Дополнительная образовательная программа Кружок «Цветные ладошки» (старшая группа)
рабочая программа по рисованию (старшая группа)
Как известно, основной целью современной системы дополнительного образования выступает воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное развитие», основная часть которого принадлежит изобразительному искусству. Занятия по программе «Цветные ладошки» направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. В программе описано содержание работы в рамках указанной выше образовательной области для детей старшей группы ДОУ, а также обозначены организационно-педагогические условия ее реализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_tsvetnyeladoshki_2020-2021.docx | 33.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная образовательная программа
Кружок
«Цветные ладошки»
Автор-составитель:
воспитатель Киреева Т.В.
Смоленск
2020-2021
Содержание
Пояснительная записка
1.1 Цели и задачи программы
1.2 Планируемые результаты
1.3 Объем образовательной нагрузки
1.4 Характеристика особенностей развития детей старшего дошкольного возраста
Содержание программы
Организационно-педагогические условия реализации программы
3.1. Учебный план
3.2. Расписание занятий
3.3. Описание материально-технического обеспечения программы
Литература
Пояснительная записка
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В.А. Сухомлинский
Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства; доступный вид познания мира ребенком. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребенка – непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Художественное творчество оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к действительности.
Зачем и почему рисуют дети? Это один из путей совершенствования организма. В начале жизни рисование развивает зрение и умение видеть. Ребенок усваивает понятия «вертикаль» и «горизонталь», отсюда линейность ранних детских рисунков. Затем он постигает формы, свойства материалов, постепенно осмысливает окружающее. Происходит это быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, а рисование дает возможность в образной форме выразить то, что уже узнал малыш и что он не всегда может выразить словесно. Рисование не просто способствует развитию зрения, координации движений, речи и мышления, но и помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, все более усложняющиеся представления о мире.
Рисование – естественная потребность ребенка. У него нет «комплекса неумения». Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей.
Таким образом, реализация данной образовательной программы педагогически целесообразна, поскольку она предполагает эмоциональный отклик ребенка на прекрасное (красивое, привлекательное), развивает добрые чувства, творческую деятельность, формирует посильное стремление к преобразованию окружающего по законам красоты, а также к оценке красивых, гармоничных сочетаний красок, звуков и т.д. Эстетический компонент оказывает существенное влияние на установление ведущих звеньев структуры личности в целом.
- Цели и задачи программы
Цель – формирование эстетического отношения, художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.
Реализация цели возможна через решение следующих задач:
- развивать навыки продуктивной деятельности;
- развивать творческие способности ребенка в процессе создания образов, использования различных изобразительных материалов и техник;
- развивать воображение, внимание, чувства восприятия цвета;
- развивать мелкую моторику пальцев рук;
- формировать и расширять представления об окружающем мире.
1.2 Планируемые результаты
- ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в изобразительной продуктивной деятельности;
- у ребенка на уровне, соответствующем возрасту, развита мелкая моторика;
- ребенок способен соблюдать правила безопасного поведения в процессе изодеятельности.
1.3 Объем образовательной нагрузки
Возрастная категория детей | Кол-во занятий в месяц | Продолжительность занятий | Форма обучения | Срок реализации программы |
5-6 лет | 0/2 | 25 мин | очная | 1 год |
1.4 Характеристика возрастных особенностей воспитанников от 5 до 6 лет
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными. Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наи более активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По 247 рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека. Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности. Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ). Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов. Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т. д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является 248 основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д. Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали. Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы. Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
Содержание программы
Сентябрь | |
Тема занятия | Образовательные задачи |
Вводное занятие | Беседа, ознакомление детей с особенностями кружка. Требования к поведению. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности. |
Деревья в нашем парке | Учить детей рисовать лиственные деревья по представлению с передачей характерных особенностей строения ствола и крон |
Октябрь | |
Загадки с грядки | Учить детей рисовать овощи по их описанию в загадках и шуточном стихотворении; развивать воображение |
Осенние листья | Учить детей рисовать осенние листья с натуры, передавая их форму карандашом и колорит - акварельными красками |
Ноябрь | |
Золотая хохлома и золотой лес | Продолжать знакомить детей с «золотой хохломой», рисовать узоры из растительных элементов (травка, Кудрина, ягоды, цветы) по мотивам хохломской росписи |
Чудесные превращения кляксы (кляксография) | Формировать у детей желание к свободному экспериментированию с разными материалами и инструментами: опредмечивание - «оживление» необычных форм |
Декабрь | |
«Белая берёза под моим окном...» (зимний пейзаж) | Учить детей изображать зимнюю (серебрянюю) берёзку по мотивам лирического стихотворения; гармонично сочетать разные изобразительные техники |
Еловые веточки (зимний венок) | Формировать у детей умение рисовать еловые ветки с натуры; создавать коллективную композицию «рождественский венок» |
Январь | |
Начинается январь, открываем календарь... | Учить детей составлять гармоничные цветовые композиции, передающие впечатления о разных временах года |
«Весело качусь я под гору в сугроб...» | Способствовать развитию у детей композиционных умений (рисование по всему листу бумаги с передачей пропорциональных и пространственных отношений) |
Февраль | |
Фантастические цветы | Учить детей изображать фантазийные цветы по мотивам экзотических растений; осваивать приёмы видоизменения и декорирования лепестков и венчиков |
Папин портрет | Формировать у детей умение рисовать мужской портрет с передачей характерных особенностей внешнего вида, характера и настроения конкретного человека (папы, дедушки) |
Март | |
Милой мамочки портрет | Учить рисовать женский портрет с передачей характерных особенностей внешнего вида, характера и настроения конкретного человека |
Солнечный цвет | Формировать у детей интерес к экспериментальному (опытному) освоению цвета; расширению цветовой палитры «солнечных» оттенков (жёлтый, золотой, янтарный, медный, огненный, рыжий) |
Апрель | |
Весеннее небо | Развивать у детей желание к свободному экспериментированию с акварельными красками и разными художественными материалами: учить детей рисовать небо способом цветовой растяжки «по мокрому» |
Превращения камешков | Учить детей создавать художественные образы на основе природных форм (камешков) |
Май | |
Зелёный май (краски весны) | Способствовать развитию творческого воображения, чувства цвета и композиции |
Радуга-дуга | Способствовать самостоятельному и творческому отражению представлений о красивых природных явлениях разными изобразительно-выразительными средствами |
Организационно-педагогические условия реализации программы
3.1. Учебный план
Наименование услуги | Кол-во детей | Длительность занятия (мин) | Кол-во занятий в неделю |
Проведение занятий по развитию художественно-эстетических способностей детей | 15 | 25 | 1 р. в две недели |
3.2 Расписание занятий
Занятие проводится один раз в две недели.
3.3. Описание материально-технического обеспечения Программы
1. Учебно – наглядные пособия
2. Материалы для деятельности:
- гуашь;
- акварельные краски;
- кисти;
- стаканы для воды;
- салфетки;
- альбомы.
Литература
- Лебедева Е.Г. Простые поделки из бумаги и пластилина / Е.Г. Лебедева. – М.: «Айрис - Пресс», 2008.
- Кайдошко Н.Н. Занятия по рисованию и художественному труду для дошкольников / Кайдошко Н.Н.., И.А. Малышева, О.И. Ратникова. – М.:Русское слово, 2008.
- Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий : методическое пособие. Под ред. Р.Г. Казаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2007. (Серия «Вместе с детьми»).
- Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» / И.А. Лыкова. – М.: Карапуз-дидактика, 2007
- Малышева А.Н. Аппликация в детском саду / А.Н.Малышева. – Ярославль: Академия развития, 2006
- Доронова Т.Н. Обучение детей рисованию, лепка, аппликации в игре / Доронова Т.Н., Якобсон С.Т. – М.: Просвещение, 1992
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Цветные ладошки» Возрастной состав детей 4-7 лет
Дополнительная образовательная программа «Цветные ладошки» (далее Программа) имеет художественно-эстетическую направленность, разработана н...
Дополнительная образовательная программа "Цветные ладошки"
Дополнительная образовательная программа имеет художественно-эстетическую напрвленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у воспитанников х...
Мониторинг по реализации дополнительной образовательной программы «Конструкторское бюро» старшей группы
Реализация дополнительной образовательной программы "Конструкторское бюро"...
Рабочая программа по дополнительному образованию Кружок «Волшебные ладошки». Старшая группа
Актуальность программы «Волшебные ладошки» заключается в том, что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или ино...
«Цветные ладошки» старшая группа
laquo;Цветные ладошки» Программа по художественно – эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Цветные ладошки» (старшая группа)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Цветные ладошки» (старшая группа)...