ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ТЕАТР НА ЛАДОШКЕ» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1.Направленность дополнительной образовательной программы Программа реализуется в рамках познавательно-речевого направления развития дошкольника. 1.2.Новизна дополнительной образовательной программы Новизна данной образовательной программы заключается в обновлении содержания в рамках примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», авторов Н.Е.Веракса, Т.С. Комаровой. М.А. Васильевой. Использование театральной игрушки в образовательной области «Чтение художественной литературы» с интеграцией в художественно-эстетическое направление. Содержание программы носит познавательно-развивающий, воспитательный характер. В процессе работы используются: беседы, ознакомление детей с малыми формами фольклора с заучивание, творческое рассказывание, драматизация народных сказок с помощью пальчикового театра, и обучение правильному произношению, наблюдения, игры на развитие мелкой моторики. Интерес к словесному искусству поддерживается созданием в групповых помещениях детского сада предметной среды, включающей в себя библиотеку для ребят, уголок театра, музыкальную шкатулку. Лучшему пониманию словесного материала помогает инсценирование его с помощью игрушек пальчикового театра. Данная программа предполагает учет индивидуальных особенностей, потребностей и интересов детей. 1.3.Актуальность дополнительной образовательной программы Чего только не отыщется в арсенале сегодняшних детей – кубики и всевозможные конструкторы, роботы и развивающие центры разных уровней сложности. Но среди этого игрового многообразия очень редко находится место для крохотных фигурок - это сделанные из картона, ткани разной плотности или вязаные куклы-актеры пальчикового театра. А ведь такая игрушка обладает множеством ценных качеств, которые не найдешь ни в каких новомодных шедеврах детской игровой индустрии. Куколку-актёра можно одеть на пальчик ребёнка, а можно предоставить возможность поиграть с ней на столе. Тут у ребенка полная свобода выбора: он может стать просто зрителем или подающим надежды актером, режиссером и автором сценария постановки. Это совсем не развлечение, а сложное исследование, ведь у малыша появляется возможность разыграть и проанализировать на сцене множество представляющихся ему необычными или непонятными ситуаций. Пальчиковый театр может сыграть большую роль в формировании личности ребенка. Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью. Он рано начинает привлекать внимание детей и таит в себе большие возможности для их всестороннего развития. Инсценировка сказок потешек, стихотворений и различных сюжетов собственного сочинения при помощи фигурок пальчикового театра обладает несомненной пользой для ребенка: - ритмичный, простой и певучий язык сказок, потешек, тренирует речевой аппарат ребенка, обогащается словарный запас, построение предложений становится более правильным и развернутым;
- пальчиковый театр развивает мелкую моторику рук (ведь при выборе очередности выхода персонажей на сцену и во многие другие моменты постановки нужна точная, скоординированная работа пальчиков);
- стараясь не пропустить «выход» своего персонажа, малыш вырабатывает способность к концентрации внимания;
- заучивая реплики героев и стремясь не перепутать их во время спектакля, ребенок тренирует память;
- для ребенка игра-драматизация – это возможность научиться думать, оценивать поступки героев, усвоить этические нормы, развить воображение.
1.4.Цель и задачи дополнительной образовательной программы Цель: Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие мелкой моторики посредством пальчикового театра. Задачи обучения: - сформировать у воспитанников представления о пальчиковом театре; -умения управлять персонажами пальчикового театра; - активизировать речь, побуждая к проговариванию отдельных фраз и слов. Задачи воспитания: - воспитать интерес к русским народным сказкам; -вызвать эмоциональную отзывчивость на произведения устного народного творчества, чувство сопереживания желание помочь. Задачи развития: - развивать память, внимание, воображение, моторику рук; - расширять и обогащать словарный запас.
1.5.Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы Отличительной особенностью программы является расширение основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», авторов Н.Е.Веракса, Т.С. Комаровой. М.А. Васильевой,в образовательной области «Чтение художественной литературы» с интеграцией в художественно-эстетическое направление, используя пальчиковый театр для развития художественного восприятия и эстетического вкуса, в совместно-добровольной непосредственно образовательной деятельности с воспитателем. Включение фольклора в игру-драматизацию. Значительное внимание уделяется консультативно-просветительской работе с родителями и привлечение их к созданию развивающей среды (изготовление персонажей пальчикового театра, декораций). 1.6.Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы Программа рассчитана на детей 3-4 лет. Эмоциональное развитие ребёнка этого возраста характеризуется проявлениями таких чувств и эмоций, как любовь к близким, привязанность к "воспитателю, доброжелательное отношение к окружающим, сверстникам. Ребёнок способен к эмоциональной отзывчивости - он может сопереживать, утешать сверстника, помогать ему, стыдиться своих плохих поступков, хотя, надо отметить, эти чувства неустойчивы. Взаимоотношения, которые ребёнок четвёртого года жизни устанавливает со взрослыми и другими детьми, отличаются нестабильностью и зависят от ситуации. Накапливается определённый запас представлений о разнообразных свойствах предметов, явлениях окружающей действительности и о себе самом. Представления ребёнка четвёртого года жизни о явлениях окружающей действительности обусловлены, с одной стороны, психологическими особенностями возраста, с другой - его непосредственным опытом. Внимание детей четвёртого года жизни непроизвольно. Однако его устойчивость проявляется по-разному. Обычно малыш может заниматься в течение 10—15 мин, но привлекательное занятие длится достаточно долго, и ребёнок не переключается на что-то ещё и не отвлекается. Память детей 3 лет непосредственна, непроизвольна и имеет яркую эмоциональную окраску. Дети сохраняют и воспроизводят только ту информацию, которая остаётся в их памяти без всяких внутренних усилий. Положительно и отрицательно окрашенные сигналы и явления запоминаются прочно и надолго. В 3 года воображение только начинает развиваться, и прежде всего это происходит в игре. В этом возрасте ребенок имеет способность к обыгрыванию отрывков из художественного произведения. 1.7.Сроки реализации дополнительной образовательной программы Программа реализуется в течение 1 года. 1.8.Формы и режим занятий Программа реализуется 1 НОД в месяц, продолжительность НОД-15 мин, во второй половине дня. В процессе совместно-добровольной непосредственной образовательной деятельности детей и воспитателя. Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности: - игровой,
- двигательной,
- познавательно-исследовательской,
- коммуникативной,
- музыкально-художественной,
- чтения художественной литературы или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы.
1.9.Ожидаемые результаты и способы определения их результативности Результаты интеллектуального развития: повышенный уровень любознательности и активности во время показа и слушания сказок, потешек; рассказывают содержание с опорой на пальчиковые куклы, отвечают на вопросы адекватные возрасту; Результаты личностного развития: повышенный уровень эмоциональной отзывчивости к играм – инсценировкам с использованием пальчиковых кукол. Результаты физического развития: развитие артикуляционного аппарата в процессе заучивания и рассказывания фольклорных произведений; развитие мелкой моторики в процессе инсценировок знакомых сказок, используя фигурки пальчикового театра.
1.10.Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы Ожидаемыми результатами и способами определения их результативности является педагогическая диагностика, которая обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения программы, позволяет осуществлять оценку динамики достижений детей: промежуточные - овладение техникой управления пальчиковыми куклами; - участие в играх – драматизациях с пальчиковыми куклами; - положительная динамика в формировании коммуникативных, нравственных качеств детей; итоговые - показ мини-спектакля родителям.
2. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ План работы на 2021-2022 учебный год Месяц | Цель | Содержание работы | Форма представления результатов | Сентябрь | Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы | Изучение современной литературы по теме самообразования Создание картотеки «Игры и упражнение по развитию мелкой моторики с помощью пальчикового театра.» | Аннотация на методическую литературу Картотека | Октябрь | Знакомство с инновационными технологиями | Обзор информации в интернете по изучаемой теме | Перспективное планирование воспитательно- образовательной работы | Ноябрь | Повысить уровень педагогической культуры родителей педагогическое просвещение родителей; укрепить сотрудничество семьи и педагогического коллектива | Ознакомление родителей с пальчиковыми играми, направленными на развитие мелкой моторики детей раннего возраста | Консультация для родителей ( онлайн) «Значение мелкой моторики для развития детей»,«Как развивать мелкую моторику у детей с помощью пальчикового театра»
| Декабрь | Систематизировать знания по приоритетному направлению деятельности | Повысить профессиональную компетентность в вопросах внедрения дидактических игр в современные технологии | Консультация для родителей на тему «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук детей раннего возраста» | Январь | Укреплять взаимодействие детского сада и семьи | Повысить компетентность родителей в вопросах обучения и воспитания детей дома посредствам пальчиковых игр | «Развиваем мелкую моторику рук у детей в домашних условиях» Памятки и буклеты | Февраль | Систематизация знаний по изучаемой теме | Разработка конспектов по теме «Развитие мелкой моторики через пальчиковые игры» | Размещение материала на личном сайте воспитателя | Март | Пополнить и разнообразить предметно-развивающую среду в группе | Пополнение предметно-развивающей среды в группе за счёт изготовления игр и пособий. | Пополнение картотеки пальчиковой гимнастики и игр для детей раннего возраста | Апрель | Приобщить родителей к организации игр, в семье и в детском саду | Организация выставки книг и пособий для родителей по теме . | Проигрывание с детьми пальчиковых театров (алтайские народные сказки) | Май | Подведение итогов | Анализ работы по теме самообразования | Отчет |
4. КОНТРОЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ № пп | Интегративные качества | Критерии оценки | Методики диагностики | Автор, источник | 1 | Любознательный, активный | Высокий уровень: Средний уровень: Низкий уровень: | наблюдение | Приобщении ребёнка к миру художественной литературы- диагностические материалы на основе рекомендаций О.С. Ушаковой, Л.М. Гуревич. | 2 | Эмоционально отзывчивый | Высокий уровень: Средний уровень: Низкий уровень | наблюдение | воспитатель | 3 | Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками | Высокий уровень: Средний уровень: Низкий уровень | наблюдение | Методика изучения речи ребёнка О.С. Ушаковой у детей от 3 до 7лет. | 4 | Овладевший необходимыми умениями и навыками | Высокий уровень: Средний уровень: Низкий уровень | наблюдение | Мониторинг достижения детьми планируемых результатов: пособие для педагогов / под ред. И.А. Бурлаковой, М.И. Степановой. – М.: Просвещение, 2011. – 127 с.) | 5 | Физически развитый | Высокий уровень: Средний уровень: Низкий уровень | наблюдение | воспитатель |
5. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ 5.1.Нормативно-правовой ресурс - Статья 9 закона РФ «Об образовании» - образовательная программа определяет содержание образования, определенных уровней и направленности.
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении от 12.09.2008 г. № 666 п. 21 регламентирует самостоятельность разработки ОП
- Санитарно-эпидемиологические требования к ДОУ СанПин 2.4.1. 2660-10 от 22 июня 2010г. №91 от 20.12.2010. №164
- Приказ Минобрнауки от 23 ноября 2009г. №655 «Об утверждении и введении федеральных государственных требований
- Письмо Минобрнауки Рф от 14.03. 2000 №65/23-16 «О гигиенических требованиях и максимальной нагрузки на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»
- Письмо Минобрнауки РФ от 31.05.2007 № 03-1213 «О методических рекомендациях по отнесению ДОУ к определенному виду»
- Положением о лицензировании образовательной деятельности, постановление Правительства РФ от 31.03. 2009 № 277
- Приказ Минобрнауки от 23 ноября 2009г. №655 «Об утверждении и введении федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
- Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) ФКC по общему образованию МО РФ 17.06.2003 г.
5.2.Научно-методический ресурс 1.«Образовательная программа МБДОУ «Чкаловский детский сад» на 2012- 2015г.); 2. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», авторов Н.Е.Веракса, Т.С. Комаровой. М.А. Васильевой./Мозаика-Синтез, 2010 Методические рекомендации: 1.Гогоберидзе А.Г., Михайлова З.А..Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие / Т.И. Бабаева, – СПб.: Детство-Пресс, 2011. 2.Ушакова О.С., Струнина Е.М.. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Москва, Владос, 2010 год. Различные пособия: 3.Артемонова Л.В. «Театрализованные игры дошкольников» - М, 2008Ушакова О.С., Струнина Е.М.. Развитие речи детей 3-4 лет/ М, Вентана- Граф, 2010 . 4. Бурлакова, И.А. Интегративные качества ребенка-дошкольника / И.А. 5.Бурлакова, Н.И. Гуткина, Е.К. Ягловская. – М.: МГППУ, 2012. 6.Большова Т.В. «Учимся по сказке» - СПб, 2010. 7.Галкина Г. Г., Дубинина Т. И. Пальцы помогают говорить. – М. :Издательство "Гном и Д", 2006. – 40 с. 8.Губанова Н.Ф.. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой и второй младшей группах. М.Мозаика-Синтез. 2008 г. 9.Гербова В.В.,.Ильчук Н.П и др. – М.,2005. Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия 2-4 года. 109.Доронова Т.Н. «Играем в театр» -М, 2009. 11.Караманенко Т.Н. «Кукольный театр дошкольникам» - М, 2008. 12.Петрова И.М. «Театр на столе» - СПб, 2010. 13.Ушаковой О.С.,Знакомим детей 3-5 лет с художественной литературой. М-10. 14.Энциклопедия детского фольклора. Белый город, 2008 год. Кадровый ресурс Воспитатель Материально-технический ресурс: CD проигрыватель, пальчиковый театр, декорации к сказкам.. Технологический ресурс В процессе работы используются: беседы, ознакомление детей с малыми формами фольклора, заучивание, творческое рассказывание, драматизация народных сказок с помощью пальчикового театра, и обучение правильному произношению, наблюдения, игры на развитие мелкой моторики. Интерес к словесному искусству поддерживается созданием в групповых помещениях детского сада предметной среды, включающей в себя библиотеку для ребят, уголок театра, музыкальную шкатулку. Лучшему пониманию словесного материала помогает инсценирование его с помощью игрушек пальчикового театра. 6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Методические рекомендации: 1.Гогоберидзе А.Г., Михайлова З.А..Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие / Т.И. Бабаева, – СПб.: Детство-Пресс, 2011. 2.Ушакова О.С., Струнина Е.М.. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Москва, Владос, 2010 год. Различные пособия: 3.Артемонова Л.В. «Театрализованные игры дошкольников» - М, 2008Ушакова О.С., Струнина Е.М.. Развитие речи детей 3-4 лет/ М, Вентана- Граф, 2010 . 4. Бурлакова, И.А. Интегративные качества ребенка-дошкольника / И.А. 5.Бурлакова, Н.И. Гуткина, Е.К. Ягловская. – М.: МГППУ, 2012. 6.Большова Т.В. «Учимся по сказке» - СПб, 2010. 7.Губанова Н.Ф.. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой и второй младшей группах. М.Мозаика-Синтез. 2008 г. 8.Гербова В.В.,.Ильчук Н.П и др. – М.,2005. Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия 2-4 года. 9.Доронова Т.Н. «Играем в театр» -М, 2009. 10.Караманенко Т.Н. «Кукольный театр дошкольникам» - М, 2008. 11.Петрова И.М. «Театр на столе» - СПб, 2010. 12.Ушаковой О.С.,Знакомим детей 3-5 лет с художественной литературой. М-10. 13.Энциклопедия детского фольклора. Белый город, 2008 год |