Выступления на тему «Экологическое воспитание дошкольников»
статья по теме

Ахметова Лилия Шайхинуровна

Экологическое воспитание представляет собой один из важных разделов дошкольного образования. Промышленные объекты и стремительное развитие новых технологий оказывает отрицательное воздействие на окружающую нас природу. В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_zkologicheskuyu_temu.docx19.7 КБ

Предварительный просмотр:

 Выступление на тему:  «Экологическое воспитание дошкольников»

«Все меньше окружающей природы,

Все больше окружающей среды»

Р. Рождественский

Экологическое воспитание представляет собой один из важных разделов дошкольного образования. Промышленные объекты и стремительное развитие новых технологий оказывает отрицательное воздействие на окружающую нас природу. В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.

: С вмешательством человека, некогда первозданная чистота окружающей среды стала постепенно увядать, скудеть прямо на глазах. Ведь у природы ограниченная способность к восстановлению. Каждый из нас должен задуматься, не разрушает ли его действие окружающую среду, не наносит ли это вред растениям и животным и самому человеку. Что оставим мы своим потомкам. Для этого необходимо поменять образ мышления человека, его образа жизни и взаимоотношения с природой. Общаться с окружающим нас миром на «ВЫ». Беречь и охранять ПРИРОДУ- МАТУШКУ.

В связи с этим с раннего возраста необходимо обратить внимание на экологическое воспитание дошкольников. В рамках экологического воспитания ребенок должен освоить как очень простые истины, например, убирать мусор за собой, так и весьма сложные отношения, связанные с явлениями природы и их учетом в повседневной жизни людей. Существуют различные подходы к построению программ экологического воспитания. В первую очередь, они связаны с развитием у детей чувства любви к родной природе и к окружающему ребенка ландшафту, его флоре и фауне. Малыш с раннего детства учится бережному отношению к растениям и животным. Но воспитание чувства любви невозможно без знаний об особенностях растений и животных, их привычках, той роли, которую они играют в жизни человека. Если внимательно посмотреть на городской пейзаж, то можно увидеть и бродячих собак, и болезненных кошек, и птиц – воробьев и ворон – которые нуждаются в помощи, особенно зимой. Поэтому особая роль отводится решению такой задачи, как нахождение путей и способов поддержки окружающей природы усилиями маленьких жителей нашего города. Здесь может быть полезна деятельность детей по созданию проектов, направленных на оказание помощи (создание кормушек, поддержание чистоты, уход за растениями и т. п.) . Попутно следует прививать и чувство ответственности. Это чувство формируется постепенно, по мере того, как дети учатся ухаживать за растениями, совместно с родителями изготавливать кормушки для птиц, наблюдать и делать выводы. Перед нами стоит задача- заинтересовать, поддержать детский интерес. Показать значимость окружающей среды для всего живого на земле. Путем наблюдений, опытов, исследований, чтением художественной литературы, изобразительного искусства, способствовать формированию у детей потребности в непосредственном участии каждого дошколенка в экологической деятельности. Воспитывать бережное отношение к природе, заложить основу формирования личности с новым образом мышления, и типом поведения в окружающей среде- экологическим.

Экологическое воспитание, как и воспитание любых чувств, не может осуществляться шаблонно и формально. Ребенок тогда будет выстраивать свое отношение к окружающей его природе, когда он поймет природу как особую ценность.

В первую очередь необходимо тесное сотрудничество с родителями. Ведь работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей в работе дошкольных учреждений. Только опираясь на семью и только совместными усилиями с родителями можно решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.

Будущее окружающей нас природы перейдет в эти маленькие ручонки, которые мы должны научить созидать, приумножать, любить и беречь, а не разрушать!

Из опыта работы

 Летом территория нашего детского сада, особенно красива, обилие ярких, душистых цветов привлекает внимание не только людей, но и насекомых. Вот он удобный момент, где можно рассказать и наглядно показать о жизни насекомых, об их пользе. При правильном руководстве наблюдением окружающего, ребенок начинает понимать, что хорошо, а что плохо. Систематическое наблюдение в природе учат детей быть внимательными.

 Великий художник Леонардо да Винчи сказал: «В наставницы себе я взял Природу, учительницу всех учителей!» Природа – первооснова красоты, гармонии и величия. Ее уникальные произведения – озера, реки, лес, поля способны обогатить радостью, озарить душу светлым и чистым чувством. А в результате, наблюдая природу, сформирует у него высокую эстетическую и духовную культуру, умение беречь и совершенствовать красоту родной земли.

Любое наблюдение – это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности, поэтому оно непродолжительно. Педагогическое общение воспитателя с детьми принимает познавательную окраску: педагог задает четкие, конкретные вопросы, направляя детей на поиск информации, выслушивает их ответы, доброжелательно реагирует на каждое сообщение. И самое главное – хвалит за правильный ответ, похвалой стимулирует дальнейший поиск информации. Циклы наблюдений, сопровождаемые познавательным общением воспитателя с детьми, развивает в них наблюдательность, стойкий интерес к природе, формирует отчетливые конкретные представления о морфофункциональных особенностях растений и их связи со средой обитания.

Для педагога важно научить детей видеть ценить тихую прелесть крохотного полевого цветка, трудолюбивого муравья или паучка на лесной тропинке, слышать чарующие звуки природы – пение птиц, шелест листьев и трав, журчание воды… Научить детей видеть красивое – дело сложное. Если педагог сам искренне любит природу и бережно относится к ней, он сможет передать эти чувства детям. Дети очень наблюдательны и чутки к словам, настроению и делам взрослого, они быстро видят положительное и подражают своему наставнику. Любовь к природе означает не только определенное душевное состояние, восприятие ее красоты, но и ее понимание, ее познание.

Один из способов донести до ребенка всю прелесть окружающего мира, является сказка. Сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добром и злом. Она – универсальный учитель. В своей работе с детьми мы используем произведения доктора педагогических наук Н.А. Рыжовой, которые помогают понять природу, взаимоотношения с ней человека. В занимательной форме они знакомят детей с природными явлениями, их взаимосвязи, с некоторыми понятиями экологии, проблемами влияния человека на природу и многими другими. 

Сказку, рассказ можно обсудить, обыграть, по их мотивам можно поставить кукольные спектакли, создавать серии иллюстраций. Например, ребята с удовольствием «превращаются» в сказочных персонажей и рассуждают от их имени.

 Совместная организационно-хозяйственная, трудовая деятельность в зеленой зоне детского сада, выращивание растений, забота о животных могут принимать различные формы и проходить с разной степенью включенности и участия, как взрослых, так и детей.

В старшем дошкольном возрасте самостоятельность детей интенсивно нарастает и становиться возможным их дежурство в уголке природы, при этом воспитатель помогает им. Труд детей становится осмысленным, экологически целесообразным.

 Созданная экологическая тропинка выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Она позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Не обязательно сразу посещать все точки тропинки. Все зависит от возраста детей и целей. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года. На тропинке проводятся разные наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии.

 В целом в экологическом обучении наиболее эффективным является интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, т.е. эколизацию различных видов деятельности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему: "Экологическое воспитание дошкольников в современном ДОУ"

В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и знаний о природе. Природное окружение представляет большие возможности для разнообразной деятельности детей, для формирования э...

Выступление из опыта работы на тему: "Экологическое воспитание дошкольников"

Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности, интеллекта.  Человек и природа — философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуа...

Выступление на семинаре для педагогов Тема: «Экологическое воспитание дошкольников через игру»

Игра – это  способ осмысления  окружающего мира и своего места  в  нём, освоения, соответствующих  различным ситуациям,  моделей  поведения....

Выступление на тему « Экологическое воспитание дошкольников»

Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС — это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры....

Выступление на педагогическом совете с темой: «Экологическое воспитание дошкольников»

Экологическое воспитание одно из важнейших направлений с дошкольниками...