Дополнительная образовательная программа "Театр Петрушки"
методическая разработка (старшая группа) на тему
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т.д.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_teatr_petrushka.docx | 120.45 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НЕФТЕЮГАНСКА
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 20
02-03
Дополнительная образовательная программа «Театр Петрушки»
«Художественно – эстетического направления»
Возраст 4 -5
5-6 лет.
Руководитель
Воронина Ф.Ф.
2013-2014 учебный год
Содержание
I раздел Целевой…………………………………………………………………………………...........3
1.1 Пояснительная записка…………………………………………………………………...3
1.2 Характеристика контингента воспитанников…………………………………………..3
1.3 Программно-методическое обеспечение………………………………………………..4
1.4 Принципы и подходы к формированию программы…………………………………. 4
1.5 Цели и задачи реализации программы ………………………………………………….4
1.6 Цель, задачи, ожидаемые результаты освоения программы по театрализованной
Деятельности кружок «Театр Петрушка»………………………………………………..5
II Раздел Содержательный…………………………………………………………………………… .7
2.1 Учебный план…………………………………………………………………………… 7
2.2 Задачи театрализованной деятельности детей средней группы………………………7
2.3 Календарно-тематическое планирование в средней группе……………………………9
2.4Задачи театрализованной деятельности детей старшей …………………………………
2.5 Календарно-тематическое планирование в старшей группе………………………… 2
2.8 Формы организации театрализованной деятельности дошкольников…..........................
III Раздел Организационный…………………………………………………………………………….62
3.1. Методы и приемы работы с воспитанниками……………………………………………62
3.2 Взаимодействие участников образовательного процесса………………………………63
3.3 Взаимосвязь педагога кружковой деятельности с музыкальным руководителем с педагогом дополнительного образования по изодеятельности.
3.4 Система мониторинга достижений детьми планируемых результатов освоения программы………………………………………………………………………………………683.5 Критерии оценки индивидуального развития воспитанников………………………… 68
3.6 Материально-техническое обеспечение программы…………………… ………………71
Литература………………………………………………………………………………………72
I раздел Целевой
1.1 Пояснительная записка.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т.д.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.
Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.
Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениями перед аудиторией. Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершен ствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей средней и старшей группы. Она разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по различным программам, описанным в литературе, приведенной в конце данного раздела
Программа реализуется во второй половине дня в процессе
- Кружковой деятельности
Индивидуальной работы с воспитанниками
Цель программы — развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
Задачи по формированию у старших дошкольников художественно-эстетического сознания, развитию творческих способностей
1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества по возрастным группам.
2. Создать условия для совместной театрализованной деятельно сти детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участи ем детей, родителей, сотрудников ДОУ, организация выступлений детей старших групп перед младшими и пр.).
3. Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах раз личных видов.
4. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
5. Ознакомить детей всех возрастных групп с различными вида ми театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.).
6. Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их теат ральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.
7. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия: 20 мин – средняя группа, 30 мин — старшая группа. Общее количество учебных занятий в год — 31
Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза и год: вводный — в сентябре, итоговый — в мае.
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам.
1. «Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой; слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное ее содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.
2. «Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с репро дукциями картин, иллюстрациями, близкими по содержанию сюжету спектакля, учатся рисовать разными материалами по сюжету спектакля или отдельных его персонажей.
3. «Развитие речи», на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.
4. «Ознакомление с художественной литературой», где дети зна комятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм организации те атрализованной деятельности (занятий по театрализованной деятельности, театрализованных игр на других занятиях, праздниках и раз влечениях, в повседневной жизни, самостоятельной театральной деятельности детей).
5. «Ознакомление с окружающим», где дети знакомятся с явле ниями общественной жизни, предметами ближайшего окружения.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание программы включает четыре основных блоков
Блок 1. Основы театральной культуры
Блок 2. Основы актерского мастерства
Блок 3. Культура техники речи.
Блок 4. Театральная деятельность
Ступенька первая
Содержание Кружка «Театр Петрушка» выступает элементом педагогической интерпретации социального заказа. Учебный план позволяет реализовать цели и задачи программы
1. Создать условия, способствующие проявлению детьми творчества
2. Совершенствовать исполнительские умения и артистические навыки детей через вхождение в образ литературного героя.
4.Формировать у детей навыки вождения кукол разных систем.
5. Воспитывать у детей устойчивый интерес к театрализованной деятельности; приобщить детей к театральному искусству.
Перечень занятий включается в учебный план с учетом гигиенических требований, максимальной нагрузки детей дошкольного возраста, отражает содержание театрализованного искусства, реализуемого в рамках кружковой работы
Содержание программы «Театр Петрушка» разработан за счет программы
«Программа художественно — эстетического воспитания под редакцией: О.В. Гончарова «Театральная палитра»
«Кукляндия» под редакцией М.И. Родина, А.И. Буренина
авторов Поляк Л.Я. «Театр сказок»
«Играем в сказку» под редакцией» О.А. Шорохова
«Удивительные истории о животных» инсценировки, миниатюры постановки: Е.А. Гальцова
«Сценарии театральных кукольных занятий» под редакцией Н.Д. Сорокина.
Программа «Театральная палитра» представляет собой оригинальную разработку системы театрализованных игр с дошкольниками, строится на принципах внимания к потребностям и реакциям детей, их образного мышления и развитию личности. В программе сформулированы и конкретизированы задачи по театрализованной деятельности для детей средней, старшей и подготовительной групп.
Программа «Кукляндия», и Н.Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий» обеспечивают полноценное психологическое развитие, эмоциональное благополучие, развитие театрализованных способностей.
Решение обозначенных в Программе задач способствует всестороннему развитию ребенка, формированию духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств.
программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию различных видов театрализованной деятельности в ДОУ, возрастных особенностей детей.
1.2 Характеристика контингента воспитанников.
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей:
Средний дошкольный возраст (4—5 лет).
В театрализованной игре дети эмоционально откликаются на состояния людей, животных, сказочных персонажей. Дошкольники начинают более целостно воспринимать сюжеты и понимать образы.
Старший дошкольный возраст (5—6 лет).
В процессе восприятия художественных произведений дети способны осуществлять выбор того произведения (персонажей, образов), что им больше нравится, обосновывая его с помощью элементов образных характеристик. Они эмоционально откликаются на те произведения художественной литературы, в которых переданы понятные им чувства и отношения различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом. Совершенствуется качество театральной деятельности. Творческие проявления становятся более осознанными и направленными (образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми).
1.3 Программно-методическое обеспечение
Основная программа | Дополнительные программы | технологии |
Программа художественно — эстетического воспитания под редакцией: О.В. Гончарова «Театральная палитра» | «Кукляндия» М.И. Родина, А.И. Буренина Н.Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий» | Авторов Поляк Л.Я. «Театр сказок» «Играем в сказку» под редакцией» О.А.Шорохова «Удивительные истории о животных» инсценировки, миниатюры постановки: Е.А.Гальцова |
1.4 Принципы и подходы к формированию программы «Театр Петрушка»
Программа строиться на следующих методологических подходах и принципах:
1. Принцип полноценного проживания ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация)детского развития.
2. Принцип построения деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе своего героя
3. Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником разных видов деятельности
4. Принцип поддержки инициативы детей в различных видах театральной деятельности.
5. Принцип сотрудничества с семьей.
6. Принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи,общества и государства.
7. Принцип возрастной адекватности дошкольного образования (соответствияусловий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
8. Принцип учета этнокультурной ситуации развития детей.
1.5 Цели и задачи реализации программы «Театр Петрушка»
Цель и задачи деятельности Учреждения по реализации кружковой деятельности определяются ФГОС дошкольного образования, Уставом Учреждения, примерной основной образовательной программой «Радуга», комплексной программой «Детский сад 2100» на основе анализа результатов предшествующей педагогической деятельности, потребностей детей и родителей, социума, в котором находится дошкольное образовательное учреждение.
Цель Программы
Развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
Программа направлена на:
- создание условий для развития воспитанников, открывающих возможности для их позитивной социализации, их личностного развития, развития инициативы и творческих соответствующим возрасту видам деятельности по основным направлениям развития способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и дошкольников – физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому».
- на создание развивающей предметно- пространственной образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации воспитанников.
1.6 Цель, задачи, ожидаемые результаты освоения программы по театрализованной деятельности воспитанию и развитию дошкольников.
Цель программы:
Развитие личности детей дошкольного возраста, развитие творческих способностей посредством театрализованной деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей.
Задачи программы:
1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества по возрастным группам.
2. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участи ем детей, родителей, сотрудников ДОУ, организация выступлений детей старших групп перед младшими и пр.).
3. Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах раз личных видов.
4. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
5. Ознакомить детей всех возрастных групп с различными вида ми театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.).
6. Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их теат ральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.
7. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
Ожидаемый результат
Средняя группа | Старшая группа |
Внимательно слушает чтение художественных произведений определяет характер героев, выражает свои чувства словами, рисунком, движением. Узнает героев из сказки Передает образ выразительными средствами: мимикой интонацией голоса. Поет короткие песенки персонажей без напряжения, четко произносит слова; Выполняет движения с предметами (с куклами, игрушками, ленточками). Инсценирует (совместно с воспитателем) песни, хороводы. | Внимательно слушает сказки эмоционально откликается на поступки героев Самостоятельно инсценирует содержание песен, хороводов, действует, не подражая друг другу. Воспитанник проявляет интерес к театрализованной деятельности: участвует в играх- драматизациях, спектаклях, инсценировках, обыгрывает потешки. Использует выразительные средства для передачи образа персонажей. Испытывает яркие эмоциональные переживания в играх. Умеет имитировать характерные движения сказочных героев. Активно вступает в диалог с взрослыми и сверстниками |
II Раздел Содержательный
2.1 Учебный план
Организация учебного процесса в МДОАУ Детский сад № 20 регламентируется: учебным планом, годовым календарным учебным графиком, расписанием непосредственной образовательной деятельности (далее ООД), циклограммами различных видов деятельности воспитателя с детьми и циклограммой деятельности кружковой работы по театрализованной деятельности, Учебный план занимает важное место при реализации программы кружка «Театр Петрушка»
Он скоординирован с учетом требованием санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Нагрузка на детей не превышает предельно допустимую норму. В соответствии с проектом примерной основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС ДО, а также с санитарными правилами ООД организуется в течение всего календарного года.
Учебный план состоит из обязательной части и формируемой участниками образовательного процесса части. Обязательная часть полностью реализует федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования и включает ООД, позволяющая обеспечить реализацию образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».
Учебный план
Количество часов в неделю
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Основы театральной культуры 1час | Основы актерского мастерства 1час | Культура и техника речи 1час | Театральная деятельность 1час |
Возраст ребенка | Группа | Общее кол-во занятий в год | Кол-во занятий в неделю | Продолжительность ООД |
От 4-х до 5-ти | Средняя группа | 32 | 1 | 20 минут |
От 5-ти до 6-ти | Старшая группа | 31 | 1 | 25 минут |
Расчасовка кружковой деятельности «Театр Петрушка»
Возраст | Кол-во занятий в год | Окт 2012 | Нояб 2012 | Дек 2012 | Янв 2013 | Фев 2013 | Март 2013 | Апр 2013 | Май 2013 |
Средняя группа | 32 | 5 12 19 26 | 2 9 16 23 30 | 7 14 21 28 | 4 11 18 25 | 1 8 15 22 | 1 15 22 29 | 5 12 19 26 | 17 24 31 |
Возраст | Кол-во занятий в год | 2013 | 2013 | 2013 | 2014 | 2014 | 2014 | 2014 | 2014 |
Старшая группа | 31 | 4 11 18 25 | 1 8 15 22 29 | 6 13 20 27 | 16 13 30 | 6 13 20 27 | 6 13 20 27 | 3 10 17 24 | 15 22 29 |
2.2 Задачи по развитию театрализованного искусства средней группы
Основы театральной культуры
Развивать интерес к сценическому искусству. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.
Основы актерского мастерства
Развивать способность понимать эмоциональное состояние человека и уметь адекватно выразить свое настроение. Развивать выразительность жестов. Учить создавать образы с помощью выразительных пластических движений. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а так же их исполнительские умения
Культура и техника речи
Учить разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя при этом выразительные средства (интонацию, мимику, жест).
Театральная деятельность
Поддерживать желание участвовать в кукольных спектаклях, играх – драматизация. Развивать способность импровизировать при создании образа; способность создавать образ с помощью кукол разных систем.
Приучать детей активно участвовать в представлениях; вызвать устойчивый интерес к происходящему на сцене. Воспитывать чувство удовлетворенности от совместной работы.
Тематический план
1 квартал
Блоки | Задачи | Методы развития творческих способностей | Репертуар |
Основы театральной культуры | Познакомить детей с особенностями театрального искусства | Знакомство детей с театральными терминами | Беседа: Знакомство с устройством Игра «Мы идем в театр» Русская народная сказка «Репка». Игра «Путешествие» |
Основы актерского мастерства | Развивать умение владеть своим телом; развивать речевое дыхание; учить пользоваться интонациями; улучшать четкость дикции. | Фонограммы, скороговорки, чистоговорки, потешки, упражнения, работа у зеркала. | Путешествие в сказку :«Кот, петух и лиса» Театрализованная игра: «Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем» Этюд: «Изобрази животного» Кукляндия стр54 Упражнение с пальчиками: «Ай-яй-яй», «Иди сюда», «Приехала бабушка» Кукляндия стр 25 |
Культура и техника речи | Четко произносить слова, звукоподражание. | Упражнения на развитие речи | Игра «Назови свое имя ласково» Театральная игра «Кот, петух и лиса» Этюды на выражение основных эмоций: «Новая кукла», «Вкусная конфета» |
Театрализованные представления Игры-спектакли | Совершенствовать импровизационные возможности детей, развивать инициативу и самостоятельность в создании образов различных персонажей | Театрализованная представление «Кот, петух и лиса» «Под грибом» Игра-драматизация с помощью масок «Репка» |
Тематический план
2 квартал
Блоки | Задачи | Методы развития творческих способностей | Репертуар |
Основы театральной культуры | Познакомить детей с особенностями театрального искусства | Знакомство детей с театральными терминами | Сценка «Зайка трусишка» Театр ложек. Русская народная сказка «Колобок» Беседа «Ты — зритель». Кукольный театр: «Теремок» |
Основы актерского мастерства | Развивать умение владеть своим телом; развивать речевое дыхание; учить пользоваться интонациями; улучшать четкость дикции. | Фонограммы, скороговорки, чистоговорки, потешки, упражнения, работа у зеркала. | Театрализованная игра: «Настроение» Инсценировка: «Зайка трусишка» Упражнение «Кто кого обидел первый» Сказка «Колобок» Упражнение «Кто кого обидел первый» Путешествие в сказку «Теремок» |
Культура и техника речи | Четко произносить слова, звукоподражание. | Упражнения на развитие речи | Сценка «Зайка трусишка» «Назови ласково соседа», «Придумай диалог», «Муха — цокотуха» Театрализованная игра «Диктор», «Придумай диалог», «Изобрази героя» |
Театрализованные представления Игры-спектакли | Совершенствовать импровизационные возможности детей, развивать инициативу и самостоятельность в создании образов различных персонажей | «Зайка трусишка» Драматизация сказки «Колобок» Драматизация сказки «Теремок» |
Тематический план
3 квартал
Блоки | Задачи | Методы развития творческих способностей | Репертуар |
Основы театральной культуры | Познакомить детей с особенностями театрального искусства | Знакомство детей с театральными терминами | Кукольное представление «Лиса, заяц и петух» «Театр сказок» «Сказка о глупом мышонке» С.Я. Маршак Сказка терапия: «Зайка-зазнайка» Сказка: «Репка» |
Основы актерского мастерства | Развивать умение владеть своим телом; развивать речевое дыхание; учить пользоваться интонациями; улучшать четкость дикции. | Фонограммы, скороговорки, чистоговорки, потешки, упражнения, работа у зеркала. | Театрализованная игра: « Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем» Сказка: «Лиса, заяц и петух» Этюды на выражение удовольствия и радости. «Сказка о глупом мышонке» Театральная игра «Репка» |
Культура и техника речи | Четко произносить слова, звукоподражание. | Упражнения на развитие речи | Театрализованные игры «Диктор», «Ипподром» Сказка « Цветок — лепесток». «Играем в сказку» Сказка о глупом мышонке» Театральная игра «Репка» |
Театрализованные представления Игры-спектакли | Совершенствовать импровизационные возможности детей, развивать инициативу и самостоятельность в создании образов различных персонажей | Драматизация сказки «Лиса, заяц и петух» Драматизация сказки «сказка о глупом мышонке» |
Октябрь
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Основы театральной культуры Игра «Мы идем в театр» Цель: познакомить детей с куклами театральной студии Руская народная сказка «Репка». Цель: научить инсценировать хорошо знакомую сказку, используя настольный кукольный театр. Н.Д.Сорокина стр74 Е.А.Антипина стр 49 | Основы актерского мастерства Путешествие в сказку:«Кот, петух и лиса» Цель: познакомить детей с театральной ширмой и верховыми куклами, побуждать к активному участию в театрализованной игре. Разучит фрагменты сказки. Учить передавать образ героев через выразительные средства. Е.А.Антипина стр 57 | Культура и техника речи Игра «Назови свое имя ласково» Цель: развивать дикцию и речевое дыхание. Театральная игра «Кот, петух и лиса» Цель: продолжать разучивать сказку, отрабатывать выразительность речи, произносить реплики с нужной интонацией. Этюды на выражение основных эмоций: «Новая кукла», «Вкусная конфета» | Театрализованная представление «Кот, петух и лиса» Цель: формировать активную позицию (желание брать на себя роль) Учить передавать образ персонажа через выразительные средства. |
Ноябрь
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Основы театральной культуры Беседа: Знакомство с устройством театра Цель: развивать интерес к театральному ис кусству. Игра «Путешествие» Цель: развивать интерес к театральному искусству А.И.Буренина «Кукляндия» стр21 | Основы актерского мастерства Театрализованная игра: «Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем» Цель: развивать у детей умение передавать эмоциональное состояние через мимику, жесты, пластику. Этюд: «Изобрази животного» Кукляндия стр54 Упражнение с пальчиками: «Ай-яй-яй», «Иди сюда», «Приехала бабушка» Кукляндия стр 25 | Культура и техника речи Игра -инсценировка «Курочка рябушечка» Цель: учить детей вести ролевые диалоги. Этюд-импровизация «Вот так история» Цель: формировать словесно создание игрового образа. Кукляндия стр 54 | Театрализованная представление «Под грибом» Цель: воспитывать желание выступать перед зрителями. Поощрять стремление создавать образы в театрализованной игре. 5неделя Театрализованная представление Игра-драматизация с помощью масок «Репка» Цель: Продолжать развивать у детей интерес к театру, сочетать движение и речь. Развивать коммуникативные умения: вступать в ролевое взаимодействие. |
Декабрь
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Основы театральной культуры Сценка «Зайка трусишка» Цель: побуждать детей оформлять декорацию к сценированию сказки. Воспитывать культуру поведения в театре. Кукляндия стр 28 | Основы актерского мастерства Театрализованная игра: «Настроение» Цель: развивать умение выражать различные эмоциональные состояния. Инсценировка: «Зайка трусишка» Цель: развивать умение передавать образ через выразительные средства. Кукляндия стр 28 | Культура и техника речи Сценка «Зайка трусишка» Цель: Высказывать реплики,развивать интанационную выразительность речи, побуждать вступать в ролевое взаимодействие, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. Кукляндия стр 28 | Театрализованная представление «Зайка трусишка» Цель: формировать у детей желание принимать участие в представлении. Поощрять стремление самостоятельно передавать игровой образ с помощью мимики, жеста, интонации. |
Январь
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Основы театральной культуры Театр ложек. Русская народная сказка «Колобок» Цель: развивать у детей интерес к кукольным спектаклям, развивать интонационную выразительность речи, развивать моторику рук, для свободного вождения. Л.Поляк стр 4 | Основы актерского мастерства Упражнение «Кто кого обидел первый» Цель: развиать у детей способность передавать эмоциональное состояние. Кукляндия стр 36 Сказка «Колобок» Цель: изображать характерные движения животных. Л.Поляк стр 4 | Культура и техника речи «Назови ласково соседа», «Придумай диалог», «Муха — цокотуха» Цель: развивать дикцию, учить строить диалог, совершенствовать навыки четкого произношения. «Удивительные истории о животных» Е.А.Гальцова стр 43 | Театрализованная представление Драматизация сказки «Колобок» Цель: учить разыгрывать знакомые сказки, используя выразительные средства. Л.Поляк стр 4 |
Февраль
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Основы театральной культуры Беседа «Ты — зритель». Цель: познакомить детей с правилами поведения в театре, развивать коммуникативные умения. Кукольный театр: «Теремок» Цель: прививать устойчивый интерес к кукольному театру. | Основы актерского мастерства Упражнение «Кто кого обидел первый» Цель: развиать у детей способность передавать эмоциональное состояние. Кукляндия стр 36 Путешествие в сказку «Теремок» Цель: изображать характерные движения животных. | Культура и техника речи Театрализованная игра «Диктор», «Придумай диалог», «Изобрази героя»Цель: развивать дикцию, учить строить диалог, совершенствовать навыки четкого произношения. | Театрализованная представление Драматизация сказки «Теремок» Цель: учить разыгрывать знакомые сказки, используя выразительные средства. |
Март
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Основы театральной культуры Кукольное представление «Лиса, заяц и петух» Цель: продолжать знакомить детей с театром, вспомнить правила поведения в театре. Продолжать учить разыгрывать спектакль по знакомому литературному сюжету. «Театр сказок» Л. Поляк стр 32 | Основы актерского мастерства Театрализованная игра: « Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем» Цель: Развивать у детей умение передавать эмоциональное состояние через мимику, жесты, пластику. Кукляндия стр 55 Сказка: «Лиса, заяц и петух» Цель: разыгрывать несложное представление, используя выразительные средства. | Культура и техника речи Театрализованные игры «Диктор», «Ипподром» Цель: развивать у детей речь, движения, эмоциональную сферу. Сказка « Цветок — лепесток». Цель: активизировать в речи образное выражение. О.А.Шорохова «Играем в сказку» стр 45 | Театрализованная представление Драматизация сказки «Лиса, заяц и петух» Цель: учить разыгрывать знакомые сказки, используя выразительные средства. |
Апрель
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Основы театральной культуры Продолжать знакомить с театром, расказать об артистах и зрителях, повторить правила поведения в театре. «Сказка о глупом мышонке» С.Я. Маршак Цель: Познакомить детей с персонажами сказки. Н.Д. Сорокина стр110 | Основы актерского мастерства Этюды на выражение удовольствия и радости. Цель: развивать у детей умение передавать эмоциональное состояние через мимику , жесты. «Сказка о глупом мышонке» Цель: разучить1часть театрализованной игры «Сказка о глупом мышонке». Учить изображать эмоции, движения персонажей. Н.Д.Сорокина стр 110 | Культура и техника речи «Сказка о глупом мышонке» Цель: разучивание 2 части театрализованной игры. Развивать интонацию, выразительность.
| Театрализованная представление Драматизация сказки «сказка о глупом мышонке» Цель: Поддерживать желание разыгрывать знакомые сказки, используя выразительные средства. |
Май
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя |
Основы театральной культуры Сказктерапия: «Зайка-зазнайка» Цель: продолжать формировать представление детей о театре (артисты волшебники театра, а куклы помошники артистов), закрепить правила поведения в театре. О.А.Шорохова стр 70 Сказка: «Репка» Цель: развивать навыки кукловождения. | Основы актерского мастерства Театральная игра «Репка» Цель: Учить обыгрывать сказку, развивать воображение и фантазию, с помощью мимики и жестов передавать выразительность персонажей. | Культура и техника речи Театральная игра «Репка» Цель: учить выразительно передавать диалог характер и эмоциональное состояние выбранного персонажа. |
2.2 Задачи по развитию театрализованного искусства старшей группы
Основы театральной культуры
Развивать интерес к сценическому искусству. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.
Основы актерского мастерства
Развивать способность понимать эмоциональное состояние человека и уметь адекватно выразить свое настроение. Развивать выразительность жестов. Учить создавать образы с помощью выразительных пластических движений. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а так же их исполнительские умения
Культура и техника речи
Учить разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя при этом выразительные средства (интонацию, мимику, жест).
Театральная деятельность
Поддерживать желание участвовать в кукольных спектаклях, играх – драматизация. Развивать способность импровизировать при создании образа; способность создавать образ с помощью кукол разных систем.
Приучать детей активно участвовать в представлениях; вызвать устойчивый интерес к происходящему на сцене. Воспитывать чувство удовлетворенности от совместной работы.
Тематический план
I квартал
Блоки | Задачи | Методы развития творческих способностей | Репертуар |
Театрализованная игра | Воспитывать готовность к творчеству. Уметь согласовывать свои действия с воображаемыми предметами; строить диалог; импровизировать движение | Игры, фонограмма | «Давайте познакомимся», «Придумай диалог», «Был у зайца огород». Упражнения: «Умываемся», «Обходим лужи», «Тяжелый чемодан» |
Основы театральной культуры | Познакомить детей с особенностями театрального искусства | Знакомство детей с театральными терминами | «Театральная азбука», «Кто работает в театре». Театральный словарь: режиссёр, занавес, реквизит, гример, костюмер, действующее лицо. |
Основы актерского мастерства | Развивать умение владеть своим телом; развивать речевое дыхание; учить пользоваться интонациями; улучшать четкость дикции. | Фонограммы, скороговорки, чистоговорки, потешки, упражнения, работа у зеркала. | Этюдный тренаж: Движение – «Тряпочная кукла пляшет». Мимика – этюды на выражение удовольствия и радости: «Солнышко проснулось!», «Неожиданный подарок», «Улыбка»; Фантастические образы: «Добрая волшебница», «Злая волшебница», «Баба Яга», «Змей Горыныч». |
Основы кукольного театра | Вызвать интерес к настольному, пальчиковому театру, к куклам-прыгункам; развивать моторику рук для свободного кукловождения. | Куклы настольного, пальчикового театра, куклы – прыгунки. | Упражнения: «Шагающие игрушки», «»Первые шаги», «Иди сюда», «Приехала бабушка», «Живые пальчики», «Мячик-попрыгунчик», «Погуляй с моей игрушкой!», «Прыгунки на сцене». |
Основные принципы драматизации | Продолжать развивать умение детей разыгрывать спектакли; побуждать детей к поиску выразительных средств передачи характерных особенностей персонажей спектакля | Костюмы, декорации, фонограммы. | «Колобок» «Сладкоежка» Сказка-игра (по С.Я. Маршаку) «Последнее яблоко» (по В. Сутееву) «Театрализованная викторина» |
Театрализованные представления Игры-спектакли |
II квартал
Блоки | Задачи | Методы развития творческих способностей | Репертуар |
Театрализованная игра | Учить детей вести ролевые диалоги, развивать фантазию, воображение | Игры, фонограмма, сочинение этюдов | «Закончи ситуацию», «Продолжи сказку», «Встреча сказочных героев», «Из какой сказки». Упражнения: «Три подружки», «Котенок потерялся», «Походки» |
Основы театральной культуры | Активировать познавательный процесс | Знакомство детей с театральными терминами. Беседы о театральных профессиях | Игра «Театральная почемучка», Беседы: «Профессия – актер», «Кто главнее в театре». Театральный словарь: антракт, драма, опера, парик, грим, реплика, пантомима, мимика, жесты. |
Основы актерского мастерства | Развивать чувство ритма, координацию движений. Совершенствовать двигательные способности и пластическую выразительность; развивать умение выражать основные эмоции. | Коммуникативные игры, стихи, считалки, басни, фонограмма. | Этюдный тренаж: Этюды: «Лисичка подслушивает», «Вот он какой», «Карлосон», «Бабушка заболела», «Зайчик и волк», «Делай как я», «Сольнышко», «Птицы». Игра «Изобрази сказку». |
Основы кукольного театра | Вызвать интерес к театру бибабо, марионеточному театру. Развивать моторику рук для свободного кукловождения. | Куклы бибабо, марионетки. | Упражнения на ширме: «Флажок», «Птички», «Цветок», «Пчела», «Коза», «Дружные пальчики», «Шарик», «Солнце утром встало», «Петрушка бегает, прыгает». Упражнения с марионетками: «К нам в гости страус пришел», «В гости» |
Основные принципы драматизации | Совершенствовать импровизационные возможности детей, развивать инициативу и самостоятельность в создании образов различных персонажей | Костюмы, декорации, фонограммы, театральные куклы. | «Петушок в гостях у ребят» «Лисичка-сестричка и серый волк», «Невоспитанный Незнайка». Театрализованные представления: «Снежный колобок», «Теремок» (рождественское). Кукольный спектакль «Хвостатый хвастунишка» |
Театрализованные представления Игры-спектакли |
III квартал
Блоки | Задачи | Методы развития творческих способностей | Репертуар |
Театрализованная игра | Воспитывать инициативность и выдержку. Импровизировать игры – драматизации на тему знакомых сказок. | Игры, фонограмма, сочинение этюдов | «Угадай героя», «Изменю себя друзья. Догадайтесь, кто же я?», «Сам себе режиссер», «Дружные звери», «Сами сказки сочиняем, а потом мы в них играем» |
Основы театральной культуры | Активировать познавательный процесс | Знакомство детей с театральными терминами. Беседы о театральных профессиях | «Театральная азбука», «Путешествие» (кукольная Москва). Беседа-диалог «Зачем нужны декорации», «Международный день театра». |
Основы актерского мастерства | Развивать чувство ритма, координацию движений. Совершенствовать двигательные способности и пластическую выразительность; развивать умение выражать основные эмоции. | Коммуникативные игры, стихи, считалки, басни, фонограмма. | Игры: «Подскажи словечко», «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем», «Ипподром», «Мы охотимся на льва», «В гостях у Кузи», «Волшебное зеркало». Упражнения: «За окном солнышко», «Сбил, сколотил – вот колесо», «Зайчишка-трусишка», «Где ты, брат Иван?» |
Основы кукольного театра | Вызвать интерес к театру бибабо, марионеточному театру. Развивать моторику рук для свободного кукловождения. | Куклы бибабо, марионетки. | Упражнения: «Дружные пальчики», «Коза», «Шарик», «Солнце утром встало», «А у нас в лесочке». Этюды: «За грибами», «Облачка и птичка», «Танец кукол». |
Основные принципы драматизации | Совершенствовать импровизационные возможности детей, развивать инициативу и самостоятельность в создании образов различных персонажей | Костюмы, декорации, фонограммы, театральные куклы. | Сценки: «Заботливый ёж» «Маша обедает». Игра-инсценировка «Муравьи». Театрализованные представления «Веселая ярмарка», «По сказкам Шарля Перро» |
Театрализованные представления Игры-спектакли |
Октябрь
1 неделя | |
1 занятие | Театрализованная игра «Давайте познакомимся» Цель: создать эмоционально благоприятную атмосферу для дружеских взаимоотношений; формировать у детей интерес к театральной игре, побуждать к активному общению, развивать умение не вербально описывать предметы. Основы театральной культуры: «Театральная азбука» Цель: познакомить детей с театральной культурой, видами театра. |
2 занятие | Основы актерского мастерства: этюдный тренаж. Мимика - этюды на выражение удовольствия и радости: «Солнышко вернулось!», «Неожиданный подарок», «Улыбка»; Дикция – потешки, скороговорки, чистоговорки; Движения – этюды с музыкальным сопровождением. |
2 неделя | |
1 занятие | Театр игрушки (настольный театр) Упражнение на создание игрового образа: «Шагающие игрушки», «Первые шаги». Цель: развивать моторику рук для свободного кукловождения, поддерживать стремление самостоятельно создавать игровые образы. |
2 занятие | Основные принципы драматизации. Игра-драматизация «Последнее яблоко» по мотивам сказки В. Сутеева Цель: желание участвовать в играх-драматизациях, умение общаться с партнером, способность к импровизации при создании образа. |
3 неделя | |
1 занятие | Театрализованная игра. Упражнения «Умываемся», «Обходим лужи», «Тяжелый чемодан». Цель: Уметь согласовывать свои действия с воображаемыми предметами. Основы театральной культуры: Беседа «Кто работает в театре». Цель: продолжить знакомство детей с театральными профессиями (режиссер, костюмер, гример, декоратор и др.). |
2 занятие | Основы актерского мастерства. Этюдный тренаж на развитие выразительной пантомимики: «Изобрази животное», «Отгадай», «Что я делаю?», «Дом». Цель: Развивать выразительность жестов. Учить создавать образы с помощью выразительных пластических движений. |
4 неделя | |
1 занятие | Освоение пальчикового театра. Упражнение «Иди сюда», «Приехала бабушка», «Живые пальчики». Цель: укрепить мышцы пальцев рук, развивать мелкую моторику, поддерживать стремление самостоятельно создавать игровые образы. |
2 занятие | Театрализованное представление «Сладкоежка». Цель: приучить детей активно участвовать в представлениях; вызвать устойчивый интерес к происходящему на сцене. Воспитывать чувство удовлетворенности от совместной работы. |
Ноябрь
1 неделя | |
1 занятие | Театрализованная игра «Придумай диалог» Цель: учить строить диалог между двумя героями известных сказок, учитывая их характеры и придумывая ситуацию, в которой им пришлось встретиться. Основы театральной культуры: «Театральная азбука» Цель: познакомить детей с понятием «театр», краткой историей появления театра в России, понятием «пьеса». |
2 занятие | Основы актерского мастерства: этюдный тренаж. Мимика – игры с карточками - пиктограммами; Дикция – потешки, скороговорки, чистоговорки; Движения – «Тряпичная кукла пляшет», «Деревянная кукла пляшет» - этюды с музыкальным сопровождением |
2 неделя | |
1 занятие | Освоение кукол-прыгунков Упражнение: «Мячик – попрыгунчик», «Погуляй с моей игрушкой!», «прыгунки на сцене». Цель: познакомить детей с куклами-прыгунками, научить их свободно манипулировать ими. |
2 занятие | Основные принципы драматизации. Сказка – игра (по С.Я. Маршаку) Цель: желание участвовать в играх-драматизациях, умение общаться с партнером, способность к импровизации при создании образа. |
3 неделя | |
1 занятие | Театрализованная игра - пантомима «Был у зайца огород», имитационная игра - «Я покажу – ты угадай». Цель: учить детей импровизировать движения. Основы театральной культуры: «Театральная азбука». Цель: закрепить понятия, познакомить детей с новыми понятиями: «Действующее лицо» |
2 занятие | Основы актерского мастерства. Этюдный тренаж на развитие выразительной пантомимики: фантастические образы «Добрая волшебница», «Злая волшебница», «Баба Яга», «Змей Горыныч». Цель: Развивать выразительность жестов. Учить создавать образы с помощью выразительных пластических движений. |
4 неделя | |
1 занятие | Освоение кукол-прыгунков. Сценка «Зайка-трусишка». Цель: продолжить учить свободно манипулировать куклами-прыгунками, поддерживать стремление самостоятельно создавать игровые образы. |
2 занятие | Театрализованная викторина. Цель: приучить детей активно участвовать в театрализованных играх, развивать интонационную выразительность; воспитывать чувство удовлетворенности от совместной работы. |
Декабрь
1 неделя | |
1 занятие | Театрализованная игра «Закончи ситуацию» Цель: развивать умение общаться, понимать и выражать настроение при помощи неречевых средств (мимика, пантомимика, жесты). Основы театральной культуры: Игра «Театральная почемучка» Цель: продолжить знакомить детей с историей возникновения театра на Руси. |
2 занятие | Основы актерского мастерства: Театрализованная игра «Диалог». Цель: развивать умения осознавать и творчески восполнять различные выразительные интонации. |
2 неделя | |
1 занятие | Основы кукольного театра. Упражнение на ширме: «Флажок», «Птички», «Цветок», «Пчела». Цель: развивать моторику рук для свободного кукловождения. |
2 занятие | Основные принципы драматизации. Инсценировка «Петушок в гостях у ребят». Цель: создавать у детей эмоционально-положительное настроение от результата совместной игры; учить использовать художественные средства выразительности. |
3 неделя | |
1 занятие | Театрализованная игра «Продолжи сказку» Цель: побуждать детей придумывать небольшие сказки и разыгрывать их с помощью различных видов театра. Основы театральной культуры: Беседа «Профессия – актер». Цель: познакомить подробнее детей с театральной профессией – актер. |
2 занятие | Основы актерского мастерства. Этюды «Лисичка подслушивает», «Вот он какой», «Карлосон». Цель: обучить детей выражению различных эмоций и воспроизведению различных эмоций, воспроизведению отдельных черт характера. |
4 неделя | |
1 занятие | Основы кукольного театра. Упражнение на ширме «Петрушка, бегает, прыгает, ходит». Цель: развивать моторику рук для свободного кукловождения. |
2 занятие | Театрализованное представление «Снежный колобок». Цель: побуждать детей к активному общению и участию в представлении, развивать умения передавать образ через выразительные средства. |
Январь
1 неделя | |
1 занятие | Театрализованная игра «Встреча сказочных героев» Цель: развитие коммуникативных умений: умение отвечать на вопросы, действовать и высказываться поочередно; учить чувствовать своего партнера, стремиться подыгрывать ему.. Основы театральной культуры: «Театральная почемучка» Цель: определять и называть разновидности знакомых кукольных театров (настольный, стендовый, бибабо, верховых кукол, марионеток, пальчиковый). |
2 занятие | Основы актерского мастерства: Театрализованная игра «Изобрази сказку». Цель: учить налаживать игровое и речевое взаимодействие со сверстниками. |
2 неделя | |
1 занятие | Основы кукольного театра: Игра «Театр двух актеров» Цель: закрепить обучение детей приемам кукловождения театра бибабо. |
2 занятие | Основные принципы драматизации. Игра-инсценировка «Невоспитанный Незнайка» Цель: создавать у детей эмоционально-положительное настроение как результат совместной игры; учить использовать художественные средства выразительности. |
3 неделя | |
1 занятие | Театрализованная игра «Продолжи сказку». Цель: побуждать детей придумывать небольшие сказки и разыгрывать их с помощью различных видов театра. Основы театральной культуры: «Театральная почемучка». Цель: продолжить знакомить детей с историей возникновения театра на Руси. |
2 занятие | Основы актерского мастерства. Этюды на выражение различных эмоциональных состояний: «Бабушка заболела», «Зайчик и волк». Этюды: «Делай, как я» «Солнышко», «Птицы». Цель: Учить детей выразительным движениям, совершенствовать импровизационные способности. |
4 неделя | |
1 занятие | Освоение кукольного театра. Этюд «К нам в гости страус пришел». Цель: продолжить знакомить детей с приемами кукловождения марионеток. |
2 занятие | Театрализованное представление (рождественское) «Теремок». Цель: способствовать развитию коммуникативных умений, привлечь детей к активному участию в подготовке и проведению кукольного театра; поощрять активное участие детей в кукольном спектакле; воспитывать дружеское взаимодействие.. |
Февраль
1 неделя | |
1 занятие | Театрализованная игра «Три подружки», «Котёнок потерялся», «Походки». Цель: учить преодолевать замкнутость, двигательное раскрепощение. Основы театральной культуры: «В театре» Цель: закрепить навыки поведения во время просмотра спектакля; уточнить знания правил поведения во время посещения театра. |
2 занятие | Основы актерского мастерства: театрализованная игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем» Цель: развивать у детей умение передавать эмоциональное состояние через мимику, жесты, пластику. |
2 неделя | |
1 занятие | Основы кукольного театра: упражнение «Дружные пальчики», «Коза», «Шарик», «Солнце утром встало». Цель: развивать моторику рук для свободного кукловождения. |
2 занятие | Основные принципы драматизации. Драматизация «Лисичка-сестричка и серый волк» Цель: развивать инициативу и самостоятельность детей в разыгрывании спектакля по знакомой сказке, продолжить учить детей пользоваться прямой и косвенной речью в инсценировках сказок. |
3 неделя | |
1 занятие | Театрализованная игра «Из какой сказки» Цель: развитие коммуникативных умений: умение отвечать на вопросы, действовать и высказываться поочередно; учить чувствовать своего партнера, стремиться подыгрывать ему. Основы театральной культуры: «Кто главнее всех в театре». Цель: активизировать познавательный процесс, закрепить знание театральных профессий. |
2 занятие | Основы актерского мастерства. Театрализованная игра «Изобрази сказку». Цель: Учить налаживать игровое и речевое взаимодействие со сверстниками. |
4 неделя | |
1 занятие | Основы кукольного театра. Упражнение «В гости». Цель: формировать устойчивый интерес к куклам-марионеткам, желание управлять ими.. |
2 занятие | Театрализованное представление кукольного театра: «Хвостатый хвастунишка» (по рассказу Я. Тенясова). Цель: развивать у детей интерес к кукольному театру, учить сочетать движение и речь, поощрять активное участие детей в кукольном театре. |
Март
1 неделя | |
1 занятие | Театрализованная игра «Угадай героя» Цель: учить детей вести ролевые диалоги, используя выразительные средства (интонацию, движения, мимику, жесты). Основы театральной культуры: «Театральная азбука» Цель: продолжить знакомство с театром; рассказать детям об артистах и зрителях, повторить правила поведения в театре.. |
2 занятие | Основы актерского мастерства: театрализованная игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем» Цель: развивать у детей умение передавать эмоциональное состояние через мимику, жесты, пластику. |
2 неделя | |
1 занятие | Основы кукольного театра: упражнение «Дружные пальчики», «Коза», «Шарик», «Солнце утром встало». Цель: развивать моторику рук для свободного кукловождения. |
2 занятие | Основные принципы драматизации. Сценка «Заботливый ёж» Цель: учить разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства. |
3 неделя | |
1 занятие | Театрализованная игра «Изменю себя друзья. Догадайтесь, кто же я?». Цель: развивать внимание, наблюдательность, воображение, используя выразительные средства (интонацию, движения, мимику, жесты). Основы театральной культуры: Игра «Театральная азбука» Цель: продолжить знакомство детей с театром; рассказать детям об артистах и зрителях, повторить правила поведения в театре. |
2 занятие | Основы актерского мастерства. Игра «Подскажи словечко». Цель: побуждать детей вступать в диалог, аргументировать свое мнение, развивать интонационную выразительность. |
4 неделя | |
1 занятие | Основы кукольного театра. Упражнение «Дружные пальчики», «Коза», «Шарик», «Солнце утром встало». Цель: развивать моторику рук для свободного кукловождения |
2 занятие | Театрализованное представление «Весёлая ярмарка». Цель: способствовать развитию коммуникативных умений, привлечь детей к активному участию в подготовке и проведению спектакля; развивать способность к свободному выбору движений, жестов, мимики, интонации, к передаче игрового образа; совершенствовать импровизационные способности. |
Апрель
1 неделя | |
1 занятие | Театрализованная игра «Сам себе режиссер» Цель: дать детям возможность самостоятельно сочинить сценку про животных; учить средствам театральной деятельности рассказывать о животных Основы театральной культуры: «Путешествие» (кукольная Москва) Цель: продолжить знакомство с театром; рассказать детям о знаменитых кукольных театрах Москвы. |
2 занятие | Основы актерского мастерства. Этюды на сопоставление различных эмоций: «За окном солнышко», «Сбил, сколотил – вот колесо», «Зайчишка-трусишка», «Где ты, брат Иван?». Цель: развивать у детей умение передавать эмоциональное состояние через мимику, жесты, пластику. |
2 неделя | |
1 занятие | Основы кукольного театра: освоение перчаточных кукол. Этюды: «За грибами», «Облачко и птичка», «Танец кукол». Цель: развивать моторику рук для свободного кукловождения. |
2 занятие | Основные принципы драматизации. Сценка «Маша обедает». Цель: учить разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства. |
3 неделя | |
1 занятие | Театрализованная игра «Дружные звери». Цель: учить детей вести ролевые диалоги, развивать фантазию, воображение. Основы театральной культуры: Беседа-диалог «Зачем нужны декорации (музыка)?». Цель: продолжить знакомство с театром; рассказать детям об артистах и зрителях, повторить правила поведения в театре. |
2 занятие | Основы актерского мастерства. Игры на координацию движений и речи: «Ипподром», «Мы охотимся на льва». Этюды на развитие мимики: «В гостях у Кузи», «Волшебное зеркало». Цель: Развивать выразительность жестов. Учить создавать образы с помощью выразительных пластических движений. |
4 неделя | |
1 занятие | Освоение кукольного театра. Сценка для перчаточных кукол, бибабо «А у нас в лесочке». Цель: закреплять навыки кукловождения различных видов кукольных театров. |
2 занятие | Театрализованное представление «Весёлая ярмарка». Цель: способствовать развитию коммуникативных умений, привлечь детей к активному участию в подготовке и проведению спектакля; развивать способность к свободному выбору движений, жестов, мимики, интонации, к передаче игрового образа; совершенствовать импровизационные способности. |
Май
1 неделя | |
1 занятие | Театрализованная игра «Сказки сами сочиняем, а потом мы вниз играем» Цель: развивать творческое воображение, учить выразительно передавать характерные особенности героев сказки. Основы театральной культуры: «Путешествие с театральным билетом» Цель: продолжить знакомить детей с устройством театрального здания, с атрибутами театрального представления. |
2 занятие | Основы актерского мастерства. Этюды М. Чистяковой: «Я не знаю», «Дружная семейка», «Насос и мяч», «Снежный ком». Цель: развивать у детей умение передавать эмоциональное состояние эмоциональное состояние через пластику, мимику, жесты. |
2 неделя | |
1 занятие | Основы кукольного театра. Этюды на ширме: «Мама гуляет», «Две мышки», «Дед и репа». Цель: продолжать знакомить детей с приемами вождения верховых кукол.. |
2 занятие | Основные принципы драматизации. Игра-инсценировка «Муравьи» по стихотворению Е. Козловой. Цель: привлечь детей к активному участию в играх-инсценировках, обучать правильно выражать свои чувства и переживания; поддерживать интерес к происходящему на сцене. |
3 неделя | |
1 занятие | Театрализованная игра «Изобрази настроение». Цель: учить разыгрывать диалоги, используя выразительные средства (интонацию, движения, жесты, мимику), развивать коммуникативные умения.. Основы театральной культуры: Беседа «В нашем театре». Цель: углубить знания детей о театре, как о виде искусства; уточнить сведения об основных средствах выразительности. |
2 занятие | Основы актерского мастерства. Игры с пиктограммами: «Подбери фразу», «Придумай и скажи фразу с интонацией карточки-пиктограммы». |
4 неделя | |
1 занятие | Освоение пальчикового театра: «Путешествие в страну сказок» (фрагменты с театральными куклами). Цель: закрепить навыки кукловождения различных видов кукольных театров, формировать устойчивый интерес к кукольному театру. |
2 занятие | Театрализованное представление «По сказкам Шарля Перро». Цель: Развивать желание принимать активное участие в празднике, используя средство выразительности, воспитывать чувство удовлетворения от совместной работы, развивать способность к свободному выбору движений, жестов, мимики, интонации к передаче игрового образа, совершенствовать импровизационные способности. |
2.8 Формы организации театрализованной
деятельности дошкольников.
К основным формам организации театрализованной деятельности дошкольников в детском саду относятся: музыкальные занятия; совместная театрализованная деятельность взрослых руководителя кружка, воспитателя, и детей в повседневной жизни ДОУ в разнообразии форм; праздники и развлечения; Самостоятельная импровизационная деятельность детей. В работе руководителя основной формой организации кружковой деятельности детей традиционно являются занятия.
Театрализованные занятия имеют несколько разновидностей:
Виды занятий. | Характеристика. |
1 . Индивидуальные занятия | Проводятся отдельно с ребенком. Продолжительность такого занятия 5-10 минут, 2 раза в неделю. Для детей старшего дошкольного возраста организуется с целью совершенствования и развития творческих способностей. Умений и навыков передачи образа разными выразительными средствами |
2. Подгрупповые занятия | Проводятся с детьми 2-3 раза в неделю по 10-20 минут, в зависимости от возраста дошкольников. |
3. Фронтальные занятие | Проводиться со всеми детьми возрастной группы, их продолжительность также зависит от возрастных возможностей воспитанников. |
5.Типовое (или традиционное) | Включает в себя все блоки театрализованной деятельности детей (основы театральной культуры, основы актерского мастерства, культура и техника речи, театрализованное представление) |
7. Тематическое | Определяется наличием конкретной темы по событию |
8. Комплексные | Основываются на взаимодействии различных видов искусства – музыки, живописи, литературы, театра, Их цель – объединять разные виды художественной деятельности детей(музыкальную, театрализованную, художественно- речевую, продуктивную) обогатить представление детей о специфики различных видов искусства и особенностях выразительных средств |
9. Интегрированные занятия | Отличается наличием взаимовлияния и взаимопроникновения (интеграцией) содержание разных образовательных областей программы, различных видов деятельности, разных видах искусства, работающих на раскрытие в первую очередь идеи или темы, какого – либо явления, образа. |
Исходя из возникновения развития театрализованной деятельность детей дошкольного возраста, можно определить оптимальные формы организации театрализованной деятельности дошкольников.
Вариативные формы театрализованной деятельности дошкольников в ДОУ.
Возраст | Ведущая деятельность | Современные формы и методы театрализованной деятельности |
4-5 лет | Игровая (сюжетно – ролевая игра) |
|
5-6 лет | Сложные интегративные виды деятельности, переход к учебной деятельности |
|
Театрализованная деятельность состоит из трех частей:
1. Вводная часть. Имитационные упражнения.
Цель: настроить ребенка на занятие и развивать навыки основных средств выразительности, которые будут использованы в спектаклях
2. Основная часть. Восприятие образа героев
Цель: приучать ребенка определять характер героев, использовать выразительные средства для передачи образа.
В основную часть занятий включаются и музыкально-дидактические игры, направленные на знакомство с характером движения героев, развитие памяти и воображения, творческих способностей.
3. Заключительная часть.
Игры спектакли
III Раздел Организационный
3.1.Методы и приемы работы с воспитанниками
Словесные методы:
- Художественное слово (стихотворения, песни, частушки, загадки, потешки)
- Рассказ
- Беседа
Наглядные методы:
- Иллюстрации
- Сказки
- Детские работы
Практические методы и приемы:
- Выразительный показ
- Музыкальное сопровождение
- Вовлекающий показ
- Проигрывание эпизода
Эвристический метод:
- Совет
- Поощрение
- Частичный показ
- Напоминание
Игровые методы и приемы
Метод креативности
Импровизационный метод
3.2 Взаимодействие участников образовательного процесса
Взаимодействие с родителями
Семья играет главную роль в жизни ребёнка. Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Главной должна стать атмосфера добра, доверия и взаимопонимания между педагогами и родителями.
Работа с родителями – одно из важнейших направлений в работе, по созданию благоприятных условий для развития творческих способности детей дошкольного возраста.
Ориентация на индивидуальность ребенка требует тесной взаимосвязи между детскими садом и семьей, и предполагает активное участие родителей в педагогическом процессе.
Очевидно, что именно помощь родителей обязательна и чрезвычайно ценна. Потому что, во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка и во-вторых, только у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе живого, непосредственного общения со своим малышом.
Чтобы убедить родителей в необходимости активного участия в процессе формирования музыкальных способностей детей можно использовать такие формы работы:
- выступления на родительских собраниях;
- анкетирование;
- индивидуальное консультирование;
- занятия – практикумы (занятия предусматривают участие воспитателей, логопедов, психологов, совместную работу с детьми).
- проведение праздников и развлечений.
В процессе работы с родителями можно использовать вспомогательные средства. Совместно с воспитателями организовывать специальные “театрализованные уголки”, информационные стенды, тематические выставки книг. В “родительском уголке” размещать полезную информацию, которую пришедшие за малышами родители имеют возможность изучить, пока их дети одеваются. В качестве информационного материала размещать статьи специалистов, взятые из разных журналов, книг, конкретные советы, актуальные для родителей, пальчиковые игры, слова песен, хороводов. Приглашать взрослых на индивидуальные занятия с их ребенком, где они имеют возможность увидеть, чем и как мы занимаемся, что можно закрепить дома. В течение года в детском саду проводить “День открытых дверей” для родителей. Посещение режимных моментов и занятия, в том числе и театрального кружка
Задача руководителя – раскрыть перед родителями важные стороны развития ребёнка на каждой возрастной ступени дошкольного детства, заинтересовать, увлечь творческим процессом развития гармоничного становления личности, его духовной и эмоциональной восприимчивости.
Взаимодействие с воспитателями
Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в детском саду,- следовательно, он не может оставаться в стороне и от развития театрализованного искусства. Педагогу важно не только понимать и любить творчество, уметь выразительно играть роль, эмоционально передавать образ героев сказки, организовывать постановки к событиям. Самое существенное – уметь применить свой артистический опыт в воспитании детей.
Воспитывая ребёнка средствами театрализованной деятельности, педагог должен понимать её значение для всестороннего развития личности и быть её активным проводником в жизнь детей. Очень хорошо, когда дети в свободные часы водят хороводы, поют песни, импровизируют, придумывают и обыгрывают свои сказки. Театр должна пронизывать многие стороны жизни ребёнка. Направлять процесс воспитания в нужное русло может лишь тот, кто неотрывно работает с детьми, а именно – воспитатель. В детском саду работу по повышению уровня художественно эстетического развития театрализованной деятельности ведет педагог.
Модель
Месяц | Взаимодействие с воспитанниками Организованное обучение, индивидуальная работа, праздники, развлечения, городские мероприятия, взаимодействие с социумом. | Взаимодействие с педагогами Участие в семинарах, консультации, участие в ПМПК. | Взаимодействие с родителями Участие в собраниях, консультирование, участие в праздниках и развлечениях. |
Сентябрь |
Кукольный спектакль |
|
|
Октябрь |
«Заяц хваса»
|
|
|
Ноябрь |
«День народного единства» |
|
|
Декабрь |
|
|
|
Январь | «Колядки»- фольклорный праздник.
|
|
|
Февраль |
|
|
|
Март |
|
|
|
Апрель |
|
|
|
Май |
« Спасти и сохранить».
|
выпуску
|
|
3.4. Система мониторинга достижений детьми планируемых результатов освоения программы.
В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия, установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка.
Результаты педагогической диагностики используются исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
Процедура отслеживания и оценки результатов развития театрализованной деятельности детей проводится 2 раза в год (в сентябре, мае).
3.5 Критерии оценки индивидуального развития воспитанников
№ п/п | Возраст | Уровень развития | ||
Не справляется | Частично справляется | Справляется | ||
1 | Средний | произведения не Не умеет самостоятельно Не стремиться к | Внимательно слушает сказки, но
выразительности.
| Эмоционально откликается на |
2 | Старший | Восприятие и интерес к чтению художественной литературы поверхностный, не умеет сосредоточенно слушать, затрудняется в определении характера. . Не выразительно выполняет основные виды движений, не передает выразительно образ героя В творчестве безинициативен. | Восприятие художественной литературы недостаточно глубокое, но характеризуется быстрой откликаемостью, спадом интереса, внимания. Знания поверхностны, не до конца осознает роль выразительных средств для воплощения того или иного образа. Не проявляет особой выдумки при выполнении творческих заданий. | Эмоционально воспринимает чтение художественной литературы про изведения, определяет характер, жанры, узнает знакомые сказки, высказывает о них свое суждение. Выразительно и уверенно передает образ героя разными средствами. Импровизирует оригинальные попевки, сочиняет сказки выразительно передает игровые образы.
|
3.6 Материально-техническое обеспечение программы
Дидактическое обеспечение
1Музыкально-дидактические игры
- Три цветка (Дидактическая игра на определение характера героя)
- Три медведя (Дидактическая игра для развития чувства ритма)
- Сладкий колпачок (Дидактическая игра на закрепление пройденного м материала)
- День рождения (Дидактическая игра на определение характера музыки)
- Удивительный светофор (Дидактическая игра на усвоение характерамузыки)
- Вот так, зайцы! (Дидактическая игра на усвоение характера музыки) Музыкальное окошко (Дидактическая игра на определениевысоты звучания голоса и узнавание музыкального инструмента).
- Солнышко (Дидактическая игра на определение высоты звуков,
- расположения нот на нотном стане)
- Веселые подружки (Дидактическая игра на развитие чувства ритма) Веселые гудки (Дидактическая игра для развития чувства ритма) Музыкальная поляна (Дидактическая игра на закрепление знанийо длительности звуков.Составление простых попевок)
- Цветик-семицветик(Дидактическая игра на развитие памятии музыкального слуха)
- Зонтик (Дидактическая игра на закрепление знаний о высоте звукаи его длительности, расположении нот на нотоносце)
- Домик-крошечка (Дидактическая игра на закреплениезнаний детей о постепенном движении мелодии вверх и вниз)
- Веселый паровозик (Дидактическая игра на закрепление знанийо длительности звуков)
- Сладкое дерево (Дидактическая игра на закрепление знанийо длительности звука)
- Глашенька учит танцевать (Дидактическая игра на развитиечувства ритма)
- Музыкальный секрет (Дидактическая игра на закреплениепройденного материала по пению, слушанию музыки и определениежанров (танец, марш., песня) и характера музыкальныхпроизведений)
- Поможем Дюймовочке(Дидактическая игра на закреплениепройденного музыкального материала)
- Музыкальные птенчики (Дидактическая игра на закрепление знанийо высоте звука (высокий и низкий), развитие детского творчества) Воздушные шары (Дидактическая игра на закрепление знаний о длительности звуков)
3 Иллюстрации и картины
4 Музыкальные инструменты
5 Аудио-видео кассеты
6 Костюмы
7 Атрибуты
8 Игрушки
9 Кукольный театр (разные виды театра)
10 Интерактивная доска.
11 Информационные носители (диски)
№ | Наименование ТСО, имущества | Марка | Кол-во |
1 | Магнитофон | «Самсунг» | 1 |
5 | Телевизор | «Панасоник» | 1 |
6 | Проектор | 1 | |
7 | Экран | 1 | |
8 | Мольберт | 1 | |
9 | Стол детский | 10 | |
10 | Стулья детские | 25 | |
11 | Шкаф детский | 1 | |
12 | Стол рабочий | 1 | |
13 | Стулья взрослые | 1 |
Список литературы
1. Боряева Л.Б., Вечканова И.Г., Загребаева Е.В., Зорин А.П. В мире сказки: театральные игры – занятие с детьми с проблемами в интелектуальном развитии. – СПб: Издательство Букоского, 1994. – 60с.
2. Бочкарев Л.П. Создание игровых образов детьми шестого года жизни под влиянием художественной книги и картины: Автореферат кандидата педагогических наук. – М., 1982 – 212с.
3Доронова Т. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности // Ребенок в детском саду. – 2001. - №2. – с.56-62
4. Караменко Т.Н., Караменко Ю.Г. Кукольный театр – дошкольникам: Театр картинок. Театр игрушек. Театр Петрушек. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1982. – 191с.
5. Крамаренко О. Театрально-игровая деятельность как интегрированная деятельность в эстетическом воспитании детей // Детский сад от А до Я. – 2004. - № 6. – с. 82-84.
6. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 128с.
7. Машевская С. Риторика + Театр // Дошкольное образование. – 2004. - № 6. – с. 8-26.
8. Родина М.И., Буренина А.И. «Кукляндия»: Учеб.-метод. Пособие по театрализованной деятельности. – СПб.: Издательство «Музыкальная палитра», 2008. – 112с.
9. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. Программа «Театр-творчество-дети» (Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович): Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного обраования и музыкальных руководителей детских садов. – 3-е изд., испр. и допол. – М.: АРКТИ, 2002. – 208с.
10. Цапай Т. Играем в театр // Детский сад от А до Я. – 2004. - № 6. – с.
11. Шорохова О.А. Игаем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 208с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет
Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...
Непосредственно организованная образовательная деятельность "Петрушка, угадай мою игрушку"
Представлен коспект НООД "Петрушка, угадай мою игрушку" по развитию речи для детей средней группы....
Образовательная деятельность : " Петрушка в гостях у ребят"
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие...
Программа дополнительного образования "Театр Петрушки"
Преимущества развития детей средствами театрального искусства заключены, прежде всего, в коллективной природе театра....
«Дополнительное образование в МДОУ, как один из факторов, речевого, интеллектуального развития и социализация воспитанников на тему: «Дополнительные образовательные услуги, направленные на художественно-эстетическое развитие обучающихся»
laquo;Дополнительное образование в МДОУ, как один из факторов, речевого, интеллектуальногоразвития и социализация воспитанников на тему: «Дополнительные образовательные услуги,направленные...
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023г.
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023...
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Каприз».
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Каприз»....