Дополнительная образовательная программа Кружок «Цветные ладошки» (первая младшая группа)
рабочая программа по рисованию (младшая группа)

Данная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса в рамках художественно-эстетического воспитания детей и направлена на реализацию самостоятельной творческой деятельности детей, становление эстетического отношения к миру, формирование элементарных представлений о видах искусства (прежде всего – изобразительного), с целью их последующей успешной реализации в творчестве.  В содержании программы раскрыта актуальность представленного материала, цель и задачи программы, также определены принципы ее построения и реализации, отслежены межпредметные связи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_tsvetnye_ladoshki_pervaya_mladshaya_gruppa_.docx35.33 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная образовательная программа

Кружок

«Цветные ладошки»

Автор-составитель:

воспитатель Титова Т.В.

Смоленск

2017

Содержание программы

Аннотация

I. Пояснительная записка

1.1. Актуальность

1.2. Цель и задачи программы

1.3. Принципы построения и реализации программы  

1.4. Межпредметные связи в рамках реализации программы

1.5. Основные понятия программы

1.6. Режим и формы работы по программе

1.7. Планируемые итоговые результаты освоения детьми программы

II. Содержание программы

     III. Организационно-педагогические условия реализации программы

3.1. Материально-технические ресурсы

3.2. Методическая литература

Аннотация

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Цветные ладошки» (далее – Программа) разработана на основе авторской программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет И.А.Лыковой «Цветные ладошки» (Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет / И.А. Лыкова. – М.: «Карапуз-дидактика», 2007. – 144 с.)

Данная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса в рамках художественно-эстетического воспитания детей и направлена на реализацию самостоятельной творческой деятельности детей, становление эстетического отношения к миру, формирование элементарных представлений о видах искусства (прежде всего – изобразительного), с целью их последующей успешной реализации в творчестве.

  1. Пояснительная записка

                            1.1. Актуальность

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В.А. Сухомлинский

        Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства; доступный вид познания мира ребенком. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребенка – непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Художественное творчество оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к действительности.

Зачем и почему рисуют дети? Это один из путей совершенствования организма. В начале жизни рисование развивает зрение и умение видеть. Ребенок усваивает понятия «вертикаль» и «горизонталь», отсюда линейность ранних детских рисунков. Затем он постигает формы, свойства материалов, постепенно осмысливает окружающее. Происходит это быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, а рисование дает возможность в образной форме выразить то, что уже узнал малыш и что он не всегда может выразить словесно. Рисование не просто способствует развитию зрения, координации движений, речи и мышления, но и помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, все более усложняющиеся представления о мире.

Рисование – естественная потребность ребенка. У него нет «комплекса неумения». Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей.

        Таким образом, реализация данной образовательной программы педагогически целесообразна, поскольку она предполагает эмоциональный отклик ребенка на прекрасное (красивое, привлекательное), развивает добрые чувства, творческую деятельность, формирует посильное стремление к преобразованию окружающего по законам красоты, а также к оценке красивых, гармоничных сочетаний красок, звуков и т.д. Эстетический компонент оказывает существенное влияние на установление ведущих звеньев структуры личности в целом.

1.2.Цель и задачи программы

Цель программы – формирование у детей младшего дошкольного возраста эстетического отношения, художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.

        Реализация цели возможна через решение следующих задач:

- развитие навыков продуктивной деятельности (рисование, лепка);

- развитие творческих способностей ребенка в процессе создания образов, использования различных изобразительных материалов и техник;

- развитие воображения, внимания, чувства восприятия цвета;

- развитие мелкой моторики пальцев рук;

- формирование и расширение представлений об окружающем мире.

1.3. Принципы построения и реализации программы  

Общепедагогические принципы, обусловленные единством учебно-воспитательного пространства группы:

- принцип культуросообразности;

- принцип сезонности;

- принцип систематичности и последовательности;

- принцип цикличности;

- принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса;

- принцип развивающего характера художественного образования;

- принцип природосообразности;

- принцип интереса.

         Специфические принципы, обусловленные особенностями художественно-эстетической деятельности:

- принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом;

- принцип культурного обогащения (амплификации) содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов;

- принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;

- принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;

- принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);

- принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;

- принцип организации тематического пространства – основы для развития образных представлений;

- принцип взаимосвязи обобщенных представлений и обобщенных способов

действий, направленных на создание выразительного художественного образа;

- принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).

1.4. Межпредметные связи в рамках реализации программы

Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:

1. «Развитие речи».

Реализация данной задачи предполагает использование приема комментированного рисования (в процессе изодеятельности ведется непрерывный разговор с детьми). На занятиях активно используются потешки, загадки. Выполняя практические действия, дети способны усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря детей.  

2. «Ознакомление с окружающим».

Для занятий по изодеятельности подбираются сюжеты, близкие опыту ребенка, которые позволяют уточнить уже усвоенные знания, расширить их. На занятиях дети узнают о различных явлениях природы, о жизни людей, животных.

3. «Сенсорное воспитание». 

Занятия по изодеятельности способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении.

5. «Физическая культура». 

Использование физминуток, пальчиковой гимнастики, работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки.

1.5. Основные понятия программы

        Художественно-эстетическое развитие – развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модульной, музыкальной и др.) (согласно ФГОС ДОО).

        Эстетическая деятельность – это духовно-практическая деятельность, эмоционально-рациональная активность человека, содержанием которой является построение индивидуальной картины мира через создание выразительных художественных образов, а целью – гармонизация своих отношений с миром.        Художественная деятельность – специфическая по своему содержанию и формам выражения активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства.

  1. Режим и формы работы по программе

Занятия по программе проводятся один раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия составляет не более 10 минут

  1. Планируемые итоговые результаты

                             освоения детьми программы

Целевые ориентиры:

  • ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в изобразительной продуктивной деятельности;
  • у ребенка на достаточном уровне развита крупная и мелкая моторика;
  • ребенок способен соблюдать правила безопасного поведения в процессе изодеятельности.

  1. Содержание программы

Месяц

Неделя

занятия

Название занятия

Задачи занятия

сентябрь

2

1

Картинки на песке

Создание изображений на песке; рисование палочкой на сухом песке, отпечатки ладошек на влажном песке; сравнение свойств сухого и влажного песка.

3

2

Мой любимый дождик

Знакомство с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приемы получения точек и коротких линий.

4

3

Веселые мухоморы        

Продолжение знакомства с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность бумаги.

 

октябрь

1

4

Падают,

падают листья

Создание коллективной композиции «листопад» (в сотворчестве с воспитателем); продолжение знакомства с красками; освоение техники пальчиковой живописи (обмакивание кончиков пальцев в краску и нанесение отпечатков на бумагу)

2

5

Рябинка

Продолжение знакомства с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками (учить рисовать на ветке ягодки). Развивать цветовосприятие, чувство композиции

3

6

Кисточка танцует

Знакомство с кисточкой как художественным материалом; освоение положения пальцев рук, удерживающих кисточку; имитация рисования – движения кисточкой в воздухе.

4

7

Листочки танцуют

Освоение техники рисования кисточкой (промывание, набирание, примакивание); рисование осенних листьев – отпечатки на голубом фоне (небе); развитие чувства цвета и ритма.

ноябрь

1

8

Ветерок,

 подуй слегка

Создание образа осеннего ветра; дальнейшее знакомство с кисточкой; освоение техники рисования кривых линий по всему листу бумаги

2

9

Дождик, чаще, кап-кап-кап

Рисование дождя пальчиками на основе изображенной тучи; развитие чувства цвета и ритма.

3

10

Дождик, дождик, веселей

Рисование дождя в виде штрихов на основе тучи, изображенной воспитателем; развитие чувства цвета и ритма.

4

11

Вот какие ножки у сороконожки

Освоение техники рисования вертикальных линий; дорисовывание ножек длинной сороконожке; развитие чувства формы и ритма.

декабрь

1

12

Вот ежик – ни головы, ни ножек

Дорисовывание «иголок» –коротких прямых линий; дополнение образа по своему желанию.

2

13

Снежок порхает,

кружится

Создание образа снегопада; закрепление приема рисования пальчиками; развитие чувства цвета и ритма.

3

14

Маленькой елочке холодно зимой

Закрепление умения рисовать пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа (снежинки, снежные комочки).

4

15

Снежок порхает, кружится (коллективная композиция)

Создание образа снегопада с помощью кисточки и гуашевой краски белого цвета; развитие чувства цвета и ритма.

январь

1

Праздничная неделя

2

16

Праздничная елочка

Рисование праздничной елочки в сотворчестве с воспитателем и другими детьми: проведение кистью прямых линий – «веток» от «ствола».

3

17

Вкусные картинки

Ознакомление с новым видом рисования – раскрашиванием контурных картинок в книжках-раскрасках; освоение способа сплошной заливки силуэта; создание интереса к оживлению и расцвечиванию картинки.

4

18

Угощайся,

зайка

Дальнейшее освоение техники раскрашивания контурных картинок; обыгрывание и дополнение рисунка-изобращения угощения для персонажа (зернышки и червячки для птички, морковка для зайчика).

февраль

1

19

Баранки-калачики

Освоение техники рисования округлых замкнутых форм; закрепление навыка рисования кистью и красками (правильно держать в руке, вести по ворсу, промывать, набирать краску).

2

20

Лоскутное одеяло

Создание образа народного лоскутного одеяла с помощью красок и кисточки в сотворчестве с воспитателем; освоение навыка рисования в пределах намеченного пространства.

3

21

«Постираем» полотенца

Освоение техники рисования прямых горизонтальных линий; развитие чувства цвета и ритма; создание композиции на основе линейного рисунка (белье сушится на веревочке).

4

22

Вот какие

у нас сосульки

Рисование сосулек красками; освоение способа рисования вертикальных линий разной длины кисточкой; развитие чувства формы и пропорций

март

1

23

Цветок для мамочки

Подготовка картинок в подарок мамам на праздник; освоение техники рисования образа двумя цветами (на выбор), выделение серединки и лепестков.

2

24

Солнышко-колоколнышко

Создание образа солнца из большого круга и нескольких лучей – прямых линий, отходящих от круга радиально; развитие мышления, восприятия.

3

25

Ручейки бегут, журчат

Рисование ручейка в сотворчестве с воспитателем; освоение способа рисования волнистых линий, размещенных горизонтально; развитие чувства формы и композиции

4

26

Вот какие у нас цыплята!

Создание выразительных образов желтых цыплят, гуляющих по зеленой травке; самостоятельный выбор художественных средств.

апрель

1

27

Вот какие у нас флажки!

Самостоятельное рисование красивых узоров на флажках разной формы; воспитание самостоятельности и уверенности; развитие чувства формы и цвета.

2

28

Вот какой у нас салют!

Создание красивой коллективной композиции в сотворчестве с воспитателем; рисование огней салюта нетрадиционным способом (примакивание тампона).

3

29

Вот какие у нас птички!

Создание у детей яркого эмоционального отклика на необычный способ создания изображений; знакомство с возможностью получения образов с помощью отпечатков ладошек; понимание связи между формой ладошки и очертаниями изображаемого объекта (птички летят).

4

30

Божьи коровки на лужайке

Упражнение в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета.

май

1

31

Солнышко

Закрепление умения использовать ладонь как изобразительное средство Развивать цветовосприятие

2

32

Жили у бабуси два веселых гуся

Закрепление умения  использовать ладонь как изобразительное средство: окрашивать ее краской и делать отпечаток (большой пальчик смотрит вверх, остальные в сторону). Закрепить умение дополнять изображение деталями.

3

33

Травка

Упражнять в технике печатания ладошкой. Закрепить умение заполнять отпечатками всю поверхность листа. Развивать цветовосприятие.

4

Выставка рисунков

Учить рассматривать рисунки. Поощрять эмоциональные проявления и высказывания. Упражнять в выборе (понравившихся и непонравившихся рисунков)

III. Организационно-педагогические условия реализации программы

3.1. Материально-технические ресурсы

1. Учебно – наглядные пособия

2. Материалы для деятельности:

  • гуашь;
  • пальчиковые краски;
  • ватные палочки;
  • кисти;
  • стаканы для воды;
  • салфетки;
  • альбомы.

 

3.2. Методическая литература

  1. Занятия по рисованию с дошкольниками / Под ред. Р.Г. Казаковой –        М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.
  2. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду / Т.С. Комарова. – М.: Просвещение, 1991. – 176 с.
  3. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Ранний возраст /          И.А. Лыкова. – М.: Карапуз-дидактика, 2009. – 144 с.
  4. Лыкова И.А. Программа художественного обучения, воспитания и развития детей 2-7 лет / И.А. Лыкова. – М.: Карапуз-дидактика, 2007. – 144 с.
  5. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки / А.А. Фатеева. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 96 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Цветные ладошки» Возрастной состав детей 4-7 лет

Дополнительная образовательная программа «Цветные ладошки» (далее Программа) имеет художественно-эстетическую направленность, разработана н...

Планирование дополнительной образовательной деятельности по развитию речи с использованием материала фольклорного характера. Серия «Ладушки-ладошки» (первая младшая группа).

Развитие речи детей раннего возраста с использованием фольклора, его богатого словарного потенциала: песен, частушек, попевок, закличек, потешек, игр, где сочетаются слово и музыкальный ритм, кот...

Методическое сопровождение к планированию дополнительной образовательной деятельности по развитию речи с использованием материала фольклорного характера. Серия «Ладушки-ладошки» (первая младшая группа). Составила: воспитатель Никулина М.В. г. Бугульма

Игровой и художественный материал для осуществления дополнительной образовательной работы по развитию речи с детьми раннего возраста, с использованием материала фольклорного характера....

Дополнительная образовательная программа Кружок «Цветные ладошки» (вторая младшая группа)

Зачем и почему рисуют дети? Это один из путей совершенствования организма. В начале жизни рисование развивает зрение и умение видеть. Ребенок усваивает понятия «вертикаль» и «г...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Цветные ладошки» (старшая группа)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Цветные ладошки» (старшая группа)...