ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ Тема: «Роль сюжетного конструирования в умственном воспитании ребёнка второго года жизни».
консультация на тему
Тема: «Роль сюжетного конструирования в умственном
воспитании ребёнка второго года жизни».
Скачать:
Предварительный просмотр:
ВЫСТУПЛЕНИЕ
ИЗ ОПЫТА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
Тема: «Роль сюжетного конструирования в умственном
воспитании ребёнка второго года жизни».
Подготовила: Наумова О.М.
Игры-занятия со строительным материалом не только интересны и увлекательны, но и не заменимы для умственного развития и воспитания ребёнка. Игровая форма занятий способствует развитию его познавательного интереса, помогает уберечь от утомления , активизирует разнообразные движения, стимулирует частую смену позиций (сидя, стоя, на ковре, за столом и т.д.). Проводить такие занятия следует регулярно.
Занятия по сюжетному конструированию преследуют одновременно две цели.
Во-первых, научить малыша элементарным навыкам конструирования. При этом решается и психологическая задача: ребенок приобщается к ещё одному виду достижения практической цели – использует игрушечные строительные материалы в качестве средства для сооружения тех или иных построек.
Во-вторых, научить ребёнка создавать конструкции, использовать их в игре, несложный сюжет которой имеет структуру практической задачи.
Дома я старалась обучать свою дочь конструктивным действиям со строительным материалом. Мои действия сводились к тому, что я показывала ей образец постройки, а затем учила её приёмам, которые позволяли ( на основе подражания, её собственных усилий, моей помощи и самоконтроля) создавать простые конструкции из ограниченного количества игрушечных строительных деталей.
Я с самого начала старалась мотивировать необходимость сооружения постройки событиями несложного, понятного моей дочери сюжета – конструктивные действия при этом приобретают определённый смысл в контексте решения игровой задачи. Акцент переносится с близкого конструирования самого по себе на постройку, как средства воплощения понятного ей сюжета, содержание которого исходит от меня. Создание конструкции, хотя и подчинено при этом игровой задаче, она является
объектом специального моего внимания, и я старалась вовремя помочь своей дочери, если она после демонстрации необходимых конструктивных действий затруднялась в их реализации. Если было необходимо, я повторно показывала образец постройки, поправляла постройку, достраивала её сама в случае, если моя дочь затруднялась и была огорчена неудачей. По завершении конструкции я также показывала, как можно использовать эту конструкцию для игры с сюжетной фигуркой.
Метод сюжетного конструирования является действенным помощником при обучении конкретным конструктивным приемам – он исключает возможность бездумного, механического подражания, препятствует проявлению таких нежелательных действий, как неупорядоченное нагромождение деталей.
Это важно, потому, что второй год жизни – период интенсивного формирования наглядно-действенного мышления, которое выражается прежде всего в практическом решении предметных задач.
Структура наглядно-действенного мышления становится двухстепенной: для достижения основной цели – игры с постройкой и сюжетными фигурками ( матрешка, шофер, собачка и т.п.) – ребенок сначала сооружает постройку, затем вводит её в игру, где она же является средством реализации определенного сюжета.
Игра с постройкой очень проста. Однако она выводит наглядно-действенное мышление на новый этап своего развития: ребенок опирается на значительно больший социальный опыт, закрепленный не только в способе действия или средстве его осуществления, но и в слове, которое придает постройке смысл и задерживает его в памяти. Малыш теперь выбирает для постройки домика нужные по размеру детали, например такие, чтобы собачка или матрешка поместилась в домике, и могли свободно выходить погулять.
Такого уровня конструирования и игры с постройкой и сюжетной фигуркой ребенок достигает примерно к двум годам при условии правильного воспитания и регулярных занятий не только в детском саду, но и дома.
В дальнейшем конструктивная деятельность должна усложняться, а главное социальный смысл постройки становится доступным малышу уже на втором году жизни (через понятный ребенку сюжет простой игры).
Литература :
- Давидчук А.Н.
Развитие у дошкольников конструктивного творчества. Изд. 2-е, доп. М., «Просвещение», 1976.
- Лиштван З.В.
Конструирование: Пособие для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1981.
- Шайдурова Н.В.
Развитие ребёнка в конструктивной деятельности: Справочное пособие. – М.: Т.Ц. Сфера, 2008 9программы ДОУ; Приложение к журналу «Управление ДОУ» (3)).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
роль сюжетного конструирования в умственном воспитании ребенка.
Игры-занятия со строительным материалом не только интересны и увлекательны,но и не заменимы для умственного развития ребенка.Игровая форма занятий способствует развитию его познавательного интереса,по...
Развитие речи ребёнка второго года жизни
Определены показатели развития речи ребёнка второго года жизни по периодам. Предложены рекомендации по развитию речи детей второго года жизни....
Буклет для родителей для родителей "Особенности воспитания ребёнка шестого года жизни"
Несколько практических советов от воспитателя родителям....
ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЁНКА ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ
Данный материал поможет Вам родители сформировать положительное отношение к трудовой деятельности и воспитать настоящего помощника!!!...
Консультация для родителей "Дидактические игры в жизни ребёнка второго года жизни"
Консультация для родителей "Дидактические игры в жизни ребёнка второго года жизни"...
Игры для развития понимания речи ребёнка второго года жизни (с 1 года до 2 лет)
Речь складывается из активного и пассивного словаря. Нужно заложить фундамент для речи – накопить достаточно большой пассивный словарь, для того чтобы появилась возможность перехода к активному ...