Выступление пед час "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников " (из опыта работы музыкального руководителя) Музыкальный руководитель: ПоповаЛ.С..
статья
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
(из опыта работы музыкального руководителя)
Музыкальный руководитель: ПоповаЛ.С.
Дошкольный возраст наиболее важен для формирования нравственно-патриотических чувств.
Дети - наше будущее. От нас зависит, какими они вырастут, будут ли любить свою Родину и гордиться ей, заботиться о ее процветании. Наша задача - дать возможность детям соприкоснуться с духовной культурой России. А так, как наш детский сад имеет статус казачества и мы живем в Ростовской области ,наши воспитательные задачи непосредственно связаны с изучением казачества на Дону.
Наш регион благодатный для воспитания нравственно – патриотических чувств посредством казачьих традиций и обычаев, многовекового опыта мужественного, трудолюбивого и творческого народа.
Я в своей работе музыкального руководителя помогаю приблизить дошкольников к истории своего родного края – донской культуре.
Слушая казачью народную музыку , исполняя народные танцы, песни, хороводы, знакомясь с народными и православными праздниками, дети впитывают культуру нашего края с раннего возраста.
Сегодняшнее дошкольное образование определяет будущее нашей страны - России. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке
Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество, чувствовал ответственность за свою родину, его надо таким воспитать.
Занимаясь вопросами нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста, веду работу целенаправленно и систематично как на музыкальных занятиях, так и при проведении праздников, утренников, развлечений.
В ходе работы по патриотическому воспитанию решаются такие задачи, как:
- дать представление о казачьей культуре во всем ее многообразии через развитие исторической памяти и творческих способностей детей;
- пробуждать интерес и любовь к национальной культуре, народному творчеству, обычаям;
- средствами музыки воспитывать у детей любовь и уважение к своей семье, родному дому, родной улице, детскому саду, городу, стране.
Работу свою веду совместно с педагогами Ромашкина А .В. и Стебловская В.Г.
Мы вместе подбираем материал к казачьим праздникам и развлечениям , подбираем фольклорные произведения которые отражают национальную самобытность народа.
Используем различные способы подачи информации. Это - беседы, занятия, участие в обрядах, играх, хороводах, прослушивание казачьей народной музыки и обучение игре на детских музыкальных инструментах.
Мой музыкальный репертуар для Казачьих праздников в детском саду подбираю, в основном, из русских народных мелодий и казачьих народных мелодий .
Дети овладевают игрой на таких инструментах, как дудки, колокольчики, свистульки, трещотка, маракас, деревянные ложки и т.д. Дети казачата успешно выступают на утренниках и развлечениях, принимают участие в концертах .
Оформляя музыкальный зал, используем рисунки и поделки детей, привлекаем родителей к участию в подготовке к праздничным мероприятиям (мамы и бабушки шьют, вышивают, вяжут, на Масленицу пекут блины, на Пасху приносят пасхи, куличи, крашеные яйца и т. д.), помогают оформлять костюмы, шить их, приносят всевозможную утварь, самовары, глиняную посуду, изделия ручной работы из дерева, глины, красочные рушники, салфетки. Все это входит в жизнь семьи и детского сада, помогает и способствует развитию нравственно-патриотических чувств.
Дети участвуют в постановке фольклорных праздников, где в совокупности представлены различные жанры казачьего народного песенного и поэтического творчества.
В репертуаре (включить свою страничку сайта) определенное место отведено календарным песням. Каждая из таких песен приурочена к определенному времени года и празднику. Таковы колядки, масленичные песни, календарные песни объединяются по тематике и сюжетам и наиболее полно и интересно раскрывают обряд, в котором они исполняются.
Дошкольники с удовольствием поют казачьи народные песни и водят хороводы, чувствуют их красоту, становятся подлинными носителями казачьей народных традиций.
Кроме песен, плясок и хороводов разучиваю с казачатами потешки с движениями, казачьи народные игры. Народные игры содержат в себе информацию о традициях многих поколений, которые через игровое общение усваивали культуру своего народа. Привитие интереса детей к казачьей военной песне невозможно без активного участия взрослого, который выступает активным транслятором культуры. Казачьи праздники всегда были яркими, зрелищными и многолюдными мероприятиями. В настоящее время люди отмечают и традиционные даты, пришедшие к нам из глубины веков:. Масленица, Пасха, Троица. Дошкольники любят эти праздники. Также дети старшего дошкольного возраста принимают активное участие в проведении таких акций как: «Люби и знай родной свой край», «Народная культура и традиции», «Осенняя ярмарка» (Посиделки) и др.Эти народные и православные праздники всегда откладывают яркие впечатления в памяти детей.
Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема “Защитников Отечества”.Казаки были - воины, защитники. Наибольшее влияние на патриотическое воспитание детей оказывает проведение праздников, развлечений, занятий, посвященных Дням воинской славы.
Внимание уделяю теме Великой Отечественной войны. Разучивая песни и танцы на военную тематику ко Дню Победы, одновременно решаю задачи расширения представлений детей о Великой Отечественной войне, воспитания уважения и чувства благодарности к воинам – защитникам.
Воспитанию любви к родному отечеству способствует и проведение таких праздников как: день России, День Государственного флага Российской Федерации. Дети знакомятся с городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.
Таким образом, музыка, влияя на чувства, настроения ребенка, помогает воспитаниюдуши, воздействует на процесс становления нравственных качеств дошкольника.
А задача музыкального руководителя и всех участников педагогического процесса - воспитать достойного человека, гражданина Российской Федерации, любящего свою Родину.
(Все выступление сопровождается показом слайдов из личного сайта музыкального руководителя )
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на семинаре "Дошкольное воспитание в Канаде"
в данной презентации описывается опыт дошкольной педагогики в Канаде. Её отличия от Российской педагогики....
Выступление на семинаре "Дошкольное воспитание в Канаде"
для сохранения здоровья детей используются всевозможные методики, в этом докладе несколько из них....
Выступление на педсовете "Поликультурное воспитание. Школа Диалога Культур"
Материал в виде доклада на тему "Поликультурное воспитание в ДОУ". Предсталяет собой краткое описание целей, этапов и предполагаемых результатов при использовании полиязычия в воспитательном процессе....
Выступление на педсовете :«Трудовое воспитание младших дошкольников»
Выступление на педсовете :«Трудовое воспитание младших дошкольников»Главная задача трудового воспитания – формирование правильного отношения детей к труду. Она может быть успешно решена только на осно...
Выступление на педсовете : "Патриотическое воспитание дошкольников"
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников, процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убежденности и вдохновения....
Выступления на тему «Экологическое воспитание дошкольников»
Экологическое воспитание представляет собой один из важных разделов дошкольного образования. Промышленные объекты и стремительное развитие новых технологий оказывает отрицательное воздействие на окруж...
ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ Тема: «Роль сюжетного конструирования в умственном воспитании ребёнка второго года жизни».
Тема: «Роль сюжетного конструирования в умственномвоспитании ребёнка второго года жизни»....