». – М.,2013г.
- Зацепина М.Б. Антонова Т.В. Народные праздники в детском саду. Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей. / Под ред. Т.С.Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 г.
- Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Праздник каждый день. Конспекты музыкальных занятий с аудиоприложением (старшая и подготовительная группы).- С.-П.: «Композитор», 2007г.
- Королькова И.С. Крохе-музыканту: нотная азбука для самых маленьких: часть1, 2. – Ростов на Дону: Феникс, 2011г.
- Музыка для детей. Фортепианные пьесы. В.- 2 М.: «Советский композитор», 1988 г.
- Музыкальный руководитель»/ Журналы 2005-2008 гг.
- Музыка в детском саду. //Сост. Н.Ветлугина. М.: «Музыка», 1998 г.
- М.Ю.Картушина. Вокально-хоровая работа в детском саду,2003г.
- Олиферова Л. «Солнышко смеется». М.: «Воспитание дошкольников», 2004 г.
- Олиферова Л. «В стране веселых песен». М.: «Воспитание дошкольников», 2004 г.
- Программа воспитания и обучения в детском саду. М.: «Просвещение», 2000 г.
- Радынова О.П. Музыкальные инструменты и игрушки. М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001 г.
- Учите детей петь: песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет.//Сост. Г.М.Орлова, С.И. Бекина. М.: «Просвещение» 1993 г.
- Учите детей петь: песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет.//Сост. Г.М.Орлова, С.И. Бекина. М.: «Просвещение» 1994 г.
- Фольклор – музыка – театр: Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками: Програм.-метод. пособие / Под ред. С.И.Мерзляковой. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003 г.
- Школа игры на фортепиано/ Под общей ред. А.Николаева/ сост. А.Николаев, В.Натансон, Л.Рощина. – М.: Музыка, 2004г.
- Щербакова Н.А. От музыки к движению и речи. В.3 М.: «Издательство ГНОМ иД»
Приложение 1
Диагностика
Диагностика музыкально-эстетического развития ребенка дошкольного возраста является сложной комплексной процедурой. Основная цель диагностики — выявление в различных видах музыкальной деятельности уровня развития:
1) музыкально-эстетического сознания (музыкально-эстетические эмоции и чувства, интерес к музыке, потребности, основы вкуса, представления об идеале и др.);
2) музыкальных способностей (ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма, творческие способности);
3) знаний о музыке, умений и навыков.
Диагностические занятия рекомендуется проводить в сентябре и мае (2 раза в год) (детей, которые длительное время посещают детский сад, рекомендуется диагностировать 1 раз в год (в конце учебного года), используя для сравнения данные предыдущего тестирования).
По форме и содержанию диагностические занятия соответствуют типовым музыкальным занятиям, организуемым с подгруппой детей в количестве 7-9 человек
(с целью уточнения показателей уровня развития отдельного ребёнка возможна организация индивидуальных как типовых, так и доминантных занятий).
Музыкальный материал, используемый для диагностики, должен соответствовать требованиям художественности и доступности детям обследуемой возрастной группы (примерный музыкальный материал прилагается, замена возможна только соответствующим по сложности материалом). Оценка музыкальных проявлений детей производится по каждому показателю и осуществляется по трех- бальной системе
(высокий уровень — 3 балла, средний — 2, низкий — 1 балл). Результаты заносятся в таблицу (см. ниже) и суммируются. В зависимости от общего количества баллов (по всем видам музыкальной деятельности) определяется уровень музыкального развития каждого ребенка.
Высокий уровень:
Средний уровень:
Низкий уровень:
- ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА
Ф.И. ребенка | Вокальный навык | Слуховое восприятие музыки | Ритм | Игра на инструментах | итог |
Приложение 2
Примерный конспект занятия
по программе «Солнышко»
для смешанной группы детей
5-7 лет
Занятие 1
Цель занятия: знакомство, диагностика музыкальных данных детей, создание положительного эмоционального настроя при занятии музыкой.
№ | Время (мин.) | Вид деятельности | Задачи | Оборудование/ дидактический материал |
5 | Знакомство, приветствие. Игра-импровизация «Спой свое имя», «Здравствуй, Саша, как дела?» |
| Фортепиано | |
2 | Командная игра «Ладошки» |
| Стульчики | |
7 | Ансамблевое пение: распевки «Андрей-воробей», «Жук» песня «Наш любимый детский сад» муз и сл. Т. Ротмистровой |
| Видео-презентация «Жук-жук, где твой дом» на одноименную песню Е.Железновой, аудиозапись и ноты песни «Наш любимый детский сад» сл. и муз. Ротмистровой | |
4 | Физкультминутка: «Марш» Кабалевского |
| «Марш» Д. Кабалевского | |
6 | Игра на детских музыкальных инструментах (ДМИ): упражнение «Дирижер» |
| Нотная матрица, дирижерская палочка. | |
1 | Релаксация, прощание Упражнение «Я запомнил …» |
| Ковер, массажный мячик. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"
Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности "Цветная палитра"
Программа "Цветная палитра" разработана на основе программы И. А. Лыковой "Изобразительное творчество в детском саду" и направлена на целостное развитие творческих способностей детей дошкольного возра...
Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет
Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...
Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год
Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)
Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...
Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»
Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...