Дополнительная образовательная программа Кружок «Цветные ладошки» (первая младшая группа)
рабочая программа по рисованию (младшая группа)
Данная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса в рамках художественно-эстетического воспитания детей и направлена на реализацию самостоятельной творческой деятельности детей, становление эстетического отношения к миру, формирование элементарных представлений о видах искусства (прежде всего – изобразительного), с целью их последующей успешной реализации в творчестве. В содержании программы раскрыта актуальность представленного материала, цель и задачи программы, также определены принципы ее построения и реализации, отслежены межпредметные связи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_tsvetnye_ladoshki_pervaya_mladshaya_gruppa_.docx | 35.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная образовательная программа
Кружок
«Цветные ладошки»
Автор-составитель:
воспитатель Титова Т.В.
Смоленск
2017
Содержание программы
Аннотация
I. Пояснительная записка
1.1. Актуальность
1.2. Цель и задачи программы
1.3. Принципы построения и реализации программы
1.4. Межпредметные связи в рамках реализации программы
1.5. Основные понятия программы
1.6. Режим и формы работы по программе
1.7. Планируемые итоговые результаты освоения детьми программы
II. Содержание программы
III. Организационно-педагогические условия реализации программы
3.1. Материально-технические ресурсы
3.2. Методическая литература
Аннотация
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Цветные ладошки» (далее – Программа) разработана на основе авторской программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет И.А.Лыковой «Цветные ладошки» (Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет / И.А. Лыкова. – М.: «Карапуз-дидактика», 2007. – 144 с.)
Данная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса в рамках художественно-эстетического воспитания детей и направлена на реализацию самостоятельной творческой деятельности детей, становление эстетического отношения к миру, формирование элементарных представлений о видах искусства (прежде всего – изобразительного), с целью их последующей успешной реализации в творчестве.
- Пояснительная записка
1.1. Актуальность
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В.А. Сухомлинский
Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства; доступный вид познания мира ребенком. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребенка – непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Художественное творчество оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к действительности.
Зачем и почему рисуют дети? Это один из путей совершенствования организма. В начале жизни рисование развивает зрение и умение видеть. Ребенок усваивает понятия «вертикаль» и «горизонталь», отсюда линейность ранних детских рисунков. Затем он постигает формы, свойства материалов, постепенно осмысливает окружающее. Происходит это быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, а рисование дает возможность в образной форме выразить то, что уже узнал малыш и что он не всегда может выразить словесно. Рисование не просто способствует развитию зрения, координации движений, речи и мышления, но и помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, все более усложняющиеся представления о мире.
Рисование – естественная потребность ребенка. У него нет «комплекса неумения». Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей.
Таким образом, реализация данной образовательной программы педагогически целесообразна, поскольку она предполагает эмоциональный отклик ребенка на прекрасное (красивое, привлекательное), развивает добрые чувства, творческую деятельность, формирует посильное стремление к преобразованию окружающего по законам красоты, а также к оценке красивых, гармоничных сочетаний красок, звуков и т.д. Эстетический компонент оказывает существенное влияние на установление ведущих звеньев структуры личности в целом.
1.2.Цель и задачи программы
Цель программы – формирование у детей младшего дошкольного возраста эстетического отношения, художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.
Реализация цели возможна через решение следующих задач:
- развитие навыков продуктивной деятельности (рисование, лепка);
- развитие творческих способностей ребенка в процессе создания образов, использования различных изобразительных материалов и техник;
- развитие воображения, внимания, чувства восприятия цвета;
- развитие мелкой моторики пальцев рук;
- формирование и расширение представлений об окружающем мире.
1.3. Принципы построения и реализации программы
Общепедагогические принципы, обусловленные единством учебно-воспитательного пространства группы:
- принцип культуросообразности;
- принцип сезонности;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип цикличности;
- принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса;
- принцип развивающего характера художественного образования;
- принцип природосообразности;
- принцип интереса.
Специфические принципы, обусловленные особенностями художественно-эстетической деятельности:
- принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом;
- принцип культурного обогащения (амплификации) содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов;
- принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;
- принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;
- принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);
- принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;
- принцип организации тематического пространства – основы для развития образных представлений;
- принцип взаимосвязи обобщенных представлений и обобщенных способов
действий, направленных на создание выразительного художественного образа;
- принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).
1.4. Межпредметные связи в рамках реализации программы
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:
1. «Развитие речи».
Реализация данной задачи предполагает использование приема комментированного рисования (в процессе изодеятельности ведется непрерывный разговор с детьми). На занятиях активно используются потешки, загадки. Выполняя практические действия, дети способны усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря детей.
2. «Ознакомление с окружающим».
Для занятий по изодеятельности подбираются сюжеты, близкие опыту ребенка, которые позволяют уточнить уже усвоенные знания, расширить их. На занятиях дети узнают о различных явлениях природы, о жизни людей, животных.
3. «Сенсорное воспитание».
Занятия по изодеятельности способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении.
5. «Физическая культура».
Использование физминуток, пальчиковой гимнастики, работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки.
1.5. Основные понятия программы
Художественно-эстетическое развитие – развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модульной, музыкальной и др.) (согласно ФГОС ДОО).
Эстетическая деятельность – это духовно-практическая деятельность, эмоционально-рациональная активность человека, содержанием которой является построение индивидуальной картины мира через создание выразительных художественных образов, а целью – гармонизация своих отношений с миром. Художественная деятельность – специфическая по своему содержанию и формам выражения активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства.
- Режим и формы работы по программе
Занятия по программе проводятся один раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия составляет не более 10 минут
- Планируемые итоговые результаты
освоения детьми программы
Целевые ориентиры:
- ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в изобразительной продуктивной деятельности;
- у ребенка на достаточном уровне развита крупная и мелкая моторика;
- ребенок способен соблюдать правила безопасного поведения в процессе изодеятельности.
- Содержание программы
Месяц | Неделя | № занятия | Название занятия | Задачи занятия |
сентябрь | 2 | 1 | Картинки на песке | Создание изображений на песке; рисование палочкой на сухом песке, отпечатки ладошек на влажном песке; сравнение свойств сухого и влажного песка. |
3 | 2 | Мой любимый дождик | Знакомство с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приемы получения точек и коротких линий. | |
4 | 3 | Веселые мухоморы | Продолжение знакомства с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность бумаги. | |
октябрь | 1 | 4 | Падают, падают листья | Создание коллективной композиции «листопад» (в сотворчестве с воспитателем); продолжение знакомства с красками; освоение техники пальчиковой живописи (обмакивание кончиков пальцев в краску и нанесение отпечатков на бумагу) |
2 | 5 | Рябинка | Продолжение знакомства с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками (учить рисовать на ветке ягодки). Развивать цветовосприятие, чувство композиции | |
3 | 6 | Кисточка танцует | Знакомство с кисточкой как художественным материалом; освоение положения пальцев рук, удерживающих кисточку; имитация рисования – движения кисточкой в воздухе. | |
4 | 7 | Листочки танцуют | Освоение техники рисования кисточкой (промывание, набирание, примакивание); рисование осенних листьев – отпечатки на голубом фоне (небе); развитие чувства цвета и ритма. | |
ноябрь | 1 | 8 | Ветерок, подуй слегка | Создание образа осеннего ветра; дальнейшее знакомство с кисточкой; освоение техники рисования кривых линий по всему листу бумаги |
2 | 9 | Дождик, чаще, кап-кап-кап | Рисование дождя пальчиками на основе изображенной тучи; развитие чувства цвета и ритма. | |
3 | 10 | Дождик, дождик, веселей | Рисование дождя в виде штрихов на основе тучи, изображенной воспитателем; развитие чувства цвета и ритма. | |
4 | 11 | Вот какие ножки у сороконожки | Освоение техники рисования вертикальных линий; дорисовывание ножек длинной сороконожке; развитие чувства формы и ритма. | |
декабрь | 1 | 12 | Вот ежик – ни головы, ни ножек | Дорисовывание «иголок» –коротких прямых линий; дополнение образа по своему желанию. |
2 | 13 | Снежок порхает, кружится | Создание образа снегопада; закрепление приема рисования пальчиками; развитие чувства цвета и ритма. | |
3 | 14 | Маленькой елочке холодно зимой | Закрепление умения рисовать пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа (снежинки, снежные комочки). | |
4 | 15 | Снежок порхает, кружится (коллективная композиция) | Создание образа снегопада с помощью кисточки и гуашевой краски белого цвета; развитие чувства цвета и ритма. | |
январь | 1 | Праздничная неделя | ||
2 | 16 | Праздничная елочка | Рисование праздничной елочки в сотворчестве с воспитателем и другими детьми: проведение кистью прямых линий – «веток» от «ствола». | |
3 | 17 | Вкусные картинки | Ознакомление с новым видом рисования – раскрашиванием контурных картинок в книжках-раскрасках; освоение способа сплошной заливки силуэта; создание интереса к оживлению и расцвечиванию картинки. | |
4 | 18 | Угощайся, зайка | Дальнейшее освоение техники раскрашивания контурных картинок; обыгрывание и дополнение рисунка-изобращения угощения для персонажа (зернышки и червячки для птички, морковка для зайчика). | |
февраль | 1 | 19 | Баранки-калачики | Освоение техники рисования округлых замкнутых форм; закрепление навыка рисования кистью и красками (правильно держать в руке, вести по ворсу, промывать, набирать краску). |
2 | 20 | Лоскутное одеяло | Создание образа народного лоскутного одеяла с помощью красок и кисточки в сотворчестве с воспитателем; освоение навыка рисования в пределах намеченного пространства. | |
3 | 21 | «Постираем» полотенца | Освоение техники рисования прямых горизонтальных линий; развитие чувства цвета и ритма; создание композиции на основе линейного рисунка (белье сушится на веревочке). | |
4 | 22 | Вот какие у нас сосульки | Рисование сосулек красками; освоение способа рисования вертикальных линий разной длины кисточкой; развитие чувства формы и пропорций | |
март | 1 | 23 | Цветок для мамочки | Подготовка картинок в подарок мамам на праздник; освоение техники рисования образа двумя цветами (на выбор), выделение серединки и лепестков. |
2 | 24 | Солнышко-колоколнышко | Создание образа солнца из большого круга и нескольких лучей – прямых линий, отходящих от круга радиально; развитие мышления, восприятия. | |
3 | 25 | Ручейки бегут, журчат | Рисование ручейка в сотворчестве с воспитателем; освоение способа рисования волнистых линий, размещенных горизонтально; развитие чувства формы и композиции | |
4 | 26 | Вот какие у нас цыплята! | Создание выразительных образов желтых цыплят, гуляющих по зеленой травке; самостоятельный выбор художественных средств. | |
апрель | 1 | 27 | Вот какие у нас флажки! | Самостоятельное рисование красивых узоров на флажках разной формы; воспитание самостоятельности и уверенности; развитие чувства формы и цвета. |
2 | 28 | Вот какой у нас салют! | Создание красивой коллективной композиции в сотворчестве с воспитателем; рисование огней салюта нетрадиционным способом (примакивание тампона). | |
3 | 29 | Вот какие у нас птички! | Создание у детей яркого эмоционального отклика на необычный способ создания изображений; знакомство с возможностью получения образов с помощью отпечатков ладошек; понимание связи между формой ладошки и очертаниями изображаемого объекта (птички летят). | |
4 | 30 | Божьи коровки на лужайке | Упражнение в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета. | |
май | 1 | 31 | Солнышко | Закрепление умения использовать ладонь как изобразительное средство Развивать цветовосприятие |
2 | 32 | Жили у бабуси два веселых гуся | Закрепление умения использовать ладонь как изобразительное средство: окрашивать ее краской и делать отпечаток (большой пальчик смотрит вверх, остальные в сторону). Закрепить умение дополнять изображение деталями. | |
3 | 33 | Травка | Упражнять в технике печатания ладошкой. Закрепить умение заполнять отпечатками всю поверхность листа. Развивать цветовосприятие. | |
4 | Выставка рисунков | Учить рассматривать рисунки. Поощрять эмоциональные проявления и высказывания. Упражнять в выборе (понравившихся и непонравившихся рисунков) |
III. Организационно-педагогические условия реализации программы
3.1. Материально-технические ресурсы
1. Учебно – наглядные пособия
2. Материалы для деятельности:
- гуашь;
- пальчиковые краски;
- ватные палочки;
- кисти;
- стаканы для воды;
- салфетки;
- альбомы.
3.2. Методическая литература
- Занятия по рисованию с дошкольниками / Под ред. Р.Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.
- Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду / Т.С. Комарова. – М.: Просвещение, 1991. – 176 с.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Ранний возраст / И.А. Лыкова. – М.: Карапуз-дидактика, 2009. – 144 с.
- Лыкова И.А. Программа художественного обучения, воспитания и развития детей 2-7 лет / И.А. Лыкова. – М.: Карапуз-дидактика, 2007. – 144 с.
- Фатеева А.А. Рисуем без кисточки / А.А. Фатеева. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 96 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Цветные ладошки» Возрастной состав детей 4-7 лет
Дополнительная образовательная программа «Цветные ладошки» (далее Программа) имеет художественно-эстетическую направленность, разработана н...
Планирование дополнительной образовательной деятельности по развитию речи с использованием материала фольклорного характера. Серия «Ладушки-ладошки» (первая младшая группа).
Развитие речи детей раннего возраста с использованием фольклора, его богатого словарного потенциала: песен, частушек, попевок, закличек, потешек, игр, где сочетаются слово и музыкальный ритм, кот...
Методическое сопровождение к планированию дополнительной образовательной деятельности по развитию речи с использованием материала фольклорного характера. Серия «Ладушки-ладошки» (первая младшая группа). Составила: воспитатель Никулина М.В. г. Бугульма
Игровой и художественный материал для осуществления дополнительной образовательной работы по развитию речи с детьми раннего возраста, с использованием материала фольклорного характера....
Итоговое мероприятия по результатам дополнительной образовательной деятельности по развитию речи с использованием материала фольклорного характера. Серия «Ладушки-ладошки» (первая младшая группа). Составила: воспитатель Никулина М.В. г. Бугульма
Итоговое мероприятие по совокупности результатов дополнительной образовательной деятельности в течении учебного года с детьми первой младшей группы....
Дополнительная образовательная программа Кружок «Цветные ладошки» (вторая младшая группа)
Зачем и почему рисуют дети? Это один из путей совершенствования организма. В начале жизни рисование развивает зрение и умение видеть. Ребенок усваивает понятия «вертикаль» и «г...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Цветные ладошки» (старшая группа)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Цветные ладошки» (старшая группа)...