Дополнительная образовательная программа кружка «Умные ладошки»
рабочая программа (младшая группа)
Творческая личность – одна из важных задач педагогики на современном этапе. Развитие начинается в дошкольном возрасте. Сухомлинский В.А. говорил: «Истоки способностей дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити ручейки, которые питается источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Эффективным средством ее решения в дошкольном возрасте является изобразительное творчество с помощью нетрадиционной техники.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 18 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район
Республики Башкортостан
Утверждаю
заведующий МАДОУ
детский сад № 18 г. Туймазы
_______ Л.Ф.Бикбулатова
Пр. № __ от «___» ________ 2020г.
Дополнительная образовательная программа
кружка «Умные ладошки»
Направленность: Художественная
Возраст детей: 3-4 года
Срок реализации: 1 год
Уровень: базовый
Составил: Воспитатель
Кучмина Екаерина Валерьевна
Туймазы 2020
Оглавление
Введение
- Пояснительная записка
- Направленность ДОП ……………………………………………... 3
- Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность……... 5
- Цель и задачи……………………………………………………….. 5
- Отличительные особенности ДОП от уже существующих образовательных программ……………………………………….. 6
- Возраст детей, участвующих в реализации ДОП…………….….. 7
- Сроки реализации ДОП (продолжительность образовательного процесса, этапы)…………………………………………………….7
- Формы и режим кружка….………………………………………... 7
- Планируемые результаты и способы определения их результативности…………………………………………………... 7
- Содержание ДОП
2.1Учебно-тематический план ДОП ………………………………..…....8
2.2.Календарно-тематический план ДО….…………………………… .11
- Материально – техническое обеспечение ДОП …………………….17
- Методическое обеспечение ДОП……………………………………..18
- Кадровое обеспечение …………………………………………………18
- Финансовые условия…………………………………………………...18
- Список использованной литературы …………………………..….. 18
Введение
Настоящая дополнительная программа (далее ДОП) разработана для оказания дополнительной образовательной услуги детям 3-4 лет. Занятия в кружке позволяют развивать творческие задатки дошкольников, мелкую моторику пальцев рук, самооценку, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества.
- Пояснительная записка
Творческая личность – одна из важных задач педагогики на современном этапе. Развитие начинается в дошкольном возрасте. Сухомлинский В.А. говорил: «Истоки способностей дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити ручейки, которые питается источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Эффективным средством ее решения в дошкольном возрасте является изобразительное творчество с помощью нетрадиционной техники.
Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. И мы должны пробудить в ребенке веру в себя, в свои способности, в веру в то, что он пришел в этот мир приносить людям радость, творить добро.
ДОП «Весёлые ладошки», объединив два вида деятельности: театрализованную и продуктивную, поможет ребенку развивать творческие способности, ориентирует его на ценность труда в эмоционально-поведенческом аспекте.
- Направленность
ДОП кружка ориентирована на детей без специальной подготовки и рассчитана на один год. Её направленность – «Художественно – эстетическое развитие», осуществляется в интеграции с образовательными областями: «Социально-коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие», «Физическое развитие».
В данной ДОП учтены концептуальные положения программ дошкольного образования и нормативно - правовые документы:
- Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года.─ ООН 1990.
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации: ─ Режим доступа: pravo.gov.ru..
- Федеральный закон 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р о Стратегии развития воспитания до 2025 г.[Электронный ресурс].─ Режим доступа:http://government.ru/docs/18312/.
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. № 68 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» // Российская газета. – 2013. – 19.07(№ 157).
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 июня 2003 г. № 118 (ред. от 03.09.2010) «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03» (вместе с «СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. 2.2.2. Гигиена труда, технологические процессы, сырье, материалы, оборудование, рабочий инструмент. 2.4. Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 мая 2003 г.) (Зарегистрировано в Минюсте России 10 июня 2003 г., регистрационный № 4673)
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013г., регистрационный № 30384).
- Приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (Зарегистрирован в Минюсте России 6 октября 2010 г. № 18638)
- Письмо Минобрнауки России «Комментарии к ФГОС ДО» от 28 февраля 2014 г. № 08- 249 // Вестник образования.– 2014. – Апрель. – № 7.
- Письмо Минобрнауки России от 31 июля 2014 г. № 08-1002 «О направлении методических рекомендаций» (Методические рекомендации по реализации полномочий субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования).
- Письмо Минобрнауки РФ от 11 декабря 2006 г. №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
- Приказ Министерства Просвещения РФ от 9 ноября 2018 г.№ 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (не в ступил в силу).
- Примерная основная программа дошкольного образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образования (Протокол от 20 мая 2015 г. №2/15)
- От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М.Дорофеева.
- Основная образовательная программа МАДОУ детский сад № 18 г. Туймазы.
- Приказ №318 от 02.09.2019 г. МАДОУ детский сад № 18 г. Туймазы «Об утверждении деятельности детского сада на новый 2019-2020 учебный год»
В основе обучения – индивидуальный подход, учитывающий интересы ребенка, его задатки. Работа с детьми строится на основе сотрудничества, уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к его личности.
- Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Новизна ДОП состоит в том, что она создает условия для развития познавательных и психических процессов, благодаря использованию развивающих упражнений и познавательного материала из различных областей.
Актуальность Мир ребенка эмоциональный и красочный. В ребенке уже заложено стремление узнавать и создавать. И не для кого, не секрет, что дети любят мастерить. Воспитать творческого человека без красоты невозможно. Прекрасное находится рядом с человеком. И чем разнообразней детская деятельность, тем успешней идет развитие ребенка.
Педагогическая целесообразность. Регулярные занятия в кружке способствуют развитию у детей творческих навыков, пространственного воображения, знакомят с разными способами изображения предметов, приобщает к миру искусства и расширяет кругозор. Проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества, формируется правильная самооценка детей. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму.
- Цель и задачи дополнительной ДОП
Цель: Развитие у детей художественно-творческих способностей посредством нетрадиционных методов рисования и работы с природным материалом.
Задачи:
- создание условий для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости и пространственных отношений;
- формирование положительно-эмоционального восприятия окружающего мира, художественного вкуса, интереса к ручному труду;
- развитие сенсорных, мыслительных и психических процессов, речевой активности, зрительно – двигательной координации движений рук;
- развитие у детей умения применять полученные представления в самостоятельной деятельности, проявляя творческое воображение и фантазию;
- воспитывать умение слушать, взаимодействовать между собой и педагогом.
- Отличительные особенности дополнительной образовательной программы
Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей:
- «Познавательное развитие» – умение работать коллективно, закрепление умения считать в пределах 10, совершенствование умения ориентироваться в пространстве, понимать смысл пространственных отношений, определять местонахождения, обозначать в речи местонахождение предметов.
- «Социально-коммуникативное развитие» – умение согласовывать свои действия с действиями партнеров. Развитие умения доводить начатое дело до конца. Умение оценивать результаты своей работы (с помощью взрослого). Воспитание самостоятельности. Воспитание бережного отношения к материалам и инструментам. Развитие желания помогать друг другу, выполненные задания помогают ребенку почувствовать себя успешным.
- «Речевое развитие» – развитие навыка свободного общения с взрослыми и детьми, обогащение речи существительными и глаголами, обозначающими пространственные отношения, употребление слов в точном соответствии с их смыслом.
Отличительная особенность ДОП является организация непосредственно-образовательной и игровой деятельности, как единого процесса, направленного на развитие речи, творческих, познавательных способностей детей, использование такого количества игр в образовательной деятельности, где бы каждый ребёнок мог реализовать свои эмоциональные, физические способности.
Образовательный процесс строится на следующих принципах:
Принцип доступности:
- учёт возраста, индивидуальных особенностей;
- индивидуализация образования;
Принцип последовательности:
- изучение и овладение материалом идет от простого к сложному, то есть виды заданий и работ усложняются в зависимости от совершенствования умений и навыков.
- изучение новых тем опирается на знания, приобретенные детьми в процессе изучения предыдущего материала (от близкого к далекому).
Принцип научности:
- включение в содержание программы доступных для детей понятий и терминов.
Принцип наглядности:
- широкое использование наглядных пособий, дидактического материала, художественной литературы.
Принцип развивающего обучения:
- обучение опережает развитие (зона ближайшего развития).
Соблюдение принципов развивающего обучения позволяет каждому ребенку чувствовать успех в любой сфере деятельности, что ведет к формированию позитивного «Я» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.
- Возраст детей, участвующих в реализации ДОП
ДОП кружка «Умный ладошки» рассчитана на детей младшего дошкольного возраста.
- Сроки реализации дополнительной образовательной программы
Продолжительность с 03.10.2020 по 27.05.2021 учебный год.
- Формы и режим кружка
Формы обучения:
- Индивидуальные
- Групповые
Режим кружка
Возраст детей | Время занятия | Количество занятий в неделю | Количество в год |
3-4 лет | 15 мин. | 1 | 33 |
- Планируемые результаты и способы определения их результативности.
• Укрепление и развитие руки, координации, ритмики, общей и артикуляционной моторики.
• Развитие пространственных отношений, речевого сопровождения.
• Развитие у детей художественно-творческих способностей посредством нетрадиционных методов рисования и работы с природным материалом.
Формы подведения итогов реализации ДОП
Итогом реализации ДОП является:
- демонстрация своего накопленного опыта перед сверстниками, родителями;
- отчет на итоговом педсовете о деятельности и результативности ДОП кружка «Умный ладошки»;
Мониторинг:
- педагогическое наблюдение
- анализ детских работ
- желание и интерес к продуктивной деятельности
Критерии результативности реализации программы.
Используются материал из «Методики оценки психомоторного развития дошкольника» Н.О. Озерецкого, Н.И.Гуревич.
Уровень освоения
Диагностика в начале учебного года:
1. Упражнение «Фонарики»,
2. Сжимание и разжимание кулачков,
3. Потирание кулачков,
4. Сминание бумаги в кулаке.
Критерии делятся на три уровня: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень: точное воспроизведение движения.
Средний уровень: основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения.
Низкий уровень: отсутствие основных элементов в структуре движения.
Диагностика в конце года:
1. тест «Скатай шарики» - оценка тонкой моторики пальцев рук (средний показатель 20 секунд).
2.тест «Смотай клубок» - оценка тонкой моторики пальцев рук (нитка – 2 метра, 15 секунд).
3.тест «Разложи спички по коробкам» - оценка тонкой моторики пальцев рук (10 палочек, 20 секунд).
4.тест «Разложи карточки» - оценка тонкой моторики пальцев рук.
Н – низкий уровень (1балл).
С – средней уровень (2 балла).
В – высокий уровень (3 балла).
Содержание ДОП .
2.1. Учебно-тематический план ДОП.
№ занятия | Содержание | Примечание |
Октябрь | ||
1 | «Кап-кап дождик» 1) Потешка «Дождик, дождик, веселей!» 2) Рисование в нетрадиционной технике рисования — ватными палочками "Капельки дождя» | Гуашь синего цвета, тучка, влажные салфетки, ватные палочки |
2 | «Осень». 1) Пальчиковая игра "Осень" 2) Рисование пальчиками «Осенний дождик». | Листы с изображением тучек и осенней природы. Пальчиковая краска синего цвета, салфетки. Зонт для игры. Иллюстрации эскизы, рисунки. Музыка. |
3 | «Вышла курочка гулять». 1) Разучивание песни «Вышла курочка гулять…». 2) Изготовление цыпленка из бросового материала | Познакомить с пальчиковым театром. Пластилин, контейнер от киндера, музыка |
4 | «Угощение для курочки и цыплят». 1) Пальчиковая игра. «Это Я» 2) Аппликация с использованием пластилина - техника мозаика | Шаблон курочки, цыплят или угощения, разноцветный пластилин (маленькие разноцветные шарики). |
5 | «Осенний лес». 1) Гимнастика «Мы идем в осенний лес» 2) Аппликация из гербария "Осенний лес" | Альбомный лист, гербарий, клей |
Ноябрь | ||
1 | «Сорока-ворона». 1) Пальчиковая игра «Сорока-ворона». 2) Аппликация из круга и полукруга «Сорока» | Круг и полукруг из цветной бумаги |
2 | «Угощение для бельчат и ежат» 1) Гимнастика «Мы идем в осенний лес» 2) Выполнение работы в технике -тестопластика "Угощение для бельчат и ежат" | Соленое тесто, форма для выдавливания фигур, салфетка, иллюстрации угощений |
3 | «Мишка - косолапый ». 1). Гимнастика "Медведь" 2) Обрывная аппликация - «Малина для мишки». | Основа из картона, кусочки цветной бумаги красного, коричневого и зеленого цветов, клей, кисть, иллюстрации малины |
4 | «Радуются взрослые и дети» 1) Пальчиковая гимнастика «Радуются взрослые и дети» 2) Аппликация из ниток «Солнце» | Основа из картона солнца, желтые шерстяные нитки, клей, кисть. |
Декабрь | ||
1 | «Первый снег». 1) Гимнастика "Первый снег" 2) Рисование в нетрадиционной технике рисования — ватными палочками «Рукавичка» | Гуашь белая, рукавичкииз тонированной бумаги, влажные салфетки, ватные палочки. |
2 | «Первый снег». 1) Пальчиковая игра «Как на горке снег…». 2) Рисование в нетрадиционной технике рисование — крупой «Снежный домик» | Шаблоны домика, клей, крупа, иллюстрации домов, салфетки, музыка |
3 | «Вот зима, кругом бело» 1) Пальчиковая гимнастика «Прогулка» 2) Рисование «Зимний дом»,декор ватой | Шаблоны домов, краски, клей, вата, краски-гуашь. |
4 | «Зимние забавы» 1) Пальчиковая гимнастика «Снеговик» 2) Аппликация из косметических дисков «Снеговик» | Ватные диски, белый, голубой картон, клей, фломастеры. |
Январь | ||
1 | «Были бы у ёлочки ножки…». 1) Пальчиковая игра «Шарик» 2) Обрывная аппликация «Елочка». | Шаблоны украшенной елочки, клей, цветная бумага, клей, кисть, салфетки, музыка |
2 | «Белка» 1) Пальчиковая гимнастика "Белка" 2) Аппликация "Белка" | Цветная бумага, клей, кисть, салфетка, картон. |
3 | «Снегири» 1) Пальчиковая гимнастика "Снегири" 2) Аппликация из круга и полукруга "Снегирь" | Презентация "Зимующие птицы", иллюстрация снегиря, цветные круги, клей. |
Февраль | ||
1 | «Зимние забавы» 1) Пальчиковая гимнастика «Строитель» 2) Аппликация круга и полукруга «Зайчишка» | Косметические диски, белый картон, голубая краска, клей, салфетка |
2 | «Снежинки» 1) Пальчиковая гимнастика "Снежинки" 2) Рисование в нетрадиционной технике крупой "Снежинка" | Клей, крупа, кисть, картон. |
3 | «Защитники» 1) Пальчиковая гимнастика «Строитель» 2) Конструирование из спичечных коробков«Машина» | Иллюстрация «грузовик», спичечные коробки, клей, цветная бумага. |
4 | "Мы во двор пришли гулять." 1) Гимнастика «Мы во двор пошли гулять» 2) Обрывная аппликация "Мы во двор пришли гулять" с элементами рисования. | Шаблоны домов, зимних деревьев, белая и цветная бумага, клей, кисть, салфетки, музыка, цветные карандаши. |
Март | ||
1 | «Помощник» 1) Гимнастика для рук «Помощник» 2) Рисование в нетрадиционной технике – тычок "Ветка вербы" - | Шаблон, иллюстрация вербы, краски, кисть с поролоном, салфетки |
2 | «Букет для мам» 1) Гимнастика «Цветочек для мамочки» 2) Коллективная работа "Корзина цветов" | Ватман, корзина, цветы - отпечатки детей |
3 | «Цветочек для мамочки» 1) Гимнастика «Цветочек для мамочки» 2) Рисование в нетрадиционной технике - отпечаток "Цветы" | Одноразовые вилки, краски, тонированная бумага |
4 | "Мы все умеем" 1) Пальчиковая гимнастика "Мы все умеем" 2) Работы, выполненные в технике тестопластика по выбору детей | Соленое тесто, формы для выдавливания |
Апрель | ||
1 | «Встали пальчики» 1) Пальчиковая гимнастика «Встали пальчики» 2) Аппликация с использованием пластилина техника точка "Рыбка» | Пластилин, шаблоны рыб, иллюстрации |
2 | «Транспорт» 1) Пальчиковая гимнастика «Транспорт» 2) Аппликация «Грузовичок» | Цветная бумага, клей, трафарет грузовика. |
3 | «Повстречались» 1) Пальчиковая гимнастика «Повстречались» 2) Аппликация из круга и полукруга "Домашние животные" | Иллюстрации, круг и полукруг из цветной бумаги, клей, кисть, салфетка. |
4 | «Моя семья» 1) Пальчиковая гимнастика «Моя семья» 2) Коллективная работа "Птичий двор" | Ватман, краски, пластилин, ватные диски,бросовый материал,цветная бумага, шаблоны, клей. |
5 | «Радуются взрослые и дети» 1) Пальчиковая гимнастика «Радуются взрослые и дети» 2) Тестопластика "Солнце" | Соленное тесто |
Май | ||
1 | «Первоцветы» 1) Пальчиковая гимнастика «Цветок» 2) Аппликация из салфеток «Одуванчик» | Салфетки желтого цвета, клей, цветная бумага. |
2 | «На лужок» 1) Пальчиковая гимнастика «Лягушка» 2) Аппликация из круга и полукруга «Лягушонок» | Зеленые круги, клей, кисть , картон. |
3 | «По ягоды мы пойдем, кузовок мы наберем» 1) Пальчиковая гимнастика «За ягодами» 2) Аппликация пластилином «Ягодная поляна» | Шаблоны ягод, пластилин. |
4 | «Улица города» 1) Пальчиковая гимнастика «На лужок» 2) Коллективная работа «Перекресток» | Ватман, клей, цветная бумага, шаблоны домов, цветные карандаши. |
2.2.Календарно-тематический план ДОП.
№ занятия | Содержание | Программное содержание | Дата проведения |
1 | «Кап-кап дождик» 1) Потешка «Дождик, дождик, веселей!» 2) Рисование в нетрадиционной технике рисования — ватными палочками "Капельки дождя» | Разучить пальчиковую потешку «Дождик, дождик, веселей!». Совершенствовать память, умение согласовывать движения и речь. Познакомить с нетрадиционной техникой рисования – ватными палочками. Показ приемов получения точек и коротких линий. Воспитывать интерес к познанию природы. | 2.10. 2020 |
2 | «Осень». 1) Пальчиковая игра "Осень" 2) Рисование пальчиками «Осенний дождик». | Повторить потешку, разучить пальчиковую игру «Осень». Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь. Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой рисования – пальчиками. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий, капельками, сильный ливень) используя точку и линию как средство. | 9.10. 2020 |
3 | «Вышла курочка гулять». 1) Разучивание песни «Вышла курочка гулять…». 2) Изготовление цыпленка из бросового материала | Разучить песню "Вышла курочка гулять" Познакомить детей с техникой работы с бросовым материалом - контейнер от киндер сюрприз. Вызвать эмоционально-эстетический отклик на тему кружковой работы. | 16.10. 2020 |
4 | «Угощение для курочки и цыплят». 1) Пальчиковая игра. «Это Я» 2) Аппликация с использованием пластилина - техника мозаика | Разучить пальчиковую игру "Это я" Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь. Познакомить с новым видом аппликации с использование пластилина в технике мозаика (маленькие разноцветные шарики), развивать усидчивость и терпение, научить завершать начатые дела | 23.10. 2020 |
5 | «Осенний лес». 1) Гимнастика «Мы идем в осенний лес» 2) Аппликация из гербария "Осенний лес» | Повторить гимнастику "Мы идем в осенний лес". Развивать речь, координацию движений рук и тела. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь. Закреплять практические навыки работы с разными материалами; формировать пространственные представления – учить правильно располагать изображения на листе бумаги, дополняя созданный ранее сюжет | 30.10. 2020 |
6 | «Сорока-ворона». 1) Пальчиковая игра «Сорока-ворона». 2) Аппликация из круга и полукруга «Сорока» | Вспомнить пальчиковую игру "Сорока-ворона". Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь. Учить детей аккуратно наклеивать детали на основу. | 06.11. 2020 |
7 | «Угощение для бельчат и ежат» 1) Гимнастика «Мы идем в осенний лес» 2) Выполнение работы в технике -тестопластика "Угощение для бельчат и ежат" | Повторить гимнастику "Мы идем в осенний лес". Развивать речь, координацию движений рук и тела. Познакомить с работой с соленым тестом – тестопластика | 13.11. 2020 |
8 | «Мишка - косолапый ». 1). Гимнастика "Медведь" 2) Обрывная аппликация - «Малина для мишки». | Разучить гимнастику «Медведь». Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь. Учить детей аккуратно отрывать небольшие кусочки цветной бумаги, аккуратно наклеивать на нарисованную форму. | 20.11. 2020 |
9 | «Радуются взрослые и дети» 1) Пальчиковая гимнастика «Радуются взрослые и дети» 2) Аппликация из ниток «Солнце» | Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение чисто говорить. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь. Продолжить учить приклеивать пряжу к картону на контурное изображение | 27.11. 2020 |
10 | «Первый снег». 1) Гимнастика "Первый снег" 2) Рисование в нетрадиционной технике рисования — ватными палочками «Рукавичка» | Разучить гимнастику «Первый снег». Совершенствовать память, умение согласовывать движения и речь. Обучение умению рисовать ватными палочками, ритмично нанося отпечаток на бумагу. Развивать творческое мышление, воображение. | 04.12. 2020 |
11 | «Первый снег». 1) Пальчиковая игра «Как на горке снег…». 2) Рисование в нетрадиционной технике рисование — крупой «Снежный домик» | Повторить гимнастику «Первый снег». Совершенствовать память, умение согласовывать движения и речь. Познакомить с нетрадиционной техникой рисования – крупой. Показ приемов получения необычного рисунка. Воспитывать интерес к познанию природы. | 11.12. 2020 |
12 | «Вот зима, кругом бело» 1) Пальчиковая гимнастика «Прогулка» 2) Рисование «Зимний дом»,декор ватой | Разучить пальчиковую гимнастику «Прогулка», развивать речь, формировать правильное звукопроизношение. Развивать творчество детей. Воспитывать аккуратность, способность довести начатое дело до конца. Развивать мелкую моторику рук. | 18.12. 2020 |
13 | «Зимние забавы» 1) Пальчиковая гимнастика «Снеговик» 2) Аппликация из косметических дисков «Снеговик» | Разучить пальчиковую гимнастику "Снеговик". Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь. Познакомить с новым видом аппликации. Учить ребенка фантазировать и воображать. | 25.12. 2020 |
14 | «Были бы у ёлочки ножки…». 1) Пальчиковая игра «Шарик» 2) Обрывная аппликация «Елочка». | Повторить пальчиковую гимнастику «Снеговик», разучить пальчиковую игру «Шарик». Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь. Развивать умения детей аккуратно отрывать небольшие кусочки цветной бумаги, аккуратно наклеивать на нарисованную форму, дополняя ранее созданное изображе | 15.01. 2021 |
15 | «Белка» 1) Пальчиковая гимнастика "Белка" 2) Аппликация "Белка" | Повторить пальчиковую гимнастику «Белка», развивать речь, формировать правильное звукопроизношение. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь. Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя композицию. Закрепить геометрические формы. | 22.01. 2021 |
16 | «Снегири» 1) Пальчиковая гимнастика "Снегири" 2) Аппликация из круга и полукруга "Снегирь" | Разучить пальчиковую гимнастику «Снегири», развивать речь, формировать правильное звукопроизношение. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь. Развивать умения детей аккуратно приклеивать заготовки цветной бумаги, создавая изображение | 29.01. 2021 |
17 | «Зимние забавы» 1) Пальчиковая гимнастика «Снежинка» 2) Аппликация круга и полукруга «Зайчишка» | Разучить пальчиковую гимнастику «Зима», разучить пальчиковую гимнастику «Строитель», развивать речь, формировать правильное звукопроизношение. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь. Развивать умения детей аккуратно приклеивать заготовки цветной бумаги, создавая изображение | 05.02. 2021 |
18 | «Снежинки» 1) Пальчиковая гимнастика "Снежинки" 2) Рисование в нетрадиционной технике крупой "Снежинка" | Повторить пальчиковую гимнастику «Снежинки», развивать речь, формировать правильное звукопроизношение. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь. Развивать умения работы в технике рисования крупой. Развивать творчество детей, эстетический вкус. Воспитывать аккуратность, способность доводить начатое дело до конца. | 12.02. 2021 |
19 | «Защитники» 1) Пальчиковая гимнастика «Строитель» 2) Конструирование из спичечных коробков«Машина» | Разучивание пальчиковой гимнастики «Строитель», развивать речь, формировать правильное звукопроизношение. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь. Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на спичечный коробок. Закрепить геометрические формы | 19.02. 2021 |
20 | "Мы во двор пришли гулять." 1) Гимнастика «Мы во двор пошли гулять» 2) Обрывная аппликация "Мы во двор пришли гулять" с элементами рисования. | Разучить гимнастику «Раз,два, три..», развивать речь, формировать правильное звукопроизношение. Развивать умения детей аккуратно отрывать небольшие кусочки цветной бумаги, аккуратно наклеивать на нарисованную форму, дополняя ранее созданное изображение | 26.02. 2021 |
21 | «Помощник» 1) Гимнастика для рук «Помощник» 2) Рисование в нетрадиционной технике – тычок "Ветка вербы" - | Разучить новую гимнастику для рук «Помощник», развивать речь, формировать правильное звукопроизношение. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь. Продолжать обучение умениям рисовать гуашью, используя тычок; наносить рисунок по всей поверхности; воспитывать эстетический вкус. | 04.03. 2021 |
22 | «Букет для мам» 1) Гимнастика «Цветочек для мамочки» 2) Коллективная работа "Корзина цветов" | Повторить гимнастику для рук «Помощник», разучить новую гимнастику «Цветочек для мамочки», развивать речь, формировать правильное звукопроизношение. Помочь детям составить коллективную композицию из отпечатков своих ладошек компо. Закрепить геометрические формы и умения согласованно работать в коллективе. | 11.03. 2021 |
23 | «Цветочек для мамочки» 1) Гимнастика «Цветочек для мамочки» 2) Рисование в нетрадиционной технике - отпечаток "Цветы" | Повторить гимнастику для рук «Цветочек для мамочки», развивать речь, формировать правильное звукопроизношение. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь. Продолжить обучение рисовать в технике отпечаток, составляя композицию | 18.03. 2021 |
24 | "Мы все умеем" 1) Пальчиковая гимнастика "Мы все умеем" 2) Работы, выполненные в технике тестопластика по выбору детей | Разучить пальчиковую гимнастику «Мы все умеем». Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь. Продолжить знакомство работы в стиле тестопластика, развивать фантазию усидчивость, умение доводить начатое дело до конца | 25.03. 2021 |
25 | «Встали пальчики» 1) Пальчиковая гимнастика «Встали пальчики» 2) Аппликация с использованием пластилина техника точка "Рыбка» | Повторить пальчиковую гимнастику «Встали пальчики», развивать речь, формировать правильное звукопроизношение. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь. Учить детей отрывать от большого куска средние комочки пластилина, катать из них комочки, затем аккуратно приклеивать, заполняя готовую форму | 01.04. 2021 |
26 | «Транспорт» 1) Пальчиковая гимнастика «Транспорт» 2) Аппликация «Грузовичок» | Разучить пальчиковую гимнастику «Транспорт», развивать речь, формировать правильное звукопроизношение. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь. Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать их на основу, составляя композицию. Закрепить геометрические формы. | 08.04. 2021 |
27 | «Повстречались» 1) Пальчиковая гимнастика «Повстречались» 2) Аппликация из круга и полукруга "Домашние животные" | Разучить пальчиковую гимнастику «Повстречались», развивать речь, формировать правильное звукопроизношение. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь. Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя композицию. Закрепить геометрические формы. | 15.04. 2021 |
28 | «Моя семья» 1) Пальчиковая гимнастика «Моя семья» 2) Коллективная работа "Птичий двор" | Повторить пальчиковую гимнастику «Моя семья». Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь. Закрепить умения детей работы с разным материалом, составляя композицию. Закрепить навык безопасной работы | 22.04. 2021 |
29 | «Радуются взрослые и дети» 1) Пальчиковая гимнастика «Радуются взрослые и дети» 2) Тестопластика "Солнце" | Повторить пальчиковую гимнастику «Радуются взрослые и дети», развивать речь, формировать правильное звукопроизношение. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь. Закрепит навык работы с соленым тестом. | 29.04. 2021 |
30 | «Первоцветы» 1) Пальчиковая гимнастика «Цветок» 2) Аппликация из салфеток «Одуванчик» | Повторить пальчиковую гимнастику «Радуются взрослые и дети», развивать речь, формировать правильное звукопроизношение. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь. Закрепит навык работы с соленым тестом. | 06.05. 2021 |
31 | «На лужок» 1) Пальчиковая гимнастика «Лягушка» 2) Аппликация из круга и полукруга «Лягушонок» | Повторить пальчиковую гимнастику «Лягушка», развивать речь, формировать правильное звукопроизношение. Закрепит умения детей работы с клеем и цветной бумагой, составляя композицию. Закрепить навык безопасной работы и умения называть и распознавать геометрические фигуры. | 13.05. 2021 |
32 | «По ягоды мы пойдем, кузовок мы наберем» 1) Пальчиковая гимнастика «За ягодами» 2) Аппликация пластилином «Ягодная поляна» | Разучить «За ягодами». Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь. Закреплять умения детей отрывать от большого куска средние комочки пластилина, катать из них жгутики, комочки, затем аккуратно приклеивать, заполняя готовую форму. Развивать и закреплять аккуратность при выполнении работы и доводить начатое дело до конца. | 20.05. 2021 |
33 | «Улица города» 1) Пальчиковая гимнастика «Автомобиль» 2) Коллективная работа «Перекресток» | Повторить пальчиковую гимнастику «Автомобиль». Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь. Закрепит умения детей работы с цветной бумагой и клеем, составляя композицию. Закрепить навык безопасной работы и работы в коллективе, согласовывая свои задумки с коллективом | 27.05. 2021 |
- Материально – техническое обеспечение ДОП.
- Альбом;
- Салфетки;
- Кисти;
- Гуашь;
- цветная бумага;
- пластилин;
- цветной картон;
- пряжа;
- ватные палочки;
- поролон;
- бросовый материал;
- соленное тесто.
- Методическое обеспечение ДОП
- картотека пальчиковых игр, физкультминуток, загадок, скороговорок рисунков по клеточкам;
- тематические иллюстрации;
- таблицы, эскизы, схемы, алгоритмы;
- прописи, печатные листы с заданиями.
5. Кадровые условия
Реализацию ДОП кружка «Умные ладошки» осуществляет воспитатель Кучмина Е.В., имеющая высшее профессиональное образование, первую квалификационную категорию, педагогический стаж-11 лет.
6. Финансовые условия.
ДОП кружка «Умные ладошки» реализуется бесплатно, один раз в неделю, в среду во вторую половину дня.
7. Список использованной литературы
1.«Пальчиковые игры для детей»- С. О. Ермакова, 2009 г.
2.«Забавы для малышей»- М. Ю. Картушина., Москва «Творческий центр», 2007 г.
3.«Озорные пальчики»- муз. занятие И. В. Бодраченко, журнал «Музыкальный руководитель» №8, 2007 г.
4. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
5. «Учимся играя.» Волина В. М., 1994
6. «Возрастная психология. Развитие ребёнка от рождения до 17 лет» И.Ю. Кулагина. - М.: Айрис-пресс, 2005.
7. «Речь и развитие психических процессов ребенка» А.Р. Лурия, Ф.А. Юдович. - М.: Просвещение, 2006.
8. «Альбом по развитию мелкой моторики. Умные пальчики» (1000 заданий для малышей) В.Г.Дмитриева
9. «Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения» С.Е.Большакова
10. «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования»
11. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (методическое пособие для воспитателей и родителей) Е.А.Янушенко
12. «Упражнения для развития мелкой моторики рук пуговки и пальчики» В.М.Медов
13. «Игры на развитие мелкой моторики рук (набор развивающих картинок)» Л.П.Трушина
14. Источник: http://womanadvice.ru/palchikovaya-gimnastika-na-temu-osen,
https://www.babyblog.ru/community/post/0_1_razvitie/459350, http://www.openclass.ru/node/452252,
https://www.babyblog.ru/user/id981829/120125.
allforchildren.ru/poetry/ng16.php,
https://scastliwymalish.ru/moya-metodisheskaya-kopilka/palshikowye-igry/palchikovyie-igryi-po-teme-zima
stranamasterov.ru/node/32513
http://proapplikatsii.ru/po-materialu/iz-plastilina/applikacii-iz-plastilina-na-kartone.html,
https://masterclassy.ru/podelki/podelki-iz-bumagi/
15. «Методики оценки психомоторного развития дошкольника» Н.О. Озерецкий, Н.И.Гуревич
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка «Умнички» для детей 4-5 лет
В основе программы кружка «Умнички» лежит увлекательный математический материал, который представлен дидактическими играми, математическими развлечениями, заданиями, упражнениями конструктивного харак...
Программа кружка Умные пальчики
В основу программы заложены педагогические закономерности, инновационные и традиционные принципы, формы и методы воспитания и обучения. Практический раздел включает развивающие занятия для детей в кот...
Программа кружка «Умная сова» для старшего дошкольного возраста.
Программа кружка "Умная сова"...
ПРОГРАММА КРУЖКА «УМНЫЕ ПАЛЬЧИКИ»
Развитие мелкой моторики является необходимой частью практически любых систем дошкольного воспитания – как традиционных, так и вновь открытых. Уже давно известно, какие блага несет моторика руки...
Программа кружка «Умный планшет»
Детский сад – первая и очень ответственная ступень общей системы образования. Перед педагогами дошкольных учреждений в настоящее время стоит общая задача – совершенствование вс...
Рабочая программа кружка «Умные пальчики» для работы с детьми 2-3 лет
Целевой разделI .1.Пояснительная записка.Возраст от рождения до трех лет считается уникальным, стратегически важным для всего последующего развития человека. Путь, который проходит ребенок в первые тр...
Рабочая программа кружка «Умные пальчики»
Рабочая программа кружка«Умные пальчики»...